Главная страница

Методическое пособие для педагогов Е. А стребелева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др. под ред. Е. А. Стребелевой. М. Экзамен, 2004


Скачать 111.5 Kb.
НазваниеМетодическое пособие для педагогов Е. А стребелева, Ю. Ю. Белякова, М. В. Браткова и др. под ред. Е. А. Стребелевой. М. Экзамен, 2004
АнкорMetodicheskoe_obespechenie_DOU_detey_s_narusheniami_oporno-dvigatelnogo_apparata.doc
Дата24.09.2017
Размер111.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodicheskoe_obespechenie_DOU_detey_s_narusheniami_oporno-dviga
ТипМетодическое пособие
#18259
Каталог

С этим файлом связано 42168 файл(ов). Среди них: lekcii_po_gigiene.doc, Ftiziatria_zadachi.doc, Kak_pravilno_prisedat_Polnoe_rukovodstvo.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_2.pdf, Kak_dostich_svoego_potentsiala_v_prisedaniakh_Chast_1.pdf, 20_prichin_chtoby_prisedat_prisedat_i_esche_raz_prisedat.pdf, Огоньки(знакомства,конфликтные,адаптации итд).doc, vasileva_okruzhayuschiy_mir.docx, ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, ЛОВКОСТЬ, РЕА и ещё 42158 файл(а).
Показать все связанные файлы

Составители:

Л.И.Федорова, научн.сотр. ГРЦ ИПИО МГППУ

С.А.Абрамова, методист ГБОУ МЦ СОУО ДО г. Москвы

М.В.Кузнецова, методист ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка»
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата



Название

Аннотация

Обучение и воспитание

Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001, 192с.



В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях, технологии специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий.

Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: методическое пособие. – М.: КАРО, 2006

Методическое пособие содержит данные об особенностях развития и комплексной коррекции нарушений развития у детей с двигательной патологией в первые годы жизни, проанализирован процесс формирования двигательных функций, описаны этапы познавательного, доречевого и речевого развития ребенка в онтогенезе.

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Экзамен, 2004.

В пособии представлен системный подход к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида. Изложены организация коррекционно-педагогической работы с детьми, содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания, работа учителя - дефектолога с родителями, дана методика психолого-педагогического обследования.

Симонова Н.В. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 1987.


Проект программы воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом предназначен для работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет, имеющими диагноз «Детский церебральный паралич». Проект программы содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающим в совокупности разностороннее развитие ребенка с церебральным параличом и подготовку его к школе.

Образовательные области: «Социализация», «Познание», «Безопасность»

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008

В пособии рассмотрены особенности развития детей с детским церебральным параличом. Описаны методы исследования, определены основные подходы к организации и содержанию занятий, направленных на коррекцию наиболее нарушенных психических функций и двигательной среды. Подробно описаны технологии работы с детьми с ДЦП.

Баряева Л.Б. , Герасимова Е.О. , Данилина Г.С. , Макарчук Н.А. Родник: программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего возраста. - СПб., ЛОИРО, 1997.


Использование предлагаемой программы поможем педагогам, воспитателям и родителям сформировать и развить у ребенка (как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями) различные формы осознания себя как личности в системе отношений с взрослыми, сверстниками и окружающей природой. Материал программы распределен по годам обучения. Предложены краткие методические рекомендации, даны варианты конспектов занятий, литературный материал, образцы дидактических игр и игрушек.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ. 2003

В данном научно-практическом пособии излагаются различные психокоррекционные технологии, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития. Представленные технологии апробированы в процессе многолетнего опыта работы с детьми и подростками с проблемами в развитии.

Устинова Е.В. Детский церебральный паралич: психологическая помощь дошкольникам. – М.: Книголюб, 2007

В пособии рассматриваются психологические особенности страхов и тревожности у дошкольников с церебральным параличом. Книга содержит как теоретический, так и практико-ориентированный материал: диагностическую программу, схемы наблюдения и анализа детских рисунков, протоколы к диагностическим методикам, рекомендации родителям тревожных детей, описание игр и упражнений с использованием куклотерапии и изобразительной терапии, готовое тематическое планирование и структуру психокоррекционных занятий.

Симонова Т.Н. Система психолого-медико-педагогической реабилитации детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича.- Астрахань, 2008

В издании представлен комплекс методов и приемов по комплексной реабилитации детей с ДЦП.

Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

Пособие ориентировано на широкий круг читателей, интерес которых лежит в области проблемы социально-психологической адаптации дошкольников с отклонениями в развитии, в частности с ДЦП. В нем представлены характеристика особенностей социального развития дошкольников с церебральным параличом, раскрыто содержание изучения социально-психологического статуса детей, даны рекомендации к организации и содержанию коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей повышение эффективности процесса социализации детей с двигательными нарушениями.
Предназначено для студентов и преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования по специальности 0320000, 0318, 0319, работников ДОУ, специалистов, студентов и преподавателей.

Титова О.В. Справа-слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. - М., 2004

В пособии рассматриваются особенности развития пространственных представлений у детей с опорно-двигательными нарушениями и даются методические рекомендации, направленные на формирование этих представлений.

Образовательная область «Коммуникация» и коррекция речевых нарушений у детей

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей //в сб. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2009.

В содержании логопедической программы учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.



Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.

В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей.

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., АСТ: Астрель, 2007


В пособии представлена развернутая клинико-психологическая характеристика нарушений речи детей со стертой дизартрией. Рассматриваются технологии формирования у них общей, мелкой и артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматических навыков и интонационно-выразительных средств речи. Разработана схема экспериментальной дифференциальной диагностики.

Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП.- СПб., Детство-Пресс, 2004

В пособии представлены теоретические и практические материалы по диагностике, профилактике и коррекции различных отклонений в развитии речи дошкольников, в том числе детей раннего возраста. Издание снабжено подробными комментариями, относящимися к занятиям с дошкольниками при ДЦП.
В приложении содержатся схемы обследования, логопедическая диагностика, артикуляционная гимнастика по М. Е.Хватцеву и И. И. Панченко, планирование работы в группе, тарифно-квалификационная характеристика логопеда и др.

Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 страниц

В книге представлен опыт логопедической службы психоневрологического санатория №65 по психологической поддержке и обучению родителей, имеющих детей с диагнозами: общее недоразвитие речи уровня, обусловленное дизартриями при детском церебральном параличе, алалии и анартрии.

Архипова Е.Ф., Логопедический массаж при дизартрии. - Владимир, 2008



В книге рассматривается технология коррекции речевых расстройств у детей с дизартрией, а также представлена методика проведения точечного, зондового и ручного массажа. Предлагаются дифференцированные приемы массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при различных речевых нарушениях.

Приходько О. Г., Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста – СПб., КАРО, 2008

В книге представлен дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогический работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств.

Дедюхина Г.В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М.: Гном-Пресс, 1999

Данная книга представляет собой систематизированный опыт работы по использованию логопедического массажа и лечебной физкультуры в комплексе реабилитационных мероприятий для детей 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом. Содержится система занятий с оригинальными ручными тренажерами, предлагается вариативность комплексных нагрузок.

Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»

Малакова И.Б. Абилитация детей с церебральным параличом. Формирование движений.- М.: ГНОМ, 2011

Предлагаемая автором система комплексных упражнений разработана на основе принципов и идей кондуктивной педагогики венгерского ученого А. Пето. Упражнения представляют собой серии специальных двигательных режимов, построенных на использовании детских стихов, песенок, национальных игр. Они воздействуют одновременно на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную, речевую, познавательную сферы ребенка, гармонизируют психику, развивают творческие способности, вовлекают в процесс абилитации биоэнергетические ресурсы собственного организма.

Клюева Н.М. Корригирующая гимнастика для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – СПб., Детство-Пресс, 2007

Представлены комплексы гимнастики для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых снижены физиологические резервы дыхания, кровообращения, нарушены адаптивные реакции, что неизбежно приводит к последующим сложностям в обучении в начальный школьный период. Занятия направлены на формирование у детей ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата явились целью разработанного проекта по оздоровлению детей дошкольного возраста.

Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.,2006


В книге рассматривается широкий круг вопросов лечебной физкультуры, применяемой в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автор предлагает отработанную систему физической реабилитации детей с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата: дефектами осанки и плоскостопием.

Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М., Просвещение, 2007.

Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. - М., Просвещение, 2005.

В пособии представлена система занятий по физической культуре разного типа, раскрыты особенности их организации в помещении и на открытом воздухе. На каждом занятии, построенном с учетом принципов оптимизации, дифференциации и индивидуализации, решается комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.


Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1991

В книге с учетом специфики двигательных нарушений обосновываются содержание и методы физического воспитания детей с церебральным параличом. Приводятся рекомендации по использованию конкретных приемов развития и коррекций движений при ДЦП.

Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП. – Москва: Теревинф, 2012

В первой части книги автор, кинезиотерапевт с многолетним стажем, живо и интересно рассказывает истории из своей практики оказания помощи детям и взрослым с ДЦП и другими двигательными нарушениями. Вторая часть полностью посвящена одному распространенному виду нарушений – гиперкинезам. В ней приводится несколько серий коррекционных упражнений, и излагаются общие принципы работы с гиперкинезами.

Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физвоспитания, М.: ВЛАДОС, 2006

В пособии предоставлена конкретная и аргументированная информация о воздействии средств и методов физической культуры и спорта на формирование речевой сферы учащихся с тяжелой речевой патологией. Для осуществления поставленной цели требуется выполнение специальных задач физического воспитания: развитие двигательного анализатора, создание физиологических и психологических условий для совершенствования речевых возможностей детей.

Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Academia, 2003.

В учебном пособии показаны возможности физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на спортивных занятиях в гетерогенных группах.

Новикова И.М.. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2009



Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, родителей и детей, формирование здоровьесберегающего пространства. В пособии представлены: диагностическая программа исследования представлений старших дошкольников о здоровье и здоровом образе жизни; показатели и критерии качественного анализа когнитивного и поведенческого компонентов этих представлений; критерии оценки, отражающие уровни представлений дошкольников о ЗОЖ; планирование работы в течение года с педагогами, родителями и детьми; конспекты занятий, досугов, бесед; дидактические игры.

Образовательные области «Художественное творчество», «Труд»

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарская Л.Н., Добровольская Г.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., 2011

В книге рассматривается взаимодействие педагогики и искусства в коррекционно-направленном процессе формирования художественной культуры детей с проблемами в развитии; показаны возможности и формы использования арттерапевтических методов в специальном образовательном учреждении компенсирующего вида.

Коноваленко С.В. ДЦП: Конструктивная деятельность детей. – М., Книголюб, 2007

В пособии рассмотрены особенности развития детей с ДЦП, дан анализ формирования конструктивной деятельности в онтогенезе. Основное внимание уделено значению и специфике конструирования в психокоррекционной работе с детьми, больными ДЦП. Описаны методы исследования, определены основные подходы к организации и содержанию занятий по конструированию, предложены общеукрепляющие и общеразвивающие пропедевтические упражнения, а также упражнения, формирующие первоначальные конструктивные навыки.

Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М., 2001.

Пособие посвящено проблемам сенсомоторного развития детей на занятиях по изобразительному искусству и отражает часть общей программы по сенсомоторной интеграции в дошкольном возрасте. В содержании раскрыты особенности формирования системы восприятия, являющейся базовой в познании ребенком окружающего мира и создающей благоприятную основу для обучения. А также показаны методы активизации сенсомоторных процессов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению изодеятельности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. - М.,1998.

В пособии представлены особенности формирования изобразительной деятельности у детей с ДЦП, даны рекомендации по обучению старших дошкольников и младших школьников.

Образовательная область «Музыка»

Кононова Н.Г. Коррекция функций у детей с церебральным параличом средствами музыки. – М.: ВЛАДОС, 2008

В работе раскрывается роль музыки в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников с церебральным параличом. Даются рекомендации, как с помощью музыки достичь определенных результатов коррекции речи и движения ребенка, в его раскрепощении, развитии познавательной активности и самостоятельности.

Литература для родителей

Смирнова И. А. Наш особенный ребенок. Книга для родителей ребенка с ДЦП. – М., 2006


Автор книги в популярной форме дает советы по кормлению, обучению навыкам самообслуживания, развитию движений, психики, речи детей с ДЦП. Рекомендации могут быть полезны и родителям, воспитывающим детей с разными проблемами в развитии. Содержание книги также может заинтересовать педагогов, психологов, логопедов, студентов педагогических вузов, училищ и колледжей.

Финни Нэнси Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Книга для родителей. – М.:Теревинф, 2009.


В книге описаны возникающие при церебральном параличе нарушения и обусловленные ими трудности в повседневной жизни ребенка и его семье, представлена продуманная система рекомендаций, ориентированная на формирование у ребенка непатологических поз и движений. В центре ее внимания - личность малыша, который в будущем должен стать независимым и активным членом общества.

Вспомогательные средства и приспособления. В помощь детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. – Минск, 2010

Цель этой книги – помочь разобраться в нуждах детей с ДЦП.

Хольц Р., Помощь детям с церебральным параличом. – М.:Теревинф, 2007

Эта книга написана специалистом по физиотерапии с многолетним опытом работы. Она рассказывает о вспомогательных приспособлениях для занятий с детьми с церебральным параличом. Эта книга содержит материал, с помощью которого родители таких детей и медицинские специалисты могли разобраться в многочисленных приспособлениях, а также в противопоказаниях к их использованию.

Дополнительная литература

Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – М.: ИОИ,2001 г.

В пособии представлены современные клинические, психологические и педагогические работы по диагностике, коррекции, реабилитации, а также обучению и воспитанию детей, страдающих разными формами церебрального паралича. Обозначены современные проблемы социализации и интеграции детей-инвалидов, приводятся психолого-педагогические исследования детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности их школьной, семейной и социальной адаптации в работах отечественных и зарубежных авторов.

Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. -М.Владос, 2004

В учебном пособии впервые представлена систематизация клинических, психологических и педагогических сведений о детях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Подробно изложены психические нарушения, психодиагностические и психокоррекционные аспекты работы психолога при церебральном параличе и других формах двигательной патологии.

Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений. Методическое пособие под ред. Л.М.Шипициной. - СПб, 1995

В пособии приводится большое количество практических приемов по коррекции развития дошкольников с нарушениями движения.

Акатов Л. И., Артеменко Е. В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП.- Курск, 2001

В учебном пособии рассматриваются психологические аспекты социальной реабилитации детей с ДЦП.


Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП. – Пенза, 2005.

В пособии представлена система двигательной реабилитации детей с ДЦП.


перейти в каталог файлов
связь с админом