НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для специальности 0401Лечебное дело
Пояснительная записка
Пособие написано в помощь студентам старших курсов медицинских училищ и колледжей для подготовки к практическим занятиям и производственной практике в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и примерной программой по предмету «Нервные болезни». Полученные знания студенты смогут применить не только в профессиональной практике, но и в жизни.
На современном этапе развития сестринского дела от медицинской сестры требуется:
1) самостоятельно осуществлять уход за пациентом;
2) готовить пациента ко всем видам исследований;
3) ассистировать врачу при проведении врачебных манипуляций;
4) защищать интересы и права пациента;
5) выполнять профессиональные функции, связанные со здоровьем пациента;
6) организовывать и координировать систему поддержки пациента;
7) консультировать и обучать пациента.
По словам медсестры-исследователя Вирджинии Хендерсон, «сестринское дело — это проявление личной заботы медсестры о сохранении, укреплении, поддержании здоровья пациента, как если бы он это делал сам, имея силу, волю и знание».
Необходимо помнить о том, что «по сути своей, сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний, организации практической и научной подготовки».
В методическом пособии рассматривается использование алгоритмов манипуляций при решении проблем больного с учетом его нарушенных потребностей при различных неврологических заболеваниях.
Пациент из пассивного носителя болезни превращается в активного участника ухода за собой. Организует, направляет и выполняет этот процесс медсестра — специалист-профессионал.
Введение
Сестра должна иметь троякую квалификацию: научную — для понимания болезни, сердечную — для понимания больных и техническую — для ухода за больным...
Цель сестринского ухода: создать пациенту наилучшие условия для активизации его собственных сил Ф. Найтингейл
Сестринское дело — составная часть системы здравоохранения. И рассматривать проблемы сестринского дела необходимо с учетом тех направлений, по которым развивается отечественное здравоохранение.
Последовательный систематический профессиональный уход медицинской сестры за больным называется сестринским процессом.
В невропатологии также есть сестринский процесс, который включает в себя пять этапов и начинается с обследования больного, имеющего различные неврологические заболевания, определения его потребностей, проблем и необходимых способов их решения с помощью ухода за ним.
Процесс включает в себя следующие этапы:
1 этап — медсестринское обследование
Сбор необходимой информации медсестрой:
- от самого пациента, его семьи (при общении с больным или его родственниками);
- при изучении медицинской документации больного;
- при осмотре больного другими медицинскими специалистами;
- при изучении специальной литературы.
Субъективная информация включает в себя: Ф.И.О., возраст, место работы, учебы, место жительства и т.д.
Объективная информация включает в себя: осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию.
При сборе информации можно использовать рекомендации для ведения беседы.
4
Рекомендации для ведения беседы с пациентом
1. Вы должны быть уверены, что беседа пройдет в тихой, неофициальной обстановке, без отвлечений и не будет превратно истолкована.
2. Говорите ясно, медленно, отчетливо.
3. Используйте надежные источники информации — если не самого больного, то его ближайших родственников.
4. Используйте полученные сведения о диагнозе пациента (если они известны), чтобы заранее определиться с тем, какая информация вам нужна в первую очередь.
5. Называйте собеседника но имени-отчеству. Проявляйте дружелюбие, участие.
6. Слушайте пациента внимательно.
7. Прежде чем начать разговор, объясните, что чем больше Вы будете знать о пациенте и его семье, тем лучший уход сможете ему обеспечить, и именно поэтому Вы задаете много вопросов.
8. Относитесь с пониманием к тому, что говорит пациент. Это поможет ему продолжить рассказ.
9. Позвольте человеку закончить фразу, даже если он многословен. Не перескакивайте с темы на тему. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшею понимания пациентом.
10. Чтобы больной чувствовал целесообразность расспросов, прежде всего выясните его жалобы (перечень жалоб при неврологических заболеваниях см. в Приложении).
11. Во время опроса пациента делайте короткие записи. Аккуратно записывайте даты, количество и длительность госпитализации, начало заболевания.
12. Будьте неторопливы, проявляйте искренний интерес и участие. Не раздражайтесь, если у собеседника возникает провал в памяти.
13. Используйте нейтральные вопросы, которые будут способствовать формированию у пациентов своих ощущений. Используйте собственные слова пациента для угочнения информации. Например: «Говоря «режущая боль», Вы имеете в виду внезапную или сильную боль?».
14. Используйте понятную пациенту терминологию!
5
2 этап — определение (выявление) проблем пациента
| Этот этап включает в себя установление проблем больного по В. Хендерсон ( на основе взаимосвязи потребностей по А. Маслоу).
| Основные (настоящие) проблемы
| Потенциальные проблемы
| Приоритетные
| Второстепенные
| Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу
| Виды повседневной деятельности по В. Хендерсон
| Заболевания нервной системы, при которых могут быть выявлены различные проблемы больного:
• ишемический и геморрагический инсульты;
• спастические и вялые параличи;
• полиневриты;
• полиомиелиты;
• черепно-мозговая травма;
• спинальная травма;
• наследственные заболевания;
• инфекции нервной системы
| 1 уровень
Физиологические потребности
| /. Потребность в нормальном дыхании
| 1. Гипостатическая пневмония.
2. Стоматит
| 2. Потребность в адекватном питании и питье
| 1. Невозможность самостоятельно принимать пищу:
• из-за парализованной правой конечности;
• из-за бульбарных расстройств.
2. Рвота.
3. Ожирение.
4. Истощение.
5. Булимия
| 3. Потребность в физиологических отправлениях
| 1. Запор, связанный с неподвижностью пациента.
2. Диарея.
3. Задержка мочи.
4. Учащенное мочеиспускание.
5. Изменение характера выделения мочи.
6. Изменение цвета мочи.
7. Ночное недержание мочи.
8. Метеоризм.
9 Недержание мочи и кала
| 6
| 4. Потребность в движении
| 1. Отсутствие активных и пассивных движений в одной из конечностей (или во всех).
2. Изменение походки.
3. Ограничение активных и пассивных движений в одной из конечностей (или во всех).
4. Риск возникновения пролежней в определенных местах.
5. Риск образования контрактур в парализованных конечностях.
6. Больной не знает комплекса упражнений лечебной физкультуры.
7. Возможные трудности при ходьбе в процессе улучшения состояния больного
| 5. Потребность в сне и отдыхе
| 1. Нарушено засыпание больного из-за невозможности спать на привычном боку.
2. Нарушен сон у больного в связи с необычной обстановкой, нервозностью, шумом, невозможностью изменить положение тела - бессонница.
3. Больной разговаривает и скрипит зубами во сне.
4. Больной вздрагивает во сне.
5. Повышенная сонливость у больного
| 7
Основные (настоящие) проблемы
| Потенциальные проблемы
| Приоритетные
| Второстепенные
| 2 уровень
Потребность в безопасности
| 6. Потребность в отсутствии боли
| 1. Острая боль.
2. Хроническая боль
| 7. Потребность в гигиене, раздевании, одевании
| 1. Больной самостоятельно не может умываться, бриться, причесываться, мыть тело и голову.
2. Больной не помнит, как нужно одеваться, во что одеваться, для чего необходимо одеваться.
3. Больной не может самостоятельно сменить рубашку и надеть носки.
4. Риск образования опрелостей у больного в области промежности и инфекции мочевыводящих путей.
5. Риск появления трещин на голенях и стопах больного в связи с нарушением трофики кожи.
6. Риск инфицирования слизистой полости рта больного.
7. Риск инфицирования подключичного катетера больного.
8. Риск образования пролежней у больного
| 8. Потребность в поддержании температуры тела
| 1. Риск переохлаждения из-за того, что больной самостоятельно не может укрыться одеялом.
2. Гипертермия, возникшая из-за духоты и жары в палате
|
8
Основные (настоящие) проблемы
| Потенциальные проблемы
| Приоритетные
| Второстепенные
| 3 уровень
Социальные потребности
| 9. Потребность в поддержании безопасности
| 1. Риск падения больного при ходьбе в период реабилитации.
2. Риск дезориентации больного во времени и пространстве.
3. Риск ожога у больного.
4. Риск порезаться при бритье.
5. Контакт больного с инфекционным больным.
6. Лихорадка.
7. Гипотермия
| 10. Потребность в труде и отдыхе
| 1. Риск развития осложнений после выписки больного из стационара в связи с неадекватной физической нагрузкой.
2. Страх больного потерять работу
| 11. Потребность в общении
| 1. Затруднено вербальное общение с больным в связи с моторной афазией.
2. Больной при необходимости не может достать 1гужный предмет.
3. Страх одиночества, потери родственных связей.
4. Нарушение высших корковых функций:
• нарушение восприятия;
• снижение интеллекта;
• снижение слуха;
• снижение зрения, слепота
| 4 уровень
Нарушение самовыражения
| 12. Потребность в самовыражении
| 1. Снижение чувства собственного достоинства.
2. Гипертрофированное чувство собственного достоинства
| 9
3 этап — планирование ухода и сестринской помощи
При планировании сестринского ухода за пациентом составляется план и учитываются конкретные цели по уходу за больным с использованием алгоритмов выполнения манипуляций.
| Краткосрочные цели
| Долгосрочные цели
| Они должны быть реальными и иметь конкретные сроки реализации.
| 4 этап — реализа
Определяется особен] сестрой:
зависимый тип -
реализация действий медсестры находится под контролем врачебных назначений
| пинзапланированнс
юстыо типов взаимодей
независимый тин -
медсестра может сама выполнить манипуляцию согласно алгоритму, научить больного самоуходу за собой
| »го сестринского ухода
ствия между врачом и мед-взаимозависимый - совместная деятельность врача и медсестры: врач назначает обследование, медсестра осуществляет подготовку пациента перед обследованием
| 5 этап — оценка результатов сестринского ухода
Определяется ответная реакция организма больного на сестринское вмешательство.
Достигнута ли цель эффективности сестринского ухода?
| • Цель достигнута, проблема решена.
Медсестра ставит свою подпись и дату.
| • Цель не достигнута, проблема не решена.
Медсестра выявляет причину, и сестринский процесс осуществляется заново.
| Медсестра может сообщить больному и его близким о необходимости проведения нужных манипуляций и о возможных осложнениях.
Больной имеет право согласиться или отказаться от всех или некоторых манипуляций. Медсестра включает в сестринский план ухода только те цели и алгоритмы манипуляций, с которыми согласен пациент. См. приложения 1, 2, 4 (фрагмент ОСТ 91500.11.0001-2002. Пролежни).
Медицинская сестра анализирует и обобщает полученные данные для составления карты сестринского наблюдения за больным с пролежнями по решению его проблем, см. Приложение 4.
В процессе лечения больного медсестра должна рассказывать ему о положительных сдвигах в процессе ухода и лечения, хвалить своего подопечного.
10
Полученные знания по сестринскому процессу можно применять и на производственной практике по специальности.
После выписки пациента рекомендуется всю документацию по сестринскому процессу хранить в архиве вместе с историей болезни. (Если в процессе ухода за больным во время смены другой медсестры возникают другие проблемы, то эта медсестра составляет дополнительный план по решению возникшей проблемы и вставляет его в папку, которая заводится на каждого больного. При решении проблемы лист с планом убирается в конец папки.)
Более детальное описание решений нарушенных потребностей и неврологических проблем пациента при различных неврологических заболеваниях представлено в данном пособии с использованием алгоритмов выполнения манипуляций.
1. Нарушение физиологических потребностей
Потребность в нормальном дыхании
Проблема
| Цели, которые необходимо достигнуть
| Застойная (гиподинамическая) пневмония может появиться при длительном пребывании больного в постели без активных физических движений и в связи с возможным инфицированием слизистой полости рта
| 1. Не допустить у больного пневмонии.
2. Избежать инфицирования полости рта больного
| Алгоритм манипуляций при гипостатической пневмонии
• Обучить дыхательным упражнениям: надувать шарики, пускать пузыри, играть на дудочке (частота проведения упражнений — 7—10 раз в день);
• проводить перкуссионный массаж грудной клетки (5—7 раз в день);
• обучить родственников проведению перкуссионного массажа грудной клетки больного.
Алгоритм манипуляций при обработке полости рта
• Осуществлять уход за ротовой полостью после еды и зубными протезами вечером, после снятия зубных протезов;
• предлагать больному полоскать рот кипяченой водой после каждого приема пищи;
• обеспечить больного всем необходимым для ухода за зубными протезами;
• обучить родственников ухаживать за ротовой полостью и зубными протезами.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |