Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ методичка. Методическое пособие для специальности 0401Лечебное дело Пояснительная записка


НазваниеМетодическое пособие для специальности 0401Лечебное дело Пояснительная записка
АнкорНЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ методичка.doc
Дата28.11.2016
Размер0.9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаNERVNYE_BOLEZNI_metodichka.doc
ТипМетодическое пособие
#2821
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6

НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для специальности 0401Лечебное дело

Пояснительная записка

Пособие написано в помощь студентам старших курсов медицинс­ких училищ и колледжей для подготовки к практическим занятиям и производственной практике в соответствии с требованиями Государ­ственного образовательного стандарта и примерной программой по предмету «Нервные болезни». Полученные знания студенты смогут применить не только в про­фессиональной практике, но и в жизни.

На современном этапе развития сестринского дела от медицинс­кой сестры требуется:

1) самостоятельно осуществлять уход за пациентом;

2) готовить пациента ко всем видам исследований;

3) ассистировать врачу при проведении врачебных манипуляций;

4) защищать интересы и права пациента;

5) выполнять профессиональные функции, связанные со здоровь­ем пациента;

6) организовывать и координировать систему поддержки пациента;

7) консультировать и обучать пациента.

По словам медсестры-исследователя Вирджинии Хендерсон, «сес­тринское дело — это проявление личной заботы медсестры о сохране­нии, укреплении, поддержании здоровья пациента, как если бы он это делал сам, имея силу, волю и знание».

Необходимо помнить о том, что «по сути своей, сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует спе­циальных, отличных от врачебных, знаний, организации практичес­кой и научной подготовки».

В методическом пособии рассматривается использование алгорит­мов манипуляций при решении проблем больного с учетом его нару­шенных потребностей при различных неврологических заболеваниях.

Пациент из пассивного носителя болезни превращается в активно­го участника ухода за собой. Организует, направляет и выполняет этот процесс медсестра — специалист-профессионал.

Введение

Сестра должна иметь троякую квалификацию: научную — для понимания болезни, сердечную — для понимания больных и техническую — для ухода за больным...

Цель сестринского ухода: создать пациенту наилучшие условия для активизации его собственных сил Ф. Найтингейл

Сестринское дело — составная часть системы здравоохранения. И рас­сматривать проблемы сестринского дела необходимо с учетом тех направ­лений, по которым развивается отечественное здравоохранение.

Последовательный систематический профессиональный уход ме­дицинской сестры за больным называется сестринским процессом.

В невропатологии также есть сестринский процесс, который вклю­чает в себя пять этапов и начинается с обследования больного, имею­щего различные неврологические заболевания, определения его по­требностей, проблем и необходимых способов их решения с помощью ухода за ним.

Процесс включает в себя следующие этапы:

1 этап — медсестринское обследование

Сбор необходимой информации медсестрой:

- от самого пациента, его семьи (при общении с больным или его родст­венниками);

- при изучении медицинской документации больного;

- при осмотре больного другими медицинскими специалистами;

- при изучении специальной литературы.

Субъективная информация включает в себя: Ф.И.О., возраст, место работы, учебы, место жительства и т.д.

Объективная информация включает в себя: осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию.

При сборе информации можно использовать рекомендации для ве­дения беседы.

4

Рекомендации для ведения беседы с пациентом

1. Вы должны быть уверены, что беседа пройдет в тихой, неофициаль­ной обстановке, без отвлечений и не будет превратно истолкована.

2. Говорите ясно, медленно, отчетливо.

3. Используйте надежные источники информации — если не самого больного, то его ближайших родственников.

4. Используйте полученные сведения о диагнозе пациента (если они известны), чтобы заранее определиться с тем, какая информация вам нужна в первую очередь.

5. Называйте собеседника но имени-отчеству. Проявляйте дружелю­бие, участие.

6. Слушайте пациента внимательно.

7. Прежде чем начать разговор, объясните, что чем больше Вы будете знать о пациенте и его семье, тем лучший уход сможете ему обеспе­чить, и именно поэтому Вы задаете много вопросов.

8. Относитесь с пониманием к тому, что говорит пациент. Это поможет ему продолжить рассказ.

9. Позвольте человеку закончить фразу, даже если он многословен. Не перескакивайте с темы на тему. Если необходимо повторить вопрос, перефразируйте его для лучшею понимания пациентом.

10. Чтобы больной чувствовал целесообразность расспросов, прежде всего выясните его жалобы (перечень жалоб при неврологических заболеваниях см. в Приложении).

11. Во время опроса пациента делайте короткие записи. Аккуратно записывайте даты, количество и длительность госпитализации, начало заболевания.

12. Будьте неторопливы, проявляйте искренний интерес и участие. Не раздражайтесь, если у собеседника возникает провал в памяти.

13. Используйте нейтральные вопросы, которые будут способствовать формированию у пациентов своих ощущений. Используйте собствен­ные слова пациента для угочнения информации. Например: «Говоря «режущая боль», Вы имеете в виду внезапную или сильную боль?».

14. Используйте понятную пациенту терминологию!

5

2 этап — определение (выявление) проблем пациента

Этот этап включает в себя установление проблем больного по В. Хендерсон ( на основе взаимосвязи потребностей по А. Маслоу).

Основные (настоящие) проблемы

Потенциальные проблемы

Приоритетные

Второстепенные

Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу

Виды повседнев­ной деятельности по В. Хендерсон

Заболевания нервной системы, при которых могут быть выявлены раз­личные проблемы больного:

• ишемический и геморрагический инсульты;

• спастические и вялые параличи;

• полиневриты;

• полиомиелиты;

• черепно-мозговая травма;

• спинальная травма;

наследственные заболевания;

• инфекции нервной системы

1 уровень

Физиологические потребности

/. Потребность в нормальном дыхании

1. Гипостатическая пневмония.

2. Стоматит

2. Потребность в адекватном питании и питье

1. Невозможность самостоятельно принимать пищу:

• из-за парализованной правой ко­нечности;

• из-за бульбарных расстройств.

2. Рвота.

3. Ожирение.

4. Истощение.

5. Булимия

3. Потребность в физиологических отправлениях

1. Запор, связанный с неподвиж­ностью пациента.

2. Диарея.

3. Задержка мочи.

4. Учащенное мочеиспускание.

5. Изменение характера выделе­ния мочи.

6. Изменение цвета мочи.

7. Ночное недержание мочи.

8. Метеоризм.

9 Недержание мочи и кала

6




4. Потребность в движении

1. Отсутствие активных и пассив­ных движений в одной из конеч­ностей (или во всех).

2. Изменение походки.

3. Ограничение активных и пас­сивных движений в одной из ко­нечностей (или во всех).

4. Риск возникновения пролежней в определенных местах.

5. Риск образования контрактур в парализованных конечностях.

6. Больной не знает комплекса упражнений лечебной физкульту­ры.

7. Возможные трудности при ходьбе в процессе улучшения состояния больного

5. Потребность в сне и отдыхе

1. Нарушено засыпание больного из-за невозможности спать на при­вычном боку.

2. Нарушен сон у больного в связи с необычной обстановкой, нервозно­стью, шумом, невозможностью изменить положение тела - бессон­ница.

3. Больной разговаривает и скрипит зубами во сне.

4. Больной вздрагивает во сне.

5. Повышенная сонливость у боль­ного

7

Основные (настоящие) проблемы

Потенциальные проблемы

Приоритетные

Второстепенные

2 уровень

Потребность в безопасности

6. Потребность в отсутствии боли

1. Острая боль.

2. Хроническая боль

7. Потребность в гигиене, разде­вании, одевании

1. Больной самостоятельно не может умываться, бриться, причесываться, мыть тело и голову.

2. Больной не помнит, как нужно одеваться, во что одеваться, для чего необходимо одеваться.

3. Больной не может самостоятельно сменить рубашку и надеть носки.

4. Риск образования опрелостей у больного в области промежности и инфекции мочевыводящих путей.

5. Риск появления трещин на голе­нях и стопах больного в связи с на­рушением трофики кожи.

6. Риск инфицирования слизистой полости рта больного.

7. Риск инфицирования подклю­чичного катетера больного.

8. Риск образования пролежней у больного

8. Потребность в поддержании температуры тела

1. Риск переохлаждения из-за того, что больной самостоятельно не может укрыться одеялом.

2. Гипертермия, возникшая из-за духоты и жары в палате


8

Основные (настоящие) проблемы

Потенциальные проблемы

Приоритетные

Второстепенные

3 уровень

Социальные потребности

9. Потребность в поддержании безопасности

1. Риск падения больного при ходь­бе в период реабилитации.

2. Риск дезориентации больного во времени и пространстве.

3. Риск ожога у больного.

4. Риск порезаться при бритье.

5. Контакт больного с инфекцион­ным больным.

6. Лихорадка.

7. Гипотермия

10. Потребность в труде и отдыхе

1. Риск развития осложнений после выписки больного из стационара в связи с неадекватной физической нагрузкой.

2. Страх больного потерять работу

11. Потребность в общении

1. Затруднено вербальное общение с больным в связи с моторной афа­зией.

2. Больной при необходимости не может достать 1гужный предмет.

3. Страх одиночества, потери род­ственных связей.

4. Нарушение высших корковых функций:

нарушение восприятия;

• снижение интеллекта;

• снижение слуха;

• снижение зрения, слепота

4 уровень

Нарушение самовыражения

12. Потребность в самовыражении

1. Снижение чувства собственного достоинства.

2. Гипертрофированное чувство собственного достоинства

9

3 этап — планирование ухода и сестринской помощи

При планировании сестринского ухода за пациентом составляется план и учитываются конкретные цели по уходу за больным с использованием алгоритмов выполнения манипуляций.

Краткосрочные цели

Долгосрочные цели

Они должны быть реальными и иметь конкретные сроки реализации.

4 этап — реализа

Определяется особен] сестрой:

зависимый тип -

реализация действий медсестры находит­ся под контролем врачебных назначе­ний

пинзапланированнс

юстыо типов взаимодей

независимый тин -

медсестра может сама выполнить манипуля­цию согласно алгорит­му, научить больного самоуходу за собой

»го сестринского ухода

ствия между врачом и мед-взаимозависимый - со­вместная деятельность врача и медсестры: врач назначает обследование, медсестра осуществляет подготовку пациента пе­ред обследованием

5 этап — оценка результатов сестринского ухода

Определяется ответная реакция организма больного на сестринское вмешательство.

Достигнута ли цель эффективности сестринского ухода?

• Цель достигнута, проблема решена.

Медсестра ставит свою под­пись и дату.

• Цель не достигнута, проблема не ре­шена.

Медсестра выявляет причину, и се­стринский процесс осуществляется заново.

Медсестра может сообщить больному и его близким о необхо­димости проведения нужных манипуляций и о возможных ослож­нениях.

Больной имеет право согласиться или отказаться от всех или не­которых манипуляций. Медсестра включает в сестринский план ухо­да только те цели и алгоритмы манипуляций, с которыми согласен пациент. См. приложения 1, 2, 4 (фрагмент ОСТ 91500.11.0001-2002. Пролежни).

Медицинская сестра анализирует и обобщает полученные данные для составления карты сестринского наблюдения за больным с про­лежнями по решению его проблем, см. Приложение 4.

В процессе лечения больного медсестра должна рассказывать ему о положительных сдвигах в процессе ухода и лечения, хвалить своего подопечного.

10

Полученные знания по сестринскому процессу можно применять и на производственной практике по специальности.

После выписки пациента рекомендуется всю документацию по сес­тринскому процессу хранить в архиве вместе с историей болезни. (Если в процессе ухода за больным во время смены другой медсестры возни­кают другие проблемы, то эта медсестра составляет дополнительный план по решению возникшей проблемы и вставляет его в папку, кото­рая заводится на каждого больного. При решении проблемы лист с планом убирается в конец папки.)

Более детальное описание решений нарушенных потребностей и неврологических проблем пациента при различных неврологических заболеваниях представлено в данном пособии с использованием ал­горитмов выполнения манипуляций.

1. Нарушение физиологических потребностей

Потребность в нормальном дыхании

Проблема

Цели, которые необходимо достигнуть

Застойная (гиподинамическая) пневмония может появиться при длительном пребыва­нии больного в постели без активных физи­ческих движений и в связи с возможным инфицированием слизистой полости рта

1. Не допустить у больного пневмонии.

2. Избежать инфицирования полости рта больного

Алгоритм манипуляций при гипостатической пневмонии

• Обучить дыхательным упражнениям: надувать шарики, пускать пузы­ри, играть на дудочке (частота проведения упражнений — 7—10 раз в день);

• проводить перкуссионный массаж грудной клетки (5—7 раз в день);

• обучить родственников проведению перкуссионного массажа грудной клетки больного.

Алгоритм манипуляций при обработке полости рта

• Осуществлять уход за ротовой полостью после еды и зубными протезами вечером, после снятия зубных протезов;

• предлагать больному полоскать рот кипяченой водой после каж­дого приема пищи;

• обеспечить больного всем необходимым для ухода за зубными протезами;

• обучить родственников ухаживать за ротовой полостью и зубны­ми протезами.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей