Главная страница
qrcode

Конская упряжь – основные элементы, требования... Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по теме


НазваниеМетодическое пособие к самостоятельной работе студентов по теме
АнкорКонская упряжь – основные элементы, требования.
Дата14.10.2017
Размер2.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKonskaya_upryazh__osnovnye_elementy_trebovania.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#28793
Каталог

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия
Кафедра хирургии
Методическое пособие к
самостоятельной работе студентов по теме
:
«
Конская
упряжь

основные
элементы
,
требования
и
особенности
»
Ульяновск-2004

2
УДК 636.1
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов по теме: «Кон- ская упряжь – основные элементы, требования и особенности».
Авторы: Богданов В.В., кандидат ветеринарных наук,
Ермолаев В.А., доктор ветеринарных наук.
Учебно-методическое пособие. – Ульяновск, УГСХА, 2004.- с.26
В пособии приведены основные требования к упряжи, подробно описа- ны методические аспекты русской (дуговой) и бездуговой упряжи. Рассчита- но для студентов факультета ветеринарной медицины.
Одобрено и рекомендовано к печати. Протокол № 3 от 15.01.04 г.
Рецензент: доцент кафедры хирургии Н.С.Поликарпов
© Богданов В.В., Ермолаев В.А., 2004.

3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..4 1. Основные сведения о конской упряжи ……………………………………….4 1.1. Влияние сбруи на животное ……………………………………..………4 1.2. Основные требования, предъявляемые к упряжи ……………………...6 2. Сбруя рабочей лошади. Русская сбруя ……………………………………….6 2.1. Уздечка ……………………………………………………………………6 2.2. Положение и пригонка хомута ………………………………………….7 2.3. Седелка …………………………………………………………………. 11 2.4. Шлея ……………………………………………………………………. 14 2.5. Чересседельник и подбрюшник ………………………………………. 15 2.6. Дуга ……………………………………………………………………... 16 2.7. Вожжи …………………………………………………………………...17 3. Запряжка в русскую сбрую …………………………………………………. 18 4. Дышловая (бездуговая) запряжка …………………………………………... 21 5. Заключение ……………………………………………………………………24
Литература ……………………………………………………………………….25

4
Введение
Огромный путь человека от жителя пещер до обладателя почти фанта- стической техники современности тесно связан с лошадью.
Немногим более ста лет назад лошадь, запряженная в повозку, являлась одним из основных видов транспорта. Еще дольше лошадь продолжала иг- рать доминирующую роль в сельском хозяйстве.
Согласно различным источникам, лошадь после одомашнивания долгое время была лишь мясным и молочным животным, затем человек в силу необ- ходимости стал использовать все и вся для жизни и защиты себя от много- численных и разнообразных врагов, приручив лошадь, сделался искусным всадником.
Максимальная работоспособность лошадей без ущерба для их здоровья зависит от целого ряда условий: массы, возраста и упитанности лошадей; подготовки и тренированности в работе; правильной подготовки и исправности сбруи; режима рабочего дня; состояния погоды, качества дороги и рельефа местности; физиологических факторов, определяющих здоровье лошади.
Работу лошади определяют двумя показателями: величиной силы тяги и пройденным расстоянием.
1.
Основные
сведения
о
конской
упряжи
1.1.
Влияние
сбруи
на
животное
Конской сбруей и упряжью называют приспособления, надеваемые на лошадь для управления ею или для работы.

5
Сбруя в сильной степени влияет на работоспособность лошади, поэто- му правильному ее подбору по лошади и исправному содержанию необходи- мо придавать большое значение.
Упряжь принимает на себя тяговые усилия лошади и, соприкасаясь с телом, оказывает определенное давление на отдельные участки (Рис.1). Неис- правная или плохо пригнанная упряжь производит неравномерное давление и вызывает боль работающей лошади, связывает ее движения, затрудняет ды- хание и кровообращение, что является причиной резкого снижения работо- способности и травматических повреждений лошади.
Чаще всего у лошадей повреждается спина, шея, холка и плечи от неис- правности или неправильно подогнанных, не соответствующих по размерам хомута и седелки.
Неправильной затяжкой можно вызвать «ожоги» плеч, наминки и на- гнеты холки и другие повреждения, в результате которых лошадь становится на долгое время непригодной к работе и требует лечения.
Рис.1. Места наиболее частых повреждений от сбруи.

6
1.2.
Основные
требования
,
предъявляемые
к
упряжи
Упряжь должна быть: прочной, легкой, проста в изготовлении и ре- монте; универсальной для различных видов хозяйственного использования.
Упряжь не должна вызывать повреждений или боли, связывать движения ло- шади, затруднять дыхание и кровообращение.
Упряжь лошадей, используемых для работы в повозках и сельскохозяй- ственных орудиях, подразделяется на дуговую, бездуговую и дышловую.
Дуговая или русская состоит из уздечки, хомута, шлеи, седелки, черес- седельника, подбрюшника, дуги и вожжей.
Бездуговая одноконная упряжь состоит из уздечки, хомута, седелки с подпругой, шлеи, чересседельника, подбрюшника, постромок и вожжей.
Дышловая (бездуговая) парная запряжка состоит из уздечки, хомута, вожжей, постромок, дышла, цепи-напильника.
2.
Сбруя
рабочей
лошади
.
Русская
сбруя
2.1.
Узда
(
уздечка
)
рабочей лошади состоит из:
1) суголовного ремня; 2) двух щечных ремней; 3) налобника; 4) подганашного ремня;
5) намордника (нахрапника); 6) удил; 7) по- водьев.
Рис.2. Узда (уздечка).

7
Основной недостаток стандартных сельскохозяйственных уздечек в том, что их устройство не позволяет в достаточной степени изменять их раз- меры без нарушения правильного положения на голове лошади.
Уздечки выпускают четырех размеров №1- 4. Размер уздечки подбира- ют в зависимости от величины головы лошади (он определяется длиной рем- ней). Подгоняют уздечку, изменяя длину суголовного и щечного ремней, с таким расчетом, чтобы трензельное удило лежало на беззубом участке ниж- ней челюсти (на два сантиметра ниже угла рта, поверх языка), не стягивая уг- лов рта и не касаясь окрайков. Между подбородным ремнем и ганашем долж- ны свободно проходить три пальца поставленной на ребро лошади, а между намордным ремнем и носом – два пальца.
Удила подбирают в зависимости от темперамента лошади. Возбудимой лошади нужны более «мягкие», т.е. толстые, удила, флегматичной – «жест- кие», тонкие.
Длина удил должна соответствовать ширине рта лошади.
2.2.
Положение
и
пригонка
хомута
Хомут - главная и наиболее ответствен- ная часть сбруи. К нему прилагается основная часть силы тяги, которая передается затем к повозке.
Рис.3. Хомут
1) покрышка; 2) хомутная подкладка;
3) гужи; 4) хомутина; 5) клещи; 6) супонь.
1 5
6 4
3 2

8
Стандартный хомут (рис.3.) состоит из пары клещей (5), хомутины (4), хомутной подкладки (2), покрышки (1), спокойного ремня, супони (6), пары гужей или гужевых мочек (3) и горта.
Правильно по лошади подобранный хомут занимает следующее поло- жение: вверху он опирается на гребень шеи у начала холки; по бокам он ле- жит на мускулатуре, расположенной впереди ости лопатки; в нижней части лопатки над плечелопаточным сочленением; в нижней части шеи он проходит над соколком у основания шеи (рис.4.).
Положение хомута по вертикали параллельно положению лопатки ло- шади. У лошади с косой лопаткой и хо- мут занимает более косое положение; наоборот, при более отвесной лопатке он занимает также отвесное положение.
Величина и форма хомута любого назначения должна в точности отвечать форме и величине шеи и всей соприка- сающейся поверхности лошади.
Рис.4. Точки опоры хомута на скелете лошади.
Длина хомута определяется длиной поверхности от верхней его опоры на гребне шеи у начала холки, до нижней, над плечелопаточным сочленением.

9
При правильной ширине он может быть короткий или длинный. Ко- роткий хомут будет давить на шею лошади, затрудняя ее дыхание, не доходя до места своего нормального положения; наоборот, длинный хомут будет низко спускаться у плечелопаточного сочленения и далеко заходить на холку.
Такой хомут неизбежно набьет холку и плечи лошади. Точно так же и широ- кий хомут не будет лежать на определенном для него месте, а будет заходить далеко назад к остям лопатки и производить побои их мускулатур.
Поверхность хомута, обращенная к телу лошади вверху и на 2/3 по бо- кам, выстилается войлоком; в остальной части он опирается на соприкасаю- щиеся места лошади хомутиной.
Клещи – основа хомута, делают из дерева (береза), определяют его форму и размеры и обеспечивают необходимую прочность. На границе ниж- ней и средней трети клещей, в их утолщенной части, называемой пучком, сделаны два отверстия для крепления гу- жей или гужевых мочек.
Хомутина (рис.5) состоит из плотно конусообразно сложенной соломы, обши- той кожей. Она проходит на всем протя- жении клещей хомута и прикрепляется к последним. Нижняя часть хомутины, про- ходящая под шеей лошади, должна быть сантиметра на два выше клещей, иначе они будут натирать шею.
Рис.5. Хомутина

10
Гужи служат для скрепления хомута с оглоблями при помощи дуги, за них же пристегивают ободовый ремень. Гужи (рис.6) выкраивают из свиной или коровьей кожи; по прочности они рассчитываются согласно назначению хомута. Для лошади с нормальным положением лопатки гужи располагаются примерно на 2/3 от верха хомута.
Рис.6. Гужи.
Нельзя использовать один и тот же хомут для разных лошадей! Форма шеи у них разная, и по мере эксплуатации хомут приобретает индивидуаль- ные особенности строения шеи конкретного животного.
Надевают хомут через голову лошади, перевернув его покрышкой вниз, а затем по гриве снова переворачивают в нормальное положение и расправ- ляют шлею. Клещи хомута стягиваются супонью из сыромятного ремня.
Верхняя поверхность хомута покрывается свиной или телячьей кожей, которая предохраняет его от сырости в дождливую погоду. Внизу на одной из клещей укрепляется супонь, которая служит для стягивания клещей при запря- гании и должна быть достаточно прочной, в соответствии с упругостью дуги.

11
Вес хомута определяется его назначением. Вес легких разъездных хо- мутов считается равным 3 кг, а тяжелых от 5 до 6 кг. Вес легких рабочих хо- мутов не должен превышать 6 кг, а тяжелых от 8 до 9 кг. Иногда хомуты крупных рабочих лошадей достигают веса от 13 до 18 кг.
Стандартные хомуты (табл.1) изготавливают 12 размеров (№ 0-11).
Размеры определенного номера обычно обозначают дробью, в числителе ко- торой указана длина, а в знаменателе – ширина (в мм). Например: № 0-
(440/210), №11-(740/400).
Если номер хомута неизвестен, то нужно измерить его длину от верх- ней внутренней стороны хомутной подушки до внутреннего полотна нижних рожек клещей и ширину на уровне отверстий для гужей между внутренними полотнами клещей и справиться о соответствующем им номере в таблице.
Размеры
готовых хомутов (ГОСТ 3978-47)
Номер
Длина (см)
Ширина (см)
0 43 21 1
45 23 2
48 24 3
50 25 4
53 26 5
54 27 6
56 28 7
60 30 8
63 31,5 9
66 32,5 10 71 38 11 74 40
2.3.
Седелка применяется для поддержания хомута, дуги и оглобель с помощью чересседельника, и, кроме того, на нее приходится часть тягового усилия (переносится с плеч на спину), преодолеваемого лошадью. Она смяг-

12 чает и частично устраняет толчки от упряжи на спину лошади при езде по не- ровной дороге и рывке в начале движения. Форма ее должна отвечать холке лошади.
Рис.7. Седелки
А. Седелка горбатая с качающимися Б. Седелка выездной упряжи прямая полками
При низкой широкой холке употребляется лежачая седелка, опираю- щаяся на остистые отростки холки и длиннейший мускул спины, шеи и плеча.
При высокой острой холке целесообразнее применять стоячую седелку, опирающуюся только на мускулатуру по бокам холки и спины и не произво- дящую давления на остистые отростки. Ширина развала стоячей седелки должна отвечать нижней части холки.
Правильному подбору седелки, сообразно форме холки и спины следу- ет придавать большое значение, т.к. чаще всего повреждения производятся именно здесь.
Особенностью холки является пронизанность связками и сухожилиями и сравнительно слабое кровоснабжение, вследствие чего при больших травмах она трудно поддается лечению и надолго делает лошадь нетрудоспособной.
Располагают седелку на спине лошади, примерно в 10-15 см за лопат-

13 ками. Закрепляют ее с помощью подпруги, которая затягивается с достаточно большой силой, так, чтобы между нею и телом лошади можно было с усили- ем просунуть два пальца. Перед затягиванием подпругу располагают на рас- стоянии ладони от передней конечности лошади, чтобы она не мешала дви- жению передних конечностей и опиралась на жесткую грудину.
Лежачие (или прямые) седелки (рис.7Б) состоят из подушки, покрыш- ки, сквозного горта, двух колодок с личинами и дужками.
Стоячие (или горбатые) седелки (рис.7А) состоят из арчака, двух полок, двух колей для крепления гортов и специального потника.
Седелки выпускают двух размеров №1и №2. Их следует подбирать ин- дивидуально для каждой лошади.
Подпруга имеет назначение удерживать седелку в положенном для нее месте, а также удерживать подбрюшник, продетый через шлевку (мочку) в середине подпруги, и не давать его сползания приводящую к потертостям кожи в нижней части груди.
Рис.8. Подпруга.
Подпруга должна обладать необходимой прочностью, упругостью, что- бы не производить потертостей, мягкой с шириной 7-8 см. На обоих концах имеются пряжки для пристегивания к гортани седелки.

14
2.4.
Шлея
.
Ее назначение – удерживать накат повозки при спускании с горы и отчасти удерживать хомут на своем месте, при резком осаживании лошади.
Рис.9. Шлея.
При торможении в упряжи шлея передает свое действие на повозку че- рез хомут, гужи и оглобли.
Шлея состоит из кругового ремня, проходящего на протяжении от хому- та вдоль всего корпуса; наспинного ремня, проходящего вдоль спины; попе- речных ремней, которые соединяют круговой и спиной; боковых ремней, оде- вающихся на оглобли и предохраняющих шлею от сползания на одну сторону; откосых ремней, идущих от заднего конца спинного к задку кругового ремня.
Ободовый ремень идет вдоль корпуса лошади по бокам и сзади – ниже седалищных бугров (на расстоянии 15-20 см) и поддерживается поперечным и откосным ремнями.

15
При движении ободовый ремень не должен давить на задние конечно- сти лошади, а лишь слегка касаться их, не мешая двигаться и не вызывая по- тертостей.
Шлею также важно правильно подобрать. Мелкая шлея при движении сваливается в сторону, что ведет к потертостям у корня хвоста лошади.
Слишком глубокая – очень низко опускается на бедра, затрудняет движение животного при сдерживании повозки с грузом и натирает ему кожу.
По размерам шлеи могут быть четырех номеров.
Длина шлеи считается нормальной, если между ободовым ремнем и задней поверхностью бедра лошади помещается поставленная на ребро ла- донь (при этом ободовые ремни должны проходить на 4-5 см ниже седалищ- ных бугров).
Шлеи изготавливаются из кожаных ремней.
2.5.
Чересседельник
и
подбрюшник выкраиваются из сыромятно- го сырья толщиной 2-3 мм и шириной 3-4 см.
Рис.10. Чересседельник и подбрюшник.
1) чересседельник; 2) подбрюшник; 3) кольцо
2 1
3

16
Назначение чересседельника – поддерживать вес хомута с дугой и ог- лобли на спине лошади, а также, вследствие разложения сил при опоре огло- бель на спину, в небольшой части передавать на нее тяговые усилия.
Роль подбрюшника – не допускать резкого колебания оглобель, хомута и дуги вверх и вниз, чем он предупреждает возможные побои холки под хо- мутом.
2.6.
Дуга (рис.11) является характерной особенностью русской сбруи.
Рис.11. Дуга.
Ее назначение – удерживать гужи вокруг оглобель. Хорошая дуга должна быть упругой, прочной и легкой. При слабой дуге, легко сгибающей- ся под действием усилий лошади, невозможна правильная запряжка; дуга из- лишне пружинит, вызывая большую трату энергии лошади.
Запряжка с хорошей упругой дугой представляет большое удобство для лошади. Так как гужи располагаются перпендикулярно хомуту, исключается возможность потертостей плеч и боков.

17
Благодаря упругости дуга играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места, не вызывая больших затрат энергии на амортизацию. В верхней части дуги имеется кольцо для по- вода от уздечки.
2.7.
Вожжи (тесьмяные, ременные или веревочные) служат для управ- ления лошадью с повозки. Основное требование к хорошим вожжам – проч- ность и мягкость, обеспечивающая лучшее их держание в руках при управле- нии и в особенности при сдерживании лошади. Этим качествам отвечают во- жжи, концы которых состоят из ремня, а средняя часть из прочной тесьмы.
Для пристегивания вожжей к кольцам удил, концы их имеют пряжки с готами или специальные карабины.
Рис.12. Вожжи тесьмяные.
1) тесьма; 2) ремень; 3) кольцо; 4) карабин
1 2
3 4

18
3.
Запряжка
в
русскую
сбрую
Первой одевается уздечка. Запрягающий становится с левой стороны шеи лошади; левой рукой удерживает лошадь, а правой одевают уздечку, пе- рекидывая ее суголовной ремень через уши.
Когда удила подойдут к уровню конца рта, левой рукой вводят их с од- ной стороны на беззубый край, отчего лошадь обыкновенно открывает рот и берет удила.
При взнуздывании лошади зимой необходимо, прежде чем вводить удила в рот, хорошенько их протереть от инея и согреть в руке, так как мо- розные удила могут прилипать к влажному языку и губам. Взнуздывание ло- шади можно производить и после одевания уздечки. Уздечка должна быть точно подобранна по голове лошади.
За уздечкой следует одевание седелки. Перед ее надеванием нужно тщательно осмотреть подкладываемый потник и войлок седелки: нет ли на них засохших корок от пота и грязи, нет ли приставшего песка и сора или не- ровностей от сбившегося войлока. Так же тщательно следует осмотреть и места прилегания седелки на лошади, так как все это может вызвать побои холки.
Седелку следует класть резко вперед, а потом подвинуть назад на по- ложенное место, чем пригладится шерсть.
Наложив седелку, подтягивают подпругу с левой стороны настолько, чтобы седелка плотно лежала на мускулатуре холке и спины, не прыгая при езде, так как это может вызвать побои. Накладывать седелку, застегивать и расстегивать ее подпругу рекомендуется всегда с одной стороны – с левой, тогда нижняя поверхность седелки точно обтягивается по форме прилегаю- щей поверхности холки и спины лошади, опираясь на большую площадь.

19
Затем надевают хомут со шлеей. Перед одеванием необходимо тща- тельно осмотреть состояние его войлока и хомутины: нет ли коры от пота или грязи, не сырой ли войлок, строго ли одинаковы гужи. Все это может вызвать побои плеч, поэтому состоянию войлока и хомутины нужно придавать боль- шое значение.
При надевании хомута, переворачивают его нижними концами клещей верх, расправляют шлею и надевают его через голову на шею лошади. После надевания через голову, хомут поворачивается в нормальное для него поло- жение, т.е. клещами вниз. Поворачивание производится в самой узкой части шеи, т.е. у самой головы. Ворочают по ходу гривы: если грива лежит направо, поворачивают слева направо. После это хомут доводится на свое место, рас- правляется и надевается шлея, а из-под хомута вынимается грива, чтобы не производила натирания плеч. Надев таким способом сбрую, лошадь заводят в оглобли и закладывают дугу.
Левый гуж охватывает оглоблю снизу вверх, причем ее дугу нижним концом вставляют в петлю гужа. После охвата гужом оглобли гуж своей средней частью может идти сзади дуги или охватывать конец дуги с обеих сторон.
Потом дугу перекидывают через холку лошади и прикрепляют правым гужом к правой оглобле.
Правый гуж позади дуги и охватывает оглоблю сверху вниз, причем конец дуги вкладывают в петлю гужа.
Затягивание супони производят с большим усилием и расчетом, чтобы дуга твердо стояла в перпендикулярном положении по отношению к оглоблям и не допускала колебаний взад и вперед. Конец супони заделывается петлею с таким расчетом, чтобы ее в любой момент можно было бы легко распустить.

20
Далее продевается через скобки колодок седелки чересседельник и че- рез мочки подпруги-подбрюшник. При правильно подтянутом чересседель- нике хомут точно лежит в положенных для него местах и не касается нижнего края шеи, примерно, на 1 см.
Конец чересседельника завязывается на правой оглобле с расчетом та- кого же легкого развязывания в случае надобности. После этого подтягивает- ся и завязывается подбрюшник с таким расчетом, чтобы не допускать прыга- нья оглобель верх и вниз.
На правильное подтягивание чересседельника и подбрюшника следует обращать серьезное внимание, так как следствием неправильного их подтяги- вания очень часто бывает нагнеты холки и плеч лошади.
При легкой быстрой езде чересседельник подтягивается несколько вы- ше, чем при медленной езде с большим грузом. В последнем случае лошадь несет голову ниже, что при высоком чересседельнике иногда вызывает уду- шье лошади, в особенности при движении в гору.
Повод подтягивается с таким расчетом, чтобы голова лошади свободно могла занимать необходимое ей положение при работе и не стеснялась пово- дом. При большом весе воза лошадь несет голову низко, поэтому повод сле- дует подвязывать в данном случае длиннее; при легком весе и быстром дви- жении она несет голову выше – повод может быть подтянут короче.
Вожжи пристегиваются последними: их расправляют по всей длине, се- редину кладут на повозку, концы на лошадь, которые затем проходят над че- ресседельником, над гужами и цепляются за концы удил.

21
Рис.13. Дуговая (русская) запряжка.
1) уздечка; 2) дуга; 3) хомут; 4) седелка; 5) чересседельник; 6) подбрюшник;
7) шлея; 8) вожжи.
4.
Дышловая
(
бездуговая
)
запряжка
Рис.14. Комплект сельскохозяйственной сбруи для бездуговой запряжки.
1) шлея; 2) шорка; 3) цепь-нашильник; 4) постромка; 5) уздечка.

22
Рис. 15. Дышловая (бездуговая) парная запряжка с полным комплектом сельскохозяйственной упряжи.
1) уздечка; 2) хомут; 3) вожжи; 4) постромки; 5) дышло; 6) цепь-нашильник
Парная запряжка без дуги в дышло должна удовлетворять следующим требованиям:
1) хомут должен быть точно подобран по размеру шеи и плеч лошади без всякого запаса;
2) длина дышловых ремней должна быть такой, чтобы обеспечить нор- мальное положение хомута.
В случае прикрепления дышловых ремней прямо к дышлу, наружные ремень должен быть несколько длиннее, а внутренний короче с таким расче- том, чтобы при запряжке они не перекашивали хомут.

23
Дышловые ремни должны быть достаточно туго натянуты, чтобы дыш- ло находилось в нормальном положении и не болталось из стороны в сторо- ну. В целях лучшего обеспечения нормального положения хомутов при дыш- ловой запряжке рекомендуется на переднем конце дышла устраивать специ- альный валик и к нему прикреплять дышла и ремни, как показано на рисунке.
Рис.16. Положение дышловых ремней при пароконной упряжи.
Постромки применяют при дышловой парной запряжке. Они передают тяговое усилие от хомута к валикам упряжного устройства повозки. Изготав- ливают из кожи или толстых веревок двух размеров: №0 и №1, длиной 210 и
260 см. Правая и левая постромки должны быть одинаковой длины. При не- ровных постромках перекашивается вся запряжка, а у лошади травмируются плечи.
Нашильники служат для соединения хомута с дышлом повозки. При- меняют их при пароконной запряжке. Их подгоняют по длине дышла (длина его 375 см). Короткие или слишком длинные нашильники также мешают

24 движениям лошади.
Шорка (ременная) предназначена для запряжки лошади в дышло. Она передает тяговое усилие через постромки повозки, т.е. используется вместо хомута. Применяют ее только на работах с малым тяговым усилием.
5.
Заключение
Помимо правильного подбора и закрепления сбруи за определенной лошадью необходимо обеспечить надлежащий за ней уход. В месте, где хра- нится сбруя, нужно избежать излишней влажности и чрезмерной сухости, так как это вредно для кожаных частей. Войлочные части необходимо предохра- нять от моли.
Во время работы лошадь потеет, от чего становятся сырыми войлочные части сбруи. Сбруя с сырым войлоком вызывает потертости в местах приле- гания. Поэтому необходимо после работы ежедневно войлок хомута и седел- ки просушивать войлоком наружу.
Постепенно от пота и грязи войлок загрязняется, образуется твердая корка, которая может произвести побои.
После того как сбруя просохнет, войлочные части очищаются от пота, постучав по войлоку палкой. Чистоту войлока необходимо проверять и перед запряжкой лошади. Кожаные части сбруи постепенно усыхают, становятся очень жесткими и тоже могут производить потертости в местах опоры на ло- шадь. От пота и грязи на них также образуются корки, которые необходимо ежедневно очищать после работы.
В ременных частях сбруи нельзя прорезать ножом или протыкать ши- лом дырки, их следует пробивать пробойником.
Хранится сбруя в сухом помещении на специально устроенных вешалках.

25
После работы необходимо просмотреть всю сбрую и, если нужно про- извести ремонт. И еще один совет: не выезжайте в дальнюю дорогу или на продолжительную работу в новом хомуте – как и сапог на ноге человека хо- мут должен быть постепенно обмят на лошади!
Литература
1.
Все о лошади / Под ред. Жигачова А.Н. – СПБ: Лениздат, 1996:
С.338-347.
2.
Иванов М.И. Возникновение и развитие конного порта. – М.: Про- физдат, 1960. – С.1-10.
3.
Кошаров А.Н. и др. Коневодство: Справочник. – М.: Колос, 1992. –
С.109-119.
4.
Онегов А.П., Храбустовский И.Ф., Черных В.И. Гигиена сельскохо- зяйственных животных. – М.: Колос, 1977. – С.334-337.
5.
Скороходько А.К. Гигиена сельскохозяйственных животных. – М.:
Сельхозиздат, 1936. – С.498-513.

26
В.В.Богданов
В.А.Ермолаев
Конская упряжь – основные элементы, требования и особенности
Методическое пособие к самостоятельной работе студентов
Ульяновск, ГСХА, 2004, с.26
План 2004 года, поз.204
Подписано в печать 19.01.04
Формат 60
×
80 1
/
16
Усл. п.л. 1,63
Печать офсетная, бумага офсетная
Заказ
Тираж 150 экз.
432980, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1

перейти в каталог файлов


связь с админом