УДК 373.5.016:94 ББК 74.266.0 С 978-5-358-20185-9 © ООО ДРОФА, 2018 Стрелова, О. Ю.Всеобщая история. Новейшая история. 10 кл. : методическое пособие к учебнику А. В. Шубина / О. Ю. Стрелова. — М. : Дрофа, 2018. — 308, [1] с Методическое пособие разработано в соответствии с истори- ко-культурным стандартом, ФГОС, ПООП среднего общего образования и учебником Всеобщая история. Новейшая история для 10 класса. Пособие содержит поурочное планирование и рекомендации по организации и проведению уроков. Предлагаемые задания разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, что позволит организовать их познавательную деятельность и осуществить контроль знаний. УДК 373.5.016:94ББК С 3ВведениеМетодическое пособие как многофункциональный элемент нового УМК по всеобщей историиДействовавшая долгие годы автономная практика разработки школьных учебников, программ и пособий для учителя в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее — ФГОС ОО) принципиально меняется под закономерным в информационном обществе требованием обеспечить концептуальное и теоретико-практическое взаимодействие всех трех компонентов учебно-методиче- ского комплекса (далее — УМК) в целостном информаци- онно-образовательном поле учебных предметов и курсов, составляющих содержание общего образования. Поскольку это требование носит универсальный характер, оно в полной мере относится и к научно-методическим подходам к разработке и реализации УМК по отечественной и всеобщей истории. В современной сфере исторического образования этот процесс идет еще и под влиянием Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. На очереди — принятие Концепции нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории. Методологические положения второго документа, существующего пока в проекте, позволяют авторам новых учебников и преподавателям всеобщей истории уже сейчас критически-творчески отнестись к ними реализовывать в своей учебно-издательской и педагогической деятельности. Уточним, что, говоря о новом учебно-методическом комплексе, мы ведем речь о принципиально новой модели, согласно которой УМК — это целостная многоуровневая система, основанная на инновационных формах, методах и интерактивных средствах обучения, с помощью которой 1 Методологические и педагогические основы этой концепции вместе с научно-методическими подходами к реализации Историко-культурного стандарта по истории России, в том числе с помощью новых УМК и, главным образом, учебника по отечественной истории, были проанализированы нами в книге Вяземский ЕЕ, Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. Мне только представляется учебная информация и контролируется ее усвоение (УМК первого поколения и т. дно, прежде всего, образовательный процесс организуется и поддерживается в соответствии с требованиями ФГОС ОО к комплексным результатам общего образования. Уровни УМК — это — во-первых, его инвариантное ядро, состоящее из концептуально-программных документов, учебных и методических пособий на бумажных и электронных носителях, те. специально подготовленный информацион- но-образовательный и программно-методический ресурс для изучения конкретного учебного предмета. В составе УМК нового поколения выделяют нормативный, учебный и методический компоненты с характерными для них дидактическими элементами (рабочие программы, учебники, ЭФУ, рабочие тетради, книги для учителя, атласы, практикумы и т. д. Издательства, допущенные к подготовке УМК по истории, работают над созданием именно этого, основного уровня новых УМК; — во-вторых, внутренняя вариативная оболочка Вспомогательные информационные ресурсы УМК», в которую входят справочные (словари, справочники, шпаргалки и т. п, информационно-познавательные энциклопедии для детей, веб-сайты и т. п, учебно-ме- тодические (макеты и муляжи объектов изучения, методические рекомендации по организации учебных экскурсий, лабораторных работ, учебных игр и т. п) пособия и материалы, ориентированные на учебный предмет и внеклассную работу без их привязки к конкретным рабочим программами школьным учебникам. Эти ресурсы могут издаваться разными издательствами ив разное время. Задача учителя, особенно учителя истории, — профессионально подходить к отбору и использованию вспомогательных информационных ресурсов, не создавая информационной и учебной перегрузки учащихся в-третьих, внешняя и безграничная вариативная оболочка Дополнительные информационные ресурсы УМК», которая включает в себя широкий пласт артефактов и источников на всех видах носителей информации художественная и научно-популярная литература, репродукции произведений изобразительного искусства, художественные и документальные фильмы, теле- и радиопередачи, периодические издания, локальные достопримечательности и т. п. Она составляет культурно-инфор- мационный контекст современного общества, постоянно и хаотически расширяющийся (в тоже время сознательно уничтожающийся и исчезающий по объективным причинам, но он может использоваться педагогами и учащимися для критически-творческого проектирования индивидуальной информационно-образовательной среды, повышения качества общего образования и самообразо- вания. Исходя из многоуровневой характеристики УМК нового поколения методическое пособие (книга для учителя это главный элемент методического компонента УМК, выполняющий функции навигатора, координатора, модератора, фасилитатора, консультанта и т. п. в современном образовательном процессе. Другими словами, методическое пособие как часть нового УМК — это не подборка поурочных конспектов, представляющих опыт одного или нескольких школьных учителей, это и не рецепты уставшему учителю на все случаи жизни, составленные вне всякой связи с действующими программами и учебниками, это, наконец, и не пересказ и расширение материалов учебника за счет дополнительной информации познавательного характера и контрольных тестов… Методическое пособие как многофункциональный элемент нового УМК по всеобщей истории нам хотелось предложить учителям в понятном для них контексте современных процессов, происходящих ив системе общего образования, ив системе общего исторического образования, и, конкретно, в курсе всеобщей истории, нов тесной связи с другим учебным курсом, составляющим учебный предмет История — с курсом отечественной истории. Прежде чем предложить педагогам методические материалы и разработки по УМК Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс, кратко, с опорой на первоисточники, представим основные принципы и направления обновления курса всеобщей истории и его научно-мето- дического сопровождения последующему плану: • О курсе всеобщей истории в современной системе исторического общего образования школьников. • О специфике курса Всеобщая история. Новейшая история и его синхронизации с курсом отечественной истории в 10 классе О психолого-педагогических особенностях развития детей 15—18 лет. • О методической концепции учебника Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс». • О современных научно-методических подходах к реализации требований ФГОС ОО к комплексным результатам общего образования на основе УМК Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс и системно-дея- тельностного подхода к изучению всеобщей истории Новейшего времени О курсе всеобщей истории в современной системе общего исторического образования Курс всеобщей истории в современной системе общего исторического образования — это составная часть компонент) учебного предмета История, во взаимодействии с другим школьным курсом, по отечественной истории (истории России, направленный на реализацию стратегической цели общего образования — развитие личности учащихся» 1 «Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпохи непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе. Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-куль- турных, политических, территориальных и иных усло- виях. В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, эконо- 1 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М, 2008.
7мических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравствен- ного опыта предшествующих поколений в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. С. Цели курса всеобщей истории: • на основе общественно согласованной позиции по всеобщей истории дать молодому поколению комплекс знаний о всемирно-историческом развитии человечества, приведшем к современному состоянию мира; • сформировать у молодого поколения исторические ориентиры самоидентификации в современном мире; • на историческом опыте научить находить свою позицию в мультикультурном и поликонфессиональном мире, быть толерантными открытым к социальным коммуникациям выработать основы исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма; • анализируя исторический опыт человечества, сформулировать систему позитивных гуманистических ценно- стей. Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект. С. Методологические подходы к преподаванию и изучению курса всеобщей истории: • принцип историзма, требующий анализа всей совокупности фактов и проблем в их взаимодействии, развитии, причинно-следственных связях с учетом времени и места; • принцип научности, определяющий соответствие всех частей УМК основным результатам современных научных исследований и степени изученности исторических источников; • комплексный подход к освещению истории, предполагающий рассмотрение во взаимосвязи различных
аспектов жизни государства и общества внутренняя и внешняя политика стран, экономика государств, особенности социальной стратификации, проблемы взаимоотношений власти и общества, научные достижения, изменения в военном деле, развитие культуры, повседневная жизнь, религиозные и духовные трансформации • историко-сравнительный подход, предполагающий сопоставление различных явлений, процессов и регионов с целью выявить общие черты и различия между ними, выйти за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий прийти к широким историческим параллелям; • системный подход как основа содержания курса истории и межпредметных связей прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла (обществознание, история мировых религий, литература, мировая художественная культура, русский и иностранные языки, а также географией антропологический подход, предполагающий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого, апелляцию к человеку, его месту в истории, изучение опыта выдающихся личностей и понимание повседневной жизни людей культурологический подход, подразумевающий изучение диалога культур различных государств водном историческом пространстве и преемственность в восприятии, сохранении и преумножении культурных традиций отдельных стран во временном контексте, развивающий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию каждого народа изучение всеобщей истории должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколе- ния. Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект. СО специфике курса Всеобщая история. Новейшая история и его синхронизации с курсом отечественной истории в 10 классе «Определение границ Нового и Новейшего времени является одним из наиболее дискуссионных вопросов периодизации всемирной истории. В разных историографических традициях начало Новейшего времени связывается либо с распространением европейского влияния на другие культуры посредством колонизаций и создания единого имперского пространства, либо с общепризнанными эпохальными событиями, разрывающими историческое время и знаменующими начало новой эпохи. Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект С. Курс всеобщей истории в целом ив каждой его части дает возможность школьникам научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительных событий и личностей мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов. О психолого-педагогических особенностях развития детей 15—18 лет Психолого-педагогические особенности развития детей в возрасте 15—18 лет связаны — сформированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценност- но-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных совладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-про- фессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысли становятся действенными с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории сформированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами с самостоятельным приобретением идентичности повышением требовательности к самому себе углублением самооценки бóльшим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей. Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа Я. Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Примерная основная образовательная программа среднего полного общего образования. СО методической концепции учебника Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс» В значительно расширившемся информационном пространстве школьных курсов учебник истории в его традиционной форме может и должен сохранять свою образовательную миссию. В тоже время учебник приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать фрагменты исторических источников, отрывки из трудов исследователей и яркие высказывания деятелей культуры на темы важнейших исторических событий, четко различая тексты исторических источников и их интерпретаций делать выводы. Современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель — способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, фактов и их интерпретаций. Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект С. Среди важнейших характеристик школьного учебника истории в информационном обществе, ориентированного на сохранение и развитие культурного многообразия, уважение к прошлому народов своей страны и мира, диалоги взаимопонимание, в концепциях нового УМК как по отечественной, таки по всеобщей истории, выделены следующие: • универсальный многокомпонентный носитель исторической информации; • средство развития познавательной деятельности и становления личности учащихся; • открыт для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами и средствами обучения музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.); • ориентирован на познавательный диалог с учащимися и учитывающий их возрастные особенности. Проанализируем и представим способы реализации этих требований в учебнике Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс». Структура идеального учебника как многокомпонентный носитель исторической информации представлена в таблице 1. Воспользуемся ею как навигатором в пристрастном и целенаправленном осмотре основных и вспомогательных, традиционных и инновационных, реально действующих и потенциальных компонентов анализируемого учебника. «Прозрачная структура учебника истории — современный принцип, в соответствии с которым критерии отбора и конструирования учебного содержания, а также макет учебной книги и приемы работы с ней должны быть объяснены учителями школьникам с помощью различных моделей введения и способов ориентировки. Готовый (сформулированный нами) вариант ключевого вопроса темы в методическом пособии не отменяет технологии, предложенной авторами учебника, и может использоваться как своеобразный ориентир для учителя, сопровождающего рассуждения и формулировки самих учащихся. Готовый ключевой вопрос темы или отдельного занятия в лаконичной и побуждающей к размышлениям форме выражает суть ценност- но-смысловых акцентов изучения определенной темы, бесед и дискуссий. Функцию ориентировки выполняет вводный текст, представляя структуру нового учебника. Беглый анализ условных обозначений в учебнике — главный вопрос главы, эпиграф, основные понятия, исторические личности, главный вопрос урока, лента времени, вопросы к пункту параграфа, работа с источниками, мнение историка, вопросы к источникам, темы для проектной деятельности — выявляет отмеченную и ранее направленность учебной книги на реализацию системно-деятель- ностного подхода к обучению истории. К аппарату ориентировки относятся и другие методические инструменты форзац и нахзац, оглавление, колонтитулы, шмуцтитулы, маркеры, символы, словари и т. п, которыми тоже пользуются авторы данного учебника. Приемы их активизации в процессе изучения всеобщей истории и на основе данного учебника будут представлены в основном разделе методического пособия. Основной (авторский) текст учебника заключен в главы и параграфы. Количество последних 29. Сделано это сознательно, чтобы оставить время на лабораторно-прак- тические и проектные виды познавательной деятельности и тем самым способствовать реализации более актуальной функции современного учебника истории как средства развития познавательной деятельности и становления личности учащихся. Таблица Структура учебника истории
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |