Главная страница

Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие. Методическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории


Скачать 1.32 Mb.
НазваниеМетодическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории
АнкорВсеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие.pdf
Дата25.01.2018
Размер1.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVseobschaya_istoria_Noveyshaya_istoria_10_klass_Metodicheskoe_po
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35355
страница1 из 24
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

УДК 373.5.016:94
ББК 74.266.0
С 978-5-358-20185-9
© ООО ДРОФА, 2018
Стрелова, О. Ю.
Всеобщая история. Новейшая история. 10 кл. : методическое пособие к учебнику А. В. Шубина / О. Ю. Стрелова. — М. : Дрофа, 2018. — 308, [1] с Методическое пособие разработано в соответствии с истори- ко-культурным стандартом, ФГОС, ПООП среднего общего образования и учебником Всеобщая история. Новейшая история для 10 класса. Пособие содержит поурочное планирование и рекомендации по организации и проведению уроков. Предлагаемые задания разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся, что позволит организовать их познавательную деятельность и осуществить контроль знаний.
УДК 373.5.016:94
ББК С

3
Введение
Методическое пособие как многофункциональный элемент нового УМК по всеобщей истории
Действовавшая долгие годы автономная практика разработки школьных учебников, программ и пособий для учителя в контексте перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее — ФГОС ОО) принципиально меняется под закономерным в информационном обществе требованием обеспечить концептуальное и теоретико-практическое взаимодействие всех трех компонентов учебно-методиче- ского комплекса (далее — УМК) в целостном информаци- онно-образовательном поле учебных предметов и курсов, составляющих содержание общего образования. Поскольку это требование носит универсальный характер, оно в полной мере относится и к научно-методическим подходам к разработке и реализации УМК по отечественной и всеобщей истории. В современной сфере исторического образования этот процесс идет еще и под влиянием Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. На очереди — принятие Концепции нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории. Методологические положения второго документа, существующего пока в проекте, позволяют авторам новых учебников и преподавателям всеобщей истории уже сейчас критически-творчески отнестись к ними реализовывать в своей учебно-издательской и педагогической деятельности.
Уточним, что, говоря о новом учебно-методическом комплексе, мы ведем речь о принципиально новой модели, согласно которой УМК — это целостная многоуровневая система, основанная на инновационных формах, методах и интерактивных средствах обучения, с помощью которой
1
Методологические и педагогические основы этой концепции вместе с научно-методическими подходами к реализации
Историко-культурного стандарта по истории России, в том числе с помощью новых УМК и, главным образом, учебника по отечественной истории, были проанализированы нами в книге Вяземский ЕЕ, Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника истории. Мне только представляется учебная информация и контролируется ее усвоение (УМК первого поколения и т. дно, прежде всего, образовательный процесс организуется и поддерживается в соответствии с требованиями ФГОС ОО к комплексным результатам общего образования.
Уровни УМК — это
— во-первых, его инвариантное ядро, состоящее из концептуально-программных документов, учебных и методических пособий на бумажных и электронных носителях, те. специально подготовленный информацион- но-образовательный и программно-методический ресурс для изучения конкретного учебного предмета. В составе
УМК нового поколения выделяют нормативный, учебный и методический компоненты с характерными для них дидактическими элементами (рабочие программы, учебники, ЭФУ, рабочие тетради, книги для учителя, атласы, практикумы и т. д. Издательства, допущенные к подготовке УМК по истории, работают над созданием именно этого, основного уровня новых УМК;
— во-вторых, внутренняя вариативная оболочка Вспомогательные информационные ресурсы УМК», в которую входят справочные (словари, справочники, шпаргалки и т. п, информационно-познавательные энциклопедии для детей, веб-сайты и т. п, учебно-ме- тодические (макеты и муляжи объектов изучения, методические рекомендации по организации учебных экскурсий, лабораторных работ, учебных игр и т. п) пособия и материалы, ориентированные на учебный предмет и внеклассную работу без их привязки к конкретным рабочим программами школьным учебникам. Эти ресурсы могут издаваться разными издательствами ив разное время. Задача учителя, особенно учителя истории, — профессионально подходить к отбору и использованию вспомогательных информационных ресурсов, не создавая информационной и учебной перегрузки учащихся в-третьих, внешняя и безграничная вариативная оболочка Дополнительные информационные ресурсы
УМК», которая включает в себя широкий пласт артефактов и источников на всех видах носителей информации художественная и научно-популярная литература, репродукции произведений изобразительного искусства, художественные и документальные фильмы, теле- и радиопередачи, периодические издания, локальные достопримечательности и т. п. Она составляет культурно-инфор- мационный контекст современного общества, постоянно и хаотически расширяющийся (в тоже время сознательно уничтожающийся и исчезающий по объективным причинам, но он может использоваться педагогами и учащимися для критически-творческого проектирования индивидуальной информационно-образовательной среды, повышения качества общего образования и самообразо- вания.
Исходя из многоуровневой характеристики УМК нового поколения методическое пособие (книга для учителя это главный элемент методического компонента
УМК, выполняющий функции навигатора, координатора, модератора, фасилитатора, консультанта и т. п. в современном образовательном процессе. Другими словами, методическое пособие как часть нового УМК — это не подборка поурочных конспектов, представляющих опыт одного или нескольких школьных учителей, это и не рецепты уставшему учителю на все случаи жизни, составленные вне всякой связи с действующими программами и учебниками, это, наконец, и не пересказ и расширение материалов учебника за счет дополнительной информации познавательного характера и контрольных тестов…
Методическое пособие как многофункциональный элемент нового УМК по всеобщей истории нам хотелось предложить учителям в понятном для них контексте современных процессов, происходящих ив системе общего образования, ив системе общего исторического образования, и, конкретно, в курсе всеобщей истории, нов тесной связи с другим учебным курсом, составляющим учебный предмет История — с курсом отечественной истории.
Прежде чем предложить педагогам методические материалы и разработки по УМК Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс, кратко, с опорой на первоисточники, представим основные принципы и направления обновления курса всеобщей истории и его научно-мето- дического сопровождения последующему плану:
• О курсе всеобщей истории в современной системе исторического общего образования школьников.
• О специфике курса Всеобщая история. Новейшая история и его синхронизации с курсом отечественной истории в 10 классе
О психолого-педагогических особенностях развития детей 15—18 лет.
• О методической концепции учебника Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс».
• О современных научно-методических подходах к реализации требований ФГОС ОО к комплексным результатам общего образования на основе УМК Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс и системно-дея- тельностного подхода к изучению всеобщей истории Новейшего времени О курсе всеобщей истории в современной системе общего исторического образования

Курс всеобщей истории в современной системе общего исторического образования — это составная часть компонент) учебного предмета История, во взаимодействии с другим школьным курсом, по отечественной истории (истории России, направленный на реализацию стратегической цели общего образования — развитие личности учащихся»
1
«Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпохи непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе. Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-куль- турных, политических, территориальных и иных усло- виях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, эконо-
1
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М, 2008.

7
мических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравствен- ного опыта предшествующих поколений в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. С. Цели курса всеобщей истории:
• на основе общественно согласованной позиции по всеобщей истории дать молодому поколению комплекс знаний о всемирно-историческом развитии человечества, приведшем к современному состоянию мира;
• сформировать у молодого поколения исторические ориентиры самоидентификации в современном мире;
• на историческом опыте научить находить свою позицию в мультикультурном и поликонфессиональном мире, быть толерантными открытым к социальным коммуникациям выработать основы исторического сознания, гражданской позиции и патриотизма;
• анализируя исторический опыт человечества, сформулировать систему позитивных гуманистических ценно- стей.
Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект. С. Методологические подходы к преподаванию и изучению курса всеобщей истории:
• принцип историзма, требующий анализа всей совокупности фактов и проблем в их взаимодействии, развитии, причинно-следственных связях с учетом времени и места;
• принцип научности, определяющий соответствие всех частей УМК основным результатам современных научных исследований и степени изученности исторических источников;
• комплексный подход к освещению истории, предполагающий рассмотрение во взаимосвязи различных
аспектов жизни государства и общества внутренняя и внешняя политика стран, экономика государств, особенности социальной стратификации, проблемы взаимоотношений власти и общества, научные достижения, изменения в военном деле, развитие культуры, повседневная жизнь, религиозные и духовные трансформации
• историко-сравнительный подход, предполагающий сопоставление различных явлений, процессов и регионов с целью выявить общие черты и различия между ними, выйти за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий прийти к широким историческим параллелям;
• системный подход как основа содержания курса истории и межпредметных связей прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла (обществознание, история мировых религий, литература, мировая художественная культура, русский и иностранные языки, а также географией антропологический подход, предполагающий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого, апелляцию к человеку, его месту в истории, изучение опыта выдающихся личностей и понимание повседневной жизни людей культурологический подход, подразумевающий изучение диалога культур различных государств водном историческом пространстве и преемственность в восприятии, сохранении и преумножении культурных традиций отдельных стран во временном контексте, развивающий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию каждого народа изучение всеобщей истории должно соответствовать системно-деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколе- ния.
Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект. СО специфике курса Всеобщая история. Новейшая история и его синхронизации с курсом отечественной истории в 10 классе

«Определение границ Нового и Новейшего времени является одним из наиболее дискуссионных вопросов периодизации всемирной истории. В разных историографических традициях начало Новейшего времени связывается либо с распространением европейского влияния на другие культуры посредством колонизаций и создания единого имперского пространства, либо с общепризнанными эпохальными событиями, разрывающими историческое время и знаменующими начало новой эпохи. Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект С. Курс всеобщей истории в целом ив каждой его части дает возможность школьникам научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительных событий и личностей мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
О психолого-педагогических особенностях развития детей 15—18 лет
Психолого-педагогические особенности развития детей в возрасте 15—18 лет связаны
— сформированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценност- но-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться ими в деятельности с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных совладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-про- фессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысли становятся действенными с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории сформированием у обучающихся научного типа мышления, овладением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами с самостоятельным приобретением идентичности повышением требовательности к самому себе углублением самооценки бóльшим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа Я. Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
Примерная основная образовательная программа среднего полного общего образования. СО методической концепции учебника Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс»
В значительно расширившемся информационном пространстве школьных курсов учебник истории в его традиционной форме может и должен сохранять свою образовательную миссию. В тоже время учебник приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать фрагменты исторических источников, отрывки из трудов исследователей и яркие высказывания деятелей культуры на темы важнейших исторических событий, четко различая тексты исторических источников и их интерпретаций делать выводы. Современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель — способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, фактов и их интерпретаций. Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект С. Среди важнейших характеристик школьного учебника истории в информационном обществе, ориентированного на сохранение и развитие культурного многообразия, уважение к прошлому народов своей страны и мира, диалоги взаимопонимание, в концепциях нового УМК как по отечественной, таки по всеобщей истории, выделены следующие:
• универсальный многокомпонентный носитель исторической информации;
• средство развития познавательной деятельности и становления личности учащихся;
• открыт для взаимодействия с другими учебными и информационными ресурсами и средствами обучения музеи и библиотеки, электронные пособия, Интернет, периодическая печать и др.);
• ориентирован на познавательный диалог с учащимися и учитывающий их возрастные особенности.
Проанализируем и представим способы реализации этих требований в учебнике Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс».
Структура идеального учебника как многокомпонентный носитель исторической информации представлена в таблице 1. Воспользуемся ею как навигатором в пристрастном и целенаправленном осмотре основных и вспомогательных, традиционных и инновационных, реально действующих и потенциальных компонентов анализируемого учебника.
«Прозрачная структура учебника истории — современный принцип, в соответствии с которым критерии отбора и конструирования учебного содержания, а также макет учебной книги и приемы работы с ней должны быть объяснены учителями школьникам с помощью различных моделей введения и способов ориентировки.
Готовый (сформулированный нами) вариант ключевого вопроса темы в методическом пособии не отменяет технологии, предложенной авторами учебника, и может использоваться как своеобразный ориентир для учителя, сопровождающего рассуждения и формулировки самих учащихся. Готовый ключевой вопрос темы или отдельного занятия в лаконичной и побуждающей к размышлениям форме выражает суть ценност- но-смысловых акцентов изучения определенной темы, бесед и дискуссий. Функцию ориентировки выполняет вводный текст, представляя структуру нового учебника.
Беглый анализ условных обозначений в учебнике — главный вопрос главы, эпиграф, основные понятия, исторические личности, главный вопрос урока, лента времени, вопросы к пункту параграфа, работа с источниками, мнение историка, вопросы к источникам, темы для проектной деятельности — выявляет отмеченную и ранее направленность учебной книги на реализацию системно-деятель- ностного подхода к обучению истории.
К аппарату ориентировки относятся и другие методические инструменты форзац и нахзац, оглавление, колонтитулы, шмуцтитулы, маркеры, символы, словари и т. п, которыми тоже пользуются авторы данного учебника. Приемы их активизации в процессе изучения всеобщей истории и на основе данного учебника будут представлены в основном разделе методического пособия.
Основной (авторский) текст учебника заключен в главы и параграфы. Количество последних 29. Сделано это сознательно, чтобы оставить время на лабораторно-прак- тические и проектные виды познавательной деятельности и тем самым способствовать реализации более актуальной функции современного учебника истории как средства развития познавательной деятельности и становления личности учащихся.
Таблица Структура учебника истории
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов
связь с админом