Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие. Методическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории


НазваниеМетодическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории
АнкорВсеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие.pdf
Дата25.01.2018
Размер1.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVseobschaya_istoria_Noveyshaya_istoria_10_klass_Metodicheskoe_po
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35355
страница2 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Текстовой компонент
Основной текст
Дополнительный текст
Пояснительный текст. По месту в учебнике) вводный) информационный (учебный) заключительный. По приемам изложения) описательный) повествовательный) объяснительный) проблемный) документы) научно-популярные тексты) художественные тексты) постраничный словарь) пояснения внутри основного текста) подписи к иллюстрациям) сведения о представленных в учебнике документах и их авторах
Внетекстовой компонент
Иллюстрации
Методический аппарат
Аппарат ориентировки
А) изобразитель- ные:

учебные

репродукции

документальные изображения
Б) условно- графические:

карты, картосхемы схемы, чертежи

линии времени
А) ключевые вопросы и учебные
Б) вопросы и задания:

воспроизводящие

преобразующие

творческие образные

проблемные

В) текстовые таблицы хронологические

синхронистические

сравнительно- обобщающие

конкретизирующие

иллюстрированные комплексы
Г) опорные схемы
Д) планы-схемы, памятки-алгоритмы
Е) тесты самоконтроля обобщающие задания
А) оглавление
Б) рубрикация и символы
В) выделения в тексте курсивом, жирным шрифтом и т. п.
Г) словари и указатели:

понятия даты

персоналии

другие источники УМК

интернет- сайты
Д) колонтитулы
Е) шмуцтитулы
Ж) библиография З) справочники

13
ально действующих и потенциальных компонентов анализируемого учебника.
«Прозрачная структура учебника истории — современный принцип, в соответствии с которым критерии отбора и конструирования учебного содержания, а также макет учебной книги и приемы работы с ней должны быть объяснены учителями школьникам с помощью различных моделей введения и способов ориентировки.
Готовый (сформулированный нами) вариант ключевого вопроса темы в методическом пособии не отменяет технологии, предложенной авторами учебника, и может использоваться как своеобразный ориентир для учителя, сопровождающего рассуждения и формулировки самих учащихся. Готовый ключевой вопрос темы или отдельного занятия в лаконичной и побуждающей к размышлениям форме выражает суть ценност- но-смысловых акцентов изучения определенной темы, бесед и дискуссий. Функцию ориентировки выполняет вводный текст, представляя структуру нового учебника.
Беглый анализ условных обозначений в учебнике — главный вопрос главы, эпиграф, основные понятия, исторические личности, главный вопрос урока, лента времени, вопросы к пункту параграфа, работа с источниками, мнение историка, вопросы к источникам, темы для проектной деятельности — выявляет отмеченную и ранее направленность учебной книги на реализацию системно-деятель- ностного подхода к обучению истории.
К аппарату ориентировки относятся и другие методические инструменты форзац и нахзац, оглавление, колонтитулы, шмуцтитулы, маркеры, символы, словари и т. п, которыми тоже пользуются авторы данного учебника. Приемы их активизации в процессе изучения всеобщей истории и на основе данного учебника будут представлены в основном разделе методического пособия.
Основной (авторский) текст учебника заключен в главы и параграфы. Количество последних 29. Сделано это сознательно, чтобы оставить время на лабораторно-прак- тические и проектные виды познавательной деятельности и тем самым способствовать реализации более актуальной функции современного учебника истории как средства развития познавательной деятельности и становления личности учащихся.
Таблица Структура учебника истории

Текстовой компонент
Основной текст
Дополнительный текст
Пояснительный текст. По месту в учебнике) вводный) информационный (учебный) заключительный. По приемам изложения) описательный) повествовательный) объяснительный) проблемный) документы) научно-популярные тексты) художественные тексты) постраничный словарь) пояснения внутри основного текста) подписи к иллюстрациям) сведения о представленных в учебнике документах и их авторах
Внетекстовой компонент
Иллюстрации
Методический аппарат
Аппарат ориентировки
А) изобразитель- ные:

учебные

репродукции

документальные изображения
Б) условно- графические:

карты, картосхемы схемы, чертежи

линии времени
А) ключевые вопросы и учебные
Б) вопросы и задания:

воспроизводящие

преобразующие

творческие образные

проблемные

В) текстовые таблицы хронологические

синхронистические

сравнительно- обобщающие

конкретизирующие

иллюстрированные комплексы
Г) опорные схемы
Д) планы-схемы, памятки-алгоритмы
Е) тесты самоконтроля обобщающие задания
А) оглавление
Б) рубрикация и символы
В) выделения в тексте курсивом, жирным шрифтом и т. п.
Г) словари и указатели:

понятия даты

персоналии

другие источники УМК

интернет- сайты
Д) колонтитулы
Е) шмуцтитулы
Ж) библиография З) справочники
В этой связи обратим внимание на методическую систему организации не только содержания, но и познавательной деятельности учащихся с УМК и с учебником истории в частности. Методическая система современного учебника истории на примере одного модуля (главы и параграфов) представлена на схеме На схеме видны место и роль каждого элемента методической системы идеального учебника в реализации цели и конкретных задач исторического образования школьников. О способах их активизации речь тоже пойдет в основном разделе методического пособия на примерах конкретных учебных теми методических рекомендаций. Пока же систематизируем и представим элементы методической системы в учебнике Всеобщая история. Новейшая история. 10 класса также соотнесем их с результатами общего образования, диверсифицированными в
ФГОС ОО на личностные (далее — ЛР), метапредметные далее — МР) и предметные (далее — ПР) (таблица 2).
1
Методическую систему учебника мы интерпретируем шире, чем методический аппарат, который даже в проекте Концепции нового УМК по всеобщей истории сводится к неорганизованной совокупности дидактического введения, упреждающих вопросов вначале каждого параграфа, вопросов и заданий в конце параграфов и глав, вопросов внутри параграфов, вопросов и заданий к источникам, картами иллюстрациям.
Схема Ключевые вопросы темы

Вопросы и задания внутри параграфа:
учебный текст документы рисунки карты образные, логические, творческие, проблемные, эмпатические

)
Вопросы и задания в конце параграфа (
резюме)
Вопросы и задания в конце главы Методический аппарат учебника
Таблица Уровни методической системы учебника
истории
Соответствующие им элементы методической
системы
Уровни комплексных результатов общего
образования
1
Ключевые вопросы темы Главный вопрос главы отсутствует в готовом виде. Предполагается, что учащиеся формулируют его самостоятельно.
Монтаж иллюстраций
2
с краткими пояснительными текстами.
Краткий вводный текст с противоречием или интригой
ПР, МР / ЛР
3
Вопросы и задания внутри
параграфа
Главный вопрос параграфа учащиеся также каждый раз формулируют самостоятельно.
В проблемно-деятельност- ном ключе сформулированы заголовки некоторых подпунктов параграфов
ПР и МР / ЛР
ПР / МР
1 Соотношение элементов методической системы школьного учебника истории с комплексными результатами общего образования выполнено на основе Вяземский ЕЕ, Стрелова О. Ю. Реализация требований ФГОС общего образования в курсах истории (5—9 и 10—11 классы) в процессе школьного образования. М Педагогический университет Первое сентября, 2014.
2
Монтаж иллюстраций, документов, текстов и т. п. — прием сочетания изобразительных или вербальных источников, представляющих противоположные версии и оценки исторических событий. Педагогическая цель приема — с одной стороны, уменьшить объективную полисемию (многозначность истолкования) источников, ас другой — акцентировать внимание учащихся на ключевых аспектах темы, направить анализ и интерпретацию текстов / изображений в актуальное русло согласно ключевому вопросу темы или главы учебника Обозначение планируемого результата, чаще всего личностного, через косую черту указывает на потенциальные возможности того или иного элемента методической системы учебника выйти на более высокий уровень достижений при дополнительных педагогических условиях, которые раскрываются в основном разделе книги для учителя
Уровни методической системы учебника
истории
Соответствующие им элементы методической
системы
Уровни комплексных результатов общего
образования
Основные понятия
(перечень).
Персоналии темы
(перечень).
Лента времени (схема).
Иллюстрации и вопросы к ним бывают не только конкретизирующего, но и проблемного характера. Среди иллюстраций большое место в учебнике оправданно занимают политические карикатуры, вопросы и задания к ним носят поисковый и исследовательский характерно не исчерпывают всех аспектов и уровней работы с этим источником.
Повторительно-обобща- ющие вопросы в конце подпунктов параграфа носят повторительно-обобщаю- щий характер
ПР ПР / МР
ПР
Вопросы и задания после
параграфа
Рубрика Подведем итоги краткий обобщающий текст.
Вопросы и задания разных уровней и образовательных возможностей от тестов на соотнесение исторических дат, сравнительных таблиц, конкретизирующих вопросов до проблемно- поисковых заданий.
Рубрика Работа с документом короткий фрагмент первоисточника, вопросы и задания к нему имеют преимущественно логический характер.
ПР
ПР / МР
Продолжение табл
Уровни методической системы учебника
истории
Соответствующие им элементы методической
системы
Уровни комплексных результатов общего
образования
Рубрика Для тех, кто хочет больше знать — вопросы и задания познавательного и развивающего характера, предполагающие обращение к дополнительным источникам, интернет- ресурсами организацию разнообразной поисково- информационной и исследовательской деятельности школьников
ПР и МР
ПР и МР / ЛР
Вопросы и задания в конце главы
Рубрика Итоги главы — краткий обобщающий главу текст, который по сравнению с младшими учебниками тоже не усилила утратил свою дискуссионность.
Рубрика Вопросы и задания к главе — набор заданий для организации разных форм учебных и внеклассных занятий, видов познавательной деятельности дебаты, эссе, сочинения и т. д. Среди них повторяющееся из класса в класс задание составить тематические тесты, но только одного вида — с выбором ответа.
Сформулируйте свой ответ на главный вопрос главы — задание, требующее серьезной методической поддержки в книге для учителя.
Темы проектов представлены, скорее, как темы сообщений и докладов
ПР
ПР и МР / ЛР
ПР / МР / ЛР
ПР и МР
Окончание табл
Таким образом, на основе таблицы 2 можно убедиться в том, что данный учебник действительно является многокомпонентным носителем исторической информации, он ориентированна организацию познавательной деятельности учащихся как с учебником, таки с другими источниками, входящими в вариативные оболочки УМК, предполагает дифференцированный и индивидуализированный подходы к изучению Новейшей истории на базовом и углубленном уровнях, содержит ресурсы для учебной и внеучебной деятельности школьников, способствует синхронизации курсов всеобщей истории и истории Рос- сии.
Вместе стем результаты структурно-функционально- го анализа учебника выявляют определенные методические лакуны и подводят к вопросу о научно-методиче- ском подходе к планированию на основе нового УМК по всеобщей истории, к которому относится данный учебник, целостной и многоообразной системы учебных и внеклассных занятий, форм и способов познавательной деятельности школьников, ориентированной на комплексные результаты общего образования. Эту задачу и призвано решить методическое пособие к учебнику Всеобщая история. Новейшая история.
10 класс. Вместе с ним в книге для учителя мы намерены показать подходы к выполнению требований Концепции нового УМК по всеобщей истории не только организационного, но и методологического, ценностно-смыслового плана, которые актуализируют функцию подлинно современного учебника истории как ресурса личностного развития учащихся. Это — требования учесть историко-культурное многообразие регионов мира, раскрыть происхождение, развитие и содержание политических и культурных традиций стран и народов мира;
• отказаться при изложении всеобщей истории от издержек европоцентризма;
• уделить внимание истории тех стран и регионов, которые в различные эпохи наиболее тесно контактировали с различными народами и регионами России, а также тех, взаимодействие с которыми важно для современной России рассматривать различные стороны исторического процесса (экономическую, социальную, политическую,
религиозную, культурную и т. д) сбалансированно ив их взаимосвязи показать на наиболее ярких примерах роль человека в истории;
• выделять различные формы диалога культур;
• подчеркивать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры как достоянию человечества, сохранять которое должен каждый;
• проследить в динамике процессы обретения культурной идентичности стран и народов мира для последующего сопоставления с аналогичными процессами на территории России.
Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект. С. При работе над методическим пособием возникла также необходимость привнести современное измерение в историческую дидактику и практику обучения истории, для чего нужно уточнить многие дидактические понятия О современных научно-методических подходах к реализации требований ФГОС ОО к комплексным результатам общего образования на основе УМК Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс и системно-деятельностного подхода к изучению истории Новейшего времени
Проанализированный выше учебник Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс, как и другие учебники этой линии, может быть отнесен к информационно-из- быточным учебным пособиям, свидетельством чему являются разнообразные элементы и компоненты учебной книги (разные виды текстов и иллюстраций, дополнительные рубрики, разноуровневые вопросы и задания и т. д. Адекватно ему и современным тенденциям развития учебной литературы в информационном обществе строится и данное методическое пособие. Принцип информационной избыточности противоположен рецептурно-поурочному подходу к созданию книги для учителя, поэтому в ней предлагается широкий спектр форм и сценариев учебных занятий, способов и приемов познавательной деятельности школьников, раз- ноуровневые вопросы и задания к разным элементам
учебника и с разными видами других источников информации и т. д. В этом смысле методическое пособие больше похоже на конструктор, детали которого учитель выбирает и комбинирует не только в соответствии с требованиями ФГОС ОО, но и учитывая конкретную культур- но-образовательную ситуацию в регионе России (субъекте РФ) ив своем общеобразовательном учреждении, индивидуальные познавательные возможности и потребности школьников, свой педагогический стиль работы и т. п.
Из принципа информационной избыточности как учебника, таки методического пособия к нему логически вытекает принцип нелинейной работы с учебной книгой. Попробуем объяснить его от обратного, привычного отношения к чтению школьного учебника истории отпер- вого параграфа до последнего. Линейный принцип работы с учебной книгой обусловлен репрессивным типом чтения и традиционной структурой содержания разделы главы — параграфы, а также событийно-хронологи- ческой последовательностью изложения учебной информации. Авторский текст в учебниках такого типа является основным структурно-функциональным и информационным элементом, поэтому он определяет характер вопросов и заданий к нему (чаще всего репродуктивных, воспроизводящих концепцию авторов учебника, их аргументы и выводы. Подбор иллюстраций и документов обусловлен приоритетами и направленностью авторского текста. Поэтому читателям не остается ничего другого, как читать учебник от корки до корки. Линейный принцип стирает грань между основными дополнительным текстом, поскольку всю информацию учебника представляет как важную и поддерживает псевдонормативный
1
Репрессивный тип чтения — чтение, направленное на извлечение информации и ответы на толстые вопросы кто что когда где и т. п. При этом читатель под гнетом задачи извлечь информацию не только игнорирует личность автора, условия и ситуацию, в которых творился данный текст, но и самого себя низводит до роли ретранслятора чужого знания. Диаметрально противоположным по замыслу, взаимодействию трех полюсов культуры Автор — Текст — Читатель и результатам чтения является диалогический тип, суть которого заключается в направляемом и критически-диалогическом обмене с прошлым статус учебного текста (те. нужно прочитать все тексты и выполнить все задания, что, естественно, невозможно в рамках минутного урока и двух часов в неделю в течение только одного учебного полугодия. Теперь стряхните с себя магию линий и линейности и представьте, что любой элемент учебника может стать темо- / урокообразующим, а элементы учебной книги могут собираться в информационно-методические ресурсы в самых причудливых, но мотивированных сочетаниях иллюстрация и ключевой вопрос темы, учебный текст и документы, проблемный вопрос и обзорная историческая карта
1

Как в книге для учителя удобнее представить методические материалы, разработанные на принципах информационной избыточности и нелинейного подхода к работе с учебником В нашей многолетней практике подготовки различных методических рекомендаций хорошо зарекомендовал себя тематический блок, под которым мы понимаем комплекс учебных занятий, объединенных общей темой и проблемной целевой установкой, внутри которого происходит нелинейное прохождение темы от одного урока / параграфа к другому, алогическое приращение знаний, умений, ценностных установок учащихся на основе одновременной работы с разными элементами учебника и его УМК, развитие опыта познавательной и социально-коммуникативной деятельности.
Блочно-тематический принцип планирования учебных занятий основан на представлении темы как структурной единицы содержания и процесса обучения истории, спроектированного сообразно трем психологическим этапам восприятия и усвоения новой информации) погружение в тему (введение) — (2) конкретизация и углубление знаний, развитие познавательных умений — (3) систематизация и самоопределение (обобщение, презентация тематических проектов, анализ оценочных суждений и выводов, аргументация собственного мнения Подробнее о нелинейном принципе работы с учебником истории Стрелова О. Ю. Открытие шестнадцатое. Нелинейное чтение учебника истории // О. Ю. Стрелова. Уроки истории в 6 классе к учебнику МЮ. Брандта История Средних веков. М Дрофа, 2007. СВ данном методическом пособии эта структура выдержана по отношению ко всему курсу (вводное занятие — основная часть — обобщающие занятия) и к каждой теме в отдельности. Роль введения, как правило, выполняет вводная повторительно-обобщающая беседа с элементами актуализации и проблематизации новой темы. Далее идет основная часть учебных занятий, расширяющих и конкретизирующих новое содержание, и, несмотря на дефицит учебных часов, каждая тема завершается обобщающим занятием. Верные принципу информационной избыточности, мы в каждой теме предлагаем учителями школьникам около десяти вариантов его прове- дения!
Естественно, что логика образовательного процесса требует адекватной формы тематического планирования курса всеобщей истории, поддерживаемого данным УМК. Развернутое тематическое планирование, представленное в следующем разделе пособия, не дублирует тематический план в Рабочей программе и выполняет особые организа- ционно-навигаторские задачи) показывает связь каждой темы и содержание всего курса и учебника с соответствующим разделом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее ПООП СОО);
2) раскрывает структуру и содержание каждой темы и их ориентацию на параграфы учебника Всеобщая история. 10 класса также на другие элементы
УМК (атлас, ЭФУ и т. д) организует выход каждого учебного занятия на проектную деятельность учащихся, в том числе межпредметного и / или опережающего характера курс История России) раскрывает возможности организации разнообразной внеклассной работы по предмету.
Представленные в развернутом тематическом планировании графы не исчерпывают его разнообразия и могут быть дополнены в индивидуальном тематическом плане учителя другими рубриками, например, по региональному компоненту общего исторического образова- ния.
Перейдем к представлению других научно-методиче- ских подходов, реализованных в данном методическом пособии
В первую очередь речь пойдет о названиях учебных занятий и их отдельных пунктов. Обратим внимание учителей на то, что далеко не всегда названия из учебника переносились в методические рекомендации. Их корректировка или обновление проводились для более четкого выражения основной мысли и проблемы темы или учебного занятия, актуализации ценностно-смысловых доминант и ключевых вопро- сов.
Следующий пункт — это фрагмент из Концепции нового УМК по всеобщей истории. Данный документ до сих пор находится в стадии проекта и вызывает много нареканий к своей чересчур объемной и сложной для школьников содержательной части, перекосом в предметные результаты общего исторического образования, не- педагогическим подходом к разработке содержания курса всеобщей истории. Но вводные разделы Концепции, содержащие лаконичные и предельно четкие обобщающие характеристики исторических периодов и регионов, способны выполнять функцию методологического и научно-методического навигатора в изучении каждой темы. Фрагменты Концепции открывают каждую тему ив большинстве случаев цитируются вначале сценариев учебных занятий. Они помогают учителю погрузиться в новую тему, выделить главные идеи и векторы в изучении нового содержания, сформулировать ключевой вопрос темы и / или отдельных уроков, определить характер и направление итоговой дискуссии, разработать вопросы и задания повышенного уровня, предложить учащимся новые идеи для проектов.
Главным результатом ценностно-аналитической работы стем или иным фрагментом Концепции нового УМК по всеобщей истории и разделом школьного учебника становится ключевой вопрос темы. Уточним его определение в свете современных дидактических подходов к общему историческому образованию Ключевые вопросы целесообразно рассматривать как переложенные на язык проблемных вопросов теоретико-методологические уста Вяземский ЕЕ, Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории. МС
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей