Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие. Методическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории


НазваниеМетодическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории
АнкорВсеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие.pdf
Дата25.01.2018
Размер1.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVseobschaya_istoria_Noveyshaya_istoria_10_klass_Metodicheskoe_po
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35355
страница5 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Планируемые результаты
Предметные
1
Выпускник на базовом уровне научится:
• определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику критически анализировать информацию из различных источников соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
• использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
• составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, ин- тернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами читать легенду исторической карты демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике.
Выпускник на базовом уровне получит возможность
научиться:
• демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными исторически Предметные результаты на уровне содержания будут далее конкретизированы в сценарии каждого учебного занятия, а на уровне умений будут относиться ко всему тематическому блоку, также как метапредметные и личностные
ми деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др, заполнять контурную карту приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения владеть элементами проектной деятельности.
Метапредметные
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
• выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиски ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
• использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

58
3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, таки членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Личностные
• готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
• мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культура также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поли- культурном мире
• интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признаками другим негативным социальным явлениям принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению
Урок 2. Мир накануне Первой мировой войны
Предметные результаты
• представления об историческом месте Первой мировой войны в переходе от Нового времени к Новейшему, о предпосылках и причинах небывалого прежде международного вооруженного конфликта, связанного в конце
XIX — начале XX в. с интенсивным развитием и противоречиями индустриального общества, сопутствующим им ростом националистических, милитаристских и шовинистических настроений в европейском обществе;
• актуализация основных понятий темы, умение использовать их в анализе исторической ситуации в Европе и Азии начала ХХ в.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА Первая мировая война как рубеж двух исторических эпох — проблемный анализ вводного текста и иллюстраций к главе I, вводная беседа с элементами повторения, обобщения и актуализации ранее полученных знаний, формулирование и обсуждение вариантов главного (ключевого) вопроса темы I и первого занятия Индустриальное общество вначале ХХ в. — аналитическое чтение пунктов 1 и 2 параграфа, составление смыслового плана Основные черты индустриального общества, заполнение сравнительно-обобщаю- щей таблицы Формирование индустриального общества Расцвет индустриального общества, актуализация основных понятий темы индустриальное общество, империализм, модернизация, картографический практикум, заполнение конкретизирующей таблицы Главные черты индустриального общества, аналитическая беседа Пробуждение Азии — повторительно-обобщающая беседа по курсу Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс, самостоятельное изучение пункта 3 параграфа Национализм, шовинизм и пацифизм — аналитическое чтение пункта 6, актуализация опорных понятий темы национализм, шовинизм, милитаризм, пацифизм, обобщающая беседа Пункт 5 Рабочее движение и социализм предлагаем изучать на уроке 4.

60
Первая мировая война как рубеж двух исторических
эпох
Вопросы и задания для проблемной беседы по тексту и иллюстрациям учебника с элементами повторения и обобщения. Вспомните, что способствовало усилению милитаристских настроений в европейском обществе в конце ХIХ в При ответе на этот вопрос попытайтесь учесть несколько факторов экономические, внутри- и внешнеполитические, идеологические, социальные, культурные. В чем заключалась уникальность конференции в Гааге Как высчитаете, был ли этот международный проект утопией в условиях наступавшего ХХ в Почему попытки некоторых государств мирными способами погасить пламя войны закончились неудачей. Что представляли собой военно-политические блоки, созданные ведущими государствами Европы в конце
XIX — начале XX в Выскажите и аргументируйте предположение, насколько прочными могли стать новые союзы с участием Германии и России. Как выдумаете, почему образование новых международных союзов вначале ХХ в. уже не способствовало поддержанию равновесия сил в Европе, а, напротив, усиливало вероятность крупного военного конфликта. Почему от раздела мира европейские страны перешли к его переделу Предположите, какие страны и почему приняли в нем самое активное участие В своих рассуждениях используйте карту. Какой регион мира и почему получил название пороховая бочка Европы Интересы каких держав столкнулись на Балканах вначале ХХ в
7. Проанализируйте слова Франсуа Фюре
1
и только на основе этого текста определите, современником или потомком Первой мировой войны был этот французский историк. Почему вы так думаете Франсуа Фюре (1927—1997) — историк, член Французской Академии наук, посвятивший свою научную деятельность истории Французской революции XVIII в. Первоначально поддерживал марксистскую трактовку, но позже оспаривал марксистское понимание Французской революции как одной из форм классовой борьбы

61
8. Попытайтесь объяснить, почему Первая мировая война показалась людям ХХ в. самым загадочным событием истории Что в ней могло вызывать недоумение, непонимание и т. д. у людей, которые стали ее очевидцами, участниками, жертвами. Попробуйте объяснить, почему современники Первой мировой войны называли ее Великой. В чем, на ваш взгляд, люди начала ХХ столетия увидели величие вооруженного конфликта 1914—1918 гг.?
10. Почему название Великая война продержалось только до Второй мировой войны Как эту войну называли в России доги после В чем смысл переименований исторических событий их потомками
11. Сформулируйте главный (ключевой) вопрос темы I на основе вводной беседы, текста и иллюстраций к главе Индустриальное общество вначале ХХ в.

Вопросы и задания для аналитической беседы. На основе пункта Индустриальная цивилизация вначале ХХ в и дополнительных источников составьте смысловой план Основные черты индустриального общества. Используя этот же материал параграфа и дополнительные источники, заполните сравнительно-обоб- щающую таблицу Формирование индустриального общества Расцвет индустриального общества по предложенным или по самостоятельно сформулированным критериям. Сделайте частные выводы по каждой линии сравнения и общий вывод о принципиальных изменениях во всех сферах жизни людей и общества.
Вариант сравнительно-обобщающей таблицы
Формирование и расцвет индустриального общества
Критерии
Индустриальное общество
формирование
расцвет
Промышленно- технологические революции, их хронологические рамки

62
Критерии
Индустриальное общество
формирование
расцвет
Главное содержание технологических революций
Передовые отрасли
Технологические символы эпохи
Образное название эпохи
Государства — лидеры технологического прорыва
Государства второго эшелона в технологическом прорыве. Сопоставьте определения индустриального общества и / или индустриальной цивилизации в учебнике и других источниках. Выделите общий для всех определений признак или обобщите и сформулируйте его самостоятельно. Назовите дополнительные (видовые) признаки этого понятия. На карте Мир вначале ХХ в условными знаками отметьте страны и регионы мира, в которых к этому времени сложилось индустриальное общество — знак продолжало господствовать аграрное (традиционное) общество — знак происходил переход от аграрного общества к индустриальному знак. Как вы поняли, почему вначале ХХ в. страны и регионы мира демонстрировали большую по сравнению с прошлыми столетиями неравномерность исторического развития?
Окончание табл

63
6. Вспомните, что вы узнали об империализме в курсе Новой истории (9 класс. Что означало это слово в XIX в.?
1
В каком значении понятие империализм используют авторы учебника Какие трактовки понятия империализм существовали и продолжают существовать в современных науках об обществе
7. Работа с документом рубрики Исторические источники Русский посол в Лондоне о целях Великобритании в Первой мировой войне»
Вопросы к документу) Каковы, по вашему мнению, статус и цель письменного послания Кому оно могло быть адресовано) Когда написан этот документ К какому периоду Первой мировой войны он относится) Каковы, согласно данным русского посла, планы Великобритании в войне От имени какой политической силы эти планы озвучены) Что правящие круги Великобритании надеются получить в результате окончательной полной победы Почему они готовы ради них даже на весьма затяжную войну В чем Великобритания видела для себя главную опасность со стороны Германии, и что она планировала предпринять, чтобы избавиться от этой опасности
5) Почему, считает русский посол, Великобритания не хотела непосредственно вмешиваться в создание будущего строя Германии Какие факты автор письма приводит в обоснование этой точки зрения Почему правители Великобритании были готовы и другим странам прибавить новые земли) Каковы были источники информированности русского посла о планах Великобритании в начавшейся войне Насколько они надежны и достоверны См Всеобщая история. История Нового времени. Учебник кл, § 18.
2
В комплекс вопросов и заданий к источнику, сформулированных в учебнике на логическом уровне, добавлены вопросы на атрибуцию документа, его автора и адресата (вопросы 1 и 2), скорректированы вопросы на анализ представленной в источнике информации (3—5), внесены вопросы на критику источника) и его праксиологическую оценку (7—8). Подробнее о комплексном анализе документов см. введение

64
7) Что из намеченного британскими политиками было реализовано в результате поражения Германии Насколько точно русский посол в Лондоне смог информировать свое правительство о планах Великобритании) Какую роль эти сведения и подобные им играли в подготовке России к участию в Первой мировой войне. Используя материал параграфа и дополнительные источники, реконструируйте на примере стран первого эшелона модернизации главные черты индустриального общества в период его зрелости и заполните вторую часть конкретизирующей таблицы.
Вариант конкретизирующей таблицы
Главные черты индустриального общества
Формирование (XVIII—XIX вв.)
Зрелость (начало ХХ в.)
Большинство людей занято в сельском хозяйстве
В промышленности растет спрос на свободные рабочие руки
Ограниченное производство и ограниченное потребление
Появление мануфактур, фабрики заводов
Урбанизация при сохранении значительной доли сельского населения
Формирование промышленного, банковского и торгового капитала
Свободная конкуренция
Освобождение промышленности и торговли от опеки государства, обеспечение свободы предпринимательства раздел мира между ведущими странами и образование колониальных империй
… (свой критерий

65
9. Каковы были сильные и слабые стороны индустриального общества в период его расцвета При ответе используйте материал пункта Технологический рывок и других источников.
Интересная информация
В 1931 г. была опубликована книга Карла Ясперса Духовная ситуация времени, в которой известный философ и психолог поставил диагноз своему времени. Познакомьтесь с некоторыми идеями и высказываниями автора.
• Разбожествление мира завершилось окончательно. Бесповоротным стали разрыв человека с природой. Появляется перспектива превращения планеты в единую фабрику.
• Насильственно прикованный к ближайшим целям, человек лишен пространства, необходимого для видения жизни в целом.
• Массы становятся решающим фактором в происходящих событиях.
• Возникает мышление, основанное на идеологии.
• Наше время — время упрощений. Успехом пользуются лозунги и все объясняющие универсальные тео- рии.
• В пропагандистском языке в конце концов вообще перестает быть понятным значение слов Национализм, шовинизм и пацифизм подготовка к войне и борьба за мир
Вопросы и задания для обобщающей беседы. На основе материала параграфа и других источников уточните значения понятий национализм, шовинизм, милитаризм, пацифизм. Какие оттенки вы обнаружили в определении этих понятий в разных источниках Счем они связаны. Что способствовало усилению милитаристских настроений в европейском обществе вначале ХХ в Также, как вначале занятия, назовите причины экономического, внутри- и внешнеполитического, идеологического, соци-
1
В определениях этих понятий открыто или скрыто могут быть выражены позитивные или негативные оценочные суждения, одобрение или критика стоящих за ними явлений, ценностей, установок

66
окультурного характера, которые вы формулируете на основе изучения новой темы Мир накануне Первой мировой войны. В чем заключалась уникальность Гаагских конвенций г. и 1907 г Почему эти соглашения, определявшие механизмы разрешения международных противоречий мирным путем, не смогли предотвратить мировую войну. Как выдумаете, почему образование новых международных союзов вначале ХХ в. уже не способствовало поддержанию равновесия сил в Европе, а, напротив, усиливало вероятность крупного военного конфликта. На основе карты и дополнительных источников объясните, какие страны вошли в Тройственный союза какие — в Антанту. Где находились территории, за которые вначале ХХ в. разворачивалась борьба за сферы влияния между двумя военно-политическими блоками Какой регион превратился в пороховую бочку Европы. Среди ниже перечисленных положений выберите те, которые привели человечество к Первой мировой войне:
• неравномерность экономического развития стран в индустриальную эпоху;
• завершение территориального раздела мира между ведущими капиталистическими странами;
• сосредоточение значительного экономического потенциала и банковских средств в ведущих странах Европы и США;
• стремление к реваншу за военные поражения в
XIX в.;
• политические амбиции правящих партий;
• милитаризация экономики и гонка вооружений;
• имперские цели внешней политики и дух великодер- жавности;
• демократизация общественно-политической жизни;
• образование военно-политических блоков;
• «пробуждение Азии»;
• обострение борьбы за колонии;
• недооценка политиками начала ХХ в. разрушительных последствий войны с применением новых видов во- оружений.
Домашнее задание на выбор
Рубрика Вопросы и задания»
Планируемые
результаты
Примечания
1. С помощью фотографии вначале параграфа и вводного текста сформулируйте главный вопрос урока
ПР и МР
Использован в п. 1 2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени
ПР
Закрепление и проверка элементарных событийно- хронологических знаний по теме урока. Чем отличалось индустриальное общество от аграрного?
ПР и МР
Вопрос использован в задания в п. 2 4. Как изменился капитализм в конце
XIX — начале ХХ в.?
ПР и МР
Проблемный вопрос. ПУД з по выбору учащихся. За счет каких качеств страны Западной Европы и США обеспечили себе господство над миром?
ПР и МР
Проблемный вопрос. ПУД з по выбору учащихся. Почему капиталисты шли на уступки рабочим в конце XIX — начале
ХХ в.?
ПР и МР
Вопрос к параграфу 3 и занятию 1.3 7. Каковы важнейшие причины мировой войны Составьте развернутый план ответа на этот вопрос
ПР и МР
Д/з обобщающего характера и подводящее к теме следующего урока. Теоретик анархизма МА. Бакунин писал, что свобода без социализма —
ПР
Вопрос к параграфу 3 и занятию 1.3
Рубрика Вопросы и задания»
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей