Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Всеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие. Методическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории


НазваниеМетодическое пособие как многофункциональный элемент нового умк по всеобщей истории
АнкорВсеобщая история. Новейшая история. 10 класс. Методическое пособие.pdf
Дата25.01.2018
Размер1.32 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVseobschaya_istoria_Noveyshaya_istoria_10_klass_Metodicheskoe_po
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35355
страница9 из 24
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24
Планируемые
результаты
Примечания
вопрос по-разно- му, в различных историко-культур- ных перспективах и аксиологических проекциях. Советуем учителям поддержать разумное разнообразие главных вопросов темы на первом занятии, обращаться к ним в течение всего тематического блока и обсудить на обобщающем занятии
Рубрика Для тех, кто хочет больше знать»
ПР и МР
Сюжеты и темы для поисково- информационных
(3, 5), исследовательских и 4) проектов, в том числе на интеграцию с курсом ИР
(4), межпредметные связи с географией (Проектная деятельность

• Почти водно и тоже время были опубликованы Декрет о мире и «14 пунктов В. Вильсона. Сопоставьте подходы к послевоенному устройству миров лидеров большевистской России и США Почему и тот и другой документ вызвали на Западе негативную реакцию, ноне могли стать основой для взаимного соглашения?
• В соответствующие годы в западных журналах а потомив учебниках истории) появились карты- карикатуры Национальные границы и образы 1870 г Окончание табл
и Европа в 1914 г (см. интернет-ресурсы). По аналогии с политическими карикатурами XIX — начала XX в. создайте карту Европы по решениям Версальской системы международных договоров.
Урок 7. Страны Запада в х годах
Межвоенная эпоха (1918—1939) стала периодом политической и экономической нестабильности. Рост мировой экономики, особенно Европы и Северной Америки в е гг., сменился мировым экономическим кризисом, разразившимся в 1929 г. Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект. С. Предметные результаты

• представления о тенденциях и особенностях соци- ально-экономического развития стран Запада в е гг., обусловленных ими новых явлений и противоречий в общественной, политической и культурной жизни Запада;
• систематизированные знания о причинах неравномерности темпов социально-экономического развития стран Запада в е гг. и их ближайших последствиях.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА Первое послевоенное десятилетие — вводная беседа с элементами повторения, обобщения и эвристики, проблемный анализ вводного текста и иллюстраций к параграфу, актуализация опорного понятия Запад, периодизация исторического десятилетия, формулирование и обсуждение вариантов главного (ключевого) вопроса учебного занятия Предпосылки и факторы экономического подъема стран Запада в е гг. — обобщающая характеристика экономического развития стран Запада, аналитическое чтение материала параграфа, составление смыслового плана, ранжирование западных государств по темпам экономического развития в е гг., комплексный анализ документа, обобщающая беседа Массовое общество — определение основных понятий массовое общество, демократизация общественной жизни, обобщающая характеристика противоречий в

109
социально-политической и культурной жизни западного общества по материалу параграфа, анализ документов, образная реконструкция культурной и соци- ально-политической жизни стран Запада в е гг., анализ фрагментов книги Х. Ортега-и-Гассета Восстание масс, обобщающая беседа. ХОД УРОКА Первое послевоенное десятилетие
Вопросы и задания для вводной беседы. Проанализируйте итоги Первой мировой войны в социально-экономическом аспекте и объедините стра- ны-участницы в три условные группы по масштабам их материальных потерь. Свой ответ аргументируйте. Новый параграф и учебное занятие посвящены странам Запада. Вспомните, что означает это понятие. Какие государства относятся к Западу В какой или в каких группах по социально-экономическим итогам Первой мировой войны оказались страны Запада. Тема нового параграфа и занятия охватываете гг. — первое послевоенное десятилетие. Просмотрите названия пунктов параграфа и определите, какие три периода можно выделить в социально-экономической истории стран Запада в е гг.
Примерная периодизация I. 1918—1924 гг. — экономический спад II. 1924—1928 / 29 гг. — стабилизация и экономический подъем (бум. Конец х гг. — экономический кризис. Обобщите основные идеи и выводы вводной беседы, сформулируйте главный (ключевой) вопрос занятия Предпосылки и факторы экономического подъема стран Запада в е гг.
Вопросы и задания для обобщающей беседы. На основе материала параграфа и дополнительных источников составьте смысловой план Предпосылки и факторы экономического подъема стран Запада в е гг.».
2. Проанализируйте фрагмент книги Дж. Кейнса (рубрика Исторические источники) последующим вопросам Что британский экономист имеет ввиду под централизованным контролем, руководящим влиянием, широкой социализацией инвестиций Каким образом из этих мер следует, что рыночная экономика должна регулироваться государством К какому социально-экономическому результату, по мнению Дж. Кейнса, должны привести эти меры Каковы, по Кейнсу, условия реализации этой экономической политики Что такое государственный социализм В чем Дж. Кейнс несогласен с этой теорией Попытайтесь выяснить, в чем были сильные и слабые стороны кейнсианства?
3. Проранжируйте темпы экономического роста стран Запада, используя статистические данные учебника и дополнительных источников. Подумайте, какие страны превратились из стран-должников в страны-кредиторы, в экономические центры капиталистического мира, в центры свободного капитализма. Почему в первое послевоенное десятилетие экономика стран Запада продолжала развиваться неодинаковыми темпами. Авторы учебника пишут, что экономические успехи США и Франции позволили этим странам оказать помощь Германии. Какие политические причины заставили Запад пересмотреть свое отношение к Германии Массовое общество
Вопросы и задания для обобщающей беседы. Используя материал параграфа и дополнительные источники, составьте смысловой план Предпосылки массовых движений в е гг.».
2. По тексту учебника, документами дополнительным источникам попытайтесь представить социально-поли- тическую и культурную жизнь представителей массового общества в отдельных странах Запада.
3. Проанализируйте фрагменты книги испанского философа и социолога Х. Ортега-и-Гассета Восстание масс
(1930) и ответьте на вопросы Почему, по мнению философа, после Первой мировой войны на авансцену социальной жизни выступили широкие массы
— Какие явления и процессы в социально-экономи- ческой и политической жизни стран Европы способствовали этому В ответе используйте информацию смыслового плана Предпосылки массовых движений в е гг.».
— Каким образом на формирование массового общества повлияли СМИ, радио, кинематограф и технические изобретения Каковы, сточки зрения философа, положительные следствия наступления эпохи массового общества Каковы, по его мнению, отрицательные последствия этой эпохи После Первой мировой войны одни философы предрекали закат Европы (О. Шпенглер, 1918 г, другие, наоборот, говорили о ее возрождении. К какой из этих точек зрения ближе позиция испанского философа?
Интересная информация
Выборочно фрагменты книги Восстание масс / Мир в ХХ веке методическое пособие. Дрофа. 2005. С. 73—74, Домашнее задание на выбор)
Рубрика Вопросы и задания»
Планируемые
результаты
Примечания
1. С помощью фотографии вначале параграфа и вводного текста сформулируйте главный вопрос урока
ПР и МР
Использован в п. 1 2. Какие важные события произошли в 1926 г Как эти события характеризуют особенности периода стабилизации
ПР
БУ. Закрепление и проверка элементарных событийно- хронологических знаний по теме урока. Что способствовало и что мешало развитию отдельных западных стран в е гг.?
ПР и МР
Д/з обобщающего характера. Почему автомобильный конвейер стал одним из символов новых времен?
ПР
БУ. Д/з по выбору учащихся
Рубрика Вопросы и задания»
Планируемые
результаты
Примечания
5. В е гг. в США господствовало мнение, что реклама плюс кредит — это процветание навсегда. Как выдумаете, чем была опасна такая установка?
ПР и МР /
ЛР
Проблемный вопрос. ПУД з по выбору учащихся можно предложить в форме эссе. Вовремя рассмотрения апелляции по делу Сакко и Ванцетти между судьей и прокурором состоялся диалог. Как выдумаете, каким образом информация агентов Федерального бюро расследований США повлияла на ход этого процесса?
ПР и МР
ПУ. Д/з по выбору учащихся. Что можно отнести к массовой, а что — к элитарной культуре х гг.?
ПР и МР
Проблемный вопрос. ПУД з по выбору учащихся. Какую роль играла художественная культура в общественной жизни Способствовала ли она смягчению или обострению социальных противоречий?
ПР и МР
Проблемный вопрос. ПУД з по выбору учащихся. Как изменилось положение средних слоев в е гг. в ведущих странах Запада Охарактеризуйте перемены ПР и МР
Проблемный вопрос. ПУД з по выбору учащихся
Продолжение табл
Рубрика Вопросы и задания»
Планируемые
результаты
Примечания
в уровне материального благосостояния, быте, социальном статусе, культурном досуге. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока
ПР и МР
Важно понимать, что на основе одного итого же источника можно расставить в теме разные смысловые акценты и сформулировать главный вопрос по-разно- му, в различных историко-культур- ных перспективах и аксиологических проекциях. Советуем учителям поддержать разумное разнообразие главных вопросов темы на первом занятии, обращаться к ним в течение всего тематического блока и обсудить на обобщающем занятии
Рубрика Для тех, кто хочет больше знать»
ПР и МР
Сюжеты и темы для поисково- информационных
(1—4, 6, 7, 9, 10), исследовательских
(5), творческих (8) проектов, в том числе на интеграцию с курсом ИР
(6, 9, Окончание табл
Урок 8. Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм
Межвоенная эпоха (1918—1939) стала периодом политической и экономической нестабильности. Рост мировой экономики, особенно Европы и Северной Америки в е гг., сменился мировым экономическим кризисом, разразившимся в 1929 г.
Тоталитарные модели социального государства возникли в Германии и Италии.
Концепция нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории проект. С. Предметные результаты
• представления о предпосылках установления авторитарных режимов в странах Европы в е гг., об основных идеях и формах распространения фашистской идеологии, поддержки и сопротивления ей со стороны различных политических партий и социальных слоев населения Италии, Франции, Австрии и др.;
• понятия авторитарный режим, тоталитарное государство, фашизм и умения использовать их в характеристике, сопоставлении и оценке конкретных исторических фактов, явлений и процессов в Италии и других странах Европы в е гг.; ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА Три волны демократизации — вводная беседа с элементами повторения, обобщения и эвристики, проблемный анализ вводного текста и иллюстраций к параграфу, актуализация основного понятия демократизация общественной жизни, обсуждение вариантов главного (ключевого) вопроса учебного занятия Причины установления авторитарных режимов в странах Европы в е гг. — аналитическое чтение пункта, составление смыслового плана, актуализация понятий авторитарный режим, тоталитарный режим, демократический режим, обобщающая беседа Итальянский фашизм как исторический феномен
ХХ в. — аналитическое чтение материала параграфа, образная характеристика Б. Муссолини, комплексный анализ документов, составление логической схемы Волны фашизма, дискуссия
ХОД УРОКА Три волны демократизации
Вопросы и задания для вводной беседы. Вспомните, что означает понятие демократизация общественной жизни. Приведите примеры демократизации общественной жизни в странах Запада в е гг.
2. Вслед за учеными авторы учебника говорят о трех волнах демократизации. Каковы хронологические рамки каждой волны демократизации (В учебнике обозначены временные границы только первой и третьей волн. Какие страны попали в первую, вторую и третьи волну демократизации Чем, на ваш взгляд, был обусловлен этот порядок В своем ответе используйте карту. Обобщите основные идеи вводной беседы, вводный текст и иллюстрации к параграфу, сформулируйте главный (ключевой) вопрос занятия Причины установления авторитарных режимов в странах Европы в е гг.
Вопросы и задания для обобщающей беседы. Используя материал пункта 1 и дополнительные источники, составьте смысловой план Причины установления авторитарных режимов в странах Европы в е гг.».
2. Дайте обобщающую характеристику европейских стран, в которых в е гг. сложились предпосылки и были установлены авторитарные режимы. В характеристике отразите следующие особенности участие стран в Первой мировой войне и ее итоги по решениям системы Версальских мирных договоров уровень и темпы социально-экономического развития в послевоенное время
— уровень влияния различных политических партий на общественно-политическую жизнь страны в е гг.;
— особенности политической системы отношение народных масс к демократическим институтами традициям. Используя материал параграфа и другие источники, сформулируйте определение понятия авторитарный режим. Сопоставьте вариативные определения, выделите общий для всех определений признак (родовой признак понятия) и дополнительные (видовые) признаки. Что они уточняют Сформулируйте развернутое определение
родовой и система дополнительных признаков) понятия авторитарный режим. Как вы объясните тот факт, что в е гг. авторитарные режимы установились в большинстве стран Европы притом, что авторитаризм был неустойчив и не имел прочной опоры среди населения. Определите, какие черты свойственны конкретным режимами поставьте их номера в соответствующие графы таблицы) всеобщая идеология, пронизывающая все сферы жизни) концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы лиц) наличие у государства лишь ключевых, решающих рычагов управления общественной жизнью) избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных, прямых выборов и при тайном голосовании) наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы) монополизация власти массовой партией, тесно связанной с государственными органами) постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство проведения внутренней политики) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, наличие механизма сдержек и противовесов в отношениях между ними) ограничение и строгая регламентация политических прав и поведения как отдельных граждан, таки общественно-политических организаций) монополия государства на средства массовой информации, отсутствие плюрализма в сфере идеологии и культуры) многопартийность, наличие политических партий, как поддерживающих существующий строй, таки отрицающих его, но действующих в рамках конституции) государство жестко контролирует экономику, почти все формы негосударственной собственности ликвидированы

117
13) разрешение гражданам делать все в рамках своих конституционных прав и свобод) монополия на средства вооруженной борьбы, устранение самой возможности организованного сопротивления оппозиции) наличие определенных элементов демократии (выборы, парламентская борьба и др) свобода средств массовой информации) установление контроля за всеми негосударственными формами собственности.
Вариант таблицы
Режимы Авторитарный
Тоталитарный
Демократический
Итальянский фашизм как исторический феномен
ХХ в.
Работа с документом рубрики Исторические источники Об эволюции взглядов Б. Муссолини»
Вопросы и задания к документу) Используя материал параграфа и дополнительные источники, определите, эволюцию каких политических взглядов пережил Б. Муссолини. Что было главной причиной смены его политических пристрастий) Какие причины обусловили распространение в Италии вначале х гг. идеологии фашизма Почему в это время казалось, что фашизм может войти в полосу кризиса и исчезнуть
3) Какие причины объективного и субъективного характера привели Муссолини к фашизму Почему сначала он не верил в риторику своих слов) Что сделал Муссолини, чтобы фашизм стал казаться благонамеренным людям более респектабельным Почему эту задачу он посчитал важной для себя и выполнил ее в сравнительно короткий срок слета по ноябрь 1921 г) Какие иллюзии питало фашистское движение в массовом обществе Почему представители старого
либерального правящего класса пошли за Муссоли- ни Кто кого переиграл в игре полемики, переговоров и торга) Почему антифашистские силы Италии оказались в меньшинстве и слабее тех, кто поддержал Муссоли- ни и его идеи?
«Из заметки в газете «Таймс» от 30 декабря 1923 г (см. рубрику Работа с источниками»)
Вопросы и задания к документу) Какие внутриполитические мероприятия обеспечили Муссолини поддержку) Положение каких слоев итальянского общества благодаря им было улучшено) Каковы были результаты успешной, по словам английской газеты, политики дуче) Предположите, почему реакция «Таймс» на события в Италии была позитивной?
Вопросы и задания для обобщающей беседы, дискуссии. Используя материал параграфа и дополнительные источники, составьте логическую схему Волны фашизма и покажите их особенности. Все для государства и ничего вне государства, Для фашизма человек — это индивид, единый с нацией, Отечеством. Порассуждайте над смыслом этих формул. Какова роль личности и роль государства согласно идеологии фашистского режима На каких ценностях фашистский режим стоит и какие — пропагандирует
3. Каким образом, по мнению Муссолини, в Италии совмещались тоталитарное государство и высшая форма демократии Какой полюс этой антиномии был в е гг. реальностью, а какой — демагогией, игрой слов, манипуляцией общественным сознанием. Чем вы можете объяснить следующие противоречия политики Муссолини:
— поддержка предпринимательства и переход к эта- тизму;
— тотальный контроль над массами и образование государства в государстве (Ватикан. Почему, как выдумаете, история установления итальянского фашизма в учебнике связана с темой авторитарных режимов в странах Европы Ответ на этот вопрос
продумайте в комплексе с условием задания 3 рубрики Обобщающие задания. Почему на рубеже х гг. во многих европейских странах стали популярны идеи и практики фашистов. Почему во Франции фашисты потерпели поражение, а в Австрии победили В каких еще странах Европы распространение фашистских идей шло по французскому или по австрийскому сценарию Как это, в свою очередь, характеризовало уровень демократизации общественной жизни этих стран (Венгрия, Польша, Румыния, Болгария и др.)?
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   24

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей