Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие. М. Тц сфера, 2003. 128 с. Серия Игровые технологии


НазваниеМетодическое пособие. М. Тц сфера, 2003. 128 с. Серия Игровые технологии
АнкорProfilaktika shkolnykh trudnostey.doc
Дата02.12.2016
Размер4.29 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаProfilaktika_shkolnykh_trudnostey.doc
ТипМетодическое пособие
#2896
страница2 из 4
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4

илицифровогознаканасоставляющиеего элементыспоследующиманализомисинтезом
Нарисуй целое

Для игры понадобятся разрезные картинки с изображени­ем хорошо знакомых детям предметов, листы бумаги, цвет­ные карандаши или фломастеры.

Педагог раскладывает перед каждым из детей разрезанную на части картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Дети выполняют рисунки, а потом каждый на­зывает предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит сложить картинку и срисовать ее. Выигрывает тот ре­бенок, первая и вторая картинки которого будут наиболее сход­ны (по размерам, пропорциям, расположению частей и др.)-


Буквенный конструктор

Для проведения игры потребуется один или несколько (по количеству детей) наборов элементов букв (вначале — печат­ных, позже — рукописных) (рис. 34). Ведущий игры называ­ет букву, которую требуется сконструировать, например бук­ву Н. Затем дети должны рассказать, какие элементы и в каком количестве были использованы при конструировании этой буквы.

Следующее задание ведущего — не изменяя ни самих эле­ментов, ни их количества, сконструировать новую букву (бук­вы). Выигрывает тот, кто предложит большее число новых букв.



Рис. 34.
Выделение в предметах (их изображениях,

геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе


Рис. 35. Чем похожи предметы?



Рис. 36. Разложи по группам


Рис. 37. Найди лишнюю фигуру



Рис. 38. Четвертая — лишняя
Угадывание предметов, букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям


Рис. 39. Кто пришел сегодня в гости?


Рис.40.Дорисуйпредмет
Буквыицифры

Всем игрокам раздаются одинаковые листочки с нарисо­ванными на них элементами букв и цифр (рис. 41). Игровая задача — как можно правильнее и быстрее дописать буквы и цифры.



Рис.41
Вершкиикорешки

Традиционные минутки чтения, которые учитель прово­дит, предлагая детям хором или индивидуально читать на­писанные на доске или напечатанные на карточках различ­ные слоги, слова (например, словарные), можно в значитель­ной степени разнообразить. Для этого карточки, которые будут предлагаться для чтения на том или ином уроке, следует либо разрезать пополам по горизонтали, либо перегнуть (так­же по горизонтали), чтобы были видны только «вершки» или «корешки» слогов, слов (рис. 42). Однако прежде, чем пред­лагать такие слова детям, педагогу следует проверить, действительно ли слог, слово будут «узнаваемы», так как не все буквы можно угадать по их только нижней или только верхней части.



Рис.42
Найдисвоюсалфетку

На столах лежат бумажные салфетки с вырезанными узо­рами простой формы. У детей — листочки со схематичным изображением тех же салфеток, сложенных вдвое. Дети дол­жны по чертежу найти свою салфетку (рис. 43). Усложне­ние: дети отыскивают салфетку по чертежу, сложенному вчет­веро (рис. 44).



Рис.43



Рис. 44
Определениенапредметныхилисюжетных картинкахнедостающихилинеадекватных

Деталей


Рис. 45. Что неправильно нарисовал художник?


Различениеправильноизеркально изображенныхбуквенныхицифровыхзнаков
Правильнонеправильно

В ходе игры (в индивидуальной форме или коллективно) детям предлагается определить, какие из букв написаны неправильно, и зачеркнуть их карандашом (фломастером) красного цвета (рис. 47). Аналогичная игра может быть про­ведена и на цифровом материале (рис. 48).



Рис. 47



Рис. 48
Сопоставлениебукв(цифр),выполненных печатнымирукописнымшрифтом
Самые красивые буквы

В русском языке существует ряд букв, начертание которых в рукописном и печатном шрифтах, а также в заглавном и строчном вариантах существенно различается. Для того чтобы дети быстрее и успешнее их запомнили, после знакомства с каж­дой из таких букв на занятии (уроке) педагог предлагает каж­дому ребенку на следующий день принести из дома самую кра­сивую букву А (Б, В, Д, Е и др.). Вместе с детьми педагог может аккуратно наклеить принесенные детьми буквы на лист бумаги с тем, чтобы использовать получившуюся таблицу на занятии (уроке), предлагая, например, подсчитать и показать все печат­ные (или рукописные, заглавные, строчные) буквы А (рис. 49).



Рис. 49

Еще один вариант неоднократного проведения игры с ис­пользованием похожей таблицы возможен в том случае, если на бумагу будут наклеены разные буквы (рис. 50).

Игровые задания:

Покажи все буквы А (Б, В, Д, Е и др.) и определи их число. Каких букв больше других? Каких букв меньше других? Не считая, определи, каких букв больше — Б или В? И т.д.



Рис. 50
Поисксредипредложенныхвариантов илизарисовываниепопамятипосле кратковременнойэкспозициигеометрических фигур,символов,буквенныхицифровых знаковидр.
Погода в сказочном городе

Для игры потребуются наборы цветных карандашей по числу детей и чистые листочки бумаги. Педагог в течение только 1 секунды демонстрирует детям символы, с помощью которых можно описать погоду в сказочном городе (рис. 51). Задача детей — как можно быстрее и в заданном порядке воспроизвести символы погоды. Победитель (победители) игры определяется коллективно.

Аналогичные игры могут проводиться с постепенным уве­личением визуального представленного ряда (рис. 52, 53), главное же условие остается неизменным — педагог демон­стрирует его в течение очень короткого времени.



Рис. 51



Рис. 52


Рис. 53. Запомни и нарисуй по памяти буквы и цифры
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ, ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА И КОРРЕКЦИИ ИХ НЕДОСТАТКОВ
Исключительная значимость своевременного формирова­ния пространственных функций для детского развития, их тесная взаимосвязь со становлением познавательной деятель­ности и развитием специфических школьных навыков и уме­ний неоднократно были предметом обсуждения в научно-те­оретических и прикладных исследованиях (Б.Г. Ананьев, В.В. Бушурова, О.И. Галкина, М.А. Гузеева, Л.А. Кладницкая, А.Я. Колодная, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин и др.). Установлено, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и простран­ственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность пространственных функций обусловливает 47% трудностей, испытываемых ими при усвоении учебного материала по ма­тематике, 24% трудностей при усвоении материала по рус­скому языку и формировании навыков письма, 16% трудно­стей при обучении чтению1.

1 Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагнос­тические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М., 1997.

Наиболее типичными ошибками пространственного раз­личения у учеников начальной школы являются:

■ в поведении — пространственные ошибки в выполне­нии правил расположения учебных предметов на партах и требований учителя, связанных с направлениями дви­жения (вперед, назад, в сторону и др.);

■ в чтении — суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, про­странственное различение сходных по форме букв и др.;

■ в письме — неумение соотнести букву и линии в тетра­ди, т.е. ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошиб­ки вследствие перевертывания буквенного знака в об­ратную сторону;

■ в математике — ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетради, глазомерные ошибки при измерении, несформированность сложных пространственных представлений, необ­ходимых для усвоения понятий «метр» и «сантиметр»;

■ в рисовании — глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке и др.;

■ в гимнастических упражнениях — неправильное направ­ление движения при перестроении под команду (в пра­вую сторону вместо левой и наоборот), трудность переклю­чения с одного направления движения на другое и т.д.

В числе основных причин этих трудностей Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко (1964) называют, во-первых, незавершенность процесса формирования типов совместной работы обоих по­лушарий головного мозга и, во-вторых, обилие вновь вводи­мых учителем словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются практическими дей­ствиями учеников и специальной тренировкой анализаторов на различение пространственных признаков и отношений между объектами.

Логика развертывания поэтапной работы по развитию и совершенствованию пространственной ориентации и устра­нению ее недостатков у детей может быть следующей:

1-й этап — уточнение и обогащение представлений о про­странственных признаках окружающих объектов;

2-й этап — уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (сна­чала в трех-, затем — в двухмерном пространстве);

3-й этап — уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении (в трех- и двухмерном про­странствах).

Обязательным условием обеспечения результативности проводимой работы на любом этапе является накопление детьми разнообразного опыта не только практического раз­личения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения и оперирования пространственны­ми представлениями в мыслительном плане. Быстрый и ощутимый развивающе-коррекционный эффект может быть достигнут также за счет привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинесте­тического), комплексная работа которых обеспечивает фор­мирование более устойчивых и правильных пространствен­ных представлений.

Итак, на первом этапе детям могут быть предложены типовые игры, упражнения и задания игрового характера.


Подробныйанализобъектов (предметов,геометрическихфигурразного размера,формыилиихизображений) ивычленениеглавных,существенныхпризнаков, которыеотличаютодинобъектотдругого илиделаютихсходными



Рис.54. Чем похожи?


Рис. 55. Четвертый лишний



Рис. 56. Разложи по группам


Рис.57.Сколькоздесьбольшихквадратов? Маленькихквадратов?Большихтреугольников? Маленькихтреугольников?



Рис.58.Назовисамыенепохожиефигуры
Следующий ход — твой!

Для игры потребуется набор геометрических цветов разно­го размера, цвета и формы. Все фигуры делятся между участ­никами игры поровну. Первый игрок кладет на стол фигуру. Ответный ход второго игрока состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только ка­ким-либо одним признаком: формой, цветом или величиной.

Выигрывает тот игрок, кому удалось первым выложить все свои фигуры.
Дополни фрагмент

В этой игре ведущий раздает детям нарисованные на бу­маге геометрические фигуры разного размера и формы — фрагменты будущих изображений. Игровое задание — при­думать как можно больше вариантов дополнения фигур до целого изображения. Победителей в такой игре может быть несколько: кто-то придумает самое большое количество ва­риантов дополнения фрагментов, кто-то придумает самый ори­гинальный, необычный вариант и т.д. (рис. 59).



Рис.59
Выделениезаданныхформвокружающих предметахилидемонстрируемыхучителем рисунках,моделированиегеометрическихформ


Рис.60.Рассмотричертежи.Подсчитай,сколько вкаждомквадратетреугольников?



Рис. 61. Рассмотри рисунок. Сколько и каких геометрических фигур его составляют?
Коллаж

При создании вместе с детьми коллажа педагог предлага­ет использовать в нем рисунки предметов строго заданной формы, и тогда могут получиться удивительные картины «Круглой цветочной поляны», «Города квадратов», «Треу­гольного леса» и др. (рис. 62).







Рис. 62
Похожеилинет?

В ходе игры участникам игры дается задание с помощью разных материалов воспроизвести ту или иную геометричес­кую фигуру разными способами (построить из палочек, нари­совать в воздухе или на бумаге, вырезать, вылепить, выло­жить из тесьмы, смоделировать с помощью пальцев и кистей рук и т.п.). Выигрывает тот, кто предложит наиболее узнава­емые и интересные варианты создания фигур.
Составление фигур-головоломок

Для игры необходимо вырезать из картона несколько оди­наковых квадратов и покрасить каждый из них в свой цвет. Далее каждый квадрат разрезается по-своему: на два треу­гольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т.д. (рис. 63). Головоломка готова — дети могут составлять квадраты, например, соревнуясь в па­рах, кто больше составит квадратов.



Рис. 63
Конструирование фигур

Взрослый предлагает детям на время выполнить следую­щие задания:

■ составить 2 равных треугольника из 5 палочек;

■ составить 2 равных квадрата из 7 палочек;

■ составить 3 равных квадрата из 7 палочек;

■ составить 4 равных треугольника из 9 палочек;

■ составить 3 равных квадрата из 10 палочек;

■ из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;

■ из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;

■ из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький;

■ из 9 палочек составить 5 треугольников;

■ из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треуголь­ника.
Преобразование фигуры, буквы, цифры
Кто быстрее и точнее?

Ведущий предлагает игрокам выложить из палочек ка­кую-либо букву, например А. Убедившись, что все дети вы­полнили его задание правильно, он просит их подумать и выполнить следующие преобразования:

■ не меняя числа палочек, сконструировать новую букву;

■ не меняя числа палочек, сконструировать еще одну но­вую букву;

■ вновь, не меняя числа палочек, получить новую букву;

■ убрать одну палочку и сконструировать новую букву;

■ сконструировать еще одну букву, не меняя числа палочек;

■ добавить две палочки и сконструировать новую букву и т.д.

Все полученные варианты конструкций обсуждаются с деть­ми, а в конце игры определяется игрок, который наиболее точно и быстро выполнил все игровые задания.
Волшебные преобразования



Рис. 64. Как, не изменяя числа палочек, за возможно меньшее число ходов получить из фигуры А фигуру Б?
Прояви смекалку!

Взрослый, выложив перед детьми по очереди ту или иную фигуру, предлагает произвести по заданным им условиям ее изменение. Выигрывает тот, кто проявит большую сообрази­тельность при выполнении следующих игровых заданий:



Рис. 65. В фигуре, состоящей из пяти квадратов, убрать четыре палочки так, чтобы остался один прямоугольник



Рис.66.Вфигуре,состоящейизшестиквадратов,убрать двепалочки,чтобыосталосьчетыреравныхквадрата



Рис.67.Составитьдомикизшестипалочек,азатем переложитьдвепалочкитак,чтобыполучилсяфлажок



Рис.68.Вданнойфигурепереложитьдвепалочки, чтобыполучилосьтриравныхтреугольника



Рис.69.Вфигуре,состоящейизпятиквадратов, убратьтрипалочки,чтобыосталосьтритакихжеквадрата



Рис.70.Вфигуре,состоящейизчетырехквадратов, убратьдвепалочки,чтобыосталосьдванеравныхквадрата



Рис.71.Вфигуреизпятиквадратовубратьчетырепалочки, чтобыосталосьдванеравныхквадрата



Рис.72.Вфигуреизпятиквадратовубратьчетырепалочки, чтобыосталисьтриквадрата



Рис.73.Вфигуреизчетырехквадратовпереложить двепалочки,чтобыполучилосьпятьквадратов



Рис.74.Вфигуреизпятиквадратовубратьчетырепалочки, чтобыосталосьтриквадрата



Рис. 75. Переложить одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону



Рис. 76. В фигуре, состоящей из девяти квадратов, убрать четыре палочки, чтобы осталось пять квадратов



Рис. 77. В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата



Рис. 78. В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата



Рис. 79. В фигуре из шести квадратов убрать две палочки так, чтобы осталось четыре равных квадрата



Рис. 80. В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника



Рис. 81. В фигуре из пяти квадратов переложить три палочки так, чтобы стало четыре квадрата



Рис. 82. В фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных треугольника



Рис.83.Вфигуре,состоящейизчетырехквадратов,переложить трипалочкитак,чтобыполучилосьтритакихжеквадрата

Второйэтапразвивающе-коррекционной работы предпо­лагает использование следующих типовых заданий:
Уточнитьсхемусобственноготела,указать местоположениепредметоввпространстве относительносебя
Правый — левый

Проводить эту игру лучше сначала с небольшим числом участников. Ведущий предлагает детям по команде правильно показать: правую руку; левую руку; правую ногу; правое ухо; левое колено; левую пятку и т.д. За каждое ошибочно вы­полненное действие игрок платит фант. Побеждает тот, кто допустит в игре меньшее число ошибок.

Постепенно — по мере овладения детьми навыками четко­го различения и правильного показа левой и правой частей тела — количество участников игры может увеличиваться. Можно предложить детям сыграть в эту игру и в парах с тем, чтобы потом лучшие игроки каждой пары сыграли друг с другом.
Пожалуйста

Ведущий предлагает участникам игры внимательно слу­шать его игровые задания и выполнять их, но только в том случае, если его обращение будет начинаться со слова «Пожа­луйста». Выигрывает тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки (или допустит их меньше, чем остальные игроки):

■ Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;

■ Поверните голову влево;

■ Пожалуйста, поверните голову вправо;

■ Наклоните голову к левому плечу;

■ Повернитесь налево;

■ Пожалуйста, повернитесь направо и т.д.
Что справа, что слева?

Ведущий предлагает детям выполнить следующую игро­вую задачу — назвать по очереди как можно большее число предметов, находящихся сначала справа, а затем — слева от участников игры. Выигрывает либо тот, кто правильно пред­ложит наибольшее число предметов, либо тот, кто последним назовет предмет, расположенный справа (слева) от игроков.
Отвечай точно!

Игру следует проводить с небольшой группой детей с тем, чтобы были хорошо слышны правильные или ошибочные реплики каждого из них.

Перед началом игры дети располагаются в одну линию так, чтобы все окружающие предметы по отношению к каждому занимали одно и то же положение. От участников требуется продемонстрировать точную и быструю реакцию на слова ве­дущего, который перечисляет окружающие их предметы и про­сит определить, где они расположены, только одним словом («впереди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»).

Вначале игра проводится в достаточно медленном темпе, но постепенно предметы все быстрее перечисляются ведущим. Можно выбрать перед началом игры судью, который по ее окончании подведет итоги и объявит победителя.
Ориентировка по памяти

Перед началом игры ведущий предлагает участникам игры внимательно осмотреть помещение, в котором они находятся (оно может быть как хорошо знакомым, например групповая или класс­ная комната, так и совсем незнакомым). Затем он по очереди завязывает глаза и произвольно называет несколько предметов окружающей обстановки. Задача игрока — по памяти назвать, где находится тот или иной предмет относительно него («впе­реди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»). В том случае, если дан правильный ответ, все участники игры под­бадривают его аплодисментами. После нескольких вопросов и ответов в игру вступает другой игрок, и игра продолжается.
Водители

Играющие — «водители» сидят за столами. «Милицио­нер» (учитель) показывает картинки с изображениями раз­личных машин. Водители должны определить, в какую сто­рону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево. Лучших водителей следует отметить.

Вариант. Эту игру можно провести как соревнование меж­ду рядами, подсчитав в заключение общее количество крас­ных и синих фишек.

Определитьсторонностьобъектов, находящихсянапротив;определитьлинейную последовательностьпредметногоряда, находящегосянапротив



Покажи у товарища

В эту игру можно играть парами. Одному из них дается ряд заданий, например показать у расположившегося напро­тив него товарища левую бровь, правое ухо, правую щеку, ле­вое плечо и т.д. Затем в парах происходит смена ролей. После того как определится лучший игрок в каждой паре, они могут продолжить соревнование друг с другом.
Кто первый? Кто последний?

В этой игре взрослый предлагает 3—4 детям выстроиться в шеренгу, другие дети располагаются напротив. Ведущий предлагает детям совершить ряд самостоятельных перестро­ений для того, чтобы остальные игроки при очередном пере­строении назвали первого, последнего ребенка в шеренге.
Обозначитьнаправленияграфически; выполнитьраскладкукартинок,фигур, буквенно-цифровогоматериалавсоответствии сословеснойинструкцией
Заячьи дорожки

Педагог начинает игру с рассказа: «Зимним морозным днем спешила мама-зайчиха домой, да вот беда — по пятам гнался за ней серый волк. Вот и пришлось ей путать свои следы. Несмотря на то, что следы на свежем снегу были хоро­шо видны, не смог волк их распутать, и она благополучно добралась до своего жилища. Давайте теперь мы с вами попробу­ем распутать зайчихины следы». Детям предлагается под дик­товку педагога зарисовывать (выкладывать с помощью палочек) направление движения зайчихи (вперед, назад, вправо, влево)1.

1 По предварительной договоренности прыжок может быть обозначен либо отрезком длиной в одну единицу (клетку), либо одной счетной палочкой.

Поощряется тот игрок, который наиболее точно воспроизвел, например, следующие движения зайчихи:

■ прыжок вперед,

■ два прыжка влево,

■ три прыжка назад,

■ два прыжка влево,

■ один прыжок назад,

■ пять прыжков вправо.
Стрелки

В эту игру обычно играют во дворе или на пришкольном уча­стке. Играть можно как вдвоем (взрослый и ребенок или ребенок и ребенок), так и двумя небольшими командами. Задача первого игрока (первой команды) — как можно дольше оставаться не­замеченным (незамеченной), но при этом все же оставлять сво­ему противнику метки — стрелки на асфальте с тем, чтобы обо­значить направление своего движения для второго игрока (вто­рой команды). После того как они встретятся, роли меняются.
Улицы волшебного города

Педагог предлагает участникам игры внимательно рассмот­реть план улиц волшебного города (каждая из улиц имеет свой цвет и соответствующее ему название), с помощью стрелок за­фиксировать, в каком направлении шел по ним Ежик, и за­тем рассказать всем игрокам о его передвижениях (рис. 84).



Рис. 84
Пространственный диктант

Детям предлагается на листе бумаги в соответствии с за­даниями педагога выполнить раскладку геометрических фи­гур. После того как диктант будет завершен, правильность раскладки контролируется с помощью образца, который гото­вится заранее, либо с помощью пошагового повторения тек­ста инструкции. Например:

■ в центр листа положить красный квадрат;

■ справа от красного квадрата положить синий квадрат;

■ сверху от синего квадрата положить красный треугольник;

■ снизу от красного квадрата положить зеленый треуголь­ник и т.д.
Что получилось?

Участники игры по очереди предлагают друг другу выполнить ряд действий по расстановке букв, например:

■ выложить букву О;

■ справа от нее положить букву К;

■ слева от буквы О положить букву С. Какое слово полу­чилось?

Победителями являются не только те игроки, которые пра­вильно выполняли раскладку и первыми отгадывали слова, но и те, кто смог точно, правильно сформулировать задания для других.

На третьем этапе детям могут быть предложены наибо­лее сложные задания, к выполнению которых они тем не менее оказываются достаточно подготовленными всем предыдущим ходом работы:
Определениепространственных отношенийпредметовмеждусобой; преобразованиеврасположениипредметов относительнодругдруга;выполнить рисунок(конструктивнуюподелку)пословесной инструкцииилинагляднопредставленномуобращу
Перестановки

В этом игровом заданий ведущий предлагает выполнить ряд перестановок хорошо знакомых предметов, каждый раз поощряя тех детей, которые первыми правильно их произведут, например:

■ расположить на столе карандаш около тетради;

■ между тетрадью и карандашом положить ручку;

■ положить карандаш на тетрадь;

■ положить ручку и карандаш под тетрадь и т.д.
Измени по образцу

Перед игрой взрослый готовит несколько карточек, кото­рые различаются между собой расположением на них пред­метов (геометрических фигур, букв, цифр), а детям раздаются наборы тех же предметных картинок (геометрических фигур, букв, цифр). Игровое задание — в условиях краткосрочного предъявления проанализировать расположение элементов на карточке и воспроизвести их с помощью индивидуальных игровых наборов, например:



Рис. 85
Рисование по словесному описанию

Детям предлагается выполнить, например, следующие изоб­ражения:

■ клумбу, на левой стороне которой растут голубые цветы, а на правой — желтые;

■ блюдо, в центре которого лежат огурцы, а вокруг них — помидоры;

■ книжную полку, на которой справа стоят книги в крас­ном переплете, слева — в синем, а в центре — в зеленом;

■ домик лесника, справа от которого располагаются три ели, а слева — две березки и т.д.
Строители

Для игры потребуется какой-либо строительный конструк­тор. Игровая задача — сделать точную копию постройки, вы­полненной ведущим (сначала в роли ведущего выступает взрос­лый, затем — один из детей). После того как все «строители» закончат возведение своих построек, выявляется победитель.

Вариант игры — образец предлагается не в виде готовой конструкции, а в виде чертежа, опираясь на который дети выполняют свои постройки.
Провестиориентировкунаоснове предложенногопланаидр.
План города

Перед началом игры рисуется (выполняется в технике ап­пликации) план города с указанием названий улиц и номе­ров домов. Далее взрослый предлагает детям следующие иг­ровые ситуации:

■ Во всех домах города живут дети, которые ходят в шко­лу. Занятия в школе у всех начинаются в одно и то же время. Подумайте, из какого дома дети могут выходить в школу позже, чем из других?

■ Маша живет в доме № 5 на Цветочной улице, а ее под­руга Наташа — в доме № 2 на Осенней улице. Расска­жите, как можно пройти Маше в гости к Наташе? А как нужно Наташе идти в гости к Маше?

■ Сережа живет в доме № 4 на Осенней улице. Он вышел из своего дома, повернул направо и зашел во второй дом на четной стороне. Куда он пришел? И т.д.



Изложенная поэтапная схема развивающе-коррекционного воздействия поможет взрослым не только создать необходи­мую базу для формирования у детей полноценных навыков пространственной ориентации и на их основе — навыков чте­ния, письма, счета, но и сделать так, чтобы в конечном итоге сами пространственные представления и понятия способство­вали дальнейшему росту их познавательных способностей и были включены в учебную деятельность, стали ее частью и опорой при усвоении других школьных знаний и умений.
1   2   3   4

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей