илицифровогознаканасоставляющиеего элементыспоследующиманализомисинтезом Нарисуй целое
Для игры понадобятся разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.
Педагог раскладывает перед каждым из детей разрезанную на части картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Дети выполняют рисунки, а потом каждый называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит сложить картинку и срисовать ее. Выигрывает тот ребенок, первая и вторая картинки которого будут наиболее сходны (по размерам, пропорциям, расположению частей и др.)-
Буквенный конструктор
Для проведения игры потребуется один или несколько (по количеству детей) наборов элементов букв (вначале — печатных, позже — рукописных) (рис. 34). Ведущий игры называет букву, которую требуется сконструировать, например букву Н. Затем дети должны рассказать, какие элементы и в каком количестве были использованы при конструировании этой буквы.
Следующее задание ведущего — не изменяя ни самих элементов, ни их количества, сконструировать новую букву (буквы). Выигрывает тот, кто предложит большее число новых букв.
Рис. 34. Выделение в предметах (их изображениях,
геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе
Рис. 35. Чем похожи предметы?
Рис. 36. Разложи по группам
Рис. 37. Найди лишнюю фигуру
Рис. 38. Четвертая — лишняя Угадывание предметов, букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям
Рис. 39. Кто пришел сегодня в гости?
Рис.40.Дорисуйпредмет Буквыицифры
Всем игрокам раздаются одинаковые листочки с нарисованными на них элементами букв и цифр (рис. 41). Игровая задача — как можно правильнее и быстрее дописать буквы и цифры.
Рис.41 Вершкиикорешки
Традиционные минутки чтения, которые учитель проводит, предлагая детям хором или индивидуально читать написанные на доске или напечатанные на карточках различные слоги, слова (например, словарные), можно в значительной степени разнообразить. Для этого карточки, которые будут предлагаться для чтения на том или ином уроке, следует либо разрезать пополам по горизонтали, либо перегнуть (также по горизонтали), чтобы были видны только «вершки» или «корешки» слогов, слов (рис. 42). Однако прежде, чем предлагать такие слова детям, педагогу следует проверить, действительно ли слог, слово будут «узнаваемы», так как не все буквы можно угадать по их только нижней или только верхней части.
Рис.42 Найдисвоюсалфетку
На столах лежат бумажные салфетки с вырезанными узорами простой формы. У детей — листочки со схематичным изображением тех же салфеток, сложенных вдвое. Дети должны по чертежу найти свою салфетку (рис. 43). Усложнение: дети отыскивают салфетку по чертежу, сложенному вчетверо (рис. 44).
Рис.43
Рис. 44 Определениенапредметныхилисюжетных картинкахнедостающихилинеадекватных
Деталей
Рис. 45. Что неправильно нарисовал художник?
Различениеправильноизеркально изображенныхбуквенныхицифровыхзнаков Правильно—неправильно
В ходе игры (в индивидуальной форме или коллективно) детям предлагается определить, какие из букв написаны неправильно, и зачеркнуть их карандашом (фломастером) красного цвета (рис. 47). Аналогичная игра может быть проведена и на цифровом материале (рис. 48).
Рис. 47
Рис. 48 Сопоставлениебукв(цифр),выполненных печатнымирукописнымшрифтом Самые красивые буквы
В русском языке существует ряд букв, начертание которых в рукописном и печатном шрифтах, а также в заглавном и строчном вариантах существенно различается. Для того чтобы дети быстрее и успешнее их запомнили, после знакомства с каждой из таких букв на занятии (уроке) педагог предлагает каждому ребенку на следующий день принести из дома самую красивую букву А (Б, В, Д, Е и др.). Вместе с детьми педагог может аккуратно наклеить принесенные детьми буквы на лист бумаги с тем, чтобы использовать получившуюся таблицу на занятии (уроке), предлагая, например, подсчитать и показать все печатные (или рукописные, заглавные, строчные) буквы А (рис. 49).
Рис. 49
Еще один вариант неоднократного проведения игры с использованием похожей таблицы возможен в том случае, если на бумагу будут наклеены разные буквы (рис. 50).
Игровые задания:
Покажи все буквы А (Б, В, Д, Е и др.) и определи их число. Каких букв больше других? Каких букв меньше других? Не считая, определи, каких букв больше — Б или В? И т.д.
Рис. 50 Поисксредипредложенныхвариантов илизарисовываниепопамятипосле кратковременнойэкспозициигеометрических фигур,символов,буквенныхицифровых знаковидр. Погода в сказочном городе
Для игры потребуются наборы цветных карандашей по числу детей и чистые листочки бумаги. Педагог в течение только 1 секунды демонстрирует детям символы, с помощью которых можно описать погоду в сказочном городе (рис. 51). Задача детей — как можно быстрее и в заданном порядке воспроизвести символы погоды. Победитель (победители) игры определяется коллективно.
Аналогичные игры могут проводиться с постепенным увеличением визуального представленного ряда (рис. 52, 53), главное же условие остается неизменным — педагог демонстрирует его в течение очень короткого времени.
Рис. 51
Рис. 52
Рис. 53. Запомни и нарисуй по памяти буквы и цифры ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ, ОПТИКО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА И КОРРЕКЦИИ ИХ НЕДОСТАТКОВ Исключительная значимость своевременного формирования пространственных функций для детского развития, их тесная взаимосвязь со становлением познавательной деятельности и развитием специфических школьных навыков и умений неоднократно были предметом обсуждения в научно-теоретических и прикладных исследованиях (Б.Г. Ананьев, В.В. Бушурова, О.И. Галкина, М.А. Гузеева, Л.А. Кладницкая, А.Я. Колодная, А.Р. Лурия, А.А. Люблинская, Е.Ф. Рыбалко, Н.Ф. Шемякин и др.). Установлено, что, несмотря на большой прогресс в развитии пространственного восприятия и пространственных представлений, который наблюдается у детей на протяжении всего дошкольного возраста, недостаточность пространственных функций обусловливает 47% трудностей, испытываемых ими при усвоении учебного материала по математике, 24% трудностей при усвоении материала по русскому языку и формировании навыков письма, 16% трудностей при обучении чтению1.
1 Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. М., 1997.
Наиболее типичными ошибками пространственного различения у учеников начальной школы являются:
■ в поведении — пространственные ошибки в выполнении правил расположения учебных предметов на партах и требований учителя, связанных с направлениями движения (вперед, назад, в сторону и др.);
■ в чтении — суженный круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное различение сходных по форме букв и др.;
■ в письме — неумение соотнести букву и линии в тетради, т.е. ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки вследствие перевертывания буквенного знака в обратную сторону;
■ в математике — ошибочное написание цифр, неумение расположить симметрично запись примеров в тетради, глазомерные ошибки при измерении, несформированность сложных пространственных представлений, необходимых для усвоения понятий «метр» и «сантиметр»;
■ в рисовании — глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок в пространстве листа, трудности в овладении пропорцией в рисунке и др.;
■ в гимнастических упражнениях — неправильное направление движения при перестроении под команду (в правую сторону вместо левой и наоборот), трудность переключения с одного направления движения на другое и т.д.
В числе основных причин этих трудностей Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко (1964) называют, во-первых, незавершенность процесса формирования типов совместной работы обоих полушарий головного мозга и, во-вторых, обилие вновь вводимых учителем словесных обозначений пространственных признаков, которые не подкрепляются практическими действиями учеников и специальной тренировкой анализаторов на различение пространственных признаков и отношений между объектами.
Логика развертывания поэтапной работы по развитию и совершенствованию пространственной ориентации и устранению ее недостатков у детей может быть следующей:
1-й этап — уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектов;
2-й этап — уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе (сначала в трех-, затем — в двухмерном пространстве);
3-й этап — уточнение и формирование полноценных представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении (в трех- и двухмерном пространствах).
Обязательным условием обеспечения результативности проводимой работы на любом этапе является накопление детьми разнообразного опыта не только практического различения пространственных признаков и отношений, но и их вербального обозначения и оперирования пространственными представлениями в мыслительном плане. Быстрый и ощутимый развивающе-коррекционный эффект может быть достигнут также за счет привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная работа которых обеспечивает формирование более устойчивых и правильных пространственных представлений.
Итак, на первом этапе детям могут быть предложены типовые игры, упражнения и задания игрового характера.
Подробныйанализобъектов (предметов,геометрическихфигурразного размера,формыилиихизображений) ивычленениеглавных,существенныхпризнаков, которыеотличаютодинобъектотдругого илиделаютихсходными
Рис.54. Чем похожи?
Рис. 55. Четвертый лишний
Рис. 56. Разложи по группам
Рис.57.Сколькоздесьбольшихквадратов? Маленькихквадратов?Большихтреугольников? Маленькихтреугольников?
Рис.58.Назовисамыенепохожиефигуры Следующий ход — твой!
Для игры потребуется набор геометрических цветов разного размера, цвета и формы. Все фигуры делятся между участниками игры поровну. Первый игрок кладет на стол фигуру. Ответный ход второго игрока состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только каким-либо одним признаком: формой, цветом или величиной.
Выигрывает тот игрок, кому удалось первым выложить все свои фигуры. Дополни фрагмент
В этой игре ведущий раздает детям нарисованные на бумаге геометрические фигуры разного размера и формы — фрагменты будущих изображений. Игровое задание — придумать как можно больше вариантов дополнения фигур до целого изображения. Победителей в такой игре может быть несколько: кто-то придумает самое большое количество вариантов дополнения фрагментов, кто-то придумает самый оригинальный, необычный вариант и т.д. (рис. 59).
Рис.59 Выделениезаданныхформвокружающих предметахилидемонстрируемыхучителем рисунках,моделированиегеометрическихформ
Рис.60.Рассмотричертежи.Подсчитай,сколько вкаждомквадратетреугольников?
Рис. 61. Рассмотри рисунок. Сколько и каких геометрических фигур его составляют? Коллаж
При создании вместе с детьми коллажа педагог предлагает использовать в нем рисунки предметов строго заданной формы, и тогда могут получиться удивительные картины «Круглой цветочной поляны», «Города квадратов», «Треугольного леса» и др. (рис. 62).
Рис. 62 Похожеилинет?
В ходе игры участникам игры дается задание с помощью разных материалов воспроизвести ту или иную геометрическую фигуру разными способами (построить из палочек, нарисовать в воздухе или на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы, смоделировать с помощью пальцев и кистей рук и т.п.). Выигрывает тот, кто предложит наиболее узнаваемые и интересные варианты создания фигур. Составление фигур-головоломок
Для игры необходимо вырезать из картона несколько одинаковых квадратов и покрасить каждый из них в свой цвет. Далее каждый квадрат разрезается по-своему: на два треугольника, четыре треугольника, два прямоугольника, четыре маленьких квадрата и т.д. (рис. 63). Головоломка готова — дети могут составлять квадраты, например, соревнуясь в парах, кто больше составит квадратов.
Рис. 63 Конструирование фигур
Взрослый предлагает детям на время выполнить следующие задания:
■ составить 2 равных треугольника из 5 палочек;
■ составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
■ составить 3 равных квадрата из 7 палочек;
■ составить 4 равных треугольника из 9 палочек;
■ составить 3 равных квадрата из 10 палочек;
■ из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника;
■ из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника;
■ из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький;
■ из 9 палочек составить 5 треугольников;
■ из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника. Преобразование фигуры, буквы, цифры Кто быстрее и точнее?
Ведущий предлагает игрокам выложить из палочек какую-либо букву, например А. Убедившись, что все дети выполнили его задание правильно, он просит их подумать и выполнить следующие преобразования:
■ не меняя числа палочек, сконструировать новую букву;
■ не меняя числа палочек, сконструировать еще одну новую букву;
■ вновь, не меняя числа палочек, получить новую букву;
■ убрать одну палочку и сконструировать новую букву;
■ сконструировать еще одну букву, не меняя числа палочек;
■ добавить две палочки и сконструировать новую букву и т.д.
Все полученные варианты конструкций обсуждаются с детьми, а в конце игры определяется игрок, который наиболее точно и быстро выполнил все игровые задания. Волшебные преобразования
Рис. 64. Как, не изменяя числа палочек, за возможно меньшее число ходов получить из фигуры А фигуру Б? Прояви смекалку!
Взрослый, выложив перед детьми по очереди ту или иную фигуру, предлагает произвести по заданным им условиям ее изменение. Выигрывает тот, кто проявит большую сообразительность при выполнении следующих игровых заданий:
Рис. 65. В фигуре, состоящей из пяти квадратов, убрать четыре палочки так, чтобы остался один прямоугольник
Рис.66.Вфигуре,состоящейизшестиквадратов,убрать двепалочки,чтобыосталосьчетыреравныхквадрата
Рис.67.Составитьдомикизшестипалочек,азатем переложитьдвепалочкитак,чтобыполучилсяфлажок
Рис.68.Вданнойфигурепереложитьдвепалочки, чтобыполучилосьтриравныхтреугольника
Рис.69.Вфигуре,состоящейизпятиквадратов, убратьтрипалочки,чтобыосталосьтритакихжеквадрата
Рис.70.Вфигуре,состоящейизчетырехквадратов, убратьдвепалочки,чтобыосталосьдванеравныхквадрата
Рис.71.Вфигуреизпятиквадратовубратьчетырепалочки, чтобыосталосьдванеравныхквадрата
Рис.72.Вфигуреизпятиквадратовубратьчетырепалочки, чтобыосталисьтриквадрата
Рис.73.Вфигуреизчетырехквадратовпереложить двепалочки,чтобыполучилосьпятьквадратов
Рис.74.Вфигуреизпятиквадратовубратьчетырепалочки, чтобыосталосьтриквадрата
Рис. 75. Переложить одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону
Рис. 76. В фигуре, состоящей из девяти квадратов, убрать четыре палочки, чтобы осталось пять квадратов
Рис. 77. В фигуре из шести квадратов убрать три палочки так, чтобы осталось четыре квадрата
Рис. 78. В фигуре, похожей на ключ, переложить четыре палочки так, чтобы получилось три квадрата
Рис. 79. В фигуре из шести квадратов убрать две палочки так, чтобы осталось четыре равных квадрата
Рис. 80. В фигуре, изображающей стрелу, переложить четыре палочки так, чтобы получилось четыре треугольника
Рис. 81. В фигуре из пяти квадратов переложить три палочки так, чтобы стало четыре квадрата
Рис. 82. В фигуре переложить три палочки так, чтобы получилось четыре равных треугольника
Рис.83.Вфигуре,состоящейизчетырехквадратов,переложить трипалочкитак,чтобыполучилосьтритакихжеквадрата
Второйэтапразвивающе-коррекционной работы предполагает использование следующих типовых заданий: Уточнитьсхемусобственноготела,указать местоположениепредметоввпространстве относительносебя Правый — левый
Проводить эту игру лучше сначала с небольшим числом участников. Ведущий предлагает детям по команде правильно показать: правую руку; левую руку; правую ногу; правое ухо; левое колено; левую пятку и т.д. За каждое ошибочно выполненное действие игрок платит фант. Побеждает тот, кто допустит в игре меньшее число ошибок.
Постепенно — по мере овладения детьми навыками четкого различения и правильного показа левой и правой частей тела — количество участников игры может увеличиваться. Можно предложить детям сыграть в эту игру и в парах с тем, чтобы потом лучшие игроки каждой пары сыграли друг с другом. Пожалуйста
Ведущий предлагает участникам игры внимательно слушать его игровые задания и выполнять их, но только в том случае, если его обращение будет начинаться со слова «Пожалуйста». Выигрывает тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки (или допустит их меньше, чем остальные игроки):
■ Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;
■ Поверните голову влево;
■ Пожалуйста, поверните голову вправо;
■ Наклоните голову к левому плечу;
■ Повернитесь налево;
■ Пожалуйста, повернитесь направо и т.д. Что справа, что слева?
Ведущий предлагает детям выполнить следующую игровую задачу — назвать по очереди как можно большее число предметов, находящихся сначала справа, а затем — слева от участников игры. Выигрывает либо тот, кто правильно предложит наибольшее число предметов, либо тот, кто последним назовет предмет, расположенный справа (слева) от игроков. Отвечай точно!
Игру следует проводить с небольшой группой детей с тем, чтобы были хорошо слышны правильные или ошибочные реплики каждого из них.
Перед началом игры дети располагаются в одну линию так, чтобы все окружающие предметы по отношению к каждому занимали одно и то же положение. От участников требуется продемонстрировать точную и быструю реакцию на слова ведущего, который перечисляет окружающие их предметы и просит определить, где они расположены, только одним словом («впереди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»).
Вначале игра проводится в достаточно медленном темпе, но постепенно предметы все быстрее перечисляются ведущим. Можно выбрать перед началом игры судью, который по ее окончании подведет итоги и объявит победителя. Ориентировка по памяти
Перед началом игры ведущий предлагает участникам игры внимательно осмотреть помещение, в котором они находятся (оно может быть как хорошо знакомым, например групповая или классная комната, так и совсем незнакомым). Затем он по очереди завязывает глаза и произвольно называет несколько предметов окружающей обстановки. Задача игрока — по памяти назвать, где находится тот или иной предмет относительно него («впереди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»). В том случае, если дан правильный ответ, все участники игры подбадривают его аплодисментами. После нескольких вопросов и ответов в игру вступает другой игрок, и игра продолжается. Водители
Играющие — «водители» сидят за столами. «Милиционер» (учитель) показывает картинки с изображениями различных машин. Водители должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево. Лучших водителей следует отметить.
Вариант. Эту игру можно провести как соревнование между рядами, подсчитав в заключение общее количество красных и синих фишек.
Определитьсторонностьобъектов, находящихсянапротив;определитьлинейную последовательностьпредметногоряда, находящегосянапротив
Покажи у товарища
В эту игру можно играть парами. Одному из них дается ряд заданий, например показать у расположившегося напротив него товарища левую бровь, правое ухо, правую щеку, левое плечо и т.д. Затем в парах происходит смена ролей. После того как определится лучший игрок в каждой паре, они могут продолжить соревнование друг с другом. Кто первый? Кто последний?
В этой игре взрослый предлагает 3—4 детям выстроиться в шеренгу, другие дети располагаются напротив. Ведущий предлагает детям совершить ряд самостоятельных перестроений для того, чтобы остальные игроки при очередном перестроении назвали первого, последнего ребенка в шеренге. Обозначитьнаправленияграфически; выполнитьраскладкукартинок,фигур, буквенно-цифровогоматериалавсоответствии сословеснойинструкцией Заячьи дорожки
Педагог начинает игру с рассказа: «Зимним морозным днем спешила мама-зайчиха домой, да вот беда — по пятам гнался за ней серый волк. Вот и пришлось ей путать свои следы. Несмотря на то, что следы на свежем снегу были хорошо видны, не смог волк их распутать, и она благополучно добралась до своего жилища. Давайте теперь мы с вами попробуем распутать зайчихины следы». Детям предлагается под диктовку педагога зарисовывать (выкладывать с помощью палочек) направление движения зайчихи (вперед, назад, вправо, влево)1.
1 По предварительной договоренности прыжок может быть обозначен либо отрезком длиной в одну единицу (клетку), либо одной счетной палочкой.
Поощряется тот игрок, который наиболее точно воспроизвел, например, следующие движения зайчихи:
■ прыжок вперед,
■ два прыжка влево,
■ три прыжка назад,
■ два прыжка влево,
■ один прыжок назад,
■ пять прыжков вправо. Стрелки
В эту игру обычно играют во дворе или на пришкольном участке. Играть можно как вдвоем (взрослый и ребенок или ребенок и ребенок), так и двумя небольшими командами. Задача первого игрока (первой команды) — как можно дольше оставаться незамеченным (незамеченной), но при этом все же оставлять своему противнику метки — стрелки на асфальте с тем, чтобы обозначить направление своего движения для второго игрока (второй команды). После того как они встретятся, роли меняются. Улицы волшебного города
Педагог предлагает участникам игры внимательно рассмотреть план улиц волшебного города (каждая из улиц имеет свой цвет и соответствующее ему название), с помощью стрелок зафиксировать, в каком направлении шел по ним Ежик, и затем рассказать всем игрокам о его передвижениях (рис. 84).
Рис. 84 Пространственный диктант
Детям предлагается на листе бумаги в соответствии с заданиями педагога выполнить раскладку геометрических фигур. После того как диктант будет завершен, правильность раскладки контролируется с помощью образца, который готовится заранее, либо с помощью пошагового повторения текста инструкции. Например:
■ в центр листа положить красный квадрат;
■ справа от красного квадрата положить синий квадрат;
■ сверху от синего квадрата положить красный треугольник;
■ снизу от красного квадрата положить зеленый треугольник и т.д. Что получилось?
Участники игры по очереди предлагают друг другу выполнить ряд действий по расстановке букв, например:
■ выложить букву О;
■ справа от нее положить букву К;
■ слева от буквы О положить букву С. Какое слово получилось?
Победителями являются не только те игроки, которые правильно выполняли раскладку и первыми отгадывали слова, но и те, кто смог точно, правильно сформулировать задания для других.
На третьем этапе детям могут быть предложены наиболее сложные задания, к выполнению которых они тем не менее оказываются достаточно подготовленными всем предыдущим ходом работы: Определениепространственных отношенийпредметовмеждусобой; преобразованиеврасположениипредметов относительнодругдруга;выполнить рисунок(конструктивнуюподелку)пословесной инструкцииилинагляднопредставленномуобращу Перестановки
В этом игровом заданий ведущий предлагает выполнить ряд перестановок хорошо знакомых предметов, каждый раз поощряя тех детей, которые первыми правильно их произведут, например:
■ расположить на столе карандаш около тетради;
■ между тетрадью и карандашом положить ручку;
■ положить карандаш на тетрадь;
■ положить ручку и карандаш под тетрадь и т.д. Измени по образцу
Перед игрой взрослый готовит несколько карточек, которые различаются между собой расположением на них предметов (геометрических фигур, букв, цифр), а детям раздаются наборы тех же предметных картинок (геометрических фигур, букв, цифр). Игровое задание — в условиях краткосрочного предъявления проанализировать расположение элементов на карточке и воспроизвести их с помощью индивидуальных игровых наборов, например:
Рис. 85 Рисование по словесному описанию
Детям предлагается выполнить, например, следующие изображения:
■ клумбу, на левой стороне которой растут голубые цветы, а на правой — желтые;
■ блюдо, в центре которого лежат огурцы, а вокруг них — помидоры;
■ книжную полку, на которой справа стоят книги в красном переплете, слева — в синем, а в центре — в зеленом;
■ домик лесника, справа от которого располагаются три ели, а слева — две березки и т.д. Строители
Для игры потребуется какой-либо строительный конструктор. Игровая задача — сделать точную копию постройки, выполненной ведущим (сначала в роли ведущего выступает взрослый, затем — один из детей). После того как все «строители» закончат возведение своих построек, выявляется победитель.
Вариант игры — образец предлагается не в виде готовой конструкции, а в виде чертежа, опираясь на который дети выполняют свои постройки. Провестиориентировкунаоснове предложенногопланаидр. План города
Перед началом игры рисуется (выполняется в технике аппликации) план города с указанием названий улиц и номеров домов. Далее взрослый предлагает детям следующие игровые ситуации:
■ Во всех домах города живут дети, которые ходят в школу. Занятия в школе у всех начинаются в одно и то же время. Подумайте, из какого дома дети могут выходить в школу позже, чем из других?
■ Маша живет в доме № 5 на Цветочной улице, а ее подруга Наташа — в доме № 2 на Осенней улице. Расскажите, как можно пройти Маше в гости к Наташе? А как нужно Наташе идти в гости к Маше?
■ Сережа живет в доме № 4 на Осенней улице. Он вышел из своего дома, повернул направо и зашел во второй дом на четной стороне. Куда он пришел? И т.д.
Изложенная поэтапная схема развивающе-коррекционного воздействия поможет взрослым не только создать необходимую базу для формирования у детей полноценных навыков пространственной ориентации и на их основе — навыков чтения, письма, счета, но и сделать так, чтобы в конечном итоге сами пространственные представления и понятия способствовали дальнейшему росту их познавательных способностей и были включены в учебную деятельность, стали ее частью и опорой при усвоении других школьных знаний и умений. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |