ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТОРНЫХ КООРДИНАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ИХ НЕДОСТАТКОВВыработка у детей точной и четкой координации в системах «глаз — рука», «ухо — рука», «глаз — ухо — рука» занимает значимое место в
программе профилактики школьных трудностей, поскольку установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами при письме и чтении. В то же время обнаруживаемая у части детей на этапе школьного старта слабость слухо-зрительно-двигательных связей снижает возможности усвоения звуко-буквенных соответствий при письме и чтении, что требует использования в работе с ними системы игровых развивающих и коррекционно-развивающих заданий.
Игры, игровые упражнения и задания на формирование координации в системе «глаз — рука" и коррекцию ее недостатковКопировщики узоровДетям предлагается внимательно проанализировать образцы узоров красивых «ковров» (перед каждым ребенком на столе лежит индивидуальный образец) и как можно точнее срисовать их (рис. 90). После того как копирование узоров будет закончено, можно устроить коллективный анализ и выбрать самые точные, наиболее близкие к оригиналу копии.
_1 Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается успешнее в том случае, если сначала взрослый предлагает ребенку задания на копирование близко, непосредственно в поле зрения детей расположенных образцов, а затем постепенно их удаляет и располагает, например, на классной доске. В первом варианте находящийся на столе (парте) перед глазами ребенка образец облегчает действие зрительного контроля, но со временем становится возможным включение в такую деятельность механизмов, позволяющих анализировать, запечатлевать зрительную информацию и достаточно продолжительное время удерживать ее в памяти, все реже обращаясь к наглядному образцу и осуществляя корректирование действий с большей опорой на кинестетический контроль.
Рис. 90Нарисуй снежинкиДляукрашения группы (класса) к новогоднему празднику всегда необходимо большое количество снежинок. Поэтому взрослый, показывая детям выполненные мелом на доске образцы снежинок, предлагает устроить соревнование: кто сможет сделать самую точную копию какой-либо снежинки? (Рис. 91.)
Выполненные детьми рисунки затем можно использовать для коллективного коллажа, украшения детского сада, школы и т.д.
Сделай, как я!Дляигры потребуется комплект счетных палочек. Дети рассаживаются за столом, и один из них — ведущий — выкладывает за ширмой из заранее оговоренного количества палочек произвольную композицию, затем на 1—2 секунды показывает ее остальным участникам игры и снова закрывает. Дети по памяти должны выложить из своих палочек точно такую же фигуру. После того, как фигуры будут выложены всеми игроками, они сличаются с образцом. Выигрывает тот, кто наиболее правильно скопировал образец, — он становится ведущим.
Рис.91ЗвездочкиДля игры потребуется два игровых поля (рис. 92) — по одному у каждого игрока и 20 маленьких звездочек, которые поровну делятся между ними. Ребенок, начинающий игру, кладет на поле свои две звездочки, в течение 1 секунды демонстрирует сопернику их местоположение и закрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен как можно точнее на своем игровом поле продемонстрировать расположение звездочек на поле соперника. Если задание выполняется правильно, право составить и продемонстрировать образец переходит ко второму игроку.
Рис. 92Постепенно число выставленных звездочек увеличивается до 10, но время предъявления их расположения на игровом поле остается прежним — 1 секунда.
Игры,игровыеупражненияизадания наформированиекоординации всистеме«ухо—рука»икоррекциюее недостатковУхо — носПо команде «ухо!» дети должны взяться за ухо, по команде «нос!» — за нос Педагог не только подает эти команды, но и выполняет движения вместе с детьми, допуская порой намеренные ошибки и провоцируя их на неправильные движения.
Школа радистовПеред началом игры педагог знакомит детей с профессией радиста, основная задача которого — уметь передавать сообщение правильно и без искажений, т.е. точно таким, каким оно было получено. «Для этого нужно быть не только очень внимательным, но и много тренироваться, — говорит педагог. — Сегодня мы организуем «школу радистов», в которой будем тренироваться в передаче сообщений. Вы будете радистами, а я — вашим учителем».
Далее за ширмой педагог отстукивает «сообщения» разной степени сложности и предлагает детям по очереди воспроизвести их (отстучать карандашом по столу). Сообщения могут быть, например, такими:
Самые красивые бусыПедагог предлагает детям сделать подарки для своих мам — нарисовать бусы. Чтобы они были красивыми, все бусины обязательно должны быть круглыми, а цвет каждой из них должен строго соответствовать последовательности:
синяя— красная—зеленаяит.д.После того как все дети выполнят задание, следует поощрить всех за участие и коллективно найти рисунок с самыми красивыми бусами. Игра в разных модификациях может повторяться неоднократно.
Иллюстрирование книгиВведение в игровую ситуацию: «Художники (в их роли выступают сами дети) получили от детского издательства заказ. Нужно нарисовать картину к сказке «Колобок», на которой дед с бабой были бы нарисованы в левом нижнем углу, сам колобок — посередине, а в правом нижнем углу должны быть расположены все остальные персонажи сказки».
После того как все дети закончат рисовать, коллективно определяется, чей же рисунок наиболее правильно соответствует заданным условиям и может быть отправлен в издательство. При каждом следующем проведении игры выбирается другая сказка, а количество условий, которые должны быть соблюдены при иллюстрировании, постепенно увеличивается.
МухаДля игры понадобится игровое поле 5х5 клеток, которые через одну окрашены в разные цвета. Центральная клетка занята изображением мухи; фишки — вырезанные из картона фигурки мух. Число игровых полей и фишек определяется числом игроков.
Вариант1.Ведущий начинает рассказывать сказочную историю: «Сидела муха в своем домике, а потом решила выползти погулять. Сначала она переместилась на одну клетку влево, потом — на одну клетку вниз...» Ведущий говорит, в каком направлении и на сколько клеток муха продвинулась (3—4 раза).
Потом спрашивает у детей, на клеточку какого цвета попала муха (или между какими клетками оказалась). Правильный ответ поощряется, и игра может быть продолжена либо снова с центральной клетки, либо с той, на которой оказалась муха после перемещений.
Вариант 2. Можно предложить детям поиграть в эту игру так, чтобы они не передвигали фишку-муху на индивидуальных полях, а только глазами прослеживали ее путь на общем демонстрационном поле.Вариант 3.Для проведения игры может быть использовано двухцветное (черно-белое) поле — аналог шахматной доски, где каждая клетка кодируется буквой или цифрой. После перемещений мухи, которые дети проводят по заданию ведущего, они должны точно назвать «адрес» клетки, на которой расположилась муха.Вариант 4. Передвигая фишку-муху по клеткам, можно предложить детям представить себе, что муха летает из одного магазина в другой и в каждом покупает себе какую-нибудь вещь, еду и пр. Когда после посещения 4—7 «магазинов» муха возвращается домой, участники игры вместе вспоминают, какие покупки и в какой последовательности ею совершались.Игры,игровыеупражненияизадания наформированиекоординации всистеме«глаз—ухо—рука» икоррекциюеенедостатковПовторяй за мной!Под любую рифмовку (например, «Сантики-сантики-лимпопо!») ведущий выполняет простые движения, например, хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой и др. Дети повторяют все движения вслед за ведущим, стараясь как можно скорее отреагировать на смену им движений. Тот, кто вовремя не заметил смены движения, выбывает из игры.Передай телеграммуПеред началом игры на наборном полотне выставляются картинки с изображением лесных зверей и птиц и карточки-телеграммы для них (рис. 93); аналогичный набор карточек-телеграмм лежит на столе у педагога.Взрослый, вводя детей в игровую ситуацию, говорит: «В лесу, на почте скопилось слишком много телеграмм. Давайте поможем дятлам-телеграфистам передать эти телеграммы разным лесным обитателям. Передайте (простучите) телеграммы с учетом расположения знаков на карточках».Дети по очереди выполняют роль дятлов-телеграфистов. Для этого они подходят к столу педагога, выбирают какую-либо карточку и отстукивают «текст» телеграммы. Задача игроков — отгадать, кому из лесных обитателей была послана эта телеграмма.
В игру вводится элемент соревнования — выигрывает тот, кто передаст больше всего телеграмм без ошибок.
Рис. 93Сколько деток?Игровой материал: картинки с изображением животных и карточки — «тексты» телеграмм (рис. 94).
Педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Лев решил узнать, сколько детей имеют звери в его сказочном
1 лесу. И вот каждая звериная семья послала льву телеграмму, в которой сообщалось, сколько в семье детенышей. Вы будете почтальонами, которым надо принять все телеграммы от зверей, определить и сообщить льву, сколько же в разных звериных семьях детенышей. Прослушайте сообщение от медведя
1 Лес сказочный, так как в нем встречаются животные из жарких стран и наших лесов.
(выстукивает за ширмой: | — | — | ). А теперь найдите среди карточек ту, которая будет телеграммой от медведя. Положите ее на наборном полотне рядом с рисунком медведя».
Рис. 94Вариант. В «телеграммах» звери передают, сколько в их семьях больших детей и сколько маленьких. О больших детях сообщает сильный, громкий удар, в тексте телеграммы таким ударам соответствуют крупные точки. О маленьких детях сообщается тихими ударами, в телеграмме им соответствуют маленькие точки. Например, от волка поступило такое сообщение — педагог воспроизводит один громкий удар и два тихих. Сколько же в семье волка больших и маленьких детей? На какой карточке телеграмма от волка?
РАЗВИТИЕ ТОЧНЫХ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК И КОРРЕКЦИИ ИХ НЕДОСТАТКОВДостаточная степень развития моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора и готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений являются еще одним важным условием полноценного овладения ребенком в начальный период обучения учебными навыками и в первую очередь навыками письма.
Ручная умелость во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев и др. (Л.В. Антакова-Фомина, 1974; М.М. Безруких, С.П. Ефимова, 1978; М.М. Кольцова, 1973, 1979). В то же время при овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (предметно-практической, художественно-графической, бытовой, игровой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки (Е.В. Гурьянов, 1959; Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова, 1987; Т.С. Комарова, 1970).
Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей, поступающих в первый класс, обычно приводит педагогов к неутешительному выводу о том, что у преобладающего большинства из них движения рук недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, которые требуют специальных, сложнокоординированных движений ведущей руки. Обращает на себя внимание и тот факт, что недостаточность моторики рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного развития общих произвольных движений.
В работе с этими детьми должна быть реализована специальная программа, направленная на развитие ручной умелости и совершенствование точных, сложнокоординированных движений всех звеньев руки — плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук. В нее могут быть включены
игры, игровые упражнения и задания четырех видов.Пальчиковый игротренингИгры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках и практическом опыте педагогов в разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без них. К числу достоинств таких игр можно отнести их простоту и универсальность, отсутствие каких-либо специальных атрибутов для проведения, безопасность. Обычно все они несложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с учащимися обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Кроме того, включение в занятие или урок пальчиковых игр и упражнений оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.
Взрослым рекомендуется знакомить детей с такими играми и упражнениями в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев, а затем — игры и упражнения динамического характера. Особое внимание следует обратить и на то, чтобы ученики, во-первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем обеих рук.
Статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук Флажок
| Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, вместе, большой палец вытянут вверх.
|
Стол
| Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.
|
Стул, кресло
| Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально.
|
Лодочка
| Прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их.
|
Бочонок с водой
| Слегка согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие.
|
Миска, гнездо
| Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.
|
Гнездо с яйцами
| Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь.
|
Ворота, дверь
| Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть внутрь.
|
Башня, крыша, дом
| Соединить наклонно кончики правой и левой руки.
|
Чаша,цветок
| Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, раскрыть пальцы и слегка округлить их
|
Мост,дорога, дом
| Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук
|
Корнирастений
| Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз
|
Улитка сусиками
| Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их
|
Раковина улитки
| Правая рука, как и в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху
|
Очки
| Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их
|
Зайчик
| Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца
|
Деревья
| Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы
|
Кошка
| Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять правую руку вверх
|
Собака
| Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх
|
Птицавгнезде
| Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвив его правой рукой
|
Солнечныелучи
| Скрестить руки, поднять их вверх, расставив пальцы
|
Елка,ветви
| Прижать тыльные стороны рук друг к другу, скрестив пальцы, поднять их вверх
|
Колокол
| Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук
|
Магазин
| Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей» — это «прилавок» магазина
|
Продавец
ипокупатель
| Пальцы в том же положении,
что и в предыдущем упражнении, только
большие пальцы находятся по обеим сторонам
«прилавка» (его изображают указательные
пальцы, расположенные горизонтально)
и «разговаривают» друг с другом
|
Пассажиры вавтобусе
| Скрещенные пальцы рук обращены
вниз, тыльные стороны рук — вверх, большие
пальцы вытянуты вверх
|
Динамические игровые упражнения для пальцев и кистей рук Пальчики здороваются
| Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Те же движения затем выполняются пальцами левой руки, затем — двумя руками одновременно
|
Встретились ладошки
| Ладони рук соединены, а одноименные пальцы левой и правой рук по очереди «здороваются» друг с другом — большой с большим, указательный с указательным и т.д.
|
Осы
| Обе руки сжаты в кулачки, выпрямлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения
|
Человечек
| Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу, то же повторить другой рукой и обеими руками одновременно («бег наперегонки»)
|
Птички летят, машуткрыльями
| Мизинцы правой и левой рук переплести друг с другом, а пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.
|
Пальчиковые игрыиупражнения состихотворнымсопровождением Апельсин
| Начиная с мизинца, загибать попеременно все
пальцы: Мы делили апельсин. Апельсин всего один. Эта долька — для кота, Эта долька — для ежа, Эта долька для улитки, Эта долька для чижа, Ну, а волку — кожура.
|
Замок
| На двери висит замок.
Ритмичныебыстрыесоединенияпальцеврук в«замок».
Кто открыть бы его смог? Повторениедвижений. Потянули,
Сцепленныев«замок»рукипотянутьводну,
потомвдругуюсторону.
Покрутили,
Движениякистямируксосцепленными пальцамиотсебя—ксебе. Постучали
Пальцысцеплены,основаниямиладоней постучатьдругодруга. И — открыли!
Пальцырасцепить,ладони—встороны.
|
Дом иворота
| На поляне дом стоит,
Пальцыобеихрукподугломдругкдругу, широкорасставлены,соприкасаютсятолько кончикиодноименныхпальцев(«крыша дома»)
Ну а к дому путь закрыт.
Большиепальцыобеихрук—вверх,
внутренняястороналадонейксебе,остальные
пальцывгоризонтальномположениивместе;
кончикисреднихпальцевсоприкасаются.
Мы ворота открываем,
Ладониповорачиваютсяпараллельно
другдругу.
В этот домик приглашаем.
Пальцыобеихрукподугломдругкдругу, широкорасставлены,соприкасаютсякончики одноименныхпальцев.
|
Братья-ленивцы
| Спят в избушке пятеро братьев.
Ладоньлежитнастоле.
Утром проснулся брат старший,
Потянулся, а самому вставать лень.
Большойпалецтянетсявверх(остальные
плотнолежатнастоле).Большойпалец
несколькоразпостукиваетпоуказательному
иложитсянастол.
Брат-указка проснулся, потянулся.
Вверхтянетсяуказательныйпалец.
Стал будить брата-середку:
— Вставай, середка, утро на дворе!
А сам — в кровать.
Указательныйпалецпостукиваетпосреднему
иложитсянастол.
Потянулся брат-середка, поглядел —-
И впрямь вставать пора!
Поднимаетсясреднийпалец.
Разбудил второго братца-указку:
— Ну-ка, брат, поднимай семью!
А сам досыпать улегся.
Стучитпобезымянномуиложитсянастол.
Трудней всех братцу-ленивцу вставать,
Трудней всех потянуться.
Безымянныйпалецсусилиемтянетсявверх.
Будит он брата младшего:
Мизинчик, подними всех!
Безымянныйпостукиваетпомизинчику
иложитсянастол.
Проснулся мизинчик, потянулся...
Мизинецтянетсявверх.
Да как закричит:
— Вставайте, братцы!
Пора за дело браться!
Мизинецвтактсловамбарабанитпостолу.
Разбудил брата четвертого, самого ленивого.
А сам под одеяло.
Мизинецложитсянастол.
Тут все братья и проснулись.
Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.
|
В гости к пальчику большому
| В гости к пальчику большому Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх. Приходили прямо к дому
Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика). Указательный и средний,
Называемые пальцы поочередно соединяются
с большими на двух руках одновременно.
Безымянный и последний.
Называемые пальцы поочередно соединяются
с большими на двух руках одновременно.
Сам мизинчик-малышок
Пальцы в кулак, выставить вверх только
мизинцы.
Постучался о порог.
Все пальцы сжаты в кулаки, постучать
кулачками друг о друга.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмичное сгибание-разгибание пальцев
на обеих руках.
|
Мы учимся письму
| Мы учимся письму. Для чего? И почему?
Дети руками показывают на тетрадь.
Из крючков, из крючков,
Указательные пальцы обеих рук рисуют
в воздухе крючки.
Из кружков, из кружков
Пальцы рук складываются колечками.
Сможем буквы написать,
Имитация в воздухе движений, как при письме.
Если будем мы стараться —
Буквы будут получаться.
Руки на поясе, наклоны головы в стороны.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились.
Ритмичное сгибание и разгибание пальцев. Дружно мы их встряхнем
И опять писать начнем!
Энергичное встряхивание кистей рук.
|
Дружба
| Дружат в нашем классе Девочки и мальчики.
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять —
Начинай считать опять.
Поочередное касание пальцев на обеих руках,
начиная с мизинца.
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы закончили считать.
Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.
|
Прогулка
| Пошли пальчики гулять,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу. А вторые догонять. Ритмичные движения по столу указательными пальцами. Третьи пальчики бегом,
Движения средних пальцев в быстром темпе. А четвертые пешком,
Медленное движение безымянных пальцев
по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
Ритмичное касание поверхности стола
обоими мизинцами.
И в конце пути упал.
Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.
|
Засолка капусты
| Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем,
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим,
Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки. Уф, устали!
Энергичное встряхивание обеих рук.
|
Дружные пальчики
| По ходу стихотворного текста пальцы одной
руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются
по одному, начиная с мизинца. В конце игры
пальцы снова сжимаются в кулак, но большой
палец при этом кладется сверху.
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся,
Вместе дело спорится.
|
Мышки- шалунишки
| Произнося текст рифмовки, сначала закрывают глаза руками, затем хлопают один раз ладонями, выражая озабоченность, после чего подпирают щеки руками, выражая удивление. Затем, согласно тексту, разыгрывается «пальчиковая игра»: домик — обеими ладонями изображается острая крыша; стол — правая рука сжимается в кулак, левая — прижимается сверху; скамейка — одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с одной боковой стороны пальцами вверх; стул — правая рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой; шкаф — кулаки кладутся друг на друга. Слова «лакомиться» и «ловить» сопровождаются соответствующими движениями.
В нашем маленьком домишке
Завелись серые мышки,
Так и шмыгают кругом —
Все по кухне кувырком.
То топочут за столом,
Лакомятся молоком,
На скамейку сесть хотят
И пугают нам ребят.
То на шкаф залезут мышки,
То на стуле — шалунишки.
Так и хочется поймать,
А они — шмыг под кровать!
|
Этот пальчик
| Поднять левую руку ладонью к себе
и в соответствии с текстом загибать
правой рукой по очереди пальцы левой руки,
начиная с мизинца.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди...
Встали пальчики, ура!
На прогулку им пора.
|
Дружные пальчики
| Пальцы одной руки, сжатые в кулак,
медленно разгибаются по одному,
начиная с мизинца. В конце игры пальцы
снова сжимаются в кулак, но большой
палец кладется сверху:
Этот пальчик маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный — кольцо носит,
Никогда его не бросит.
Ну, а этот — средний, длинный,
Он как раз посередине.
Этот — указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди братьев самый сильный.
Пальчики не ссорятся —
Вместе дело спорится.
|
Ладошки
| Педагог задает вопрос:
— Где ваши ладошки?
— Тут-тут-тут!
Дети показывают руки, сложенные в кулачки.
А в ладошках пальчики живут!
Раскрывают кулачки и показывают
пальчики в движении.
Пальчики трудились,
Не ленились,
Лепили-лепили,
Пальцы рук сгибаются и разгибаются,
имитация лепки.
Рисовали,
Имитация рисования. Строили-строили,
Имитация строительных движений, например, укладывания кирпича. Хорошо играли! А потом, а потом, А потом устали! Встряхивание кистями рук, расслабление пальцев.
|
Алые цветы
| Ладони соединены в форме тюльпана,
пальцы медленно раскрываются, затем
производятся плавные покачивания кистями
рук, затем пальцы медленно закрываются,
приобретая вновь форму бутона,
и производятся покачивания
головкой цветка:
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
|
Пять малышей
| Один малыш качается в саду, Один палец выставить вперед и затем показать им, как качаются качели. Два малыша купаются в пруду,
Показать два пальца и затем руками
имитировать движения пловцов.
Три малыша ползут к дверям в квартире,
Показать три пальца и имитировать
движения ползания.
А в эту дверь стучат уже четыре.
Показать четыре пальца и имитировать
«стук» в дверь.
С пятью другими также все в порядке: Показать все пальцы другой руки. Им весело, они играют в прятки. Закрыть обеими руками лицо — «спрятаться».
Где притаились - ясно и ежу,
Руки в замок перед грудью, пальцы
раскрыты («ёж»).
Но я глаза зажмурил и вожу:
Закрыть одной рукой глаза.
«Один, два три... два, три, четыре, пять...
Считать и одновременно показывать
необходимое количество пальцев на руке.
Ну, берегитесь: я иду искать!»
Указательный палец поднят вверх —
«предупреждение», затем имитация
«подкрадывания»
|
Зайчики и волк
| В лесу в домике жила зайчиха с двумя зайчатами.
Указательный и средний пальцы обеих рук подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище. Как-то утром зайчата взяли свои любимые барабаны и побежали в лес. Они громко, на весь лес, стали барабанить.
Согнутые мизинец и безымянный — палочки барабана — ударяют в подушечку большого пальца — барабана. Прямые ушки вверху прижаты друг к другу.
И надобно же беде случиться, что около тех мест голодный рыскал волк.
Сложить вместе ладони обеих рук; большие прямые пальцы развести в стороны — это уши волка; у указательных пальцев согнуть верхние фаланги, чтобы ногти соприкасались —
это лоб волка.
Услышал он шум и выскочил на полянку.
Плотно сгруппированные прямые средний
и безымянный пальцы — это нос волка;
два прижатых друг к другу мизинца отходят
вниз — это пасть волка.
Волк поводит ушами, принюхивается,
открывает и закрывает пасть.
Все пальцы шевелятся.
Бедные зайчишки побросали барабаны
и прижались к березе, их и незаметно, только
ушки мелко-мелко трепещут от страха.
Дети прижимают кулачки («зайчиков»)
к груди, их «ушки» выполняют мелкие
колебательные движения — трепещут.
Растерялся волк: «Где же зайцы? Они только
что были здесь и вдруг исчезли. Ох и хитрые,
опять провели старого волка! Ну, зайцы,
погодите! Найду на вас управу!» — прорычал
свои угрозы и побрел в лес.
Только волк исчез, зайчата выскочили,
и забыли свои страхи, и стали смеяться друг
над другом. Один говорит: «Ты так испугался
волка, что у тебя ушки кланялись до земли!»
«Нет! — говорит другой. — Мои ушки
не кланялись, а вот твои ушки приседали
от страха».
Эти и другие движения один из «зайцев»
показывает, а второй как бы машинально
начинает повторять, но, спохватившись,
тут же опровергает наветы и приводит
доказательства для изобличения товарища.
— Нет, мои ушки не приседали от страха, а вот
твои ушки прятались друг за дружку!
— Нет уж, мои ушки не прятались друг
за дружку, а твои ушки бегали друг
за дружкой сверху вниз и сверху вниз!
— Нет, мои ушки так не бегали, а твои ушки
от страха стучали друг о дружку!
И так зайцы расшалились, раскричались, что
встали на уши и пошли домой на ушках.
Вышла мама и говорит: «Что это такое? Опять ушки грязные, опять на ушках ходили? Ну-ка, быстро чистите лапками свои ушки!» Стали зайцы лапками чистить свои ушки. «Ну-ка, я вам склею ушки вместе, чтобы вы больше ими не шалили. Возьмите свои барабаны и учитесь хорошо барабанить, чтобы медведь — директор цирка пригласил вас барабанщиками!»
|
Сказка
про зайчика
| Педагогу предлагается в ходе этой
пальчиковой игры передать инициативу
в подборе движений детям, которые
в зависимости от содержания стихотворного
текста выполняют соответствующие
движения.
Девочки и мальчики,
Разомнем-ка пальчики.
Чтоб скорее их размять,
Надо сказку показать.
Пусть покажут пальчики
Сказку нам про зайчика.
У зайки ушки — на макушке,
Он сидит в своей избушке.
Смотрит он в окно — не идет ли кто.
Под окном собачка лает
И ушами шевелит,
Глазками она моргает,
Домик зайки сторожит.
В гости к зайкиной избушке
Скачут быстрые зверушки:
Две подружки-говорушки,
Две зеленые лягушки;
Скачет козлик бородатый,
Рядом с ним — олень рогатый,
И несут в подарок зайке
Барабан и балалайку.
Тренди-бренди, балалайка,
Получай подарок, зайка!
В этой маленькой избушке
Поместились все зверушки:
Сам хозяин — зайка-
Быстрый попрыгайка;
Две подружки-говорушки,
Две зеленые лягушки;
Серый козлик бородатый
И большой олень рогатый.
Тесно в зайкиной избушке —
Надо выйти погулять.
Разбежались все зверушки,
Ну, попробуй их догнать.
Долго, долго мы бежали,
Но зверушек не догнали.
Хоть и очень все устали,
Зато пальчики размяли.
Стали наши пальчики
Ловкие, как зайчики,
Ловкие, послушные,
Всем нам очень нужные.
|
Игры,упражненияизаданияигрового характерасиспользованиемдетской продуктивнойдеятельностиБольшим потенциалом с точки зрения развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки обладают как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье, так и нетрадиционные, пока еще мало использующиеся в практике работы педагогов — выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись
1; «крупное» вышивание
2; оригами и др. Чрезвычайно важным в таких упражнениях является приобретение ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, а также формирование навыка координированных движений правой и левой руки с одновременным разграничением их функций.
1 Ниткопись — вид художественной деятельности, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения.
2 Вышивание с помощью связанной крючком цветной тесьмы по деревянной пластине с проделанными в ней на равном расстоянии друг от друга небольшими отверстиями.
Кто скорее?Для этой игры необходим набор шнурков или ленточек. Двум игрокам-соперникам предлагается за определенное время завязать как можно больше узелков (или бантиков) из предложенного материала. После того, как определился победитель, он может вступить в соревнование с другими игроками.
Песочные рисункиПесок, насыпанный в бумажный пакет со срезанным кончиком, может служить интересным изобразительным материалом. Создавать такие «носочные рисунки» можно во время прогулки на асфальте или дома на листах бумаги, окрашенной в темные
тона.Мозаика на пластилинеДля того чтобы создать такую мозаику, следует подготовить основу — замазать небольшой лист картона пластилином. На такую основу очень легко можно прикреплять семечки от разных растений (подсолнечника, тыквы, яблок, винограда и др.), а полученными мозаичными панно украшают помещение группы, класса.
В качестве материала для создания, изображений также могут быть использованы засушенные цветы, веточки, шишки, мелкие камешки и др. природный материал.
ГрафическиеигровыеупражненияИстория использования таких игровых упражнений достаточно длительна. Особого внимания в ней заслуживают приемы, которые были использованы в практике работы Монтессори-школ: ощупывание специально изготовленных деревянных контуров букв алфавита одним (указательным) или двумя (указательным и средним) пальцами ведущей руки, обведение букв деревянной палочкой; осязание букв, изготовленных из наждачной бумаги, и др.
Среди современных систем графических упражнений эффективной, на наш взгляд, является методика подготовки руки детей к письму, описанная Е.Н. Потаповой. В ее основе — работа детей с разными трафаретами и лекалами: обведение с их помощью контуров геометрических фигур, предметов и последующая их штриховка параллельными, волнистыми, круговыми линиями, а позже — элементами букв (полуовалами, петлями и др.) (рис. 95). Для штриховки дети могут использовать также книги серии «Раскрась сам» или собственные контурные рисунки.
Подвижныеигрыифизкультурные упражненияигровогохарактераУпражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, лент) и других мелких предметов, игрушек на занятиях физической культурой и во время других режимных моментов — гимнастика до занятий, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, спортивные часы в группе продленного дня, подвижные игры на прогулке и т.д. — открывают педагогу широкий спектр возможностей для выработки у детей координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц кисти. Их преимущество по сравнению с такими видами детской деятельности, как рисование, графическая подготовка, лепка, заключается в одновременной тренировке обеих рук. Даже если приходится выполнять достаточно большое число упражнений, непосредственно направленных на развитие тонких и точных движений рук, дети никогда не жалуются на усталость, так как все упражнения носят большей частью игровой характер.
ПеременипредметКоманды выстраиваются в две колонны. На расстоянии 5—7 метров напротив команд кладется по обручу. У первых номеров в руках кегля или кубик. По команде «Марш!» первые номера добегают до своего обруча, ставят в центр кеглю, берут обруч, бегом возвращаются назад, передают обруч второму номеру и встают в конец своей команды. Второй номер, получив обруч, добегает до кегли, кладет сверху обруч, берет кеглю, бегом возвращается назад, передает кеглю третьему номеру и встает в конец своей команды. Третий номер повторяет действия первого и т.д., пока первый номер не вернется на свое место.
ПередаймячКоманды
садятся на пол в затылок друг другу, ноги врозь. У первого играющего в руках мяч. Напротив команд на расстоянии 5—7 метров стоит по кегле. По команде «Марш!» первый номер поднимает руки вверх и передает мяч назад — второму, второй — третьему и т.д., пока мяч не окажется в руках у последнего. Последний игрок с мячом в руках вскакивает, бежит до кегли, обегает ее, возвращается к своей команде, поворачивается, садится (ноги врозь) перед первым игроком, поднимает руки с мячом вверх и передает мяч назад. Эстафета продолжается до тех пор, пока первый номер не окажется снова впереди и не поднимет руки с мячом вверх.
Посадка картошкиНапротив команд обозначаются мелом три крестика — на расстоянии 2, 4 и 6 метров от старта — и ставится кегля на расстоянии 8 метров от линии старта. У первых номеров в руках три мешочка с песком — «картошка». По команде «Марш!» первые номера раскладывают мешочки на крестики, обегают кеглю, возвращаются к своей команде, дотрагиваются рукой до кегли второго играющего и встают в конец команды. Вторые номера собирают «картошку» — забирают мешочки с крестиков, обегают кеглю, возвращаются к своей команде и передают мешочки («картошку») третьему номеру, а сами встают в конец своей команды. Третий номер повторяет действия первого и т.д., пока первый номер не вернется на свое место.
Эстафеты с предметамиОснову всех игровых заданий в эстафетах составляет главное требование к участникам — правильно изобразить фигуры из предметов (гимнастических палок, обручей, кубиков) в условиях ограниченного времени. Форма фигур и количество входящих в нее элементов зависят от численного состава команд.
Для быстрой организации эстафет взрослому необходимо иметь схемы всех вариантов фигур, изображенных на картоне. После деления детей на команды руководитель показывает фигуру, которую нужно составить из 3, 4, 5 и более предметов (в зависимости от количества детей в каждой команде).
Цветные квадратыДля этой эстафеты требуется 2—3 набора маленьких (с ребром 2,5—3 см) кубиков. В каждом наборе по 16 кубиков с разноцветными гранями (красная, синяя, зеленая, желтая, коричневая, белая). Группа делится на 2—3 команды. На расстоянии 5—7 метров от линии старта напротив каждой команды кладется по обручу, а в них — наборы кубиков, рассыпанных в беспорядке. Команды строятся, и педагог объявляет, кто какой цвет будет собирать. Например, первые — красный, вторые — синий, третьи — зеленый, четвертые — желтый, пятые — коричневый, шестые — белый и т.д. По команде «Марш!» первые участники добегают до своих обручей, быстро, поочередно переворачивая каждый кубик, ставят их красной гранью кверху и собирают из них квадрат. Затем бегом возвращаются к своей команде, касаются рукой второго участника и встают в конец колонны. Вторые номера выполняют те же действия, только построить они должны синий квадрат. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание и направляющие вернутся на свои места.
Составь словоДля эстафеты
необходимо иметь 3—4 набора кубиков с буквами (ребро кубика 7 см) и полоски бумаги со словами из 3, 4, 5, 6 букв. Группа детей делится на 2—3 команды. На расстоянии б 7
метров от линии старта напротив каждой команды укладывается полоска бумаги
со словом; рядом с полосками в малых обручах находится соответствующее количество кубиков с буквами. По команде «Марш!» первые участники эстафеты подбегают к своим полоскам, перебирая кубики в обруче, находят нужную букву, устанавливают кубик под первой буквой на полоске так, чтобы буква была на верхней грани, бегом возвращаются назад, дотрагиваются до руки второго участника и встают в конец своей колонны. Вторые участники устанавливают вторую букву и т.д. По окончании эстафеты педагог вместе с детьми подходит к сложенным словам и оценивает действия команд. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно.
Подбор слов осуществляется с учетом численного состава команд.
Варианты проведения эстафеты с двумя командами:
— обе команды составляют одно слово;
— команды составляют разные слова, но с одинаковым количеством букв;
— команды, состоящие из шести человек, собирают два слова из трех букв, из семи человек — слово из трех и слово из четырех букв и т.д.
Таким образом, своевременно начатая и проводимая систематически, в строгом соответствии с определенной программой работа взрослых по развитию школьно-значимых
функций и коррекции их недостатков у детей дошкольного и младшего школьного возраста, с одной стороны, позволяет профилактировать формирование ситуации их академической неуспешности. С другой стороны, она способствует полноценному становлению необходимых предпосылок учебной деятельности и помогает младшим школьникам более эффективно овладевать общеучебными и предметными умениями в рамках наиболее приятной и близкой им игровой деятельности.
ЛИТЕРАТУРААйзманР.И.,ЖароваГ.Н.,АйзманЛ.К.,ЗотоваМ.К.Определение и коррекция готовности детей к обучению в школе. Новосибирск, 1990.
АзовцеваН.В.,РодованскаяМ.Е.,РузинаМ.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. 1999. № 8.
АксеноваА.К.,ЯкубовскаяЭ.В.Дидактические игры на уроках русского языка в 1—4-х классах вспомогательной школы. М., 1987.
АнуфриевА.Ф.,
КостроминаС.Н.Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
БабаеваТ.И.У школьного порога. М., 1995.
БарташниковА.А.,БарташниковаИ.А.Учись мыслить. Харьков, 1998.
БотО.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития / Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 1982.
ДудьевВ.П.Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.
ИлларионоваЮ.Г.Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.
КарповаЕ.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
КольцоваМ.М.,РузинаМ.С.Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.
ЛокаловаН.П.Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1997.
МихайловаЗ.А.Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
НодельманВ.И.,АрсентьеваО.В.Формирование и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций средствами игры у детей при подготовке к обучению грамоте / Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями. Иркутск, 1997.
ПотаповаЕ.Н.Радость познания. М., 1990.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М., 1986.
РузинаМ.С.Страна пальчиковых игр. СПб., 1997.
Степанова О.А. Игровая школа мышления. М., 2003.
ФидлерМ.Математика уже в детском саду. М., 1981.
ФилипповаО.С.Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. СПб., 1999.
ЦвынтарныйВ.В.Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999, и др.
Чего на свете не бывает? М., 1991.
ЧуткоН.Я.Чтобы не дремали мысли. М., 2000.
ШвайкоГ.С.Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.
СодержаниеДефицит в развитии школьно-значимых функций как одна из причин школьной неуспешности ............................................Технология конструирования игровых программ развития школьно-значимых функций и коррекции их недостатков у детей дошкольного и младшего школьного возраста ..................................................Программа развития зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекции их недостатков ...................................
Программа развития пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекции их недостатков ...................................
Программа развития слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков ..................................
Программа развития сенсомоторных координаций и коррекции их недостатков..................................
Программа развития точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекции их недостатков .....................................................
Литература..............................................................