Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Ласкавая Е._Сценическая речь. Методическое пособие. М. Вцхт Я вхожу в мир искусств


НазваниеМетодическое пособие. М. Вцхт Я вхожу в мир искусств
АнкорЛаскавая Е. Сценическая речь.doc
Дата20.09.2017
Размер428 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛаскавая Е._Сценическая речь.doc
ТипМетодическое пособие
#15606
страница3 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7
«Бамбук»

      Точно так же, как и в предыдущем упражнении, расслабить корпус, опустив его вниз. Ноги прямые и упругие. Умозрительно проследить весь свой позвоночник, представить себе, что каждый позвонок является одним звеном молодого и крепкого бамбука. Затем, поднимая позвонок за позвонком, начиная с копчика, представлять, как распрямляется наш бамбук, как он вырастает и прямой стрелой уходит в небо. По мере выпрямления, нужно посылать легкий стон в каждый позвонок. Не забывать про «яблоко во рту». Упражнение выполнено верно, если звук из глухого «утробного» постепенно, по мере прохождения вверх по позвоночнику, становится чистым и звучит финальной точкой точно в головном резонаторе.

      

      «Корни»

      Исходная позиция: стоя прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Представляем, что наши ноги превращаются в прекрасные молодые крепкие корни очень сильного и красивого дерева. С зевком, мы пускаем в эти корни максимально тихий и низкий звук «А». Следим за тем, как наши корни начинают опускаться вниз, как они проходят через пол, через все этажи здания, в котором мы занимаемся, как они все глубже и глубже врастают в красивую, мягкую землю, которая напоминает собою мягкий, податливый пластилин.

      

      При выполнении этого упражнения мы извлекаем звук, который напоминает очень тихое урчание львенка. Если студенту трудно произвести подобный звук, пускай сначала он делает это упражнение беззвучно, выдыхает в «корни» горячий воздух. Следует постоянно призывать ребят напрягать свою фантазию, видеть эти корни. Только в таком случае им удастся получить желаемое качество звука. Очень важно, чтобы преподаватель услышал каждого студента, убедился, что он извлекает «не связочный» звук.

      При правильно выполняемом упражнении уже на втором-третьем уроке, студенты начнут ощущать легкие вибрации на уровне стоп. Это значит, что мы добились нужного нам результата.

      

      «Резиновый баллон»

      Представим себе, что на уровне тазобедренного сустава на нас надет плавательный резиновый баллон. Он очень красивый, яркий и упругий. Наша задача, отталкивая его руками и животом, посылать в него звук «О». Отталкивать нужно его в разные стороны от тела.

      Не следует забывать, что звук должен быть тихим и ассоциативно располагаться на уровне живота. Кисти рук должны быть активными, не вялыми.

      Если упражнение выполняется правильно, то мы ощущаем вибрации в области низа живота и копчика.

      

      «Солнышко»

      Исходная позиция та же, что и в предыдущих упражнениях.

      Локти разводим в стороны и приподнимаем до уровня плеч. Кисти складываем ладонями к себе, одну на другую и прижимаем их к груди. Представляем себе, что в нашей грудной клетке живет солнышко. Мы тихонечко приоткрываем калитку (раскрываем ладони) и выпускаем солнышко из домика со звуком «Я».

      Важно знать, что наше солнышко, выходя из своего укрытия, двигается не вверх или вниз, а равномерно заполняет все пространство вокруг нас, в том числе и за спиной.

      По мере выполнения упражнения руки раскрываются и разводятся в стороны, звук, не повышаясь, увеличивается.

      Вибрации должны ощущаться в области лопаток.

      Затем так же запускаем солнышко назад, в грудную клетку. Соответственно звук развивается от сильного к слабому, интимному.

      

      «Обнимаем плечи»

      Из той же позиции закрываемся, обнимая свои плечи. Стремимся «попасть звуком» в лопатки, т.е. ощутить вибрации на уровне предплечий. Звук «Ы».

      

      «Антенна»

      Представляем, что из нашего темечка выдвигается маленькая антенна. Начинаем через нее переговариваться с инопланетянами. Звук «МИ-МИ-МИ». Для упрощения упражнения, можно в этом месте взяться за волосы и легонько подергать за них.

      Важно делать это упражнение на максимально низком голосе с «яблоком во рту». Ни в коем случае нельзя закидывать голову назад, напротив, нужно сделать небольшой наклон головы вперед, а глаза поднять вверх. Следить, чтобы студенты не растягивали рот в улыбке. Рот должен работать вертикально.

      Как вы уже поняли, звучит в данном случае головной резонатор, а максимальные вибрации ощущаются, разумеется, в области темени.

      

      «Формы гласных»

      Встать прямо, ноги на ширине плеч, стопы параллельно. Сложить ладони друг к другу на уровне грудной клетки. Медленно и с усилием начать поднимать правую руку вверх и одновременно опускать левую вниз. Произносить долгий звук «И», следя за тем, чтобы он выходил точно из темени направленным лучом и ровно поднимался вверх.

      Отвести правую ногу назад, переведя на нее центр тяжести, немного опустить голову, обхватить руками плечи и произнести долгий звук «Э». Вибрации в предплечьях и плечах.

      Правую ногу вынести вперед, перенести на нее центр тяжести. Открыть и широким жестом развести руки в стороны. Звук – «А». Рот открыт «на четыре пальца». Вибрации в грудной клетке.

      Вернуть ногу в исходную позицию. Руки сомкнуть перед собой таким образом, чтобы они вместе с грудью организовали прямо перед вами овал. Произнести долгий звук «О», акцентируя внимание на ладонях. При правильном выполнении упражнения именно в ладонях должны возникнуть легкие вибрации.

      Представить, что мы поднесли к губам длинную, легкую, полую трубку и, максимально отводя ее от лица, направляем вперед узконаправленный звук «У», создавая звуком узкий коридор, уходящий далеко вперед.

      Складываем руки в замок. Подносим их к груди и имитируем движение, подобное тому, которым дрессировщик открывает пасть льву. Звук «Ы».

      Выполняя этот блок упражнений, следим за тем, чтобы рот работал исключительно вертикально, а на лице не возникало никакой мимики.

      Произнося звуки «И» и «Ы», делаем полузевок.

      Повторяем все упражнение сначала, произнося звуки речевым порядком, т.е. не продлевая их во времени.

      

      Прежде чем перейти к улучшению резонанса, укреплению «середины» звучания (как бы это сделали педагоги, ориентированные на сценическое пространство), мы активно занимаемся обретением звуковой объемности и улучшением голосового тембра.

       «Голос человека – это его биография. Он воспитывается вместе с человеком. Голос – это звук, и тембр, и глубина, и «верх» и «низ», и чувство, и мысль. Словом, голос это – «Я», как меня создала природа, окружающая обстановка и я сам. «Речевой голос» – это строительный материал, из которого строится сценическое действие. Это – составная часть, но решающая в образовании самого «сценического человека»… Формирование звука – речи персонажа – есть задача работы над ролью, сторона образования сценического человека – творческая задача в работе над образом», – писал известный актер и театральный педагог Л.Ф. Макарьев.

      Б.Варнеке в исследовании, посвященном древнеримскому театру, писал, что даже в древние времена (несмотря на то, что основной задачей актера была сила голоса, необходимая для озвучивания открытого пространства амфитеатра) существовало правило, по которому «голос актера должен был находиться в соответствии с индивидуальными особенностями изображаемого им персонажа» [6].

       Такое внимание к вариативности голоса не случайно. Действительно, даже далекие от нашей профессии люди, обыкновенные зрители устают от однообразности актерских приспособлений. В том числе и акустических.

      Одно из ярчайших, выразительных свойств актерского голоса – тембр. Он имеет широкий спектр оттенков, изменяющихся в зависимости от задач, решаемых актером в каждой конкретной роли.

       Нужно стремиться к тому, чтобы голоса студентов приобретали многокрасочность звуковой палитры, широкий диапазон, разнообразность и подвижность звуковой и тембровой амплитуды. Все это необходимо для того, чтобы голосом передавать тончайшие душевные движения героев, которых они будут играть в будущем.

       В каждой роли голос должен быть индивидуальным и соединяться с образом. Одно из первых мест в актерской технике должно отводится голосам, их звуковому разнообразию, нюансам, эмоциональному, эстетическому их воздействию на зрителей.

       Ценно в этой связи воспоминание известного писателя и театрального критика В.М. Дорошевича о впечатлениях от выступления М.Г. Савиной в Полтаве, когда на одном из вечеров актриса показала подряд отрывки из четырех своих ролей: Акулины («Власть тьмы»), старой барыни («Холопы»), Вари («Дикарка») и Натальи Петровны («Месяц в деревне»).

      Дорошевич пишет: «Четыре разных голоса!

      Сухой, стучащий, словно клюка об пол, голос старой княжны.

      Грубый, глухой, которым говорит тупая душа, голос бабы Акулины.

      Переливчатый, полный тончайших интонаций, «интеллигентный» голос тургеневской дамы.

      И юный, звонкий, озорной голос Вари, словно молодое вино, бродит и звенит лопающимися пузырьками…

      Это было какое-то чародейство, волшебство, колдовство.

      Четыре раза в вечер мы видели Савину и ни разу не видели Савиной» [7].

      По ходу обучения студентов «технике речи», чрезвычайно серьезное внимание уделяется тембровому слуху обучающихся.

      Самая большая проблема заключается в том, что в вокальной педагогике слух является одним из важнейших факторов в обучении, в актерском же тренаже ему не отводится внимания вовсе. Мы считаем этот факт очень серьезным упущением и настаиваем на развитии тембрового слуха с первых дней обучения в институте.

      Известно, что любой здоровый человек обладает красивым голосом. Просто большая часть людей не знает об этом, так как никогда не занималась развитием своих голосовых данных. Точно так же можно констатировать, что все обладают прекрасным тембровым слухом. Нужно только заниматься его развитием. «Слух – это способность человека воспринимать и различать звуковые колебания. В зависимости от характера звуковой волны возникают различные звуковые ощущения: звуки речи, музыкальные звуки, звуковые удары, шумы» (И.П.Козлянинова, И.Ю.Промптова).

      «Речевой слух – это способность человека различать самые разнообразные оттенки в звучании тех или иных слов, сочетаний, предложений и фраз. При помощи речевого слуха человек овладевает умением грамотно читать и говорить» (Е.В.Язовский).

      «Речевой слух необходим прежде всего для понимания и выражения мысли, а в связи с этим и для лучшего осмысления синтаксической конструкции и пунктуационного правила, для усвоения звуковой стороны речи. Стало быть, речевой слух необходим для повышения общей культуры речи, ибо человек, улавливающий ударения, паузы, мелодику тона, тембр голоса и темп речи с их смыслоразличительными функциями, в процессе общения может более гибко пользоваться ими в своей устной речи, делая ее тем самым более точной, выразительной и, следовательно, действенной» (А.А.Ломизов).

      

      «К акустическим свойствам речевого слуха относятся:

      · Физический слух – способность воспринимать звучащую речь.

      · Фонематический слух – способность различать и воспринимать звуки речи.

      · Звуковысотный слух – способность воспринимать и ощущать в речи ритм, тональность.

      При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, приспособление к тональному ансамблю партнеров, слуховые восприятия речи, контроль над звучанием своего голоса.

      

      К профессиональным качествам речевого слуха следует отнести:

      · Звуковую память, способность запомнить тембр, интонационный строй речи, ее разнообразные оттенки.

      · Способность различать звуки по их высоте, громкости и окраске.

      · Способность определить по слуху местонахождение звука и ориентироваться в пространстве.

      · Способность различать движение речевого голоса в связи с ударением в слове, логическим ударением во фразе.

      · Способность различать мелодичность и тональность речевого звука.

      · Способность слухового анализатора к физиологическому приспособлению при воздействии на него звука или шума» [8].

       «Опыт преподавателей сценической речи свидетельствует о немаловажном значении высокоразвитого тембрового слуха учащихся при совершенствовании профессиональных качеств речевых голосов. Только с его помощью можно воспитывать «тембровый диапазон» и «тембровую амплитуду». В процессе восприятия динамический диапазон голоса оценивается противопоставлением «громко – тихо», звуковысотный – антитезой «высоко – низко». «Тембровый диапазон» голоса лучше всего оценивать противопоставлением: «звонко, полетно» – «мягко, округло». Но для этого необходим тембровый слух» [9].

      

      Упражнения на развитие тембрового слуха

      

      Поставить собранные ладони за уши, «как бы собрав и увеличив их». Прочитать текст или проделать голосовое упражнение.

      Упражнение способствует грудному резонированию речевого голоса. 

      Сделайте из ладоней ушные раковины, «как бы повернутые вверх», прочитать текст или проделать голосовое упражнение. Упражнение способствует ощущению смешанного звучания речевого голоса – грудного и головного.

      

      Мы уже много говорили о мышечной свободе, но именно в связи с воспитанием тембрового слуха должны кое-что сказать о психологической свободе личности. Мы глубоко убеждены, что красивый, мягкий, подвижный, округлый, глубокий и т.д. голос, может рождаться только у человека, не обремененного психологическими зажимами. Проще говоря, голос человека, задавленного социальными ограничителями, категорически отличается от голоса, освобожденного от подобного давления. Для начала понаблюдаем за иностранцами, говорящими на языке чужой страны. Как правило, они говорят довольно ровно, не интонируя, не используя мелодику чужого языка. Голоса у них – маловыразительные и немного завышенные. Но как только они начинают общаться со своими близкими на родном языке, происходят поразительные метаморфозы. Их голоса приобретают и мелодику, и тембральность, и гибкость. Они почти всегда опускаются по тональности и наполняются большим количеством обертонов.

      То есть как только исчезает страх оказаться неправильно понятым, исчезает блеклость голоса и речи.

      Следующее упражнение мы также почерпнули в древневосточной практике медитации. Прежде, чем приступить к его выполнению, каждый преподаватель по технике речи должен выверить его по времени выполнения.

      

      «Стихии»

      Этот блок упражнений состоит из четырех фаз. Существуют четыре стихии: «вода», «воздух», «земля» и «огонь», следовательно, образы этих стихий и являются четырьмя фазами упражнения. Педагог предлагает озвучить первую стихию. Чаще всего мы начинаем с «земли», так как эта стихия нам кажется самой тихой и низкой по звучанию.

      Студентам предлагается звуковая импровизация на тему «земля». Студенты ложатся на пол, лицом вверх. Расслабляются.

      На первом занятии нужно подтолкнуть их фантазию, попросить их вспомнить все свои детские ощущения от земли. Напомнить о том, что в ее недрах зарождается жизнь, что не зря существует фраза «гулкая земля», что через нее прорастают корни растений, что в ней живет масса различных организмов, что она бывает влажная и тяжелая, сухая и потрескавшаяся, что по ней перекатывается песок, летят суховеи и т.д.

      Нужно попросить студентов озвучивать стихию не статично, а с подключением физического движения тела. И если на первых занятиях эти движения будут очень скромными и минимальными, то со временем они станут очень активными и совершенно совпадающими с образом земли.

      Нужно напоминать ребятам о том, что звучание должно быть разнообразным. Сначала, естественно, им удобнее звучать на гласных звуках, но постепенно нужно подводить их к звучанию и на согласных звуках. К тому же, следует призывать их играть с темпо-ритмами.

      Приблизительно через 3-4 минуты, когда они уже открылись в звучании, нужно остановить упражнение и предложить им занять исходную позицию и расслабиться.

      Затем приступить к «образу воды». Напомнить о том, что необходимо скоординировать звучание с движением тела в пространстве. Нужно снова подтолкнуть их фантазию. Напомнить, что кроме моря, существуют реки, озера, омуты, водопады, ливни, мелкие секущие дождики, грибные дожди, лужи, наконец, струя воды из городского крана и т.д. Точно так же, как и раньше, следить за тем, чтобы ребята не забывали использовать технические навыки голосоведения. Звучали в разных регистрах, разных темпо-ритмах, с разной силой и т.д.

      Через равный промежуток времени с первым этапом упражнения «земля», снова вернуть их в исходное положение и дать возможность успокоиться и подготовиться к следующей стихии. Допустим, к стихии «воздух».

      Как правило, уже на первом уроке, во время выполнения этого этапа упражнения, студенты легко поднимаются на ноги и свободно передвигаются по аудитории. Поскольку упражнение сложно выполнять с закрытыми глазами, мы просим ребят помнить о партнерах и, перемещаясь, все же открывать глаза. У нас есть такая шутка: «Если ты сейчас торнадо, то не забывай, что твой сокурсник может оказаться в этот момент зыбким рассветным маревом. Не уничтожай его».

      Не всякий студент с первого раза чувствует себя комфортно в данном упражнении. Нужно попросить их не насиловать свою природу. Если по каким-то внутренним причинам студент ощущает чувство сопротивления или не до конца понимает, что от него требуется, нужно предложить ему просто полежать с закрытыми глазами, отдохнуть, расслабиться, послушать своих однокурсников и просто молча представлять себе ту или иную стихию. Уверяю вас, что через несколько дней этот студент будет сам просить включить данное упражнение в урок.

      После того, как мы остановили ребят, предложили им снова лечь и расслабиться, просим их озвучить последнюю стихию – «огонь».

      Стоит заметить, что если студент действительно занят делом, то в процессе данного упражнения происходят настоящие чудеса. Например, человек со слабым звучанием в нижнем регистре, вдруг прорывается в басовые ноты или студент с глухим звуком вдруг начинает подавать его прямо в «маску». Важно в этот момент обратить внимание обучающегося на данный прорыв и попросить, повторив звук, проследить его путь (где звук рождается и с помощью каких частей аппарата он воспроизводится).

      Памятуя о том, какую важную роль в развитии звуковысотного диапазона играет «середина звучания», то есть свободное владение звуком в среднем регистре, мы предлагаем следующие упражнения.

      

      
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей