Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие модель школьного добровольческого отряда


НазваниеМетодическое пособие модель школьного добровольческого отряда
АнкорMet-posobie- volunteer.pdf
Дата04.09.2019
Размер1.7 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMet-posobie-volunteer.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#57367
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Методическое пособие
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО
ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО
ОТРЯДА»

УДК 374
ББК 74.200.58
Ф34
Рецензенты: Г.П. Новикова, А. А. Крюкова
А. С. Федоров, В. А. Зотова, А. П. Метелев
Ф34 Методическое пособие «Модель школьного добровольческого
отряда». – М.: Издательство «Перо», 2018. – 101 с.
ISBN 978-5-00122-550-8
УДК 374
ББК 74.200.58
ISBN 978-5-00122-550-8
© А. С. Федоров, В. А. Зотова, А. П. Метелев, 2018
Данные методические материалы разработаны и тиражированы в количестве 1000 экземпляров с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
А. С. Федоров, В. А. Зотова, А. П. Метелев
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
Издательство «Перо»
109052, Москва, Нижегородская ул., д. 29-33, стр. 15, ком. 536
Тел.: (495) 973-72-28, 665-34-36
Подписано в печать 20.08.2018. Формат 60×90/16.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 6,31. Тираж 1000 экз. Заказ 531.
В современном российском образовании особо востребован четкий методологический подход к организации учебно-воспитательного пространства, подаче научной и учебной информации, способствующей формированию системного и проектного мышления обучающихся в процессе воспитания и образования.
Методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда» авторов В. А. Зотовой, А. С. Федорова и А. П. Метелева представляет собой целостный, наукоемкий и практико-ориентированный труд, в котором обобщены и систематизированы основные понятия, связанные с добровольческой и волонтерской деятельностью, культурой и процессом построения межличностных взаимоотношений в детском объединении, действующем на базе образовательной организации.
Актуальность и значимость данной работы не подлежат сомнению, так как в настоящее время ощущается большая потребность в учебно-методической литературе, посвященной этапности развития и анализу имеющихся лучших практик по вовлечению в деятельность детских и молодежных объединений добровольческого профиля. Пособие «Модель школьного добровольческого отряда» может быть интересно и полезно не только педагогам образовательных организаций общего образования, но и специалистам по работе с молодежью соответствующих отделов муниципальных образований и клубов по месту жительства. К бесспорным достоинствам данной работы следует отнести тот факт, что она может быть использована не только в детских и молодежных объединениях, но и быть источником для самостоятельного изучения активистами и лидерами неформальных добровольческих образований.
Структура работы проста и логична. Пособие состоит из двух частей и приложений. Раздел 1 посвящен основным этапам и ступеням формирования добровольческого отряда в школе — от идеи до реализации конкретного проекта как логического результата работы детского объединения. Содержащийся в данном разделе образовательный блок полностью охватывает все стороны работы добровольческой организации — от этапов формирования до информационной поддержки деятельности в СМИ.
Вторая часть пособия состоит из конкретных, уже реализованных лучших практик.
РЕЦЕНЗИЯ
НА МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО
ОТРЯДА» АВТОРЫ: В. А. ЗОТОВА, А. С. ФЕДОРОВ, А.П.МЕТЕЛЕВ.
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
Стоит обратить внимание на логичность практико-ориентированного подхода к построению данного раздела. Таким образом, действующему педагогу, руководителю волонтерского (добровольческого) отряда, специалисту по работе с молодежью будет удобно и комфортно выбирать для себя интересные реализованные практики, а также учитывать основные моменты и предполагать основные проблемы в текущей деятельности.
Приложение в виде поэтапных занятий с четко прописанной формой и содержанием является хорошим методологическим подспорьем для молодых педагогов либо специалистов, только приступивших к организации волонтерского направления.
Реализуя общепедагогические принципы, авторы выделяют в пособии в качестве целевых – принципы добровольности, самореализации обучающихся, способности к саморазвитию, самоконтроль, заинтересованность в расширении дополнительных знаний и компетенций.
Социальная деятельность и проектирование — одни из ведущих инструментов волонтерских и добровольческих отрядов. В пособии подчеркнуто, что социальное проектирование должно быть методически организовано как единый творческий процесс, включающий работу с информацией, планирование деятельности, сознательное применение методов научного и творческого мышления, графическое моделирование, подведение итогов и анализ полученных результатов.
В целом методическое пособие «Модель школьного добровольческого отряда», разработанное в соответствии с существующими нормами права и действующими федеральными государственными образовательными стандартами, отвечает современным воспитательным тенденциям в образовательных организациях, является актуальным и может быть рекомендовано для работы с детскими объединениями в системе общего образования и молодежной политики.
Директор ФГБУ «Российский детско-юношеский центр»,
канд. пед. наук
А. А. Крюкова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ВОЛОНТЕРСКИХ ЦЕНТРОВ АРТЕМ МЕТЕЛЕВ:
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
«Добровольчество через всю жизнь» – один из девизов и метафорическая миссия Ассоциации волонтерских центров. Мы работаем для того, чтобы любой человек нашей страны мог назвать себя волонтером. Неравнодушие, желание детей и подростков участвовать в волонтерском движении и делать добрые дела вдохновляют нас создавать сеть школьных волонтерских отрядов, формировать сообщество юных лидеров, обучать их и поддерживать самые интересные и полезные проекты.
Школьное волонтерство – Ваша инвестиция в будущее, подготовительный этап к взрослой, ответственной жизни. Сегодня – это тысячи добрых дел по всей России: полезные проекты для двора, школы, города,для окружающих людей, природы и животных. Поддерживая их, мы и дальше будем способствовать распространению успешных практик, заряжать новых ребят идеями волонтерства.
Работая над методическим пособием, мы привлекали лучших экспертови анализировали опыт большинства регионов нашей страны. Последовательно изучив успешные технологии работы с детьми, их мотивацию, программы обучения и сопровождения детских инициатив, мы создали оптимальную модель школьного волонтерского отряда. В ней доступно и в то же время подробно рассказывается об основных функциональных особенностях, этапах и необходимых шагах по формированию в школе устойчивого, активного сообщества юных социальных инноваторов.
Уверен, что Вам будет интересно и полезно с нами! До встречи в наших проектах!
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСТВО В ШКОЛЕ
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ И ВВОДНОЕ
ЗАНЯТИЕ
ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СБОР И СБОР-ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЛАВА 5. ТЕКУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
ГЛАВА 6. ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
РАЗДЕЛ 2. ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ШКОЛЬНОГО
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
ГЛАВА 1. ПРАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В
ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГЛАВА 2. ПРАКТИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА
ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА
ГЛАВА 3. ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ
ГЛАВА 4. ПРАКТИКИ ПОДДЕРЖКИ ВОЛОНТЕРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 5. ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНЫХ
ВОЛОНТЕРСКИХ ОТРЯДОВ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
РАЗДЕЛ 3. ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ СО ШКОЛЬНИКАМИ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
7
10
10
14
21
25
32
36
41
41
52
55
67
69
76
85
86
ОГЛАВЛЕНИЕ
7
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданской ответственности. Дети и молодежь являются той аудиторией, которая больше всего нуждается в современных, интерактивных технологиях, формирующих активную гражданскую позицию. Эффективными формами развития общественных инициатив и гражданственности, укрепления личности человека в российском обществе выступают добровольчество и реализация волонтерских проектов.
Воспитание гражданственности — приоритетное направление государственной политики в области воспитания детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года под гражданским воспитанием понимается создание условий для развития активной гражданской позиции и гражданской ответственности, а также формирование в детской среде принципов коллективизма и социальной солидарности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать в том числе гражданскую позицию молодого человека как активного и ответственного члена российского общества. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016–2020 годы» отмечается, что волонтерство является одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения. Добровольчество сегодня — это институт развития общественной и гражданской активности населения, технология повышения социальной ответственности граждан, развития личности, метод оказания адресной помощи различным социальным группам.
Сегодня развитие добровольчества среди детей приобрело системный характер. Это связано как с растущим желанием детей участвовать в волонтерских мероприятиях, так и с реализацией последовательной государственной политики. С появлением «Российского движения школьников» в школах внедряются федеральные программы, реализуются совместные проекты с крупнейшими общественными, волонтерскими организациями в рамках направления «Гражданская активность». В Год добровольца
(волонтера) Ассоциация волонтерских центров запустила федеральную программу
«Ты решаешь!», принцип которой заключается в формировании широкой сети школьВВЕДЕНИЕ
8
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ных волонтерских отрядов в общеобразовательных организациях, их методическому сопровождению, обучению активистов, реализации совместных межшкольных социальных акций и проектов, а также укреплению сообщества неравнодушных юных добровольцев через их участие в ключевых ежегодных событиях, включая проведение детских смен в федеральных детских центрах.
Со школами работают крупнейшие федеральные организации – ВОД «Волонтеры-медики», ВОД «Волонтеры Победы»,
Всероссийский корпус студенческих спасателей. Укрепление культуры волонтерства как естественной части жизни россиян требует создания условий, при которых реализация внутренней потребности человека участвовать в социальной активности возможна в любом возрасте, профессии или месте проживания. Особенно важно формировать данную культуру с детства, с первых лет взросления человека. Таким образом, наличие в школе волонтерского отряда и действующих мер поддержки активности детей – принципиальная задача сферы образования.
Для общеобразовательных организаций применение добровольческих практик дает новые форматы реализации детской инициативы, открывает возможности использования ценностей добровольчества в воспитательной работе, возможности использования синергетического эффекта от активности обучающихся. Вместе все это помогает «делать прививку от равнодушия» молодежи, создавать атмосферу доверия в обществе, решать социальные проблемы более эффективно, формируя у граждан культуру социальной активности с юности.
Для эффективной организации работы экспертным сообществом АВЦ и РДШ было разработано данное пособие. В 20172018 году в 60 субъектах России проведено исследование опыта организации волонтерского движения в общеобразовательных организациях России, сформированы единые подходы, используемые в регионах
России, а также лучшие практики. На основе собранных практик разработана модель школьного добровольческого отряда, включающая в себя: механизмы вовлечения обучающихся в волонтерство, технологии работы школьных отрядов, обучающие программы для детей, методические разработки занятий по введению в волонтерскую деятельность для учащихся, типовые социальные проекты и план работы, примеры элементов «имиджа» волонтерских отрядов, механизмы поддержки волонтерского отряда, примеры взаимодействия с партнерами (вузы, НКО, коммерческие и государственные организации), алгоритм создания
«с нуля» школьного добровольческого отряда. Российской академий наук также составлены теоретико-методические основы организации волонтерского движения, объединенные с практической «Моделью».
9
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
Данное пособие содержит описание основных этапов развития школьного добровольчества и рекомендации по их реализации: как рассказать школьникам о добровольчестве, как организовать информационную кампанию по привлечению новых участников и провести вводное занятие для заинтересовавшихся, как провести организационный сбор и сбор-планирование отряда, как выстроить текущую деятельность волонтерского отряда и партнерские отношения. Во втором разделе систематизированы лучшие практики школьного добровольчества, в третьем разделе – примеры мероприятий, по реализации шагов, описанных в первом разделе. В Приложениях собраны примеры документов, содержащих нормативно-правовые основы создания школьных волонтерских отрядов и описание проектов и информационно-методических материалов, которые могут быть полезны педагогу и школьнику-активисту при развитии добровольческой деятельности в школе.
Надеемся, что опыт и технологии, которые мы предлагаем в нашем пособии, помогут Вам в работе по развитию волонтерского движения нашей страны!
10
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСТВО В ШКОЛЕ
Развитие школьного добровольчества является неотъемлемой частью системы развития добровольчества в России, особенно в сфере воспитания детей и молодежи.
Совершенствование системы школьного добровольчества позволит активизировать участие граждан в жизни общества, сформировать у молодежи бережное отношение к окружающей среде, повысить уровень сплоченности населения при решении социальных проблем, которые невозможно решить с помощью иных инструментов.
Волонтерская деятельность в школе является важным ресурсом для реализации программы воспитания и социализации обучающихся, который поможет педагогам использовать новые форматы реализации детской инициативы, а также следовать общероссийским образовательным трендам.
Вовлечение в волонтерство детей школьного возраста будет способствовать формированию у них ценностей социального служения, воспитанию социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей Российской
Федерации.
Распространение добровольческих прак-тик в школе даст возможность сформировать позитивное отношение к волонтерству с юных лет, а также расширить лидерский кадровый ресурс для взрослого волонтерства. Волонтерская деятельность для школьника любого возраста — это свое- образное приключение в мир взрослых, взрослых профессий и дел, возможность самореализации в помощи другим, общение и социализация.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА
Развитие школьного добровольчества предполагает следующие этапы:
1. Создание новых форматов вовлечения детей в добровольчество и ведения информационно-просветительской кампании, рассказывающей о добровольчестве.
2. Создание инфраструктуры, формирование новых школьных волонтерских отрядов и форматов их взаимодействия с возможными партнерами.
11
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
3. Создание программы мероприятий для действующих отрядов.
4. Методическое сопровождение: создание модели отряда, серии обучающих занятий, видеоуроков, сопровождающих внедрение модели, апробация модели в пилотных школах.
5. Работа с лидерами школьного добровольчества: тематические смены и форумы, грантовые конкурсы, региональные и федеральные советы.
Для эффективного становления школьного волонтерства сформирована комплексная программа по вовлечению детей школьного возраста в добровольческую деятельность и социальные практики «Ты решаешь!», которая направлена на создание в России системы мотивации и вовлечения детей школьного возраста в общественно значимую деятельность посредством формирования у них базы знаний о добровольческой деятельности, повышения их гражданских компетенций, а также на обеспечение условий для вовлечения детей в добровольческие инициативы и проекты.
Основная идея программы заключается в создании условий для последовательного прохождения ребенком ступеней приобщения к добровольческой деятельности:
1. Знакомство с добровольчеством.
2. Мотивация и формирование позитивного отношения к добровольческой деятельности.
3. Практическое участие в добровольческой деятельности.
4. Закрепление успешного опыта и структурно-организационное оформление детской инициативы посредством создания школьного волонтерского отряда.
5. Всесторонняя поддержка отряда волонтерскими центрами и некоммерческими организациями.
Смысловым финалом реализации программы должно стать расширение понимания детьми феномена «добровольчество» и демонстрация детям их возможностей в развитии человеческого, творческого и инициативного потенциала.
Данное методическое пособие является основой Федеральной программы по развитию школьного добровольчества «Ты решаешь!», реализуемой Ассоциацией волонтерских центров совместно с Российским движением школьников.
Предлагаемые рекомендации помогут наладить эффективную работу волонтерского объединения в школах, реализующих направления деятельности Российского движения школьников. Стоит отметить, что для успешного функционирования добровольческих отрядов в школах необходимо адаптировать данные разработки к условиям школы в конкретном населенном пункте.
Для формирования школьных добровольческих отрядов на базе образователь-
12
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ной организации необходимо организовать системные мероприятия по вовлечению обучающихся в волонтерскую деятельность. Мы даем ребенку возможность принять участие в различных видах волонтерства, чтобы он мог выбрать ту деятельность, которая ему наиболее близка. Важно, чтобы данная деятельность не была для школьников обязательной, недопустимо, чтобы педагоги принуждали к выполнению добровольных действий. Участие в волонтерских акциях может быть только инициативой, сформированной активными школьниками.
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО
Процесс вовлечения школьников в добровольческую деятельность может быть разделен на три этапа:
1. Выявление интересов школьников.
Для включения детей в волонтерскую деятельность необходимо выяснить их интересы и внутренние потребности.
Педагог, курирующий волонтерскую деятельность в школе, выявляет интересы обучающихся и рассказывает о возможности волонтерской деятельности в данном направлении. Например, ребенок хочет стать известным футболистом, в таком случае ему предлагается участвовать в организации спортивных мероприятий, побывать событийным волонтером на футбольных соревнованиях.
После беседы с классным руководителем или психологом обучающимся выдаются рекомендации (при психолого-педагогическом сопровождении школьника).
Методы:
• Опросы. Обычно опросы проводят классные руководители и старосты классов в начале учебных полугодий. Анкета состоит из закрытых вопросов, в вариантах ответа на которые можно выбрать интересующий вид и сферу деятельности.
• Беседы. Беседы могут проводить индивидуально или в классе педагоги, а также представители совета обучающихся школы.
В рамках бесед школьникам рассказывается об имеющихся направлениях добровольчества, результатах акций и проектов.
В конце беседы им выдается лист записи для регистрации на участие в понравившемся виде деятельности.
• Психологическая диагностика. Данный метод используется либо при психологопедагогическом сопровождении школьника, либо при проведении профдиагностики.
В данном случае выявляются склонности и интересы обучающихся. На основании результатов обследования психолог советует то или иное направление волонтерства.
2. Знакомство с социально-значимыми
проблемами.
На данном этапе школьники знакомятся с различными направлениями волонтерства посредством обсуждения социально значимых тем, а также через включение в
13
«МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ОТРЯДА»
процессы решения социально значимых проблем, как правило, связанных с городом их проживания, территориальными особенностями.
Методы:
• Уроки добра, проводимые волонтерами.
На уроках затрагиваются социально значимые задачи общества (участие в защите экологии, борьба с нищетой, сиротством, помощь людям с ограниченными возможностями и т. п.), рассказывается о волонтерстве и волонтерских акциях, имеющихся организациях, возможностях для самореализации ребенка через добровольчество, о полученном опыте и перспективах развития движения.
• Видеолектории, посвященные теме добровольчества в России и за рубежом.
• Дискуссии и круглые столы по приоритетным добровольческим практикам, наиболее актуальным социальным темам.
• Викторины на социально значимые темы, такие как экология, здоровье, семья, распространенные заболевания и т. д.
• Конкурсы поделок, эссе, проектов, посвященные темам жизни общества, трудностям, возникающим в окружающей действительности.
3. Вовлечение в решение социально
значимых задач современности.
Посредством вовлечения в социальную практику во время уроков и во внеурочной деятельности школьники выполняют задания, решают проблемы, взаимодействуют друг с другом и окружающей действительностью.
Методы:
• Ролевые и интерактивные игры. Педагоги и школьники-волонтеры проводят их как на уроках обществознания, ОБЖ, биологии, географии и др., так и во внеучебное время — в рамках проведения Дня здоровья, Субботника, различных праздников. Обучающиеся, играя в определенную игру, знакомятся с социально значимыми задачами изнутри и в большинстве случаев проявляют интерес к волонтерской деятельностью.
• Квесты или кейс-методы. Чаще всего они организуются школьниками-волонтерами и привлеченными студентами-волонтерами для семей и классных коллективов.
Выполняя поэтапно задания, участники квестов в неожиданные моменты соприкасаются с наиболее актуальными задачами общества, предлагают нестандартные решения проблем, иногда выдвигая идеи для новых социальных проектов.
• Деловые и интерактивные упражнения/
игры на темы «Энергосбережение», «Семейный бюджет», «Организация события».
Проводятся в рамках тематических недель и декад, способствуя вовлечению школьников в решение социальных проблем.
14
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей