Главная страница

Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. М ао талерия, 1999 г


Скачать 1.34 Mb.
НазваниеМетодическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. М ао талерия, 1999 г
АнкорMetodicheskoe_posobie_po_klassicheskomu_tantsu.pdf
Дата18.03.2017
Размер1.34 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie_po_klassicheskomu_tantsu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#12653
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6
Г. Прибыл ов
М етодическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореограф ов младших и средних классов
Г. Прибылов
Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. - М АО Талерия” , 1999 г.
Методическое пособие подготовлено профессором кафедры хореографии Государственной академии славянской культуры Г.Н. Прибыловым. Многолетний опыт педагогической и методической, репетиторской и постановочной работы принесли Герману Николаевичу заслуженный авторитет прекрасного знатока русской классической школы танца.
Изложенные в методическом пособии правила, требования и рекомендации бесценны как для настоящих и будущих педагогов классического танца, таки для их учеников.
Издавая это методическое пособие, кафедра хореографии Государственной академии славянской культуры надеется на его широкое применение в практике хореографического образования.
Мы благодарим всех, кто содействовал подготовке и появлению этого пособия.
Заведующий кафедрой хореографии, народный артист России, профессор В.М. Захаров

ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемое пособие содержит методические рекомендации к программе классического танца (младшие и средние классы) с прилагаемыми к ним музыкальными раскладками.
Данное методическое пособие, где особенное внимание обращается на методику преподавания в младших классах хореографических училищ, основные изучаемые темы разбираются с предварительными рекомендациями от простейших приемов разучивания движений до сложных форм исполнения данной группы движений.
Автор считает особенно важным с самых первых шагов обучения приучить учащихся сознательно исполнять каждое движение классического танца на основе детального и последовательного разучивания каждого элемента движения рекомендуемыми приемами.
«Прием» — как понятие, принятое в школе классического танца, — это способ и характер исполнения движения водном случае — это подготовка к исполнению, в другом — прием может служить дополнительным элементом усложнения какого-либо движения.
Так как природа классического танца и его техника познаются через исполнительство, профессиональный опыт и талант педагога исключительно важны в работе, но осмыслить специальность педагога классического тайца и овладеть ее подлинным мастерством без методического самоанализа невозможно.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Содержание учебной и воспитательной работы, методика преподавания, личность, знания педагога, передающего не только мастерство, но и свою культуру и мировоззрение учащимся, — все это составляет ту систему воздействия, которая предопределяет весь уровень профессиональной работы педагога классического танца.
Уроки классического танца — это необыкновенно трудоемкая и сложная учебная работа, наполненная бесконечно повторяемой отработкой каждого пройденного и вновь изучаемого движения
Одновременно с самого начала работы над развитием профессиональных навыков учащихся педагог классического танца должен обращать особое внимание на характер исполняемого движения, его музыкальную выразительность.
Тесно связывая технику классического танца сего внутренней одухотворенностью, система хореографического образования дает возможность педагогу вовремя проведения занятий обращать внимание и на развитие воли и характера учащегося, и его эстетическое воспитание.
Личность педагога классического танца занимает особо важное место в жизни учащихся. Она должна быть притягательной. Внешний вид преподавателя, его манера держать себя, привычки, отношение к классу в целом и к каждому ученику в отдельности, стиль работы, увлеченность в процессе ведения урока — все это оказывает большое влияние на реализацию конкретных задач в процессе обучения и воспитания учащихся.
Реализация процесса обучения и воспитания протекает вовремя занятий в классе.
Педагог составляет общий план работы, включающий учебно-воспитательные, творческие задачи и решение целого ряда организационных вопросов.
Руководствуясь программой школы классического танца и принимая во внимание количество практических занятий и возможности учащихся, преподаватель составляет учебный план на год, полугодие, месяц и педелю. На основании учебного плана педагог должен уметь рассматривать каждый отдельный урок как одно из звеньев в общей цепи учебного процесса.
Привычка оценивать урок сточки зрения задач определенного этапа развития учащихся, а не только нужд сегодняшнего дня, крайне важна для успеха всего процесса обучения и воспитания и исключает стихийность в работе коллектива.
Периодически в установленные сроки рекомендуется оценивать успеваемость учащихся.
Хорошей проверкой результатов работы является проведение контрольных уроков в каждом полугодии и экзаменов в конце года, которые должны выявлять творческий рост учащихся и возможность перехода к более сложному этапу обучения.
При оценке работы некоторые преподаватели предъявляют ко всем учащимся одинаковые требования, рассматривая их только как будущих исполнителей классического танца и забывая при этом о существовании различных жанров.
Преподаватель обязан принимать во внимание то обстоятельство, что для некоторых учеников главным может стать народно-сценический танец и заниженная оценка может принести только вреди травмировать психику ученика. Аналогичная ситуация может возникнуть и с учеником, обладающим отличными актерскими способностями.
При оценке успеваемости учащихся преподавателю необходимо указать каждому из них, почему выставлена именно такая оценка и как надо исправлять недостатки. Только тогда оценка успеваемости может стать воспитательным средством, стимулирующим ученика для достижения наилучших результатов.
Особенное внимание необходимо обратить на музыкальное воспитание учащихся, на характер и качество музыкального исполнения. Подбор музыкального материала должен вестись педагогом с концертмейстером заранее, до урока
Педагог должен разъяснить концертмейстеру построение урока в целом и каждой его части в отдельности, указав требуемый музыкальный размер и ритмическую структуру музыкального сопровождения. Используемый музыкальный материал должен быть понятен учащимся и должен подчеркивать характер исполняемого движения.
В младших классах музыкальное сопровождение урока должно быть во всех отношениях очень простыми ясным, близким психологии учащихся.
Безусловно, каждый педагог в силу своего индивидуального опыта создает для себя определенную методику проведения занятий, по для того, чтобы эти индивидуальные приемы были наиболее целесообразны и эффективны, преподавателю необходимо опираться в своей практической работе на глубокие знания канонов школы классического танца, изучать опыт и мастерство лучших педагогов хореографии и всегда помнить, что строгий классический стиль исполиепия — ведущая национальная черта и традиционное направление русской школы классического танца.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
С первого занятия учащиеся должны получить представление об искусстве классического танца. Необходимо в доступной форме познакомить их с историей развития хореографического искусства, традициями школы, воспитавшей всемирно известных мастеров русского классического балета.
Проведение урока классического танца требует от педагога внутренней собранности и подготовленности, умения строго и обдуманно выстроить как весь урок в целом, таки отдельные его части.
Приступая к практическим занятиям, необходимо, заранее познакомившись с каждым учеником, указать ему место в классе как у станка, таки на середине учебного зала.
Входя в учебный зал, педагог должен видеть учащихся спокойно стоящими у станка, что позволяет без дополнительных наставлений перейти к занятиям.
Такое начало урока — не дань традиции, а необходимый подход к работе над организацией внимания и дисциплинированностью. Оттого, насколько внимательно учащиеся начинают урок, зависит успех дальнейшей работы.
Любой урок классического танца состоит из классического экзерсиса, адажио, аллегро, упражнений на пальцах (женский класс) и завершающей части урока.
Классический экзерсис имеет практическое значение па протяжении всех лет обучения искусству танца, поэтому все его элементы с самого начала изучаются досконально тщательно.
Каждое пройденное движение отрабатывается, превращаясь в своеобразный фундамент более сложных движений, изучаемых впоследствии. Большую ошибку допускают те, кто рассматривает экзерсис как что-то второстепенное, предназначенное лишь для разогревания ног».
Работая над экзерсисом, необходимо все движения выполнять как у станка, таки на середине зала, как с одной ноги, таки с другой, что в равной мере развивает и укрепляет двигательный аппарат учащегося и совершенствует элементарную технику танца. Все учебные задания начинают с соответствующей подготовки (preparation).
5
Помимо правильной подготовки и работы над выполнением упражнения, нужно требовать от учащихся умения внимательно и аккуратно заканчивать его, что вносит в исполнение элемент завершенности и одновременно дисциплинирует внимание.
Экзерсис складывается из одних и тех же pas, которые могут усложняться в зависимости от подхода педагога и метода преподавания. Нго начинают си на пяти позициях, после plie идут различные виды battements tendus, затем rond de jambe par terre си далее battements fondus, battements soutenus, различные виды battements frappes, rond de jambe en 1’air, battements releve lent, battements developpe, petits battements sur le cou-de-pied, grands battements Следующая часть урока — адажио — это работа над всесторонним овладением позами классического танца и самой разнообразной их связью.
Если в экзерсисе отрабатывается элементарная техника танцевального мастерства, тов адажио усваиваются характер, манера и техника исполнения плавной танцевальной фразы. Основная цель адажио в учебном процессе — развить физическую выносливость, устойчивость, координацию, пластичность, а также музыкальную выразительность при исполнении движений.
Основные элементы адажио в учебном процессе — это позы releves lent, batte- ment developpe, rond de jambe и port de bras. Начатое с самых легких движений адажио в процессе обучения постоянно усложняется. В средних и старших классах в адажио входят повороты и вращения, исполняемые par terre с различными приемами fouett^ grand fouette en tournant, renverse и туры в позах.
Одна из наиболее важных частей урока — аллегро — освоение и отработка малых, средних и больших прыжков.
В аллегро развиваются такие элементы прыжка, как элевация н баллон, и отрабатываются различные формы, приемы и темпы исполнения прыжков.
В аллегро заложена танцевальная наука. Как правило, основная часть танца строится на аллегро, и поэтому вся работа, проделанная до аллегро, является подготовительной. К изучению аллегро можно приступить, когда у учащихся ноги поставлены правильно, есть выворотность, развита и укреплена ступня, укреплены мускулы.
Начинают прыжки с изучения temps saute по I, II, IV н V позициям, затем changement de pied и ра$ echappe пои позициям.
Основное внимание следует обратить на выполнение assemble — прыжка, заставляющего правильно работать все мышцы и приучающего учащегося к постоянному мышечному контролю при сохранении правильной постановки корпуса.
После assemble изучают glissade, petit pas jete, sissonne simple, sissonne tombee, pas de basque. Если учащимися хорошо усвоены прыжки, можно перейти к прыжкам на одной ноге — temps Средние прыжки sissonne fermee, sissonne ouverte, cabriole на 45° выполняются en face ив позах temps lie saute и различные связующие движения служат подготовкой к большому аллегро и являются определенной ступенью развития техники прыжков.
Большие прыжки — grand sissonne ouverte, grand sissonne fermee, temps leve в больших позах, а также различные повороты, простые туры en Fair и т.д. — вначале разучивания рекомендуется выполнять без подходов
Большие прыжки — grand assemble, grand jete, grand fouette, jete, grande cabriole, saut de basque, характеризуемые высокой полетностью и большим продвижением по прямой, диагональными закругленным линиям учебного класса, выполняются с энергичными подходами шага, pas chasse, pas glissade, sissonne tombee, pas failli и другими связующими движениями.
В женском классе одной из составных частей урока являются упражнения на пальцах. Движения на пальцах вводятся, когда ноги и ступни достаточно укреплены экзерсисом у станка и на середине зала.
Чтобы правильно и устойчиво стоять па пальцах, следует подготовить поги упражнениями на полупальцах.
Изучение упражнений на пальцах следует начинать у станка, стоя лицом к палке и держась за нее двумя руками.
Разучивание всех движений на пальцах надо всегда соединять с plie, при этом вставать на пальцы необходимо, отталкиваясь от пола пятками перед началом движения.
Первоначально проделываются простейшие упражнения па пальцах, стоя на двух ногах, — releve в 1, II, V, IV позициях. Затем движения releve переносятся на середину зала.
Таким же образом изучаются на пальцах движения нас переменой ноги др.
Далее, отрабатывая все виды releve, pas de bourree en face и en tournant на середине зала, можно перейти к разучиванию движений (releve) на одну ногу в маленькие и большие позы, sissonnes, jetes, tours, различные виды fouettes, прыжки на двух и на одной ноге.
Однако к изучению прыжков на пальцах нельзя приступать до тех пор, пока у учащихся не окрепнут в должной мере связки ступни.
Завершающая часть урока предназначается для того, чтобы организм учащихся после напряженной работы при помощи выполнения различных форм port de bras с наклонами и перегибом корпуса пришел в состояние покоя.
Такое построение урока классического танца в целом дает возможность проводить его с постепенным усложнением, при этом каждая часть урока должна иметь свою кривую постепенного нарастания и спада в конце, что дает возможность ученикам приступить к выполнению следующей, более сложной части с новыми силами.
Оптимальное и равномерное распределение силовой нагрузки необходимо не только в отдельных частях урока, но и во всех упражнениях с учетом количества повторений заданного движения. Не следует перегружать учебные упражнения большим количеством различных элементов и приемов.
Педагог при построении учебного примера должен учитывать полезное логическое сочетание движений, не увлекаясь так называемым «балетмейстерством».
В процессе занятий необходимо вырабатывать у учащихся умение выполнять движение под музыку не схематично, а творчески вникать в музыкальные интонации и воплощать их в действенной пластике движения.
Эмоционально образная и метроритмическая стороны музыкального сопровождения должны восприниматься учащимися осмысленно. Понимание характера музыкального сопровождения помогает верно согласовывать действия с музыкальным ритмом при творческом восприятии темы — мелодии
Отношение учащихся к музыкальной теме должно проявляться естественно, просто, без нарочитого подчеркивания. Недопустимо мимирование музыкальной темы.
Способность внимательно воспринимать музыку, увлекаться ее содержанием прививается с первого года обучения и является средством художественного воспитания в течение всего процесса обучения. Если учащийся в момент предельного психофизического напряжения стремится активно слушать музыку и четко выполняет заданное движение — это уже свидетельствует о его профессионализме, и этому мастерству необходимо обучать с самых первых уроков классического танца.
Для этого педагог должен располагать разнообразными, доступными восприятию высокохудожественными музыкальными примерами из русской, советской и западной классической музыкальной литературы.
Не рекомендуется однако использовать па уроках популярные мелодии и отрывки из известных балетных спектаклей, так как они связаны с определенными, уже известными, образами ив дальнейшем могут способствовать выработке штампованного восприятия музыки.
Овладение основами техники классического танца достигается путем детальной отработки каждого упражнения и приемов его исполнения при упорном, систематическом труде, что требует огромного творческого напряжения и силы воли как со стороны учащихся, таки со стороны преподавателя.
Высокий музыкальный вкус преподавателя и концертмейстера, обогащая учебный процесс, воспитывает и развивает творческую активность учащихся.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Первые уроки рекомендуется начинать нес изучения экзерсисных упражнений у станка, ас музыкально-ритмического воспитания, цель которого - развитие музыкального слуха и памяти, пластической выразительности посредством упражнений, построенных на связи музыки и движений.
Занятия хореографией требуют от учащихся умения активно воспринимать музыку, разбираться в ее содержании и средствах музыкальной выразительности.
Само название «музыкально-ритмическое воспитание предопределяет важную роль музыки в процессе проведения занятий, па которых учащиеся усваивают элементарные знания основ музыкальной грамоты знакомятся со строением музыкального произведения или его части, учатся отличать образный характер музыкального примера, его мелодические и метроритмические особенности, усваивают смысли значение таких понятий, как музыкальный размер произведения, ритм, такт, затакт осознают роль музыкального вступления, как бы вводящего в рабочее состояние и настраивающего на определенный характер исполняемых упражнений различают строение музыкальной речи (части произведения, музыкальные фразы).
Исходя из этого, важнейшее значение для музыкально-ритмического воспитания имеет правильный подбор музыкального материала. Он должен соответствовать целями задачам урока, быть направленна воспитание и развитие художественного вкуса учащихся и состоять из интересных и разнообразных по характеру музыкальных отрывков русской, советской, зарубежной классической и народной музыки. Сохраняя
высокую требовательность к художественному содержанию музыкальных произведений, необходимо учитывать их возрастную доступность.
Занятия по музыкально-ритмическому воспитанию могуг включать упражнения на развитие музыкально-слухового восприятия, музыкально-ритмическую тренировку, танцевальные импровизации па музыку и выполнение небольших ритмических этюдов.
В зависимости от задачи музыкалыю-рнтмических упражнений педагог может использовать различные виды движений — ходьба, бег, прыжки, сгибание и разгибание корпуса, движение рук в различных комбинациях.
Начинают музыкально-ритмические занятия с простейших шагов под музыку, используя музыкальные примеры размером в 2\4 н 4\4, как более сложные Вовремя исполнения различных композиционных построений обычно используют два вида шагов бытовой шаг, те. обычный шаг с пятки на носок танцевальный, или легкий, шаг — ход с вытянутых пальцев и подъема на всю стопу.
На музыкально-ритмических занятиях следует обращать внимание учащихся на эмоциональное восприятие мелодико-ритмических особенностей музыкального примера, постоянно вырабатывая умение сознательно передавать характер музыки в пластике заданного движения.
Для развития внимания, чувства ритма и музыкальной памяти можно вовремя исполнения ритмических упражнений отмечать хлопками различные доли такта или определенное количество тактов, постепенно переходя от медленного темпа к быстрому, разнообразя тем самым динамику исполняемых упражнений. При выполнении различных музыкально-ритмических упражнений необходимо отрабатывать правильную осанку учащихся (опущенные и раскрытые плечи, подтянутые бедра, положение головы с чуть приподнятым подбородком, что в дальнейшем явится основой для отработки правильной постановки корпуса и чувства устойчивости, те. апломба. Исходное положение ног вовремя выполнения упражнений — I и III певыворотные позиции. Руки учащихся находятся на талии. У мальчиков руки также могут быть сложены на талии сзади (рукав руку) или с локтями, чуть отведенными от корпуса, свободно опущены. (Ладони рук повернуты назад.)
На музыкально-ритмических занятиях вовремя движения педагог может использовать разнообразные композиционные построоеиия — движения по линиям, диагонали, кругу.
Выполняя определенные композиционные построения, учащиеся приобретают навыки ориентировки в пространстве, учатся видеть и рассчитывать пространство, уметь удерживать определенные интервалы.
Во время движения педагог также знакомит учащихся со схемой учебного зала, созданной А.Я. Вагановой, по которой все пространство делится на 8 точек.
На основе этой схемы педагог представляет учащимся учебный зал как сценическую площадку, где зеркало выполняет роль рампы, объясняет понятие правой и левой стороны по отношению к зрителю как понятие кулис знакомит с первым планом сцены, те. авансценой, разъясняет понятие диагонали, задника.
Параллельно с музыкально-ритмическим воспитанием педагог приступает к разучиванию элементарных упражнений по материалу программы.
Работа над постановкой корпуса, изучение позиций ноги рук, развитие элементарных навыков координации движений составляют содержание начального этапа
обучения и являются той первоосновой, без которой невозможно профессиональное развитие учащегося.
ПОСТАНОВКА КОРПУСА
Работа над правильной постановкой корпуса начинается с изучения первых элементов движения в течение всего урока, что способствует развитию хорошей устойчивости и помогает учащимся лучше овладеть техникой исполнения изучаемых движений.
Правильная постановка корпуса предполагает высокий, чуть устремленный вперед корпус с ощущением сильно вытянутых ног от пяток до подтянутых бедер естественные изгибы позвоночника оказываются как бы выпрямленными, лопатки чуть скользят вниз и лежат плоско, плечи опущены и раскрыты голова держится прямо.
Работа над правильной постановкой корпуса и выработка апломба проходят при изучении всех элементов школы классического танца.
Привычка держать корпус подтянутым должна стать в дальнейшем исполнительским навыком, определяющим творческую дисциплину в танце.
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом