Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. М ао талерия, 1999 г


НазваниеМетодическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. М ао талерия, 1999 г
АнкорМетодическое пособие по классическому танцу.pdf
Дата15.05.2017
Размер1.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie_po_klassicheskomu_tantsu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#19150
страница2 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
позиции НОГ
Существуют пять выворотных позиций ног. Это основные положения, из которых выполняются движения и развиваются элементы классического танца.
Последовательность изучения позиций — I, И, III, V; с IV как с самой трудной учащиеся знакомятся в последнюю очередь позиция. Ступни ног соединены пятками и развернуты носками в стороны по одной прямой линии позиция. Ступни ног сохраняют прямую линию, но пятки отстают друг от друга на расстоянии ступни позиция. Ступни ног стоят выворотно одна перед другой, так что пятка одной ноги плотно примыкает к середине ступни другой ноги позиция. Ступни ног, сохраняя выворотное положение, стоят одна перед другой и плотно примыкают друг к другу, так что носок одной ноги соприкасается с пяткой другой ноги позиция. Ступни ног, сохраняя выворотное положение, стоят параллельно одна против другой на расстоянии длины ступни, и носок одной ноги находится против пятки другой.
Изучение позиций ног
При показе и разучивании позиций ног целесообразно вначале изучить их в неполной выворотности.
Осваивать позиции учащиеся начинают лицом к станку, держась двумя руками за палку. При этом педагогу необходимо обращать внимание на постановку корпуса, головы, положение рук на стайке (кисти должны свободно лежать на поверхности палки против
плеч, не обхватывая и не вцепляясь в нее локти свободно опущены, находятся немного впереди корпуса, колени предельно вытянуты и бедра подтянуты.
Заостряя внимание на постановке корпуса, необходимо следить затем, чтобы вовремя исполнения позиций ступни ног плотно примыкали к поверхности иола, при этом тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги (стопы, с упором на все пальцы и пятку, не допуская навала на большой палец плечи не должны быть напряженными, диафрагма опущена вниз желудок подтянут весь корпус как бы выстраивается отвесно над ногами.
Приступая к показу позиций, нужно сразу объяснить учащимся понятие опорной и работающей ноги, а также понятие открытых (I—II) и закрытых (III, IV, V) позиций.
При изучении позиции в неполной выворотности перемена из одной в другую может исполняться учащимися в свободном положении и без музыкального сопровождения.
Позиции изучают в следующей последовательности I—II, III—V, Разучивание позиций начинается с правой ноги, а потом все упражнения повторяются с левой.
После показа позиций в невыворотном положении педагог работает над позициями, постепенно увеличивая выворотность.
Позиции в выворотном положении изучаются в той же последовательности, переход из одной в другую выполняется приемом battement tendu.
Правипв перехода из одной позиции в другую приемом battement Вовремя перехода из одной позиции в другую приемом battement tendu работающая нога, сохраняя выворотное положение, движется, скользя всей ступней в заданном направлении, и далее с одновременным перенесением корпуса на опорную ногу вытягиваются подъем и пальцы. При исполнении battement tendu необходимо следить за цепкостью стопы на полу и при постепенном вытягивании стоны через полупальцы и пальцы требовать, чтобы в конечной точке исполнение battement tendu, при выведении работающей ноги впереди в сторону, фиксировалось с предельным поднятием пятки вверх, и с предельным направлением пятки вниз при отведении ноги назад. При этом колени должны быть вытянуты. При исполнении battement tendu из I позиции вперед, в сторону, назад пятка работающей ноги должна находиться против пятки опорной ноги.
Во время перехода из одной позиции в другую учащиеся должны сохранять правильную осанку.
Руки, находясь на палке (на ширине плеч, при переходе из одной позиции в другую несколько перемещаются в сторону движения.
Сначала изучаются переходы из I позиции во II. Для дальнейшего укрепления этих позиций и развития выворотности можно выполнять их с demi Также разучивают III и V позиции.
Правила выполнения перехода из V позиции в IV приемом battement tendu остаются те же, но при выстраивании IV позиции из V работающая нога, сохраняя выворотное положение, опускается сразу сноска через полупальцы пяткой на пол с одновременным переводом корпуса с опорной на обе ноги и отведением носка работающей ноги к опорной так, чтобы ступня принимала выворотное положение
При этом подтягивание иоска работающей ноги к опорной производят как при отведении ноги вперед, таки назад.
Недопустимо при исполнении IV позиции переносить корпус на работающую ногу или оставлять его на опорной ноге корпус в IV позиции также, как и во всех других позициях, равномерно распределяется па обе ноги, сохраняя ровность бедер и плеч.
Переход к отработке позиций у станка, держась одной рукой за палку, можно выполнять только после отработки позиций лицом к станку и тогда, когда выучены позиции рук па середине зала.
На этом этапе учащимся необходимо объяснить и показать, каким образом они должны стоять у станка, держась одной рукой за палку. Для того чтобы определить расстояние от стайка, существует такой прием поставить ученика боком к станку, руки находятся в подготовительном положении, далее руки раскрываются через I позицию во II, при этом рука, находящаяся над станком, свободно опускается кистью па палку, так чтобы она находилась немного впереди корпуса в полусогнутом положении другая же рука может находиться либо во II позиции, либо перейти в подготовительное положение.
Неверное положение руки па стайке нарушает правильное положение корпуса и устойчивость, поэтому педагог вовремя исполнения всех упражнений должен постоянно следить за правильным положением руки учащегося и помнить, что она служит не опорой, а является постоянным контролем правильного и устойчивого положения корпуса на опорной ноге.
Отработка позиций йогу станка, держась одной рукой за палку, проходит в той же последовательности (I, II, III, V, IV), которая сохраняется и при изучении позиции ног на середине зала.
ПОЗИЦИИ РУК
В классическом тапце руки являются одним из основных выразительных средств артиста.
Руки служат не только для воспроизведения разнообразного по смыслу и характеру актерского жеста, пои являются главным помощником в технической выразительности танца.
Освоение позиций рук па основе точно отработанной системы движеиия помогает удерживать равновесие тела при исполнении упражнений, совершенствует координацию движений и способствует выработке у учащихся профессионального исполнительского апломба.
В позициях классического танца вся рука от плеча и до копчиков пальцев активно и пластически определенно действует. При этом особое внимание привлекает чуткость кисти, как бы заранее предопределяющей движение.
Среди разнообразных положений рук, допускаемых в сценическом тапце, три являются основой, определяющей их пространственное движение. Изучение этих позиций прививает учащимся манеру держать руки на определенной высоте ив определенной форме, при этом любое движение руки начинают из подготовительного положения. В этом положении руки в полном покое опущены вниз, вдоль туловища
легко свисая с открытыми друг к другу ладонями при немного закругленных пальцах и чуть закругленных и немного отведенных от туловища локтях.
В I позиции руки, сохраняя заданное закругленное положение, поднимаются над талией на уровне диафрагмы, чуть ниже груди. Из I позиции изучается III, а затем В III позиции руки, сохраняя овальную форму, при слегка округленных локтях и запястьях, раскрыты в стороны чуть впереди корпуса и немного ниже линии плеч, ладони обращены вперед.
Кроме основных, существуют малые позиции малая позиция находится между подготовительным положением руки позицией. II малая позиция находится между II позицией и подготовительным положением. Эти положения рук впереди в стороны примерно чуть ниже уровня пояса еще называют полупозициями.
Изучение позиций рук
Параллельно с работой над позициями ног педагог приступает к постановке рук. Обычно изучение позиций рук начинают на середине зала, стоя в I полувыворотной позиции.
Вначале рекомендуется изучать подготовительное положение руки группировку пальцев, затем I и III позиции. К изучению II позиции как более сложной лучше приступать после разучивания I и III позиций.
Предлагается следующая методика постановки рук в подготовительном положении. Встать в I полувыворотную позицию ног руки свободно опущены вдоль туловища голова удерживается прямо en face, взгляд устремлен вперед, шея не напряжена, плечи развернуты, лопатки опущены.
Постепенно локти чуть закруглить и отвести от корпуса, одновременно кисти, закругляясь, поворачиваются ладонями вверх. При этом особое внимание следует уделить постановке кисти и правильной группировке пальцев. При первоначальной работе над постановкой руки, пока движения учащихся еще не подчинены их воле и пальцы бывают несколько напряжены, кисть находится в закругленном положении, большой палец может слегка соприкасаться со средним, остальные, менее закругленные, незначительно отделены.
Далее, в процессе отработки позиций руки пластики рук, средний и безымянный пальцы разгибаются так, чтобы все пальцы могли бы приобрести мягкую законченную группировку, продолжающую плавно закругленную линию рук. Такое закругленное положение рук называется аронди.
Выпрямление и закругление рук в подготовительном положении должно проходить пластично и свободно. Пальцы приобретают нужную группировку, свободно сгибаясь и разгибаясь без эффектных перегибов, выкрутов кисти и растопыривания пальцев.
При отработке подготовительного положения рук необходимо следить затем, чтобы руки не прикасались локтями к корпусу и не отводились бы слишком далеко вперед. Для избежания проявления скованности рук нужно чередовать через определенное количество тактов подготовительное положение со свободным.
Приведение рук из подготовительного положения в свободное и возвращение в подготовительное дает возможность ученику лучше запомнить требуемое положение и приучает ученика к контролю движения
В дальнейшем этот прием можно рекомендовать и при отработке всех позиций рук. После усвоения подготовительного положения рук можно перейти к изучению I позиции.
Методика выполнения / позиции рук
Встать в первую невыворотную позицию. Корпус подтянут. Руки из свободного положения принимают подготовительное положение. Далее руки, сохраняя овальную форму подготовительного положения, поднимаются вперед до уровня диафрагмы.
При построении I позиции из подготовительного положения руки вовремя движения как бы поддерживаются в двух точках — локтях и кистях, при этом необходимо следить, чтобы локоть и кисть, сохраняя овальную форму, находились на одном уровне. При разучивании I позиции также рекомендуется чередовать I позицию со свободным положением рук.
Правильная постановка рук в I позиции на совершенно определенной высоте создает возможность рукам как бы поддерживать корпус за счет небольшого напряжения верхней части руки, что в дальнейшем поможет при выполнении вращательных движений.
После постановки рук в подготовительном положении и I позиции обычно приступают к отработке III позиции, а не Методика постановки рук в ///

позиции
Встать в I невыворотную позицию ног. Корпус сохраняет принятую вовремя работы осанку.
Руки приводятся в подготовительное положение, из которого переводятся в I позицию, и далее руки, не теряя отработанной овальной формы I позиции, поднимаются вверх, образуя как бы овал над головой. Необходимо при этом обратить внимание на то, чтобы плечевые мышцы не напрягались и не создавалось впечатления поднятых плеч.
Для правильного построения III позиции необходимо при сильно опущенных лопатках локти немного отвести назад, ладони должны быть обращены вниз и чуть повернуты к себе, при этом нужно следить, чтобы локти не шли вперед, а кистн рук не опускались. Руки, фиксируя III позицию, не должны быть слишком за или перед головой. Руки подняты так, чтобы, не поднимая головы, взглядом можно было увидеть только мизинцы, если же видны все пальцы, руки следует еще чуть отвести назад.
Методика постановки рук во И позиции
Встать в I полувыворотную позицию. Корпус сохраняет подтянутое положение.
Рекомендуется начинать работу над II позицией не из подготовительного положения и I позиции рука из свободного положения, когда руки опущены вдоль туловища.
Из свободного положения руки поднимаются в стороны до уровня плеч, кисти повернуты ладонями вниз, затем одновременно с постепенным закруглением локтей и запястьев кисти поворачиваются ладонями вперед, пальцы сохраняют отработанную группировку. Руки, разведенные в стороны, во II позиции находятся впереди корпуса несколько ниже линии плеч
Чтобы избежать ощущения скованности и закрепощенности, работу над постановкой рук во II позиции нужно чередовать с периодическим приведением (через определенное количество тактов) рук из II позиции в свободное положение.
После отработки построения II позиции из свободного положения можно выполнять II позицию из I. При этом руки из I позиции начинают движение также с легкого разведения кистей и дальнейшего раскрытия рук до II позиции.
Во время построения II позиции из I необходимо также следить, чтобы локти вовремя раскрытия рук не проваливались и не поднимались высоко. Вся рука сохраняет закругленное положение (локоть и кисть находятся па одном уровне).
После отработки движений рук по позициям учащиеся знакомятся с положением рук allonge.
Allonge — это важнейшее положение руки кистей, является как бы переводным движением рук из одной позиции в другую и может быть как проходящим движением, таки фиксируемым (позы Положение allonge может быть выполнено из каждой изучаемой позиции рук руки и кисти, удлиняясь, вытягиваются в стороны — allonge из II позиции, либо наверх — allonge из III позиции, или вперед — allonge из I позиции.
При выполнении allonge из подготовительного положения руки и кисти чуть открываются в стороны, ноне поднимаются и находятся при этом на уровне малой II позиции.
Рекомендуется вначале положение рук allonge отрабатывать из II позиции.
Методика отработки положения рук allonge из II позиции

Руки из закругленного положения allonge во II позиции слегка вытягиваются в стороны, и кисти, удлиняясь, разворачиваются ладонями вниз. При этом руки не должны выпрямляться до конца нив локтях, нив кистях. Руки сохраняют мягкую, плавную линию. При выполнении allonge нельзя отводить руки назад или вперед. Это движение выполняется точно из II позиции.
Для более эффективной отработки allonge из II позиции рекомендуем положение рук allonge во II позиции чередовать с положением рук allonge в III позиции.
Этот же прием можно использовать для отработки положения рук allonge из других позиций и подготовительного положения.
После изучения основных позиций руки положения рук allonge можно выполнять движение рук но позициям слитно с элементарными правилами координации, принятыми в школе классического танца (движения рук, сопровождаемые взглядом и соответствующим движением головы. Это дает возможность педагогу перейти к изучению различных форм port de bras, которые в дальнейшем вводятся во всех упражнениях как у станка, таки на середине зала.
После отработки позиций рук на середине зала педагог начинает работу с учеником над позициями у станка, держась за палку одной рукой. Изучение позиций руку станка начинают с preparation.
Preparation — это подготовка к упражнению, при исполнении которого рука из подготовительного положения поднимается в I позицию и далее открывается во II, при этом необходимо отработать принятое положение головы с рукой в I позиции и во II.
15

Preparation является необходимой подготовкой к каждому упражнению, и нужно сразу следить за его точными правильным исполнением.
Правила аыпопнения preparation у станка
Встать у станка, держась одной (левой) рукой за палку. Ноги находятся в заданной позиции. Корпус подтянут. Работающая (правая) рука находится в подготовительном положении. Голова с чуть приподнятым подбородком повернута от станка (к правому плечу).
Правая работающая рука медленными плавным движением поднимается из подготовительного положения в I позицию. Голова одновременно слегка наклоняется к станку (клевому плечу, и взгляд как бы встречает движение кисти руки, далее, когда рука раскрывается во II позицию, голова, чуть поднимаясь, поворачивается направо, сопровождая взглядом движение руки.
При возвращении руки из II позиции в подготовительное положение голова несколько наклоняется вниз, и взгляд сопровождает движение руки при завершении движения руки в подготовительном положении голова опять принимает исходное положение (те. голова с чуть приподнятым подбородком повернута от станка к правому плечу).
При этом вовремя движения работающей руки из II позиции в подготовительное положение во избежание манерности необходимо требовать, чтобы учащиеся при движении руки из II позиции allonge медленно и плавно опускали руку до малой II позиции и только на этом уровне как из исходной точки начинали выполнять мягкое закругление руки и кисти с окончанием движения в подготовительном положении.
Следует также требовать, чтобы закругление руки не шло за счет манерного выворота кисти. Рука плавно и свободно закругляется от локтя до запястья и копчиков пальцев.
Широкий, свободный и выразительный танцевальный жест во многом зависит от правильного технического и художественного движения рук в позициях
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Предлагаемая программа, рассчитанная на шестилетний срок обучения, с прилагаемыми методическими разработками некоторых наиболее важных разделов школы классического танца предназначается для педагогов хореографии.
Весь учебный материал предлагаемой программы делится на 3 части.
Учебный материал II части (1 и 2 годы обучения) — изучение основ школы классического танца — дает возможность выявить способности учащихся. Программный и методический материал I части может быть использован в учебной работе руководителем любого хореографического коллектива.
Материал II части (3 и 4 годы обучения) ставит целью на основе полученных знаний совершенствование и дальнейшее овладение канонами школы классического танца.
Материал III части (5 и 6 годы обучения) требует постоянного совершенствования техники классического танца и его выразительности при максимальном развитии индивидуальных способностей учащихся.
В программе имеются краткие пояснения, которые определяют задачи каждого года обучения, а также указываются музыкальный размер и музыкальная раскладка по долям такта, необходимые при разучивании движений. Там, где размер не указан, музыкальное сопровождение выбирается по усмотрению педагога и концертмейстера.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей