Главная страница

Методическое пособие по курсу Технология , являющееся компонентом учеб но-методического комплекта (умк) для 3 класса обще


Скачать 219.96 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по курсу Технология , являющееся компонентом учеб но-методического комплекта (умк) для 3 класса обще
Анкорtehnologiya.docx
Дата08.05.2018
Размер219.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаtehnologiya.docx
ТипМетодическое пособие
#39886
страница1 из 10
Каталог

С этим файлом связано 42131 файл(ов). Среди них: Szhigaem_zhir.pdf и ещё 42121 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Роговцева Н. И.

Уроки технологии. 3 класс : пособие для учителей общеобразовательных учреждений

ВВЕДЕНИЕ

Вниманию учителя предлагается методическое пособие

по курсу «Технология», являющееся компонентом учеб-

но-методического комплекта (УМК) для 3 класса обще-

образовательных учреждений. Данный УМК продолжает

предметную линию «Технология» в рамках серии «Пер-

спектива» (серия «Академический школьный учебник»).

Он состоит изучебника, рабочей тетради и методического

пособия, которые полностью дублируют комплекты для

1 и 2 классов с точки зрения структуры, логики подачи ма-

териала, применяемой навигационной системы (условные

обозначения, используемые в УМК).

Ведущая идея курса «Технология» для 3 класса — сис-

темная, комплексная работа над проектом. Планирование

изготовления изделия рассматривается уже как этап про-

ектной деятельности. Технологическая карта становится

частью проекта. Вводится понятие стоимости исходных ма-

териалов, необходимых для изготовления изделия.

Реализация поставленных задач осуществляется за счёт

использования игровых технологий, а также хорошо зна-

комых героев УМК «Технология» Ани и Вани, которые

вместе с учащимися путешествуют по современному го-

роду.

В 3 классе учащиеся знакомятся с технологиями, мате-

риалами, инструментами, профессиями, которые они могут

встретить в городе. Изучают свойства материалов, способы

выполнения чертежа, приёмы технического моделирова-

ния и конструирования. Окружающая среда в данном кур-

се рассматривается как способ получения информации.

Учебный план 3 класса рассчитан на 34 часа в год по

1 часу в неделю.

Основными материалами для работы по-прежнему оста-

ются бумага и картон. Но в 3 классе учащиеся получают

новые знания об общих свойствах различных видов бу-

маги: толщина, или объёмная масса; гладкость; белизна;

прозрачность. Добавляются сведения о сопротивлении раз-

рыву, излому, продавливанию. Исследуется прочность по-

верхности, деформация при намокании, скручиваемость,

впитывающая способность. Формируются навыки исполь-

зования особенностей бумаги для изготовления изделий из

папье-маше; умения под руководством учителя подбирать

бумагу для работы над такими изделиями.

Учащиеся осваивают технологию создания объёмных

изделий из бумаги с использованием особенностей этого ма-

териала, технологию создания оригами; знакомятся с но-

вым материалом — бисером, видами изделий из бисера,

свойствами лески; учатся создавать украшения из бисера.

3

Текстильные и волокнистые материалы в 3 классе изу-

чаются на основе обобщения знаний о видах работы с тка-

нью, изучения свойств тканей, используемых для вышива-

ния и шитья игрушек. Учащиеся сравнивают свойства

хлопчатобумажных и шерстяных ниток, осваивают новый

вид работы с нитками — вязание крючком.

В ходе работы с природными материалами закрепля-

ются умения использовать знания о различных свойствах

природных материалов при изготовлении изделий из со-

ломки, листьев, веточек и др.

В 3 классе проходит знакомство с новым природным ма-

териалом — соломкой, её свойствами и особенностями ис-

пользования данного природного материала в декоратив-

но-прикладном искусстве; осваиваются приёмы работы

с соломкой; технология её подготовки к использованию.

В ходе работы с пластичными материалами проводится

систематизация знаний о свойствах пластичных материа-

лов, учащиеся осваивают правила подбора пластичного ма-

териала в зависимости от назначения изделия, для созда-

ния которого он будет использован.

Школьники проводят наблюдения над использованием

пластичных материалов в жизни человека.

В 3 классе активно осваиваются способы использова-

ния металлического конструктора и мягкой проволоки

в работе над изделием, а также использования пластмас-

сы для создания подвижного соединения при работе с кон-

структором.

Учащиеся на практическом уровне осваивают правила

безопасной работы различными инструментами; знакомятся

с понятием «универсальность инструмента»; изучают пра-

вила работы новыми инструментами: острогубцы, плоско-

губцы, крючок; закрепляют навыки работы ножом, ножни-

цами, иглами и другими инструментами; учатся выбирать

необходимый инструмент в зависимости от используемого

материала; осваивают приёмы работы с угольником.

Основы культуры труда в 3 классе прививаются в про-

цессе формирования умения самостоятельно применять

в новых условиях полученные знания и приобретённые на-

выки, следовать правилам технолога.

Проектная деятельность учащихся в 3 классе осуществ-

ляется на основе технологической карты как средства реа-

лизации проекта. Выполнение изделия в рамках проекта

по заданному алгоритму происходит под руководством учи-

теля. Учащиеся находят общие закономерности в выполне-

нии изделий из различных материалов и самостоятельно

составляют алгоритмы выполнения работы над изделиями

с опорой на эскизи технический рисунок. Школьники ос-

мысливают понятие стоимости изделия и его значение

в практической и производственной деятельности.

4

В работе над проектом деятельность учителя направле-

на на создание практической ситуации, в которой ученик

будет выполнять работу над проектом, на создание условий

для успешной реализации проекта. Важно отработать на-

выки составления плана изготовления изделия, приоб-

ретённые в 1 и 2 классах; научить оценивать работу по

разным критериям, проводить презентацию проекта; обес-

печить взаимодействие учащихся между собой и с учите-

лем, развивать коммуникативные навыки школьников.

Деятельность ученика при этом направлена на закреп-

ление умений ставить цель, определять задачи, соотносить

поставленную цель и условия её достижения; планировать

действия в соответствии с собственными возможностями;

использовать предметные знания для реализации цели.

Школьники учатся различать виды ответственности внут-

ри своей учебной работы, оформлять результаты проекта и

проводить его презентацию.

По итогам обучения в 3 классе учащиеся должны до-

биться следующих результатов:

— знать свойства изучаемых материалов, освоить приё-

мы сравнительного анализа изучаемых свойств, уметь при-

менять эти знания на практике, в работе над проектом, при

изготовлении изделия; знать варианты использования та-

ких материалов, как полиэтилен, синтепон, проволока (ме-

таллы) в повседневной жизни;

— соотносить по форме реальные объекты и предметы

быта (одежды), анализировать изделие, сравнивая его с ре-

альным объектом, заменять используемые материалы при

создании реальных объектов на доступные для моделиро-

вания изделия по образцу;

— различать виды мягких игрушек, уметь применять

правила работы над мягкой игрушкой, знать последова-

тельность работы над мягкой игрушкой;

— оперировать знаниями о видах швов и правильно

применять их при изготовлении изделий;

— овладеть алгоритмом работы над стебельчатым и пе-

тельным швами; уметь свободно работать иглой, использо-

вать пяльцы в практической работе;

— осмыслить понятие «развёртка», усвоить правила

построения развёртки;

— знать приёмы составления композиции;

— освоить понятия «масштаб», «чертёж», «эскиз», «тех-

нический рисунок», «схема»;

— уметь читать простые чертежи, различать линии

чертежа и использовать их;

— уметь выполнять эскиз, технический рисунок, чер-

тёж, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми

операциями, выполнять работу по схеме;

5

— знать профессии людей, занятых в основных видах

городского хозяйства и производства;

— освоить новые виды работ: конструирование изпро -

волоки (каркас); обработка мягкой проволоки; шитьё мяг-

ких игрушек на основе использованных ранее материалов

(старые перчатки, варежки); создание пальчиковой куклы;

создание объёмной модели по заданному образцу; составле-

ние композиции из воздушных шариков; вязание крюч-

ком; соединение различных технологий в работе над одним

изделием;

— освоить технологию ручного ткачества, конструиро-

вания костюмов изткани, бисероплетение.

К концу обучения в 3 классе школьники должны уметь

сочетать в композиции различные виды материалов: пла-

стилин, природные материалы (крупы и засушенные ли-

стья), бумагу и т. д., а также сочетать цвета; изготавли-

вать, художественно оформлять и красиво упаковывать

подарки; самостоятельно готовить простую пищу (холод-

ные закуски, бутерброды), починить одежду.

При освоении способов разметки, раскроя, сборки и

отделки изделия у учащихся в 3 классе совершенствуются

навыки разметки с помощью циркуля, по линейке, на

глаз, по шаблону; мягким карандашом, кусочком мыла

или мела на ткани. Школьники должны научиться выпол-

нять раскрой с использованием симметрии; освоить горя-

чий и холодный способы подготовки соломки. При сборке

изделий учащиеся смогут освоить приёмы окантовки кар-

тоном, крепления кнопками, склеивания геометрических

тел израз вёрток, скручивания мягкой проволоки, соедине-

ния деталей с помощью ниток, клея, скотча. Школьники

в 3 классе также научатся применять на практике новые

способы отделки: украшение специальными отделочными

материалами, вязание крючком «воздушных петель», де-

коративное использование пуговиц, наклеивание соломки

на бархатную основу, оформление работы в рамку.

А главное, учащиеся должны освоить проектную дея-

тельность. Надо помнить, что проектная деятельность эф-

фективна тогда и только тогда, когда она значима, интерес-

на и посильна; имеет практический результат; отвечает

физиологическим возможностям учащихся, санитарно-ги-

гиеническим требованиям и безопасным условиям работы.

Выполнить эти требования, добиться достижения пла-

нируемых результатов, безусловно, поможет УМК «Техно-

логия» и методическое пособие, которое вы держите в ру-

ках.

Раздел 1

ЗДРАВСТВУЙ, ДОРОГОЙ ДРУГ!

Урок 1

Как работать с учебником

Задания и материалы в рабочей тетради: «Стоимость»,

«Маршрутная карта „Мой родной город“».

Задачи урока: познакомить учащихся с учебником и

рабочей тетрадью для 3 класса; актуализировать знания,

полученные в 1—2 классах (отбор необходимых для рабо-

ты над изделием материалов, инструментов, последова-

тельность действий при работе над изделием); познако-

мить детей с понятием «стоимость», начать формировать

умение вычислять стоимость изделия; познакомить на

практическом уровне с составлением маршрутной карты

города.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно поль-

зоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса, при-

менять знания, полученные в 1—2 классах; нарисовать

маршрутную карту города.

Новые термины и понятия: современники, город, хао-

тично, экскурсия, маршрутная карта, экскурсовод.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, увеличенная копия маршрутной карты, фиш-

ка — автобус. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, пап-

ка достижений за 2 класс, простой карандаш, ластик, цвет-

ные карандаши.

Ход урока

Учимся новому. В начале урока необходимо провести

знакомство с учебником и рабочей тетрадью, которые будут

помогать школьникам изучать технологию в 3 классе, при

этом вспомнить определение понятия «технология».

Учитель: «В 1 и 2 классах технологию нам помогали

изучать наши друзья Аня и Ваня. Давайте откроем учеб-

ник и посмотрим, продолжат ли они вместе с нами путеше-

ствие в мир технологии». Учащиеся рассматривают учеб-

ник. Необходимо обратить внимание ребят на условные

обозначения на с. 2 учебника, обсудить, все ли они знако-

мы учащимся, вспомнить, для чего они нужны и где будут

встречаться.

Учитель: «Давайте откроем учебник на странице 3 и

прочитаем обращение авторов». Учащиеся читают обраще-

ние: «Здравствуй, дорогой друг!» После этого необходимо

7

обсудить обращение: «Куда нам предлагают отправиться

авторы в этом году вместе с Аней и Ваней? А кто такие

современники? Это слово выделено цветом, что это зна-

чит? (Это значит, что определение этого слова мы можем

найти в словарике юного технолога.) А что значит совре-

менные технологии?» Целесообразно после этого рассмот-

реть рабочую тетрадь и также прочитать в ней обращение

авторов. Учащиеся могут высказать свои предположения

о том, чем они будут заниматься на уроках технологии

в 3 классе.

Продолжить знакомство с учебником можно, прочитав

материал на с. 4 учебника и обсудив его. Целесообразно

предложить учащимся выполнить задания на определение

материалов и инструментов, которые понадобились для

создания тех или иных изделий (с. 4—5). Продолжить по-

вторение можно в форме викторины. Ниже приведены при-

меры заданий викторины — вопросы и загадки.

1. Склейте корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная ... .

(Бумага.)

2. Я весь мир слепить готов —

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин —

У меня есть ... .

(Пластилин.)

3. Птичка-невеличка:

Носик стальной, хвостик льняной.

(Иголка с ниткой.)

4. То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

Остановишь — горе!

Продырявит море!

(Утюг.)

5. Он с хоботом резиновым,

Желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.

(Пылесос.)

6. Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом.

(Лопата.)

8

7. Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руке ведро,

Сам раскрашен он пестро.

(Маляр.)

8. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды?

(Повар.)

9. Учитель: «Проведите анализиз делия (учитель пока-

зывает изделие, изготовленное на уроках технологии во

2 классе): какие материалы понадобились для создания из-

делия, какими инструментами пришлось воспользоваться.

Вспомните правила безопасной работы с этими инструмен-

тами. Правильно ли подобраны цвета, насколько аккурат-

но выполнена работа? Составьте план работы над этим

изделием. Сначала давайте вспомним вопросы юного техно-

лога. Проверить правильность своих ответов вы можете

в учебнике на странице 6».

После викторины необходимо уделить внимание анали-

зу оценочных значков на с. 6 учебника. Особо следует оста-

новиться на понятии «стоимость». В связи с введением но-

вого понятия предлагается выполнить задание в рабочей

тетради.

Рабочая тетрадь. Учащиеся вместе с учителем начинают

выполнять задание «Стоимость» в рабочей тетради (с. 4).

Они могут выдвинуть свои предположения относительно

определения понятия «стоимость». После этого полезно

свериться со значением в словаре. Целесообразно провести

беседу о том, как выяснить стоимость продуктов, что такое

цена, каковы определения понятий «дёшево» и «дорого».

Закончить работу над заданием в рабочей тетради — запол-

нить таблицу — учащиеся могут дома самостоятельно, за-

ранее сходив с родителями в магазин. На следующем уроке

необходимо провести анализданной работы и сделать вме-

сте с учащимися вывод.

Учимся новому. Учитель: «Начинается наше путешест-

вие по городу. Совершали ли вы когда-нибудь какое-ни-

будь путешествие и куда? Прочитаем текст на странице 7».

После чтения целесообразно обсудить текст, можно задать

вопросы: «Что такое город? Какие части города вы можете

выделить? Какие специалисты принимают участие в разра-

ботке плана города? Какие достопримечательности города

вы можете назвать? Какие службы налаживают жизнь

в городе? Где в городе вы любите гулять? В каких городах

вы были? Где вам понравилось? Почему?» Важно обсудить

9

незнакомые слова, попросить учащихся заглянуть в слова-

рик юного технолога. Это будет способствовать развитию

у них навыка работы со словарём.

Продолжить работу можно чтением текста на с. 8.

Учитель: «Что такое экскурсия? На каких экскурсиях вы

бывали?» Учитель обращает внимание на увеличенную

копию маршрутной карты города на доске и просит уча-

щихся ответить на вопросы, предложенные Ваней, на с. 9

учебника. Учитель: «На этой карте маршрут, по которому

мы будем двигаться в течение года. Какие вы видите на

нём остановки? Мы продолжим заполнять нашу папку

достижений. Попробуйте предположить, чем мы будем за-

ниматься в 3 классе, и запишите в своей папке достиже-

ний».

Делаем сами. Прежде чем выполнить работу над задани-

ем «Маршрутная карта „Мой родной город“» в рабочей тет-

ради (с. 5), необходимо провести обсуждение будущей кар-

ты с учащимися: они должны представить город своей

мечты, решить, какие остановки должны быть на маршру-

те автобуса в этом городе, как они будут располагаться на

рисунке, какова будет цветовая гамма рисунка; какие ма-

териалы и инструменты необходимы для работы над кар-

той и т. д.

Подведём итоги. После окончания работы над картой

можно предложить учащимся провести презентацию своего

изделия: «Придумайте название вашему городу, ведь вы

будете его основателем. Расскажите, какие остановки есть

на вашей карте. Что можно будет увидеть, выходя на них

изавтобуса во время экскурсии?» В конце урока нужно

оценить работу учащихся.

Домашнее задание. Закончите работу над заданием

«Стоимость» в рабочей тетради. Принесите на следующий

урок полиэтиленовый пакет, скотч, лист формата А3 (по-

просите родителей помочь вам).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
связь с админом