Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методическое пособие по курсу Технология , являющееся компонентом учеб но-методического комплекта (умк) для 3 класса обще


Скачать 219.96 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по курсу Технология , являющееся компонентом учеб но-методического комплекта (умк) для 3 класса обще
Анкорtehnologiya.docx
Дата08.05.2018
Размер219.96 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаtehnologiya.docx
ТипМетодическое пособие
#39886
страница2 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Раздел 2

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

Урок 2

Архитектура

Материал, включённый в данном случае в один урок, мо-

жет быть при необходимости разделён на два урока или

использован не в полном объёме.

Изделие: дом.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Фигура в мас-

штабе», «Чтение чертежа», «Дом».

Задачи урока: познакомить учащихся с основами чер-

чения: с понятиями «чертёж», «масштаб», «эскиз», «тех-

нический рисунок», «развёртка», «прочитать чертёж»,

с основами масштабирования, выполнения чертежа раз-

вёртки, с основными линиями чертежа; закрепить правила

безопасности при работе ножом, ножницами; формировать

умение анализировать готовое изделие, составлять план ра-

боты; научить различать форматы бумаги: А4 и А3; на

практическом уровне показать значение клапанов при

склеивании развёртки.

Планируемые результаты: научиться выполнять чер-

тёж фигуры в масштабе, читать чертёж, выполнять чертёж

развёртки; сконструировать макет дома из бумаги.

Новые термины и понятия: архитектура, каркас, ин-

женер-строитель, прораб, чертёж, масштаб, эскиз, техниче-

ский рисунок, развёртка, прочитать чертёж.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, иллюстрации разных стилей архитектуры, табли-

ца «Стили архитектуры» (на усмотрение учителя) на доске,

готовое изделие «Дом». У учащихся: учебник, рабочая тет-

радь, линейка, простой карандаш, ластик, клей, цветная

бумага, полиэтилен, лист формата А3, резак, ножницы,

фломастеры.

Ход урока

Урок целесообразно начать с проверки домашнего зада-

ния. Важно обсудить с учащимися заполненную дома таб-

лицу в рабочей тетради. Они могут рассказать о том, как

вычисляли стоимость, какие трудности возникли в процес-

се работы.

Учимся новому. Учитель: «На прошлом уроке мы с ва-

ми познакомились с учебником и тетрадью для 3 класса и

11

узнали, что мы отправимся в путешествие по городу. Пер-

вая наша остановка — это дом. (Учитель передвигает фиш-

ку-автобус по карте.) Знаете ли вы, как строятся дома?

Прочитайте диалог Ани и Вани об архитектуре». Учащиеся

читают диалог на с. 12—13 в учебнике, затем вместе с учи-

телем обсуждают прочитанный материал и учатся самосто-

ятельно делать выводы: для строительства зданий необхо-

дима разработка проекта, существует множество стилей

архитектуры, которые имеют различные особенности, в

том числе специфическую форму, декоративные элементы;

современная архитектура основывается на внутреннем об-

устройстве зданий.

Для изучения стилей архитектуры на практическом

уровне возможно выполнение коллективного дополнитель-

ного задания (на усмотрение учителя) на сравнение различ-

ных стилей архитектуры. В соответствии с таблицей уча-

щимся нужно определить стиль зданий на иллюстрациях,

заранее подготовленных учителем.

Стиль Здания Декоративные

элементы Форма здания

Готи-

ческий

Храмы, собо-

ры, церкви,

монастыри

Арки с заострён-

ным верхом, уз-

кие и высокие

башни и колон-

ны, многоцвет-

ные витражные

окна

Подчёркну-

тая верти-

кальность,

вытянутость

Класси-

ческий

Адмиралтей-

ство, собор

Св. Павла,

дом Паш-

кова

Сдержанность

декоративного

убранства

Симметрич-

ная, строгая

Барокко Собор

Св. Петра

в Риме, Зим-

ний дворец

Изобилие

скульптуры на

фасадах

Сложные,

текучие,

криволиней-

ные формы

Для закрепления знаний, полученных в результате дан-

ной работы, целесообразно провести опрос учащихся по ос-

новным особенностям изученных архитектурных стилей.

Урок можно продолжить знакомством с профессиями

людей, которые связаны со строительством, и попросить

учащихся выполнить задание на с. 14 учебника. (Профес-

сии на рисунках слева направо: каменщик, маляр, элек-

трик, столяр.)

12

Учитель: «Для продолжения нашего путешествия по со-

временному городу нам необходимо познакомиться с основ-

ными понятиями языка архитекторов. Прочитайте опреде-

ления понятий „чертёж“ и „масштаб“ на странице 15

учебника. Рассмотрите рисунок под определениями. Какой

изквадратов начерчен в реальную величину? А что вы мо-

жете сказать о двух других квадратах. Какие инструменты

нужны, чтобы выполнить такой чертёж?»

Учитель может рассказать о широком применении мас-

штаба в различных областях деятельности человека—кар-

тографии, фотографии, черчении, моделизме.

Чтобы школьники научились самостоятельно работать

с понятием «масштаб», необходимо выполнить задание

«Фигура в масштабе» в рабочей тетради (с. 6).

Рабочая тетрадь. Целесообразно заранее подготовить на

доске копию чертежа израбочей тетради (на усмотрение

учителя). Один изучащихся может работать на доске.

Учитель: «Вам необходимо выполнить чертёж фигуры

в масштабе 2 : 1. Что это значит? (Необходимо построить

чертёж, размеры отрезков на котором будут в два раза боль-

ше, чем на чертеже в масштабе 1 : 1.) Прежде чем присту-

пить к построению чертежа, составьте план работы в рабочей

тетради. Для этого используйте слова для справок». Каждый

пункт плана необходимо проговорить вслух, чтобы в тетра-

дях учащихся был отражён правильный алгоритм работы.

Слова в план работы необходимо вписать в такой последова-

тельности: длину, 1 : 1, отрезков, 2, отложить, масштабе,

чертёж. Также надо обсудить с детьми необходимые для ра-

боты инструменты. Важно обратить внимание учащихся на

то, что длина некоторых отрезков на чертеже совпадает, по-

этому надо измерить только длину отрезков, отмеченных

буквами. Начинать построение чертежа в масштабе нужно от

точки А, последовательно откладывая от неё отрезки нуж-

ных величин в направлениях, соответствующих направле-

ниям отрезков на чертеже в масштабе 1 : 1. Во время вы-

полнения чертежа учитель должен контролировать работу

учащихся. Когда работа закончена, учащимся предлагается

сделать вывод и рассказать, какие действия необходимо про-

извести, чтобы построить тот же чертёж в масштабе 1 : 2.

Учимся новому. Изучение материала можно продол-

жить чтением текста учебника на с. 16. После можно пред-

ложить выполнить следующее задание: определить, на ка-

ком из заранее подготовленных учителем рисунков эскиз,

на каком — технический рисунок, а на каком — развёрт-

ка, объяснив свой выбор.

Учитель: «Важную роль в работе архитектора играет

умение прочитать чертёж, эскиз, технический рисунок.

Как вы думаете, что значит „прочитать чертёж“? Прочи-

тайте правильное определение на странице 16 учебника».

13

Далее необходимо познакомить учащихся с основными

линиями чертежа. Можно сначала предложить им вспом-

нить, с какими линиями они уже познакомились в 1—

2 классах, какие изних использовали. Далее следует пред-

ложить учащимся внимательно рассмотреть чертёж на

с. 17 учебника и выполнить задание «Чтение чертежа»

в рабочей тетради (с. 7).

Рабочая тетрадь. Желательно проводить работу над за-

данием в рабочей тетради в группе, в процессе обсуждения.

Это будет способствовать развитию у учащихся коммуника-

тивных навыков. Учитель должен контролировать выпол-

нение задания учащимися. Важно, чтобы у них в тетрадях

осталась верная последовательность работы над чтением

чертежа, так как это будет необходимо в дальнейшем. Осо-

бое внимание необходимо обратить на значение и роль кла-

панов, на грамотное нанесение размеров на чертеже, на

различие выносной и размерной линий и их значение. На

месте пропусков в рабочей тетради надо написать следую-

щее: развёртка коробочки, 1 : 1, основание, 1, стенка, 4,

клапан, 4, основание, 40, стенка, 10, клапан, 5, основание,

40, стенка, 40, клапан, 10, картон, сплошная толстая ли-

ния, сплошная тонкая линия, штрихпунктирная линия,

штрихпунктирная линия с двумя точками, намазывания

клеем, вырезать, согнуть, склеить.

Делаем сами. Учитель: «Только что мы познакомились

с элементами черчения, новые умения пригодятся нам в ра-

боте над нашим первым изделием — макетом дома. Давай-

те сначала проанализируем готовое изделие. Какие мате-

риалы и инструменты необходимы для работы над ним?

(Учитель должен обратить особое внимание на такой мате-

риал, как полиэтилен, на цели его использования. Можно

попросить учащихся описать основные свойства материала.

Для этого надо рассмотреть полиэтиленовые пакеты, при-

несённые детьми с собой на урок.) Какой способ соедине-

ния использован в работе над изделием? (С помощью клея.

Важно вспомнить правила работы клеем.) Как можно офор-

мить изделие? Каким способом?»

Перед работой над изделием необходимо составить план

работы вместе с учителем: разметка, раскрой, сборка, от-

делка.

Разметка. Учитель: «Для выполнения разметки мы

воспользуемся чертежом в рабочей тетради, нам нужно бу-

дет выполнить такой чертёж в масштабе 2 : 1. Выполнять

чертёж будем на формате листа А3. Формат — это стандар-

тизированный размер бумажного листа. Наш обычный аль-

бомный лист — это лист формата А4. Лист формата А3 со-

стоит издвух листов формата А4, он в 2 раза больше. На

таком листе мы выполним чертёж. Для этого вам сначала

нужно прочитать чертёж в рабочей тетради». Чертёж вы-

14

полняется под чутким руководством учителя. Он должен

помочь учащимся определить количество и название дета-

лей, измерить длину и ширину деталей на чертеже и вы-

считать, какими будут величины на чертеже в масштабе

2 : 1.

Раскрой. Когда чертёж развёртки будет готов, необходи-

мо его вырезать. Сначала надо повторить правила работы

резаком и ножницами. Затем вырезать развёртку и провес-

ти по линиям сгиба пустым стержнем от ручки по линейке.

Затем необходимо разметить и вырезать окна. Для этого

учащиеся должны вырезать из бумаги небольшую прямо-

угольную деталь, которая, по их мнению, будет иметь раз-

меры окна. Учителю необходимо контролировать эту рабо-

ту. Затем учащиеся самостоятельно с помощью своей

заготовки размечают окна и чертят дверь. Окна вырезают-

ся по линейке с помощью резака. Необходимо обратить

внимание детей на то, что дверь вырезать до конца не нуж-

но, одна изсторон должна остаться невырезанной.

Сборка. С внутренней стороны развёртки можно прикле-

ить клеем куски полиэтилена так, чтобы они закрывали

окна. Получатся стёкла. Учитель должен продемонстриро-

вать работу с новым материалом. Чтобы поселить в доме

жителей, нужно сделать дополнительные детали, исполь-

зуя заготовку для разметки окон. Нужно сделать детали

такого же размера, но с клапаном для приклеивания. На

деталях нужно выполнить рисунок. Затем вырезанные де-

тали приклеиваются с помощью клапанов с внутренней

стороны развёртки. Важно, чтобы учащиеся смогли опреде-

лить, где будет верх и низиз делия, какой стороной нужно

клеить окна. После такой подготовительной работы нужно

согнуть развёртку по линиям сгиба, намазать клапаны кле-

ем и склеить макет дома.

Отделка. В конце нужно оформить макет дома. Пусть

учащиеся самостоятельно придумают дополнительные де-

тали, например ручку на входную дверь, козырёк над две-

рью и т. д.

Подведём итоги. Итогом урока станет выставка работ

учащихся. Изделия анализируются и оцениваются по сле-

дующим критериям: аккуратность, оригинальность, цвето-

вое решение. Также полезно узнать у детей, какая часть

урока оказалась наиболее сложной, что на уроке понрави-

лось больше всего, как учащиеся могут сами оценить свою

работу.

Домашнее задание. Сфотографируйте своё изделие для

папки достижений. На следующий урок принесите плоско-

губцы, кусачки, медную или алюминиевую проволоку диа-

метром 0,5 мм длиной 3 м.

15

Урок 3

Городские постройки

Изделие: телебашня.

Задания и материалы в рабочей тетради: «Технический

рисунок телебашни», «Телебашня из бумаги».

Задачи урока: познакомить с новыми инструментами —

плоскогубцами, кусачками, правилами работы этими инст-

рументами, возможностями их использования в быту; на-

учить применять эти инструменты при работе с проволо-

кой; отработать навык выполнения технического рисунка.

Планируемые результаты: уметь различать плоско-

губцы и кусачки, резать, сгибать и соединять проволоку,

выполнять технический рисунок; сконструировать модель

телебашни изпроволоки.

Новые термины и понятия: проволока, сверло, кусач-

ки, плоскогубцы.

Ресурсы и оборудование. У учителя: учебник, рабочая

тетрадь, образец готовой модели телебашни из проволоки,

изображения разных телебашен, острогубцы, плоскогубцы,

проволока. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, плоско-

губцы, острогубцы, проволока, линейка.

Ход урока

Урок желательно начать с повторения материала, изу-

ченного на прошлом уроке. Учитель предлагает детям

вспомнить, на какой остановке они побывали на прошлом

уроке: «Как называлась остановка? Что мы там увидели?

Что вам особенно запомнилось?»

Учимся новому. Учитель: «Наша следующая останов-

ка — телебашня. Откройте учебник на странице 20. Прочи-

тайте текст на этой странице и ответьте на вопросы Ани».

Изответов учащихся можно будет понять, насколько хоро-

шо был усвоен материал прошлого урока. Можно попро-

сить их не только определить, какие изстроений на рисун-

ках могут быть выполнены по той же технологии, что и

дом, но и составить план работы над этим изделием.

Дополнительная информация. По своему практическо-

му назначению архитектурные сооружения делятся на не-

сколько типов:

_ жилые дома,

_ промышленные здания,

_ хозяйственные здания,

_ общественные здания,

_ мемориальные здания.

16

Можно попросить учащихся привести примеры каждого

изтипов сооружений.

Учимся новому. Учитель: «Сегодня мы будем делать ма-

кет телебашни изпровол оки. Прочитайте, что это за матери-

ал, на странице 21». Дети читают текст, после чего необхо-

димо провести опрос: «Какой формы проволока? Изчего её

производят? Для чего она обычно используется? Что такое

сверло? Почему это слово выделено цветом? (Можно посмот-

реть определение этого слова в словарике юного технолога)».

Изучение нового материала можно продолжить знаком-

ством с новыми инструментами — кусачками и плоскогуб-

цами. Учитель предлагает сначала рассмотреть иллюстрации

в учебнике (с. 21) и описать изображённые на них предметы.

Затем он демонстрирует инструменты и объясняет, зачем

они нужны и как ими пользоваться. Необходимо отработать

правила работы кусачками вместе с учащимися, так как это

новый сложный инструмент. Стоит узнать у детей, видели

ли они раньше, как и для чего используются кусачки.

Плоскогубцы — ручной слесарный инструмент, исполь-

зуемый для прочного захвата мелких металлических

деталей, изгибания некрупных деталей, металлических про-

водов и проволок и для выпрямления, скручивания, сгиба-

ния проволоки. Этот инструмент состоит издвух половинок,

скреплённых между собой в одной точке. Каждая часть с од-

ного конца изогнута и образует ручку, а другой конец немно-

го расплющен в плоскую рабочую часть. Называется эта

часть «губки». У этого инструмента губки плоские. Чтобы

деталь не выскользнула во время работы, на поверхность за-

хвата нанесена насечка. Плоскогубцы с изолированными ру-

коятками могут использоваться ещё и для электромонтаж-

ных работ, т. е. для работ с электричеством.

Дополнительный материал. Операцию скручивания

проволоки можно выполнить также пассатижами и кругло-

губцами. А откусывать или отрезать проволоку удобно не

только кусачками, но и острогубцами.

Острогубцы — особо заострённые щипцы для разделе-

ния, откусывания проволоки, металлической жилы, прут-

ка, гвоздей, кусков металла. К острогубцам относят отрез-

ные клещи или щипцы с острыми губами. Как правило, из

соображений безопасности для предупреждения поражения

электрическим током рукоятки острогубцев изготавлива-

ются с использованием изолирующего покрытия.

После знакомства с новым материалом желательно про-

вести фронтальный опрос для закрепления полученных зна-

ний: «Попробуйте самостоятельно сделать вывод, какие при-

ёмы работы с проволокой существуют. Все эти приёмы мы

будем использовать в работе над изделием „Телебашня“».

Перед тем как приступить к практической работе, по-

лезно провести подготовительную беседу о том, какие теле-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей