Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Кочевых С. В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры. Спб. 2006


НазваниеМетодическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры. Спб. 2006
АнкорКочевых С. В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий.PDF
Дата20.05.2017
Размер0.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKochevykh_S_V_Metodicheskoe_posobie_po_provedeniyu_genealogiches
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#20362
страница2 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5
3. Поиск сведений о Ваших предках и родственниках в архивах и многих других источниках В случае, когда возможность отыскания документов и прочих материальных носителей родовой истории в Ваших семейных и родственных источниках исчерпаны и когда Вы сделали всевозможное по записанию воспоминаний и свидетельств ныне живущих людей, Вы можете преступить к исследованию в архивах для уточнения и документального подтверждения того, что до Вас донесло родовое предание, атак же, далее, к отысканию в архивах того, что она, эта Ваша родовая память не сохранила. Те. преступить к восстановлению утраченного. В отношении к архивам в массовом сознании присутствуют две наивные легенды. Согласно одной, все архивы сгорели, и ничего нигде нет. Это, мягко говоря, не так. В действительности в архивах можно найти довольно много, хотя смотря что считать много. Второе наивное представление заключается в том, что достаточно прийти в учреждение под волшебным названием архив и попросить рассказать про деда Матвея и добрая тетя тут же пустится в подробный рассказ о его житье- бытье. Работа в архиве требует от человека специальных знаний и высокой исследовательской культуры. О работе в архивах мы будем говорить ниже. Как Вы поняли из вышесказанного лучше все- таки вести исследование от настоящего в прошлое. Предлагаю строить свое исследование по порядку. Те. начать исследование с самого начала, тес самого себя. Да, да. Именно с себя. Вы же тоже являетесь предметом
генеалогического исследования, и Ваши дети будут искать сведения о Вас как Вы сейчас ищите о своих предках. Сделайте вывод из ошибок предков, начните писать свою историю жизни, ведите дневники, сохраняйте свои документы. Когда Вы задумаетесь о сохранении памяти о себе, то Вы сможете лучше понять, как сохранять память о других. Сохранение сведений о себе можно назвать программой минимум. Потом переходите к своим родителями так далее по порядку. Хотя никаких жестких правил конечно нет. Вооружитесь знаниями, и смело применяйте их, не ограничивая полет своего вдохновения. В любом случае Вам потребуются в достаточном количестве канцтовары, для записи поступающей информации, потребуется место, куда Выбудете складывать поступающие документы и другие материальные носители. Если Вы заносите информацию на цифровые носители не забывайте постоянно копировать информацию как минимум еще на один носитель, а лучше на два. Продумайте и заготовьте заранее все, что необходимо для работы, чтобы никакие мелочи не явились препятствием в столь важном деле. Два маленьких совета
1. Постарайтесь вести дневник поисков, куда Выбудете кропотливо записывать, когда, где с кем и о чем Выговорили, когда, куда и какого содержания запросы или письма посылали, когда что и где обнаружили или узнали. Это важно по двум причинам. Во- первых, генеалогические исследования обычно растягиваются во времени и Вы можете забыть какого содержания запрос Вы посылали полгода назад, и соответственно ответ может быть не совсем понятен. Во- вторых, при активном исследовании поток информации может оказаться больше чем Вы ожидаете, и возникнет опасность запутаться или потерять уже найденное.
2. Будьте очень внимательны к мелочам. В условиях крайнего информационного дефицита, в которых приходится работать генеалогу, любая самая незначительная мелочь может стать ключом к прохождению "уровня, говоря языком компьютерных игр.
IV. Принцип генеалогического исследования
Собирая информацию о каком- то человеке, мы находим в ней непосредственно сведения о его предках, потомках и родственниках, или выявляем указания на иные источники, где подобная информация может содержаться.
В случае построения прямого (восходящего) генеалогического дерева мы стремимся выстроить последовательные связи от детей к родителям, от них соответственно к дедами бабками так далее вглубь веков. Для этого мы собираем сведения о каждом отдельном человеке ив них находим сведения о его происхождении. Любые сведения о человеке несут косвенно информацию о его происхождении, но есть документы, которые содержат непосредственно сведения о предках и родственниках. Например, запись о рождении содержит указание имени других сведений о родителях. Мы узнаем из нее, что в момент регистрации как минимум мать находилась вместе, где произведена запись о рождении. Соответственно в этих краях надо в первую очередь искать сведения о родителях ребенка. Сведения о родителях могут быть ив личном деле студента, ив автобиографии написанной при приеме на работу или в партию, и многих других источниках, иногда совершенно неожиданных. Иногда, когда невозможно найти запись о рождении какого- то человека, удается найти запись о рождении его брата или сестры, и таким образом получить сведения о его родителях (соответственно, двоюродные братья и сестры имеют одинаковых одного деда и одну бабку) Детство и юность
- это время когда ребенок живет обычно вместе с родителями, соответственно, сведения об этом периоде жизни могут помочь обнаружить информацию о родителях ребенка. При составлении обратного (нисходящего) дерева, мы отыскиваем всех детей какого- то человека, потомков этих детей итак далее. Сведения о детях, братьях и сестрах могут быть, например, в личном деле по месту работы, в домовой книге, в письмах, воспоминаниях и во многих других источниках. Эти сведения также могут оказаться в самых неожиданных источниках. Поэтому чем больше информации самой разнообразной о человеке и его окружении имеется, тем лучше. Список источников, содержащих генеалогическую информацию, те. сведения о предках человека о его родственных связях и его потомках весьма велик. О самых главных основополагающих источниках будет рассказано в этой работе. Исследование истории каждой семьи уникально, как уникальны и люди ее составляющие и обстоятельства, в которых они живут. Поэтому, не может быть одной универсальной схемы на все случаи жизни, прежде всего исследователю необходимо уметь думать, ну и конечно собирать сведения, на основании которых будут делаться выводы и предприниматься поисковые действия.
V. Что, Где, Когда
У многих начинающих исследователей просто опускаются руки, когда они наталкиваются на стену непонимания окружающих при их попытках что- либо узнать о своих предках. Такое ощущение, что весь мир сговорился против них. Окружающие непросто не хотят отвечать и помогать им, а даже относятся к ним селе скрываемым раздражением. Дело в том, что они просто неправильно задают вопрос и некорректно ставят задачу. На неправильно поставленный вопрос невозможно даже при желании ответить. Невозможно помогать человеку, который сам не понимает, чего он хочет. Чтобы получить правильный ответ, нужно задать правильный вопрос. Самое главное в исследовании
- умение задать вопрос. Даже если у Вас очень много денег формулирование задачи и постановка вопроса лежит на Вас, это никто за Вас сделать просто не может. Если у Вас нет избытка денег, тем более важно уметь формулировать вопрос. Это сэкономит Вам массу сил и времени. О искусстве целепостановки написано много книг. Напомню тут один принцип. Если цель слишком трудна, попробуйте разбить ее на более мелкие цели и решайте каждую по отдельности. Те. если вопрос, на который Вы ищите ответ, слишком труден, попробуйте его разбить на более мелкие вопросы.
1. ЧТО
Что же мы хотим узнать о каком- то конкретно взятом человеке. Какие сведения мы хотим и можем найти о человеке. Как было сказано выше, генеалогию интересует ЧЕЛОВЕК во всех его проявлениях. С чего начать. Самыми главными генеалогическими событиями являются рождение, браки смерь. В эти моменты своей жизни человек, иногда не отдавая себе отчет в этом, вступает в сложные отношения с обществом, и государство старается учитывать эти события. Эти события ныне строго фиксируются специальными учреждениями, называемыми ЗАГС. Дох годов функции учета этих событий лежали на приходских церквях. Соответственно, есть возможность получения официального документа о регистрации этих событий в соответствующем государственном учреждении. Данные о времени рождения, смерти и брака являются важными критериями персонализации. Например, в деревне, где жил мой прадед, в соседнем доме жил его полный (!) тезка сходного возраста и состава семьи. В таких случаях требуется немало усилий, чтобы разобраться, кто есть кто. Проблема однофамильцев
- одна из больших проблем
генеалогии. Чем больше нам известно о человеке, тем легче нам персонифицировать его. Если мы обнаружили сведения о рождении, браке и смерти, да еще и подкрепленные документами, это хорошо. Пытливый исследователь, конечно, хочет знать как можно больше о предмете своего исследования и идет дальше. Если у вас пока нет сведений о рождении, браке и смерти необходимо отыскивать сведения о любых других событиях жизни, которые помогут персонифицировать исследуемого человека. Это могут быть самые разные события. Например учеба (в ВУЗе, школе, курсах) работа служба

покупка-продажа (крупные сделки, в особенности сделки с недвижимостью) судимость болезнь участие в общественной, политической, культурной жизни и т.д. и т.п. Существует масса источников, где могут быть обнаружены сведения о человеке. Везде где человек вступает в юридические, экономические и другие отношения с официальными структурами могут быть обнаружены документальные следы этих отношений. Многие из этих документов несут массу персональной информации о человеке. Например личное дело студента в ВУЗа личное дело в отделе кадров по месту работы призывные списки личное дело офицера дело о судимости медицинская карта домовые книги дело члена партии телефонные и адресные базы данных кредитные истории и т.д. и т.п. Любое событие на графике жизни имеет две координаты
- МЕСТО и ВРЕМЯ.
Если у насесть свидетельство о рождении, тов нем будет указано, когда рождение произошло и где и когда и каким учреждением оно было зарегистрировано. Если же у нас имеется только устное свидетельство или косвенное указание о томили ином событии, то необходимо по возможности выяснить точную дату события и определить место, где оно произошло. Любое событие существует во времени и происходит в каком- то месте, и Вам важно максимально точно знать обе координаты. Это особенно важно, если мы хотим найти в архивах документальное свидетельство об этом событии. Для осуществления поиска Вам необходимо максимально точно знать дату и место события.
2. ГДЕ
В процессе исследования Вам придется постоянно сталкиваться с этим вопросом. Для начала необходимо определить то, что мы знаем, те. то пространство внутри которого мы будем искать. Это может быть континент или страна, но лучше, если это пространство будет определено рамками определенного города (на поиске в городах мы остановимся ниже) или области (губернии. Хорошо, если у нас будет название деревни или села. Если Вам неизвестно название населенного пункта, то можно попытаться его установить по косвенным указаниям
- наличие там, каких то предприятий, организаций, торговых точек или дат торгов, и т.д. и т.п. Также важным является указание на наличие рядом рек, озер, дорог, лесов, указаниям на отдаленность от известных пунктов или любых других особенностей. В этом Вам помогут кроме справочников различные карты, лучше, если они будут наиболее соответствовать интересующему Вас времени. К примеру, имеется Военно- топографическая карта Европейской России (западного пограничного пространства. Стрельбицкого, 3 версты в английском дюйме, изготовленная в середине 19 века. Обязательно изучите, как минимум современную, карту интересующей Вас местности, эта карта может дать Вам немало подсказок для Вашего исследования. Например, в последнее время выпущена серия двухкилометровых карт почти по всем областям России. Если нам известно название небольшого населенного пункта, но зона предположительного его нахождения достаточно велика, то мы столкнемся опять с проблемой его выявления среди одноименных населенных пунктов. Эта проблема сходна с проблемой однофамильных родов. Тут нам потребуется хоть какая- то дополнительная информация
или если ее все- таки нет, а количество этих пунктов незначительно можно проводить исследование по каждому из этих населенных пунктов, пока не выяснится который из них "Ваш. Если Вы, наконец, знаете название населенного пункта, то очень желательно выяснить его административно- территориальную принадлежность, или, говоря проще выяснить его адрес (деревня, сельсовет, район, область) или (деревня, волость, уезд, губерния соответственно дох годов. Причем этот адрес должен быть установлен на интересующий нас момент времени. Т.к. границы административных образований могли перемещаться, изменяя административно- территориальную принадлежность населенных пунктов, те. адрес. Город, расширяясь, захватывал деревни, и они из района переходили в город. Образовывались новые области, районы могли переходить из области в область и т.д. Соответственно все делопроизводство после изменения административной принадлежности шло в рамках нового территориального деления, и откладывалась уже в соответствующих этому делению архивах и учреждениях. Знание адреса необходимо чтобы Вы могли квалифицировано и успешно продолжить поиск в архиве или правильно составить заявку на проведение дальнейшего исследования. Те. чтобы Вы могли правильно задать вопрос, что значительно увеличит шансы на "правильный" ответили результат Ваших исследований. В установлении адреса населенного пункта, в первую очередь, Вам помогут следующие справочные издания. По современному состоянию Вы можете обратится к справочнику почтовых отделений России от А до Я, находящиеся в свободном доступе в каждом почтовом отделении. В советский период выпускались справочники по административно- территориальному делению. Например Орловская область. Административно
- территориальное деление на 1 января 1976 года. Орел 1976. И другие подобные издания, а также смотрите постановления правительства по образованию или переносу административных образований. Административно- территориальное деление до 1917
-
1920 гг отражено, например, в изданиях Центрального статистического комитета МВД Списки населенных мест Российской империи. СПб 1861
-
1865. и Список населенных мест по сведениям 1866 г. Такой- то губернии. СПб. 1871. Неопубликованные справочники по административно- территориальному делению могут быть в областных архивах в фонде канцелярии губернатора, губернского правления, казенной палаты, архивной ученой комиссии.
В фонде 1290, РГИА имеются по ряду губерний подробные Сведения о населенных местах на 1897 год. Если Вам, по причине недостатка информации не удалось установить точное место события, постарайтесь максимально сузить район его вероятного нахождения и составьте себе ясное представление, где находятся границы этой зоны поиска. Попытка проследить все перипетии перехода деревни Любощь, находящейся в Орловской области, из одного административно- территориального образования в другое на протяжении всей обозримой истории было предпринято мной намоем сайте diderix.petergen.com см. статью История места. Когда
Как было сказано выше, для точной привязки события нужно знать место и ВРЕМЯ. В случае, когда нам неизвестна точная дата того, когда произошло событие, мы также определяем некий временной коридор, стараясь соотнести интересующее событие с другими известными датами. Например, до 1917 года или после, до такой то войны или после, до свадьбы дяди Пети или после и т.д. Далее собирая информацию в различных источниках необходимо сужать коридор до точной даты. Для поискав архивах приемлем "коридор" в один- два года. Возможно проводить исследование и с более широким "коридором, но надо понимать, что это будет требовать соответствующих затрат сил и времени. Для определения дат, правильного соотношения с другими датами и (при желании) для пересчета дат старого стиля на новый Вы можете обратиться к следующим изданиям Хронологический справочник 19
-20 века. Составитель Перпер, МИЛ Черепнин, Л.В. Русская хронология. М Пронштейн, А.П. Хронология. Ростов- на
-
Дону, 1973.
VI. Архивы
Введение.
Архив представляет из себя некое помещение, в котором стоят шкафы, в которых находятся папки с различными документами. Архивы являются государственными или ведомственными учреждениями. Для хранения и учета хранящихся документов нанимается по возможности квалифицированный персонал. В более крупных архивохранилищах имеется так называемый читальный зал, представляющий из себя комнату со столами. Там исследователи могут ознакомиться с делами, хранящимися в архиве выдаваемыми им заведующим читальным залом на оснований Российского законодательства, подкорректированного правилами, установленными в этом архиве. Архивы выдают справки на запросы граждан, также работники архивов могут проводить исследования, но все это обычно длится долго и не всегда отвечает ожиданиям исследований. Проблема тут заключается в уровне общей культуры и развитости всего общества, в уровне подавляющего большинства его членов на всех уровнях и вытекающему из этого отношения к истории, а вытекает из этого нищенское финансирование архивного дела с одной стороны и традиционно пренебрежительное отношение к человеку с другой. А из этой смеси соответственно вытекает масса препятствий на пути исследователя к знаниям. Подобное состояние дел требует от исследователя высокого личного уровня знаний и культуры для успешного прохождения как многих естественных, таки не менее многочисленных искусственных препятствий. В архивы попадают документы, имеющие историческое, культурное, хозяйственное или иное значение для государства или организации и поэтому они финансируют хранение соответствующих документов. Различные документы имеют различный срок хранения. Например, медицинские карты проходивших стационарное лечение хранятся в архиве клиники двадцать лет, личные дела в архиве отдела кадров предприятий и учреждений
- 75 лети т.д. после чего они подлежат уничтожению. Некоторые виды документов по истечении определенного срока передаются из ведомственных архивов в государственные для дальнейшего хранения. Имеются документы, определенные на бессрочное хранение. Различные документы имеют разные степени допуска к ознакомлению сними. Например, метрические книги церквей выдаются исследователям для ознакомления через сто лет от даты заполнения. Это связано с существующими у нас нормами защиты персональной информации о человеке.
Существующие у нас нормы далеко не бесспорны, как и их исполнение, но это отдельный разговор. Вам необходимо быть готовым к тому, что при запросе материалов, содержащих персональную информацию, у Вас могут затребовать подтверждение родства. Это одна из причин, по которой важно начинать сбор документов с себя. Хорошо, когда у Вас наготове есть Ваше свидетельство о рождении, свидетельства Ваших родителей и дедов- бабок и т.д., для подтверждения Вашего родства с исследуемым
человеком. Согласно Закону об архивах каждый гражданин имеет право ознакомится с делами, хранящимися в архиве на основании личного заявления или отношения от организации, если это не ограничено другими подзаконными актами. Кроме того, по факту это право может быть произвольно ограничено работниками архива. Известен случай, когда в Карелии исследователь вынужден был посещать читальный зал архива с судебным исполнителем, обеспечивавшим его законное право работы в архиве. Также это право может быть ограничено количеством выдаваемых дели сроками их выдачи. Это ограничение может иметь как объективный характер (недостаток государственного финансирования) таки субъективный (личные представления работников архива, недостаток личного финансирования и т.д.). Маленькие читальные залы не всегда могут вмещать всех желающих, что создает очереди. Вам могут отказать выдать делана основании их плохого состояния, на основании того, что с этим делом работает другой исследователь и вообще архив просто может быть закрыт из- за отсутствия финансирования. Есть архивы, в которых читальные залы отсутствуют, и они отвечают только на письменные запросы. Работа с архивами посредством письменных запросов, при правильной формулировке запросов, может быть весьма эффективной. Недостаток государственного финансирования толкает работников архивов к попыткам коммерциализировать работу архивов. Все большое распространение получает взымание платы за выдачу справочной информации, копирование, за проведение поиска и т.д. И все- таки несмотря на эти и многие другие препятствия, подкарауливающие Вас, самым главным препятствием остается собственная неосведомленность исследователя, отсутствие необходимых знаний, опыта и что греха таить, подчас элементарной культуры. Преодоление этого препятствия находится полностью в Ваших руках и зависит только от Вашего желания.
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей