Главная страница

Русский язык Русская словесность 7 кл Методичка. Методическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.


Скачать 372.03 Kb.
НазваниеМетодическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.
АнкорРусский язык Русская словесность 7 кл Методичка.pdf
Дата26.01.2018
Размер372.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_Russkaya_slovesnost_7_kl_Metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35491
страница1 из 9
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
От автора
Методическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании. Это значит — реализовать системно-деятельностный подход к изучению русского языка и литературы и добиться личностных, предметных и метапредметных результатов, требования к которым диктует Федеральный государственный образовательный стандарт.
Изучение словесности происходит под в ум концент- рам. Первый концентр — 5 и 6 классы — первоначальное знакомство школьников с курсом. Второй —
7—9 классы — важнейшие сведения о словесности и практическое освоение ее осн о в.
Приступая к преподаванию словесности в 7 классе,
учитель должен четко представлять, какова цель изучения словесности ив чем специфика этого курса, его отличие от предметов Русский языки «Литература».
Методическое пособие подскажет, какими должны быть уроки словесности в 7 классе ив чем их отличие от уроков словесности в 5 и 6 классах, что нового узнают учащиеся по сравнению с начальным этапом изучения курса, какие новые литературные и языковые умения они приобретут.
Эта книга поможет ответить на вопрос какие качества требуются от учителя, преподающего словесность?
Но это, конечно, не означает, что предложенные методические рекомендации — единственно возможный путь изучения словесности. Творчески работающий учитель выберет из множества вариантов тот, который наиболее отвечает потребностям данного состава класса, интересен самому учителю.
Желаем успехов в вашем трудном деле
СЛОВЕСНОСТЬ КАК УЧЕБНЫЙ КУРС
Задачи изучения словесности в 7 классе
В последние годы в школьном преподавании появились новые курсы словесность, риторика, стилистика. Это вызвано тем, что общество осознало наша речь находится в состоянии кризиса.
Великий и могучий русский язык, обладающий широчайшими возможностями передачи информации,
общения и побуждения к действию, катастрофически обедняется в повседневном бытовом и деловом общении, в средствах массовой информации, в документах, в школьном образовании и даже в художественной литературе. Бедность словаря, засоренность речи ненормативной лексикой и словами-паразита- ми, ошибки в употреблении слов, однообразие синтаксиса, вообще несоблюдение языковых норм свойственны даже тем, кто постоянно имеет дело со сло- вом.
А между тем язык — всенародное достояние. Он создан многими поколениями и, как живой организм, развивается вместе с народом. Жив язык значит, живи народ. Еще Тургенев говорил, что величие языка свидетельствует о величии народа.
И может быть, первое, с чего надо начать выводить всю страну из глубочайшего кризиса, — это спасение языка. Потому что язык орудием ы с лис ред ст во взаимопонимания люде й,
в аж ней ш и й элемент культуры. Прежде
чем что-то построить, человек должен осмыслить,
что именно он собирается делать, каким образом он это будет делать. И главное средство осмысления всего — язык. Язык способен передать все — от великих глобальных идей до самых тонких наблюдений, от грандиозной страсти до малейшего движения души. В наших руках огромное богатство — русский языка мы пользуемся ничтожной долей этого богатства, да еще коверкаем и искажаем его.
Цель уроков словесности — изучение русского языка и литературы в их единстве, взаимосвязи. На уроках словесности осуществляется особый подход к изучению русского языка и литературы. Учащимся должна быть ясна органическая связь явлений:
строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания всех высказываний, в том числе их у доже ст вен н ы х произведений, ах у доже- ст вен н ы е произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства. И одно без другого просто не существует.
Читая художественное произведение, ученик постигает авторскую мысль через словесную ткань, идя от слова, от словесной организации произведения к образу, композиции, сюжету, идее. Так формируется важнейшее читательское умение — понимать содержательность художественной формы. Такой подход дает возможность проникнуть вист и н н ы й смысл текста, а не повторять готовые чужие формулировки, не читая самого произведения.
Ученик изучает фонетические, лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические выразительные возможности языка, виды и формы словесного выражения самого различного содержания, которые уже выработаны художниками слова. И тем самым он овладевает языком как могучим средством выражения собственных мыслей и чувств, учится использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской и общечеловеческой культуры.
Таким образом, если на уроках русского языка рассматриваются законы и категории языкато на уроках словесности речь идет об употреблении языка, о языке как материале, из которого создается произведение, о тех возможностях, которыми обладают языковые средства для выражения разнообразного содержания. Если на уроках литературы учащиеся знакомятся с творчеством писателей, произведениями, принадлежащими к различным родам словесности, тона уроках словесности говорится о своеобразии языкового выражения содержания в произведениях разных родов, и тем самым школьники учатся понимать любое произведение — эпическое, лирическое и драматическое.
Рассмотрим теперь конкретные задачи курса.
Задачи изучения словесности в 7 классе. Развивать представления учащихся о значении языка в жизни личности и общества, об употреблении языка, о словесности и языке как ее материале Формировать понятия о языке, слове и словесности. Добиваться понимания того, как законы и нормы языка служат его употреблению. Учить использовать знания о законах и нормах языка в речевой деятельности семиклассников Формировать понятия о разновидностях употребления языка а) о назначении, свойствах и разновидностях разговорного языка б) о важнейших признаках литературного языка, о его функциональных стилях в) об использовании разговорного и литературного языка в художественных произведениях го языке художественной словесности.

Развивать умение пользоваться разговорными литературным языком, обогащать разговорный язык посредством чтения художественных произведений
а литературный язык — путем чтения и аудирования научных и научно-популярных текстов, создания собственных сочинений о языке и литературе Формировать умение различать слова по их стилистической окраске, понимать их выразительные возможности и употреблять языковые средства в собственных высказываниях в соответствии сусло- виями и целями общения Формировать понятия о формах словесного выражения содержания в нехудожественной словесности. Развивать умение использовать в собственной речи устную и письменную формы, диалоги монолог в соответствии с поставленными задачами. Добиваться правильности, чистоты и выразительности употребления языка в речевой практике Формировать понятия о формах словесного выражения содержания в художественной словесности, понимать роль и выразительные возможности диалога и монолога, стихов и прозы. Формировать умение использовать в речи эти формы, а также проникать в смысл художественного произведения на основе понимания значения его словесной формы. Развивать понятие о стилистической окраске слова и представление о стиле Формировать понятие о стилистической и эмо- ционально-экспрессивной окраске лексики и фразеологии. Углубить понимание значения стилистической окраски языка. Овладевать умением работать со словарем синонимов выбирать синонимы, соответствующие цели высказывания. Учиться использовать в речи выразительные возможности грамматики Заложить основы понимания категории стиль.
Формировать умение работать со статьями в словарях. Развивать коммуникативные способности учащихся Формировать начальные понятия о стиле в художественной словесности о стиле писателя и стиле эпохи, о стиле народной поэзии и стилизации. Овладевать пониманием роли стилистической окраски языка в художественной словесности. Развивать читательские умения, формировать представления о словесных средствах выражения содержания произведений словесности Формировать понятие о произведении словесности как единстве содержания и словесной формы его выражения. Формировать понятия о родах, видах и жанрах произведений словесности. Уметь пользоваться этими знаниями в процессе читательской практики Формировать понятия о языке эпических, лирических и драматических произведений устной народной словесности. Развивать умение проникать в смысл произведения через его языковую ткань.
Формировать уважение к прошлому своего народа,
к его творческим силам, идеалам, к величию и могуществу русского языка Формировать знания о духовной литературе,
о великом памятнике мировой словесности — Библии, ее жанрах и языке. Формировать умение понимать эти тексты Формировать понятия о видах и жанрах, о своеобразии языка эпического произведения, о словесных средствах изображения характера героя, пейзажа, сюжета и композиции, о роли повествования,
описания, рассуждения, диалога и монолога. Формировать умение понимать смысл произведения, авторскую мысль посредством наблюдений над словесной формой изображения героев и событий умение использовать полученные знания при создании собственных устных и письменных текстов Формировать понятия о видах и жанрах лирики, о своеобразии словесного художественного образа в лирике, о языке лирического произведения как выражении чувства и мысли. Развивать умения вчитываться в текст лирического произведения и понимать его смысл, замечая выразительные возможности языковых средств. Помочь почувствовать красоту языка лирики и глубину воплощенного в словесной форме ее смысла. Овладевать умением выразительного чтения лирических произведений Формировать понятия о видах и жанрах, о своеобразии языка драматического произведения, о словесных средствах изображения героя и сюжета в драме. Формировать умение понимать смысл драматических произведений разных жанров (пьесы,
фильмы, телевизионные передачи) через их словесную форму. Обогащать разговорную речь семиклассников посредством изучения языка драмы. Развивать творческие возможности школьников Помогать творческому овладению русским языком для выражения собственных мыслей и чувств семиклассников Формировать интерес и любовь к чтению и умение самостоятельно проникать в смысл любого текста через его языковую форму. Овладевать умением воспринимать словесное произведение как явление искусства Овладевать умением извлекать личностный смысл из прочитанного художественного произведения и вырабатывать стремление к развитию и само- совершенствованию.
Построение программы и учебника
«Русский язык. Русская словесность. 7 класс»
В программе и учебнике по русской словесности для 7 класса приведены главные, исходные положения теории словесности, ее основы. Некоторые
1
См.: Альбеткова Р. И Русская словесность. От словак словесности. 5—9 классы // Программы для общеобразовательных учреждений Русский язык. 5—9 классы классы / сост. Е. И. Харитонова. М Дрофа, С. 141—148.
понятия, которые изучаются в школе на уроках русского языка и литературы, включены ив программу, ив учебник по словесности. Но это не механическое повторение уже известного подход к этим явлениям на уроках словесности, как отмечалось выше,
свой, особый. В словесности непросто рассматриваются такие категории языка, как, например, описание, повествование и рассуждение, а то, как и для чего употребляется язык в этих формах. Непросто портрет героя или сюжета языковое выражение портрета героя или сюжета. А кроме того, вводятся и новые теоретические понятия, например в 7 классе жанры небылицы и народной драмы, образ-пе- реживание в лирике, пародия и стилизация и другие класс — начало нового концентра изучения словесности. Что нового содержится в программе для класса по сравнению стем, что учащиеся узнали,
знакомясь со словесностью в 5 и 6 классах?
Центральной проблемой изучения словесности в 7 классе является проблема стиля, одного из основополагающих понятий теории словесности.
Без понимания, что такое стиль, без умения практически использовать стилистические богатства языка нет ни понимания любого текста, в том числе художественного, ни возможности коммуникации и созидания. Семиклассники в состоянии освоить первоначальное понятие о стиле как явлении языка
(разновидности его употребления) и явлении литературы (идейно-художественное своеобразие произведений. На данном этапе нет необходимости давать теоретическое понятие о стиле, но надо показать на конкретном материале, что такое стиль, как зависит смысл высказывания от стилистической окраски слови выражений, что представляют собой разговорный и книжный язык, стили литературного языка, каковы важнейшие особенности стиля эпических, лирических, драматических и лироэпических
произведений. Все это значимо для развития личности, для того, чтобы школьники сознательно обращались в речевой практике к тому стилю, который нужен в данных условиях, умели понимать устные и письменные высказывания, видели значение стилистической окраски художественного текста для воплощения идеи произведения.
Некоторый подход к этому был сделан в 6 классе,
когда мы говорили о стилистической окраске слова.
Теперь знания об отдельных признаках стиля вводятся в систему знаний о разновидностях употребления языка и о выразительных возможностях различных стилистических языковых средств. И разговор о родах и видах литературных произведений идет в 7 классе под углом зрения стиля этих произведений единства всех элементов словесной художественной формы, воплощающей художественное содержание. В последующих классах эти подходы получат дальнейшее развитие.
Учебник для 7 класса состоит из 11 глав. Каждая глава включает в себя теоретический материал.
Здесь приведены основные положения теории словесности, доступные учащимся 7 класса, как те, которые изучаются также на уроках языка и литературы, таки новые. Но главное — теоретические сведения даются во собой систем е.
Важно заметить, что в 7 классе теоретические понятия изучаются как инструмент для постижения смысла текста. Они не самоцель,
поэтому нет необходимости добиваться заучивания определений, зато очень важно достичь глубокого понимания учащимися сущности рассматриваемого явления.
Учебник для 7 класса разделяется над в е части.
П ер в а я называется Материал словесности, ив ней говорится о языке как материале словесности:
о том, что такое слово, о разновидностях употребления языка, о формах словесного выражения как переход от словак словесности рассматривается понятие стиля. Вторая часть называется Произведение словесности, ив ней речь идет вначале о разделении словесности народы, виды и жанры, аза- тем — о законах использования выразительных возможностей языка в произведениях разных родов словесности.
В каждой главе выделены параграфы. Так, первая глава Слово и словесность содержит три параграфа Языки слово, Словесность и Русская словесность. Каждый параграф завершается рубрикой Обобщим сказанное. Зачем итоговые обобщения включены в учебник Только нед ля тог о,
ч то бы учащиеся заучивали эти формулировки наизусть Они представляют собой краткое изложение главной мысли раздела, и это необходимо для сознательного изучения теоретических понятий. Известно, что умение выделить главную мысль прочитанного научного текста — одно из необходимых и трудноосваиваемых умений, формирование которого совершается в результате целенаправленного педагогического воздействия. Материалы рубрики Обобщим сказанное и послужат этой цели. К тому же учащиеся увидят, что о сущности понятия можно сказать в разной словесной форме, и главное — осмыслить явление, а не запомнить формулировку. Поэтому на эти формулировки главной мысли и на различие словесной формы объяснения явлений нужно обратить особое внимание на уро- ках.
Для того чтобы теоретический материал мог служить развитию речи школьников, а также инструментом анализа произведений словесности, в конце каждой главы приводятся вопросы, объединенные под рубрикой Подумайте и ответьте. Отвечая на предложенные вопросы, учащиеся должны найти
собственные формы словесного выражения изученных явлений. Это чрезвычайно важно, потому что школьникам прочитанный материал часто кажется понятным. Но до тех пор, пока он не выражен в собственных словах, его нельзя считать освоенным.
И, работая над этими разделами, учителю необходимо добиваться, чтобы ученики не повторяли заученные формулировки, а создавали собственные.
Каждая глава учебника завершается разделом
«Проверьте себя, где даются задания и упражнения. Материалом для заданий служат целостные тексты, иногда приводятся произведения целиком,
особенно стихи, иногда в виде фрагментов, представляющих собой законченный текст. Они сопровождаются вопросами, которые помогают учащимся обратить внимание на изучаемые языковые явления. Нередко вопросы и задания служат своеобразной подсказкой пути рассуждения о приведенном тексте.
Учитель имеет возможность выбрать из большого количества заданий те, которые необходимы в данном классе, и даже применительно к индивидуальным потребностям отдельных учащихся, ив этом кроется немалый резерв для творческого преподавания словесности.
Во многих главах наряду с анализом языка произведений художников слова ученикам предлагается творческое задание составить таблицу или применить данные в таблице сведения к известным произведениям, составить тезисы, написать эссе, сочинить рассказ или сценку и т. д. Важной формой творческого овладения материалом является выразительное чтение, пересказ, инсценировка и другие формы самостоятельной работы. Именно в таких проявлениях видно, насколько учащиеся поняли текст произведения.
Какой смысл в том, чтобы учащиеся создавали собственные творческие работы И можно ли учить творчеству, да еще учить всех и каждого Может
быть, это дело избранных Нет, творчеству учить необходимо, и это дает немалые результаты, как показывает опыт работы многих учителей. Во-первых,
совершенствуются читательские умения пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самое выразительное слово, ученики начинают по-настоящему ценить меткое художественное слово писателей.
Замечательный словесник-методист нашего века
М. А. Рыбникова называла этот путь от маленького писателя к большому читателю. А во-вторых,
школьники учатся творческому использованию языка со всеми его богатствами для адекватного выражения собственных мыслей и чувств, пусть вначале небогатых, но под влиянием чтения все более углубляющихся. И все это служит развитию творческой личности, владеющей основами человеческой культуры, не винтика в государственном механизме, не слепого исполнителя чьей-то воли, а самостоятельно мыслящего, инициативного человека,
способного решать сложные жизненные задачи.
В конце книги приведен словарь Важнейшие термины словесности. Он включает в себя определения понятий, с которыми семиклассники встретятся в учебнике. К нему следует систематически обращаться в процессе работы, но еще раз отметим:
приведенные в нем формулировки даны нед ля заучивания. Ведь теория в 7 классе — инструмент для понимания произведений, а не самоцель.
Еще одна особенность учебника наличие в нем разделов Уточним. Они даются, как ив учебниках для 5 и 6 классов, там, где учащиеся встретятся с материалом, который требует комментариев.
Иногда это объяснение неизвестных школьникам слов, иногда приведение фактов, без знания которых непонятен текст или нельзя выполнить задание. Такая форма представляется нам более удобной для школьников данного возраста, чем подстрочные примечания
Обратим внимание учителя и на то, что в учебнике используются значки-символы, позволяющие легко ориентироваться в его содержании. По этим значкам можно определить характер работы, которую надо произвести над данным разделом. Так, специальными значками отмечены задания, предназначенные для исследовательской работы, для тех, кто пишет стихи, творческие работы и т. д.
Некоторые особенности методики преподавания словесности
Методика преподавания словесности должна служить реализации личностных, предметных и мета- предметных результатов освоения законов и норм русского языка и литературы, закрепленных ФГОС.
Для этого необходимо сделать уроки словесности увлекательными, интересными. Этому должны способствовать как сам материал, который школьники постигают на уроках, таки разнообразие форм ра- боты.
Художественные произведения, с которыми будут работать учащиеся в процессе изучения основ теории словесности, несут в себе глубокий смысли важно не засушить его, не превратить в плоское логическое суждение, нужно увидеть многозначность художественного слова. А уроки словесности должны строиться как диалог учащихся друг с другом и с учителем, как совместный поиск ответа на поставленный вопрос проблемного характера.
Учебник для 7 класса Русский язык. Русская словесность требует от учащихся активности как в постижении теоретических знаний, таки в приложении их к предложенным текстам. Здесь непросто сообщаются сведения по теории словесности, но понятия и категории выводятся из наблюдений над произведениями. А затем эти знания
должны быть использованы в практических действиях над текстами. Поэтому и от учителя требуются особые личностные качества. Учитель не может быть простым лектором-информатором, изрекающим истины. Его задача — научить школьников размышлять над произведениями, а для этого он должен размышлять вместе с учениками. Это делает уроки интересными, превращает их в живой диалог.
На уроке определенное место займет работа ст е орет и чески мм ат ер и алом. Важно, чтобы формы постижения теоретических понятий небыли однообразными. Водном случае школьники самостоятельно читают раздел учебника и затем обсуждают прочитанное. В другом — самостоятельно читают раздел, определяют его главную мысль, аза- тем несколько ребят дают свою формулировку этой мысли, совместно вырабатывается оптимальная формулировка, которая записывается на доске ив тетрадях. Иногда можно сравнить определения понятия, данные в параграфе ив разделе Обобщим сказанное, в словаре Важнейшие термины словесности, в Кратком словаре литературоведческих терминов, в Краткой литературной энциклопедии, в словарике, помещенном в конце учебной хрестоматии по литературе. Или определение, данное в учебнике русского языка, сравнить стем, которое предложено в нашем учебнике ив Энциклопедическом словаре юного филолога. При этом учитель играет самую активную роль, уточняя понимание школьниками явления. Такая мыслительная деятельность служит усилению интереса учащихся к курсу.
Интересу к курсу должны способствовать и сами тексты, приведенные в книге. Они принадлежат известным писателями поэтами представляют собой образцы словесного искусства, на которых
можно учиться писать. Когда-то А. П. Чехов предлагал учиться писать по лермонтовской повести Тамань, разбирая ее, как разбирают в школе, по предложениям. Читая тексты, школьники задумаются над тем, почему писатель употребил тот или иной словесный оборот, что выражено таким строением предложения, в чем выразительность данного слова.
На уроке тексты должны быть прочитаны вслух,
прежде чем приступить к их обсуждению, тем более что нередко задания предлагают прочесть текст выразительно. На вопросы выразительного чтения в классе, как ив предшествовавших, следует обратить самое пристальное внимание. И здесь особая роль принадлежит учителю. Учитель на уроках словесности нередко должен выступать как чтец художественного текста, предлагая образцовое прочтение. Поэтому в подготовке к уроку большое место займет тренировка в выразительном чтении. А на самом уроке пойдет разговор о том, как следует прочесть тот или иной текст, и будут прослушаны варианты прочтения, предложенные семиклассниками.
Возможно даже проведение на уроке своеобразного конкурса на лучшее прочтение текста. Важно только помнить, что это задача учебная не столько выявить победителя, сколько научить каждого.
Среди приведенных в учебнике текстов немало юмористических, их особенно любят ребята. Такие произведения дают возможность устроить оживленное обсуждение проблемы, возбудить интерес к уро- кам.
Организовать живой диалог в значительной мере помогут вопросы в разделе Подумайте и ответьте!».
Такого раздела не было в учебниках 5 и 6 классов,
здесь потребуются новые формы работы. Это может быть не только привычная фронтальная беседа (она уместна там, где надо дать определение понятия, но и обсуждение проблемы, сопоставление разных точек зрения. Учителю важно выслушать ответы нескольких учащихся и предложить им самим оценить работу товарищей. Таким образом, уроки в ка- кой-то мере начинают походить на семинарские занятия, в них появятся элементы диспута, потому что значительное место займут обсуждения самой проблемы и высказываний всех участников. Конечно, это сходство очень приблизительное, потому что многие семиклассники еще не умеют давать оценку высказыванию. Однако при таком построении уроков школьники будут учиться этому сложному искусству. А учитель будет выполнять функцию ар- битра.
Еще больше возможностей организовать обсуждение дает самостоятельная работа учащихся над текстами в разделе Проверьте себя. Учитель может распределить задания в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями учащихся и организовать обсуждение типа семинара.
Среди заданий немало таких, которые предлагают школьникам самим сочинить сказку, рассказ или произведение иного жанра. Результаты этой работы тоже целесообразно прочитывать в классе стем, чтобы ребята сами дали оценку прослушанному. И здесь очень важно мнение учителя максимально уважительное, тактичное. Надо постоянно помнить, что способности учащихся неодинаковы и что задача, стоящая на уроке, отличается от той, которая решается на конкурсе творческих работ. Важно не выявление лучшего сочинения и отторжение остальных, а обучение творчеству каждого ученика, максимальная мобилизация творческих способностей каждого.
Специфична на таких уроках и оценка деятельности учеников. Учителю важно видеть возможности каждого учащегося и оценивать его достижения не по отношению к идеалу, а потому, чего
именно этот ученик достиг в данной работе.
Есть дети, одаренные в области словесного искусства, сними все ясно. Но есть ребята, с трудом овладевающие языком. Один может впервые нарисовать художественную деталь, другой — впервые сочинить метафору. И это для них большое достижение,
которое заслуживает поощрения. Поэтому оценка творческих работ требует от учителя особого такта,
оценка должна стимулировать дальнейшие успехи ученика. И вместе стем оценка покажет и различие между талантливым сочинением и вымученной ремесленной поделкой. Нов любом случае творческие работы не должны оцениваться двойкой,
если ученик выполнил работу. А на уроках большое место займет чтение творческих работ и их обсуждение, в процессе которого учащиеся увидят собственные победы и просчеты.
Особое внимание обратим нар а боту сил люстра ц и ям и. Они сопровождают страницы теоретических параграфов и тексты в упражнениях.
К рисункам, репродукциям картин даны задания в разделах Проверьте себя. Все изобразительные материалы предназначены для обучения словесности, для того, чтобы учащиеся лучше поняли произведения искусства слова, возможности словесного выражения содержания, ресурсы материала словесности — языка. Задача учителя при работе с иллюстративным материалом — найти такой подход,
который поможет решению главной цели. Покажем некоторые пути использования иллюстраций.
Школьники увидят в учебнике портреты писателей и ученых. Некоторые портреты были помещены ив учебнике для 6 класса, нотам они носили в основном иллюстративный характер, нужны были для того, чтобы создать у ребят живое представление об авторе, что чрезвычайно важно для преодоления наивно-реалистического восприятия
произведения. Так, говоря о пьесе Перстенек и видя портрет КГ. Паустовского, ребята начинали понимать, что это произведение, в котором автор говорит о важности любви, доброты, взаимопомощи.
А читая четверостишия и определяя в них размер стиха, школьники зрительно представляли облик
Анны Ахматовой, Ивана Бунина и других поэтов,
что тоже необходимо для восприятия стихов.
В учебнике для 7 класса значение портретов принципиально иное. Здесь помещены 19 портретов,
и это непросто иллюстрация, этом ат ер и а л, с которым необходимо работать. Дело не только в том,
что со многими писателями семиклассники встречаются впервые на уроках словесности, таковы портреты Б. В. Шергина, С. Г. Писахова, А. М. Ремизова,
А. С. Хомякова и др. Помочь ребятам увидеть облик нового для них писателя уже важно. Но важно и учить понимать портрет, поэтому учитель специально обратит внимание школьников на портрет,
даст краткую справку описателе, познакомит учащихся с ним. Школьники рассмотрят портрет, постараются увидеть во внешнем облике писателя своеобразие его личности, то, что выразилось ив созданном им произведении.
Материал для рассказа о томили ином писателе учитель найдет в любом из современных справочников. Назовем некоторые из них.
Краткая литературная энциклопедия. М, Т. Русские писатели XI — начала XX в Биобиблиографический словарь. Кн. для учащихся / под ред. Н. Н. Ска- това. М, Литература Древней Руси Биобиблиографический словарь / под ред. О. В. Творогова. М, Русские писатели XIX в Биобиблиографический словарь В 2 ч. / под ред. ПА. Николаева. е изд, дораб. М. Ч. 1, 2.
Русские детские писатели XX в Биобиблиографический словарь. М, Русские писатели XX в Биобиблиографический словарь В 2 ч. / под ред. Н. Н. Скатова. М, 1998. Ч. 1, Есть писатели, с которыми школьники уже знакомы, нов учебнике приведены неизвестные ребятам их портреты. Рассматривая эти портреты, семиклассники увидят в них тоже, что они видят ив произведениях словесности возможность по-разно- му изобразить одного итого же человека в зависимости от точки зрения художника. Так, сравнивая портрет Л. Н. Толстого в данном учебнике с портретом того же писателя, помещенным в учебнике по литературе, школьники могут подумать о том, что выразил каждый из художников, изображая великого писателя.
Ряд иллюстраций представляет собой своеобразный документ переплет Библии, страница из Библии, рельефы западного фасада Дмитриевского собора во Владимире конца XII в, гравюра из книги А. Олеария XVII в, литография русский раёк.
Эти картинки помогут школьникам представить себе явления словесности, о которых говорится в учебнике, более живыми наглядным сделают словесный текст. Ведь одно дело прочитать о значении Библии, а другое — увидеть, как выглядела эта книга в древние времена. На уроке необходимо рассмотреть эти иллюстрации, предложить школьникам рассказать о том, что они увидели, словесно описать картину.
Например, после прочтения в главе 6 фрагмента из Евангелия о Рождестве Христовом важно внимательно всмотреться в икону Рождество Христово».
Икону нельзя рассматривать как иллюстрацию, как произведение изобразительного искусства, это особое явление, аналогичное молитве. Исследователь русской иконы Е. Н. Трубецкой назвал это умозрением в красках. И действительно, икона — этом о лит вен но ера з мышление, созерцание самой сущности мира, переданное красками.
Как в евангельском тексте средствами искусства слова выражается глубокий духовный смысл, таки в иконе средствами изобразительного искусства выражается тоже духовный смысл. Язык иконы иной, чем в картинах художников нового времени.
Остановимся чуть подробнее на своеобразии иконы.
Предметы, изображенные на обычной картине, не обозначают ничего иного, кроме самих предметов.
Предметы, изображенные на иконе, — знаки Божественного. За каждым предметом стоит иной смысл.
Они могут быть изображены правдоподобно, но все говорят о присутствии Бога в мире. В этом мы можем увидеть аналогию Библии, где слово является иносказанием, обозначает не только предметно и то, что стоит за ним, где человек, природа, события истории изображаются сточки зрения Вечности.
Вот на эту аналогию языка иконы и языка Библии и надо обратить особое внимание семиклассников (конечно, в доступной для них форме).
Рассмотрим икону Рождество Христово. Она свидетельствует о самой великой тайне — Воплощении Бога. О пришествии в мир Бога в образе Младенца Иисуса. О важнейшем событии в истории человечества. Поэтому мир иконы гармоничный и прекрасный, все здесь озарено светом, радостью. Вверху сияет Вифлеемская звезда — знак Рождества. Светлое золотое небо и золотая земля, цветовая гармония, стройная композиция — все делает икону праздником.
На иконе Рождество Христово, как и на любой другой, главное изображено в центре Богоматерь с
Младенцем. Богоматерь выделена из окружающего масштабом фигуры и красным фоном, и это говорит о значении Богородицы втайне Воплощения. Рядом
с Нею — Младенец, весь в светлом сиянии на темном фоне пещеры. Он изображен очень маленьким, лежащим в яслях — кормушке для скота. И это не только изображение Младенца, а обозначение того,
что Бог явился в мир беспомощным, слабым, ничем не отличающимся от обычного человека, родившимся у простых, незнатных, бедных людей. И вместе стем это непросто Младенец, а Бог, об этом говорит сияние, которым Он окружен. И даже то, что рядом с Младенцем изображены воли ослик, тоже непросто изобразительная деталь для придания правдоподобия, а знак того, что все животные также участвуют в радостном празднике.
Справа и слева склонились ангелы перед явлением Бога на земле. Это знак того, что небесные силы поклоняются Младенцу. Все земное тоже радуется этому справа изображены пастухи, которые услышали от ангела о рождении Младенца и идут поклониться Ему. В верхней левой части иконы изображены волхвы — мудрецы, они изучали движение звезд, узнали от звезды о рождении Царя и устремились туда, куда вела их звезда. Не только простые пастухи, но и умудренные знаниями волхвы — все сознают величие происходящего. Все это соответствует тому, о чем рассказано в Евангелии. Но икона не иллюстрация. Она своими средствами славит Бога. Вглядитесь в фигуры ангелов и людей, в направление всех линий и плоскостей. Все обращено к центру — главному событию.
Однако тайна Воплощения всегда была непостижимой, а значит, вызывала сомнения. И об этом тоже говорит икона. В левом нижнем углу изображен
Иосиф, погруженный в сомнение о божественном происхождении Младенца, а рядом с ним лукавый дух сомнения, принявший облик старого пастуха.
Рассматривая икону, мы не можем не заметить,
что изображение события здесь отличается оттого как это делают живописцы нового времени. Вспомним любую знакомую картину, хотя бы Возвращение блудного сына Рембрандта. Там представлен определенный момент события, при котором мы как бы присутствуем, и о том, что происходит, говорят позы, жесты, выражение лиц героев. Мысль художника выражается тем, что предметы, которые мы видим с одной точки зрения, в картине особым образом организованы, освещены, тем, как сопоставляются друг с другом краски, свети тень.
Икона же открывает тот смысл события, который стоит за предметами. Это не один из моментов события, а все событие в целом, мы единым взором охватываем все происходящее на земле ив небесах. Пространство иконы вмещает в себя весь мир, икона говорит не о временном, а о вечном, и нет такой точки зрения, с которой можно было бы все это увидеть одновременно.
Для иконописца важно показать не индивидуальное, особенное, а общее. Представьте себе, что об этом событии написал бы картину современный живописец. Он нарисовал бы темную пещеру так, как ее видит наш глаз. На иконе же и Младенец, и Богоматерь изображены вне пещеры, а темное пятно позади их фигур означает, что событие происходит в пещере. Точно также условные горки вокруг не изображают конкретный пейзаж вокруг пещеры, а служат знаком того, что вся природа ликует вместе с ангелами и людьми. Такая обобщенность изображения тоже позволяет увидеть сходство с языком
Библии: рассказывая об отдельных событиях истории, Священное писание говорит об общих законах бытия, рассказывая об отдельном эпизоде, Библия говорит не об индивидуальном, а о человеке вообще.
Недаром в притче героем является один человек»,
«некий человек
Разумеется, обо всем, что мы рассказали для учителя, не удастся сказать на уроке. Но важно показать семиклассникам, что у иконописца особые задачи и соответствующий этим задачам художественный язык. Показать, что на иконе предметы изображаются не так, как на картине художников нового времени, не потому, что иконописец не умеет рисовать правильно, а потому, что у него свои правила. Творчество учителя проявится в том, что он объяснит это ребятам в соответствии с реальными возможностями данного класса.
Это можно сделать при выполнении задания в главе 6. Там очень кратко сказано об особенностях языка иконы. Если школьники прочтут текст задания, а затем вместе с педагогом рассмотрят икону и подумают над вопросами, то это поможет им научиться понимать искусство слова и искусство иконы. Вот примерные вопросы Рассмотрите икону. Что вы видите на иконе?
Проведите параллель между тем, что сказано о Рождестве Христовом в Евангелии, и тем, что изображено на иконе Объясните, как передано на иконе величайшее значение события Рождества. Что находится в центре иконы, что вокруг Представьте себе, что вы рисуете картину
«Рождество Христово. Как бы вы изобразили это событие В чем главное отличие картины от иконы Есть ли сходство между стилем повествования в Евангелии и изображением явления на иконе?
Эти же особенности языка древнерусской живописи можно увидеть и при рассмотрении иконы великого русского художника XV в. Дионисия Распятие. И здесь, изображая одно из важнейших событий земного пути Иисуса, художник говорит о Вечном. Показывая смерть Спасителя на кресте,
отчаяние Богоматери, которую поддерживают же- ны-мироносицы, застывшего от горя любимого ученика Иисуса, художник выражает мысль, что за Распятием придет Воскресение. Как он этого достигает?
Сопоставляя произведение изобразительного искусства с фрагментом Евангелия, приведенным в учебнике, школьники увидят, что художник передал самый смысл великого события своими, живописными средствами, отличными от средств языка. Но вместе стем в языке иконы немало общего с языком евангельского повествования. Прежде всего это иносказание, присутствие в земном божественного,
открытие в предметах иного, духовного смысла.
Главное на иконе — фигура Христа. Она не только крупнее других фигур, не только помещена в центре. Но сама поза Распятого — это не поза умирающего в муках человека. Иисус раскинул руки,
как бы обнимая всех обращаясь не только к Богоматери и ученику, но ко всем людям, Он несет им Свою любовь. В его позе нет никакого напряжения, он парит над миром. Или, точнее, произрастает, как виноградная лоза, — вспомните его слова Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь (Ин. 15.1). Эти музыкальные линии, свободная и вместе стем симметричная композиция говорят о том, что за предметами видимого мира стоит иной мир божественной любви. И Крест из орудия казни превратился в символ спасения всего человечества, как поется в пасхальном богослужении Се бо прииде крестом радость всему миру. А Христос на кресте — Бог, победивший смерть «смертию смерть поправ». Изображая смерть, художник говорит о жизни, более того, о бессмертии, о жизни веч- ной.
Икона излучает свет, прославляет жизнь, говорит о торжестве добра и любви. Этому служат светоносные краски, все пронизано золотым сиянием. И этот удивительный колорит, этот нездешний свет говорит о присутствии в здешнем мире иного, духовного начала. Есть на иконе и аллегорические образы —
справа от Христа улетающая фигура — ветховетная церковь, слева — приближающаяся к нему церковь новозаветная. Христу поклоняются ангелы — они изображены в верхней части иконы, и люди перед
Распятым испытывают чувство благоговения, любви и пасхальной радости. Таким образом, все изображение на иконе, как ив библейском повествовании иносказание, за изображаемым открывается иной смысл, за предметами — духовное содержание.
Совсем по-другому представил евангельский сюжет художник нового времени В. Д. Поленов в картине Христос и грешница. Приведем текст из
Евангелия от Иоанна (Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину,
взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди,
Сказали Ему Учитель Эта женщина взята в прелю-
бодеянии;
А Моисей в законе заповедал нам побивать таких
камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-ни-
будь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко,
писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, воскло-
нившись, сказал им кто из вас без греха, первый брось на
нее камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью,
стали уходить один за другим, начиная от старших до
последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая
посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей женщина где твои обвинители никто не
осудил тебя?
Она отвечала никто, Господи Иисус сказал ей и Яне осуждаю тебя иди и впредь не греши.
Художник, создавая картину, долго и тщательно изучал натуру он побывал в Иерусалиме, видели фотографировал место, где будет происходить действие, делал эскизы, зарисовки с натуры, изучал Библию и другие книги, костюмы, типы людей. В итоге он очень точно воспроизвел сцену, о которой говорится в Евангелии слева Иисус сидит возле ступенек храма и люди его слушают, справа — противостоящая Ему разъяренная толпа, готовая побить камнями грешницу. На картине Христос на первый взгляд просто человек, проповедник, учитель, его голову не окружает нимб — свидетельство божественности. Но фигура Христа излучает такую доброту, такую мощную энергию любви к человеку, простому, грешному, но заслуживающему милосердия,
что эта сила побеждает ярость и злобу. И зритель чувствует, что любовь и добро — непросто человеческие качества, это высшее, божественное начало.
Так средствами современного реалистического искусства художник утверждает величие духа, прославляет Христа, говорит о проявлении божественного в обычном, земном, вселяет надежду на победу добра.
Многие тексты в учебнике сопровождаются иллюстрациями, специально созданными художниками к тому или другому произведению. Остановимся на некоторых из них.
Во второй главе приводится отрывок из книги
Д. Е. Максимова Поэзия Лермонтова. Исследователь говорит о языке стихотворения «Бородино»,
в котором соединились черты разговорного языка простого человека и выразительные средства книжного языка, передающие патетику солдата-патри- ота. Это же можно увидеть ив иллюстрации художника В. Шевченко к стихотворению Лермонтова.
Простые русские лица солдат одушевлены высоким чувством, пониманием значимости своего дела. Художник нашел средства изобразительного искусства, соответствующие смыслу произведения словесного искусства. Рассматривая эту иллюстрацию,
школьники должны подумать о том, какими средствами художник передал смысл стихотворения.
Пусть они расскажут о выражении лиц героев, об их
позах, о том, что создает ощущение торжественности, величия героев. Пусть семиклассники внимательно вчитаются в текст ДЕ. Максимова и подумают над вопросом какими языковыми средствами выразил Лермонтов мысль о величии народа и какими изобразительными средствами сделал это художник Это поможет школьникам глубже понять особенности словесного искусства, в сравнении с языком живописи они предстают ярче.
Другой художник, В. Алфеевский, в иллюстрациях к пьесе-сказке С. Я. Маршака Двенадцать месяцев искусно передал сказочный мир. Созданные им образы откровенно выражают авторское отношение к героям, носят условный характер. Благодаря некоторой гиперболичности чрезвычайно выразительны позы, жесты, выражения лиц. И это соответствует миру сказки, где открыто противостоят друг другу добро и зло. Обращение к рисункам, созданным в условной манере, дает возможность школьникам увидеть, что художественная правдивость — это не изображение предметов так, каких видит наш глаза умение художника выразить через изображаемое мысль писателя, передать смысл произведения искусства слова. При рассматривании этих иллюстраций семиклассники не только соотнесут содержание их с эпизодами пьесы, но и подумают, почему художник обратился к такому способу изображения,
соответствует ли это смыслу пьесы. Можно поставить перед ребятами вопрос как иллюстрации помогают пониманию сказки?
В учебнике приведена иллюстрация В. В. Лебеде- ва к той же сказке, созданная совсем в другой манере. Мы видим дремучий лес и маленькую Падчерицу с корзиной подснежников. Художник увидел в произведении словесности прежде всего гуманность,
доброту. Здесь нет открытого противостояния добра и зла, как в рисунках Алфеевского, и лес, и бегущая девочка изображены такими, какими они могли
быть на самом деле, не в сказке. Словесное произведение пьеса Маршака — дает основание и для такого понимания чувства, речь, поступки героев правдоподобны, соответствуют характерам. Добро в пьесе торжествует, а зло обнаружило свою несостоятельность и наказано. Художник с теплотой, с любовью показывает маленькую храбрую девочку,
одну среди огромных деревьев. Сопоставление этих иллюстраций свидетельствует о многоплановости произведения словесности, о том, что героев пьесы можно представить себе и изобразить по-разному,
что мысль художника может быть выражена как в правдоподобной, таки в условной форме.
Целый ряд заданий направленна то, чтобы сравнить иллюстрации разных художников, изобразивших одного итого же героя, один и тот же эпизод произведения словесного искусства. Рассматривая акварельные изображения Снегурочки, созданные
М. А. Врубелем и В. М. Васнецовым, школьники почувствуют различие стиля художников, то есть разное понимание сказочного образа. Героиня произведения Врубеля — сказочное существо, созданное из ледяных кристаллов, ее окружают такие же фантастические снежные ели, похожие на морозные узоры на стекле. Она удивленно смотрит на непонятный ей мир людей огромными синими глазами. И вместе стем в ней есть человеческое тепло, это передано колоритом, тончайшим переходом от холодного синего цвета к теплому в фигуре Снегурочки. А застенчивая Снегурочка В. М. Васнецова (это эскиз костюма для оперы НА. Римского-Корсакова) — дочь не только Мороза, но и Весны, она явилась в сказочное
Берендеево царство, потому что хочет любить, как все люди. И это также показано всем ее обликом.
Если сравнить картины И. Я. Билибина и
В. М. Васнецова, изобразивших Бабу Ягу, тоже можно увидеть своеобразие стиля каждого из художников. И. Я. Билибин изобразил сказочный лес
и фантастическое существо в условной декоративной манере. О том, что это сказка, говорит и рамка,
отграничивающая фантастический мир от реального. Ау В. М. Васнецова и лес такой, какой все мы видели, только гуще населенный змеями и птицами,
и Баба Яга похожа на обыкновенную, только очень злобную старуху, при виде которой становится страшно и немного смешно — может быть, потому,
что такое реалистическое изображение не вполне соответствует миру сказки. Однако оба художника приблизили фантастику к реальности, как бы протянули незримую нить от русской легендарной древности к современной жизни.
Рассмотрим еще сравнение произведений в главе. Художники И. Я. Билибин и В. Г. Шварц проиллюстрировали сцену пира у Ивана Грозного, описанную в поэме Лермонтова Песня про купца Калаш- никова».
Прежде всего школьники увидят, что в иллюстрации никогда не передается буквально то, что выражено словом. Лермонтов использует отрицательное сравнение Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие То за трапезой сидит во
златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Это сравнение сразу придает описанию народ- но-поэтический характер.
А как в произведении изобразительного искусства передать сравнение царя с солнцем Да непростое сравнение, а отрицательное.
Обратим внимание на отбор слов в поэме Лермонтова для изображения картины мы увидим постоянные эпитеты — солнце красное, тучки синие, во златом венце, увидим разговорные слова — позади,
а не сзади, супротив, а не напротив. Все эти языковые средства создают определенный колорит — старины, устного слова, народного творчества. Это сказывают гусляры, это песня, которую они поют под гуслярный звон. А как это все передать в иллюстрации Надо найти изобразительные средства, соответствующие языковым средствам.
В. Г. Шварц изображает сцену так, как ее мог бы увидеть наш глаз, если бы мы присутствовали при этом событии. Все действующие лица изображены очень правдиво, в картине много ярких деталей. Мы видим и царя, и бояр, и опричников, и стольников.
Их костюмы в точности соответствуют историческим сведениям. Но передал ли художник колорит живого слова, песни гусляров Может быть, это не иллюстрация к произведению Лермонтова, а просто картина на историческую тему, сюжет которой навеян поэмой?
А как поступил И. Я. Билибин? Он попытался найти средства в самом изобразительном искусстве,
чтобы передать народно-поэтический колорит поэмы Лермонтова. Какие же художник выбрал средства Это народный лубок. Школьники увидят, что иллюстрация Билибина похожа на народный лубок.
Ее можно сравнить с теми лубочными картинками,
которые приведены в учебнике. Иллюстрация Били- бина декоративна, изображенный здесь царь напоминает сказочного царя из некоторого царства».
Но соответствует ли такое изображение стилю лермонтовской поэмы Ведь поэма на самом-то деле создана поэтом, а не гуслярами. Можно по-разному ответить на этот вопрос.
Сравнение произведений литературы и живописи помогает пониманию категории стиля как в изобразительном искусстве, таки прежде всего в искусстве слова. Самое же главное — сопоставление иллюстраций с произведением заставляет ребят подумать над тем, как художники передают смысл произведения.
В результате учащиеся поймут, что Шварц делает отдельный эпизод живым, ярким. А Билибин, кроме того, создает условный мир. Что более соответствует произведению словесного искусства Какие особенности произведения поэта выделили передал каждый из художников Ответ на эти вопросы не может быть однозначным
В этой же третьей главе к эпизоду встречи Тараса
Бульбы с сыновьями помещены три иллюстрации:
Пав. П. Соколова, Е. А. Кибрика и А. М. Герасимо- ва. Это также дает возможность сравнить и подумать,
на что обратил внимание каждый из художников в произведении Гоголя и какими изобразительными средствами передал свое видение, восприятие данной сцены. Но главное для нас — понимание словесного искусства, и потому полезно не только найти в повести Гоголя те слова, которые в наибольшей степени соответствуют изображенному на картинках, но и подумать над тем, какими языковыми средствами это передано в повести. И ребята увидят, что у П. Соколова Тарас предстает маленьким,
тщедушным рядом со своими статными и сильными сыновьями, однако поза его выражает решимость,
а это производит несколько комическое впечатление;
у Е. Кибрика Тарас настоящий богатырь у А. Гераси- мова тоже богатырь, но вельможный. Что более отвечает гоголевскому персонажу, такому, каким он предстает не вообще в повести, а именно в этой сцене?
Иллюстрации художника А. Ванециана помогают глубже понять повесть Пушкина Станционный смотритель. Рассматривая их, учитель обратит внимание семиклассников на то, что художник непросто изображает эпизода стремится точно передать эмоцию, мысль автора. На какие слова мы обратим внимание в повести после того, как познакомимся с иллюстрациями?
Иллюстрация А. М. Каневского также оживляет сцену из повести Гоголя Ночь перед Рождеством».
Школьники не только увидят героев этой повести,
но благодаря иллюстрации ярче почувствуют гоголевскую иронию, подумают над тем, какими словами она выражена.
Изобразительный материал в учебнике помогает понять возможности искусства слова. Вот две картинки акварель Б. М. Кустодиева Сидит ворон на
дубу и иллюстрация И. Н. Крамского к прологу поэмы Руслан и Людмила. Они помогают увидеть стилистическое различие форм слова на дубу и на
дубе. Форма на дубу
— разговорная, и картинка
Кустодиева представляет образы народных детских песенок, прибауток. Форма на дубе
— литературная, и на картине Крамского изображены фантастические предметы, но преображенные искусством художника, также как преображены автором поэмы мотивы русских сказок.
Еще пример. В учебнике приведены фотографии произведений древнего грека Мирона Дискобол и русского скульптора НС. Пименова Юноша, играющий в бабки. Они даны не для того, чтобы просто показать сходство этих скульптур. Рассматривая произведения скульпторов, учащиеся поймут, почему Пушкин, увидев на выставке скульптуру русского юноши, создал стихотворение особым размером гекзаметром. Поэт сразу уловил сходство русской скульптуры с древнегреческой, его восхитило то, как Пименов творчески использовал традицию античности. Русский скульптор непросто подражает Мирону, он выражает определенную мысль культура русского народа — частица мировой культуры,
ведущей свое начало от античной. Эта мысль выражена с сознательной опорой на традиции античности. Мысль скульптора близка Пушкину, и поэт использует гекзаметр, стихотворный размер, который вызывает в памяти гомеровские поэмы. Тем самым поэт поддерживает мысль скульптора, размер стиха становится значимым.
Это значение стихотворного размера можно выявить с помощью примерно таких вопросов) Сравните изображенные на фотографии скульптуры древнегреческого мастера Мирона и русского НС. Пименова. В чем вы увидели сходство) Как выдумаете, для чего русский скульптор так откровенно демонстрирует сходство фигуры
юноши, играющего в бабки, с фигурой дискобола?
Какую мысль он этим выражает) Согласен ли Пушкин с мыслью скульптора?
Какими словами выражено отношение поэта к произведению скульптора) Какую роль в произведении Пушкина играет размер стиха?
Наконец, произведения изобразительного искусства используются на уроках словесности для сочинения по ним собственного произведения. Такая форма работы знакома учителю и учащимся. Но надо помнить, что при изучении словесности сочинения имеют специальное филологическое назначение, например рассказать о рисунке
Ф. П. Толстого, используя разговорный язык, или об иллюстрации В. М. Васнецова к Песни о вещем
Олеге» средствами книжного языка. Таким образом,
как и во всех случаях обращения к изобразительному материалу, цель — изучение словесности.
Обратим внимание учителя на то, что материалом для сочинений-рассуждений часто служит сопоставление картин художников. Такая работа помогает освоению центральной при изучении словесности в классе проблемы стиля. Учащиеся имеют возможность сравнить пейзажи И. И. Шишкина и А. М. Ге- расимова с одинаковым названием Рожь ив результате увидеть, как по-разному изобразили предмет художники, как различен их стиль.
Ребята сопоставляют картины на историческую тему В. М. Васнецова и МИ. Авилова, где изображен поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. Семиклассникам предлагается обратить внимание на то, что В. М. Васнецов создает свою картину в 1914 г. (учитель подскажет, что это начало Первой мировой войны, а МИ. Авилов — в м, вовремя Великой Отечественной войны. Неслучайно вовремя тяжких испытаний люди ищут опоры в героических деяниях прошлого, вот и эти художники обратились к одному из ярких эпизодов русской истории, Куликовской битве, которая стала важной вехой в освобождении Руси от татарского ига.
Школьники подробно рассмотрят и опишут то, что изображено на полотнах, и постараются показать сходство и различие в стиле художников исторически точное воспроизведение события, одежды и снаряжения русского и татарского воинов, напряженность битвы, уверенность в победе Пересвета, патриотическое чувство авторов, переданное в обеих картинах, и вместе стем гиперболичность изображения героев Авилова, превратившихся в былинных богатырей, что видно особенно ярко в сравнении с картиной Васнецова, где показана именно трудность воинского дела, суровая сосредоточенность бойцов.
Школьники должны найти необходимые языковые средства для передачи своего впечатления от произведений, своих мыслей, возникших при рассматривании картин.
Учитель же может сообщить об исторической основе сюжета этих произведений. В летописях рассказывается, что Пересвет — это один из двух монахов, которых святой Сергий благословил на битву.
В прошлом, до монашества, Пересвет — брянский боярин, хорошо знакомый с воинским делом. В самом начале Куликовской битвы, рассказывает летописец, выехал из татарских рядов могучий воин по имени Челубей. Он рычал, как пардус, насмешливо выкликая противника на поединок, обещая разодрать его в клочья и разметать по полю. Русичи сначала растерялись, но вот из их рядов выехал всадник в черной монашеской одежде, и все узнали Пересве- та. Оба всадника сшиблись в стремительной скачке,
и тут же оба рухнули на землю мертвыми.
Таким образом, во всех случаях обращения к изобразительному материалу цель — изучение словесности, овладение богатствами родного языка
Примерное распределение часов по темам
Поскольку учебники по словесности могут использоваться для реализации принципа вариативности основных образовательных программ,
часы на изучение данного курса выделяются из части учебного плана, формируемой образовательными организациями. Поэтому подчеркнем еще раз предложенное планирование — примерно е.
Материал словесности 1 Введение. Слово и словесность часа 2 Разновидности употребления языка часов 3 Формы словесного выражения часов 4 Стилистическая окраска слова. Стиль часов
Произведение словесности 5 Роды, виды и жанры произведений словесности часа 6 Устная народная словесность, ее виды и жанры часов 7 Духовная литература, ее жанры часов 8 Эпические произведения, их виды часов 9 Лирические произведения, их виды часов Драматические произведения, их виды 4 часа Лироэпические произведения, их виды 3 часа Взаимовлияние произведений словесности часа
В сего часов
ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ
МАТЕРИАЛ СЛОВЕСНОСТИ
Т ем а 1. Слово и словесность
С одержан и е
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия «слово».
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные
предметы и явления, выражать мысли и чувства.
Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и разви-
тие.
В и д ы деятельности учащихся Работа со словарями различного типа обогащение словарного запаса определение темы и основной мысли произведения выразительное чтение произведений.

Учащиеся уже в 5 классе начали знакомиться с понятиями слово и словесность, поэтому напер- вом уроке целесообразно вспомнить, что они знают о них. Теперь эти знания следует расширить и углубить, подумать над разными значениями слова слово, которые они увидят в произведениях мастеров словесного искусства
Новым видом деятельности станет самостоятельная работа со словарями. В 5 и 6 классах ребята учились читать словарные статьи, теперь они применят свои умения на практике. И повторение, и выполнение самостоятельной работы позволят учителю судить об уровне подготовки класса в целом и отдельных учащихся.
Предложим формы работы, из которых учитель может выбрать необходимые для данного класса. Краткое вступительное слово учителя о словесности как учебном курсе или беседа о том, что изучали школьники в предшествующих классах. Первоначальное знакомство с учебником. Учитель открывает заранее записанный на доске вопрос:
«Чему вы надеетесь научиться, изучая словесность и предлагает школьникам самостоятельно прочитать Предисловие и устно ответить на вопрос. Желательно выслушать несколько ответов:
один ответит, другой уточнит, третий выскажет свое мнение. Учитель предлагает семиклассникам прочитать вступление к первой части учебника и первому параграфу и самостоятельно ответить на вопрос:
в чем значение языка. Выполнение задания. Чтение учащимися притчи об Эзопе. Пересказ притчи близко к тексту. Ответ на вопрос почему Эзоп считает языки самым прекрасными самым плохим предметом. Выполнение задания. Работа может проходить так учитель предлагает ребятам дать определение слову слово. Выслушивается несколько определений, класс оценивает их правильность. Затем один из учащихся читает задание (до цитат из словарей, учитель читает первое значение из словаря В. И. Даля, и ребята приводят примеры. Можно использовать пословицы, приведенные в задании 2.
Потом второе значение итак далее. Вот один извоз- можных вариантов:
В. И. Даль — значение 1, примеры Слово горы ворочает. Слово пуще стрелы разит Могут быть и другие примеры, каждый из них надо обсудить отвечает ли он тому значению, которое указано.
Значение 2: Слово дерево означает всякое дерево, а слово береза — один из видов деревьев.
Значение 3: Правдивое слово к сердцу льнет.
Значение 4: Он выступил с убедительным сло-
вом.
Таким же образом составляются примеры и к статьям Толкового словаря русского языка»
С. И. Ожегова и НЮ. Шведовой.
В сильном классе можно провести работу по сопоставлению значений слова слово в этих двух словарях. Такое задание дано в конце упражнения. Далее надо обратиться к художественным произведениям о слове. Один вариант продолжения урока — выразительное чтение учителем стихотворений И. А. Бунина Слово и А. А. Ахматовой
«Мужество» и размышление над их смыслом.
Другой вариант — чтение учителем стихотворения НС. Гумилева Слово (с комментариями, данными в учебнике. Ответ на вопрос, поставленный в задании. Обсуждение ответа.
Над Словом Гумилева придется немало подумать. И дело не только в том, что для его понимания необходимо знание некоторых фактов — эти сведения даны в учебнике. Значимо то, что поэт исходит из христианского понимания божественной сущности слова (оно осиянно, то есть освящено, озарено божественным светом, слова как дара человеку от Бога, а это понимание оказалось утраченным в атеистическую эпоху. Гумилев и пытается восстановить это значение, обращаясь к фактам Священной истории. Он не приемлет упрощенного атеистического
отношения к слову Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества В этих скудных пределах слова могут оказаться мертвыми, лживыми,
пустыми, могут служить низменным целям.
Далее следует рассмотреть иллюстрацию Г. Доре к эпизоду, описанному в Библии. Главная задача этой работы — увидеть специфику искусства слова.
Ответ на вопросы о чем говорит словесное описание и о чем — графическое Какие слова в Библии говорят об исключительной значительности происшедшего Как эта мысль передана художником?
Ребята увидят, что словесное описание кратко, и автор утверждает И не было такого дня ни прежде,

ни после того, в который Господь так слышал бы
глас человеческий. Эту мысль художник может выразить только тем, что изобразит грандиозную битву. Но он не может показать, что Иисус Навин произнес слова стой, солнце, над Гаваоном, и луна,
над долиною Аиалонскою! Художник не может показать, что остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Такое изображение под силу только искусству слова. Домашнее задание. Половине класса:
прочитайте пословицы о языке (упражнение Сравните их с притчей об Эзопе. Найдите среди них такие, которые говорят о языке как о самом прекрасном предмете, и такие, которые говорят о языке как о самом плохом предмете. Объясните, почему народ так оценивает язык.
Второй половине класса прочитайте афоризмы о слове (задание 6). Найдите среди них те, которые выражают мысли, сходные с мыслями пословиц, приведенных в задании Всему классу подготовить выразительное чтение одного из приведенных в § 1 стихотворений.
Следующий урок начнется с обсуждения заданий и чтения стихов, не только тех, которые подготовлены дома, но и других, приведенных в учебнике. Этой работе можно посвятить половину урока.
Сопоставление стихотворений, приведенных в учебнике, даст пищу для размышлений о значении и силе слова. Вряд ли вызовет затруднения публицистическое стихотворение Шефнера, его афористические формулы запоминаются и обладают действенной силой.
На первый взгляд может показаться, что стихотворение А. К. Толстого Курган противоречит утверждениям Бунина (На мировом погосте Звучат
лишь Письмена) или Ахматовой (И долговечней
царственное Слово. Нов действительности и у
А. К. Толстого речь идет о том, что если утрачено
Слово, то молчат гробницы, даже когда они сохранились. И здесь воплощением памяти о прошлом выступает Слово. Только мысль эта доказывается от противного, показано, что будете с ли исчезнет слово.
Чтение этих стихотворений и размышления над ними дают возможность семиклассникам высказать собственные мысли о значении слова, создать сочи- нение-рассуждение на такую тему. В учебнике предложена тема Словом можно убить, словом можно спасти, такое сочинение можно дать в качестве домашнего задания, можно выбрать и другое крылатое изречение, пословицу или афоризм из приведенных здесь же.
Вторая половина урока — обсуждение вопроса,
что же такое словесность. Для сведения учителя сообщим, что в Словаре русского языка СИ. Оже- гова всех изданий слова словесность нет. Это объясняется тем, что словесность как явление заменилась в сознании общества словом литература.
Однако это не синонимы, в жизнь снова вошло слово
словесность, и оно появилось в Толковом словаре русского языка СИ. Ожегова и НЮ. Шведовой,
вышедшем в 1994 г
Там оно толкуется следующим образом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом