Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык Русская словесность 7 кл Методичка. Методическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.


Скачать 372.03 Kb.
НазваниеМетодическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.
АнкорРусский язык Русская словесность 7 кл Методичка.pdf
Дата26.01.2018
Размер372.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_Russkaya_slovesnost_7_kl_Metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35491
страница2 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Словéсность, -и, ж. 1. Художественное литературное творчество и словесный фольклор (книжн.). Изящная словесность (устарелое название художественной литературы. Устная народная словесность. 2. Слова, разговоры,
подменяющие дело (неодобр.) Все его обещания — пустая словесность.
// прилагательное словесный, -ая, -ое
(к 1 знач. Словесные науки (филологические).
Словесный, -ая, -ое. 1. См. словесность и слово. 2. Тоже, что устный. Словесный приказ. Словесное заявление.
Передать словесно (наречие).
Вслед за АИ. Горшковым в учебнике для 7 класса даны три значения слова словесность. Приведем формулировки АИ. Горшкова.
«Словесный обычно определяется как выраженный устно, на словах (словесное распоряжение, выраженный в слове вообще (словесное творчество, словесное произведение) и относящийся к изучению слова, языка (словесные науки
).
С лове снос т ь прежде всего можно определить как словесное творчество, словесное искусство. Автор популярнейшего в конце XIX — начале XX в.
учебника теории словесности ИМ. Белоруссов писал:
«С лове снос т ь — искусство изображать посредством слова всевозможные предметы и явления и всевозможные душевные состояния. Словесность есть самый высший род искусства, в известной степени совмещающий в себе свойства всех остальных искусств».
Далее словесность выступает как все, что составлено, создано из слов, как совокупность всех словесных произведений какого-либо народа книжных (литература) и устных народных (фольклор).
В этом смысле мы говорим русская словесность, французская словесность и т. д.
Наконец, словесность это словесные науки, все, что относится к изученью здравого сужденья,
правильного и изящного выражения (В. И. Даль)».
В сильном классе можно предложить ребятам,
сравнивая формулировки словаря и АИ. Горшкова
(эти определения можно показать на экране, установить, что в них сходно и что различно. На наш взгляд, определения АИ. Горшкова более точны в том отношении, что в них учитываются два значения слова творчество творчество как способность создавать что-нибудь новое и творчество как результат этой деятельности. Это и видно в 1 и 2 значениях слова. В словаре же нет значения слова словесность
в смысле искусство рисовать словом картины и изображать человека. Такое значение подчеркнуто ив нашем учебнике. Кроме того, третье значение слова словесность — филологические науки — в словаре дается только как прилагательное, хотя мы, например, можем сказать, что В. В. Виноградов много сделал для развития русской словесности.
В слабом классе достаточно прочитать определения слова словесность, сформулированные АИ. Горш- ковым. При этом важно, чтобы ребята не только поразмыслили над этими значениями, но и составили предложения с этим словом, используя его в разных значениях. Столь же полезно подумать, каков смысл слов слово, язык, письмена, речь в приведенных сти- хотворениях.
На втором уроке можно продолжить сравнение произведения искусства слова и изобразительного искусства с целью увидеть своеобразие изображения жизни в словесном произведении. В учебнике предлагается сравнить пушкинское описание из повести
«Станционный смотритель и репродукцию картины Рембрандта Возвращение блудного сына. Учитель может предложить и другие темы для сопоставления, например описание скульптурного или архитектурного памятника (поличным впечатлениям или по фотографии, сопоставление иллюстрации к произведению и текста, к которому она относится,
сочинение по картине — пейзажной, исторической,
жанровой или натюрморту. Такая работа знакома учащимся по урокам русского языка и литературы,
но на уроке словесности они обратят особое внимание на то, как выражается содержание средствами языка, каковы возможности словесного изображе- ния.
В результате такой работы школьники убедятся,
что в искусстве слова передается впечатление от картины или предмета, а в изобразительном искусстве показан сам предмет. Семиклассники заметят, что в описании преобладают существительные и прилагательные, хотя большую роль играют также и глаголы. Искусство слова способно передать форму и цвет предметов, их фактуру, соотношение предметов в пространстве — и все это не менее живописно, чем изобразительное искусство. Однако делает оно это по-своему, вызывая в нашем воображении облик предмета, в то время как изобразительное искусство наглядно воспроизводит самый предмет.
Искусство слова способно не только нарисовать картину, оно может раскрыть внутреннее состояние человека, животного, непосредственно выразить его мысли и чувства, в то время как изобразительное искусство может это сделать только опосредованно, через изображение выражения лица, жеста, позы и другими подобными средствами. А еще искусство слова может передать движение, действие, развивающееся во времени, также, как это способно сделать искусство кино. Вероятно, поэтому в приведенном высказывании ИМ. Белоруссова словесность
названа высшим родом искусства, совмещающим в себе свойства других искусств. Однако не следует недооценивать возможностей и других видов искусства, у них свои преимущества. Дело не в том, какое из искусств лучше, а в том, что у каждого из них свои возможности, свои специфические законы освоения действительности.
В заключение можно обратиться к чтению стихотворения Д. Самойлова Слова и выполнению задания к нему
Сочинение сказки может стать темой домашнего задания, тема сказки — по выбору учащихся. Одни сочинят волшебную сказку о поисках волшебного слова, другие — юмористическое произведение о косноязычном лекторе, третьи — об указах правителя. Но если все захотят сочинить волшебную сказку тоже хорошо, в этом деле ничего нельзя навя- зывать.
Третий урок можно начать с сообщения учителя на тему Русская словесность или с чтения третьего параграфа учебника.
Остальную часть урока можно посвятить обсуждению домашних заданий и обобщению изученного.
Важно увидеть результаты творчества, прочесть несколько интересных работ, выслушать мнение ребят о них. Обязательно следует отметить успехи школь- ников.
Урок завершится ответами на вопросы раздела
«Подумайте и ответьте. При этом надо использовать обобщающие формулировки в конце каждого параграфа. Их можно прочитать и обдумать, что значит каждое слово и выражение.
Например: Словесность — это творчество. Почему мы это утверждаем Понятно, что произведения словесности — результат творчества писателя.
А является ли творчеством наша повседневная речь?
Конечно, ведьмы каждый раз, передавая словами свои мысли и чувства, создаем высказывание!
Мы это делаем и тогда, когда размышляем, отвечая на трудный вопрос на уроке, и когда общаемся друг с другом, рассказываем о событии, описываем картину. Мы при этом находим нужные слова, выстраиваем их в предложения, в текст.
Что значит способность человека передавать
словами чувства и мысли Приведите примеры.
Что такое словесное художественное творчество Только ли творчество писателей имеется ввиду А что еще
В дополнение к предложенным видам работы можно еще дать в качестве индивидуального или группового задания следующее. Найти в Толковом словаре русского языка СИ. Ожегова и НЮ. Шве- довой определение слова язык. Придумать предложения, в которых слово язык употребляется в каждом из указанных значений. Определить, какие значения прямые, а какие — переносные. Объяснить,
в чем отличие словосочетаний, приведенных впер- вом разделе словарной статьи, от значений слови словосочетаний во втором разделе. Записать десять предложений с различными значениями слова язык.
Приведем эту словарную статью (без примеров).
ЯЗ˜ЫК, -а, мн. языки, -ов, м. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции. Такой орган животного как кушанье. В колоколе металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. перен. чего или какой. О чем-н., имеющем удлиненную, вытянутую форму. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. ед. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. ед. Речь, способность говорить. Система знаков (звуков, сигналов, передающая информацию. ед, перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.).
а, мни, -ов, м. (стар) Народ, нация.
Притча во языцех (книжн., обычно ирон.; во
языцех — старая форма предл. п) — предмет общих раз- говоров.
Т ем а 2. Разновидности употребления языка
С одержан и е
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка общий разговорный язык,
просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей ив литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности
литературного языка официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая
разновидность употребления языка. Язык как
«материал», из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
В и д ы деятельности учащихся Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка,

их употребление. Создание текстов официально-
делового, научного и публицистического стилей.
Понимание роли употребления разновидностей
языка в художественном произведении.
Понятия, которые рассматриваются в этой главе,
в основном знакомы учащимся по урокам словесности в 5 и 6 классах, а также русского языка. И может
возникнуть представление, что в теме нет ничего нового, ведь ребята знают, что такое разговорная речь,
литературный язык, официально-деловой, научный и публицистический стили. Кое-что знают они и о языке художественной литературы. Нов изучении этой темы на уроках словесности, как мы уже говорили, есть своя специфика.
Разновидности языка рассматриваются на уроках словесности в 7 классе в определенной системе, под определенным углом зрения и значительно глубже,
чем прежде на других уроках. Перед семиклассниками предстанут непросто отдельные, хотя и важнейшие, сведения о стилистической окраске слови выражений, как в 6 классе на уроках словесности,
и не только сведения о том, что существуют различные разновидности языка, как на уроках русского языка, а разворачивается целостная система стилистических возможностей языка, которые позволяют ему служить материалом словесности. Знание об отличительных особенностях всех разновидностей языка играет важнейшую роль, потому что позволяет увидеть стилистическую окраску текста,
а это основа не только грамотного чтения художественного произведения, но и всего человеческого общения, создания любого устного или письменного высказывания, которое должно служить определенной цели. Поэтому в учебнике предложены тексты произведений, в которых использованы свойства той или иной разновидности языка. Задачи школьников различать черты этих разновидностей языка,
овладеть культурой речи — то есть умением применять в своей речи ту разновидность языка, которая необходима в данной ситуации, и применять ее грамотно, используя все ее выразительные возмож- ности.
Главные задачи работы над этой темой в течение всех восьми уроков

50 1) научить школьников видеть основные отличия разговорного языка от книжного, черты каждой из разновидностей разговорного языка и функциональных стилей литературного языка, узнавать их в тексте) научить понимать, для чего употреблена таили иная разновидность разговорного или книжного языка в тексте) научить самостоятельно создавать тексты в русле разговорного языка ив функциональных стилях книжного языка в зависимости от цели высказывания, выработать умение уместно использовать разговорный и книжный языки.
В школьных учебниках по русскому языку различению стилей языка уделяется немало внимания.
В частности, Е. И. Никитина в учебнике Русский язык. Русская речь. 7 класс (сдает сводную таблицу Стили речи, где не только четко дифференцированы стили по цели высказывания и сфере применения, но и предлагается учащимся самостоятельно определить и записать средства языка,
характерные для каждого стиля.
Однако в изучении этой темы есть немало сложностей. Одна из них состоит в том, что в самой науке по-разному решается вопрос существует ли отличный от литературного разговорный язык или это разговорный стиль литературного языка Как оса- мостоятельном языке говорится о разговорном языке в Энциклопедическом словаре юного филолога»
(Е. А. Земская) ив пособиях АИ. Горшкова. Также и мы будем рассматривать это явление.
Мы уже говорили об этом в методическом пособии к учебнику 5 класса. Напомним схему для того,
чтобы учитель ясно понимал соотношение разновидностей языка, а не для использования ее на уроке Здесь видно, что в русском языке есть две большие разновидности разговорный языки литературный язык к разговорному языку принадлежат просторечие, территориальные и профессиональные диалекты и общий разговорный язык. Однако общий разговорный язык подчиняется законам не только разговорного, но и литературного языка, это показано на схеме. К литературному языку принадлежат три функциональных стиля официально- деловой, научный и публицистический. А язык художественной словесности представляет собой самостоятельную разновидность русского языка,
в которой используются все его разновидности для особой цели — изображения жизни.
При изучении темы в 7 классе достаточно показать различия между книжными разговорным языком, а также между функциональными стилями книжного языка. У каждого из них свои выразительные возможности, и учащиеся должны видеть в произведении черты этих разновидностей языка.
Русский язык
Разговорный язык
Литературный язык
Просто- речие
Диалект
(жаргон)
Общий разговорный язык
Книжный язык
Публицистический стиль
Научный стиль
Официально-деловой стиль
Язык художественной словесности
Ведь они и служат характеристике героев, и придают высказыванию определенный колорит. Важно знать отличительные особенности этих разновидностей и для формирования культурной речи учащихся, разговорной и книжной.
Поскольку наибольшие трудности вызывает именно разговорный язык, остановимся на нем подробнее. Это важно для формирования культуры устной разговорной речи самих учащихся.
Приведенные в учебнике примеры убедительно свидетельствуют о том, что разговорный язык может быть яркими богатым, что надо воспитывать умение вести разговори интересно рассказывать.
В учебнике приведены тексты разговорного языка, записанные как обычные книжные тексты. Однако если мы обратимся к специальной литературе,
то увидим, что устные разговорные высказывания записываются иначе, чем книжные. Здесь нет деления на предложения с полагающимися по правилам пунктуации знаками препинания, а части высказывания, выделенные в устной речи интонационно, на письме отделены друг от друга знаками пауз / короткая пауза, // — длинная. Вот пример записанного монолога из пособия для учителя ОБ. Сироти- ниной Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи (М, 1996). (Кстати, в этой книге приведено много примеров разговорных текстов, которые можно использовать на уроке.)
Значит ээ ну во первых я-а ээ уже дочке там говорила потому что я пока мм в шестом классе слышала
такие слова как бухта Золотой рог и-и (смеется)
Японское море итак далее А тут я открывала у меня
гостиница стояла на берегу залива во Владивостоке/
и-и поскольку время очень сильно отличалось от саратовского потому я плохо спала никак не могла там
приспособиться/ день и ночь перепутала и вот я ночью

вставала открывала шторы у себя в номере и видела
со-ве-е-рше-енно необыкновенную бухту там. цвет это
же океан там совсем другой цвет воды Вам не приходилось бывать на океанических были да Там наверно
тоже цвет воды другой чему моря А там знаете ка-
кой-то густо-фиолетовый цвет какой-то темно-тем-
но-синий/ с фиолетовым отливом необыкновенно и
причем-то бухта она живая круглые сутки вся это
светится все это в огнях очень красиво (с. Рассказ очень живой, свидетельствует о наблюдательности и о том, что автор хорошо владеет разговорным языком, но средства этого языка совершенно отличны от тех, к которым мы привыкли в книжном языке. В рассказе ярко проявились законы разговорного языка. Какие же это законы?
Чаще всего в разговорном языке употребляется диалог. Если же встречается монолог, как в приведенном примере, то он не подготовлен заранее,
а представляет собой импровизацию. Высказывание обращено к близким знакомыми вызвано определенной ситуацией.
С точки зрения фонетики речь ритмична, членит- ся на отрезки, это членение диктуется дыханием,
ведь перед нами запись устной речи.
Хотя в словаре существует немало слов, принадлежащих к сфере разговорного языка, обычно в разговорных высказываниях лексика не специфически разговорная, не отличается какой-то особенной окраской. Вот ив приведенном примере лексика нейтральная, общелитературная, потому что этого требует предмет, о котором говорится. Автор не употребляет нелитературных словно и не особенно заботится о том, чтобы найти самое подходящее слово. То есть по лексике разговорная речь отличается от книжной только некоторым однообразием, в ней мало синонимов, мало образных выражений. Встречаются незначимые и малозначимые слова, слова заполнители пауз. Такие слова не являются недостатком устного высказывания, они неизбежны, потому что в разговоре должен существовать ритм
Важно только, чтобы они не превращались в сло- ва-паразиты, небыли однообразны.
В морфологии замечается иное, чем в книжном языке, соотношение частей речи. В разговорном языке больше, чем в книжном, местоимений, частиц, наречий, междометий, зато значительно меньше существительных и прилагательных и совсем нет деепричастий и причастий, кратких прилагательных. Существительные чаще всего употребляются в именительном и винительном, но редко в родительном падежах. В разговоре на равных употребляются времена глаголов — настоящее, прошедшее и будущее. Причем времена имеют самое разное значение.
Особенно заметны отличия разговорного языка в области синтаксиса. Фразы здесь кратки и как бы дополняют друг друга, составляют единую цепочку.
Порядок слов здесь особый слова располагаются по мере созревания, формирования мысли, причем самые важные, значимые слова помещаются вначале фразы, а конец проглатывается, слышен неотчетливо. Словосочетания здесь выглядят необычно,
слова, которые должны быть связаны, могут быть разорваны. И наоборот. Определение может стоять и перед определяемым словом, и после него, управляемые слова перед управляющими, союзы и частицы располагаются свободно.
В разговорном языке обычны неполные предложения, смысл которых понятен из ситуации. Отсутствовать могут и главные, и второстепенные члены предложений.
Неподготовленность монолога ярко проявляется в его построении. В разговорном языке монолог строится по мере того, как созревает мысль. В приведенном рассказе автор не сразу приступил к раскрытию темы. И потом встречаются отклонения от последовательного описания, фразы, уточняющие уже сказанное
Охарактеризуем функциональные стили литературного язык а.
О фи ц и аль но- деловой стиль служит точной передаче деловой информации. Он характеризуется точностью словоупотребления, специальными терминами, большим количеством уточняющих конструкций.
Здесь много слов, обозначающих социальные явления, причем это точные термины (физическое лицо, юридическое лицо, нет места словам, имеющим несколько значений. Преобладают существительные и прилагательные, а наречий, местоимений и частиц мало. Употребляются специфические словосочетания, много причастных и деепричастных оборотов.
В деловом стиле не выражается отношение автора к сообщаемому, напротив, большое значение имеет стандартизация специальные формулы, стандарты расположения текста. Нередко речь делится на пункты и подпункты.
Н ау ч н ы й стиль служит точной передаче научной информации. Он также характеризуется точностью словаря, но это другая точность, понятийная. Лексика здесь обобщенная и отвлеченная, много научных терминов. Здесь преобладают существительные и прилагательные, редко встречаются частицы и наречия. Глаголы используются чаще всего в настоящем времени, имеющем значение постоянного свойства. Очень употребительны цепочки родительных падежей существительных (даже в данном предложении родительных падежей существительных, причастные и деепричастные обороты, краткие прилагательные. Часто употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные с придаточными причины, цели, следствия, сравнительные конструкции.
Следует напомнить школьникам, что при чтении научного текста необходимо соблюдать два главных правила

56 1) Встречаясь с незнакомым словом, не довольствуйтесь тем, что общий смысл высказывания вам понятен, обязательно найдите объяснение непонятного слова в словаре) Выделите основную мысль и подумайте верна ли она А затем оцените, убедительно ли она аргументирована. Если вы с чем-то несогласны, уточните, что вас не удовлетворяет сама мысль или недостаток аргументов.
П у блиц ист и чески й стиль служит воздействию на слушателя и читателя, на массы людей и отдельного человека. Поэтому здесь много слов открыто оценочных, экспрессивных, выражающих утверждение или отрицание. Даже нейтральные в эмоциональном отношении слова здесь приобретают оценочное значение. В публицистических выступлениях применяются специальные поэтические синтаксические фигуры анафора, эпифора, рефрен, антитеза, период, повторы. Создаются художественные образы, но они здесь играют роль иллюстрации мысли или аргумента в рассуждении.
Что касается языках у доже ст вен ной литературы, тов этой теме дается предварительное понятие о нем, подробнее об этой разновидности языка будет говориться во многих последующих темах. Поэтому здесь нет необходимости даже приводить дополнительные примеры таких текстов, пока достаточно того материала, который содержится в § Эти сведения о разновидностях употребления языка, дополняя то, что сказано в учебнике, помогут учителю организовать работу как над теоретическим разделом, таки над заданиями. Здесь нет формулировок, которые надо заучивать наизусть, зато много материала, в котором надо разобраться. Ив теоретическом разделе, ив заданиях дается немало текстов,
которые можно прочесть в классе и поразмыслить
над тем, какими языковыми средствами выражено их содержание.
Вопросы из раздела Подумайте и ответьте целесообразно использовать для фронтальной беседы.
Что же касается заданий в разделе Проверьте себя!»,
то там есть тексты, которые удобнее всего выполнить коллективно с помощью учителя (задание а есть такие, которые учащиеся выполнят самостоятельно. Например, читая раздело территориальных диалектах, целесообразно попутно прочитать и проанализировать тексты в задании 2. При этом надо помнить, что на уроках словесности задача работы над текстом состоит не в том, чтобы только найти в нем признаки той или иной разновидности употребления языка, а в том, чтобы понять, для чего они употреблены. В записях сказок из сборника
А. Н. Афанасьева признаки южного диалекта (сказка Лиса и Раки северного (Небылица) сохранены для того, чтобы показать, в какой области записаны тексты. А в сказках С. Г. Писахова это не запись, а созданный текст, в котором использованы признаки северного диалекта разговорного языка для того, чтобы возник образ талантливого сказочника Малины, влюбленного в родной Север, тонко чувствующего его неповторимую красоту.
Работая над сказками Б. В. Шергина и С. Г. Пи- сахова, целесообразно подумать над следующими вопросами:
Какие разновидности языка использовал писатель?
Можно ли утверждать, что перед нами разговорный язык?
Или территориальный диалект Вспомните, что мы говорили о функции этих разновидностей языка в языке художественной литературы. Объясните, какую роль играют в сказках эти разновидности языка. Какие лексические,
фонетические, грамматические особенности языка рассказчика вам удалось заметить Что вы можете сказать о рассказчике?
Приведем еще несколько материалов для дополнительной работы. Например, отрывок из книги
В. П. Астафьева «Царь-рыба», произведения, в котором широко использованы областные слова, и задания к нему.
Присмотритесь к словам, которые употребил В. Ас- тафьев в приведенном далее отрывке из книги «Царь-ры- ба». Какие из них не принадлежат к литературному языку К какой разновидности разговорного языка вы их отнесете Зачем писатель использует эти слова?
Зимовье темнело продавленной крышей за прибрежным веретьем, в сером, оголившемся ольшанике. Сразу за избушкой мшел каменный бычок-пла-
кун, выдавливая из-под себя или из себя талец,
путь которого и жизнь которого на свету были
равны саженям двадцати. Талец и камень, из-под
которого он выходил, переплело, опутало сморо-
динником с последними на нынешних, маслянис-
то-тонких побегах листьями, прихваченными мо-
розцем.
Вот текст из книги НМ. Шанского Занимательный русский язык, над которым можно поработать определить, к какой разновидности языка он относится, отметить признаки, характерные для этой разновидности языка (научного стиля литературного языка, выделить тезис и аргументы в этом рассуждении.
С паси бои пожалуйста iЭти два междометия вежливости являются совершенно различными сточки зрения своего происхождения. И все же они содержат в себе нечто одинаковое — глагольный в своей основе компонент,

которым оба «начинаются».
Междометие спасибо возникло в результате
сращения водно слово устойчивого словосочетания
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей