Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык Русская словесность 7 кл Методичка. Методическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.


Скачать 372.03 Kb.
НазваниеМетодическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.
АнкорРусский язык Русская словесность 7 кл Методичка.pdf
Дата26.01.2018
Размер372.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_Russkaya_slovesnost_7_kl_Metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35491
страница4 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
БОЛЬШÓЙ 1. немалый, немаленький, порядочный,
крупный, огромный, неизмеримый, громадный, колоссальный, гигантский, исполинский, чудовищный / о величине почтенных (или внушительных) размеров, неохватный, необъемлемый, громоздкий большущий, основательный, изрядный, добрый (разг.), здоровый, здоровенный, здоровущий, во какой (прост циклопический
(книжн.) / о пространстве обширный / об объеме объемистый, объемный (разг.) / о значении, силе, интенсивности великий, величайший, грандиозный, титанический велий (устар., теперь шутл. и ирон.) // о силе
:
мощный, неимоверный / о числе, количестве, сумме:
баснословный, астрономический // о количестве многочисленный, тьмочисленный (устар.) / об охвате, размахе масштабный (нов) / об изменении, росте и т. п.
:
заметный, значительный.
ГОВОРИТЬ 1. выражаться, объясняться изъясняться,
вести речь (устар.) / слишком много разглагольствовать,
распространяться (разг.) / много и красноречиво распинаться, ораторствовать (разг. ирон.); разливаться (или заливаться) соловьем (разг. шутл. и ирон.); рассусоливать,
разоряться (прост. ирон.); витийствовать (устар. книжн.,
теперь ирон.) / быстро, бойко шпарить (прост. произносить вякать (прост. пренебр.); изрекать, вещать (устар., теперь шутл. и ирон.) / вскользь замечать,
ронять, бросать / перебивая чужую речь вставлять ввертывать (разг.) / что-л. неожиданное, неуместное отпускать (разг.); откалывать, загибать (прост выдавать (нов
прост) / вздор городить, плести, нести (разг.); молоть
(прост.)
3. см разговаривать. 4. см доказывать
ЖИЛИЩЕ, дом, квартира, крыша (над головой, приют, пристанище, угол, гнездо жилье (разг.); кров (высок обитель (трад.-поэт. теперь шутл.); жилплощадь
(нов. офиц.); кровля, обиталище, жило (устар.); фатера
(устар. прост сень (устар. книжн.) / просторное апартаменты (устар., теперь шутл. и ирон.) / неопрятное:
берлога, логово, логовище (разг.) / темное, тесное нора;
мурья (устар. прост.)
Определенными стилистическими возможностями обладают морфологические особенности языка.
В художественном произведении имеет значение,
например, то, какие части речи преобладают в тексте. Если в тексте много частиц, наречий, местоимений, но мало существительных и прилагательных,
то такой текст несет на себе печать разговорного языка. Если в нем много существительных и прилагательных, но мало местоимений и частиц, тов нем проявляются признаки научного или официально-де- лового стиля литературного языка. Обилие глаголов движения придает речи динамичность. Обилие прилагательных, напротив, замедляет повествование.
Иногда писатели прибегают к сильному приему:
все произведение составляют из одних существительных, или одних прилагательных, или одних глаголов. Можно сравнить стихотворение А. А. Фета
«Это утро, радость эта, состоящее из существительных и местоимений, и стихотворение З. Гиппи- ус Все кругом, большая часть которого состоит из прилагательных. Вот эти произведения.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Эти стаи, эти птицы,
Этот крики вереницы,
Этот говор вод
Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зыки свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все — весна.
В сек р у го м
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное,
Медленно-рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское...
Но жалоб не надо что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем все будет иначе.
В отрывке из рассказа Л. Н. Толстого Кавказский пленник можно увидеть, как меняется эмоциональная окраска текста оттого, что исчезают глаголы движения и на первый план выходят наречия и слова категории состояния. Вот этот фрагмент.
Идет Жилин, все тени держится. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается ужи направо засветились
макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за
гор, — бело, светло, совсем как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло все.
Только слышно — внизу речка журчит.
Интересно рассмотреть в этом отрывке формы времен глаголов. Настоящее и прошедшее время
употребляются здесь для изображения того, что уже произошло идет, держится, спешит, выбирается,
засветились... И то, что они стоят рядом, придает языку характер разговорности, делает повествование похожим на устный рассказ. А когда в предложениях исчезают глаголы бело, светло, совсем как

днем. На деревах все листочки видны. — возникает впечатление, что герой уже не спешит, он остановился, посмотрел вокруг. И это передано не только предметным значением словно и их стилистической окраской. А она, в свою очередь, создана с помощью грамматических средств.
Понаблюдать, как используются времена глаголов, можно и на тех сказах, которые приведены в предыдущей главе. Например, в сказе А. М. Ремизо- ва о Костроме мы увидим будущее время глаголов
(оденется, завьется, сбросит, протрет и др) в соседстве с настоящим (идет, лежит-валяется, почесывает. Здесь много глаголов настоящего времени в значении постоянного признака (любит,
знает, зовет, величают. Особое значение имеют безглагольные предложения Теплынь-то, теплынь,
благодать одна По сердцу ей лепуны-щекотуньи
махонькие! На то она и Кострома-Костромушка.
Все это вместе создает впечатление разговорного языка, неторопливой устной речи сказителя, человека из народа.
Возможны задания на определение значения падежей существительных, употребления неодушевленных существительных в роли одушевленных и,
наоборот, изменения значений рода и числа существительных и многие другие.
Вот, например, фрагмент из повести Н. В. Гоголя
«Шинель», где употребление рода существительных является выразительным средством. Нужно знать,

что одно значительное лицо недавно сделался
значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом Несовпадение рода существительного лицо и глагола сделался помогает почувствовать какую-то ненормальность этого явления, когда человек перестает быть человеком и становится
лицом, явлением среднего рода. А ведь слово лицо в таком значении — из сферы официально-делового языка. И стилистическая окраска говорит о противоестественности привычного для чиновничьего Петербурга деления людей на значительных и незначительных лиц. Сам язык, законы которого здесь нарушены, протестует против такого явления.
Предложив этот отрывок, можно задать школьникам вопросы
1) Что необычного в этой фразе
2) Как выдумаете, зачем Гоголь прибегает к нарушению правильного согласования существительного с глаголом
3) Какая художественная мысль выражена таким строением предложения?
Или можно вспомнить слова подрядчика из стихотворения НА. Некрасова Железная дорога и тоже подумать, почему поэт вкладывает в его уста искаженные слова Ладно. нешто. молодца. молодца Может быть, потому, что подрядчик настолько чувствует себя хозяином на земле, что и законы языка ему нипочем Или это средство показать в персонаже отсутствие культуры, в том числе и культуры речи?
Такие и подобные задания могут стать материалом для самостоятельной работы всего класса или индивидуальных работ учащихся.
Задание 1, в котором надо определить стилистическую окраску выражений из произведений
М. Ю. Лермонтова, несложно для учащихся, только надо не ограничиваться лексическими средствами стилистической окраски — это самое легкое, но и постараться увидеть грамматические средства. Какие части речи преобладают Какие падежи существительных Какие времена глаголов Есть ли причастия и деепричастия Сведения о том, как от этих качеств зависит стилистическая окраска высказывания, есть ив учебнике, ив методическом посо- бии.
С т иль одно из самых трудных понятий теории словесности. В 7 классе нет необходимости заучивать его определение. Прежде всего заметим, что понятие стиля различно в языкознании ив литературоведении. Их можно считать понятиями-омони- мами: одними тем же словом называются разные явления. В языкознании стиль — разновидность языка, в литературоведении — важнейшая сторона художественного произведения.
Приведем несколько определений. У АИ. Горш- кова читаем:
С т иль исторически сложившаяся разновидность употребления языка, отличающаяся от
других подобных разновидностей особенностями
состава и организации языковых единиц. В современной филологии сложилась традиция, согласно
которой понятие стиля применяется преимущественно (а иногда и исключительно) к разновидностям литературного языка, хотя в определениях стиля это ограничение обычно отсутст-
вует.
В Словаре литературоведческих терминов»
Л. И. Тимофеева и СВ. Тураева:
По отношению к содержанию и форме произведения стиль является объединяющими организующим началом художественной формы как формы
содержательной. Стиль выступает в художественном произведении как форма движения художественной мысли, познающей действительность,
воплощающей идеал, созидающей художественный
мир.
В Краткой литературной энциклопедии»
(И. Б. Черных):
Общий тони колорит художественного произведения метод построения образа. и, следовательно, принцип мироотношения художника, к-рые
в завершительной фазе творч. процесса как бы
выступают на поверхность произв. в качестве
зримого и ощутимого единства всех главных моментов художественной формы.
В Лингвистическом энциклопедическом словаре (ЮС. Степанов):
С т иль (от лат. stilus, stylus — остроконечная палочка для письма, манера письма) в языкознании — 1) разновидность языка, закрепленная
в данном обществе традицией за одной из наиболее
общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам — лексикой,
грамматикой, фонетикой тоже, что С. языкато же, что функциональный стиль) общепринятая манера, обычный способ исполнения какого-либо конкретного типа речевых актов:
ораторская речь, передовая статья в газете <...>
4) индивидуальная манера, способ, которым исполнен данный речевой акт или произведение, в т. ч.
литературно-художественное; <...> 5) тоже, что
языковая парадигма эпохи, состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху.
В Литературоведческом энциклопедическом словаре (Ю. А. Бельчиков):
С т иль в языкознании, объединенная определенным функциональным назначением система
языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность литературного языка.
Композиционно-речевая структура С. обусловлена
социальными задачами речевого общения водной из
сфер человеческой деятельности (политика, наука и техника, художественная литература, право
и делопроизводство, общение официальное и неофициальное. С. — фундаментальное понятие стилистики и литературного языка.
В том же словаре (И. Б. Черных):
С т иль в литературе (от лат. stilus — остроконечная палочка для письма, манера письма),
устойчивая общность образной системы ...средств
художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельного произведения, литературного направления,
национальной литературы. Отличие Сот других
категорий поэтики, в частности художественного метода, — в его непосредственной конкретной
реализации: стилевые особенности как бы выступают на поверхность произведения, в качестве
зримого и ощутимого единства всех главных моментов художественной формы. Св широком
смысле — сквозной принцип построения художественной формы, сообщающей произведению ощутимую целостность, единый тони колорит. При
этом различают большие стили, т. н. стили
эпохи (Возрождение, барокко, классицизм, стили
различных направлений и течений, национальные
стили и индивидуальные стили художников нового
времени.
В Энциклопедическом словаре юного литературоведа Стиль это единство художественных приемов, характерное для отдельного произведения или

всего творчества писателя, для целого литературного течения или литературной эпохи.
Литература (и искусство в целом) обладает
нераздельностью содержания и формы. Стиль
обеспечивает эту прочную связь в самом процессе
творчества. Стиль — это еще и инструмент творческого освоения и познания действительности. Одна и та
же тема (например, маленький человек) совершенно по-разному решается Пушкиным в Станционном смотрителе, Гоголем в Шинели, Достоевским в Бедных людях — и во многом благодаря различию стилей, в котором всегда реализуется различие в художественном содержании.
По-разному предстают в разных стилях одни и те
же предметы, одни и те же мысли. Да и такой материал, как язык, тоже преобразуется под нажимом стиля, поэтому мы и говорим язык Пушкина, язык Достоевского, язык Маяковского».
Для того чтобы разобраться в стиле писателя,
надо присмотреться к тому, как преобразуются
по законам этого стиля язык, предметный мир,
житейские и исторические события, мир абстрактных истин и суждений, нравственно-психоло-
гический мир человека. Резоннее всего начинать с
языка, поскольку отпечаток стиля здесь всего отчетливее, а затем идти по остальным уровням.
Большинство приведенных определений для семиклассников пока непонятно, но учителю следует знать и различать их, видеть и понимать омонимический характер этого термина, а также позицию разных ученых в этом вопросе. При желании можно использовать на уроке определение из Энциклопедического словаря юного литературоведа. В учебнике неслучайно отсутствует определение понятия
«стиль», а показаны лишь некоторые черты этого явления. Потому что в 7 классе теоретические понятия используются как инструмент постижения произведения, как тот арсенал, который необходим для выработки умений квалифицированного чтения хндожественных произведений. И пусть пока учащиеся прочитают § 38 и 39 и увидят, что в стихи
НА. Некрасова нельзя вставить эпитеты И. А. Бу- нина, а осень, нарисованная разными художниками, совершенно разная. Позже, в старших классах,
они не раз еще вернутся к этому понятию, а сейчас пусть получат лишь предварительное представление о стиле.
Можно рассказать учащимся о происхождении термина стиль. Древние греки писали на восковых дощечках палочкой, один конец ее был острым,
другой — закругленным, она-то и называлась стилем. Писали острым концом, а если надо было исправить написанное, переворачивали палочку и тупым концом стирали текст. Постепенно стилем стали называть качество текста, потому что оно зависело от умения исправлять написанное. Потом значение этого слова еще расширилось, стилем стали называть манеру письма, поведения, начали применять это слово, говоря о других видах искусства.
Однако постараемся выяснить, что же мы имеем ввиду, когда используем термин стиль. Слово это многозначно. Мы можем говорить о научном стиле
литературного языка и о публицистическом стиле,
о стиле эпохи и стиле поведения, о стиле в живописи ив архитектуре, о стиле писателя и стиле народной поэзии, о стиле романтизма и стиле
произведения, о стиле в одежде и индивидуальном
стиле писателя.
И все же, нет ли чего-то общего в этих определениях Не зря же все эти явления называются словом
«стиль». А если посмотреть на стиль как на явление словесности Говоря о стиле в словесности, надо иметь в виду,
что стиль — это употребление языка. Кроме того, стиль — явление историческое. В языке всегда отражается эпоха. И произведения строятся из того языка, который употребляется в данную эпоху. А если писатель использует черты языка другой эпохи,
то возникает стилизация, произведение, в котором
проявляется исторический облик языка. Наконец,
стиль представляет собой единство элементов формы,
прежде всего языкового выражения содержания.
«Увидеть» конкретно стиль в произведении можно,
только рассматривая особенности состава и организации языковых единиц, принципы отбора и сочетания слов, заметить, какой стилистической окраски слова использует писатель, и определить, зачем это сделано, какую роль играют монологи диалог, описание,
повествование и рассуждение, как автор использует ресурсы фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и синтаксиса. И все это не по отдельности, а в единстве, во взаимной обусловленности.
Значительное место занимает в главе раздел
«Стилизация и пародия. Эти сложные явления рассматриваются здесь не только потому, что на уроках литературы учащиеся уже знакомятся со стилизацией, но прежде всего потому, что с самого начала изучения словесности мы говорим о том, что постичь смысл произведения можно только через слово,
через форму словесного выражения содержания.
А в стилизации ясно видно, что писатель создает образ чужого стиля. Гоголь в повести Тарас Бульба»
создает образ стиля другой эпохи. Лермонтов в поэме Песня про купца Калашникова» создает образ стиля народной поэзии.
Семиклассники интуитивно чувствуют стиль.
Они обычно с интересом выполняют задания пост или за ц и и на тему Ехал Грека через реку...»
или пересказывают сказку Репка в разных стилях. Учитель может использовать дополнительно стилизации из книги Парнас дыбом — авторы
Э. С. Паперная, А. Г. Розенберг, А. М. Финкель (эта книга неоднократно была переиздана. Там напечатаны остроумные стилизации на темы У попа была собака, «Жил-был у бабушки серенький козлики Пошел купаться Веверлей». Приведем некоторые отрывки из них
Песнь о Га й а вате В безмятежные дни мира,
дни и радости и счастья,
на земле Оджибуэев жил седой учитель-кацик.
У него был Мишенава,
пес лукавый и ученый,
и старик души не чаял в Мишенаве, псе разумном.
Как-то, сидя у вигвама и прислушиваясь к стону засыпающей Шух-шух-ги,
цапли сизой длинноперой,
он задумался глубоко и забыло пеммикане,
что для трапезы вечерней принесли ему соседи...
Б ул ат Оку д ж а в а
Стояла во дворе хибарка,
В хибарке поп Харламов жил,
А у попа была овчарка,
И он ее, как водится, любил.
Она была красавица собака.
И он ее, как водится, любил.
А на столе лежал кусок грудинки,
И лампочка светила над куском.
Овчарка проглотила слюнки,
И в комнате запахло воровством.
Собака съела мясо без заминки,
А мясо, между прочим-то, с душком...
И. А. Крыло в
У старой женщины, бездетной и убогой,
Жил козлик серенькой, и сей четвероногой
В большом фаворе у старушки был.
Спал на пуху, ел сытно, пил допьяна,
Вставал за полдень, а ложился рано:
Ну, словом, жили не тужил
Го мер В полдень купаться идет из дворца Веверлей богоравный.
А во дворце он оставил супругу свою Доротею.
В пышном дворце Доротея ткала большую двойную цвета пурпурного ткань, рассыпая узоры сражений между ахейцами в медных бронях и возницами Трои...
С. А. Е сени н
Рязанские лощины,
коломенская грусть.
Одна теперь в долине живу я и томлюсь.
Козел мой златорогий гулять умчался в лес.
И свечкой четверговой горел окрай небес...
С. ЯМ ар ша к
Жила-была бабушка,
А сколько ей было лет?
Сколько зим, столько лет Ста еще нет.
А было ей девяносто четыре года.
А кто у нее был?
Серый, двурогий, четвероногий.
Козленок...
Завершает эту главу раздело пародии. В последнее время представление о пародии связалось у нас с произведениями интересного поэта-пародиста
А. Иванова. Но то, что делал Иванов, точнее было бы назвать не пародией в собственном смысле этого слова, а стихотворными фельетонами. В них нередко остроумно высмеивается неудачное выражение, которое допустил какой-то поэт. Ивановне стремится воспроизвести стиль поэта, а обыгрывает отдельное слово, отдельную фразу.
Традиционная пародия — это воспроизведение стиля пародируемого произведения. В готовый стиль вкладывается другое содержание, и от этого
возникает смех. Пародия очень близка к стилизации, собственно, ее можно назвать даже одним из видов стилизации. Своеобразие ее в том, что она создается для высмеивания чужого произведения, чужого стиля. И между стилизацией и пародией нет резкой границы. Когда автор показывает, как раскрыл бы определенную тему тот или иной поэт, это стилизация. Но если он при этом еще и высмеивает чужой стиль, то стилизация превращается в пародию. Авторы Парнаса дыбом не смеются над Гоме- ром, они играют сего стилем. А словесная игра неотъемлемый компонент словесности. Но когда те же авторы подражают стилю некоторых современных поэтов, в их подражаниях проявляется критика и возникает скорее пародия, чем стилизация. Такая пародия и приведена в учебнике — Серенький козлик в стиле Агнии Барто.
В дополнение к тем пародиям, что даны в учебнике, можно предложить школьникам пародию Козь- мы Пруткова Шея на стихотворение Бенедиктова
«Кудри». Там замена романтических кудрей прозаической шеей позволяет показать, насколько мелок предмет воспевания. Вот отрывки из стихотворения
В. Г. Бенедиктова.
Кудри девы-чародейки,
Кудри — блеск и аромат,
Кудри — кольца, струйки, змейки,
Кудри — шелковый каскад!
Вейтесь, лейтесь, сыпьтесь дружно,
Пышно, искристо, жемчужно Только роза — цвет любви,
Роза — нежности эмблема
Красит роскошью эдема
Ваши мягкие струи. Кто ж владелец будет полный
Этой россыпи златой?
Кто-то будет эти волны
Черпать жадною рукой
Кто из нас, друзья-страдальцы,
Будет амбру их впивать,
Навивать их шелк на пальцы,
Поцелуем пропекать?
А это пародия Козьмы Пруткова:
Шея девы — наслажденье;
Шея — снег, змея, нарцисс;
Шея — ввысь порой стремленье;
Шея — склон порою вниз.
Шея — лебедь, шея — пава,
Шея — нежный стебелек;
Шея — радость, гордость, слава,
Шея — мрамора кусок!
Кто тебя, драгая шея,
Мощной дланью обоймет?
Кто тебя, дыханьем грея,
Поцелуем пропечет?
Кто тебя, крутая выя,
От косы до самых плеч
В дни июля огневые
Будет с зоркостью беречь:
Чтоб от солнца в зной палящий
Не покрыл тебя загар;
Чтоб поверхностью блестящей
Не пленился злой комар;
Чтоб черна от черной пыли
Ты не сделалась сама;
Чтоб тебя не иссушили
Грусть, и ветры, и зима?!
Можно привести пародию Д. Минаева на стихи
Фета, например:
Я пришла к тебе с рассветом,
Рассказать, что я устала,
Что всю ночь затем поэтом,
Что ты дал мне, продремала.
Он поет, как лес проснулся,
Каждой травкой, веткой, птицей,
Но над этою страницей
Уже сон меня коснулся
Утром только я узнала,
Что от жажды лес уж плачет,
И к тебе я прибежала,
Чтоб узнать, что это значит?
Можно также подумать, над чем мы смеемся, читая пародию Архангельского на Маяковского. Вот отрывок из нее.
О рыбаке и рыбке У самого берега жил рыбак.
Направо —
море,
налево —
дом.
Каждое утро рыбак натощак
Рыбку ловил неводом...
В пародии, как и всегда у Маяковского, стихи располагаются лесенкой, только это явление преувеличивается и не служит передаче интонации, как у
Маяковского, а просто отделяет каждое слово от других. Также ив других пародиях признак стиля непросто замечается, но гиперболизируется и от этого становится смешным.
Ребятам интересно даже просто познакомиться с пародиями, интуитивно они чувствуют стилевое сходство, а если при этом заметят, в чем именно видно сходство, совсем хорошо. Живой материал этого урока надо не засушить.
После изучения темы можно провести вечер, посвященный пародии. Одна группа учащихся читает стихи, кто-то из другой группы — в клоунской маске пародию. Третий — в ученой мантии — объясняет, что именно преувеличено в пародии и какой в этом смысл. Важно, чтобы объяснения тоже были остроумными, поэтому их следует подготовить с помощью учителя заранее. На таком вечере могут быть прочитаны и пародии собственного сочинения.
Школьники с удовольствием сочиняют собственные пародии. Пусть они создадут пародию на приключенческий роман или на детектив, где сыщик
Мышкин разыскивает таинственное золотое яичко,
хранящееся у инопланетянина Дедобабова. Или спа- родируют современную популярную песню. Объектов для пародии великое множество.
Заметим, что все творческие работы должны быть непременно обсуждены в классе и получить оценку.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Т ем а 5. Роды, виды и жанры произведений словесности
Мы начинаем разговор о произведении словесности с определения тех категорий, которые необходимы для его понимания. Эти параграфы являются вступлением во вторую часть учебника.
С одержан и е
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей