Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Русский язык Русская словесность 7 кл Методичка. Методическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.


Скачать 372.03 Kb.
НазваниеМетодическое пособие поможет учителю организовать работу по учебнику Русский язык. Русская словесность класс. Оно поможет решать задачи, определенные современными государственными документами об образовании.
АнкорРусский язык Русская словесность 7 кл Методичка.pdf
Дата26.01.2018
Размер372.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_yazyk_Russkaya_slovesnost_7_kl_Metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#35491
страница6 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словес-
ности.
Жанры библейских книг историческая повесть,
житие, притча, молитва, проповедь, послание,
псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в
русской литературе.
В и д ы деятельности учащихся Чтение Библии. Понимание библейских

текстов в соответствии сих жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского
повествования. Умение видеть своеобразие стиля
в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Выделение духовной литературы по тематическому признаку из остальных произведений словесности вызвано тем, что в этой литературе выработаны собственные жанры, которых нет в произведениях на другие темы. У этой литературы есть собственный стиль. И жанры, и стиль духовной литературы оказали большое влияние на все виды словесности. Обнаруживая это влияние в стихах или прозе, мы ощущаем особый колорит, присущий такому произведению. А видеть это надо, чтобы понять смысл произ- ведения.
Главная задача, которая стоит перед учителем при изучении темы, — это знакомство учащихся с
Библией, потому что это одна из величайших книг,
созданных человеком на всем протяжении истории его существования. Читать же Библию, как и другие книги, можно научиться тогда, когда мы будем понимать, какие жанры перед нами. Ведь одни законы у повести и совсем другие у притчи, третьи — у псалма и четвертые — у проповеди или послания. Поэтому вторая задача, связанная закономерно спер- вой, — научить школьников читать и понимать библейские тексты в соответствии сих жанровой природой.
Кроме того, о чем рассказано в главе 6, учителю нужно иметь ввиду следующие факты.
Слово Библия происходит от греческого библос,
что значит книга, а оно, в свою очередь, — от названия финикийского города Библоса, который был центром продажи папируса. А форма библия
— множественное число этого слова, то есть книги. Идей- ствительно, Библия состоит из многих кн и г.
Эта книга самая распространенная в мире, общий тираж ее достигает миллиарда экземпляров, она переведена на все языки мира, в том числе и языки малочисленных народов. Существуют Библии для слепых, переложения Библии для детей разного возраста, иллюстрированные и без иллюстраций, даже комиксы. Можно увидеть карманные издания Библии, текст Библии на пластинках, кассетах и диске- тах.
Библия — первое из произведений мировой литературы, которое было переведено на другой язык.
Она была первой напечатанной книгой и Иоганн
Гутенберг, и Иван Федоров напечатали на станке прежде всего Библию
Драматична история существования Библии.
Сколько противников было у этой книги Ее пытались истребить в Древнем Риме ив Византии, чтение
Библии совсем недавно осуждалось в нашей стране.
Зато с какой любовью переписывали от руки эту книгу трудолюбивые монахи, как старательно средневековые мастера переплетали ее в драгоценные кожаные переплеты, украшенные чеканкой. Такие издания Библии можно и сейчас увидеть в церкви, когда священник или диакон читает Евангелие. И наши современники, несмотря на опасность, бережно хранили доставшиеся от прабабушек фолианты, тайно привозили Библию из-за границы, распространяли и читали ее.
Библия играла огромную роль в истории народов.
Даже если не вспоминать о том, как важен был перевод Библии на греческий и латинский языки, а обратиться к истории перевода Библии на славянский язык святыми Кириллом и Мефодием, можно убедиться, что в жизни славянских народов это событие стало поворотным пунктом. Благодаря ему славяне познакомились с богатейшей греческой и латинской философской, богословской, юридической, исторической, художественной литературой. Благодаря ему жизнь славянских государств стала восприниматься как часть мировой истории, формировалось национальное самосознание этих народов. Благодаря ему возникла собственная литература славянских народов, вырабатывались основы морали и права,
понятия о добре и зле, о совести и грехе и других важных вещах, а также слова для их обозначения.
О значении Библии (Евангелия) в учебнике приведены слова Пушкина. Над этими словами стоит подумать, ноне вначале изучения темы, а уже познакомившись с содержанием и жанрами библейских книги стилем Библии. Кроме пушкинских,
можно вспомнить слова Герцена из Былого и дум»:
В первой молодости моей я часто увлекался воль-

108
терианизмом, любил иронию и насмешку, ноне помню, чтоб когда-нибудь я взял Евангелие с холодным чувством это меня проводило через всю
жизнь; вовсе возрасты, при разных событиях я
возвращался к чтению Евангелия, и всякий раз его
содержание низводило мири кротость на душу.
А также слова Достоевского Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с
нею человеку Точно изваяние мира и человека и характеров человеческих, и названо все и указано навеки веков. И сколько тайн разрешенных и откровенных. И даже Гете, который не считал себя христианином, сказал (запись Эккермана Разговоров с
Гете»): Пусть духовная культура непрерывно идет

вперед, пусть естественные науки непрерывно растут вширь и вглубь, пусть дух человеческий охватывает все более и более широкие горизонты, высот нравственной культуры христианства,
озаряющей нас из Евангелия, мы никогда не пре-
взойдем.
На уроках, посвященных знакомству с Библией,
не стоит давать обширные комментарии, пытаться пускаться в богословские рассуждения. Гораздо полезнее просто читать библейские тексты и по возможности думать над ними, высказывать свои мысли о том, как поняли текст. При этом вначале надо познакомить ребят со своеобразием библейского стиля на примере, как это дано в учебнике.
Можно отметить следующие черты этого стиля ритмичность, деление на отрезки — стихи специфическая лексика, связанная с тематикой и проблематикой изображаемого крылатые слова;

иносказание, слова-символы, в которых за конкретным явлением встает иной, богословский смысл применение синтаксических поэтических фигур антитезы, повторы, инверсии, анафоры и эпи-
форы, параллелизмы (подробнее об этих фигурах речь пойдет в 8 классе, но кое-что может быть замечено и сейчас, например, повторяющийся союз ив начале предложений и другие приемы).
И второе, что надо помнить при чтении текстов это необходимость подходить к ним в соответствии сих жанровой природой. Потому что одни жанры требуют одних приемов изображения жизни,
другие — совершенно иных. Прежде чем читать текст, надо знать, что перед нами псалом, притча или проповедь.
В учебнике приведено несколько текстов из Библии, их надо прочитать в классе. Поразмышлять над ними помогут комментарии, а также вопросы и задания. Но если этих текстов окажется мало, то советуем обратить особое внимание на притчи.
П р и т ч а — это особый жанр. Это рассказ ока- ком-то случае из жизни, о событии, о поступке человека, совершающего нравственный выбор. Но рассказ этот несет в себе иносказательный смысл, он говорит о вечных ситуациях, в которых оказываются люди, о вечных проблемах, которые они решают,
о вечных пороках человеческих и вечных проявлениях добра. И эти нравственные проблемы рассматриваются сточки зрения истории взаимоотношений человека не только с человеком, но и с Богом. Так за земным содержанием повествования встает иной,
трансцендентный, то есть принадлежащий иному миру, смысл.
Чтобы помочь учителю ориентироваться в евангельском тексте, приведем перечень при т ч,
которые можно прочитать при изучении этой темы.
Учитель выберет одну или несколько притч в соответствии с потребностями данного класса.
О доме, построенном на камне, и доме, построенном на песке, — Мф. 7:24; Лк. О двух должниках — Лк. 7:41.
О милосердном самарянине — Лк. О новой заплате на ветхой одежде — Мф. 9:16;
Мк. 2:21; Лк. О безумном богаче — Лк. О званных на большой ужин — Лк. О блудном сыне — Лк. О богаче и нищем Лазаре — Лк. О мытаре и фарисее — Лк. О потерянной овце — Мф. 18:12; Лк. О сеятеле — Мф. 13:3; Мк. 4:3; Лк. О зерне горчичном и закваске — Мф. 13:31;
Мк. 4:30; Лк. О злых виноградарях — Мф. 21:33; Мк. 12:1;
Лк. О двух сыновьях — Мф. О брачном пире — Мф. Заметим, что некоторые притчи содержатся вне- скольких вариантах ведь каждый евангелист передавал слова Иисуса так, каких запомнил. Учитель может выбрать тот вариант, который лучше подходит для данного класса.
Читая эти и другие евангельские тексты, надо обратить внимание на то, как высоко ценит Христос человека. Для Него человек вовсе не раб, призванный безропотно подчиняться. Иисус говорит об ответственности человека за свою судьбу, зато, что с ним происходит. Иисус ждет от человека истинно человеческих поступков и верит в то, что человек способен на них. При этом может возникнуть сомнение а как же понимать, что Иисус говорит об овце,
имея ввиду человека Но чтобы понять это, надо представить себе жизнь скотоводческих народов. Овцы для них — предмет заботы и любви, а вовсе не символ безликости, стадности. Когда Иисус говорит
об овцах и стаде — речь идет об отношении Бога к человеку, таком же любовно-заботливом, как отношение пастыря к своему стаду. Надо иметь ввиду и то, что это представления, свойственные далекому прошлому. И тогда понятной становится радость пастыря о найденной овце, которую он считал пропавшей. Так притча о потерянной овце перекликается с притчей о блудном сыне. Жизненные явления в них изображаются разные, а смысл сходен.
Неплохо было бы в качестве внеклассного чтения прочитать Нагорную проповедь Христа (Мф. Она сама по себе так прекрасна, что не требует ни обсуждения, ни анализа. Только стоит прочувствовать эти простые и мудрые слова.
Что касается раздела об использовании библейских жанров и стиля в русской литературе, то здесь достаточно знакомства с приведенными произведениями и выполнения заданий по собственному выбору в разделе Проверьте себя. И может быть, семиклассники приведут свои примеры произведений,
в которых они увидят воздействие Библии (романы
Айтматова Белый пароход, Булгакова Мастери Маргарита и многие другие. К этой теме они еще обратятся в конце 8 класса.
Т ем а 8. Эпические произведения,
их виды
С одержан и е
Виды эпических произведений басня, рассказ,
повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера:
описание (портрет, интерьер, пейзаж, повествование о поступках героя и о происходящих с ним
событиях, рассуждение-монолог героя и автора,
диалоги героев
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные
элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
В и д ы деятельности учащихся Понимание характера литературного героя
с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение характеристика героя и сравнительная
характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Эпические произведения знакомы семиклассникам больше произведений других родов словесности:
это то, что подростки обычно читают. Но чтение их часто носит поверхностный характер. В нем еще немало следов наивного реализма отношение к героям как к живым людям, неумение увидеть за событиями авторскую мысль, неумение видеть и понять смысл произведения через словесные формы выражения содержания. Изучение данной темы должно помочь ребятам вырабатывать умения и навыки квалифицированного читателя. Это важнейшая задача уроков об эпических произведениях.
Начинается разговор об эпических произведениях с характеристики знакомых семиклассникам эпических жанров литературной сказки, небылицы и загадки. О литературной сказке достаточно вспомнить то, что говорилось в 5 классе, где мы подробно анализировали сказочную повесть АН. Толстого
«Золотой ключик, или Приключения Буратино».
А литературную загадку они рассматривают впервые, и к тому материалу, который приведен в учебнике, к знакомым с детства загадкам С. Я. Маршака и К. И. Чуковского можно добавить немало поэтичных и остроумных загадок, созданных другими поэтами. Приведем их. Пусть ребята не только отгадают их, но и определят, какими художественными средствами воспользовались авторы.
В. Берестов с помощью олицетворения нарисовал предмет.
Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит.
Как только осень настает,
Меня он за руку берет.
(Портфель.)
В. Важдаев использовал в загадках метаграммы:
слова, различающиеся одной буквой.
На верхушке каланчи
День и ночь кричат врачи.
Когда король, как мяч, скатился с трона,
Слетела с головы его ворона.
Паривший в воздухе осел
Пугал крестьян окрестных сел.
А. Волобуев создал загадки-акростихи.
Двери в нем,
окошки в нем,
мы уютно в нем живем.
И. Гамазкова использовала в загадках принцип перевертыша.
Лечит в Африке зверей
Добрый доктор Бар мал е й.
Девочка пела в темном лесу Бабушке я пирожки принесу!
Шапочка — словно малина!
Девочку звали Мальвина В. Данько создал загадки с помощью анаграммы.
П ере вернут ы й кот На стенке в розетке,
В пластмассовой клетке
Живет перевернутый кот.
Лишь вилку увидит,
Из клетки он выйдет.
А так низа что не пойдет (Ток.)
А это загадка-метаграмма того же поэта:
С Ы мы мчим вас что есть мочи,
С Умы ноги вам промочим (Лыжи, лужи.)
Я. Козловский поиграл со словами.
И з какого слова укатилось о » Из какого, из какого
Золотой окраски слова
Буква о в лесную сень
Укатилась в летний день,
Если заячьей полянкой
Нам пуститься за беглянкой
Почему-то стало лень?
(Осень.)
В загадке Г. Сапгира отгадка находится с помощью рифмы Где была ты Тут и там Где летала По цветам Что домой ты принесла Мед, — ответила. (пчела.)
Р. Сеф, рассказав о событии, предлагает отгадать пословицу.
С ан и
Сел Иван
В чужие сани,
Только справиться
Не смог

115
Сани
Полетели сами —
Вправо,
Влево,
Вниз и вбок,
Через пень перелетели,
Подскочили
Раз-другой.
Наш Иван
Лежит в постели
С забинтованной
Ногой.
(Не в свои сани не садись.)
Загадка Л. Яхнина — о самой загадке.
Гуляю по свету,
Жду ответа.
Найдешь ответ Меня и нет (Загадка.)
Столь же разнообразны и авторские скороговорки. Это тоже произведения, предназначенные для детского чтения, нов них проявляется такое богатство возможностей языка, остроумной словесной игры, что и для семиклассников интересно попробовать их произнести и подумать над использованными здесь изобразительными средствами. Приведем некоторые скороговорки, созданные поэтами.
Вот как поиграл словами Ю. Могутин, и от этих неожиданных созвучий в словах открывается нечто новое:
Уж ужа зазвал на ужин,
Уж совсем не ожидал,
Что ужу не ужин нужен,
Уж уже поужинал.
В веселой скороговорке М. Яснова тоже важна ал- литерация.
Что у нас в лесу на букву Ш?
Это шишка шлепнулась, шурша
Это шмель и шершень шумно шарят в кашке.
Шебуршат в шиповнике букашки.
Что еще в лесу на букву Ш?
Шум и шорох возле шалаша.
Ну а если полон рот морошки —
Широежки и шороконожки!
В скороговорке А. Семенова все слова начинаются на одну букву.
Петр Петрович
Пошел погулять,
Поймал перепелку,
Пошел продавать.
Просил полтинник Получил подзатыльник,
Просил прощенья Получил пачку печенья.
Изучая виды эпических произведений, ребята увидят, что даже знакомый им вид — басня содержит немало необычного и неизвестного для них. Урок лучше всего построить в виде фронтальной беседы по вопросам, проводимой после прочтения параграфа) Что мы называем басней) Назовите известных вам авторов басен) Что такое аллегория) Какая разновидность языка используется в баснях И. А. Крылова?
5) Что такое мораль басни Какую роль она играет) Во всякой ли басне есть мораль Перестает ли басня быть нравоучительным произведением, если в ней нет морали) Почему басня является нравоучительным произведением В чем отличие нравоучительности басни от нравоучительности проповеди или закона) В чем сходство басни и библейской притчи?
В чем их различие) В чем сходство басни и пословицы В чем их различие
Некоторую трудность могут вызвать только последние два вопроса. Но все же семиклассники скажут, что в басне говорится о взаимоотношениях людей между собой, а в притче речь идет не только об этом, но и об отношениях человека с Богом. В басне возникающая за изображением мысль относится к нашему обычному, здешнему миру, хотя это может быть очень глубокая философская и социальная идея. В притче эта мысль говорит о предметах трансцендентных, то есть запредельных по отношению к здешнему миру.
От пословицы же басня отличается тем, что пословица представляет собой хотя и образное, но суждение. А в басне нарисованы картина жизни, герои,
события.
Разговор о других видах эпических произведений может быть организован как выполнение задания из раздела Подумайте и ответьте. Причем желательно не только отгадать названия, но и привести примеры произведений указанных видов.
Для справки приведем определения видов по
«Словарю литературоведческих терминов ЛИ. Ти- мофеева и СВ. Тураева.
Р асс ка з — малая форма эпической литературы. Термин Р не обладает строго определенным
значением ив частности, находится в сложных,
не установившихся отношениях с терминами новелла (см) и очерк (см.).
С одной стороны, под Р. понимают любое небольшое повествовательное произведение (в этом случае новелла выступает как особенный вид рассказа. В других случаях новеллу и Р. различают как
повествование сострой, отчетливо выраженной
фабулой, напряженным действием (новелла) и, напротив, эпически спокойное повествование с естественно развивающимся сюжетом (рассказ. Наконец, исходя из самого значения слова Р, к этому
жанру иногда относят специфические формы повествования, в которых выступает рассказчик
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей