Главная страница
qrcode

Методическое пособие Руководство по клиническому исследованию ребенка


Скачать 179.14 Kb.
НазваниеМетодическое пособие Руководство по клиническому исследованию ребенка
Анкорmetodichka po detskim 1.docx
Дата04.10.2017
Размер179.14 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаmetodichka_po_detskim_1.docx
ТипМетодическое пособие
#25690
страница4 из 9
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9

Антропометрия:

Определение массы (рис. 16) и длины тела (рис. 17), окружности груди, головы, плеча, бедра, голени, высоты головы, средней точки длины тела, "филиппинского теста", индекса Эрисмана; для детей до 3-х лет - определение индексов Чулицкой упитанности и пропорциональности.

Формулы для ориентировочного расчета длины и массы тела

А. Длина тела (рост) - ДТ

Длина тела грудного ребенка: ДТ - 50 + 2 х, где 50 - условная длина тела новорожденного, х -число месяцев.

Длина тела (рост) детей старше I года: мальчиков:

От 1 до 7 лет: ДТ = 75+7х

От 8 до 12 лет: ДТ = 75 +6х
девочек:

от 1 до 7 лет: ДТ = 75 + (7 х- 1)

от 8 до 12 лет: ДТ = 75 + (6 х - 1),

где: 75 - условная длина тела ребенка 1 года, х - число лет.

Б. Масса тела (килограммы)

Масса тела (МТ) доношенного грудного ребенка: МТ = 3 + 0,6 х, где: 3 кг - условная масса тела доношенного ребенка, х — число месяцев.

Приблизительная масса тела детей 1 года - 9 лет: МТ= 10 + 2х, где: 10 - масса тела годовалого ребенка, х — число лет.

Примечание: получаемые при таком расчете значения могут отклоняться от 50-й центили до 2 см по длине тела и до 2 кг по массе тела, но они укладываются в диапазон 25-75 центилей, т.е. нормальных вариаций. С началом периода пубертатного скачка роста эти формулы дают заниженные значения и применяться не могут. Девочки начинают опережать мальчиков в физическом развитии в возрасте 9 лет и до 15 лет.

Заключение по физическому развитию: степень, гармоничность, соответствие биологического возраста паспортному.

Значение физического развития в оценке состояния здоровья может быть аргументировано следующими положениями.

  1. Для многих хронических заболеваний детского возраста не существует определенной и специфической симптоматики, относящейся к начальному периоду; но нарушения физического развития, в частности, соотношения массы и длины тела, торможение роста уже могут быть выявлены и определены.

  2. Изменение физического развития может быть следствием и свидетельством нарушений социально-гигиенического характера, количественной и качественной недостаточности питания.

  3. Нарушения или дисгармония физического развития могут отражать конституциональные особенности, врожденную или наследственную патологию.

  4. Изменения относительной массы тела прямо коррелируют с состоянием лимфоидной ткани и количеством функционально активных лимфоцитов крови. Поэтому при сниженной массе тела можно ожидать и снижение свойств иммунологической реактивности.

  5. Антропометрические признаки могут быть использованы в качестве диагностических критериев и притом достаточно высокочувствительных для распознавания патологии желез внутренней секреции и для контроля сроков полового созревания детей.

  6. На основании антропометрических данных может осуществляться диагностики уровня биологического развития и темпа биологического созревания ребенка.

  7. Антропометрические данные могут отражать период и доминирующее направление роста ребенка в момент исследования, что имеет значение для решения вопросов, связанных с режимом жизни и физической нагрузкой.

  8. Антропометрическое исследование позволяет с определенного возраста (обычно после 5-6 лет) отнести ребенка к определенному конституциональному типу и с этих позиций определить круг возможных патологических и функциональных отклонений.

Существует несколько способов оценки физического развития детей:

1. Бестабличный (по формулам).

2. Параметрический (метод сигмальных отклонений).

3. Параметрический (центильный метод).

4. Графический (вычерчивание профиля физического развития - профиля Мартина),

Ориентировочное суждение об основных антропометрических показателях можно сделать, на основании эмпирических формул, приведенных в таблицах.

Эмпирические формулы для расчета основных соматометрических данных у детей первого года жизни

(Воронцов И.М., 1986)


Измеряемый признак

Способ расчета

1 Длина тела (см)

Длина тела у 6-ти месячного ребенка равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается 2,5 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 1,5 см.

2. Масса тела (г)

Масса тела в 6 месяцев равна 8200 г, на каждый месяц до 6 вычитается по 800 г, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 400 г.

3. Масса тела (г) по длине тела (см)

При длине тела 66 см масса составляет 8200 г, на каждый недостающий см отнимается по 300 г, на каждый дополнительный см прибавляется по 250 г.

4. Окружность груди (см)

Окружность груди в 6 месяцев составляет 45 см, на каждый недостающий месяц вычитается по 2 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см.

5. Окружность головы (см)

У ребенка 6 месяцев окружность головы составляет 43 см, на каждый месяц до 6 вычитается по 1,5 см, на каждый месяц свыше 6 прибавляется по 0,5 см.

Эмпирические формулы для расчета основных антропометрических данных у детей старше 1 года (2 -16 лет)

Измеряемый признак

Способ расчета

1. Длина тела (рост), см

Рост ребенка 8 лет равен 130 см, на каждый недостающий год отнимается по 8 см, на каждый год свыше 8 прибавляется по 5 см.

2. Масса тела детей

2-11 лет (кг) Масса тела ребенка 5 лет равна 19 кг, на каждый год до 5 отнимается по 2 кг. на каждый год свыше 5 прибавляется по 3 кг.

3. Масса детей 12-16 лет (кг)

Возраст умножается на 5, и из произведения вычитается 20.

4. Масса тела (кг) по длине тела (см)

При росте 125 см масса тела составляет около 25 кг, на каждые недостающие до 125, 5 см вычитается 2 кг, на каждые дополнительные 5 см прибавляется по 3,0 кг, а у детей, вступивших в период полового созревания по 3,5 кг.

5. Окружность груди (см)

У ребенка 10 лет равна 63 см, на каждый год до 10 вычитается по 1,5 см, на каждый год свыше 10 прибавляется по 3,0 см.

6. Окружность головы (см)

В 5 лет равна 50 см, на каждый недостающий год уменьшается на 1 см, на каждый год после 5 увеличивается на 0,6 см.





Метод оценки физического развития по формулам не является точным и может быть использован только при отсутствии таблиц.

Однако в настоящее время для оценки физического развития ребенка в сравнении с нормативными показателями принято использовать таблицы центильного типа.

Массо - ростовые индексы


Индекс

Формула

Оценка

Коула (Cole)

I

Масса тела в кг рост в см

Нормальные значения индекса лежат

в пределах 90-100.

Значение ниже 90 означает дефицит массы

тела по отношению к росту. Избыток массы тела соответствует показателю 110-120,

свыше 120 речь 1 идет об ожирении.

50й центиль : 50й центиль х 100

массы тела роста

Кетле (Quetelet)

Масса тела в кг (рост в кв.м.)2

Примечание: у взрослых нормальные

значения индекса Кетле лежат в пределах

24-27. Значения ниже приведенного

1 диапазона свидетельствуют о похудании.

Превышение данного диапазона – признак

полноты. В детском возрасте этот индекс

не находит широкого применения, так как

в периоды интенсивного роста,

"вытяжения" или "наполнения" величины

индексе Кетле изменяются




Брока (Brok)

ндекс 1.

Идеальная

масса тела = рост в см - 100

Этот показатель неприемлем в детском возрасте, но пригоден для взрослых, у которых рост практически закончен.




Индекс 2. Дефицит или избыток массы тела в процентном выражении по отношению к нормальным средним величинам.

Этот индекс широко используется в педиатрии для оценки степени гипотрофии или ожирения.

Вервека, Модифицированный И.М. Воронцовым

Рост (длина тела в см): (2хмасса тела в кг + окружность грудной клетки в см)

Величины индекса Вервека свыше 1,35 свидетельствуют о выраженном вытягивании - высоком росте (долихоморфии). Величины лежащие в интервале 1,35-1,25, характеризуют преобладание линейного роста. Интервал 0,85-1,25 отражает гармоничное развитие ребенка. Величины 0,75-0,85 говорят об умеренном отставании в росте, а значения, лежащие ниже 0,75, свидетельствуют о низкорослости (брахиморфии)

Эрисмана

Окружность груди - (рост: 2)

У детей до 1 года индекс Эрисмана равняется + 13,5, в возрасте 2-3 лет составляет +9, в 6-7 лет снижается до +4.




Бругша

(Окружность груди : рост) * 100

У детей до года индекс равен 65-68, в 2-3х-летнем возрасте - 64-60,

в 6-7 лет-63-52.

Пирке II

Рост в см - длина тела, сидя в см *100

До 1 года - 54-58 2-3 года - 68-70 6-7 лет - 78-80 8-15 лет-80-95


Длина тела сидя




Примечание: индекс Пирке I, требующий извлечения кубического корня из показателей массы и длины тела практически не используется.

Алгоритм диагностики нарушений физического развития новорожденного ребенка (Г.Н.Чумакова, 1994)

Оценка массы тела

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО ЦЕНТИЛЬНЫМ ТАБЛИЦАМ

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, в интервале от 25 до 75 центиля. В полной форме дентальная шкала выглядит следующим образом. Она представлена 6 цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться только у 3, 10, 25, 75, 90 и 97% детей возрастно-половой группы. Пространство между цифрами - это интервалы.

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди, окружность головы) может соответственно быть помещен в свою область или свой интервал центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот интервал, можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение. При этом возможны следующие варианты.

Интервал № 1 (до 3 центиля) Это область "очень низких величин", встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%).

Интервал № 2 (от 3 до 10 центиля) Это область "низких величин", встречающихся у 7 % здоровых детей.

Интервал № 3 (от 10 до 25 центи-ля) Это область величин "ниже среднего", свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.

Интервал № 4 (от 25 до 75 центи-ля) Это область "средних величин", свойственных 50% здоровых детей и поэтому наиболее характерных для данной возрасти о-патовой группы.

Интервал № 5 (от 75 до 90 центи-ля) Это область величин "выше среднего", свойственных 15% здоровых детей

Интервал № 6 (от 90 до 97 центи-ля)Это область "высоких величин
Интервал №7 Это область "очень высоких" величин, свойственных не более чем 3№ здоровых детей.

Показатели в интервалах I и 7 относят к категории атипичных, в 3 и 5 – пограничных.

Главным критерием, характеризующим физическое развитие, является длина тела (рост) как наиболее стабильный и несущий информацию о соматической (биологической) зрелости. Если показатель длины тела находится в 4-ом центильном интервале, физическое развитие оценивается как среднее; в 3 и 5 интервалах - соответственно, ниже среднего и выше среднего; во 2 и 6 интервалах - высокое и низкое Если длина тела относится к 1 интервалу - это нанизм, к 7 - гигантизм.
Остальные антропометрические показатели: масса тела, окружность груди, окружность головы (у детей 1 года), используют для характеристики гармоничности физического развития.

Гармоничность развития определяется по разнице между номерами интервалов. В случае если разность номеров интервалов между любыми двумя из трех (четырех) показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии; если разность между двумя крайними показателями составляет 2 - развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если разность превышает 3 и более - резко дисгармоничное развитие.

При негармоничном развитии следует объяснить причину негармоничности.

При работе с центильными таблицами необходимо определить точный возраст ребенка и отнести его к соответствующей возрастной группе (Вельтишев Ю.Е., 1983).

Определение возраста на 1 году жизни ребенка:

- 1 мес. - от 16 дней до 1 мес. 15 дней;

- 2 мес. - от 1 мес. 16 дней до 2 мес. 15 дней и т.д.

После 2-го года до 3 лет (36 мес.):

  • к 1,5 годам (18 мес.) относятся дети в возрасте от 1 года 3 мес. до 1 года 1 мес. 29 дней;

  • к 2 годам (24 месяца) - дети 1 г. 9 мес. до 2 лет 2 мес., 29 дней;

  • к 2,5 годам (30 месяцев) - от 2 лет 3 мес. до 2 лет S мес. 29 дней;

  • к 3 годам (36 мес.) дети дo 2 лет 9 мес. до 3 лет 2 мес. 29 дней

После 3-х лет с годичными интервалами:

  • к 4 годам - от 3-х лет 6 мес. до 4 лет 5 мес. 29 дней;

  • к 5 годам - дети от 4 лет 6 мес. до 5 лет 5 мес. 20 дней

Для оценки биологической зрелости используют ряд критериев, выбор которых зависит от периода детства. Самым надежным методом является определение точек окостенения при рентгенографии костей. Но он не жжет быть использован в повседневной практике. Вторым по степени надежности является развитие вторичных половых признаков Этот критерий применяется у детей школьного возраста. У детей старше 4-х лет можно использовать критерий смены прикуса (количество постоянных зубов). И у всех детей, независимо от возраста, - длину тела.

Индексы физического развития (показатель пропорциональности, как косвенный признак биологической зрелости) самостоятельного значения не имеют.
Пример конкретной оценки физического развитая.

  1. Длина тела оценивается по центильной таблице, проставляется № интервала, например, 4.

  2. Масса тела оценивается по центильной таблице, проставляется № интервала, например, 3.

  3. Окружность груди по центильной таблице, проставляется № интервала, например, 4.
1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом