Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка. Методическое пособие с приложением альбома Наглядный материал для обследования детей


НазваниеМетодическое пособие с приложением альбома Наглядный материал для обследования детей
АнкорМетодичка.pdf
Дата04.05.2017
Размер7.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодическое пособие
#16412
страница1 из 18
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

ПСИХОЛОГО
-
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
РАННЕГО
И
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
С
приложением альбома
«Наглядный материал для обследования детей»
Под редакцией
Е
.
А
.
СТРЕБЕЛЕВОЙ
2-
е
издание
,
переработанное
и
дополненное
МОСКВА
«ПРОСВЕЩЕНИЕ»
2005

УДК 376(072)
ББК 74.3
П86
Федеральная целевая программа «Культура России!?
(подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)
Авторы:
Е. А. Стребелева, доктор пед. наук, профессор,
Г. А. Мишина, канд. пед. наук,
Ю. А. Разенкова, канд. пед. наук,
А. Н. Орлова, канд. псих, наук,
Н. Д. Шматко, канд. пед. наук.
Рецензент: С. Д. Забрамная, канд. пед. наук, профессор.
Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома
«Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г.
А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. —
2- е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. +
Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09-012040-4.
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам до- школьных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Первое издание вышло в 1998 г. без приложения.
УДК 376(072)
ББК 74.3
©
Стребелева Е. А., Разенкова Ю. А.
и др., 1998 © Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети Рос- сии» Минобразования России
© Издательство «Просвещение», 2005,
с изменениями
© Художественное оформление.
«ЗМН Издательство «Просвещение», 2005
Все права защищены
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.
Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний была отражена в трудах отечественных дефектологов (Л. С. Выготский, 1935; А. Р. Лурия, 1976; А. А.
Венгер, Г. Л. Выгодская, С. Д. Забрамная, 1981, 1995, 1998; Э. И.
Леонгард, 1972; В. И. Лубовский, 1989 и др.).
Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимания в трудах Л. С. Выготского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которые определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что особенно ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться подобной полноценности практически невозможно.
Исходными позициями для психолого-педагогического обследования детей раннего и дошкольного возраста явились положения отечественных психологов о том, что психика ребенка развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в процессе активной деятельности ребенка. При этом учитывалось, что ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная, а в дошкольном — игровая, в недрах, которых и происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.
При подходе к отбору методик для психолого-педагогического обследования учитывался тот факт, что для ребенка раннего возраста ведущим способом усвоения обще-
3
ственного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно тогда, когда ребенок готов и может сотрудничать, т. е. у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым.
При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуальном (достигнутом к настоящему моменту) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития).
Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития.
При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является особенно надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.
Предлагаемые методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей раннего возраста 2—3 лет и дошкольного возраста 3—7 лет и позволяют определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.
Разносторонность диагностирования познавательного развития детей 2—7 лет позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия.
Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей, вос- питывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познавательной деятельности, личностных качеств и готовность к школьному обучению.
Данная работа основана на многолетнем опыте иссле- довательской и практической деятельности психолого-медико- педагогического консультирования детей раннего и дошкольного возраста в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».
СОВРЕМЕННЫЙ
ПОДХОД
К
ДИАГНОСТИКЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
РАННЕГО
И
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
АКТУАЛЬНОСТЬ
И
ЗАДАЧИ
ПСИХОЛОГО
-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
ДЕТЕЙ
РАННЕГО
И
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
-
В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.
Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии.
В последние годы в России начали работать психолого-медико- педагогические консультации (ПМПК). Эта служба в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством об образовании Российской
Федерации и проектом Типового положения о ПМПК.
Вместе с тем деятельность ПМПК потребовала научного понимания возрастной диагностики психического развития, разработки принципов отбора методик для психолого- педагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводится к традиционным принципам и методам, ориентированным на тестирование.
Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого вни- мательного отношения и изучения. Однако в нашей стране в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. В настоящее время в обла-
4 5
сти психолого-медико-педагогической диагностики отечественные исследователи применяют комплексное возрастное изучение ре- бенка с учетом его социальной ситуации развития.
Современные методы обследования с использованием вариан- тов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференци- ально-диагностические методики имеют личностно ориентирован- ную направленность и предполагают проведение социально- психологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вто- ричных отклонений.
При обследовании проблемных детей необходимо выявить структуру и степень первичных нарушений, а также вторичные от- клонения в развитии. Специалисты должны учитывать, что при различных первичных нарушениях вторичные отклонения имеют сходный характер. Вместе с тем различные виды нарушений влия- ют на развитие ребенка, определяя его специфические особенно- сти.
Практика показывает, что диагностическое изучение детей с не- значительными нарушениями нервной деятельности необходимо проводить как можно раньше, поскольку отклонения в этот период детства сначала проявляются на поведенческом уровне, а только потом — в учебной деятельности. Вследствие этого легкие мозго- вые дисфункции проявляются главным образом в школьном воз- расте, когда клиническая картина становится выраженной, а пси- хологические проблемы приобретают глубокий и генера- лизованный характер.
В случаях неготовности ребенка к школе психолого-медико- педагогическая консультация составляет индивидуальную коррек- ционную программу его развития с учетом выявленных особенно- стей и индивидуальных возможностей к обучению. ПМПК должна помочь родителям в выборе образовательного учреждения в целях оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку.
Необходимо отметить важный аспект диагностической дея- тельности — это консультирование.
На современном этапе развития консультативно-диаг- ностической службы работа должна быть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди учителей, воспитателей и родителей, на разработку рекомендаций по организации коррек- ционно-педагогической работы с детьми и вопросов профилактики отклонений в развитии.
В настоящее время важнейшей задачей данной службы
6
является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру.
Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям» что создает основу для развития личности ребенка в целом.
Например, в процессе обследования выделяется группа детей раннего и дошкольного возраста с невротическими и патохаракте- рологическими проявлениями в поведении — повышенной кон- фликтностью и агрессивностью, наличие которых осложняет меж- личностные отношения ребенка в коллективе сверстников. В от- дельных случаях \ это связано с неблагополучными отношениями взрослых в семье, с отсутствием единых требований к воспитанию ребенка без учета его личностных, возрастных особенностей я по- требностей.
Служба психолого-педагогического консультирования позво- ляет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ре- бенка, определить условия коррекции его личностных качеств, да- ет рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников.
Успешность коррекционной работы, направленной на форми- рование адекватного типа семейного воспитания (в случае его на- рушений), во многом определяется особенностями родительской позиции. Задачей работы с родителями является повышение уров- ня их психологической грамотности, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ре- бенка. Особую направленность в работе специалистов с родителя- ми, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, составляет разрешение их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания.
Работа с родителями осуществляется в двух формах — индиви- дуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребен- ком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним. При групповой форме даются психолого-педагогические знания об ос- новах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком.
Основной целью психолого-педагогического консультирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
7

С этой целью выделяются конкретные задачи психолого- педагогического обследования детей:

раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения;

выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка
(личностных и интеллектуальных);

определение условий воспитания ребенка;

обоснование педагогического прогноза;

разработка индивидуальной программы коррекционной работы;

организация коррекционной работы с родителями и детьми.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ДИАГНОСТИКИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ
РАННЕГО
И
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
В отечественной специальной психологии дифференциальная диагностика строится на основе комплексного психолого- педагогического и клинического изучения ребенка.
Специфика психолого-педагогического обследования за- ключается в системном анализе явлений детского развития. Это изучение социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом.
При разработке диагностических вопросов и проблем возрастного консультирования детей опорой являются тео- ретический базис и практический опыт, который накоплен в области возрастной и специальной психологии. Процесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий
Л. С. Выготского: источник, движущие силы развития и
условия воспитания. Такой подход отражает специфику психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного. Индивидуальные формы психической деятельности формируются на основе процесса усвоения и присвоения ребенком опыта человеческих поколений, на основе овладения многообразными средствами и способа-
8
ми ориентации в сфере человеческих отношений и предметной практики.
Усвоение общественного опыта не сводится к приобретению ребенком знаний и умений или совокупности культурных навыков.
Это гораздо более глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способностей ребенка как целостной личности.
Общеизвестно, что психическое развитие ребенка есть единство биологического и социального факторов. На каждом возрастном этапе усвоение им человеческого опыта происходит различно, что в известной мере определяется степенью биологического созревания.
На каждом возрастном этапе сочетание биологического и социального изменяется, вступает в новые взаимоотношения, что находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития.
Необходимым условием развития ребенка является пол- ноценность и сохранность нейроанатомических структур, тонких физиологических механизмов мозговой деятельности (так же как и органов чувств, двигательной системы и, по сути дела, всех других функциональных систем организма). Необходимо подчеркнуть, что формирование морфофункциональных систем мозга, обеспечивающих высшую нервную деятельность, возможно лишь при условии развития соответствующей специально организованной активной деятельности ребенка, имеющей выражение во внешней среде. Только в этом случае нормально функционирующий мозг открывает возможность для формирова- ния любой специфической способности человека.
Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности самого ребенка — общения, предметной деятельности, игры, учения и др. В противоречиях, порождаемых собственной активностью ребенка в мире, и заключены подлинные движущие силы его развития. 13 то же время для анализа процессов индивидуального развития особенно важно то, что структура деятельности ребенка может быть качественно различной, при этом та или иная организация складывается не спонтанно и самопроизвольно, а в зависимости от определенных социальных условий. К числу таких условий, необходимых для психического развития и потому требующих в индивидуальном психологическом анализе первостепенного внимания, как известно, относится общение. Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, оно приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодействия ребенка со взрослым.
В соответствии со сменой возрастных этапов развития у ребенка на первом этапе формируются совместные дей-
9
ствия со взрослыми, на втором — по подражанию. Впоследствии они уступают место самостоятельной деятельности и со временем приобретают характер творчества. Поэтому при консультировании перед родителями раскрываются те или иные особенности ребенка, отражающие конкретную систему его взаимоотношений со взрослыми. Связи между ребенком и взрослым не являются раз и навсегда данными, так как для психического и личностного развития ребенка необходима своевременная их перестройка на каждом возрастном этапе. Например, в младенческом возрасте ведущим является эмоционально-положительное общение ребенка со взрослым, формой проявления которого становится «комплекс оживления». В дальнейшем оно сменяется предметно- действенным, а затем и речевым общением.
Психическое развитие ребенка и становление его личности теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания.
Известно, что формирование представлений об окружающей действительности происходит двумя путями: стихийно- практическим взаимодействием ребенка с окружающим миром и со сверстниками и целенаправленным обучением, организованным взрослым. Оба пути — каждый по-своему — вносят свой вклад в организацию психики ребенка. Таким образом, возникает необходимость анализа всех его представлений об окружающей действительности. Значение оптимальных способов организации активности ребенка взрослым нередко превосходит роль природных способностей, и, напротив, самые благоприятные предпосылки могут остаться нереализованными при отсутствии адекватных форм организации самостоятельной деятельности и общения ребенка.
Итак, основной подход генетической теории, определяющей стратегическую линию разработки многих практических вопросов, состоит, исходя из положений прикладной детской психологии, в осуществлении контроля за ходом и содержанием, а также за условиями психического развития ребенка и в оказании помощи по организации оптимальных форм его деятельности и общения.
Дошкольное детство — большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и закладывается фундамент познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей,
пощая и дифференцированная самооценка, элементы воле-|и>й регуляции поведения. Активно усваиваются нравст-пгмпые формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем мин ьнейшем ходе развития ребенка.
1С важным особенностям дошкольного возраста можно ■
>гнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные члрактеристики ребенка носят латентный характер. С одной стороны, некоторые нежелательные проявления ока-и.шаются преходящими, временными и постепенно, по мерс кзросления, ребенок теряет их, а с другой стороны, именно к концу дошкольного возраста у ребенка складыинются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Полое того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем возрасте, то впоследст-II и и преодоление такого рода недостатков оказывается
.целом трудным, а подчас и невозможным.
Современный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста опирается на положения отечественной психологии о том, что в основе развития ребенка лежит овладение им разными видами познавательных ориентировочных действий, ведущее место среди которых занимают перцептивные и мыслительные. Образование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит посредством интериоризации внешних, материальных, ориентировочных действий, когда, обследуя предметы, некоторые природные явления, они выделяют их свойства и устанавливают отношения между ними посредством различного рода реальных манипуляций. В свою очередь, внешние ориентировочные действия либо возникают внутри практической деятельности в результате преобразования практических действий в побуждающие, ориентировочные, либо усваиваются ребенком в ходе обучения.
На каждом возрастном этапе ребенок овладевает позна- вательными действиями определенного типа. Итак, умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику. Последняя в конечном счете определяется более общей логикой развития личности ребенка, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений, и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.
Развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта: с одной стороны, формирование и совершенствование представлений о разновидностях каждого
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей