Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Екжанова Методические рекомендации к программе... Методической основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками


НазваниеМетодической основой коррекционно-развивающего обучения и воспитания является личностно-центрированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и со сверстниками
АнкорЕкжанова Методические рекомендации к программе.
Дата13.01.2017
Размер1.07 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаEkzhanova_Metodicheskie_rekomendatsii_k_programme.doc
ТипМетодические рекомендации
#4514
страница7 из 14
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

Основные методы и приемы работы
по формированию представлений об окружающей действительности


      Ознакомление детей с окружающим миром — важный раздел образовательно-воспитательной работы дошкольного учреждения. Богатство представлений о явлениях природы и общественной жизни, о мире предметов и вещей, созданных руками человека, имеет существенное значение для умственного и нравственного развития, для формирования личностных качеств ребенка. Представления об окружающем мире влияют на содержание игр детей, на их общение со сверстниками и взрослыми. Чем ярче впечатления детей, тем больше они знают, тем интереснее и богаче их жизнь, тем вернее они отражают действительность в продуктивных видах деятельности.
      Проведение занятий по ознакомлению с окружающим базируется на основных принципах дидактики, важнейшими из которых являются: доступность материала и его близость к опыту ребенка, систематичность, последовательность, научность. Соблюдение этих принципов в построении коррекционно-развивающей работы обеспечивает ребенку понимание связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
      В процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности у детей формируется целостное восприятие и представление о них. Данное направление работы обеспечивает положительную динамику умственного развития детей лишь в том случае, когда дошкольникам даются не отдельные знания о предмете или явлении, а целостная система знаний, отражающая существенные связи и зависимости в той или иной области.
      На занятиях по ознакомлению с окружающим обогащается чувственный опыт ребенка: он учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представления об окружающем, у детей создается чувственная основа для речевых обобщений.
      Основными методами обучения являются наблюдение, фиксация и обобщение взрослым опыта действий детей с предметами окружающего мира, с объектами живой и неживой природы; экскурсии, дидактические игры; специальная организация детского опыта; чтение художественной литературы, использование иллюстративно-наглядных пособий, демонстрация кино- и видеоматериалов.
      По данному разделу программы выделяются направления работы по ознакомлению детей:
      • с явлениями социальной жизни;
      • с предметным миром, созданным человеком;
      • с природой (живой и неживой);
      • с явлениями природы.
      Каждое из этих направлений имеет свою специфику, знакомит детей с определенным типом свойств, связей и отношений, специфических для данной области действительности.
      Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир человека и его социальных отношений. Также на занятиях формируются представления о человеке как о целостном организме, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе, приобретая опыт базовых общечеловеческих ценностей.
      В процессе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и способах действий с ними.
      В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причинно-следственные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.
      В процессе коррекционно-развивающего обучения с детьми проводятся занятия, которые называются «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Социальное развитие и ознакомление с окружающим». Эти занятия по тем задачам, которые на них решаются, по уровню постановки целей и по методическому оснащению носят интегрированный характер. Однако при планировании таких занятий должны быть четко определены не только общие, но и специфические задачи по каждому разделу. Например, при прохождении темы «Домашние животные. Кошка» целью ознакомления с этим объектом является расширение и уточнение чувственного опыта детей (дети должны понять, что кошка — это животное с типичным строением тела; ощутить, что она пушистая, теплая, мягкая; знать, что она ловит мышей, лакает молоко и спит в теплом месте, и на этой основе дети должны уметь осуществить выбор кошки из ряда других животных). В развитии речи детей по этой же теме ставятся задачи зафиксировать в речевых высказываниях воспринятые свойства объекта, выделив необходимый вербальный минимум, значимый для словесной характеристики данного объекта, расширить словарь детей активной лексикой, активизировать понимание детьми определений, отображающих качества данного объекта.
      При планировании коррекционно-образовательного воздействия необходимо ориентироваться на следующие тематические блоки, которые представляют собой целостные направления работы, реализуемые как на специализированных занятиях, так и в процессе организации жизнедеятельности детей:
      • человек,
      • предметный мир,
      • живая природа,
      • неживая природа.
      При работе по теме «Человек» у детей формируются представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, его чувствах и взаимоотношениях в социуме.
      На первом году обучения детей учат выделять человека среди предметов окружающей действительности, у них формируются представления о себе и о своих сверстниках; узнавать себя на фотографии, в зеркале; узнавать сверстников среди взрослых.
      В процессе общения со сверстниками ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе, формируются общечеловеческие ценности. Дети начинают понимать, что у каждого ребенка и взрослого есть имя, фамилия; есть тело, включая различные внутренние органы; чувства, мысли. Для формирования понятий об этом используются дидактические игры и упражнения, в процессе которых дети учатся узнавать сверстников по группе на фотографиях. При этом важно использовать фотографии (видеозаписи), отражающие жизненный и практический опыт детей данной группы. Детям напоминают, с кем они играли, как зовут каждого ребенка, что они делали в тот момент, который отражен на фотографии.
      При ознакомлении с предметным миром занятия строятся в следующей последовательности:
      • знакомство с предметом и его функциональным назначением, практическая деятельность детей с предметом;
      • знакомство с группой однородных предметов и действиями с ними, называние предметов, входящих в группу;
      • соотнесение реального предмета с его изображением;
      • закрепление полученных сведений о предмете (свойства, назначение, способы действия);
      • использование знакомых предметов в различных игровых и практических ситуациях;
      • уточнение роли, места предмета в жизни человека, его называние;
      • использование предмета на занятиях и в дидактических играх.
      Исключительную роль в процессе ознакомления детей с предметным миром играет включение их в предметно-практическую деятельность. Практическая деятельность с предметами организуется в следующих видах действий: сравнение за счет наложения или приложения, определение качества поверхности на ощупь, специально созданные практические ситуации игрового характера. Система вопросов, дополняющая опыт практических действий с предметами, способствует активизации имеющихся у детей знаний и представлений, развивает их речевую деятельность.
      Интерес к изучению объектов живого и неживого мира поддерживается у детей на протяжении всего времени пребывания их в специализированном образовательном учреждении. В качестве основного ядра, объединяющего систему ознакомления с неживой природой, используются динамические представления о свойствах объектов и об изменении объектов в зависимости от времени года, конкретной деятельности человека с объектами неживой природы — водой, землей, камнями, песком. В процессе ознакомления с неживой природой важно организовать собственный опыт детей: учить их наблюдать за природой и сразу анализировать и сопоставлять, выделяя зависимости, устанавливая причинно-следственные связи в пределах собственного опыта, фиксировать в речи и типичных видах деятельности свои наблюдения и действия, выражать свое отношение к действительности.
      Процесс обучения состоит из этапов:
      • обучение наблюдению и восприятию объектов неживой природы в окружающей действительности, ознакомление с их внешними признаками (вода льется, песок сыплется, земля мнется, лепится, камни твердые и жесткие);
      • формирование представлений о назначении объектов неживой природы для жизни и деятельности человека (практическое применение объекта): воду пьют, моют руки, поливают растения;
      • формирование умений использовать объекты неживой природы в своей практической и игровой деятельности (переливать воду, пускать в ней кораблики, использовать плавающие игрушки, дуть на нее через трубочку, выдувать мыльные пузыри, булькать и т. п.);
      • формирование динамичных и обобщенных представлений о неживой природе, закрепленных в слове (вода в виде дождя, снега и льда может быть в ручье, озере, пруду, море, океане, кране; она важна для здоровья, питания, работы техники);
      • установление причинно-следственных зависимостей между миром живой и неживой природы, простейших взаимосвязей в природных явлениях (дождь прошел — мокрые и чистые крыши домов и улиц; полили цветок — он расцвел; помыли водой посуду — она стала чистая и т. п.).
      В целях формирования временны́х представлений детей учат различать контрастные части суток: день — ночь. Знакомство с частями суток начинается не на занятиях, а в процессе выполнения режимных моментов. Нужно научить детей соотносить части суток с характерной для них детской деятельностью («Днем мы играем, гуляем»). Педагог должен целенаправленно обращать внимание детей на то, что они делают в разное время суток, на явления, происходящие в природе (днем светло, светит солнышко; ночью темно). В процессе бесед нужно интонацией выделять слова, обозначающие части суток, а в самостоятельной речи детей должны появиться такие выражения, как «доброе утро», «спокойной ночи».
      На втором году обучения продолжается работа по формированию у детей представлений о себе, о близких людях. Детей знакомят со своей половой принадлежностью, с тем, что у мальчиков и у девочек могут различаться любимые игры и занятия. Воспитание культуры отношений является важным аспектом полоролевого поведения мальчиков и девочек как в игре, так и в повседневной жизни. Нужно учить мальчиков уступать место девочкам и взрослым женщинам, объясняя, что так ведут себя настоящие мужчины. А они ими обязательно станут, если научатся помогать слабым и защищать их. Подбор видеоматериалов, тематических бесед и ознакомление с художественной литературой в этой работе чрезвычайно важны. Также нужно научить детей видеть и понимать специфику одежды, предназначенной для мальчиков и девочек, учить их красиво, аккуратно одеваться и вести себя в соответствии с полом.
      При ознакомлении детей с предметами окружающего мира необходимо научить соотносить реальные предметы с их изображениями (картинки, муляжи). Рассматривая предметы посуды и одежды важно познакомить детей с их функциональным назначением, со способом действия с ними. Ознакомление с предметами одежды и посуды осуществляется в процессе сюжетных и дидактических игр. Например: «Оденем кукол на прогулку», «Приготовим обед для куклы», «Купим одежду для кукол», «Угостим кукол чаем», «Подбери одежду для кукол — Максима и Аленки».
      В процессе обучения важно научить детей классифицировать предметы на основе выделения их существенных признаков, общих для того или иного класса объектов. Так, например, при изучении одежды сначала идет наполнение этого представления, а в дальнейшем предметы одежды рассматриваются как признаки сезонных изменений в природе. В зависимости от того, как одеты дети, определяется время года. Детям можно задать вопрос: «Как вы догадались, что на картинке нарисована зима?» Ответ детей: «Дети одеты в шапки, шубы, валенки». Анализ предмета в системе его основных связей и отношений с другими предметами важен тем, что позволяет детям увидеть рассматриваемый предмет с новой точки зрения и выделить такие его свойства, которые было трудно обнаружить при других способах анализа. Такой подход позволяет рассматривать предметы и явления окружающего мира в различных аспектах и значительно развивает мыслительную деятельность детей. Например: «Когда дует сильный ветер, что бывает?» Ответ детей: «Деревья качаются, летят листья».
      При организованном ознакомлении с темой «Человек» важно учить детей наблюдать за деятельностью и поведением людей в повседневной жизни и в труде. Ознакомление с трудовой деятельностью людей необходимо заранее планировать 1 раз в месяц.
      При знакомстве с другими профессиями у детей также необходимо сформировать образные представления о специалистах различных профессий, вызвать положительные эмоции и обогатить словарный запас по изучаемой теме. К концу обучения дети должны узнавать и показывать на картинках людей следующих профессий: воспитатель, врач, повар, продавец, шофер.
      При ознакомлении детей с объектами неживой природы (вода, снег, лед, камни, песок, земля) организуется поисково-ориентировочная деятельность в процессе выполнения детьми практических заданий с этими объектами. Например, при ознакомлении с песком детям предлагают построить куличики. Приступив к выполнению задания, дети обнаруживают, что из сухого песка куличики построить нельзя. Надо предложить детям решить эту задачу: «Что нужно сделать, чтобы построить куличики из песка?» Затем дети поливают из лейки песок водой и лепят куличики. После практического выполнения задания педагог обобщает с детьми свойства песка: из сухого песка лепить нельзя, а из мокрого можно.
      Практическое ознакомление со свойствами воды осуществляется в процессе наблюдений за изменениями ее состояния в различное время года: снег и лед в тепле тают; вода на морозе замерзает и др.
      В процессе обучения нужно совершенствовать временны́е представления детей, на пятом году жизни они уже должны различать все части суток: утро — день — вечер — ночь. Можно предложить детям рассматривать сюжетные картинки, изображающие деятельность детей и взрослых в разное время суток. Для этого используется дидактическая игра «Когда это бывает?». В этой игре к большой сюжетной картине с изображением времени суток нужно подобрать маленькие карточки с изображением различной деятельности детей (мальчик спит, девочка ест, малыши гуляют, мама читает книгу, мальчик делает зарядку, бабушка вяжет под абажуром, семья у телевизора и т. п.). Активизировать представления детей об их деятельности в разное время суток можно с помощью беседы, задавая вопросы: «Что ты делал утром? Днем? Когда ты просыпаешься? Когда идешь в детский сад?»
      В этом возрасте необходимо познакомить детей с таким временны́м показателем, как скорость. Нужно научить их выполнять по подражанию и словесной инструкции действия с разной скоростью («Иди медленно. Иди быстро»). Дети должны уметь воспроизводить вслед за педагогом темп выполнения хлопков, ударов в бубен и употреблять в речи слова «быстро — медленно». Кроме того, в речи дети должны по просьбе взрослого определять скорость движения других детей («Саша идет быстро, а Таня — медленно»).
      К концу второго года обучения дошкольники должны определять на иллюстрациях два времени года — зиму, лето. Надо закрепить и расширить представления детей о зиме и учить их различать времена года: осень — зима. Нужно обратить внимание детей на смену времен года: за осенью идет зима.
      На третьем году обучения дети должны познакомиться не только с внешними атрибутами человека как профессионала в той или иной области, но и с тем, что у него есть мысли, чувства, богатый внутренний мир. В этом внутреннем мире есть разные эмоции, и люди по-разному их проявляют. Нужно учить детей узнавать эмоциональное состояние человека на фотографиях и картинках, определять его по схемам. В целях обогащения представлений о разных эмоциональных состояниях человека детей знакомят с художественными произведениями, отражающими эти состояния, сказками и иллюстрациями к ним. После прочтения рассказа с ними проводится беседа, а затем дети должны подобрать иллюстрации на соответствующие эмоциональные состояния человека. Можно рекомендовать такие произведения, как «Живая шляпа», «Мишкина каша» Н. Носова, «Четыре желания» К. Д. Ушинского, «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака, русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и др.
      Планирование занятий по ознакомлению с окружающим взаимосвязано с работой по социальному развитию, обучению игре, с разделом «Здоровье», чтением художественной литературы. Приемы и методы этих занятий зависят от уровня развития детей, их подготовленности к восприятию изучаемого материала, от сформированных умений и навыков.
      С целью формирования у детей умения рассуждать, обобщать накопленные представления, систематизировать их нужно учить детей группировать предметы по заданному признаку (по функциональному назначению, материалу, внешним свойствам). По результатам анализа дети должны уметь сделать обобщение, обосновав в нем принцип группировки.
      При ознакомлении детей с предметным миром используются разнообразные методы и приемы. Начиная с показа, с предметно-практических методов, опираясь на наглядность, надо подводить детей к словесным методам познания. К концу третьего года обучения дети должны уметь отгадывать загадки, понимать словесные описания предметов, составлять рассказы-описания и отвечать на вопросы с открытым смыслом.
      Для закрепления у дошкольников представлений, знаний и умений по данным направлениям работы можно использовать следующие виды детской деятельности:
      • формирование способов восприятия и умения наблюдать за объектами природы в окружающей действительности в процессе экскурсий и целенаправленных прогулок;
      • выбор способа репрезентации (обследование и опознание объектов);
      • ведение поисково-практической деятельности на фронтальных занятиях, осознание проблемных ситуаций, решение логических задач;
      • фиксация практических действий детей с объектами неживой природы в речевых высказываниях;
      • включение детей в совместную игровую и трудовую деятельность с объектами неживой природы, использование комплекса дидактических игр.
      Организация практической преобразующей деятельности детей с объектами неживой природы оказывается наиболее эффективным приемом. Например, в целях формирования представлений о влиянии воды на живую природу можно предложить детям наблюдение весной за двумя веточками с почками. Одну из них ставим в вазу с водой, другую — в вазу без воды. Каждый день организуется наблюдение детей за этими веточками и их сравнение. После двух-трех дней наблюдений дети отмечают, что на первой веточке появились листочки, а на другой — почки увяли. С детьми уточняется: там, где была вода, — появились листочки, а там, где ее не было, — почки завяли. В дальнейшем детям предлагается зарисовать эти веточки и ответить на вопрос: «Почему увяла веточка?» Такого рода занятия способствуют обогащению чувственного опыта детей: их учат наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления. Все это подготавливает детей к восприятию и пониманию художественных произведений, к словесным описаниям явлений окружающей действительности (отгадыванию загадок, решению логических задач). Например: «Летом серый, зимой белый, никого не обижает, а сам всех боится», «Утром девочка Катя проснулась, посмотрела в окно и сказала: „А ночью шел дождь“. Как Катя догадалась, что ночью шел дождь?»
      На третьем году обучения существенно расширяются представления детей о живой природе. Дети знакомятся с детенышами домашних и диких животных. Нужно, чтобы у детей сформировались представления об их частях тела, о том, что домашние животные живут рядом с человеком, а дикие — в лесу, о том, как спасаются животные зимой от холода и голода; важно закрепить у детей умение узнавать животных по описанию их внешнего вида и образа жизни. Например: «Рыжая, хитрая, с пышным мехом и длинным хвостом, в лесу живет, сидит под кустом»; «Серый, колючий, живет в лесу, ест грибы и ягоды, не боится лисы». Это умение совершенствуется также в процессе дидактических игр, при чтении художественных произведений, отгадывании загадок и решении логических задач.
      При формировании представлений детей о временах года нужно углубить их знакомство с таким временем года, как лето, обращая их внимание на характерные признаки лета и характерные особенности деятельности людей в летний период. Закрепляя представления детей о частях суток, нужно учить их устанавливать последовательность событий по серии сюжетных картинок, объяснять их: с чего все началось, что было потом и чем завершилось действие. Продолжая формировать элементарные представления о скорости движения, нужно учить их сравнивать скорость движения разных объектов (машина двигается быстрее, чем человек; черепаха передвигается медленнее, чем собака). В практической деятельности детей также важно научить их менять скорость движения по словесной инструкции («Иди медленно, еще медленнее, а теперь быстрее»). В дидактических играх нужно дать детям опыт измерения продолжительности времени. Например, взять ленты длинную и короткую и предложить детям определить, кто из двух детей первым смотает ленту, а затем проверить это на личном опыте. После практического выполнения задания нужно обобщить в устных высказываниях результаты проведенного эксперимента, сказав при этом, что длинная лента будет сматываться дольше, а короткая — быстрее. Найти аналогии можно и в литературных произведениях, например: «Красная Шапочка пошла по длинной дорожке, а Волк побежал по короткой. Что в результате получилось?»
      На четвертом году обучения продолжают совершенствоваться представления детей о человеке, его возрасте и связях возраста с основной деятельностью человека. Например, малыш сидит в коляске, играет с мамой; ребенок ходит в детский сад, играет сам или с детьми; школьник ходит в школу; взрослые работают; пожилые люди находятся дома, заботятся о внуках, отдыхают. В процессе коррекционной работы важно закрепить знания детей о своей семье, о работе каждого члена семьи, об их взаимоотношениях, о своем домашнем адресе и пути следования к своему дому.
      В процессе наблюдений и дидактических игр нужно расширить представления детей о профессиях почтальона, парикмахера и учителя. С этой целью с детьми проводятся экскурсии в школу, парикмахерскую. После экскурсии с ними проводится беседа по видеоматериалам или фотографиям о деятельности этих людей и о значимости этих профессий для других людей. Дети должны знать о роли этих профессий в человеческом обществе. В повседневной жизни дошкольников нужно стимулировать их самостоятельные действия при организации сюжетно-ролевых игр с опорой на представления о той или иной профессиональной деятельности.
      На последнем году обучения у детей формируются представления о школе и деятельности ребенка в ней. Нужно их познакомить с названиями школьных принадлежностей, с их функциональным назначением.
      При закреплении представлений о предметном мире нужно продолжать формировать представления детей об орудиях человеческого труда (совок, лопата, пила, нож, топор, вилы, молоток, грабли); учить детей классифицировать объекты и предметы по категориям «живое», «неживое».
      Наряду с этим большое внимание уделяется ознакомлению детей с живой, неживой природой и явлениями природы. Целенаправленные наблюдения на прогулках и экскурсиях должны быть связаны продуктивными видами деятельности на занятиях.
      На занятиях углубляются представления детей о характерных признаках, образе жизни, повадках диких, домашних животных и птиц. В процессе дидактических игр необходимо создать условия для того, чтобы дети могли соотнести определенный образ жизни животных и птиц с постоянно меняющимися временами года.
      В третьем квартале последнего года обучения дети знакомятся с отдельными представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей). Их нужно научить наблюдать за этими перемещающимися представителями фауны. Дети должны учиться выделять насекомых среди других живых существ, выделять и называть их отдельные части тела, иметь базовые представления об их образе жизни и повадках.
      Важно подвести детей к обобщенным представлениям о животном мире. Например, можно предложить детям подобрать картинки с изображениями знакомых животных («Возьми все картинки, на которых нарисованы все животные, которые умеют ползать, а теперь тех, кто умеет летать»). Если взрослый спрашивает о том, чем отличается муха от бабочки, то ребенок может ответить: «У мухи маленькие крылья, а у бабочки большие красивые крылья». И это будет ответ с высоким уровнем обобщенности для умственно отсталого дошкольника.
      Представления детей о мире растений также продолжают обогащаться. На занятиях и в свободной деятельности детей, на прогулках и экскурсиях нужно познакомить детей с некоторыми цветами и ягодами: одуванчик, тюльпан, ромашка, колокольчик, клубника, малина, крыжовник, смородина. Далее изображения этих же растений начинают использоваться в качестве дидактического материала во время игр и занятий. Можно предложить детям игры: «Парные картинки» (по растениям), «Угадай, что изменилось», «Какого цветочка нет?», «Что где растет?»
      Продолжается работа по формированию временны́х представлений у детей: расширяются их представления о частях суток, о цикличности чередования различных частей суток и времен года. На занятиях с детьми проводятся целенаправленные наблюдения, результаты которых фиксируются в продуктивных видах деятельности, беседы, рассказы по картинкам, дидактические игры «Когда это бывает?», «Что вначале, что потом?».
      Важно также формировать у детей элементарные представления о скорости движения и практическую ориентировку во времени. С этой целью детей знакомят с измерительными приборами времени (секундомер, песочные часы), с длительностью исходной единицы времени — минутой.
      К концу года еще раз повторяется материал о цикличности времен года, об их специфических признаках и своеобразии поведения человека в разные времена года и части суток.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей