Главная страница
qrcode

методичка -Структура Бхакти-шастр-. Методичка Структура Бхакти-шастр


НазваниеМетодичка Структура Бхакти-шастр
Анкорметодичка -Структура Бхакти-шастр-.docx
Дата14.10.2017
Размер3 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файламетодичка -Структура Бхакти-шастр-.docx
ТипМетодичка
#28846
Каталог



Структура

Бхакти-шастр

Нектар Наставлений

Шри Ишопанишад

Бхагавад-гита

Нектар преданности

Составители:

Хари-канта деви даси

Шри Санатана Госвами дас

Методичка «Структура Бхакти-шастр» может оказать большую помощь преданным в  изучение книг Шрилы Прабхупады, особенно она будет полезна тем, кто проходит курс «Бхакти-шастры». Мне понравился структурированный подход к изложению главных пунктов четырех книг. Легко прослеживается логика и поэтому данная структура легка для запоминания, что позволит увидеть и сохранить в памяти полную картину подаваемого материала.

Ватсала дас

Структура курса «Бхакти-шастры»

Цель изучения священных писаний, как описывает это Патанджали Муни в своих «Йога-сутрах» - читта-вритти-ниродха – устранить причины беспокойства ума. Или, другими словами, переводя это на язык бхакти, цель изучения шастр - устранить препятствия, которые мешают нам увидеть Кришну повсюду.

Бхактивинод Тхакур объясняет, что подобное занятие устраняет одну из четырех основных анартх, препятствий на пути бхакти – таттва-вибхраму, анартху незнания какие сложности могут встретиться нам на пути пути бхакти. Таким образом шастры объясняют нам сам путь бхакти и как преодолеть всевозможные препятствия, с которыми мы можем столкнуться на нем.

На курсе «Бхакти-шастры» изучают четыре книги: Бхагавад-гиту, Нектар наставлений, Нектар преданности и Шри Ишопанишад, которые помогают каждая по своему укрепить нашу веру и устранить разнообразные препятствия на пути бхакти.

Есть определенная логика в какой последовательности следует изучать эти четыре книги. Если взять за основу «Бхагавад-гиту», которая является квинтэссенцией Упанишад, то в стихе 18.67 говорится: «Никогда не открывай этого сокровенного знания тому, кто не воздержан, не предан Мне, кто не хочет служить и завидует Мне».

Таким образом, прежде чем приступить к изучению «Бхагавад-гиты», следует научиться воздержанности – этому учит «Нектар наставлений», который описывает правила и предписания на пути бхакти-йоги. Иначе невоздержанный человек станет интерпретировать священное писание в угоду своим желаниям.

И также нужно обрести преданность Кришне или утвердиться, что именно Он является Абсолютной Истинной, а не имперсональный Брахман или мы сами. В этом утвердиться помогает «Шри Ишопанишад», который развеивает иллюзию майавады и имперсонализма и доказывает превосходство личностной концепции Бога.

Затем следует приступать к изучению «Бхагавад-гиты», в которой Кришна постепенно проводит Арджуну и нас через различные методы самоосознания и доказывает превосходство бхакти-йоги над всеми остальными путями. Цель «Бхагавад-гиты» - укрепить нашу веру в то, что путь бхакти -самый высший и надежный метод, превосходящий все другие методы йоги.

«Бхагавад-гита» постепенно выводит сознание человека, серьезно изучающего это произведение, из бхакти-йоги, смешанной с желаниями кармической деятельности ради плодов и спекулятивных размышлений, к чистой беспримесной преданности одному Господу.

«Нектар преданности» продолжает описывать этот путь. Но идти по пути, описанному там, можно только начав с уровня уже чистой преданности, свободной от покрытия кармой и гьяной (БГ, 18.54). «Нектар преданности» описывает то, как развивается вера человека, уже достигшего состояния чистоты от посторонних мотивов. И постепенно подводит нас к нашей конечной цели – према-бхакти, высшей формы любви к Богу в этом материальном мире.

Поэтому, если начать изучать книги не в том порядке, польза, конечно же, будет, но эффект будет менее явным, чем от изучения (и усвоения) в описанной выше последовательности.

Связи стихов «Нектара наставлений» были составлены Шри Санатаной Госвами прабху, который разрешил включить его труд в этот сборник. Остальные структуры книг составлены мной. Разбивка и название разделов глав «Бхагавад-гиты» взяты мной из стандартного методического пособия по «Бхакти-шастрам». Я не претендую на абсолютное понимание этих великих книг, поэтому буду рада получить отзывы и дополнения к моим работам. Тем не менее, у меня есть надежда, что эта скромная попытка донести суть четырех книг, поможет искренним ищущим преданным увидеть структуру каждой книги и взаимосвязь между их разделами.

В служении вайшнавам,

Хари-канта деви даси.

Связь стихов «Нектара наставлений»

Ученик: Гуру Махарадж, в чем заключается моя главная обязанность?

Учитель: Ты должен контролировать чувства.

1-й стих: 6 побуждений, неблагоприятных для бхакти

Ученик: Учитель, но почему мне так трудно контролировать чувства? Что мне мешает?

Учитель: На пути бхакти есть такие препятствия.

2-й стих: 6 препятствий на пути бхакти

Ученик: Гуру Махарадж, а что помогает развиваться на пути бхакти?

Учитель: Вот эти принципы помогут тебе развить бхакти:

3-й стих: 6 принципов благоприятных для бхакти

Ученик: Учитель, а как мне общаться с другими преданными?

Учитель: Вот так!

4-й стих: 6 видов проявления любви между преданными

Ученик: Гуру Махарадж, оказывается, есть разные преданные. Как мне различать их и как я должен относиться к ним?

Учитель: Слушай внимательно!

5-й стих: Три уровня преданных и отношения с ними.

Ученик: учитель, иногда я замечаю какие-то телесные недостатки у некоторых преданных. Как мне реагировать на них?

Учитель: Вот так!

6-й стих: Тело чистого преданного всегда чисто, подобно водам Ганги

Ученик: Гуру Махарадж, у меня нет вкуса к преданному служению: повторению Его святых имен, памятованию о Кришне. Что мне делать?

Учитель: Эта материальная болезнь называется невежеством.

7-й стих: Сладость Кришны, материальная болезнь и средство ее излечения

Ученик: Учитель, а в чем заключается суть всех наставлений?

Учитель: Слушай же…

8-й стих: Суть всех наставлений

Ученик: А почему нужно поселиться именно во Врадже? Разве существует разница между святыми местами?

Учитель: Да, даже во Врадже существует иерархия святых мест.

9-й стих: Иерархия святых мест и слава Радха-кунды

Ученик: Учитель, а почему Радха-кунда занимает такое положение?

Учитель: Потому что она принадлежит Шримати Радхарани

10-й стих: Иерархия людей, Шримати Радхарани и Ее кунда

Ученик: Гуру Махарадж, а можно мне совершать омовение в Радха-кунде?

Учитель: Да, можно, но в правильном сознании.

11-й стих: Шримати Радхарани, Ее кунда и омовение в Радха-кунде.

Структура «Шри Ишопанишад»

«Самбандха»

  • М-О. Определение Абсолютной Истины и производных от Нее

  • 1. Взаимосвязь Господа, материального мира и джив (ишавасйа)

  • 2. Результат следования ишавасйе

  • 3. Результат не следования ишавасйе

«Совершенство осознания принципа ишавасйи»

(Чтобы следовать ишавасйе, нужно знать кто такой Иша)

  • 4.Качества Господа (могущество)

  • 5.Качества Господа (непостижимость)

  • 6.Вѝдение совершенного преданного (того, кто следует ишавасйе)

  • 7.Результат такого вѝдения.

  • 8.Дальнейшая практика

«Знание и невежество»

  • 9.Результат неправильного развития вѝдения

  • 10.Результат правильного развития вѝдения

  • 11.Как развивать правильное вѝдение

«Поклонение Абсолюту и не-Абсолюту»

  • 12.Результат поклонения не-Абсолюту

  • 13.Результат поклонения Абсолюту

  • 14.Как практиковать поклонение Абсолюту



«Молитвы об осознании Господа»

  • 15. Увидеть истинный лик

  • 16. Увидеть форму

  • 17. Окончательная молитва

  • 18. «Веди меня».


Связи «Бхагавад-гиты»

1 гл Описание ситуации на поле боя

→ Отчаяние Арджуны: приводит 4 довода (сострадание, наслаждение, отвращение к греху,

разрушение династии)

2.7 Предание Арджуны Кришне - карпанйа-дошопахата-свабхавах (2.7)

Наставления Кришны:

2.8-30 Гьяна-йога (душа вечна, тело временно) – ответ на аргумент «сострадание»

- дехино смин йатха дехе (2.13)

- матра-спаршас ту каунтейа (2.14)

- на джайате мрийате ва кадачин (2.20)

- джатасйа хи дхруво мритйур (2.27)

2.30-38 Карма-канда (исполняй свой долг!) – ответ на аргумент «наслаждение»

2.39-53 Нишкама-карма (действуй без привязанности) – ответ на аргумент «отвращение к греху»

- вйавасайатмика буддхир (2.41)

- йога-стхах куру кармани (2.48)

2.54-72 Стхита-прагйа (признаки человека, утвержденного в знании)

- вишайа винивартанте (2.59)

- тани сарвани самйамйа (2.61)

- дхйайато вишайан пумсах (2.62-63)

- рага-двеша-вимуктаис ту (2.64)

- настии буддхир айуктасйа (2.66)

3.1 Арджуна не понимает 2-ю главу, думает, что возможна либо карма-канда, либо отречение (основа - 2.49) 3-я глава: «Карма-йога»

3.2-9 (Ответ Кришны) Решение вопроса: отречение или деятельность (Кришна говорит, что Арджуна не квалифицирован отречься → лучше действовать)

- митхйа-ачар, притворщик

- нийатам куру карма твам (3.8)

честно исполняй свой долг, но делай это как жертвоприношение Вишну

3.10-16 От карма-канды к карма-йоге (Вишну благословил: «Будьте же счастливы этими жертвоприношениями. В награду получите благо»; лестница йоги)

- йаджна-шишташинах санто (3.13)

↓ почему человек хоть и не привязан к плодам, но продолжает действовать

3.17-35 Нишкама-карма (с целью показать правильный пример)

- йад йад ачарати шрештхас (3.21)

- пракритех крийаманани (3.27)

- лучше выполнять свой долг, чем чужой (3.35)

Вопрос Арджуны: что заставляет человека нарушать предписания Вед против его воли?

3.36-43 Кришна: это вожделение (природа вожделения, откуда начинается, где поле деятельности, как победить) - кама эша кродха эша (3.37)

- эвам буддхех парам буддхва (3.43)

↓ Кришна сказал, что деятельность надо совершать ради Него. Чтоб знать больше о Нем, Кришна рассказывает 4-ю главу: «Божественное знание»

4.1-10 Трансцендентное знание

Кришна: «Я открыл эту науку богу Солнца Вивасвану» - эвам парампара-праптам (4.2)

Арджуна: «Кто Ты такой?»

Кришна рассказывает о Себе (природа Его тела, цель прихода):

- йада йада хи дхармасйа (4.7)

- паритранайа садхунам (4.8)

- джанма карма ча ме дивйам (4.9)

4.11-15 Практическое применение этого знания (проявление Его власти в материальном мире; Кришна не зависит от материального мира) - йе йатха мам прападйанте (4.11)

- чатур-варнйам майа сриштам (4.13)

4.16-24 Действие и бездействие (как действовать на трансцендентном уровне)

↓ как прийти к такому знанию (пониманию)

4.25-33 Жертвоприношения ведут к трансцендентному знанию (виды жертвоприношений)

↓ как обрести это знание

4.34-42 Краткое изложение трансцендентного знания (как и где получить; качества, необходимые для этого; результат; кто не способен; критерии обретения знания)

- тад виддхи пранипатена (4.34)

Кришна всю 4-ю главу говорил о знании, но в конце сказал: встань и сражайся! Поэтому →

5.1 Вопрос Арджуны: так отказаться от деятельности или действовать?

5.2 Кришна: и отречься важно и действия в ПС ведут к освобождению. Но действовать в ПС лучше, т.к. человек защищен от падения

(5-я глава: нишкама-карма с позиции осознания Параматмы – «Карма-йога – деятельность в СК»)

5.2-6 И карма-йога и санкхйа-йога ведут к одному и тому же

Но карма-йога предпочтительнее (т.к. человек защищен от падения)

5.7-12 Нишкама-карма-йога (описываются качества йога, как он действует)

- йога-йукто вишуддхатма (5.7)

Если нишкама-карма-йог не совершает действий, то возникает вопрос: кто это, тот, кто действует?

→ Кришна описывает 3-х деятелей: душа, гуны, Параматма

5.13-16 Уровень знания – знание 3-х деятелей (правильное взаимодействие 3-х; действуют гуны; причина действия гун)

↓ как освободиться?

5.17-26 Освобождение благодаря сосредоточению сознания на Сверхдуше (как достичь этого, признаки такого человека, как действует, чего достигает)

- видйа-винайа-сампанне (5.18)

- ихаива таир джитах сарго (5.19)

5.27-28 Другой путь достижения того же – аштанга-йога

5.29 Итоговое осознание – осознание Кришны - бхоктарам йаджна-тапасам (5.29)

↓ Кришна начинает объяснять аштанга-йогу: 6-я глава «Дхйана-йога»

6.1-4 Совершенство йоги (какой йог совершенный, как им стать)

- 2 стадии йоги: йога-рурукшу (деятельность) и йога-руддха (медитация, бездеятельность)

6.5-9 Йога-руддха – прекращение деятельности (основное - контроль ума, результат обуздания ума, вИдение такого йога) - уддхаред атманатманам (6.5)

↓ как достичь этого?

6.10-32 Процесс достижения (жить одному, как сидеть, что делать, как жить, признаки такого йога, результат, как заниматься йогой, видение такого йога, результат такого видения, определение совершенного йога) - йуктахара-вихарасйа (6.17)

Арджуна отвергает: «Это невозможно» - чанчалам хи манах кришна (6.34)

Кришна: «Контроль ума необходим в любой практике»

6.33-36 Необходимость контроля ума (без контроля ума самоосознание непосильный труд)

Арджуна сомневается в своей судьбе (а светит ли ему что-то): «Какова судьба неудачливого йога?»

6.37-47 Судьба неудачливого йога (гибель не грозит, судьба в следующей жизни, постепенное продвижение, превосходство йога над другими, кто лучший из йогов)

- йогинам апи сарвешам (6.47)

Лучший из йогов – тот, кто с верой сосредоточен на Кришне. Вера требует знания, поэтому →

7-12 главы – Знание о Кришне

7-я глава описывает процесс как стать совершенным йогом: «Знание Абсолюта»

7.1-3 Процесс – слушание о Кришне (редко достижимое, это знание полное)

- манушйанам сахасрешу (7.3)

7.4-12 Кришна – источник и суть материальных и духовных энергий (гьяна и вигьяна, пуруша и пракрити, Кришна – источник 3 гун) - маттах паратарам нанйат (7.7)

↓ почему люди не предаются Ему?

7.13-14 Гуны – причина заблуждения (как освободиться – нужно предаться Кришне как источнику гун) - даиви хй эша гуна-майи (7.14)

7.15-19 Разновидности людей (кто предается и не предается: 4 типа глупцов, 4 типа праведников, лучший йог) - на мам душкритино мудхах (7.15)

- чатур-видха бхаджанте мам (7.16)

- бахунам джанманам анте (7.19)

7.20-25 Другие типы неразумных (поклоняющиеся полубогам, имперсоналисты)

- Я никогда не являю Себя глупцам

↓ какова причина их падения?

7.26-30 Запутанность и освобождение (причина – рага и двеша; как освободиться – вручить себя Кришне (+пунйа); результат этого; как помнить Кришну на смертном одре)

- йешам тв анта-гатам папам (7.28)

Кто помнит Кришну на смертном одре – достигает Его обители

8-я глава: «Достижение обители Всевышнего»

8.1-4 Вопросы Арджуны и ответы Кришны (темы: брахман, адхйатма, карма; адхибхута, адхидайва, адхиягья)

8.5-8 Результаты памятования о Кришне и не о Кришне (результат памятования о Кришне – обретает природу Кришны; результаты других памятований, как помнить)

- анта-кале ча мам эва (8.5)

- йам йам вапи смаран бхавам (8.6)

8.9-13 Как помнить чисто и нечисто (10 гуна-смаранам, йога-мишра-бхакти, гьяна-мишра-бхакти)

↓ что такое ЧПС (чистое преданное служение)

8.14-16 Чистое преданное служение (что это такое, результат, духовный и материальный мир)

- мам упетйа пунар джанма (8.15)

- а-брахма-бхуванал локах (8.16)

8.17-22 Сравнение материальных и духовных миров (день Брахмы, высшая природа, обитель Кришны и ее достижение)

8.23-28 Способ достижения обители Кришны – преданность (периоды, когда йог покидает тело, ананйа-бхакти)

Кришна ответил на вопросы Арджуны и снова вернулся к теме 7-й главы, где говорилось о важности слушания. 9-я глава: «Самое сокровенное знание»

9.1-3 Слушание о Кришне (качества, способствующие (анасуйаве) и препятствующие этому (ашрададханах)) - раджа-видйа раджа-гухйам (9.2)

↓ Кришна дает веру в Себя категории «ашрададхана»

9.4-10 Отношение Кришны к материальному миру (высшее положение Кришны по отношению к материальному миру; аналогия: ветер в небе; Кришна – источник всего; Его непричастность)

- майадхйакшена пракритих (9.10)

Если Кришна занимает высшее положение, почему не все поклоняются Ему? – Разный уровень преданности (знания) живых существ. ↓

9.11-15 Те, кто поклоняются Кришне и кто не поклоняется Ему (глупцы смеются над нисхождением Кришны; махатмы находятся под покровительством божественной природы; маявади, карма-канди, имперсоналисты – поклоняются косвенно)

- аваджананти мам мудха (9.11)

- махатманас ту мам партха (9.13)

↓ Кришна дает веру имперсоналистам и поклоняющимся полубогам

9.16-25 Кришна – высший объект поклонения (9.16-19 – ответ имперсоналистам; 9.20-25 – ответ поклоняющимся полубогам;. 9.22 – ответ преданным)

- ананйаш чинтайанто мам (9.22)

↓ Кришна рассказывает о ЧПС

9.26-34 Слава прямого поклонения Кришне (совершенная деятельность →если не способен, на ступень ниже, проявление личного отношения, пристрастность Господа, как он относится к преданным, квалификация для бхакти, как практиковать)

- патрам пушпам пхалам тойам (9.26)

- йат кароши йад ашнаси (9.27)

- апи чет су-дурачаро (9.30)

- ман-мана бхава мад-бхакто (9.34)

7-я и 9-я главы во многом схожи, но в 7-й главе описывается знание для обусловленных живых существ и говорится как освободиться, а в 9-й главе Кришна дает веру в Себя.

Кришна описал в 9-й главе самое сокровенное знание и закончил: «Сосредоточь ум на Мне»

В 10 главе описываются достояния Кришны, на которых надо сосредоточить ум.

10-я глава: «Великолепие Абсолюта»

10.1-7 Положение Кришны как источника всего сущего (Я – причина полубогов и мудрецов, источник качеств, кто знает об этом – посвящает себя ЧПС)

↓ описывает то же кратко

10.8-11 Чатух-шлока (Кришна – источник всего; кто понимает → становится преданным → испытывает наслаждение → Кришна дает знание как приблизиться к Нему)

- ахам сарвасйа прабхаво (10.8)

- мач-читта мад-гата-прана (10.9)

- тешам сатата-йуктанам (10.10)

- тешам эванукампартхам (10.11)

Арджуна услышал это и ↓

10.12-18 Арджуна прославляет Кришну и просит рассказать подробно

- парам брахма парам дхама (10.12-13)

10.19-42 Достояния Кришны (Я – солнце, Я – начало и конец, Я – Арджуна, Я – победа, Я – все прекрасное и т.д.)

- йад йад вибхутимат саттвам (10.41)

↓Арджуна хочет увидеть своими глазами

11-я глава: «Вселенская форма»

11.1-4 Просьба Арджуны (если считаешь, что я достоин)

11.5-9 Кришна подготавливает (рассказывает о том, что покажет)

11.10-14 Санджая описывает что увидел Арджуна (бесчисленное множество обликов, Господь = 1000 солнц, т.д.)

11.15-31 Арджуна говорит что он видит → страх Арджуны → Арджуна: «Кто Ты такой?»

11.32-34 Кришна: «Я – время. Стань Моим орудием!»

11.35-46 Молитвы Арджуны (Ты – все, прости мою фамильярность; просьба: хочу увидеть твою 4-рукую форму)

11.47-50 Кришна: «Увидеть эту Вселенскую форму очень трудно» → принимает 4-рукую форму → принимает 2-рукую форму → Арджуна обрадовался (11.51)

11.52-55 Кришна: «Увидеть этот облик еще труднее» (увидеть могут только посредством ананйа-бхакти; кто непременно вернется к Кришне)

- мат-карма-крин мат-парамо (11.55)

12-я глава: «Преданное служение»

12.1 Вопрос Арджуны: какое поклонение лучше: безличному или личностной форме?

12.2-7 Кришна:бхакти выше имперсонализма (имперсоналисты тоже достигают Кришны, но путь их очень труден; преданных вызволяет Сам Кришна)

↓ как совершать ПС?

12.8-12 Постепенный процесс духовного развития (сосредоточь ум и разум на Мне ← следуй правилам бхакти-йоги ← трудись для Меня ← отрекись от плодов труда ← медитация ← знание)

↓ как прийти к этому?

12.13-20 Качества, которые помогают прийти к ПС (основное – преданность, остальные – вспомогательные)

В 12.7 Кришна обещает вызволить преданного, поэтому в главах 13-18 Он дает знание, с помощью которого можно освободиться.

13.1 Вопросы Арджуны: кшетра, кшетрагья, гьяна, гьеям, пуруша, пракрити?

13-я глава: Природа, наслаждающийся и сознание»

13.2-7 Кшетра, кшетрагья (кшетра: 1)тело, 2)24 элемента; кшетрагья: душа и Сверхдуша)

13.8-12 Гьяна – процесс познания и освобождения (смирение, кроткость, ахимса, терпение, простота, ачарйа-упасана и т.д.)

13.13-19 Гьеям–объект, достойный познания (Сверхдуша, ее природа; только преданные могут понять)

13.20-26 Пуруша, пракрити и их союз (джива как пуруша → страдания; освободиться – признать истинного пурушу, Сверхдушу; как предаются Сверхдуше: медитация, философские рассуждения, нишкама-карма-йога, слушание авторитетов)

- пурушах пракрити-стхо хи (13.22)

↓ каково правильное видение предавшегося Сверхдуше

13.27-35 Гьяна-чакшуш (видит Сверхдушу везде; душа бездействует, тело действует; равное видение всех – Брахман; кто достигает освобождения)

13.22: Причина рабства – желание наслаждаться 3-мя гунами ↓

14-я глава: «Три гуны материальной природы»

14.1-4 Кришна прославляет это знание (кто утвердился в нем обретает Мою природу)

- сарва-йонишу каунтея (14.4)

14.5-9 Как гуны связывают (соприкосновение с материальной природой → благость, страсть, невежество; благость: счастье и знание; страсть: корысть; невежество: безумие)

14.10-13 Признаки преобладания гуны (благость - врата тела озарены знанием; страсть – вожделение, привязанность, чрезмерные усилия; невежество – сон, безумие)

14.14-15 Смерть в гунах (благость – попадает на планеты мудрецов; страсть – рождается среди корыстных; невежество – среди животных)

14.16-18 Деятельность в гунах (Результаты: благость – очищение; страсть – страдание; невежество – лишается разума)

↓ как возвыситься над гунами?

14.19-27 Возвышение над гунами (внутренние и внешние качества человека, вышедшего из-под гун; процесс – практика ЧПС; Кришна основа Брахмана)

- мам чай йо вйабхичарена (14.26)

- брахмано хи пратиштхахам (14.27)

14-я глава – описание мира обычным видением

15-я глава – описание мира глазами писаний

15-я глава: «Пурушоттама-йога»

15.1-6 Перевернутое дерево баньяна (корни – авидйа, ствол – аханкара, ветви – формы жизни, кончики больших веток – органы чувств, побеги – объекты чувств, листья – ведические гимны; надо срубить дерево топором отрешенности; материальным зрением его не понять; как достичь духовного царства)

- нирмана-моха джита-санга-доша (15.5)

- на тад бхасайате сурйо (15.6)

↓ что будет с теми, кто не отрекся

15.7-11 Реинкарнация (живые существа борются с 6 чувствами, аналогия реинкарнации, как живые существа действуют, причина – нет знания)

- мамаивамшо джива-локе (15.7)

↓какая вера у тех, кто не обладает знанием

15.12-15 Кришна для людей без знания (как свет солнца, рост растений, огонь пищеварения; Кришна – источник знания, памяти и забвения, а также цель Вед)

- сарвасйа чахам хриди саннивишто (15.15)

Т.к. Кришна цель Вед → краткое изложение Вед↓

15.16-20 Тришлока Бхагавад-гиты и выводы (2 вида живых существ: непогрешимые и подверженные ошибкам; Господь выше их обоих; Веды славят Его как Верховную Личность Бога; кто уверен в этом - посвящает себя ЧПС)

15-я глава описала дерево баньяна. 16-я глава описывает его высшие и низшие ветви.

16-я глава: «Божественные и демонические натуры»

16.1-6 Божественные и демонические качества (16.1-3 – божественные качества, 16.4 – демонические качества; бож.качества → освобождение, демон.качества → рабство)

16.7-18 Демоническая природа (отвергают шастры, собственные теории творения мира, мир возник из вожделения → греховная деятельность; цель жизни – наслаждения → запутываются и попадают в ад)

16.19-20 Отношение Кришны к демонам (низвергает в материальное существование, не могут приблизиться к Кришне)

↓ как вырваться из этого заколдованного круга?

16.21-24 Выбор души (3 врат в ад: вожделение, гнев, жадность → надо отречься → очищение → понять из шастр в чем состоит долг и исполнять →постепенный прогресс)

- йах шастра-видхим утсриджйа (16.23)

Случаи между полюсами «демон» и «преданный»:

17-я глава: «Разновидности веры»

17.1-7 Гуны определяют характер веры (Поклонение: благость – полубогам, страсть – демонам, невежество – духам; определение демона 17.5-6)

17.8-10 Пища в гунах (благость – очищает сознание, страсть – болезни, невежество – гнилая)

17.11-13 Жертвоприношения в гунах (благость – из чувства долга, страсть – из корысти, невежество – в неправильном процессе)

17.14-19 Аскеза в гунах (благость – аскеза тела, ума и речи; страсть – из корысти, непостоянная, ради достижения цели, невежество – из желания причинить вред)

17.20-22 Благотворительность в гунах (благость – бескорыстная, страсть – с корыстью, невежество – неправильно сделанная)

↓ как выйти из-под влияния гун?

17.23-28 Одухотворение существования: ом тат сат (деятельность ради вечного Вишну возвышает сознание, человек становится вечным, его деятельность вечная, благо от нее вечно)

↓ как прийти к правильной деятельности через правильное знание

18-я глава: «Совершенство отречения»

18.1-12 Истинное отречение – деятельность без привязанности (мнение мудрецов, мнение Кришны, отрешенность в 3 гунах, мудрый действует без привязанности к плодам)

- йаджна-дана-тапах-карма (18.5)

↓ как отречься?

18.13-18 Следование указаниям Параматмы освобождает от последствий (5 факторов действия: тело, исполнитель, органы чувств, усилия, Сверхдуша; кто следует за Параматмой, даже убивая не совершает убийства)

↓ как действуют те, кто не понимают этого

18.19-40 Запутанность в 3 гунах (знание, деятельность, исполнитель, разум, решимость и счастье в 3 гунах материальной природы)

↓ как освободиться с помощью карма-йоги

18.41-48 Почитание Господа с помощью выполнения обязанностей (признаки 4 варн; выполняя обязанности как поклонение Господу, человек не навлекает греха и достигает совершенства; изъян есть в любой деятельности) - шамодамас тапах шаучам (18.42)

Карма-йога → гьяна-йога → бхакти-йога

18.49-55 От гьяна-йоги к ЧПС (признаки самоосознавшей себя личности; кто достиг брахма-бхуты обретает ЧПС; постичь ВЛБ можно только с помощью ПС)

- брахма-бхутахпрасаннатма (18.54)

- бхактйа мам абхиджанати (18.55)

18.56-60 Деятельность в ЧПС (во всех делах полагайся на Меня, всегда думай обо Мне, если не послушаешься – выберешь неправильный путь, твоя природа все равно заставит сражаться)

- четасасарва-кармани (18.57)

↓ как предаться Сверхдуше

18.61-63 Предание Сверхдуше (безоговорочно) - ишварахсарва-бхутанам (18.61)

18.64-66Самое сокровенное знание: стань чистым преданным

- ман-манабхавамад-бхакто (18.65)

- сарва-дхарманпаритйаджйа (18.66)

18.67-71 Проповедь и изучение Бхагавад-гиты (не открывай знание непреданным; кто открывает преданным обретает ЧПС; кто изучает – поклоняется разумом; как изучать БГ)

18.72-73 Твердая убежденность Арджуны

- нашто мохахсмритирлабдха (18.73)

18.74-78 Предсказания Санджаи - йатрайогешварахкришно (18.78)

Структура «Нектара-преданности»: 4 волны



Схема восточной волны «Нектара преданности»

«Нектар преданности» описывает, как развивается бхакти, начиная с уровня чистой, ананья-бхакти, но не с уровня мишра-бхакти, преданности с примесями – с этим видом имеет дело «Бхагавад-гита».

Саманья-бхакти (введение, 1 глава)

(ЧПС - это позитивная деятельность ради удовлетворения Кришны

без посторонних мотивов, не покрытая кармой и гьяной)

Садхана (2-16 главы)

(это деятельность при помощи чувств и ума, которая пробуждает дремлющую в сердце бхаву)

Ваидхи-садхана (2-14 гл.) Рагануга-садхана (15-16 гл.)

определение: садхана + отсутствие раги + определение: когда бхакти протекает по

следование шастрам типу рагатмики

квалификация: вера в шастры + не слишком квалификация:жажда достичь того же

привязан, не слишком отречен вида бхавы, которой обладают жители

Вриндавана

практика: выполнение 64 анг бхакти, практика: 1. все время слушать о рагатмике и

следование указаниям шастр 2. жить во Врадже и

3. следовать по стопам одного из спутников

Кришны

Условие перехода от садханы к бхаве: 1. интенсивная садхана + отсутствие оскорблений или 2. по милости

Бхава (17-18 главы)

Вайкунтха-бхава Враджа-бхава

Према (19 глава)

Махатмья-гьяна-према Кевала-према

определение: когда сердце человека смягчается и блаженство становится интенсивным

характеристика: полное размягчение сердца, чувство обладания Кришной
перейти в каталог файлов


связь с админом