Структура
Бхакти-шастр
Нектар Наставлений
Шри Ишопанишад
Бхагавад-гита
Нектар преданности
Составители:
Хари-канта деви даси
Шри Санатана Госвами дас
Методичка «Структура Бхакти-шастр» может оказать большую помощь преданным в изучение книг Шрилы Прабхупады, особенно она будет полезна тем, кто проходит курс «Бхакти-шастры». Мне понравился структурированный подход к изложению главных пунктов четырех книг. Легко прослеживается логика и поэтому данная структура легка для запоминания, что позволит увидеть и сохранить в памяти полную картину подаваемого материала.
Ватсала дас
Структура курса «Бхакти-шастры»
Цель изучения священных писаний, как описывает это Патанджали Муни в своих «Йога-сутрах» - читта-вритти-ниродха – устранить причины беспокойства ума. Или, другими словами, переводя это на язык бхакти, цель изучения шастр - устранить препятствия, которые мешают нам увидеть Кришну повсюду.
Бхактивинод Тхакур объясняет, что подобное занятие устраняет одну из четырех основных анартх, препятствий на пути бхакти – таттва-вибхраму, анартху незнания какие сложности могут встретиться нам на пути пути бхакти. Таким образом шастры объясняют нам сам путь бхакти и как преодолеть всевозможные препятствия, с которыми мы можем столкнуться на нем.
На курсе «Бхакти-шастры» изучают четыре книги: Бхагавад-гиту, Нектар наставлений, Нектар преданности и Шри Ишопанишад, которые помогают каждая по своему укрепить нашу веру и устранить разнообразные препятствия на пути бхакти.
Есть определенная логика в какой последовательности следует изучать эти четыре книги. Если взять за основу «Бхагавад-гиту», которая является квинтэссенцией Упанишад, то в стихе 18.67 говорится: «Никогда не открывай этого сокровенного знания тому, кто не воздержан, не предан Мне, кто не хочет служить и завидует Мне».
Таким образом, прежде чем приступить к изучению «Бхагавад-гиты», следует научиться воздержанности – этому учит «Нектар наставлений», который описывает правила и предписания на пути бхакти-йоги. Иначе невоздержанный человек станет интерпретировать священное писание в угоду своим желаниям.
И также нужно обрести преданность Кришне или утвердиться, что именно Он является Абсолютной Истинной, а не имперсональный Брахман или мы сами. В этом утвердиться помогает «Шри Ишопанишад», который развеивает иллюзию майавады и имперсонализма и доказывает превосходство личностной концепции Бога.
Затем следует приступать к изучению «Бхагавад-гиты», в которой Кришна постепенно проводит Арджуну и нас через различные методы самоосознания и доказывает превосходство бхакти-йоги над всеми остальными путями. Цель «Бхагавад-гиты» - укрепить нашу веру в то, что путь бхакти -самый высший и надежный метод, превосходящий все другие методы йоги.
«Бхагавад-гита» постепенно выводит сознание человека, серьезно изучающего это произведение, из бхакти-йоги, смешанной с желаниями кармической деятельности ради плодов и спекулятивных размышлений, к чистой беспримесной преданности одному Господу.
«Нектар преданности» продолжает описывать этот путь. Но идти по пути, описанному там, можно только начав с уровня уже чистой преданности, свободной от покрытия кармой и гьяной (БГ, 18.54). «Нектар преданности» описывает то, как развивается вера человека, уже достигшего состояния чистоты от посторонних мотивов. И постепенно подводит нас к нашей конечной цели – према-бхакти, высшей формы любви к Богу в этом материальном мире.
Поэтому, если начать изучать книги не в том порядке, польза, конечно же, будет, но эффект будет менее явным, чем от изучения (и усвоения) в описанной выше последовательности.
Связи стихов «Нектара наставлений» были составлены Шри Санатаной Госвами прабху, который разрешил включить его труд в этот сборник. Остальные структуры книг составлены мной. Разбивка и название разделов глав «Бхагавад-гиты» взяты мной из стандартного методического пособия по «Бхакти-шастрам». Я не претендую на абсолютное понимание этих великих книг, поэтому буду рада получить отзывы и дополнения к моим работам. Тем не менее, у меня есть надежда, что эта скромная попытка донести суть четырех книг, поможет искренним ищущим преданным увидеть структуру каждой книги и взаимосвязь между их разделами.
В служении вайшнавам,
Хари-канта деви даси.
Связь стихов «Нектара наставлений»
Ученик: Гуру Махарадж, в чем заключается моя главная обязанность?
Учитель: Ты должен контролировать чувства.
1-й стих: 6 побуждений, неблагоприятных для бхакти
Ученик: Учитель, но почему мне так трудно контролировать чувства? Что мне мешает?
Учитель: На пути бхакти есть такие препятствия.
2-й стих: 6 препятствий на пути бхакти
Ученик: Гуру Махарадж, а что помогает развиваться на пути бхакти?
Учитель: Вот эти принципы помогут тебе развить бхакти:
3-й стих: 6 принципов благоприятных для бхакти
Ученик: Учитель, а как мне общаться с другими преданными?
Учитель: Вот так!
4-й стих: 6 видов проявления любви между преданными
Ученик: Гуру Махарадж, оказывается, есть разные преданные. Как мне различать их и как я должен относиться к ним?
Учитель: Слушай внимательно!
5-й стих: Три уровня преданных и отношения с ними.
Ученик: учитель, иногда я замечаю какие-то телесные недостатки у некоторых преданных. Как мне реагировать на них?
Учитель: Вот так!
6-й стих: Тело чистого преданного всегда чисто, подобно водам Ганги
Ученик: Гуру Махарадж, у меня нет вкуса к преданному служению: повторению Его святых имен, памятованию о Кришне. Что мне делать?
Учитель: Эта материальная болезнь называется невежеством.
7-й стих: Сладость Кришны, материальная болезнь и средство ее излечения
Ученик: Учитель, а в чем заключается суть всех наставлений?
Учитель: Слушай же…
8-й стих: Суть всех наставлений
Ученик: А почему нужно поселиться именно во Врадже? Разве существует разница между святыми местами?
Учитель: Да, даже во Врадже существует иерархия святых мест.
9-й стих: Иерархия святых мест и слава Радха-кунды
Ученик: Учитель, а почему Радха-кунда занимает такое положение?
Учитель: Потому что она принадлежит Шримати Радхарани
10-й стих: Иерархия людей, Шримати Радхарани и Ее кунда
Ученик: Гуру Махарадж, а можно мне совершать омовение в Радха-кунде?
Учитель: Да, можно, но в правильном сознании.
11-й стих: Шримати Радхарани, Ее кунда и омовение в Радха-кунде.
Структура «Шри Ишопанишад»
«Самбандха»
М-О. Определение Абсолютной Истины и производных от Нее
1. Взаимосвязь Господа, материального мира и джив (ишавасйа)
2. Результат следования ишавасйе
3. Результат не следования ишавасйе
«Совершенство осознания принципа ишавасйи»
(Чтобы следовать ишавасйе, нужно знать кто такой Иша)
4.Качества Господа (могущество)
5.Качества Господа (непостижимость)
6.Вѝдение совершенного преданного (того, кто следует ишавасйе)
7.Результат такого вѝдения.
8.Дальнейшая практика
«Знание и невежество»
9.Результат неправильного развития вѝдения
10.Результат правильного развития вѝдения
11.Как развивать правильное вѝдение
«Поклонение Абсолюту и не-Абсолюту»
12.Результат поклонения не-Абсолюту
13.Результат поклонения Абсолюту
14.Как практиковать поклонение Абсолюту
«Молитвы об осознании Господа»
15. Увидеть истинный лик
16. Увидеть форму
17. Окончательная молитва
18. «Веди меня».
Связи «Бхагавад-гиты»
1 гл Описание ситуации на поле боя
→ Отчаяние Арджуны: приводит 4 довода (сострадание, наслаждение, отвращение к греху,
разрушение династии)
2.7 Предание Арджуны Кришне - карпанйа-дошопахата-свабхавах (2.7)
Наставления Кришны:
2.8-30 Гьяна-йога (душа вечна, тело временно) – ответ на аргумент «сострадание»
- дехино смин йатха дехе (2.13)
- матра-спаршас ту каунтейа (2.14)
- на джайате мрийате ва кадачин (2.20)
- джатасйа хи дхруво мритйур (2.27)
2.30-38 Карма-канда (исполняй свой долг!) – ответ на аргумент «наслаждение»
2.39-53 Нишкама-карма (действуй без привязанности) – ответ на аргумент «отвращение к греху»
- вйавасайатмика буддхир (2.41)
- йога-стхах куру кармани (2.48)
2.54-72 Стхита-прагйа (признаки человека, утвержденного в знании)
- вишайа винивартанте (2.59)
- тани сарвани самйамйа (2.61)
- дхйайато вишайан пумсах (2.62-63)
- рага-двеша-вимуктаис ту (2.64)
- настии буддхир айуктасйа (2.66)
3.1 Арджуна не понимает 2-ю главу, думает, что возможна либо карма-канда, либо отречение (основа - 2.49) 3-я глава: «Карма-йога»
3.2-9 (Ответ Кришны) Решение вопроса: отречение или деятельность (Кришна говорит, что Арджуна не квалифицирован отречься → лучше действовать)
- митхйа-ачар, притворщик
- нийатам куру карма твам (3.8)
честно исполняй свой долг, но делай это как жертвоприношение Вишну ↓
3.10-16 От карма-канды к карма-йоге (Вишну благословил: «Будьте же счастливы этими жертвоприношениями. В награду получите благо»; лестница йоги)
- йаджна-шишташинах санто (3.13)
↓ почему человек хоть и не привязан к плодам, но продолжает действовать
3.17-35 Нишкама-карма (с целью показать правильный пример)
- йад йад ачарати шрештхас (3.21)
- пракритех крийаманани (3.27)
- лучше выполнять свой долг, чем чужой (3.35)
Вопрос Арджуны: что заставляет человека нарушать предписания Вед против его воли?
3.36-43 Кришна: это вожделение (природа вожделения, откуда начинается, где поле деятельности, как победить) - кама эша кродха эша (3.37)
- эвам буддхех парам буддхва (3.43)
↓ Кришна сказал, что деятельность надо совершать ради Него. Чтоб знать больше о Нем, Кришна рассказывает 4-ю главу: «Божественное знание»
4.1-10 Трансцендентное знание
Кришна: «Я открыл эту науку богу Солнца Вивасвану» - эвам парампара-праптам (4.2)
Арджуна: «Кто Ты такой?»
Кришна рассказывает о Себе (природа Его тела, цель прихода):
- йада йада хи дхармасйа (4.7)
- паритранайа садхунам (4.8)
- джанма карма ча ме дивйам (4.9)
4.11-15 Практическое применение этого знания (проявление Его власти в материальном мире; Кришна не зависит от материального мира) - йе йатха мам прападйанте (4.11)
- чатур-варнйам майа сриштам (4.13)
4.16-24 Действие и бездействие (как действовать на трансцендентном уровне)
↓ как прийти к такому знанию (пониманию)
4.25-33 Жертвоприношения ведут к трансцендентному знанию (виды жертвоприношений)
↓ как обрести это знание
4.34-42 Краткое изложение трансцендентного знания (как и где получить; качества, необходимые для этого; результат; кто не способен; критерии обретения знания)
- тад виддхи пранипатена (4.34)
Кришна всю 4-ю главу говорил о знании, но в конце сказал: встань и сражайся! Поэтому →
5.1 Вопрос Арджуны: так отказаться от деятельности или действовать?
5.2 Кришна: и отречься важно и действия в ПС ведут к освобождению. Но действовать в ПС лучше, т.к. человек защищен от падения
(5-я глава: нишкама-карма с позиции осознания Параматмы – «Карма-йога – деятельность в СК»)
5.2-6 И карма-йога и санкхйа-йога ведут к одному и тому же
Но карма-йога предпочтительнее (т.к. человек защищен от падения) ↓
5.7-12 Нишкама-карма-йога (описываются качества йога, как он действует)
- йога-йукто вишуддхатма (5.7)
Если нишкама-карма-йог не совершает действий, то возникает вопрос: кто это, тот, кто действует?
→ Кришна описывает 3-х деятелей: душа, гуны, Параматма
5.13-16 Уровень знания – знание 3-х деятелей (правильное взаимодействие 3-х; действуют гуны; причина действия гун)
↓ как освободиться?
5.17-26 Освобождение благодаря сосредоточению сознания на Сверхдуше (как достичь этого, признаки такого человека, как действует, чего достигает)
- видйа-винайа-сампанне (5.18)
- ихаива таир джитах сарго (5.19)
5.27-28 Другой путь достижения того же – аштанга-йога
5.29 Итоговое осознание – осознание Кришны - бхоктарам йаджна-тапасам (5.29)
↓ Кришна начинает объяснять аштанга-йогу: 6-я глава «Дхйана-йога»
6.1-4 Совершенство йоги (какой йог совершенный, как им стать)
- 2 стадии йоги: йога-рурукшу (деятельность) и йога-руддха (медитация, бездеятельность)
6.5-9 Йога-руддха – прекращение деятельности (основное - контроль ума, результат обуздания ума, вИдение такого йога) - уддхаред атманатманам (6.5)
↓ как достичь этого?
6.10-32 Процесс достижения (жить одному, как сидеть, что делать, как жить, признаки такого йога, результат, как заниматься йогой, видение такого йога, результат такого видения, определение совершенного йога) - йуктахара-вихарасйа (6.17)
Арджуна отвергает: «Это невозможно» - чанчалам хи манах кришна (6.34)
Кришна: «Контроль ума необходим в любой практике»
6.33-36 Необходимость контроля ума (без контроля ума самоосознание непосильный труд)
Арджуна сомневается в своей судьбе (а светит ли ему что-то): «Какова судьба неудачливого йога?»
6.37-47 Судьба неудачливого йога (гибель не грозит, судьба в следующей жизни, постепенное продвижение, превосходство йога над другими, кто лучший из йогов)
- йогинам апи сарвешам (6.47)
Лучший из йогов – тот, кто с верой сосредоточен на Кришне. Вера требует знания, поэтому →
7-12 главы – Знание о Кришне
7-я глава описывает процесс как стать совершенным йогом: «Знание Абсолюта»
7.1-3 Процесс – слушание о Кришне (редко достижимое, это знание полное)
- манушйанам сахасрешу (7.3)
7.4-12 Кришна – источник и суть материальных и духовных энергий (гьяна и вигьяна, пуруша и пракрити, Кришна – источник 3 гун) - маттах паратарам нанйат (7.7)
↓ почему люди не предаются Ему?
7.13-14 Гуны – причина заблуждения (как освободиться – нужно предаться Кришне как источнику гун) - даиви хй эша гуна-майи (7.14)
7.15-19 Разновидности людей (кто предается и не предается: 4 типа глупцов, 4 типа праведников, лучший йог) - на мам душкритино мудхах (7.15)
- чатур-видха бхаджанте мам (7.16)
- бахунам джанманам анте (7.19)
7.20-25 Другие типы неразумных (поклоняющиеся полубогам, имперсоналисты)
- Я никогда не являю Себя глупцам
↓ какова причина их падения?
7.26-30 Запутанность и освобождение (причина – рага и двеша; как освободиться – вручить себя Кришне (+пунйа); результат этого; как помнить Кришну на смертном одре)
- йешам тв анта-гатам папам (7.28)
Кто помнит Кришну на смертном одре – достигает Его обители
8-я глава: «Достижение обители Всевышнего»
8.1-4 Вопросы Арджуны и ответы Кришны (темы: брахман, адхйатма, карма; адхибхута, адхидайва, адхиягья)
8.5-8 Результаты памятования о Кришне и не о Кришне (результат памятования о Кришне – обретает природу Кришны; результаты других памятований, как помнить)
- анта-кале ча мам эва (8.5)
- йам йам вапи смаран бхавам (8.6)
8.9-13 Как помнить чисто и нечисто (10 гуна-смаранам, йога-мишра-бхакти, гьяна-мишра-бхакти)
↓ что такое ЧПС (чистое преданное служение)
8.14-16 Чистое преданное служение (что это такое, результат, духовный и материальный мир)
- мам упетйа пунар джанма (8.15)
- а-брахма-бхуванал локах (8.16)
8.17-22 Сравнение материальных и духовных миров (день Брахмы, высшая природа, обитель Кришны и ее достижение)
8.23-28 Способ достижения обители Кришны – преданность (периоды, когда йог покидает тело, ананйа-бхакти)
Кришна ответил на вопросы Арджуны и снова вернулся к теме 7-й главы, где говорилось о важности слушания. 9-я глава: «Самое сокровенное знание»
9.1-3 Слушание о Кришне (качества, способствующие (анасуйаве) и препятствующие этому (ашрададханах)) - раджа-видйа раджа-гухйам (9.2)
↓ Кришна дает веру в Себя категории «ашрададхана»
9.4-10 Отношение Кришны к материальному миру (высшее положение Кришны по отношению к материальному миру; аналогия: ветер в небе; Кришна – источник всего; Его непричастность)
- майадхйакшена пракритих (9.10)
Если Кришна занимает высшее положение, почему не все поклоняются Ему? – Разный уровень преданности (знания) живых существ. ↓
9.11-15 Те, кто поклоняются Кришне и кто не поклоняется Ему (глупцы смеются над нисхождением Кришны; махатмы находятся под покровительством божественной природы; маявади, карма-канди, имперсоналисты – поклоняются косвенно)
- аваджананти мам мудха (9.11)
- махатманас ту мам партха (9.13)
↓ Кришна дает веру имперсоналистам и поклоняющимся полубогам
9.16-25 Кришна – высший объект поклонения (9.16-19 – ответ имперсоналистам; 9.20-25 – ответ поклоняющимся полубогам;. 9.22 – ответ преданным)
- ананйаш чинтайанто мам (9.22)
↓ Кришна рассказывает о ЧПС
9.26-34 Слава прямого поклонения Кришне (совершенная деятельность →если не способен, на ступень ниже, проявление личного отношения, пристрастность Господа, как он относится к преданным, квалификация для бхакти, как практиковать)
- патрам пушпам пхалам тойам (9.26)
- йат кароши йад ашнаси (9.27)
- апи чет су-дурачаро (9.30)
- ман-мана бхава мад-бхакто (9.34)
7-я и 9-я главы во многом схожи, но в 7-й главе описывается знание для обусловленных живых существ и говорится как освободиться, а в 9-й главе Кришна дает веру в Себя.
Кришна описал в 9-й главе самое сокровенное знание и закончил: «Сосредоточь ум на Мне»
В 10 главе описываются достояния Кришны, на которых надо сосредоточить ум.
10-я глава: «Великолепие Абсолюта»
10.1-7 Положение Кришны как источника всего сущего (Я – причина полубогов и мудрецов, источник качеств, кто знает об этом – посвящает себя ЧПС)
↓ описывает то же кратко
10.8-11 Чатух-шлока (Кришна – источник всего; кто понимает → становится преданным → испытывает наслаждение → Кришна дает знание как приблизиться к Нему)
- ахам сарвасйа прабхаво (10.8)
- мач-читта мад-гата-прана (10.9)
- тешам сатата-йуктанам (10.10)
- тешам эванукампартхам (10.11)
Арджуна услышал это и ↓
10.12-18 Арджуна прославляет Кришну и просит рассказать подробно
- парам брахма парам дхама (10.12-13)
10.19-42 Достояния Кришны (Я – солнце, Я – начало и конец, Я – Арджуна, Я – победа, Я – все прекрасное и т.д.)
- йад йад вибхутимат саттвам (10.41)
↓Арджуна хочет увидеть своими глазами
11-я глава: «Вселенская форма»
11.1-4 Просьба Арджуны (если считаешь, что я достоин)
11.5-9 Кришна подготавливает (рассказывает о том, что покажет)
11.10-14 Санджая описывает что увидел Арджуна (бесчисленное множество обликов, Господь = 1000 солнц, т.д.)
11.15-31 Арджуна говорит что он видит → страх Арджуны → Арджуна: «Кто Ты такой?»
11.32-34 Кришна: «Я – время. Стань Моим орудием!»
11.35-46 Молитвы Арджуны (Ты – все, прости мою фамильярность; просьба: хочу увидеть твою 4-рукую форму)
11.47-50 Кришна: «Увидеть эту Вселенскую форму очень трудно» → принимает 4-рукую форму → принимает 2-рукую форму → Арджуна обрадовался (11.51)
11.52-55 Кришна: «Увидеть этот облик еще труднее» (увидеть могут только посредством ананйа-бхакти; кто непременно вернется к Кришне)
- мат-карма-крин мат-парамо (11.55)
12-я глава: «Преданное служение»
12.1 Вопрос Арджуны: какое поклонение лучше: безличному или личностной форме?
12.2-7 Кришна:бхакти выше имперсонализма (имперсоналисты тоже достигают Кришны, но путь их очень труден; преданных вызволяет Сам Кришна)
↓ как совершать ПС?
12.8-12 Постепенный процесс духовного развития (сосредоточь ум и разум на Мне ← следуй правилам бхакти-йоги ← трудись для Меня ← отрекись от плодов труда ← медитация ← знание)
↓ как прийти к этому?
12.13-20 Качества, которые помогают прийти к ПС (основное – преданность, остальные – вспомогательные)
В 12.7 Кришна обещает вызволить преданного, поэтому в главах 13-18 Он дает знание, с помощью которого можно освободиться.
13.1 Вопросы Арджуны: кшетра, кшетрагья, гьяна, гьеям, пуруша, пракрити?
13-я глава: Природа, наслаждающийся и сознание»
13.2-7 Кшетра, кшетрагья (кшетра: 1)тело, 2)24 элемента; кшетрагья: душа и Сверхдуша)
13.8-12 Гьяна – процесс познания и освобождения (смирение, кроткость, ахимса, терпение, простота, ачарйа-упасана и т.д.)
13.13-19 Гьеям–объект, достойный познания (Сверхдуша, ее природа; только преданные могут понять)
13.20-26 Пуруша, пракрити и их союз (джива как пуруша → страдания; освободиться – признать истинного пурушу, Сверхдушу; как предаются Сверхдуше: медитация, философские рассуждения, нишкама-карма-йога, слушание авторитетов)
- пурушах пракрити-стхо хи (13.22)
↓ каково правильное видение предавшегося Сверхдуше
13.27-35 Гьяна-чакшуш (видит Сверхдушу везде; душа бездействует, тело действует; равное видение всех – Брахман; кто достигает освобождения)
13.22: Причина рабства – желание наслаждаться 3-мя гунами ↓
14-я глава: «Три гуны материальной природы»
14.1-4 Кришна прославляет это знание (кто утвердился в нем обретает Мою природу)
- сарва-йонишу каунтея (14.4)
14.5-9 Как гуны связывают (соприкосновение с материальной природой → благость, страсть, невежество; благость: счастье и знание; страсть: корысть; невежество: безумие)
14.10-13 Признаки преобладания гуны (благость - врата тела озарены знанием; страсть – вожделение, привязанность, чрезмерные усилия; невежество – сон, безумие)
14.14-15 Смерть в гунах (благость – попадает на планеты мудрецов; страсть – рождается среди корыстных; невежество – среди животных)
14.16-18 Деятельность в гунах (Результаты: благость – очищение; страсть – страдание; невежество – лишается разума)
↓ как возвыситься над гунами?
14.19-27 Возвышение над гунами (внутренние и внешние качества человека, вышедшего из-под гун; процесс – практика ЧПС; Кришна основа Брахмана)
- мам чай йо вйабхичарена (14.26)
- брахмано хи пратиштхахам (14.27)
14-я глава – описание мира обычным видением
15-я глава – описание мира глазами писаний
15-я глава: «Пурушоттама-йога»
15.1-6 Перевернутое дерево баньяна (корни – авидйа, ствол – аханкара, ветви – формы жизни, кончики больших веток – органы чувств, побеги – объекты чувств, листья – ведические гимны; надо срубить дерево топором отрешенности; материальным зрением его не понять; как достичь духовного царства)
- нирмана-моха джита-санга-доша (15.5)
- на тад бхасайате сурйо (15.6)
↓ что будет с теми, кто не отрекся
15.7-11 Реинкарнация (живые существа борются с 6 чувствами, аналогия реинкарнации, как живые существа действуют, причина – нет знания)
- мамаивамшо джива-локе (15.7)
↓какая вера у тех, кто не обладает знанием
15.12-15 Кришна для людей без знания (как свет солнца, рост растений, огонь пищеварения; Кришна – источник знания, памяти и забвения, а также цель Вед)
- сарвасйа чахам хриди саннивишто (15.15)
Т.к. Кришна цель Вед → краткое изложение Вед↓
15.16-20 Тришлока Бхагавад-гиты и выводы (2 вида живых существ: непогрешимые и подверженные ошибкам; Господь выше их обоих; Веды славят Его как Верховную Личность Бога; кто уверен в этом - посвящает себя ЧПС)
15-я глава описала дерево баньяна. 16-я глава описывает его высшие и низшие ветви.
16-я глава: «Божественные и демонические натуры»
16.1-6 Божественные и демонические качества (16.1-3 – божественные качества, 16.4 – демонические качества; бож.качества → освобождение, демон.качества → рабство)
16.7-18 Демоническая природа (отвергают шастры, собственные теории творения мира, мир возник из вожделения → греховная деятельность; цель жизни – наслаждения → запутываются и попадают в ад)
16.19-20 Отношение Кришны к демонам (низвергает в материальное существование, не могут приблизиться к Кришне)
↓ как вырваться из этого заколдованного круга?
16.21-24 Выбор души (3 врат в ад: вожделение, гнев, жадность → надо отречься → очищение → понять из шастр в чем состоит долг и исполнять →постепенный прогресс)
- йах шастра-видхим утсриджйа (16.23)
Случаи между полюсами «демон» и «преданный»:
17-я глава: «Разновидности веры»
17.1-7 Гуны определяют характер веры (Поклонение: благость – полубогам, страсть – демонам, невежество – духам; определение демона 17.5-6)
17.8-10 Пища в гунах (благость – очищает сознание, страсть – болезни, невежество – гнилая)
17.11-13 Жертвоприношения в гунах (благость – из чувства долга, страсть – из корысти, невежество – в неправильном процессе)
17.14-19 Аскеза в гунах (благость – аскеза тела, ума и речи; страсть – из корысти, непостоянная, ради достижения цели, невежество – из желания причинить вред)
17.20-22 Благотворительность в гунах (благость – бескорыстная, страсть – с корыстью, невежество – неправильно сделанная)
↓ как выйти из-под влияния гун?
17.23-28 Одухотворение существования: ом тат сат (деятельность ради вечного Вишну возвышает сознание, человек становится вечным, его деятельность вечная, благо от нее вечно)
↓ как прийти к правильной деятельности через правильное знание
18-я глава: «Совершенство отречения»
18.1-12 Истинное отречение – деятельность без привязанности (мнение мудрецов, мнение Кришны, отрешенность в 3 гунах, мудрый действует без привязанности к плодам)
- йаджна-дана-тапах-карма (18.5)
↓ как отречься?
18.13-18 Следование указаниям Параматмы освобождает от последствий (5 факторов действия: тело, исполнитель, органы чувств, усилия, Сверхдуша; кто следует за Параматмой, даже убивая не совершает убийства)
↓ как действуют те, кто не понимают этого
18.19-40 Запутанность в 3 гунах (знание, деятельность, исполнитель, разум, решимость и счастье в 3 гунах материальной природы)
↓ как освободиться с помощью карма-йоги
18.41-48 Почитание Господа с помощью выполнения обязанностей (признаки 4 варн; выполняя обязанности как поклонение Господу, человек не навлекает греха и достигает совершенства; изъян есть в любой деятельности) - шамодамас тапах шаучам (18.42)
Карма-йога → гьяна-йога → бхакти-йога
18.49-55 От гьяна-йоги к ЧПС (признаки самоосознавшей себя личности; кто достиг брахма-бхуты обретает ЧПС; постичь ВЛБ можно только с помощью ПС)
- брахма-бхутахпрасаннатма (18.54)
- бхактйа мам абхиджанати (18.55)
18.56-60 Деятельность в ЧПС (во всех делах полагайся на Меня, всегда думай обо Мне, если не послушаешься – выберешь неправильный путь, твоя природа все равно заставит сражаться)
- четасасарва-кармани (18.57)
↓ как предаться Сверхдуше
18.61-63 Предание Сверхдуше (безоговорочно) - ишварахсарва-бхутанам (18.61)
18.64-66Самое сокровенное знание: стань чистым преданным
- ман-манабхавамад-бхакто (18.65)
- сарва-дхарманпаритйаджйа (18.66)
18.67-71 Проповедь и изучение Бхагавад-гиты (не открывай знание непреданным; кто открывает преданным обретает ЧПС; кто изучает – поклоняется разумом; как изучать БГ)
18.72-73 Твердая убежденность Арджуны
- нашто мохахсмритирлабдха (18.73)
18.74-78 Предсказания Санджаи - йатрайогешварахкришно (18.78)
Структура «Нектара-преданности»: 4 волны
Схема восточной волны «Нектара преданности»
«Нектар преданности» описывает, как развивается бхакти, начиная с уровня чистой, ананья-бхакти, но не с уровня мишра-бхакти, преданности с примесями – с этим видом имеет дело «Бхагавад-гита».
Саманья-бхакти (введение, 1 глава)
(ЧПС - это позитивная деятельность ради удовлетворения Кришны
без посторонних мотивов, не покрытая кармой и гьяной)
Садхана (2-16 главы)
(это деятельность при помощи чувств и ума, которая пробуждает дремлющую в сердце бхаву)
Ваидхи-садхана (2-14 гл.) Рагануга-садхана (15-16 гл.)
определение: садхана + отсутствие раги + определение: когда бхакти протекает по
следование шастрам типу рагатмики
квалификация: вера в шастры + не слишком квалификация:жажда достичь того же
привязан, не слишком отречен вида бхавы, которой обладают жители
Вриндавана
практика: выполнение 64 анг бхакти, практика: 1. все время слушать о рагатмике и
следование указаниям шастр 2. жить во Врадже и
3. следовать по стопам одного из спутников
Кришны
Условие перехода от садханы к бхаве: 1. интенсивная садхана + отсутствие оскорблений или 2. по милости
Бхава (17-18 главы)
Вайкунтха-бхава Враджа-бхава
Према (19 глава)
Махатмья-гьяна-према Кевала-према
определение: когда сердце человека смягчается и блаженство становится интенсивным
характеристика: полное размягчение сердца, чувство обладания Кришной перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |