Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методика лечебной физической культуры в ортопедии


НазваниеМетодика лечебной физической культуры в ортопедии
Анкор[Медкниги]Битюкова А.А. Методика лечебной физической культуры в ортопедии.doc
Дата15.11.2016
Размер3.93 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMedknigi_Bityukova_A_A_Metodika_lechebnoy_fizicheskoy_kultury_v_
ТипУчебное пособие
#2009
страница3 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7

4.2. Лордоз
Л


Рис. 10. Лордоз
ордоз – искривление позвоночника выпуклостью вперед, по преимуществу в поясничном отделе (шейный лордоз встре­чается редко).

Не касаясь деформаций, развивающихся на почве вывихов тазобедренных суставов и других болезненных процессов, остановимся на описании лордоза, вызванного нарушением функции опорно-двигательного аппарата. Поз­воночник в крестцовой части укреплен непод­вижно между тазовыми костями, поэтому одно­временно с изменением наклона таза изменяет­ся кривизна поясничного отдела позвоночника (рис. 10).

Длительное пребывание в положении сидя, лежа «калачиком» ведет к укорочению мышц и связок передней поверхности тела, в результа­те чего увеличивается угол наклона таза и про­исходит усиление поясничной кривизны. Характерный сопутствующий признак лор­доза – отвисший живот. Мышцы брюшного пресса растянуты, ослаблены, что приводит к опущению органов брюшной полости. При лордозе не рекомендуется длительно лежать на животе, особое внимание уделяется упражнениям для укрепления мышц живота.
4.3. Сколиоз
Сколиозом принято называть боковое искривление позво­ночника. Однако, помимо искривления позвоночника во фрон­тальной плоскости, он по мере прогрессирования деформации подвергается еще скручиванию вокруг своей вертикальной оси (торсио). Течение сколиоза приобретает тяжелый характер и сопровождается образованием грубых и стойких анатомиче­ских изменений позвоночника и грудной клетки. Нарушаются статическая и динамическая функции позвоночника и грудной клетки, возникают значительные нарушения функций сердеч­но-сосудистой и дыхательной систем.
Поэтому такую деформа­цию называют также сколиотической болезнью.

В настоящее время доказано, что в основе сколиоза лежит асимметричный рост позвонков. Развивается сколиоз по пре­имуществу в периоды роста скелета: в 6–7 лет – период первого вытяжения; чаще в 12–15 лет – период наибольшего роста тела в длину. В эти возрастные периоды асимметричные статические нагрузки могут способствовать развитию истинно­го сколиоза со структурными изменениями позвонков.

Но для развития прогрессирующего сколиоза этих статико-ди­на­ми­че­ских нарушений недостаточно. Для этого необходимо наличие трех факторов: 1) первично-патологического (диспластические изменения в спинном мозге или по­звонках); 2) обменно-гормональных нарушений; 3) статико-ди­намических нарушений (нарушения осанки).

Сколиотическая болезнь в школьном возрасте занимает одно из первых мест среди других искривлений позвоночника, причем девочки заболевают в 4–5 раз чаще мальчиков.

Сколиоз принято обозначать по названию той стороны, куда обращена выпуклая сторона искривления, и по наимено­ваниям того отдела позвоночника, где локализуется деформа­ция: правосторонний (левосторонний); грудной, поясничный, шейный сколиоз и т. д. При искривлении части позвоночника сколиоз называется парциальным (частичным), поражение же всего позвоночника носит наименование полного, или тоталь­ного, сколиоза.

Наиболее часто встречаются сколиозы грудного отдела позвоночника, имеющие большую склонность к развитию; при этом наблюдается деформация грудной клетки с нарушением функции органов внешнего дыхания и кровообращения.

Сколиотическая болезнь развивается в силу различных причин.
По происхождению сколиозы бывают врожден­ные, диспластические, идиопатические, нейрогенные и т. д.

Ряд авторов придают большое значение в развитии сколио­за наследственным факторам. В основе врожденных сколиозов лежат пороки (аномалии) развития позво­ночника (добавочные позвонки, полупозвонки, ребра, асим­метрия развития тел позвонков и т. д.), которые чаще локали­зуются в грудном и поясничном отделах. Врожденный сколиоз выявляется обычно рано: например, врожденный сколиоз с на­личием добавочного клиновидного позвонка выявляется уже на 1-м году жизни. При отдельных аномалиях врожденный сколиоз обнаруживается в возрасте 12–15 лет.

Диспластические сколиозы ряд авторов склонны причислять к врожденным, так как возникают они на почве недоразвития позвонков или вследствие нарушения нормального процесса окостенения (spina bifida – незаращение дужек позвонка), сакрализации (сращение V поясничного позвонка с телом I крестцового) и люмбализации (сращение I крестцового позвонка с последним поясничным). При этом получается 6 поясничных и 4 крестцовых позвонка, что увели­чивает подвижность поясничного отдела позвоночника за пределы физиологической границы. Такое состояние позво­ночника предрасполагает к прогрессированию сколиоза, осо­бенно если сращение является односторонним.

Особое место в классификации сколиотической деформа­ции занимают идиопатические сколиозы, причина происхождения которых не ясна. Однако это одна из наиболее распространенных форм сколиоза. Клинически и рентгеноло­гически идиопатический сколиоз имеет сходство с диспластическим и протекает весьма тяжело, склонен к прогрессированию. Известно, что идиопатический сколиоз по­является чаще всего у детей в возрасте 10–15 лет. Среди нейрогенных сколиозов следует отме­тить паралитические сколиозы после перенесенного полиомие­лита и других нейроинфекций, а также развивающиеся в ре­зультате родовой травмы. И те, и другие относятся к прогресси­рующим, весьма тяжелым формам. Лечебная физическая культура при этих формах сколиотической болезни должна проводиться по специальной программе с большой осторожностью и при постоянном контроле ортопеда.

О


Рис. 11. Сколиоз II степени:
а – мышечный валик в ле-   вой поясничной области; б –  реберное выпячивание при
наклоне
пределение степеней сколиоза
. В зависи­мости от развития (тяжести) сколиотической деформации различают І, ІІ, III и IV степени. К I степени относят нерезко выраженные боковые отклоне­ния позвоночника с небольшой торсией (вращение вокруг вертикальной оси). В висе и в положении лежа наблюдается выпрямление позвоночника. Рентгенологически обнаружива­ются небольшое отклонение остистых отростков от средней линии и асимметрия дужек.

Дальнейшее развитие деформации приводит к сколиозу II степени (рис. 11), который характеризуется заметным откло­нением позвоночника от средней линии (во фронтальной плоскости) и выраженной торсией, наличием компенсаторных искривлений позвоночника. При осмотре ребенка в наклоне на задней поверхности грудной клетки определяется реберное выпячивание (горб), а в поясничной части – мышечный валик, следствие поворота позвонков. При разгрузке деформа­ция несколько уменьшается. Рентгенологически, помимо от­клонения оси позвоночника и выраженной торсии, обнаружи­вается небольшая деформация тел позвонков. При таких изменениях ребенок уже не в состоянии полностью выпрямить позвоночник.
В висе и в положении лежа искривление не исче­зает.
В процесс деформации вовлекается и грудная клетка.

С


Рис. 12. Сколиоз
III степени
колиоз III степени (рис. 12) характеризуется резко выра­женной деформацией позвоночника с большим реберно-позвоночным горбом и асимметрией грудной клетки, отмечается фиксация (тугоподвижность) позвоночника. Рентгенологиче­ски на уровне вершины дуги заметны позвонки клиновидной формы; трудно выявляются межпозвонковые диски с вогну­той стороны.

В целом это тяжелая деформация со структурны­ми изменениями позвонков. В клинической картине сколиотической болезни возникают различные нарушения со стороны внутренних органов и неврологические расстройства, что ухуд­шает общее состояние больного.
4.4. Методика обследования
Выявление начальных форм сколиоза в большинстве случаев затруднительно, поэто­му необходимо обращать внимание даже на самые незначи­тельные признаки деформаций. Обследование надо вести в определенной последовательности: спереди, сзади и сбоку. Обследуемый должен стоять непринужденно, на прямых но­гах, руки держать свободно.

Начинают осмотрспереди. Обращают внимание на положение головы, уровень надплечий, симметричность грудной клетки и ее форму, уровень стояния сосков, форму и положе­ние ног.

Более отчетливое представление об осанке и возможных искривлениях дает осмотр сзади. И здесь, прежде всего, обсле­дуют положение головы, уровень надплечий, уровень стояния лопаток. При боковых искривлениях верхней половины позво­ночника надплечье и лопатка на стороне, соответствующей выпуклости позвоночника, расположены выше, нежели на стороне, соответствующей вогнутости. Рельеф длиннейших мышц на выпуклой стороне выражен более отчетливо.

Если плечевой пояс опущен с левой стороны, то это указы­вает на правосторонний грудной сколиоз, если с правой – на левосторонний. Лопатка, соответствующая пониженному пле­чу, неплотно прилегает к уплощенной грудной клетке. Нижний конец ее лежит ближе к остистым отросткам, чем верхний (кожа под углом этой лопатки становится немного сморщен­ной, складчатой). Еще один характерный показатель – откло­нение от средней линии остистых отростков в сторону при­поднятого плеча (в норме она должна быть прямой). Чтобы обнаружить отклонение, используют такой прием: II и III пальцами правой руки проводят 2–3 раза вдоль остистых отростков, начиная с VII шейного, вниз по всей длине позво­ночника. Появившаяся на коже спины красноватая полоска указывает на отклонение остистых отростков от средней ли­нии, а следствательно – на искривления позвоночника. У худых детей отклонение от средней линии отчетливо обнару­живается, когда они поднимают руки в стороны. Еще более убедительное доказательство дает изучение щелевидных просве­тов треугольной формы, расположенных между внутренней поверхностью опущенных рук и туловищем и вершиной его на уровне талии – треугольники талии.
В норме просветы до­лжны быть одинаковыми по форме и величине. При сколиозе треугольник талии на выпуклой стороне уменьшается, а на вогнутой увеличивается. Такая асимметрия треугольников талии возникает уже при самых незначительных степенях боковых искривлений, и поэтому сравнение их служит одним из самых приемлемых и простых методов распознавания ско­лиоза. Если сколиоз расположен высоко, треугольник талии не обнаруживается.

Для выявления торсионных изменений обследуемому пред­лагают сделать наклон вперед, и тогда в поясничном отделе обнаруживается «мышечный валик» на стороне выпуклости, а при осмотре спереди в наклоне определяется гибус.

Далее сравнивают стояние верхних переднезадних остей подвздошных костей. Для этого нужно сзади положить на них указательные пальцы. Разница уровней свидетельствует о ко­сом стоянии таза, что способствует развитию сколиоза в по­ясничном отделе. Для выявления причин надо измерить длину ног.

Следует обратить внимание также на симметричность ягодичных складок, коленных и голеностопных суставов.

К другим признакам боковых искривлений относятся боли в области поясницы и в месте реберного выпячивания (ха­рактерны для диспластических, врожденных сколиозов) и во­зникающие при длительном стоянии. Необходимо обратить внимание на расширение подмышечных вен с выпуклой сторо­ны, усиление потливости и роста волос по направлению остистых отростков.

При осмотре сбоку (в профиль) выявляются главным образом сагиттальные искривления позвоночника. Тип осанки (плоская, круглая, кругло-вогнутая спина) определяется по ряду признаков: по углу наклона головы, плечевого пояса и таза, по форме грудной клетки (нормальная, плоская), по дугообразной спине, форме живота (прямой, отвислый, выпуклый).

Нередко врач испытывает затруднения при определении круглой спины и сутуловатости. Здесь можно применить такой прием: исследуемому предлагают поднять руки вверх; при сутуловатости спина выпрямляется в одну линию с руками, при круглой спине или кифозе не выпрямляется, остается дугообразной.

В процессе наблюдения за ребенком (при первичном и последующих осмотрах) надо измерять рост стоя и сидя. Увеличение роста сидя – хороший показатель, косвенно ука­зывает на то, что сколиоз не прогрессирует.

Для выявления сколиоза необходимо использовать рентге­нологические данные; они позволят более точно установить характер и степень различных изменений позвоночника.

Контрольные вопросы
1. Перечислите деформации позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

2. Охарактеризуйте внешние признаки кифоза, лордоза и сколиоза.

3. Перечислите этапы обследования осанки с целью выявления нарушений.



  1. Методика лечебной физической культуры
    при нарушениях осанки во фронтальной плоскости
    и сколиозах


5.1. Общая тренировка организма
При построении методики лечебной физкультуры для занимающихся с различными патологическими искривлениями позвоночника всегда следует учитывать не только характер сколиотической деформации, но и общее состояние здоровья, физическое развитие и возраст. Физические упражнения укрепляют определенные группы мышц, оказывают благотворное воздей­ствие на обменные процессы в организме, улучшают трофику тканей. Поэтому занятия лечебной физкультурой нужно про­водить в целях общего укрепления организма и особенно предупреждения прогрессирования и возможной кор­рекции деформации. Таким образом, в практической работе необходимо руководствоваться следующими методическими прин­ципами: 1) общей тренировкой организма – применением общеразвивающих упражнений; 2) специальной тренировкой опорно-двигательного аппарата средствами лечебной гимна­стики.

Общеразвивающие упражнения применяются в виде гим­настики, спортивных упражнений и игр.

Для лечебных целей наиболее приемлемы гимнастические упражнения, так как для них характерна аналитичность (возможность расчленения упражнения на составные части). Гимнастика благо­даря неисчерпаемому раз­нообразию движений дает возможность избиратель­но воздействовать на от­дельные мышечные груп­пы, восстанавливать и со­вер­шен­ст­вовать функцию различных органов и сис­тем организма, точно до­зировать нагрузку, позво­ляет сохранять направлен­ность занятий, что в спорте и играх (подвижных и спортив­ных) трудно достигается.

В некоторых руководствах рекомендуется дополнительно включать в занятия такие виды спорта, как плавание, лыжи, коньки, баскетбол. Вряд ли это правильно. Спорт неразрывно связан с высокими техническими достижениями (кто быстрее, кто выше, кто дальше), т. е. в основе его заложено соревнова­ние, и конечной целью тренировки в спорте является результат. Тренировка же в любом виде спорта (если пробежать надо быстрее) связана с большими физическими нагрузками, что для детских контингентов больных неприемлемо. Поэтому правильнее рекомендовать занятия доступными спортивными упражнениями с целью общего оздоровления и укрепления организма, что вполне рацио­нально и подразумевает соответствующую физическую на­грузку и, следовательно, может быть хорошим дополнением к основным занятиям лечебной гимнастикой.

Игры подвижные и спортивные необходимо рассматривать как разносторонние физические упражнения, в которые включа­ются ходьба, бег, метание, лазанье, перелезание, прыжки и т. д. Игры оказывают плодотворное воздействие на мышечную систему, повышают функцию органов дыхания и крово­обращения, усиливают обмен веществ и т. д. В игре развива­ются и совершенствуются различные навыки и психологические качества: смелость, решительность, находчивость и пр. Положительным моментом является и то, что в играх интенсивные нагрузки чередуются с отдыхом. И, наконец, важнейшая особенность игр – положительные эмо­ции, возникающие при занятиях. Еще проф. С. П. Боткин указывал, что хорошее настроение у больного – залог успеш­ного лечения. Без достаточной эмоциональной насыщенности не может быть успеха в проведении занятий.

Вместе с тем как подвижные, так и спортивные игры, обеспечивая высокую эмоциональность, маскируют усталость, поэтому во избежание переутомления их следует проводить по упрощенным правилам, учитывая, что чрезмерные на­грузки могут привести к ухудшению состояния.

5.2. Специальные упражнения для коррекции
опорно-двигательного аппарата

Специальное воздействие на опорно-двигательный аппарат осуществляется путем применения лечебной гимнастики (при любой степени сколиоза). При различных патологических отклонениях позвоночника в процессе занятий лечебной гимнастикой решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений:

  • формирование навыков правильной осанки; раз­грузка позвоночника; укрепление мышечной системы и разви­тие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса;

  • исправление имеющихся дефектов; улучшение функции орга­нов внешнего дыхания.

Формирование осанки. Несомненно, что гармоничное раз­витие мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей в основном обеспечивает удержание тела в верти­кальном положении и в какой-то степени способствует сохра­нению осанки. Но вопрос о правильной осанке не может быть решен только соответствующим укреплением мускулатуры. Не меньшее значение имеет еще и воспитание у детей мышечно-суставных ощущений положения тела и отдельных его частей. Следовательно, в процессе формирования правильной осанки задача состоит в освоении умения дифференцировать ощуще­ния положения отдельных частей тела, степень напряжения и расслабления мышц в покое и движении.

Воспитание правильной осанки является профилактикой и составной частью лечения деформаций позвоночника на всех этапах лечения и при любой тяжести сколиоза.

В практической работе воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела (лежа, сидя и стоя), проверкой этих положений у гимнастической стенки, стены, зеркала на каждом занятии. Полезно развивать у детей самоконтроль за правильностью положений и движений, что требует от них сознательного отношения и мобилизации внимания. Хорошо усваивается навык правильной осанки в играх (например, «тише едешь – дальше будешь» и т. п.). Большое значение для закрепления осанки имеют упражнения в равновесии. В целях более совершенного овладения напряжением и расслаблением отдельных групп мышц рекомендуется упражнение с удержа­нием мешочка на голове. Удержать мешочек на голове при движениях можно только при прямом положении корпуса за счет сокращения мышц спины, что приводит к их укреплению.

Разгрузка позвоночника заключается в освобождении от тяжести туловища, рук и головы, вес которых при вертикаль­ном положении сдавливает межпозвоночные диски. Разгрузка позвоночника от веса собственного тела достигается перево­дом детей в горизонтальное положение: лежа на животе, спине, на боку; стоя на четвереньках. В этих положениях связочно-мышечная система позвоночного столба находится в состоянии относительного расслабления, и таким образом достигается раз­грузка позво­ночника.

Развитие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса решается подбором упражнений для мышц, обеспечивающих длительное удержание тела в вертикальных положениях. Улучшение статиче­ской выносливости достигается путем систематических упраж­нений с увеличением времени сокращения мышц. Конечная цель тренировки силы и выносливости мышц туло­вища – создание так называемого мышечного корсе­та, способного удерживать тело в покое и движении и явля­ющегося непременным условием для закрепления правильной осанки. Наибольшее значение при этом имеют разнообразные гимнастические упражнения для укрепления мышц плечевого и тазового пояса, нижних конечностей и особенно мышц спины и брюшного пресса.

Для избирательного укрепления мышц спины и брюшного пресса (с выключением из двигательного акта мышц, не требу­ющих укрепления) выгоднее упражнения из исходного поло­жения лежа на животе, на боку, на спине. Положительной стороной упражнений лежа являются также симметричное расположение сегментов тела и фиксированный таз, что исключает искривление позвоночника, находящегося в прямом положении. Само по себе положение лежа способствует вы­прямлению позвоночника, а упражнения в этих положениях еще больше усиливают эффект от применяемых движений.

По мере освоения упражнений при «разгруженном» позво­ночнике те же движения выполняют из положения сидя, стоя. При этом нужно тщательно следить за правильным положени­ем тела. Такая методическая целенаправленность тренировки постепенно укрепляет мускулатуру, подготавливает детей к большим статическим нагрузкам, неизбежным в повседневной жизни. После статических усилий, вызывающих общую уста­лость и задержку дыхания, вводят дыхательные упражнения, упражнения на расслабление.

Статические упражнения должны сочетаться с динамиче­скими с учетом их трудности в соответствии с физиологиче­скими возможностями занимающихся, возрастом и патологи­ческими особенностями. Разнообразные сочетания статиче­ских и динамических напряжений – лучшее средство выра­ботки мышечной выносливости.

Для исправления имеющихся дефектов могут быть исполь­зованы как симметричные, так и асимметричные упражнения. Если применение симметричных упражнений давно получило признание у ортопедов и специалистов лечебной физкультуры, то применение асимметричных упражнений встречает возра­жения у многих крупных специалистов. Еще больше возражений опубликовано в отношении так называемых деторсионных упражнений. Суть противоречий сводится к тому, что всякая попытка выгнуть в сторону отдельный участок позвоночника всегда будет сопровождаться выгибанием в ту же сторону и соседних выше- и нижележащих его участков, что не способ­ствует выпрямлению позвоночника.

Тонометрическими и электромиографическими исследова­ниями установлено, что выполнение симметричных упражнений, например из исходного положения лежа на животе – поднима­ние туловища, головы и рук вверх, вызывает напряжение мышц больше на стороне ослабленной, растянутой и, следова­тельно, стимулирует выравнивание тяги мышц, способствуя уменьшению дуги. Таким образом, симметричные упражнения по форме, по своему действию являются асимметричными. Особое значение они приобретают при наличии начальных степеней сколиоза. Опыт работы ленинградских медицинских учреждений при лечении сколиотической болезни полностью подтвердил этот теоретический и практический вывод.

Однако в тех случаях, когда уже имеются видимые струк­турные изменения позвонков и межпозвоночных дисков и ско­лиоз упорно не поддается лечению, дополнительно применя­ются асимметричные упражнения (2–4 упраж­нения в каждом занятии).

Вначале целесообразно применять симметричные упраж­нения с асимметричным отягощением, например: из исходного положения лежа на животе, руки в стороны, но в одной руке гантель (массой 500 г) проделываются те же упражнения, которые раньше выполнялись без отягощения. Или из того же исходного положения поочередное поднимание ноги, но на одну ногу вешается набивной мяч с петлей. Преимущество выполнения такого рода упражнений заключается в том, что при прямом положении позвоночника имеется возможность асимметрично укреплять нужные мышечные группы.

В процессе выполнения упражнений на разгибание позво­ночника необходимо следить, чтобы не увеличивалась под­вижность позвоночника в поясничном отделе.

Одной из основных задач при коррекции позвоночника и грудной клетки является улучшение дыхательной функции.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей