Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методика лечебной физической культуры в ортопедии


НазваниеМетодика лечебной физической культуры в ортопедии
Анкор[Медкниги]Битюкова А.А. Методика лечебной физической культуры в ортопедии.doc
Дата15.11.2016
Размер3.93 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMedknigi_Bityukova_A_A_Metodika_lechebnoy_fizicheskoy_kultury_v_
ТипУчебное пособие
#2009
страница4 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7

Контрольные вопросы
1. Какие упражнения и элементы каких видов спорта используются для общей тренировки организма и почему?

2. Перечислите задачи, которые решаются в процессе применения специальных упражнений для коррекции опорно-двигательного аппарата.

3. Приведите примеры специальных упражнений для коррекции опорно-двигательного аппарата.

6. Плоскостопие, его профилактика и исправление
6.1. Строение и функции стопы
На формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие. Под плоскостопием понимают деформацию, сопровождающуюся уплощением сводов стопы.

Нередко плоская стопа усугубляет течение сколиотической болезни.

Плоская стопа встречается у детей чрезвычайно часто (15–23 % случаев), поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и применить рациональные профилактические меры.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольно­го или поперечного свода.

Нормальная стопа имеет один поперечный и два продоль­ных свода (внутренний – рессорный и наружный – опор­ный).

Поперечный свод проходит через клиновидную кость и ос­нование плюсневых костей.

Внутренний свод образуют таранная, ладьевидная, три клиновидные и три плюсневые кости.

Наружный свод состоит из пяточной, кубовидной, IV и V плюсневых костей. Считают, что наружный свод выполняет по преимуществу опорную функцию, а внутренний – рессор­ную. Однако такое анатомическое деление условно, так как стопа – единый функционирующий орган, обеспечивающий опору и передвижение человека: для практики же физического воспитания это очень удобное деление, позволяющее диффе­рен­ци­ро­ван­но подбирать нужные упражнения.

Мощная система связок и мышц обеспечивает сохранение формы сводов стопы и их функции.

Голеностопный сустав – сложный сустав, где роль мени­ска выполняет таранная кость (П. Ф. Лесгафт), и движения здесь возможны по трем осям: сгибание, отведение и поворот.

К производящим тыльное сгибание стопы относятся все мышцы, лежащие на передней поверхности голени: передняя большеберцовая, длинный разгибатель большого пальца, длинный разгибатель пальцев.

К мышцам, производящим подошвенное сгибание, отно­сятся трехглавая мышца голени и длинная малоберцовая.

В отведении стопы кнутри участвуют передняя большеберцовая и задняя большеберцовая мышцы, расположенные на задней поверхности голени; до известной степени принимает участие и трехглавая мышца голени.

К мышцам, поворачи­вающим стопу подошвой кнутри (супинация), отно­сятся передняя большеберцовая, задняя большеберцовая, трехглавая мышца голени и длинный разгибатель большого пальца.

Специальных мышц для поворота стопы подошвой кнаружи (пронация) не имеется. Данное движение осу­щест­вля­ется глав­ным образом длинной ма­ло­берцовой мышцей при дополни­тельном участии короткой малоберцовой и длин­ного общего разгибателя пальцев. От­ве­дение и поворот трудно изолируют­ся друг от друга. Для получения чистого отведения стопы ей необходимо придать положение полного подошвенного сги­бания, а для выделения чистого поворота стопе следует при­дать среднее положение (под прямым углом к голени).

Мышцы тыла стопы имеют большее отношение к движению в голеностопном суставе, тогда как мышцы подошвенной стороны участвуют в укреплении свода стопы.

В норме стопа опирается о землю пяточной костью и го­ловками плюсневых костей, внутренняя ее часть не касается земли, что хорошо заметно по отпечатку подошвы (рис. 13).

О


Рис. 13. Формы стопы: а – нормальная; б – уплощённая; в – плоская

бычно плоскостопие в запущенных случаях сопровождается отклонением большого пальца наружу.

Детская стопа по сравнению с взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно налегают друг на друга. У детей на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошиб­кам. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно-связочного аппа­рата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статиче­ским нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов, быстро утомляется и легко подвергается деформации. Об этом должны всегда помнить учителя и тренеры, так как ранняя специализация в спорте влечет за собой перегрузки и нередко приводит к плоскостопию. При нагрузке своды стопы несколь­ко уплощаются, но по окончании ее тотчас же с помощью активного сокращения мышц возвращаются в исходное поло­жение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомле­нию мышц и к стойкому опущению сводов.
6.2. Профилактика и исправление плоскостопия
Основной причиной развития плоскостопия является сла­бость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблу­ком, толстой подошвой, так как она лишает стопу ее есте­ственной гибкости. При ходьбе на высоких каблуках происхо­дит перераспределение нагрузки: с области пятки нагрузка перемешается на область поперечного свода, который не выдерживает несвойственной ему перегрузки, и начинается формирование поперечного плоскостопия.
Известную роль при этом играет также мышечная недостаточность – ослабление мышцы, отводящей большой палец, межкостных мышц и др.

Отсюда в основе профилактики плоскостопия лежит, во-первых, укрепление мышц, сохраняющих свод; во-вторых, ношение рациональной обуви и, в-третьих, ограничение на­грузки на нижние конечности.

В осуществлении первой задачи ведущая роль принадле­жит физическим упражнениям. Программы по физической культуре общеобразовательных школ и вузов в доста­точной мере насыщены упражнениями, укрепляющими опор­но-двигательный аппарат нижних конечностей (ходьба, бег, прыжки, приседания, плавание, подвижные игры и др.), что, несомненно, способствует повышению выносливости нижних конечностей.
И все же использование 2–3 специальных уп­ражнений в начале, середине и конце физкультурных занятий весьма необходимо. К таким упражнениям относятся упражнения с захватом предметов пальцами ног, ходьба по различной поверхности, передвижение вперед за счет пальцев ног. Следует также обращать внима­ние на правильную осанку, параллельную установку стоп при стойках и ходьбе. Ходьба с разведенными носками пере­гружает внутренний край стопы и, следовательно, ведет к де­формации.

Контрольные вопросы
1. Каковы строение и функции стопы?

2. Что называют плоскостопием и каковы причины, его вызывающие?

3. В чем заключается профилактика и исправление плоскостопия?

7. Особенности проведения учебных занятий
в специальных медицинских группах


7.1. Основы организации учебных занятий в специальных
медицинских группах

Предмет «Физическое воспитание», включенный в учебные планы по всем специальностям во всех вузах страны, способствует подготовке высококвалифицированных специалистов к труду.

Студенты, страдающие различными отклонениями в физическом развитии, имеющие хронические заболевания, не могут осваивать типовую для всех программу физического воспитания. Они занимаются по специальным методикам, разрабатываемым преподавателем физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей, характера заболевания, физического развития и физической подготовленности юношей и девушек.

Важную роль в восстановлении здоровья студентов в процессе физического воспитания играет самовоспитание, самосовершенствование личности. Однако нередко молодых людей, имеющих отклонение в состоянии здоровья, приходится убеждать в необходимости регулярных занятий физической культурой не только в учебное, но и во внеучебное время, в тщательном и ежедневном соблюдении режима питания и сна. Для успешных занятий в специальном учебном отделении молодые люди должны иметь конкретные медико-биологические знания, раскрывающие возможности сохранения и укрепления здоровья и помогающие воспитанию у них полезной привычки к систематическим занятиям физической культурой.

Студентам с ослабленным здоровьем полезно иметь представление о контингенте обучающихся в специальном учебном отделении в зависимости от характера заболевания, профиля вуза и климатогеографических особенностей региона. Они должны знать о последствиях вредных привычек, влиянии физических упражнений и нагрузок на ослабленный, больной организм. Зная основные принципы, организацию, формы, средства и методы физического воспитания, используемые в реабилитации людей с ослабленным здоровьем, они смогут, применяя средства закаливания организма и самомассаж, целенаправленно и рационально заниматься физической культурой.

В настоящее время никто не сомневается в необходимости организации занятий по физическому воспитанию для юношей и девушек даже с довольно выраженной патологией различных органов и систем. Задача заключается в том, чтобы использовать такие средства и методы, которые в наиболее короткий срок улучшают и нормализуют функциональное состояние пораженных органов и систем организма, восстанавливают общую работоспособность студентов с ослабленным здоровьем.
7.2. Принципы распределения студентов в специальных
медицинских группах

Согласно степени отклонения в физическом развитии и наличию того или иного заболевания принято следующее распределение учащихся по группам:

– к основной группе относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, но при наличии хороших показателей физического развития;

– к подготовительной медицинской группе относятся студенты, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточные физическое развитие и физическую подготовленность;

– к специальной медицинской группе (СМГ) относятся студенты со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой.

С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов учащихся, относящихся к СМГ по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется подразделять на две подгруппы – «А» и «Б».

К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.

К подгруппе «Б» относятся студенты с органическими, необратимыми изменениями органов и систем.

Деление на подгруппы – это тот фактор, который определяет режим занятий. При этом наиболее доступным критерием по отбору соответствующих нагрузок служит пульсовой режим.
Задачами физического воспитания студентов, отнесенных к СМГ, являются:

  • укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;

  • расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;

  • повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;

  • освоение двигательных навыков и качеств;

  • приобретение необходимых профессионально-прикладных двигательных навыков;

  • воспитание осознанной необходимости в постоянных занятиях физическими упражнениями, приобретение знаний и навыков по основам гигиены и самоконтроля на занятиях физической культурой.

Одним из наиболее сложных вопросов в работе со СМГ является комплектование учебных групп, так как в это отделение направляются студенты с самыми разными заболеваниями, а следовательно, и с различными противопоказаниями к выполнению физических упражнений, объему физических нагрузок. Многие студенты с однородными заболеваниями имеют довольно большое различие в функциональном состоянии организма и в уровне физической работоспособности, что также необходимо учитывать при выборе средств и методов физического воспитания.

Поскольку у студентов СМГ различная степень адаптации к физическим нагрузкам, важным требованием в процессе занятий с ними является индивидуальный подход. Также значимой стороной организации и проведения занятий выступает контроль за динамикой физической работоспособности и физической подготовленности студентов на протяжении всего периода их обучения. Для оценки и самооценки успеваемости применяются контрольные упражнения и тесты, позволяющие выявить динамику воспитания отдельных физических качеств, а также степень овладения профессионально-прикладными, организаторскими, инструкторскими навыками и знаниями.
7.3. Схема построения занятий
Схема построения академических занятий со СМГ в принципе не отличается от обычных занятий физкультурой, но имеет ряд особенностей.

Во вводной частиисходя из главных задач (укрепление здоровья, ликвидация остаточных явлений после заболевания, развитие необходимых профессионально-прикладных навыков), которые решаются в течение всего курса обучения, на каждом занятии перед группой ставятся конкретные задачи для данного занятия, с помощью которых решаются и главные задачи. Число заданий обусловливается возможностями студентов осваивать учебный материал и временем, которое отводится на их решение.
Подготовительная часть необходима для подготовки организма занимающихся к выполнению нагрузок основной части занятия. Это достигается с помощью упражнений, которые легко дозируются и не требуют длительного времени на их выполнение. Упражнения должны быть просты по технике выполнения и хорошо знакомы занимающимся. К ним относятся ходьба, бег, подскоки, общеразвивающие упражнения. Последние подбираются так, чтобы можно было включить в работу возможно больше групп мышц, органы дыхания и кровообращения, например в нижеприведенной последовательности: сверху вниз (руки, туловище, ноги); от периферии к центру (пальцы рук, локтевой сустав, плечевой сустав). Упражнения проводят без значительных пауз, замечания делают, не прерывая выполнения упражнений, не нарушая ритма. Подготовительную часть заканчивают упражнениями, сходными по характеру мышечной деятельности с упражнениями, которые предстоит выполнять в основной части. Особое внимание в подготовительной части следует обращать на воспитание правильной осанки и постановку дыхания.

Основная часть занятия служит для развития физических качеств занимающихся, формирования и совершенствования двигательных навыков; улучшения деятельности внутренних органов и систем организма, преимущественно сердечно-сосудистой и дыхательной; ликвидации остаточных явлений имеющихся или перенесенных заболеваний опорно-дви­га­тельного аппарата; выработки умения применять разученные навыки в жизни.

При планировании основной части рекомендуется руководствоваться следующими правилами: новый материал изучать сразу после подготовительной части, пока занимающиеся не устали; упражнения с относительно большой физической нагрузкой чередовать с упражнениями менее интенсивными; если качество выполнения упражнения зависит от подвижности в суставах, следует предварительно проводить упражнения на гибкость; для снижения утомления чередовать нагрузочные упражнения с упражнениями на расслабление и дыхательными упражнениями; игры, вызывающие эмоциональное возбуждение, лучше проводить в конце основной части. Конкретная продолжительность основной части занятия зависит от объема и интенсивности нагрузок, особенностей отклонений в состоянии здоровья занимающихся, времени года и учебного семестра.

В зависимости от поставленных задач основная часть занятия может носить учебный, тренировочный характер или характер активного отдыха. Занятия в СМГ должны носить преимущественно тренировочный характер, обеспечивающий постепенно нарастающий уровень адаптации занимающихся к тренировочным нагрузкам. Физические нагрузки на занятиях регулируются количеством упражнений и их повторений; количеством мышц, участвующих в движении; сложностью упражнений и исходных положений; величиной нервно-мышечного напряжения; темпом и ритмом движения; амплитудой движений; продолжительностью пауз между упражнениями и использованием дыхательных упражнений и упражнений на расслабление; употребление спортивных снарядов, усиливающих напряжение, и эмоциональным фактором.

Следует иметь в виду, что разучивание новых упражнений или незнакомая для студентов игра утомляет быстрее, чем повторение привычных упражнений. Действия с резкой сменой скорости направления бега оказывают большее воздействие на организм, чем ритмичные, хотя и более продолжительные движения. Однообразные упражнения быстро вызывают утомление. Последовательность различных упражнений во время занятий необходимо менять.

В заключительной части занятия снижается функциональная активность организма. Поэтому здесь подбираются легкоразучиваемые упражнения и упражнения на расслабление мускулатуры. Последовательность наращивания нагрузки и усложнения упражнений, как и в других частях занятия, здесь должна базироваться на объективной оценке физического состояния занимающихся. Необходимо создать условия для того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести итоги занятия. В этой части рекомендуется применять простые упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы, упражнения на расслабления мышц, дыхательные, упражнения на формирование правильной осанки.
7.4. Принципы физического воспитания
Всестороннее гармоническое развитие личности, связь физического воспитания с трудовой деятельностью, оздоровительный характер физических упражнений определяют общую направленность и организацию физического воспитания в вузе. Вместе с тем есть принципы, которые выражают отдельные методические закономерности педагогического процесса, и соблюдение их является обязательным при решении образовательных и воспитательных задач.

К таким принципам, прежде всего, относится принцип всесторонности. Он основывается на физиологических положениях о взаимосвязи и взаимообусловленности функций и физических качеств и предусматривает гармоничное развитие организма.

Принцип сознательности и активности, требует осмысленного отношения студентов к физическим упражнениям. Необходимо развить у них интерес к занятиям по физическому воспитанию, разъяснить цели и задачи, смысл и назначение физических упражнений.

С первых занятий студентам необходимо объяснить, какие упражнения, в какой последовательности и с какой дозировкой следует ежедневно выполнять, чтобы повысить функциональные возможности пораженного органа или системы и всего организма в целом и тем самым ликвидировать остаточные явления болезни.

В процессе занятий с данной категорией студентов нужно соблюдать принцип систематичности, сущность которого заключается в непрерывности процесса физического воспитания и оптимального чередования нагрузок с отдыхом, в постепенном увеличении физической нагрузки. Соблюдение этого принципа позволяет совершенствовать автоматизацию двигательного навыка, ведет к уменьшению затрат энергии на выполнение мышечной работы, совершенствованию функций организма. В результате патологические стереотипы, нежелательные нервно-рефлекторные связи, выработанные с годами, постепенно заменяются более совершенными. Оптимальные условия для реабилитации организма создаются в том случае, если процесс физического воспитания непрерывен. Если же по каким-либо причинам наступает перерыв в занятиях, то функциональные и структурные изменения, произошедшие в организме в результате регулярных занятий физическими упражнениями, претерпевают обратное развитие, так как начинается угасание возникших рефлекторных связей, снижение достигнутого уровня функциональных возможностей и регресс некоторых морфологических признаков.

Процессы, происходящие в организме во время и в результате занятий физическими упражнениями, неоднозначны и протекают по определенным фазам. Первая фаза – рабочая, за время которой происходит реализация потенциальной работоспособности организма. Это сопряжено, с одной стороны, с повышением функциональной активности органов и систем, включенных в работу, и повышенным уровнем энергообразования, а с другой – с постепенным исчерпанием источников энергии. Ближайший эффект такой работы выражается в утомлении, сниженной работоспособности, измененном балансе обменных процессов в организме.

Принцип индивидуализации предусматривает использование средств физического воспитания, соответствующих состоянию здоровья, возрастно-половым, функционально-психологическим особенностям данного контингента студентов и доступных им.

Таким образом, в условиях правильного отбора и рациональной методики проведения занятий общеразвивающий, специальный и воспитательный эффект учебных занятий будет весьма значителен.
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей