Главная страница

Методика работы со словарными словами в начальной школе. Методика работы со словарными словами в начальной школе. Ахметова. А. С


Скачать 21.92 Kb.
НазваниеМетодика работы со словарными словами в начальной школе. Ахметова. А. С
АнкорМетодика работы со словарными словами в начальной школе.docx
Дата18.09.2017
Размер21.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМетодика работы со словарными словами в начальной школе.docx
ТипДокументы
#14320
Каталог

«Методика работы со словарными словами в начальной школе.» 
Ахметова.А.С 

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. 
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. 
Следовательно, нужны новые педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и создадут условия для психологической комфортности. «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка,» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев. 
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. 
Приёмы и формы работы над словарными словами. 
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. 
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. 
Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову, исключается механическое заучивание. 
1 Фонетические упражнения 
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Всё это способствует формированию фонематического слуха и рече двигательных навыков. 
В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите. С помощью упражнений учащиеся начинают понимать, что звуки и буквы не одно и то же, что иногда слово пишется не так, как слышится. 
Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты. Такие виды упражнений применяются очень часто, но однообразие форм работы со словами с непроверяемым написанием, как правило, не дает нужных результатов. 
Упражнения для формирования фонетических понятий. 
1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер…г, в..кзал, з..мл..ника, ж…л..зо, г..рох, уч..ник, пл..ток, с..рень, к…пуста. 
2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют, овес, билет, язык. 
3. Запишите слова с мягким знаком в середине слова, на конце слова. 
4. Приведите примеры слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге. 
5. Игра «Из каких слов выпали гласные?» 
Д..р..вня п..ртр..т 
М..л..т..к с..л..м.. 
К..ньк.. т..л..ф..н 
7. Игра «Собери слово». 
Пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер; тор, трак. 
8. Игра «Кто больше придумает слов». 
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов. 
9. Игра «Расшифруй слово». 
2 10 13 6 20 26 16 22 7 18 
(БИЛЕТ) (ШОФЕР) 
33 2 13 16 12 16 
(ЯБЛОКО) 
2 Орфографические упражнения. 
Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку. Умение находить чужую ошибку в предложенном задании приводит к тому, что ребёнок учится устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление. 
Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. Это следующее направление классификации. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. 
1. От слов береза, праздник, солома, яблоко образуйте родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались. 
2. Подбери слова к данным схемам. 
∩; ^; ¬∩. 
3. От слова газета, железо, картина, осина образуйте новые слова с суффиксом –к. 
4. Игра «Найди лишнее слово» помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. 
Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, березонька. 
Праздник, праздничный, праздники, праздновать. 
5. Шарада. Узнайте слово, которое задумано. Задуманное слово однокоренное со словом красивый. Приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс – как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным. 
6. Работа над деформированным предложением. 
Восстановите предложения, связав слова между собой. Какая часть слова поможет этому? 
Мой папа дал объявление в (газета). 
Чтобы стать (герой), нужно быть отважным, честным, скромным. 
На (горизонт) вспыхивали голубые зарницы. 
Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение недели. 
3 Морфологические упражнения 
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. 
При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определённые группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число – для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. 
1. Составьте предложения, правильно подбирая предлоги. Запишите. Подчеркните предлоги. Определите падеж существительного. 
Машина остановилась … (дом). 
Дети читали книги … (космонавт). 
Заяц быстро несся …(лес). 
2. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер ( ветерок, ветреный, обветрить). 
3. Ответьте на вопросы одним словарным словом. Измените это слово по падежам. Кто живет в лесу? 
В чем хранятся ручки и карандаши? 
Какой овощ растет в огороде? 
з ц 
п л 
о ц 
4 Синтаксические упражнения 
Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли форме предложений . с синтаксическими упражнениями обычно объединяются и пунктуационные. 
1. К словам из левого столбика подбери подходящие по смыслу слова из первого столбика. Составьте предложения. 
Береза ……. в небе 
Огурец ….. в доме 
Воробей…. в школе 
Комната… в лесу 
Ученик….. в огороде 
2. Замените предложения одним словарным словом. Составьте с этим словом своё предложение. Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями, кустарниками. Край земли у водной поверхности. Комната для занятий в школе. 
3. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания. 
Рисунок в книге … (картинка). 
Килограмм – это тысяча … (грамм) 
Мать родимая - ….. любимая(Родина) 
4. Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос. 
Андрюша вынул из кармана носовой платок. 
Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своём маленьком поле. 
5 Лексические упражнения 
Ребёнок, пришедший в школу учиться, имеет определенный словарный запас. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. Перед учителем стоит задача – активизировать словарь детей. 
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в значении слов синонимического ряда, составляют с ними словосочетания и предложения. 
1. Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова. 
Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь. 
Пенал, тетрадь, телефон, карандаш. 
2.Назовите одним словом: сентябрь, октябрь, ноябрь и т.д. Понедельник, вторник, среда и т.д. Крупное промышленное предприятие (завод). Руководитель школы (директор). 
3.Игра «Кто как голос подаёт?» 
Составьте предложения, вставляя пропущенные буквы. Попробуйте объединить эти предложения в один связный рассказ. Озаглавьте его. 
П…тух чирикает 
С…рока лает 
С…бака мычит 
К…рова кукарекает 
В…рона стрекочет 
В…робей каркает 
4. Выберете наиболее подходящее слово. Запишите. 
Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро. 
М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону. 
5. В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить. 
Волны тихо … у берега. Молоко … из ведра. Рабочий продолжает … стать. 
6. Чтобы подвести учащихся к умению использовать в своей речи наиболее яркое определение предмета, предлагаются такие упражнения. Подберите из данных слов слова, более подходящие к предложениям. 
Слова для справок: холодный, пронизывающий, сильный, буйный, заунывный, вольный. 
Осенью дует … ветер… ветер гуляет на просторе…ветер гонит стаи туч на край земли. 
7. Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся. Трактор шумел, как с треском повалилась осина, будто… 
На солнце засверкали ягоды земляники, словно… 
Работа над словом В работе над словом существует проблема, которая состоит в том, что учащиеся, не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употреблять в своей письменной речи, избегают их, так как не умеют пользоваться орфографическим словарём. Большим помощником для учащихся стал «Орфографический словарь». 
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
перейти в каталог файлов
связь с админом