Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методика СИСТЕМАТИЗАЦИЯ. Методика систематизация (автор Н. Б. Венгер)


НазваниеМетодика систематизация (автор Н. Б. Венгер)
АнкорМетодика СИСТЕМАТИЗАЦИЯ.doc
Дата22.09.2017
Размер89.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодика СИСТЕМАТИЗАЦИЯ.doc
ТипДокументы
#16992
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Методика "СИСТЕМАТИЗАЦИЯ"

(автор Н. Б. Венгер)


          Методика направлена на оценку овладения элементами логического мышления. Она содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам и представляющей собой «логическое умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой матрице.

Общая инструкция к проведению обследований
          Обследование проводится в отдельном, хорошо освещенном помещении. В работе участвуют двое взрослых: проводящий обследование и ассистент, который наблюдает за работой детей и оказывает помощь при выполнении заданий вводных серий. Одновременно проверяют 6-10 детей, которых сажают за отдельные столы, чтобы исключить возможность подражания и копирования решений. Столы расставляются таким образом, чтобы взрослым хорошо была видна работа каждого ребенка.
          Перед началом проверки детям даются хорошо отточенные карандаши и тетради с заданиями. У взрослого, проводящего обследование, имеются точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения предлагаемой детям работы. При выполнении заданий по методикам 1 и 4 дети перелистывают страницы одновременно по указанию проверяющего, в остальных случаях - самостоятельно после получения общей инструкции по методике.
          Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради, а в случае затруднений или непонимания задачи - обращаться к взрослому.
          Общая длительность работы на одном занятии не должна превышать 40-45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие. После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Последовательность предъявления методик соответствует их нумерации.
          При проведении обследования целесообразно с помощью воспитателя подбирать подгруппы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения заданий. В случае, если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется провести индивидуальное обследование.

Материал
Тетрадь из 9 страниц, на каждой из которых расположена квадратная таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний ряд - убывающими по величине кругами. В левой колонке таблицы располагаются самые крупные геометрические фигуры разной формы: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Правая колонка заполнена теми же фигурами, но самыми мелкими. Внутренние шестнадцать клеток не заполнены (см. рисунок 1).

    

РИС. 1.  Таблица фигур к методике        РИС. 2. Материал для вводного задания   (страница А)

          Под таблицей внизу на каждой странице расположены по 3 фигуры, которые ребенок должен разместить в пустых клетках в соответствии с формой и величиной этих фигур.
На странице А дается вводное задание, в котором крестиками уже отмечены правильные расположения фигур (см. рис.2). Необходимые наборы из трех фигур для остальных восьми заданий (страницы 1-8) показаны на рис.3. Числа под фигурками указывают на место их правильного расположения в пустых клетках.

Инструкция
Перед вводной задачей ребенку говорится: «Рассмотрите внима­тельно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку. (Дети рассматривают таблицу.) А теперь давайте посмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клето­чек. Внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, куда их нужно поставить, отмечены крестиками. Посмотрите внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».

После правильного выполнения вводного задания (если необходимо, взрослый исправляетошибки) дается инструкция к основным щттям: «На следующих страницах нарисованы другие три фигуры. Найдите их места в таблице и отметьте клеточки, куда их надо поставить; на каждом листочке у вас будет отмечено по три клеточки».

Количественная оценка результатов
За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение всего задания - 24.

Качественный анализ результатов

  1. тип. Действия детей приводят к случайному расположению фигур без учета как сериационных, так и классификационных отношений.

  2. тип. Дети в ряде случаев учитывают классификационные отношения, но не учитывают сериацию.

Зтип. Дети как правило учитывают классификационные отношения и частично учитывают сериационные отношения. Они допускают при размещении фигур отдельные ошибки, заключающиеся в сдвиге их в ряду фигур этой же формы на одну-две клетки.
4тип. Дети располагают фигуры с учетом и классификационных, и сериационных отношений. Дети допускают отдельные сдвиги в расположении фигур на одну позицию вправо или влево, но ни одного случая обмена местами фигур разных форм.
Перевод результатов в стандартную шкалу
Результаты, полученные по всем методикам, переведены в стандартную шкалу оценок (по типу стандартной шкалы Векслера, размах, который от 1 до 20 баллов).
При этом результаты выполнения заданий по каждой методике, попадающие в интервал от 7 до 13 стандартных баллов (10+3) соответствуют среднему уровню развития, 14 и более баллов по стандартной шкале - уровню развития соответствующих процессов выше среднего, менее 7 баллов - уровню ниже среднего.
В то же время, полученные результаты, особенно в случаях низких оценок, не являются достоверным свидетельством низкого уровня умственного развития ребенка. В этих случаях необходимо проведение индивидуального обследования с целью выявления причин получения низких результатов. Следует исключить возмож­ность выполнения задания на низком уровне по причинам, не связанным с умственным рвазвитием (плохое самочувствие, труд­ность взаимоотношений с незнакомыми взрослыми и др.).
После перевода в нормализованную шкалу отдельных методик возможно вычисление общего балла для интегративной оценки уровня умственного развития каждого из детей. Для этого необхо­димо просуммировать стандартные баллы, полученные ребенком по методикам "Эталоны", "Перцептивное моделирование", "Схематизация", "Систематизация" (шкалу перевода "сырых" баллов в стандартные см. в Приложении 2). Вычисленный суммарный балл снова переводится в стандартный (шкала суммарных оценок нормализована с М=10 и а=3).

Примечание
При подсчете общих показателей в систему не включается методика, предназначенная для выявления степени овладения предпосылками учебной деятельности (умение действовать по правилу). Данные этой методики учитываются отдельно. Полученный таким образом числовой показатель может выразить итог тестового обследования ребенка, однако он ни в коей мере не может рассматриваться в качестве жесткого показателя его умственного развития и свидетельствует лишь о соотноше­нии с возрастной нормой, установленной для детей, воспитывающихся в московских детских садах.

Методика «Систематизация»

Уровень

сырые

стандартные

24-22

20

ВЫСОКИЙ

21

17

20

16

19

15

18-17

14

16-15

13

СРЕДНИЙ

14

12

13-12

11

11-10

10

9

9

8-7

8

НИЗКИЙ

6

6

5

5

4-1

3

0

2

 
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей