Методики диагностики памяти у детей дошкольного возраста Младший дошкольный возраст 1. Запоминание картинок и предметов (диагностика кратковременной памяти).
Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Попросить ребенка отвернуться, в это время изменить расположение предметов, убрать (добавить) или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.
Если ребенок угадывает, кратковременная память развита.
2. Двигательная память
Попросите ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, подойти с ней к двери, постучать рукой в дверь, открыть ее и вернуться на место. Нормативы:
2,5 года — выполняет 4-5 действий;
3,5 года — выполняет 5 – б действий;
Средний дошкольный возраст 1. Слуховая память.
Методика «10 слов». Ребенку зачитываются 10 слов:
стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.
Воспроизведение 5—6 слов после первого прочтения свидетельствует о хорошем уровне слуховой механикой памяти. 2. Зрительная память
Методика «10 картинок»
Задачи: оценка уровня развития зрительной памяти.
Инструкция: ребенку в течение 5-10 секунд предлагается посмотреть на лист с изображение 10 рисунков. После удаления листа из поля зрения ребенок называет изображенные там рисунки по памяти.
Критерии оценки: Высокий уровень развития зрительной памяти — 8 и больше. Средний уровень развития зрительной памяти — 4-7. Низкий уровень развития зрительной памяти — 3 и меньше.
Старший дошкольный возраст 1. Диагностика уровня развития слуховой памяти: «Зачеркни названные картинки».
Методика: дети закрывают глаза и слушают психолога. Он называет им картинки, которые они должны зачеркнуть. Дети открывают глаза и зачеркивают названные картинки. Затем все повторяется, но зачёркивают второй раз красным карандашом, а третий раз зеленым.
Оборудование: бланк у каждого, черный, красный и зеленый карандаш.
Инструкция: Посмотрите на свои рисунки. На них нарисовано много картинок. Закройте глаза, сейчас я назову Вам картинки, которые нужно зачеркнуть, а когда вы откроете глаза, то зачеркнете те из них которые запомнили. Зачеркивать нужно только те картинки, которые я сейчас назову. Все понятно? Закройте глаза». Психолог зачитывает слова: мяч, гриб, куб, зонт, рыба, лист, чашка, носки, корабль, флаг. Откройте глаза. Зачеркните черным карандашом картинки, которые я назвала. Возьмите красный карандаш. Сейчас я еще раз назову эти картинки, которые нужно зачеркнуть. Когда вы откроете глаза, проверите себя красным карандашом». Аналогично слова зачитываются третий раз, зачеркиваются рисунки зеленым карандашом.
Обработка данных: подсчитывается число правильных ответов за первое, второе и третье воспроизведение, а также общее число ошибок.
Если правильно воспроизведено за первый раз 4 -7 ответов, то у ребенка средний уровень развития слуховой памяти, если 8 – 10 – высокий, меньше 4-х – низкий. Но учитывается особенность воспроизведения во второй и третий раз. В норме 7-10 картинок с трех раз должны быть зачеркнуты. Если меньше, то уровень развития слухового внимания и слуховой памяти на низком уровне развития.
2. Диагностика кратковременной памяти
Если ребенок справляется с заданием, это говорит о развитости кратковременной памяти
Подготовительная группа 1. Диагностика зрительной памяти: «Запомни и проставь значки».
Методика: детям демонстрируется плакат, после просмотра, раздаются бланки П3, в них нужно расставить соответствующие значки.
Оборудование: Бланк П3, плакат (изображение на проекторе, интерактивной доске), карандаш каждому ребенку.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунки, запомни, какой значок расположен рядом с елочкой, кораблем. На своих листах в пустых квадратах вы будите рисовать только эти значки. Рядом с елью нарисуете вот такой значок, рядом с кораблем такой, и т.д. При этом характеристика значка не дается. Должна работать только зрительная память, без слуховой. Время общей демонстрации приблизительно 30 сек.
Обработка данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных значков. Если значок воспроизведен частично считается за пол балла (например, стрелка, но в другом направлении, зубчики, но их всего 3 и т.п.).
От 8 до 10 правильных ответов – высокий уровень развития зрительной памяти.
От 4 до 7 – средний уровень развития зрительной памяти.
От 0 до 3 – низкий.
2. Методика изучения двигательной памяти О.В. Усовой Цель: изучение объема кратковременной и долговременной двигательной памяти.
Стимульным материалом для исследования двигательной памяти была комбинация, состоящая из 8 движений.
Исходное положение исполнителя
Лицо и тело анфас, руки вниз, ноги вместе
1. Правая рука в сторону на уровне плеча, ладонь обращена вверх
2. Левая рука в сторону на уровне плеча, ладонь обращена вверх
3. Правую руку согнуть в локте и положить на левое плечо
4. Левую руку согнуть и поло-жить на правое плечо
5. Хлопок в ладоши на уровне груди
6. Хлопок по коленкам
7. Топнуть правой ногой
8. Топнуть левой ногой
Были выделены 2 условия предъявления двигательной комбинации и ее воспроизведения с учетом хранения в разных видов двигательной памяти: (1) одно предъявление и воспроизведение (хранение в кратковременной памяти), (2) воспроизведение через 10 минут после предъявления (хранение в долговременной памяти).
Порядок исследования: ребенку сообщают, что ему будут показаны движения, которые он должен запомнить. Экспериментатор показывает испытуемому движения и просит воспроизвести их. Через 10 минут испытуемого просят повторить движения еще раз.
Для каждого условия воспроизведения танцевальных движений была составлена соответствующая инструкция.
Инструкция к условию 1. «Я покажу тебе движения. Посмотри внимательно, - так, чтобы запомнить их, а затем повторить».
Инструкция к условию 2. «Повтори, пожалуйста, разученные движения еще раз».
Полученные результаты в зависимости от количества правильно воспроизведенных движений распределялись по уровням:
высокий уровень - 8-7 движений;
средний уровень - 6-5 движений;
низкий уровень - 4-3 движений;
очень низкий уровень - 2-1 движений. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |