МЫ ПИСАЛИ, МЫ ПИСАЛИ,
НАШИ ПАЛЬЧИКИ УСТАЛИ
Эту «речевку» как бы ее назвало нынешнее поколение, я помню со школьных лет, с младших классов. Писали мы тогда перьевыми ручками: «нажим – волосок, нажим – волосок», а каждые пятнадцать минут учительница учила нас сбрасывать напряжение с кисти и пальцев руки с помощью специальных упражнений. Под вот эту самую «речевку». Еще помню с детства, как мама, ссылаясь на опыт покойной бабушки моей, разговаривала со своими ножками и ручками: «Что же вы так болите, мои милые, что вы себя мучаете и мне покоя не даете? Чем могу вам помочь?» Вроде бы, смешные пережитки допотопной, повально безграмотной эпохи? Да нет. Никогда так не относился к подобного рода проявлению народной мудрости. А вот в том, что это – именно мудрость вековая, убедился предметно в очередной раз совсем недавно, когда подробнее знакомился с методикой работы социально-реабилитационного центра «Горизонт». Как мы уже писали, центр этот помогает детям с ограниченными возможностями. Его специалисты по мере сил стараются использовать в своей работе самую современную аппаратуру и методики. Одна из таких методик носит название «технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма», которая представляет систему проживания и получения жизненного опыта по самосбережению здоровья в тесной связи физического, психического и нравственного компонентов здоровья. Автор концепции – Заслуженный деятель науки РФ В.М.Шепель. В «Горизонте» его концепцию развили в технологию работы с детьми с ограниченными возможностями и применяют на практике врач-педиатр, заведующий отделением медико-социальной реабилитации Светлана Алексеевна Былинкина и заведующий отделением психолого-педагогической помощи Дина Борисовна Юматова. Вначале эти милые женщины пытались объяснить суть новой методики буквально на пальцах – на моих собственных:
- Выберите руку: правую или левую, - предложили они мне. – Теперь на этой руке выберите палец. Любой. Внимательно изучите его, дайте ему имя собственное. А теперь попробуйте с ним поговорить как с самым любимым существом … Мне это все показалось забавным, даже смешным. Но – смеется, как известно тот, кто смеется последним. В кабинете физиотерапии центра «Горизонт» среди прочих умных приборов установлены терапевтические маты немецкого производства – Детензор, назначение которого кроется в его названии: «детензор» - «снимающий напряжение» с позвоночника. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, проходят курс детензор-терапии, состоящий из десяти процедур. Каждая процедура длится двадцать-тридцать минут. И здоровому ребенку трудно провести такой период времени, лежа неподвижно. А ребенку с ограниченными возможностями – и подавно. Но тут-то и приходит на помощь методика игры. Ребенку предлагают подружиться со своим позвоночником. Ему объясняют, что его позвоночник нуждается в помощи. Позвоночник состоит из нескольких частей-отделов: шейного, грудного, поясничного и братьев неразлей-вода крестца и копчика… Давай поговорим с позвоночником, спросим, как ему помочь? Ведь друзья всегда приходят на помощь друг другу. Чтобы «поговорить» с позвоночником, необходимо знать, как к нему обратиться. Ну, давай назовем каждый позвоночек по имени. В шейном отделе – семь позвонков. Как их будем звать, как станем к ним обращаться? И вот тут-то дети с ограниченными возможностями показывают неограниченность своих фантазий и представлений. Кто-то предлагает назвать эти семь своих позвоночков по названиям цветов в радуге. Кто-то – по имени дней недели, кто-то – по имени семи ноток нотного стана: «до», «ре». «ми», «фа», «соль», «ля», «си»… А специалисты ребенку подсказывают: «Ты у «си» вот что спроси»…
Ребенок разговаривает со своим организмом, детензор помогает ему снять напряжение, которое мешало бы этому общению. Идет процесс целительства. Еще одна процедура применяется с той же целью –специальное одеяло лечебное, которое многие дети называют «жемчужиной». Оно также помогает снять напряжение с организма, особенно детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Пока ребенок лежит, укутанный в это одеяло, ему рассказывают волшебную историю о витязе, который борется с королевой Ангиной с помощью жемчужного ожерелья. И – естественно – в конце концов витязь побеждает зло и недуги. Мало того, у ребёнка появляются новые друзья – волшебные точки здоровья, с помощью которых ребёнок учится выполнять самомассаж. А вот если вернуться к рассказу о беседах с позвоночником, здесь узнаешь такие интересные факты, что просто диву даешься. Например, устраивая день именин своему грудному отделу позвоночника – 12 позвонков – кто-то из детей именует их как двенадцать месяцев, кто-то как двенадцать игроков своей любимой футбольной команды, кому-то приходит в голову волшебный лес, в котором живут 12 любимых животных, кому-то – странички из тоненькой школьной тетрадки. А один подопечный Дины Борисовны и Светланы Алексеевны всех поразил. Грудной отдел своего позвоночника он назвал именем «Россия». «А где же в этом понятии 12 отдельных частей?», - спросили его. Оказалось – «проще простого»: двенадцать городов, близких его сердцу. На первом месте – Железнодорожный, это его малая родина. На втором – Москва, столица нашей Родины. (И мог ли он подумать, что именно второй позвоночник грудного отдела отвечает за работу его сердца?!) Дальше шел перечень городов, где живут его родственники. А замыкал список городок Саки, куда он регулярно ездит в профильный санаторий. И, опять же, это название, сам не зная того, он дал позвонку, который в ответе за его недуг! Хотите – верьте, хотите – не верьте после этого, что на уровне подсознания, на уровне сердечного чувства, на уровне зова крови мы слышим свой организм, в нужное время способны понять его, а он – ответить нам на нашу любовь и доброе слово здоровьем. «Ручки мои, ручки, что же вы так болите? Сами себя мучаете и мне покоя не даете… Чем вам помочь?» Юрий ГАЦЕЛЮК перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |