Главная страница

Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. К... Микиртумов Б. Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста


Скачать 0.56 Mb.
НазваниеМикиртумов Б. Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста
АнкорМикиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. К.
Дата10.05.2018
Размер0.56 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMikirtumov_B_E__Koschavtsev_A_G__Grechany_S_V_K.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#40043
страница9 из 10
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Таблица 9 Дифференциация крика-плача при синдроме депривационной
предречевой ретардации от крика-плача при заболеваниях раннего возраста
Крик-плач
Интенсивность Характер
Время
суток
1. Недифференцированный
Выраженная
Длительный, без пауз
Независимо
от времени суток
2. Псевдоалиментарный
Напряженный, усиливающийся при неадекватной реакции взрослых
Напоминает
«настойчивое требование пищи», но более интенсивный
Независимо от времени суток
3. Колико-образный
Громкий, пронзительный
Приступообразный, с чередующимися периодами «затухания- усиления», во время которых ребенок
«заходится в крике»
В вечернее время
4. При гипертензионногидроцефально м синдроме
Громкий, напряженный, с оттенком раздражи тельности
Длительный, монотонный («на одной ноте»)
В ночное время, в сочетании с инверсией сна
8.3.2. Нарушения раннего речевого развития
На дограмматическом этапе у детей, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, чаще всего выявляется темповая задержка речевого развития [27]. Речь детей характеризуется: 1) отсутствием активного словаря (неспособность назвать предметы окружающей обстановки и предметы, изображенные на картинке, их действия и признаки, отсутствие инициативных обращений и диалоговой речи); 2) небольшим количеством произносимых звукоподражаний (в среднем 1-2); 3) преобладанием рудиментарных речевых форм — невербальных вокализаций (в основном лепет); 4) небольшим количеством понимаемых слов; 5) отсутствием понимания признаков предметов и их действий; 6) преобладанием понимания простых словесных инструкций.
8.3.3. Поведенческая терапия нарушений предречевого и раннего речевого развития
Целью поведенческой терапии предречевых нарушений в условиях полной материнской депривации следует считать выработку эффективного адаптационного механизма, обеспечивающего приспособление индивида к окружающим условиям на различных уровнях — физиологическом, психологическом и социальном. Поскольку готового адаптационного механизма у младенца нет (имеются лишь предпосылки для развития тех или иных адаптивных реакций), то к основным задачам поведенческой терапии следует отнести формирование навыков адаптивного поведения.
К общим принципам поведенческой терапии нарушений предречевого поведения относятся: 1) адекватное реагирование на младенческий крик-плач; 2) стимуляция развития модулированных предречевых вокализаций; 3) использование приемов эмоционального общения с младенцами.
Адекватное реагирование на крик-плач необходимо с первых дней жизни ребенка. Оно осуществляется постоянно, в процессе ежедневного ухода и воспитания детей, выполнения режимных моментов.
Для эффективного успокаивания детей необходимо:
1) обязательное выполнение требований младенца (устранение дискомфортного состояния — кормление, укладывание спать, смена пеленок и общение — разговор, взятие на руки и др.);
2) определение причины крика-плача. Для этого используют:
а) в периоде новорожденности (несформировавшийся режим дня) — «правило паузы».

Перед тем как подойти к вокализирующему младенцу, необходимо остановиться и задуматься (не более 30 с), чем в настоящую минуту может быть вызван крик-плач, запомнить его отличительные особенности и, подойдя к ребенку, проверить предположение;
б) после 1 мес (сформировавшийся режим сна-кормления-борствования) — ведение
«дневника крика-плача» . Методика основана на предположении о том, что, в соответствии с режимными моментами, каждый тип крика-плача возникает в строго определенное время.
В графе дневника фиксируется время возникновения вокализации и вызвавшая ее причина.
К этой же методике можно прибегнуть, проводя психотерапию матерей, дети которых страдают «чрезмерным» криком-плачем. В последнем случае результаты дневниковых записей сопоставляют с нормативными данными суточной продолжительности вокализаций младенцев. Методика дневников крика-плача является разновидностью метода коррекции представлений взрослых об особенностях младенческого поведения;
в) определение интонации крика-плача. Методика основана на данных о том, что для каждого типа крика-плача характерна определенная интонация. Неопытным и первородящим матерям, испытывающим затруднения в уходе за младенцем, а также персоналу домов ребенка можно использовать данные о наиболее часто встречающихся интонациях (см. выше);
г) успокоение ребенка в случае патологического крика-плача (синдром младенческой колики, психосоматические расстройства питания, неврологичекая симптоматика). Для этого необходимо: взять ребенка на руки сразу, как только он закричит (не опасаться, что младенец «привыкнет к рукам», если речь идет о первых месяцах жизни), перевести в вертикальное положение, поглаживать, укачивать ребенка, вызывать ориентировочную реакцию (фиксация взгляда на лице взрослого или ярком предмете); вызывать слуховое сосредоточение, разговаривая с ребенком, менять интонацию голоса, например, ласковую на сердитую, использовать в разговоре новую интонацию (например, вопросительную), сочетать укачивание с пением пес-тушек.
Стимуляция развития модулированных предречевых вокализаций проводится в соответствии со стандартизированной методикой М. И. Поповой [80]. Согласно общему методическому подходу, комплекс мероприятий по стимуляции предречевого развития включает всестороннее воздействие на органы чувств: зрение, слух и эмоциональную сферу.
Организуют специальные занятия (1 раз день, в период бодрствования ребенка после утреннего кормления), целью которых служит развитие у ребенка слухового восприятия и способности к звукоимитации. Непосредственными задачами при этом являются формирование умения ребенка отыскивать взором разговаривающего с ним взрослого и отвечать звуками на соответствующее обращение.
Содержание занятий зависит от возраста. На 1-м месяце задача в большинстве случаев ограничивается снятием возбуждения, успокаиванием (поскольку ребенок большую часть времени спит), но уже в этот период возможно привлечение внимания (зрительно-слуховое сосредоточение). Здесь ведущую роль играют методики эмоционального общения: радостное выражение лица взрослого, улыбка, поглаживание от головы к туловищу и к конечностям, разговор с использованием спокойных и ласковых интонаций.
На 2-м месяце главной задачей является умение поддерживать эмоционально положительную активность ребенка. Для этого в общении с ребенком необходимо усиление речевого компонента с использованием множественных интонаций в голосе. Занятия проводят как при выполнении режимных моментов, так и во время небольших промежутков бодрствования.

На 3-м месяце воздействие остается комплексным, но в процесс общения включаются предметы (формируется способность вначале дотрагиваться, а потом "и захватывать предмет рукой). В разговоре с ребенком уже необходимо приветствовать его, называя по имени. Занятия проводят во 2-й половине бодрствования, через 40-60 мин после пробуждения, ежедневно по 4 раза в день, продолжительностью 3-6 мин. На каждом занятии следует чередовать несколько приемов воздействия, делая между ними паузы по 30 с: сначала эмоциональный разговор, затем молчаливое присутствие в поле зрения, далее демонстрация игрушки и, наконец, снова эмоциональное речевое общение.
На 4-м месяце проводится дальнейшее совершенствование зрительно-слухового сосредоточения в сочетании с тактильным воздействием. По сравнению с предыдущим месяцем добавляется: воздействие на двигательную сферу (игра), включение в деятельность ребенка руки, обучение отыскиванию взором источника звука (с этой целью должны использоваться погремушки, музыкальные игрушки, часы). Если ребенок отвлекается, то необходимо использовать специальный прием по привлечению внимания — усиление или ослабление громкости или тембра источника звука. Необходимо также совершенствование разговора с ребенком. Для этого применяется: многократное повторение его имени, произнесение рифмованных строк (стихи), смена интонации, громкости голоса, темпа произнесения слов и звукосочетаний, попытки формирования общения на расстоянии
(использование «перекличек», «ауканья»), развитие впервые появившейся в этом месяце способности к подражанию. Для развития подражания необходимо следующее:
1) ребенок должен видеть лицо взрослого (нахождение в поле зрения);
2) вначале употреблять те звуки, которые ребенок уже умеет произносить;
3) периодически менять порядок звуков, постепенно добавляя новые;
4) произносить звуки размеренно, чередуя их с моментами молчания, во время которых ребенок начинает самостоятельно говорить.
В 4-5 мес необходимо: 1) поддержание тишины, чтобы дети могли себя слышать (свою спонтанную голосовую активность); 2) произносить различные слоги, сначала знакомые, потом новые; 3) предлагать различные по звучанию игрушки; 4) окликать детей из разных мест комнаты, чередуя шепотную речь с громкой; 5) разнообразить эмоционально-игровое общение, прячась от ребенка в игре, а потом неожиданно вновь появляясь; 6) называть параллельно с име нем ребенка и свое имя.
Во 2-м полугодии главной задачей является выработка понимания ребенком слов.
Необходимо проговаривать названия предметов, вызывать у ребенка движение в сторону этих предметов, учить ориентироваться в окружающей обстановке. Следует также сделать ребенка соучастником всех происходящих действий (переодевание, укладывание спать, раздача пищи, кормление). К общим правилам стимуляции предречевого развития во 2-м полугодии относятся следующие: 1) исключение постороннего шума; 2) речь медперсонала должна быть интонационно выразительной, не слишком быстрой, умеренной громкости, ясная, четкая, индивидуально адресованная; 3) слова взрослого должны соответствовать предметам и действиям, которые взрослый производит; 4) всякое речевое общение должно вызвать ответную голосовую реакцию ребенка; 5) содержание речи должно быть доступно пониманию.
Приемы эмоционального общения с младенцами [76, 84]. Общим методическим подходом эмоционального общения является умение относиться к ребенку как к личности с первых дней его жизни. Любую процедуру нужно сопровождать обращением, называнием по имени, комментировать все проводимые с ребенком действия так, как будто он все
понимает и может ответить. Для этого используют следующие приемы:
1. Взгляд глаза в глаза — это действие, являющееся одним из наиболее значимых компонентов человеческого общения, играет решающую роль для взаимодействия взрослого с младенцем. Сначала ребенок как бы «скользит» взглядом, не фиксируя его на лице, чаще смотрит на лоб взрослого. Нужно поймать взгляд и, смещаясь в ту сторону, куда смотрят глаза ребенка, стараться удержать их на себе. Следует также продвигать и удалять свое лицо, находя наилучшее расстояние для его восприятия. Контакт взглядов сопровождается ласковыми словами и улыбкой, которые помогают его продлить.
2. Использование «положения под грудью» при взятии на руки. Прием является дополнением к предыдущей методике, поскольку младенцу легче всего выделять лицо взрослого, находясь в положении, используемом при кормлении.
3. Использование улыбки при общении. Взрослый должен улыбаться при общении с младенцем уже тогда, когда улыбка у ребенка носит чисто рефлекторный характер и не адресована взрослому (рефлекторная улыбка). Этот прием также хорошо проводить в положении «под грудью».
4. Использование выразительных интонаций и индивидуально адресованной речи при общении, называние по имени, произнесение звуков, которые ребенок может произносить.
Эти приемы необходимо выполнять длительно, повторно.
5. «Пассивная физкультура» (перебирание пальчиков, совершение движений руками и ногами ребенка).
6. «Материнский массаж» — представляет собой поглаживание поверхности тела младенца в определенной последовательности (от головки к туловищу и к конечностям).
Применяется длительно. Тактильная материнская стимуляции является одним из ведущих факторов развития. При эффективном использовании этого приема можно наблюдать, как в процессе его выполнения существенно меняется выражение лица, мимика, поза, движения младенца.
7. Предоставление ребенку инициативы в общении. Для этого используют паузы длительностью 30— 40 с, во время которых взрослый непрерывно наблюдает за младенцем, ожидая от него собственной активности.
8. Введение в процесс общения предметы. Вначале помещается красочная игрушка между лицом взрослого и ребенком. При этом игрушку поворачивают, встряхивают, перемещают в разных направлениях. Если ребенок способен подолгу рассматривать игрушку и следить за ее перемещением, предмет необходимо подвесить на удобное для восприятия расстояние и оставить младенца наедине с ним.
Во 2-м полугодии основной задачей является осуществление совместной деятельности ребенка и взрослого. В этом возрасте младенцу уже не нравится просто ласка, он может отказываться сидеть на руках взрослого без какого-либо занятия, старается привлечь внимание взрослого каким-нибудь предметом, реагирует на удачу и неудачу при действии с игрушкой. Для осуществления совместной деятельности используют следующие ситуации:
1) совместное наблюдение за предметами; 2) показывание разных способов действия с игрушками. Необходимо предоставлять ребенку возможность их рассматривать, лизать, сосать, тискать мягкие предметы, ощупывать мелкие детали предметов, размахивать игрушкой, стучать ею по полу, столу, стене и т. д. Наряду с этим взрослый должен учить ребенка действиям с предметами (игровые: надевание кольца на пирамидку; специфические манипуляции: удержание ложки, вилки и кружки в руке и т. д.); 3) предоставление ребенку инициативы, поощрение взрослым инициативных действий ребенка. Если ребенок отстает в
эмоциональном развитии, то следует начинать с тех рекомендаций, которые разработаны для детей более раннего возраста.
Учитывая, что важным фактором развития младенца является наличие надежной привязанности к взрослому, в условиях закрытого детского учреждения необходимо: 1) обеспечить как можно более постоянный персонал, ухаживающий за детьми на протяжении длительного времени; 2) обеспечить как можно более частое общение с родителями, если таковые имеются; 3) если родителей нет, то организовать своебразную «патронажную» систему, при которой к опекунству привлекаются посторонние люди, желающие иметь ребенка, но по тем или иным причинам не способные взять его полностью на воспитание.
Важным принципом терапии является совместное использование методик эмоционального воздействия и стимуляции предречевого развития. Согласно этому принципу, всякое психотерапевтическое воздействие начинается с приемов эмоционального общения, рассматриваемых в качестве базисных по отношению к любым другим средствам.
Далее применяются методики предречевой стимуляции, являющиеся более специфичными.
В процессе осуществления последних необходимо периодическое возвращение к общим средствам для поддержания у ребенка положительных эмоций и активного внимания.
Подобный подход к терапевтическим мероприятиям более соответствует психофизиологическим особенностям младенческого возраста, характеру отношений и общению с окружающими.
Основной психотерапевтической мишенью следует считать патологический поведенческий комплекс, называемый депривационным стереотипом общения. Он заключается в том, что ребенок, потенциально обладающий средствами общения, при непосредственном контакте со взрослым использует эмоционально-отрицательные средства
(крик-плач, двигательное возбуждение и др.), относящиеся к ранним проявлениям реакции протеста. Депривационный стереотип общения, преобладающий в условиях полной материнской депривации, является непосредственной реакцией ребенка на условия существования и лежит в основе механизма нарушений предречевого поведения.
Вышеуказанные принципы поведенческой терапии могут быть положены в основу формирования у младенцев навыков адаптивного поведения и психопрофилактики предречевых нарушений в условиях детских психоневрологических учреждений.
Глава 9. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА
9.1. Психиатрическая оценка
Психиатрию раннего детского возраста принято называть «психиатрией детско- родительских отношений» [48]. Поэтому основной целью обследования следует считать получение данных, способствующих пониманию поведения не только детей, но и ухаживающих за ними взрослых. Опрос матерей или других членов семьи рекомендуется проводить, используя стандартный набор вопросов, на каждый из которых предлагается 2-3 варианта ответов (так называемый «полустандартизированный» опросник).
Клиническая беседа с ближайшими ребенку взрослыми, согласно К. Mind, R. Mind, включает следующие разделы[147]:
1. Объективные сведения о ребенке и его родителях, выяснение их юридического статуса в случае усыновления ребенка.
2. Жалобы. Краткое описание жалоб матери или других взрослых, ухаживающих за ребенком.
3. Анамнез заболевания. Проблемы ребенка желательно отразить словами взрослых.

Необходимо выяснить, под влиянием каких внешних факторов появились те или иные симптомы, что предпринимали ухаживающие за ребенком лица, чтобы ему помочь, какие при этом были достигнуты результаты. К каким специалистам ранее обращались, какие рекомендации выполняли. Необходимо отразить также мнение других родственников
(бабушки, дедушки) относительно жалоб и болезни ребенка.
4. Семейный анамнез. Включает в себя следующие данные:
— сведения о родителях и лицах, ухаживающих за ребенком;
— данные об их профессии, образовании;
— заболевания, которыми родители страдают;
— качество жизни матери и отца;
— предшествующие браки родителей, дети от предыдущих браков, отношения в предыдущей семье;
— данные о родительской семье матери и отца с характеристикой семейных отношений;
— сведения о братьях и сестрах ребенка, их заболеваниях.
5. Развитие ребенка:
— период беременности и новорожденности, планируемость и желанность ребенка, отношение матери и отца к беременности, состояние матери до, во время и после родов, первые впечатления матери о ребенке, реакции новорожденного на мать;
— подробное описание двигательного, сенсорного, эмоционального, познавательного развития ребенка:
когда начал переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, первая улыбка, время появления комплекса оживления, отношение к незнакомцам, манипулирование с предметами и исследовательская деятельность и т. д.;
— особенности поведения младенца: способы успокаивания ребенка в первые месяцы жизни, возможность самостоятельного успокоения, возможность управления поведением ребенка с помощью запретов и разрешений;
— активность ребенка на первом году жизни, регулярность сна, кормления, бодрствования, прогулок, характер приспособления к новым условиям и т. д.;
— индивидуальность ребенка, независимость в общении со сверстниками и взрослыми, уязвимость в тех или иных ситуациях, реакция на кратковременную разлуку с родителями, перемену места жительства, рождение в семье нового ребенка.
6. Тестирование. Проводится в специальной комнате в присутствии одного или обоих родителей. Необходимо, чтобы родители видели, как ребенок выполняет тестовые задания.
Кроме того, присутствие родителей при тестировании ребенка позволяет наблюдать взаимодействие между ними. Характер общения ребенка с незнакомым взрослым также несет диагностическую нагрузку. Количество заданий, которые необходимо выполнить ребенку, зависит от психометрической методики, мотивации, состояния внимания и соматического здоровья ребенка. Тестирование длится в среднем 45-60 мин. Конкретный психологический тест выбирают исходя из его валидности, простоты заданий и обработки.
7. Диагностические игры. Выделение этого этапа условно, так как игры могут входить в тестовые методики, и даже при отсутствии их в тестах игра должна быть представлена во время обследования. В диагностических играх принимают участие младенцы старше 6-7 мес. Диагностические игры должны быть наименее структурированы, ребенок может сам выбрать, во что и как ему играть. Оптимальным является такая организация игры, при которой игрушки выдают ребенку по мере возрастания их сложности (игрушки не должны быть похожи на те, которыми ребенок играет дома). Применяются следующие игры:

— игра «возьми-отдай» (используется небольшая яркая кукла, которую ребенок может захватить);
— игры с маленькими предметами (используются магнит и скрепки), ролевые игры с идентичными («ладушки») и неидентичными ролями («телефон», «прятки»);
— игры с исчезающими предметами (игрушки накрывают платком или пеленкой, прячут за спину или за экран);
— игры с куклами, изображающими семью, других людей, игрушечных зверей.
Наблюдая за игрой ребенка, можно вынести заключение о его внутренней жизни, конфликтах, желаниях, страхах и их возможном происхождении.
8. Оценка родителей.
А. Базовая оценка. Базовая оценка родителей включает в себя выявление таких качеств, как: 1) психическое здоровье родителей; 2) самооценка родителей;
3) способность к адаптации; 4) тип воспитания; 5) готовность оказывать помощь детям.
1. Психическое здоровье родителей. В ходе беседы возможна лишь приблизительная оценка психического здоровья родителей. Выясняют, относятся ли родители к группе психически здоровых людей, к группе психически больных или к группе больных с пограничной психической патологией. Можно предложить родителям стандартизированные опросники, оценивающие уровень психического здоровья, например
CDI-опросник, предлагаемый ВОЗ [1996].
2. Самооценка родителей. Самооценку родителей можно выявить исходя из того, насколько они уверены в том, что понимают потребности ребенка, знают правила ухода и воспитания.
3. Способность к адаптации. Способность к адаптации родителей можно оценить, узнав, как они ранее преодолевали имеющиеся трудности в уходе. Например, кто из родителей укачивал не спавшего ночью ребенка, а кто не мог с этим справиться. Обычно родители достаточно подробно рассказывают об этом. Необходимо выяснить, как они относятся к имеющимся трудностям в уходе за ребенком. Возможны разные варианты такого отношения
— от полного отрицания проблемы до ее активной психологической проработки.
4. Тип воспитания. Оценивая тип воспитания, необходимо, прежде всего, выяснить какая атмосфера преобладает в семье — авторитарная или демократическая. Об этом во многом можно судить на основании того, кто в семье принимает решения. Некоторые семьи существуют в целиком авторитарном либо демократическом режиме, что, тем не менее, не отражается на характере отношений в семье.
5. Готовность оказывать помощь, содействовать развитию ребенка проявляется в способности его поощрять, стимулировать активность.
Родители могут воспитывать ребенка как достаточно отстраненно, как бы «на расстоянии», так и слишком назойливо, чрезмерно его поощряя. Модель поведения родителей должна быть гибкой и стремиться к «золотой середине».
Б. Оценка специфических способностей родителей. Включает оценку следующих способностей: 1) способности организовать поведение ребенка; 2) восприимчивости матери к ребенку; 3) реактивности поведения родителей; 4) способности к стимуляции ребенка.
1. Способность организовать поведение ребенка зависит от умения видеть в ребенке индивидуальное. Практически это проявляется в том,
что мать интуитивно чувствует, в каком положении ее ребенку удобнее спать, что нужно сделать, чтобы заинтересовать малыша, как его быстрее успокоить. Это, в частности, важно тогда, когда в семье ребенок с тяжелой аномалией развития (глухота, слепота, хромосомные
заболевания). Родители таких детей должны быть максимально чувствительны, чтобы использовать малейшую возможность для компенсации дефекта ребенка.
2. Восприимчивость матери к ребенку характеризуется наличием или отсутствием родительской «обратной связи», умением правильно распознавать и реагировать на подаваемые ребенком знаки. В первые месяцы жизни важно распознавать различный по интонации плач ребенка («хочу есть», «хочу спать» и «я — мокрый»), а в конце первого года жизни — подаваемые ребенком жесты («хочу играть с игрушкой, мамой»).
Эмоциональная отзывчивость матери особенно необходима, когда ребенку 8 мес. В этот период возникает новый этап в развитии привязанности. Ребенок начинает испытывать любовь к тем, кто за ним ухаживает, и невозможно переоценить роль окружающих людей в формировании у него этого чувства. Эмоциональная отзывчивость матери проявляется в удовольствии от совместного пребывания с ребенком, глубиной и диапазоном всех проявленных чувств, радостью в ответ на возрастающую способность ребенка отвечать им.
3. Реактивность поведения родителей определяется быстротой их реагирования на изменение эмоционального состояния ребенка, его потребностей и желаний.
В отличие от сенситивных, «реактивные» родители не просто чувствуют запросы детей, но и быстро на них отвечают. Быстрый ответ на потребности ребенка во втором полугодии жизни является одним из факторов возникновения надежной детско-материнской привязанности в первые 3 года жизни.
Реактивность родителей можно легко оценить, узнав об их реакции на крик-плач ребенка. Родители, начинающие незамедлительно успокаивать детей, обладают высокой реактивностью.
Вместе с тем, нет данных, которые несомненно свидетельствовали бы о том, что быстрая реакция на нужды ребенка всегда лучше медленной. Не менее важным показателем является адекватность реагирования.
4. Способность к стимуляции ребенка определяется умением дать ребенку почувствовать, что он может сделать что-то сам, обеспечить, по выражению J. S. Brunei", «общественную трибуну» для его исследовательских опытов [116]. Например, при игре в прятки мать прячется первая, а затем обнаруживает себя, чтобы ребенок делал то же самое.
Очевидно, что не только разнообразие окружающей среды является наиболее существенным условием для развития ребенка. Необходимо, чтобы у ребенка было место в окружающем пространстве, где бы он чувствовал себя в безопасности и мог укрыться там при столкновении с чем-либо новым, незнакомым. Начиная с 8-го месяца жизни, обеспечение ребенку условий для исследовательской деятельности и, вместе с тем, гарантия его безопасности становятся залогом успешного познавательного развития.
Стимулирование познавательных навыков считается наиболее эффективным тогда, когда его проводят в виде совместных игр с ребенком. Важно оценить, понимают ли родители, когда им нужно принять участие в играх ребенка, когда поддержать его на расстоянии, а когда предоставить его самому себе.
Ранние игры рассчитаны на более пассивную роль младенца, в то время как в более поздних играх упор сделан на активное участие ребенка во всех действиях.
Выполняемые родителями действия в игре с детьми изменяются по мере взросления ребенка автоматически и являются важнейшими показателями чувствительности матери, готовности стимулировать ребенка, что должно быть частью оценки системы мать - дитя.
9.2. Экспериментально-психологическое обследование
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов
связь с админом