Главная страница

Минобр - Методичка против сект. Министерство образования и науки российской федерации


Скачать 0.92 Mb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации
АнкорМинобр - Методичка против сект.pdf
Дата06.09.2017
Размер0.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMinobr_-_Metodichka_protiv_sekt.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипМетодические рекомендации
#25921
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4


*
v
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(М И Н О Б Р Н А У К И РОССИИ)
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования
Департамент государственной
политики в сфере воспитания
детей и молодежи
Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере молодежной политики
Люсиновская ул., д. 51. Москва, 117997.
Тел. (499) 237-60-84. Факс (499) 237-70-54.
E-mail: d09@ m on.gov.ru
//.
pf.joie

еэ-
О направлении материалов
Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России (далее - Департамент) во исполнение пункта 3.2 протокола заседания
Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 29 декабря 2015 г. № 4 направляет методические рекомендации по внедрению программ психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников религиозно-экстремистских объединений и псевдорелигиозных сект деструктивной направленности а также методические материалы для педагогических и управляющих работников образовательных организаций по противодействию распространения экстремизма в молодежной среде для использования в работе.
В связи с подготовкой доклада в Правительственную комиссию по профилактике правонарушений просим в срок до 1 декабря проинформировать
Департамент об использовании указанных методических материалов.
Приложение: на л.в 1 экз.
Заместитель директора Департамента
С.М. Брызгалова
Е.В. Болдырев
(499) 236-38-94
О направлении материалов - 09

Методические рекомендации по внедрению программ
психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников
религиозно-экстремистских объединений и псевдорелигиозных сект
деструктивной направленности
Содержание методических рекомендаций
1.
Общее определение экстремизма.
2.
Манипуляция сознанием в экстремистских организациях и тоталитарных организациях приемы вовлечения и стадии трансформации личности.
3.
Определение правового статуса детей - (семья в трудной жизненной ситуации, дети, подвергшиеся насилию).
4.
Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников религиозно-экстремистских объединений и псевдорелигиозных сект деструктивной направленности.
5.
Формирование гражданской идентичности личности.
6.
Формирование толерантных установок сознания и поведения.
7.
Психолого-педагогические технологии формирования толерантности и доверия в межкультурном взаимодействии.
8.
Формирование коммуникативной компетентности и способности противостоять манипулятивному воздействию.
9.
Профилактика стигматизации, буллинга, агрессии и насилия в образовательных учреждениях.
10.
Оптимизация типа семейного воспитания и детско-родительских отношений в направлении доверия, эмоциональной близости и взаимопонимания.
11. Содействие в построении индивидуальной образовательной траектории и предварительного профессионального самоопределения.
12. Преодоление негативных последствий психотравмирующих событий и формирование устойчивости к стрессу и фрустрации.
13. Задачи психолого-педагогического сопровождения и проекты программ.
Целью методических рекомендаций является определение стратегии и тактики психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников религиозно­
экстремистских объединений и псевдорелигиозных сект деструктивной направленности.
Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных учреждений, педагогам, психологам, социальным педагогам, работающим с детьми указанной группы риска, с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

?
Методические рекомендации направлены на установление границ правового пространства, включая определение экстремизма и экстремистской деятельности, понятия «дети в трудной жизненной ситуации» и «социально-неблагополучная семья».
Представлены цели, задачи, принципы, методология, содержание и виды психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, включая варианты девиантного поведения. Выделена специфика задач и форм работы с детьми из семей экстремистской направленности. Охарактеризованы задачи, содержание, методы и технологии программ психолого-педагогического сопровождения, включая программы формирования гражданской идентичности, толерантности установок сознания и поведения, коммуникативной компетентности и способности противостоять манипулятивному воздействию; профилактики стигматизации, буллинга, агрессии и насилия в образовательных учреждениях; оптимизации типа семейного воспитания и детско-родительских отношений в направлении доверия, эмоциональной близости и взаимопонимания; программы содействия в построении индивидуальной образовательной траектории и предварительном профессиональном самоопределении. Дана характеристика психокоррекционных и реабилитационных программ, направленных на преодоление негативных последствий психотравмирующих событий и формирование устойчивости к стрессу и фрустрации.
1.
Определение экстремизма
Федеральный закон о противодействии экстремистской деятельности дает нормативно закрепленные определения понятий «экстремистская деятельность
(экстремизм)», «экстремистская организация».
Экстремистская деятельность (экстремизм) - это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных военных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских

3
действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий; финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально- технических средств.
Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Экстремизм подразумевает приверженность к крайним политическим и идеологическим взглядам и действиям. Экстремизм порождают социально- экономические кризисы, деформация политических институтов, резкое падение жизненного уровня, ухудшение социальных перспектив значительной части населения, доминирование в обществе чувств, настроений хандры, пассивности, социальной и личной нереализованное™, неполноты бытия, страх перед будущим, подавление властями оппозиции, инакомыслия. Экстремизм также определяется блокированием легитимной самодеятельности человека, национальным гнетом, амбициями лидеров политических партий, ориентациями лидеров и авторов политического процесса на экстремальные средства политической деятельности
(Деркач А. А. 2001).
Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные.

4
2.
Манипуляция
сознанием
в
экстремистских
организациях
и
тоталитарных религиозных организациях:
приемы вовлечения и стадии трансформации личности
Манипуляция сознанием в экстремистских организациях направлена на насильственное вовлечение в организацию и трансформацию личности с целью установления тотального контроля над поведением, мышлением и чувствами человека.
Манипуляция сознанием в экстремистских организациях и тоталитарных сектах на стадии вербовки применяет следующие приемы и технологии обработки сознания и психики:
1. Технология последовательных уступок вербуемого человек вербовщикам - от малых ко все более и более крупным уступкам.
2. Формирование представления вербуемого о том, что принятие идеологии секты является лучшим средством решения его личных проблем.
3.Привлекательность группы и законы групповой динамики, включая значимость и референтность группы, личное обаяние ее членов, проявление внимания, доброжелательности и симпатии к вербуемым новичкам. Нередко эксплуатируется сексуальность — проявления любви и симпатии к вербуемым демонстрируют привлекательные представители противоположного пола, выполняющие функцию вербовщика.
4.Постоянная опека и предоставление информации, не оставляющая возможности самостоятельного поиска информации и ее критического осмышления, и осознания
5. Позитивное подкрепление: улыбки, выражение симпатии, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые вербуемому и т.п. [Ф.Зимбардо].
В основе манипуляций лежит установление полного контроля над сознанием посредством контроля поведения, мышления (мыслей), эмоций и чувств и фильтрация поступаемой информации.
3.
Определение
правового
статуса детей
из
семей
участников
религиозно-экстремистских
объединений
и
псевдорелигиозных
сект
деструктивной направленности
В соответствии с
Конституцией
Российской
Федерации
1993 года
(с изменениями на 9 июня 2001 года), Семейным кодексом Российской Федерации

5
от 29 декабря 1995 года №223-Ф3 (с изменениями на 2 января 2000 года), федеральными законами
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 -Ф З от 24.06.1999г.), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2000 года) (от 24 июля 1998 года №124-ФЗ), основными положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., утвержденной Указом
Президента
РФ
В.В.Путина
1 июня
2012 г., основным приоритетом государственной политики в области семьи и детства является реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье и первоочередной целью создание условий профилактики семейного неблагополучия и нарушения прав и законных интересов детей в семье, оказания адекватной помощи семьям с детьми,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации на межведомственной основе, включая участие учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты и др.
Важнейшим определением закона является понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» (Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от
03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012).
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с законодательством имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Это обеспечивает выживание и развитие детей, их адаптацию и участие в общественной жизни, в перспективе - в общественно-полезном труде. Дети в трудной жизненной ситуации это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, включая такие обстоятельства как состояние здоровья ребенка или членов семьи, осуществляющих воспитание и уход за ребенком; безработица родителей или опекунов ребенка; сепарация с близким
взрослым в силу объективных обстоятельств
(длительной командировки, нахождения в закрытом стационаре учреждения здравоохранения, заключение под
стражу или содержание в исправительно-трудовом учреждении)

6
Наличие экономических, юридических, педагогических, психологических и медицинских проблем в семье могут приводить к возникновению как парциальных
(единичных), так и множественных нарушений и рисков.
4.
Цели и задачи психолого-педагогического сопровождения
детей из семей участников религиозно-экстремистских объединений
и псевдорелигиозных сект деструктивной направленности
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков направлено на создание условий для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия.
Психолого-педагогическое сопровождение понимается как сотрудничество, обеспечивающее создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в сложных ситуациях жизненного выбора и готовности нести ответственность за его реализацию.
Основными формами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса являются: профилактика, диагностика,
консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза, социально-диспетчерская деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в
решении задач развития. обучения, социализации.
Основными
принципами
сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:
1) рекомендательный характер советов сопровождающего;
2) приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»);
3) непрерывность сопровождения;
4) мультидисциплинарность (полипредметность, т.е. комплексный подход) сопровождения.
Целью
возрастно-психологического
консультирования является систематический контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации развития.

7
Указанная цель включает следующие конкретные задачи:
1) ориентацию родителей, воспитателей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка; 2) составление рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка, наиболее полной реализации возможностей развития в пределах зоны ближайшего развития, включая формирование учебной одаренности ребенка;
3) в случае необходимости составление рекомендация по психолого-педагогической коррекции трудностей в обучении для педагогов, родителей и воспитателей; 4) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье; 5) психологическое просвещение населения.
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая форма

организация
социальной
среды.
Вторая форма психопрофилактической работы

информирование.
Третья форма психопрофилактической работы — активное социальное обучение социально­
важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: 1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. 2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. 3. Тренинг формирования жизненных навыков. 4. Организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. 5. Организация здорового образа жизни. 6. Активизация личностных ресурсов. 7. Минимизация негативных последствий девиантного поведения.
Основные направления профилактической работы:
1. Система диагностики личности а) уровень сформированности качеств личности;
б) общие творческие способности;
в) речевое развитие;
г) подготовленность ребенка к школе;
л) педагогические установки родителей;
е) родительское отношение, к ребенку.
2. Работа с учащимися а) формирование интегративных качеств личности (самостоятельности, честности, трудолюбия, гуманизма и т.д.);
б) нравственно-психологическое просвещение (права ребенка);
в) формирование общих творческих способностей, организация творческой деятельности учащихся на основе их интересов;

8
г) формирование заботливого отношения к членам семьи;
д) воспитание культуры отношений;
е) развитие культуры речи;
ж) обеспечение успеха в учебной деятельности.
3. Работа с семьей а) формирование педагогической культуры родителей;
б) организация совместной деятельности родителей и учащихся.
4. Совместная деятельность школы и органов правопорядка а) выявление мотивов правонарушений младших школьников;
б) разъяснительная работа относительно сущности и причин правонарушений и преступлений;
в) организация досуга школьников в микросоциуме.
Коррекционно-развивающая деятельность в формировании личности
трудновоспитуемых подростков
Под коррекцией понимается система психолого-педагогических воздействий, направленных не только на преодоление или ослабление отрицательных качеств личности ребенка, но и на формирование противоположных по отношению к ним положительных качеств.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом