Приемы исследования мимической мускулатуры позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов и установить наличие бульбарной или псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.
ВЫВОДЫ: ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ИННЕРВАЦИИ ОТСУТСТВУЕТ; ОТМЕЧАЕТСЯ ПОРАЖЕНИЕ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ НЕРВОВ. V. Обследование фонетической стороны речи
1. Обследование произношения звуков
При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных.
У детей-олигофренов с детским церебральным параличом произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры произносимого слова, от места данного звука в слове (начало, середина, конец), от соседних звуков. Поэтому в одних случаях ребенок пропускает звук, в других заменяет, в- третьих произносит искаженно. Кроме того, у этих детей с большим трудом протекает процесс автоматизации, т.е. закрепления звуков в речи. Это приводит к тому, что в речи звук произносится не правильно, хотя он поставлен у ребенка изолированно.
В связи с этим при обследовании звукопроизношения особенно важно обратить внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолирован, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящее в многократном повторении одного звука, т.к при этом создаются условия, уменьшающие артикуляторные переключения с одного звука на другой. Это дает возможность обнаружить трудности денервации артикуляционного акта, особенно в случая «стертой» дизартрии. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, в середине и в конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные – а, о, у, ы, и; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, сь, з, зь, ц, ш , ж, щ, ч; сонорные – р, рь, л, ль, м, мь, н, нь; глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в в твердом и в мягком звучании (п΄-б΄, т΄-д΄, к΄-г΄, ф΄-в΄).
При обследовании каждой группы звуков необходимо отметить, как произносится проверяемый звук (изолированно, в слогах, в словах) и как он используется в самостоятельной связной речи. На основе поученных данных определяется характер нарушения произношения: а) отсутствие звуков (рама-ама); б) искажение звуков (с-межзубный); в) замена звуков (ж-заменяется межзубным с, звук ч заменяется ть); г) смешение звуков (ребенок умеет говорить оба звука, но в речи смешивает их: часы-тясы). На каждого ребенка должен быть составлен протокол обследования звукопроизношения.
Протокол обследования звукопроизношения.
Звук
| Оптический раздражитель (картинка)
| Речевая реакция на оптический раздражитель
| Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху)
| Употребление звука в собственной речи (по сюжетной картинке)
| произношение звука
| Характер нарушения произношения звука
| примечание
|
|
|
|
|
| изолированно
| В словах
| отсутствие
| искажение
| замена
| смешение
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| Гласные Ы
| дым
мышь
грибы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| А
| аист
мак
игла
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| У
| утка
муха
кенгуру
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| О
| осы кот окно
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| И
| ива
слива
петухи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Согласные С
| колесо сосна нос
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| С΄
| сирень
письмо
гусь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| З
| замок
коза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| З΄
| земляника
газета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ц΄
| цветок
курица
огурец
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ш
| шапка
кошка
мышь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ж
| жук
лыжи
лыжник
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ч
| чулок
очки
ключ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Щ
| щетка
ящик
плащ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Л
| лодка
пила
стол
бутылка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Л΄
| лента
будильник
свирель
туфли
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р
| рука
корона
топор
трамвай
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Р΄
| редиска веревка
дверь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| Б
| бабочка
зубы
арбуз
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Б΄
| белка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П
| панама
платок
сноп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П΄
| петух
ступеньки
сноп
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д
| Дом
дедушка
карандаш
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Г
| голова
нога
глаза
гитара
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К
| кукла
рука
молоток
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К΄
| кепка
тапки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Х
| халат
мука
хлеб
петух
орехи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| М
| мухомор
лампа
дом
мяч
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н
| нож
конфета
лимон
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н΄
| сани
нитки
пень
коньки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| В
| ворона
корона
гвозди
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В΄
| свинья
венок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ф
| фартук
кофта
шкаф
филин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Т
| Туфли
котлеты
кот
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Т΄
| телевизор
утюг
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Йотация
| ящик
юбка
яблоко
юла
ёжик
ёлка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| АИ, ЕЙ
| трамвай
лейка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ЬЯ, ЪЕ
| ружье
платье
свинья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |