Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Методические рекомендации. Министерство здравоохранения российской федерации


НазваниеМинистерство здравоохранения российской федерации
АнкорМетодические рекомендации.doc
Дата19.09.2017
Размер177 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМетодические рекомендации.doc
ТипМетодические рекомендации
#14752
страница1 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского

Санкт-петербургский научно-исследовательский психоневрологической институт

им. В.М. Бехтерева

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СТАЦИОНАРНОГО ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ

(ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ)
Методические рекомендации

Москва, Санкт-Петербург

2004

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского

Санкт-петербургский научно-исследовательский психоневрологической институт

им. В.М. Бехтерева

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СТАЦИОНАРНОГО ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ

(ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ)
(Методические рекомендации)

Москва, Санкт-Петербург

2004

Методические рекомендации посвящены принципам, методике и организации применения психотерапии в учреждениях, оказывающих принудительное психиатрическое лечение в условиях стационарных специализированных учреждений, (психиатрические стационары).

Разработан метод, психотерапевтических воздействий в лечения психических расстройств на основе современных моделей психотерапии.

Методические рекомендации предназначены для врачей-психотерапевтов, врачей-психиатров, клинических (медицинских) психологов и специалистов по социальной работе, участвующих в оказании лечебно-реабилитационной помощи больным с психическими расстройствами.

Методические рекомендации составлены в ГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии МЗ РФ» и ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева МЗ РФ»
Авторы составители:

В.Г. Булыгина, к.м.н., н.с. Отдела судебно-психиатрической профилактики Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии; Р.К. Назыров, к.м.н., ст.н.с. руководитель Отдела организации научных исследований, новых технологий и подготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии Института им. В.М. Бехтерева; сотрудники Института им. В.М. Бехтерева И.В. Елизарьева, А.В. Четверяков.

ВВЕДЕНИЕ

Специфика принудительного лечения (ПЛ) состоит, с одной стороны, в своеобразии клинико-социальных характеристик больных, главной особенностью которых является непосредственная или потенциальная общественная опасность, а с другой – в длительных сроках их содержания в стационаре, способных усугубить явления социальной дезадаптации. Это диктует необходимость, во-первых, определенной планомерности, этапности лечебно-реабилитационных мер, осуществляемых во время принудительного лечения, а во-вторых, их дифференцированного применения к разным группам пациентов.

Принципы организации лечебно-реабилитационных программ

Основным принципом предлагаемых дифференцированных лечебно-реабилитационных программ для ПЛ является применение наряду с традиционными методами терапии и реабилитации специальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию наиболее существенных звеньев индивидуального психопатологического механизма общественно опасного поведения. Для этого необходимо выявление и учет криминогенных патопсихологических факторов, что предполагает выделение таких стабильных индивидуально-психологических особенностей, обусловленных психическим расстройством, которые не только вносят непосредственный вклад в мотивацию противоправного поведения, но и влияют на способы реализации намерений и побуждений больного, обусловливая их неспособность к осознанно-волевому поведению.
Этапы лечебно-реабилитационной деятельности

Предлагается различать следующие этапы лечебно-реабилитационной деятельности при проведении ПЛ: I. Адаптационно-диагностический. II.Интенсивных лечебно-реабилитационных мероприятий. III. Стабилизации достигнутого эффекта. IV. Заключительный (подготовка к выписке из стационара).

Выделение этапов ПЛ, безусловно, является несколько схематичным. Индивидуальные отклонения от этой схемы могут касаться: соотношений длительности различных этапов, вплоть до полного отсутствия некоторых из них; возвращения, иногда неоднократного, к уже пройденному этапу; «вкрапления» отдельных компонентов одного этапа в мероприятия другого. Каждый из выделенных этапов имеет свои задачи, что отчасти разрешает проблему организации длительного лечебно-реабилитационного процесса, который имеет место при применении принудительных мер медицинского характера. Однако и задачи, и направленность, и характер реабилитационно-терапевтических мер каждого этапа должны быть определенным образом дифференцированы, они не могут быть одинаковыми для всех больных, проходящих ПЛ.

Психопатологические механизмы общественно опасных действий

Лечебно-профилактические программы наряду с обычными клинико-психопатологическими характеристиками должны быть ориентированы также на факторы, непосредственно участвующие в генезе опасного деяния. Наиболее полно все эти параметры интегрированы в понятии психопатологического механизма общественно-опасного деяния (ООД) (Мальцева М.М., 1987). Психопатологические механизмы предлагается делить на 1) негативно-личностные – связанные с дефицитарными психическими расстройствами и изменениями личности и 2) продуктивно-психотические – обусловленные влиянием той или иной продуктивной психотической симптоматики. Два выделенных типа психопатологических механизмов ООД по составу отнесенных к ним пациентов тоже не являются однородными, в силу чего лечебно-реабилитационная тактика во время ПЛ не может полностью определяться принадлежностью больного к одному из них. Она должна основываться на детальном изучении всей совокупности больных с неизбежной более дробной группировкой их по тем или иным клиническим, биологическим, социально-психологическим и т.п. признакам. Группировка больных осуществляется с прагматической целью разработки для всей группы относительно однородной лечебно-реабилитационной программы на весь период ПЛ с определением соотношения выделенных этапов, характера и принципов медикаментозной терапии, направленности, и тактики психокоррекции и т.п.
ФОРМУЛА МЕТОДА

Предложенная система психокоррекционных мероприятий создана для лиц с различными нозологическими формами, в том числе несовершеннолетних с учетом психопатологического механизма совершенных деликтов, этапности проведения принудительного лечения, а также с учетом роли биологически обусловленных и средовых факторов в нарушении процесса осознанной регуляции поведения. Использование структурно-динамического подхода при изучении саморегуляции и его нарушений у лиц с выраженными психическими расстройствами в качестве методологической базы представляется обоснованным, поскольку данный подход является наиболее операционализированным и тесно связан с понятием общественной опасности, и его учет необходим для решения задач вторичной профилактики в рамках осуществления принудительных мер медицинского характера.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДА

Оно включает в себя: 1) материально-техническое обеспечение помещениями, медицинским и другим оборудованием, 2) обеспечение психодиагностическим инструментарием, 3) обеспечение (подготовка специалистов) психотерапевтическими методиками.

Материально-техническое обеспечение помещениями предполагает создание в учреждениях, проводящие ПЛ, психотерапевтического кабинета. Детальное оснащение его приведено в приказе Минздрава России от 16.09.2003 № 438 и включает в себя следующее оснащение. Психотерапевтический кабинет располагается с специально-выделенных помещениях общей площадью 68-95 кв.м., куда входит помещение для организации приема пациентов (площадью 14-20 кв.м.), помещение для проведения индивидуальной и групповой психотерапии (площадью 30-40 кв.м.), помещение для медицинского психолога, социального работника (площадью 22-35 кв.м.). Кабинет оснащается элементами внутреннего дизайна и терапии средой (облицовка стен, декоративные растения, приборы бокового освещения, картины, и др.) в соотвествии с возможностями; приборами и аппаратами в соотвествии со списком (в том числе аудиокмплекс, персональный кмпьютер с необходимым программным обепечением и принтером), медицинский инструментарий (набор укладка для оказания неотложной помощи и др.), медицинская и бытовая медель (в частности кресло мягкое с высокой спинкой не менее 15 шт, стул полумягкий не менее 15 шт.).

Психологический инструментарий психотерапевтических подразделений включает экспериментально-психологические, психометрические, проективные и клинико-психологические методики и соотвествующие наборы с бланками и стимульным материалом:

Экспериментально-психологические методы

• Пакет (бланковый) классических патопсихологических методик: «Сравнение понятий», «Исключение предметов», «Исключение понятий», «Простые и сложные аналогии», «Ответные ассоциации», «Тематические ассоциации», «Пословицы», сюжетные картинки, последовательность событий, «Уровень притязаний», «Самооценка» (модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн), с использованием семибалльных шкал - традиционных и дополнительных, характеризующих особенности регуляции поведения.

• Батарея нейропсихологических методик по А.Р. Лурия (альбом).

Психометрические

• Опросник ССП - «Стиль саморегуляции поведения» (Маросанова В.И., 1999), выявляющий 6 звеньев процесса саморегуляции: планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность, Опросник МИС - Методика исследования самоотношения (Пантилеев С.Р., 1993), Опросник ADOR «Подростки о родителях» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е., 1994), выявляющий типы воспринимаемого ребенком отношения к нему родителей, Опросник СОП (склонность к отклоняющемуся поведению).

Пакет проективных методов; ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест Люшера, тест руки Вагнера, а также рисуночные тесты (РНЖ, рисунок человека).

Клинико-психологические методы

• Полуструктурированное интервью А.Кауфман K-SADS (Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia for School Aged Children (6-18 Years).

• Check-list Т.Ахенбаха, позволяющие на основе направленного наблюдения и качественного анализа анамнестических данных количественно оценить степень выраженности имеющихся эмоциональных и поведенческих проблем. Апробированы на российской выборке (Картер А., Григоренко Е. И. и др., 1996; Корниловой Т.В., Смирновым С.Д., 2001).

Психокоррекционные и психотерапевтические методыв рамках когнитивно-поведенческого подходов, нейрокоррекция, тренинги коммуникативных умений, социальной компетентности.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА

Психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия предназначены для использования в психиатрических стационарах в отношении психически больных, направленных на принудительное лечение.

Наличие острой продуктивной психопатологической симптоматики, выраженных когнитивных нарушений являются противопоказаниями в применение метода.

Следует иметь в виду, что метод применяется дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого больного, профессиональной подготовки и личностных предпочтений самого психотерапевта (традиционные психотерапевтические техники должны проводится клиницистами, в качестве котерапевтов могут выступать клинические психологи, которые самостоятельно правомочны проводить психокоррекционные занятия), а также технической оснащенности (изолированное помещение площадью не менее 20 кв. м. из расчета на 6-8 человек с мягким ковровым покрытием) и устройства учреждения, в котором осуществляется ПЛ.

Возможные осложнения

При применении релаксационных методик, а также психотерапевтических воздействий с использованием измененных состояний сознания возможны: утрата контакта с реальностью (возникновение острых состояний); усиление действия седативно-снотворных и сердечно-сосудистых препаратов; паническое состояние (характеризуются высоким уровнем тревоги, связанной с ослаблением поведенческого контроля, частичной утратой чувства безопасности, в ряде случаев появлением сексуально-окрашенных эмоций); преждевременное высвобождение вытесненных представлений, возникновение чрезмерного трофотропного состояния (чрезмерного снижения уровня психофизилолгического функционирования)
ОПИСАНИЕ МЕТОДА

I. Общие принципы и задачи психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий

Психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия в период принудительного лечения в психиатрическом стационаре имеют как ряд общих со всеми видами реабилитационных мероприятий моментов, так и обладают определенной спецификой. Их содержание, цели и сферы воздействия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности психотерапевтических мероприятий во время ПЛ

ПРИНЦИПЫ





Универсальные


интегративный подход


Добровольность осознанность соответствие (адекватность) целесообразность допустимость гуманность

дифференцированный подход мишенеориентированность воздействий планомерность и преемственность синтетический подход теория нормы и патологии комплексность

СФЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ




ЦЕЛИ

ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ-

• эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента

• эмоциональная стимуляция

• социальная активация

• установление различного по степени сложности вида коммуникаций

• распознавание, анализ, моделирование эмоциональных состояний

КОГНИТИВНАЯ


• коррекция установок и отношений

• развитие когнитивных структур, логики мышления

• осознание факта болезни

• повышение психологической компетентности

• достижение правильного представления о болезни

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ


• проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения адекватному поведению в конфликтных обстоятельствах

• обучение адекватному поведению в семейных подсистемах;

• домашние задания на закрепление полученных навыков

• освоение ряда психотехнических приемов

• повышение социальной уверенности

Специфические особенности ПЛ и больных, совершивших ООД

ПАЦИЕНТ принятие криминальной субкультуры невысокий образовательный уровень продуктивная симптоматика частота и длительность посещений родственников интенсивная психофармакотерпия
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей