Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского
Санкт-петербургский научно-исследовательский психоневрологической институт
им. В.М. Бехтерева
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СТАЦИОНАРНОГО ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ
(ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ) Методические рекомендации
Москва, Санкт-Петербург
2004
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского
Санкт-петербургский научно-исследовательский психоневрологической институт
им. В.М. Бехтерева
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ СТАЦИОНАРНОГО ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ
(ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ) (Методические рекомендации)
Москва, Санкт-Петербург
2004
Методические рекомендации посвящены принципам, методике и организации применения психотерапии в учреждениях, оказывающих принудительное психиатрическое лечение в условиях стационарных специализированных учреждений, (психиатрические стационары).
Разработан метод, психотерапевтических воздействий в лечения психических расстройств на основе современных моделей психотерапии.
Методические рекомендации предназначены для врачей-психотерапевтов, врачей-психиатров, клинических (медицинских) психологов и специалистов по социальной работе, участвующих в оказании лечебно-реабилитационной помощи больным с психическими расстройствами.
Методические рекомендации составлены в ГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии МЗ РФ» и ГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева МЗ РФ» Авторы составители:
В.Г. Булыгина, к.м.н., н.с. Отдела судебно-психиатрической профилактики Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии; Р.К. Назыров, к.м.н., ст.н.с. руководитель Отдела организации научных исследований, новых технологий и подготовки кадров с отделением внебольничной психотерапии Института им. В.М. Бехтерева; сотрудники Института им. В.М. Бехтерева И.В. Елизарьева, А.В. Четверяков.
ВВЕДЕНИЕ
Специфика принудительного лечения (ПЛ) состоит, с одной стороны, в своеобразии клинико-социальных характеристик больных, главной особенностью которых является непосредственная или потенциальная общественная опасность, а с другой – в длительных сроках их содержания в стационаре, способных усугубить явления социальной дезадаптации. Это диктует необходимость, во-первых, определенной планомерности, этапности лечебно-реабилитационных мер, осуществляемых во время принудительного лечения, а во-вторых, их дифференцированного применения к разным группам пациентов.
Принципы организации лечебно-реабилитационных программ
Основным принципом предлагаемых дифференцированных лечебно-реабилитационных программ для ПЛ является применение наряду с традиционными методами терапии и реабилитации специальных мероприятий, направленных на устранение или компенсацию наиболее существенных звеньев индивидуального психопатологического механизма общественно опасного поведения. Для этого необходимо выявление и учет криминогенных патопсихологических факторов, что предполагает выделение таких стабильных индивидуально-психологических особенностей, обусловленных психическим расстройством, которые не только вносят непосредственный вклад в мотивацию противоправного поведения, но и влияют на способы реализации намерений и побуждений больного, обусловливая их неспособность к осознанно-волевому поведению.
Этапы лечебно-реабилитационной деятельности Предлагается различать следующие этапы лечебно-реабилитационной деятельности при проведении ПЛ: I. Адаптационно-диагностический. II.Интенсивных лечебно-реабилитационных мероприятий. III. Стабилизации достигнутого эффекта. IV. Заключительный (подготовка к выписке из стационара).
Выделение этапов ПЛ, безусловно, является несколько схематичным. Индивидуальные отклонения от этой схемы могут касаться: соотношений длительности различных этапов, вплоть до полного отсутствия некоторых из них; возвращения, иногда неоднократного, к уже пройденному этапу; «вкрапления» отдельных компонентов одного этапа в мероприятия другого. Каждый из выделенных этапов имеет свои задачи, что отчасти разрешает проблему организации длительного лечебно-реабилитационного процесса, который имеет место при применении принудительных мер медицинского характера. Однако и задачи, и направленность, и характер реабилитационно-терапевтических мер каждого этапа должны быть определенным образом дифференцированы, они не могут быть одинаковыми для всех больных, проходящих ПЛ.
Психопатологические механизмы общественно опасных действий
Лечебно-профилактические программы наряду с обычными клинико-психопатологическими характеристиками должны быть ориентированы также на факторы, непосредственно участвующие в генезе опасного деяния. Наиболее полно все эти параметры интегрированы в понятии психопатологического механизма общественно-опасного деяния (ООД) (Мальцева М.М., 1987). Психопатологические механизмы предлагается делить на 1) негативно-личностные – связанные с дефицитарными психическими расстройствами и изменениями личности и 2) продуктивно-психотические – обусловленные влиянием той или иной продуктивной психотической симптоматики. Два выделенных типа психопатологических механизмов ООД по составу отнесенных к ним пациентов тоже не являются однородными, в силу чего лечебно-реабилитационная тактика во время ПЛ не может полностью определяться принадлежностью больного к одному из них. Она должна основываться на детальном изучении всей совокупности больных с неизбежной более дробной группировкой их по тем или иным клиническим, биологическим, социально-психологическим и т.п. признакам. Группировка больных осуществляется с прагматической целью разработки для всей группы относительно однородной лечебно-реабилитационной программы на весь период ПЛ с определением соотношения выделенных этапов, характера и принципов медикаментозной терапии, направленности, и тактики психокоррекции и т.п. ФОРМУЛА МЕТОДА
Предложенная система психокоррекционных мероприятий создана для лиц с различными нозологическими формами, в том числе несовершеннолетних с учетом психопатологического механизма совершенных деликтов, этапности проведения принудительного лечения, а также с учетом роли биологически обусловленных и средовых факторов в нарушении процесса осознанной регуляции поведения. Использование структурно-динамического подхода при изучении саморегуляции и его нарушений у лиц с выраженными психическими расстройствами в качестве методологической базы представляется обоснованным, поскольку данный подход является наиболее операционализированным и тесно связан с понятием общественной опасности, и его учет необходим для решения задач вторичной профилактики в рамках осуществления принудительных мер медицинского характера. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТОДА
Оно включает в себя: 1) материально-техническое обеспечение помещениями, медицинским и другим оборудованием, 2) обеспечение психодиагностическим инструментарием, 3) обеспечение (подготовка специалистов) психотерапевтическими методиками.
Материально-техническое обеспечение помещениями предполагает создание в учреждениях, проводящие ПЛ, психотерапевтического кабинета. Детальное оснащение его приведено в приказе Минздрава России от 16.09.2003 № 438 и включает в себя следующее оснащение. Психотерапевтический кабинет располагается с специально-выделенных помещениях общей площадью 68-95 кв.м., куда входит помещение для организации приема пациентов (площадью 14-20 кв.м.), помещение для проведения индивидуальной и групповой психотерапии (площадью 30-40 кв.м.), помещение для медицинского психолога, социального работника (площадью 22-35 кв.м.). Кабинет оснащается элементами внутреннего дизайна и терапии средой (облицовка стен, декоративные растения, приборы бокового освещения, картины, и др.) в соотвествии с возможностями; приборами и аппаратами в соотвествии со списком (в том числе аудиокмплекс, персональный кмпьютер с необходимым программным обепечением и принтером), медицинский инструментарий (набор укладка для оказания неотложной помощи и др.), медицинская и бытовая медель (в частности кресло мягкое с высокой спинкой не менее 15 шт, стул полумягкий не менее 15 шт.).
Психологический инструментарий психотерапевтических подразделений включает экспериментально-психологические, психометрические, проективные и клинико-психологические методики и соотвествующие наборы с бланками и стимульным материалом:
Экспериментально-психологические методы
• Пакет (бланковый) классических патопсихологических методик: «Сравнение понятий», «Исключение предметов», «Исключение понятий», «Простые и сложные аналогии», «Ответные ассоциации», «Тематические ассоциации», «Пословицы», сюжетные картинки, последовательность событий, «Уровень притязаний», «Самооценка» (модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейн), с использованием семибалльных шкал - традиционных и дополнительных, характеризующих особенности регуляции поведения.
• Батарея нейропсихологических методик по А.Р. Лурия (альбом).
Психометрические
• Опросник ССП - «Стиль саморегуляции поведения» (Маросанова В.И., 1999), выявляющий 6 звеньев процесса саморегуляции: планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность, Опросник МИС - Методика исследования самоотношения (Пантилеев С.Р., 1993), Опросник ADOR «Подростки о родителях» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е., 1994), выявляющий типы воспринимаемого ребенком отношения к нему родителей, Опросник СОП (склонность к отклоняющемуся поведению).
Пакет проективных методов; ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест Люшера, тест руки Вагнера, а также рисуночные тесты (РНЖ, рисунок человека).
Клинико-психологические методы
• Полуструктурированное интервью А.Кауфман K-SADS (Schedule for Affective Disorders and Schizophrenia for School Aged Children (6-18 Years).
• Check-list Т.Ахенбаха, позволяющие на основе направленного наблюдения и качественного анализа анамнестических данных количественно оценить степень выраженности имеющихся эмоциональных и поведенческих проблем. Апробированы на российской выборке (Картер А., Григоренко Е. И. и др., 1996; Корниловой Т.В., Смирновым С.Д., 2001).
Психокоррекционные и психотерапевтические методыв рамках когнитивно-поведенческого подходов, нейрокоррекция, тренинги коммуникативных умений, социальной компетентности.
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА
Психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия предназначены для использования в психиатрических стационарах в отношении психически больных, направленных на принудительное лечение.
Наличие острой продуктивной психопатологической симптоматики, выраженных когнитивных нарушений являются противопоказаниями в применение метода.
Следует иметь в виду, что метод применяется дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей каждого больного, профессиональной подготовки и личностных предпочтений самого психотерапевта (традиционные психотерапевтические техники должны проводится клиницистами, в качестве котерапевтов могут выступать клинические психологи, которые самостоятельно правомочны проводить психокоррекционные занятия), а также технической оснащенности (изолированное помещение площадью не менее 20 кв. м. из расчета на 6-8 человек с мягким ковровым покрытием) и устройства учреждения, в котором осуществляется ПЛ.
Возможные осложнения
При применении релаксационных методик, а также психотерапевтических воздействий с использованием измененных состояний сознания возможны: утрата контакта с реальностью (возникновение острых состояний); усиление действия седативно-снотворных и сердечно-сосудистых препаратов; паническое состояние (характеризуются высоким уровнем тревоги, связанной с ослаблением поведенческого контроля, частичной утратой чувства безопасности, в ряде случаев появлением сексуально-окрашенных эмоций); преждевременное высвобождение вытесненных представлений, возникновение чрезмерного трофотропного состояния (чрезмерного снижения уровня психофизилолгического функционирования) ОПИСАНИЕ МЕТОДА
I. Общие принципы и задачи психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий
Психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия в период принудительного лечения в психиатрическом стационаре имеют как ряд общих со всеми видами реабилитационных мероприятий моментов, так и обладают определенной спецификой. Их содержание, цели и сферы воздействия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Особенности психотерапевтических мероприятий во время ПЛ
ПРИНЦИПЫ
| Универсальные
| интегративный подход
| Добровольность осознанность соответствие (адекватность) целесообразность допустимость гуманность
| дифференцированный подход мишенеориентированность воздействий планомерность и преемственность синтетический подход теория нормы и патологии комплексность
| СФЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
|
| ЦЕЛИ
| ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ-
| • эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента
• эмоциональная стимуляция
• социальная активация
• установление различного по степени сложности вида коммуникаций
• распознавание, анализ, моделирование эмоциональных состояний
| КОГНИТИВНАЯ
| • коррекция установок и отношений
• развитие когнитивных структур, логики мышления
• осознание факта болезни
• повышение психологической компетентности
• достижение правильного представления о болезни
| ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ
| • проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения адекватному поведению в конфликтных обстоятельствах
• обучение адекватному поведению в семейных подсистемах;
• домашние задания на закрепление полученных навыков
• освоение ряда психотехнических приемов
• повышение социальной уверенности
| Специфические особенности ПЛ и больных, совершивших ООД
| ПАЦИЕНТ принятие криминальной субкультуры невысокий образовательный уровень продуктивная симптоматика частота и длительность посещений родственников интенсивная психофармакотерпия
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |