Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Конспект лекций РПП (по желанию). Минобрнауки россии


НазваниеМинобрнауки россии
АнкорКонспект лекций РПП (по желанию).doc
Дата28.09.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспект лекций РПП (по желанию).doc
ТипЛекция
#21103
страница14 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Краткие выводы


1. Государственное регулирование - объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений.

2. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики - необходимое условие эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.

3. Правовое обеспечение рыночных отношений - средство государственного регулирования экономики. Применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.

4. Необходимое условие эффективного государственного регулирования - учет интересов субъектов рыночных отношений.

5. Государственный сектор экономики - важная составная часть рынка и инструмент государственного регулирования.

6. При государственном регулировании сочетаются как прямые, так и косвенные методы.

7. Прогнозирование и планирование - инструменты не только командно-административной, но и рыночной экономики.

8. Государственный контроль и надзор - эффективное средство государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.


Лекция № 10

Охрана и защита прав и интересов предпринимателей”.

1. Формы и способы защиты прав предпринимателей;

2. Судебные формы защиты прав предпринимателей;

2.1. Конституционный Суд РФ и защита прав предпринимателей;

2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом;

2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции;

3.Внесудебные формы защиты прав предпринимателей;

3.1Нотариальная защита;

3.2.Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах;

3.3.Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
1. Формы и способы защиты прав предпринимателей
В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

С точки зрения материально-правового содержания право на защиту предоставляет управомоченному лицу три группы возможностей: право на самозащиту; право на использование мер оперативного воздействия; право на обращение к компетентным государственным органам с требованием применения мер государственно-принудительного характера.

С точки зрения процессуального содержания права на защиту, предоставленного управомоченному лицу, можно выделить: право в договорном порядке установить компетентный орган по разрешению споров и конфликтов; реализацию материально-правовой возможности обращения к компетентным органам по защите своих нарушенных прав и интересов.

Предметом же защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих подобную деятельность (ст.2 АПК РФ).

Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр гарантий предусмотренных Конституцией РФ: право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45), право на судебную защиту (ст.46, 47), компенсация причиненного ущерба (ст.52), возмещение государством вреда (ст.53), от недобросовестной конкуренции (ч.2 ст.34), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74) и т.д.

Защита прав предпринимателей и их охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

Действующее законодательство содержит достаточно четкую регламентацию форм, средств и способов защиты прав предпринимателей.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

В зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав - это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т.д. К примеру, по целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.

По своей природе пресекательными являются действия по: признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т.д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.

Представляется, что к штрафным способам защиты следовало бы относить действия по: взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами; обращению незаконно полученного по сделке в доход государства; конфискации и т.д.

Процессуальные способы защиты представляют собой реализацию законодательно установленной компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционных органов.

Так, по целям процессуальные способы защиты прав дифференцируются на действия по признанию прав, принуждению к совершению каких-либо действий и по преобразованию правоотношений.

Самостоятельным способом защиты прав является самозащита (ст.14 ГК РФ). Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Учитывая особенности характера прав предпринимателей и специфику предпринимательской деятельности, представляется, что наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются: Конституционный Суд РФ; арбитражные суды; суды общей юрисдикции.

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести: нотариальную защиту; третейское разбирательство; досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.
2. Судебные формы защиты прав предпринимателей.

2.1. Конституционный Суд РФ и защита прав предпринимателей.
Судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд РФ, деятельность которого регламентируется Федеральным конституционным законом РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Конституционный Суд РФ значительно расширяет возможности судебной защиты прав и интересов предпринимателей. Это объясняется прежде всего тем, что, во-первых, законодатель включает в понятие "конституционные права и свободы граждан" (ч.4 ст.125) конституционные принципы и конституционные законные интересы и допускает защиту не только физических, но и юридических лиц. Во-вторых, расширяется понимание критериев конституционности правовых актов. В частности, признается неконституционным правовой акт, если его положения противоречат принципам и нормам международного права.

Конституционный Суд РФ в соответствии со своей компетенцией (ст.125) рассматривает четыре основные категории дел.

1. По запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации.

2. Рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

4. По запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.

Защита прав предпринимателей может осуществляться с использованием всех четырех процедур, однако важнейшее значение для предпринимателей имеет использование возможностей, заложенных: а) в процедуре рассмотрения жалоб на нарушение конституционных прав и свобод; б) в процедуре рассмотрения дел о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов.
2.2. Защита прав предпринимателей арбитражным судом.
Наиболее традиционной формой восстановления нарушенного или оспоренного права является обращение предпринимателей в суд (арбитражный или общий) с иском о защите своих прав и охраняемых законом интересов. В качестве средства судебной защиты в этом случае выступает иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности, с другой.

Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 АПК РФ).

По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений: между организациями - юридическими лицами и гражданами-предпринимателями; между организациями - юридическими лицами и государственными или иными органами; между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.

По смыслу закона отношения, вытекающие из экономической деятельности, включают не только собственно предпринимательские, но и другие связанные с этой деятельностью отношения, в том числе: при создании, реорганизации и ликвидации предприятия; при осуществлении органами государственной власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской деятельностью, контрольных и иных функций; при причинении вреда природным и иным объектам; при злоупотреблении предпринимательскими правами и неисполнении своих обязанностей.

Важно, чтобы все эти отношения вытекали из предпринимательской деятельности организаций - юридических лиц и граждан-предпринимателей.

При этом именно сфера предпринимательства является одним из главных оснований, позволяющим разграничить компетенцию арбитражных судов и судов общей юрисдикции и определить специализацию арбитражных судов. Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду является характер правоотношений: арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных отношений (к примеру, земельные, налоговые и т.д.), которые не охватываются собственно гражданской и административной сферами.

Законодатель определяет субъектный состав участников правоотношений, между которыми может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Он включает прежде всего юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (ст.27 АПК РФ).

При этом следует иметь в виду, что осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя являются обязательными условиями, при наличии которых гражданин признается участником спора, подведомственного арбитражному суду. Предпринимателем признается и глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, с момента государственной регистрации этого хозяйства (п.2 ст.23 ГК РФ).

Поскольку арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо иметь в виду, что само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, т.е. не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности (п.3 ст.50 ГК РФ).

Таким образом, при решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных выше критериев: характера правоотношения и субъектного состава их участников.

Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
2.3. Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции.
Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции. В частности, иск о признании недействительной сделки по продаже акций акционерного общества на аукционе, участником которого было физическое лицо, должен рассматриваться судом общей юрисдикции.

В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью: споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п.7 ст.262 ГПК РФ); заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п.1 ст.254 ГПК РФ).

Кроме того, суд общей юрисдикции рассматривает заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия (ст.310 ГПК РФ).

Следует иметь в виду, что суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п.4 ст.22 ГПК РФ).

В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициям в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ (п.2 ст.22 ГПК РФ).

В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон (п.5 ст.27 АПК РФ).
3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей.

3.1. Нотариальная защита.

На нотариат возложено обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства (ст.35-39 Основ законодательства РФ о нотариате).

В отличие от суда, где в основном разрешаются споры о праве гражданском, предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела, что предопределило особый метод решения нотариусами отнесенных к их компетенции вопросов.

Удостоверяя сделки, свидетельствуя верность копий документов, обеспечивая принудительное исполнение бесспорного обязательства должника и совершая иные нотариальные действия, нотариусы не используют состязательную форму процесса и принцип публичности, а совершают нотариальные действия только единолично, устанавливают юридические факты, как правило, на основании письменных доказательств.

Нотариальная защита прав и охраняемых законом интересов предпринимателей может осуществляться:

а) посредством юридического подтверждения и закрепления гражданских прав в целях предупреждения их возможного нарушения в будущем (удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и т.д.);

б) посредством защиты уже нарушенного права (например, при выдаче исполнительной надписи, при предъявлении чека к платежу и удостоверении неоплаты чеков и т.д.).

Следует иметь в виду, что исполнительная надпись представляет собой распоряжение нотариуса о взыскании с должника причитающейся взыскателю определенной денежной суммы или какого-либо имущества, когда ответственность должника с бесспорностью вытекает из представленного документа.

Взыскание задолженности по совершенным нотариусом исполнительным надписям является упрощенным порядком по сравнению с судебным или арбитражным.

Исполнительная надпись обладает силой исполнительного листа, и взыскание по ней осуществляется по правилам, установленным для исполнения судебных решений.

Исполнительная надпись совершается: по нотариально удостоверенным сделкам, связанным с получением денег, осуществлением возврата или передачи имущества; по задолженностям, вытекающим из договоров найма жилых и нежилых помещений, а также за коммунальные услуги; по задолженностям, вытекающим из отношений, связанных с авторским правом, и по ряду иных оснований, предусмотренных Перечнем документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей.

Нотариусы, в связи с изменениями в законодательстве, не вправе совершать нотариальную надпись на взыскание просроченных платежей по кредитным операциям кредитных организаций. При этом важно учесть, что совершение такой надписи не влечет юридических последствий, т.е. она не может приниматься к исполнению. Действия нотариуса в этом случае подлежат обжалованию в суде общей юрисдикции.

Исполнительная надпись может быть совершена при наличии определенных обстоятельств: во-первых, представленные документы должны подтверждать бесспорность задолженности или иной ответственности должника перед взыскателем; во-вторых, не должен истечь срок исковой давности.

Как было замечено выше, исполнительная надпись обладает силой исполнительного листа, однако в связи с отсутствием у нотариуса аппарата принудительного исполнения и согласно положениям законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В этом постановлении судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения требований (не более 5 дней), а также уведомляет должника о возможности применения принудительного исполнения указанных требований.

Следует иметь в виду, что нотариусы вправе также совершать и другие нотариальные действия, в частности принятие в депозит денежных сумм и ценных бумаг должника, предназначенных для передачи кредитору. Такое нотариальное действие производится нотариусом в том случае, когда должник не имеет возможности лично исполнить обязательство. В качестве оснований исполнения обязательства подобным образом законодатель предусматривает, к примеру, недееспособность кредитора и отсутствие у него представителя, уклонение кредитора от принятия исполнения или в случае иной просрочки с его стороны и т.д.

Необходимо учесть, что нотариус при совершении данного нотариального действия не проверяет основания возникновения прав кредитора и обязанностей должника.
3.2. Защита прав и интересов предпринимателей в третейских судах.

Законодательство предусматривает возможность рассмотрения споров не только арбитражным судом, но и в порядке третейского разбирательства, т.е. особыми судами, рассматривающими возникший между сторонами спор исключительно в силу добровольного согласия обеих сторон на передачу спора такому суду.

На разрешение третейского суда может передаваться спор, уже возникший между сторонами, или спор, который может возникнуть в будущем при исполнении обязательств. Причем соглашение о передаче спора третейскому суду может касаться всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами. Исходя из этого следует различать третейские суды: создаваемые для рассмотрения конкретного спора; постоянно действующие третейские суды.

При анализе данного вопроса необходимо учесть, что достижение сторонами соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда имеет пресекательное значение: наличие такого соглашения лишает стороны в будущем возможности обратиться за защитой своих требований в арбитражный суд (если только стороны по взаимному соглашению не аннулируют третейскую запись; односторонний отказ от нее или заключенного сторонами отдельного соглашения не допускаются).

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами: включением в договор, на основе которого строятся отношения между сторонами по выполнению работ, оказанию услуг и т.д., специальной третейской оговорки; заключением отдельного (самостоятельного) соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

В некоторых случаях, предусмотренных законом, оговорка о разрешении споров в определенном третейском суде является обязательной и при ее отсутствии договор может быть признан недействительным в силу отсутствия в нем условий, обязательных для данного вида договора.

Следует иметь в виду, что возможность передачи на рассмотрение третейского суда предусмотрена лишь для спора, вытекающего из гражданских правоотношений. Подведомственный арбитражному суду экономический спор, вытекающий из административных или иных правоотношений, на рассмотрение третейского суда передан быть не может.

Другим важным обстоятельством, которое необходимо учитывать при рассмотрении данного вопроса, является то, что стороны могут заключить соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда на любой стадии процесса в арбитражном суде, пока не принято решение по делу.

Порядок передачи подведомственных арбитражному суду споров на рассмотрение третейского суда установлен федеральным законом.

Решение третейского суда исполняется добровольно в установленный решением срок.

Исходя из сути третейского разбирательства, спорящие стороны заранее соглашаются с любым решением, вынесенным этим судом. В связи с этим в Федеральном законе "О третейских судах в Российской Федерации" и в Законе о международном коммерческом арбитраже заложен принцип добровольности исполнения решения.

Если решение третейского суда добровольно не исполняется, вступает в силу процедура принудительного исполнения решений третейских судов: взыскатель обращается в соответствующий арбитражный суд по месту третейского разбирательства с заявлением о выдаче исполнительных документов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Принудительное исполнение производится на основании исполнительного листа, который может быть выдан взыскателю после вступления решения в законную силу.

Следует иметь в виду, что порядок совершения исполнительных действий определяется действующим гражданско-процессуальным законодательством и законодательством в области исполнительного производства.
3.3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п.5 ст.4 АПК РФ).

Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п.2 ст.452).

Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральным законом "О связи", и др.

Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.

Следует учесть, что законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст.50 АПК РФ).

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п.2 ст.148 АПК РФ).

Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

Необходимо обратить внимание также на новый подход законодателя к вопросу о досудебном порядке урегулирования спора, который не зависит от того, утрачена возможность его соблюдения или нет. Независимо от этого несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком является основанием для оставления иска без рассмотрения.

Интересна с практической точки зрения процедура взыскания признанных должником сумм, когда претензионный порядок предусмотрен договором. Дело в том, что действующим законодательством кредитору не предоставлено право списывать в бесспорном порядке признанную должником по претензии сумму. Однако в том случае, когда условие о бесспорном списании признанной суммы отсутствует в договоре и в ответе на претензию, а должник признанную сумму не перечислил, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании с должника задолженности, несмотря на признание претензии.

Лекция № 11

Разрешение споров, выте­кающих из предпринимательской деятельности.
1.Сущность хозяйственных споров в условиях рынка;

2.Система актов, регулирующих рассмотрение хозяйственных споров;

3.Порядок урегулирования споров на основе предъявления претензий.
1. Сущность хозяйственных споров в условиях рынка.
1. В условиях перехода к рынку значительно изменилась сущность хозяйственных споров. Ранее причины их возникновения находились в сфере различно понимаемых субъектами интересов при установлении и выполнении установленных заданий. Побудительным мотивом к выявлению особых интересов являлось стремление к получению выгодного задания и на и лучших условий для его выполнения. Конфликтные ситуации возникали тогда в рамках единства формы собственности, единства планового руководства экономикой и не носили характера столкновения частных интересов конкурирующих на рынке субъектов.

Единство государственной формы собственности, плановой системы хозяйствования как бы умеряло силу противоречим между госпредприятиями. Особо конфликтными были ситуации, возникавшие при нарушении сторонами обязательств, что, бед­ственно, влияло на положение контрагента. Но даже в этих ситуациях споры возбуждались в подавляющем большинстве ел у чаев не о взыскании реальных убытков, а о получении так на­зываемых законных неустоек, дававших возможность сбаланси­ровать полученные и уплаченные санкции. В силу формализации отношений участников, представлявших одного и того же собст­венника, споры во многом возбуждались неохотно, носили фор­мальный характер. Система образования фондов стимулирования во многом не отражала влияния уплаченных (да и полученных) санкций на образование поощрительных фондов, а государственная поддержка утративших оборотные средства предприятий, отсутствие угрозы банкротства также снижали заинтересованность предприятий к возбуждению споров.

Для характеристики сущности споров о защите хозрасчетного интереса весьма примечательно, что участники хозяйственных отношений не были озабочены разработкой в договорах взаимной имущественной ответственности, уповая на расписанные в раз­личного рода нормативных актах законные неустойки. К приме­нению мер ответственности предприятия нередко понуждались различными установками и директивами. Сам порядок привле­чения к ответственности (например, путем обращения к выше­стоящему органу ответчика), широкое применение амнистирова­ния правительством отраслей и групп предприятий, исходя из ситуации, складывавшейся на отдельных участках хозяйствова­ния, свидетельствовал о том, что интерес истцов не считался об­щественно-значимым, не принимался в расчет.

2. Для споров, распространенных в условиях административ­но-командной экономики, своеобразным явлением были так на­зываемые преддоговорные споры, то есть споры о заключении пла­новых договоров и их условиях. Споры о понуждении к заключе­нию договоров на условиях, предусмотренных обязательным для сторон плановым заданием, выражали суть соотношения плана и договора. Договор должен был соответствовать плановому зада­нию (ст. 159 ГК РСФСР 1964 г.). Среди функций хозяйственного договора на первое место всегда выступала функция детализации и конкретизации планового задания. В ходе этой работы возни­кали такие споры, которые в условиях свободы договора возник­нуть не могут, если только на этот счет нет специального указания закона или согласия самих сторон на рассмотрение подобных спо­ров в суде. Преддоговорные споры занимали значительное место в практике государственного арбитража, который в качестве ор­гана управления принимал решение о том, как должны быть по­строены отношения сторон с точки зрения оптимально выражен­ных государственных интересов.

3. При переходе к рынку, участии в хозяйственной деятель­ности различных субъектов, действующих на базе разных форм собственности, возникновение споров связано с защитой частно­го (автономного) интереса. Воплощенное в договоре стремление контрагентов получить от партнера товары (работы, услуги) над­лежащего качества и в обусловленные сроки отражает нормаль­ные требования предпринимателя, участвующего в обороте с целью реализации своего товара и получения прибыли. Ненадлежащее исполнение обязательств контрагентом делает для предпринимателя невозможным решение собственных предпринима­тельских задач. Поэтому возбуждение споров о защите своих ин­тересов служит решению задачи получения прибыли (или как минимум возмещения убытков) за счет субъектов, нарушивших законы рыночного взаимодействия.

Эти споры уже не имеют непосредственно выраженного пуб­личного интереса. Государству и обществу в принципе не важно, будут ли стороны возбуждать спор, требовать ответственности друг друга или погасят конфликт каким-либо иным способом. Го­сударству и обществу важно лишь, чтобы по заявленному требо­ванию было осуществлено правосудие, чтобы рыночные отноше­ния были надежно ограждены законом и правый в споре получил требуемую защиту. Для решения таких задач отпадает необходи­мость в государственном арбитраже, как органе государственного управления. Частными интересами управлять нельзя. Для разре­шения конфликтов между участниками рыночной экономики не­обходим орган правосудия.

Вот почему в ходе реформ было упразднено государственное арбитрирование хозяйственных споров, был создан специаль­ный орган правосудия — арбитражный суд, а его деятельность была облечена в процессуальную форму, присущую органам пра­восудия.
2. Система актов, регулирующих рассмотрение хозяйственных споров.
В ходе реформы подверглось обновлению все законодательст­во о рассмотрении хозяйственных споров. 28 апреля 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 июля 1995 г., который установил, что арбитражный суд осуществля­ет судебную власть при разрешении споров, возникающих в про­цессе предпринимательской деятельности. Этот закон опреде­лил задачи и основные принципы деятельности арбитражного суда, очертил подведомственность арбитражному суду экономи­ческих споров и споров в сфере управления, определил систему арбитражных судов, порядок их избрания, состав арбитражно­го суда, права и обязанности судей, их государственно-правовой статус.

5 мая 1995 г. принят Арбитражный процессуальный кодекс РФ, установивший порядок разрешения споров, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

7 июля 1993 г. принят Закон РФ «О международном коммер­ческом арбитраже», в соответствии с которым в международный коммерческий арбитраж могут передаваться по соглашению сто­рон споры, вытекающие из договоров и других правоотношений, возникающих при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое пред­приятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры между предприятиями с иностранными инвестициями и международными объединениями и организациями, созданными на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

24 июня 1992 г. постановлением Верховного Совета РФ ут­верждено Временное положение о третейском суде для разреше­ния экономических споров, в соответствии с которым осущест­вляется рассмотрение экономических споров, подведомственных арбитражным судам, но переданным по соглашению сторон на раз­решение третейского суда. Хозяйственные споры рассматривают­ся по правилам о третейском разбирательстве в соответствии с на­званным Положением и в тех случаях, когда постоянно действую­щие третейские суды создаются предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе и на основании закона, допускающего такую возможность. Например, в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» споры, связанные с заключением биржевых сделок, рассматриваются в биржевой арбитражной комиссии, которая создается как орган, осущест­вляющий примирение сторон или выполняющий иные функции третейского суда. Это означает, что данная арбитражная комиссия действует применительно к Положению о третейском суде и не является самостоятельным юрисдикционным органом, хотя по­рядок организации ее деятельности и разрешения споров опреде­ляется правилами биржи, создающей биржевую арбитражную ко­миссию (ст. 3 Временного положения о третейском суде для раз­решения экономических споров).
3. Порядок урегулирования споров на основе предъявления претензий.
1. Претензионный порядок сохранил свое значение в качестве: а) возможности самих сторон принять решение, примиряющее интересы сторон; б) возможности разрешить конфликт на основе вы двинутых сторонами предложений; в) установления принципиальных разногласий, подлежащих разрешению юрисдикционного органа.

Смысл претензионного порядка всегда был связан с возможностью принятия самими сторонами решения, обеспечивающего компромисс. Если он все же не был достигнут, соблюдение пре­тензионного порядка помогало уточнению существа спора, фор­мулированию сторонами вопросов, которые не могут быть урегу­лированы или непосредственно нуждаются в решении юрисдикционным органом. Поэтому ранее действовавшее Положение о претензионном порядке урегулирования споров предусматривало, процедуру разрешения экономических споров, определяло поря­док предъявления и направления контрагентам претензий, сроки, в которые должно последовать их рассмотрение, правовые пос­ледствия, сопровождающие признание и отклонение претензий.

Положение о претензионном порядке урегулирования споров от 24 июня 1992 г. не устанавливало более сроков предъявления претензий, тогда как согласно ранее действовавшим актам соблю­дение сроков заявления претензий контрагенту являлось необхо­димым условием порядка разрешения споров. Теперь стороны сами должны были сообразовывать свои возможности с учетом сроков исковой давности.

2.Специальный порядок предъявления и рассмотрения пре­тензий устанавливается для транспортных отношений. Транс­портные уставы и кодексы содержат особые правила. В них ус­тановлены специальные сроки для предъявления и рассмотрения претензий к перевозчику, а также сроки исковой давности по транспортным отношениям. Не поданная в срок претензия могла не рассматриваться перевозчиком. Следовательно не мог быть, предъявлен и иск в арбитражный суд. Срок для заявления пре­тензии имел пресекательный характер, то есть погашал возмож­ность защиты права. Указанные правила создавали льготный режим для перевозчиков, не говоря уже о предельно коротком сроке исковой давности (два месяца) для предъявления требова­ний к ним. В условиях перехода к рынку это неравноправие было устранено.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей