Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Конспект лекций РПП (по желанию). Минобрнауки россии


НазваниеМинобрнауки россии
АнкорКонспект лекций РПП (по желанию).doc
Дата28.09.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспект лекций РПП (по желанию).doc
ТипЛекция
#21103
страница6 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Консорциум - временное договорное объединение субъектов предпринимательской деятельности, сохраняющих юридическую самостоятельность, создаваемое с целью осуществления крупных проектов.

Картель - договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, участники которой, сохраняя статус юридического лица, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность, определяют общую сбытовую политику и ценообразование с целью усиления влияния на товарных рынках.

Синдикат - предпринимательское объединение картельного типа, участники которого сбывают свои товары через единую торговую контору, которая может также осуществлять для участников синдиката закупки сырья.

Пул - договорная форма предпринимательского объединения, участники которой не утрачивают юридической самостоятельности, создаваемая для консолидации средств и минимизации предпринимательских рисков с целью распределения полученных от совместной деятельности доходов в конце "пульного" периода. Пулы получили распространение в сфере страховых, торговых, биржевых, патентных и прочих услуг.

Цели объединений могут быть реализованы в результате образования определенной правовой формы. Так, например, концерны, как правило, воплощаются в форму холдинга; картели, консорциумы, пулы могут быть созданы в форме простого товарищества. Синдикаты, имеющие в своей структуре специализированную торгово-сбытовую контору, в современных рыночных условиях могут приобретать организационную форму финансово-промышленных групп или холдинговых компаний.

Ассоциации или союзы (далее - ассоциации) - договорные объединения коммерческих организаций, созданные в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты их общих имущественных интересов (ст.121 ГК РФ). Ассоциации являются юридическими лицами со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, в том числе: самостоятельной имущественной ответственностью по своим обязательствам имуществом, находящимся в их собственности, способностью выступать в гражданском обороте от своего имени. Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении целей, направленных на достижение общественных благ Холдинги - наиболее распространенная в рыночных отношениях форма объединения коммерческих организаций вертикального типа, основанного на отношениях экономической субординации и контроля. В России холдинги впервые возникли при приватизации крупных государственных предприятий в соответствии с временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Указанное Положение, распространяющее свое действие только на те холдинговые компании, доля уставного капитала которых, находящаяся в государственной собственности, превышает 25%, признает холдинговой компанией предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Понятно, что это определение с развитием рыночных отношений и законодательства безнадежно устарело.

Холдинг или холдинговая компания - совокупность юридических лиц, состоящая из основного (материнского) общества (товарищества) и дочерних хозяйственных обществ, ведущих согласованную производственную, торговую, финансовую или иную предпринимательскую деятельность и связанных между собой отношениями экономической зависимости и контроля, позволяющими основному (материнскому) обществу (товариществу) определять решения дочерних хозяйственных обществ.

Раскрывая понятие основного и дочерних обществ (ст.105 ГК РФ, ст.6 Закона об АО, ст.6 Закона об ООО), законодатель приводит открытый перечень возможных оснований установления контроля основного общества над дочерними:

Наличие преобладающего участия в уставном капитале, которое не обязательно должно превышать 50% голосующих акций (долей участия) общества.

Наличие договора, согласно которому одно общество вынуждено подчиняться другому. Это может быть договор доверительного управления, о совместной деятельности, кредита, ипотеки, залога ценных бумаг, иной предпринимательский договор.

Холдинги - объединения коммерческих организаций, хотя и связанных отношениями экономической зависимости, но не теряющих своей юридической самостоятельности. Сами холдинги не являются юридическими лицами, не подлежат государственной регистрации, такая организационно-правовая форма коммерческих организаций не предусмотрена ГК РФ. Холдинги представляют собой типичный случай предпринимательских объединений с частичной правосубъектностью. В некоторых предпринимательских отношениях холдинговая компания выступает как субъект права, например является с точки зрения антимонопольного законодательства единым хозяйствующим субъектом.

Защищая интересы дочернего общества и его кредиторов, ГК РФ (п.2 ст.105) устанавливает два случая ответственности основного общества (товарищества) по долгам дочернего:

1. Солидарная ответственность наступает по сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение обязательных указаний основного общества, если это основное общество имеет право давать указания дочернему.

2. Субсидиарная ответственность наступает, если по вине основного общества наступило банкротство (несостоятельность) дочернего общества.

Финансово-промышленные группы - форма организационного объединения юридических лиц в целях технологической и экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ст.2 Закона о ФПГ). ФПГ не являются самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, предусмотренных ГК РФ. Они обладают отдельными элементами правосубъектности, например в правоотношениях, регулируемых антимонопольным и налоговым законодательством. Так, Закон о конкуренции на товарном рынке признает ФПГ группой лиц или единым хозяйствующим субъектом (ст.4). Для ФПГ установлена возможность сводного (консолидированного) учета, отчетности и ведение единого баланса группы (ст.13 Закона о ФПГ). Участники ФПГ сохраняют свою юридическую самостоятельность.

Закон о ФПГ в ст.2 называет две возможные разновидности ФПГ: (1) совокупность входящих в группу юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества; (2) совокупность юридических лиц, объединивших полностью или частично свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании ФПГ.

Первая разновидность ФПГ представляет по своей сути холдинговую компанию, которая становится основой создания группы. Участниками ФПГ первого вида являются соответственно основное и дочерние общества; второго вида - юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания.

Имеется ряд законодательно установленных запретов и ограничений на участие в ФПГ. Их участниками не могут быть религиозные и общественные организации. Дочерние общества могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом. Запрещается участие организаций более чем в одной ФПГ.

Согласно Закону о ФПГ финансово-промышленные группы являются транснациональными, если среди их участников есть юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ или имеющие подразделения на территории этих государств, или осуществляющие там капитальное строительство. Транснациональная компания, созданная на основе межправительственного соглашения, приобретает статус межгосударственной ФПГ.

Исследуя особенности ФПГ как объединения в сфере предпринимательства, важно отметить два существенных момента:

1) полномочия органов управления ФПГ не распространяются на всю коммерческую деятельность входящих в ее состав участников. Управляющее воздействие органов ФПГ касается только общей деятельности участников в составе группы. Эта общая деятельность ограничена целями создания ФПГ, частью объединенных для достижения этих целей активов.

2) участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности ФПГ. Особенности привлечения к солидарной ответственности устанавливаются договором о создании ФПГ.
8. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций.

Юридические лица, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, признаются некоммерческими организациями (п.1 ст.50 ГК РФ). Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности (п.5 ст.116 ГК РФ). Конкретные цели некоммерческой организации определяются ее учредительными документами.

Закон о некоммерческих организациях в пределах диспозитивного правового регулирования наряду с предусмотренными ГК РФ потребительскими кооперативами, общественными, религиозными организациями (объединениями), учреждениями, фондами, ассоциациями (союзами) включил в перечень некоммерческих организаций также некоммерческие партнерства, некоммерческие автономные организации, государственные корпорации.

Действующее законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, соблюдение которых является для них обязательным. Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п.1 ст.50 ГК РФ). Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и в соответствии с этими целями (п.3 ст.50 ГК РФ). Второе из приведенных требований означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям:

служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации;

соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.

Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы:

предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией;

предпринимательская деятельность, осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях.

При ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, если иное не установлено федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, а при невозможности использования в соответствии с учредительными документами - обращается в доход государства. Особенности распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, Закон о некоммерческих организациях устанавливает для некоммерческих партнерств. Такое имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом и не более этого взноса, если иное не установлено специальными федеральными законами и учредительными документами некоммерческого партнерства. Особенности распределения имущества ликвидируемого некоммерческого партнерства сближают эту форму некоммерческих организаций с хозяйственными обществами и товариществами, однако, что имущество ликвидируемого хозяйственного общества (товарищества) поступает в собственность участника (товарища) без ограничения его размера пределами взноса в уставный (складочный) капитал.

Лекция№5.

Предприниматель и рынок товаров (работ, услуг).
1. Предприниматель и товарный рынок;

2. Маркетинг в деятельности предпринимателя-товаропроизводителя и его правовое обеспечение.

3. Правовое регулирование рекламы в системе маркетинга. Коммерческая тайна в предпринимательской деятельности.

4. Биржевой товарный рынок.
1. Предприниматель и товарный рынок

Основные понятия:

Аукцион - способ продажи товара с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену.

Бартерная сделка - сделка, при которой взаимный обмен продукцией осуществляется без денежной оплаты. Пропорции обмена при этом определяются, как правило, с учетом соотношения цен на обмениваемые товары на внутреннем или мировом рынке, качества продукции и условий поставки.

Биржевая сделка - зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Биржевой товар - не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.

Брокер - биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента (ст.9 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле").

Брокерская деятельность - совершение биржевых сделок брокером от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента.

Брэнд (брэндинг) - клеймо; марочный (от - "марка товара") принцип управления (brand management), заключающийся в выделении отдельных брэндов (товарных знаков, товарных марок, знаков обслуживания) в самостоятельные объекты маркетинга.

Дилер - биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже для получения выручки (прибыли).

Дилерская деятельность - совершение биржевых сделок дилером от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже.

Информация - совокупность сведений о каких-либо событиях и фактах.

Коммерческая тайна - используемая в предпринимательской деятельности информация, обладающая действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Маркетинг - система коммерческих мер предпринимательской деятельности в условиях рыночной концепции управления. Необходимая составная часть рыночной системы, эффективное средство конкурентной борьбы.

Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этому физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст.2 Закона РФ о рекламе).

Рынок - совокупность социально-экономических отношений между продавцами и покупателями; сфера потенциальных обменов, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда.

Рыночная экономика - система экономических свобод, действующая в жестких рамках закона, поскольку свобода без закона может привести к хаосу и насилию, а закон без свободы чреват тиранией государства.

Товар - продукт труда, произведенный для продажи или обмена.

Товарная биржа - организация, наделенная правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (ч.4 ст.4 Закона о конкуренции на товарных рынках).

Ярмарка - ежегодный рынок. Периодически, как правило, ежегодно организуемые в установленном месте торги.

В условиях рыночной экономики товарного производства предприниматель выступает в качестве товаропроизводителя. Результатом его производственно-хозяйственной деятельности является товар, выполнение работ, оказание услуг.

Товаром является продукт труда, произведенный для продажи или обмена. Исходя из этого общепринятого определения товара предприниматель осуществляет свою производственно-коммерческую деятельность, проводит маркетинговые исследования, анализирует рыночную ситуацию, поведение товара на рынке. Следует подчеркнуть, что в обществе потребления в понятие товара входит не только изделие как таковое, но и все остальные его составляющие, так или иначе предстающие перед покупателем и склоняющие его, в конечном счете, к приобретению именно данного товара, именно этой, а не иной фирмы.

Поэтому предприниматель должен всегда помнить, что рынок требует не просто заданный товар сам по себе, такого-то качества, но и определенного цвета, привлекательной упаковки, соответствующего дизайна (эстетика внешнего вида), с приемлемыми эргономическими особенностями (удобство и комфортность при использовании товара, простота ухода, ремонта, сервисного обслуживания), с исчерпывающей сопровождающей документацией (описание, порядок включения, инструкция по эксплуатации и др.).

Иными словами, предприниматель в условиях рыночной экономики должен производить такие товары, которые бы максимально соответствовали требованиям рынка, определяемым спросом потребителей. Только в этом случае он достигнет поставленной цели - получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей.

Реализуется товар на рынке. Не следует рынок путать с торговлей как таковой. Рынок - это особая экономическая категория, а торговля - отрасль экономики. Рынок - сфера потенциальных обменов. Когда обмены становятся реальными, можно говорить о завершающей (и в то же время начальной) стадии воспроизводственного цикла.

Иногда рынок с правовой точки зрения рассматривают как совокупность сделок, совершаемых с целью взаимного обмена. Но это слишком упрощенное понимание рынка. И подразумевается, скорее всего, предпринимательский оборот, а не рынок.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей