Лекция№6
Правовое регулирование финансовых рынков, рынок ценных бумаг, валютный рынок.
1. Рынок ценных бумаг
Понятие и виды рынка ценных бумаг;
Правовое регулирование рынка ценных бумаг;
Объекты рынка ценных бумаг;
Эмиссия ценных бумаг;
Субъекты рынка ценных бумаг. Эмитент и инвестор как субъекты рынка ценных бумаг;
Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
Государственное регулирование рынка ценных бумаг;
Ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.
2. Валютный рынок:
Понятие валютного рынка;
Валютный рынок и предпринимательская деятельность;
Организация и проведение операций на валютном рынка;
Государственное регулирование на валютном рынке. 1. Рынок ценных бумаг
Понятие и виды рынка ценных бумаг. Рынок ценных бумаг - это сфера обращения определенных видов ценных бумаг, осуществляемого по установленным правилам, между обладающими правами и обязанностями субъектами. В зависимости от территории выделяют национальный и международный рынки. Национальный рынок ценных бумаг, в свою очередь, может быть разделен на местный, региональный, общефедеральный. Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются. Вторичный рынок, в зависимости от участия или неучастия в нем фондовой биржи в качестве посредника совершения сделок купли-продажи, подразделяется на биржевой и небиржевой.
Правовое регулирование в данной сфере осуществляется законодательными и подзаконными нормативными актами. Назовем основные из них.
Закон о РЦБ регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» регулирует отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг, за исключением закладных, а также при исполнении обязательств по указанным ипотечным ценным бумагам.
Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Предметом регулирования Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, в том числе услуг на рынке ценных бумаг.
Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (далее - Закон № 136-ФЗ) устанавливает порядок возникновения в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями; процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг.
В качестве примера подзаконного нормативного акта можно назвать Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера», Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 «Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги».
Особое место среди источников правового регулирования рынка ценных бумаг занимают акты, которые принимались Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ; ныне - ФСФР). Нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, принимаются и иными органами в пределах их компетенции: Министерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ, Банком России.
Следует сказать и о нормативных актах, определяющих правовой режим ценных бумаг. Это в первую очередь ГК РФ, Закон об АО и др.
Некоторые отношения, возникающие при осуществлении деятельности в рассматриваемой сфере, регулируются актами других отраслей права, например, НК РФ Объекты рынка ценных бумаг.
Действующее законодательство в качестве объекта рынка ценных бумаг называет эмиссионную ценную бумагу. В соответствии со ст. 2 Закона о РЦБ, эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
-закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;
- размещается выпусками;
- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Закон о РЦБ предусматривает обращение на рынке в качестве эмиссионных ценных бумаг акций, облигаций, опционов эмитента. Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок или при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой.
Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными и на предъявителя. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.
На каждую эмиссионную ценную бумагу на предъявителя ее владельцу выдается сертификат. Сертификат - это документ, выпускаемый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в нем количество ценных бумаг. Сертификат эмиссионной ценной бумаги должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о РЦБ.
При документарной форме эмиссионных ценных бумаг сертификат и решение о выпуске ценных бумаг являются документами, удостоверяющими права, закрепленные ценной бумагой. При бездокументарной форме таким документом служит решение о выпуске.
Решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, решением о выпуске именных эмиссионных ценных бумаг, может быть определено, что такие бумаги подлежат обязательному хранению в указанном эмитентом депозитарии (эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением). Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не может быть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Процедура эмиссии регламентирована нормами Закона о РЦБ и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 18 июня 2003 г).
Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг. Размещение эмиссионных ценных бумаг - это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок;
2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг - это совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством РФ. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг - это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. В решении о выпуске должны быть сведения, перечень которых приведен в ст. 17 Закона о РЦБ
3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Для регистрации выпуска эмитент обязан представить в регистрирующий орган следующие документы: заявление о регистрации; решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг; проспект эмиссии (если регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта эмиссии); документы, подтверждающие соблюдение законодательства Российской Федерации и др. Порядок регистрации определен Законом о РЦБ и детализирован Распоряжением ФКЦБ от 1 апреля 2003 г. № 03-606/р. Порядок государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Закона о РЦБ без государственной регистрации устанавливает Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 174-ФЗ. Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями (п. 10 ст. 4 Закона о ЦБ РФ).
При регистрации выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается государственный регистрационный номер (в соответствии с Порядком, уст. Постановлением ФКЦБ от 1 апреля 2003 г. № 03-16/пс). Статьей 21 Закона о РЦБ определены основания для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.
4) размещение эмиссионных ценных бумаг. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено Законом о РЦБ. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать указанного в решении о выпуске. Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске. Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска таких бумаг. Информация о цене размещения эмиссионных ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения;
5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Отчет об итогах выпуска должен быть представлен эмитентом в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения их размещения. Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии нарушений, связанных с выпуском, регистрирует его. За полноту зарегистрированного отчета отвечает регистрирующий орган.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем от-. крытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. В этом случае каждый этап процедуры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации (в соответствии с Постановлением ФКЦБ от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»). Особенности процедуры эмиссии облигаций Банка России определяются Положением об особенностях процедуры эмиссии облигаций ЦБ РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 799. Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, а также условия их размещения регулируются Законом № 136-ФЗ. Субъекты рынка ценных бумаг. Эмитент и инвестор как субъекты рынка ценных бумаг. Субъектами рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка ценных бумаг, саморегулируемые организации, государство.
Эмитент - это субъект, несущий от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Согласно ст. 2 Закона № 136-ФЗ, эмитентами могут быть
юридические лица, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Эмитентами акций могут выступать только акционерные общества.
Эмитентами облигаций могут быть юридические лица, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Законодательство содержит некоторые ограничения по осуществлению эмиссии облигаций (ст. 33 Закона об АО и др.).
Порядок определения эмитента государственных и муниципальных облигаций предусмотрен Законом об особенностях эмиссии ценных бумаг, в соответствии со ст. 3 которого, решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета.
Инвестор - субъект, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги с целью получения прибыли и иного положительного экономического результата.
Инвестициями могут быть любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами, в том числе деньги, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте РФ), иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.
В роли инвесторов могут выступать физические, юридические лица, ицые организации, государство, муниципальные образования. Правовое положение инвесторов, а.также порядок осуществления инвестиционной деятельности, в том числе инвестирования в ценные бумаги, определяется Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», иными актами.
Среди субъектов, осуществляющих вложение средств в ценные бумаги, особое место занимают так называемые институциональные инвесторы, для которых осуществление инвестиций является одним из основных видов деятельности. К таким инвесторам, в частности, относятся инвестиционные фонды.
Законодательством установлены особые правила инвестирования в ценные бумаги для некоторых субъектов. В частности, предусмотрены особенности инвестирования в ценные бумаги пенсионных резервов негосударственными пенсионными фондами, формирование страховых резервов страховщиками. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юридические лица, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в соответствии с гл. 2 Закона о РЦБ, являются брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.
Брокер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью. Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Порядок ведения брокерской деятельности регламентируется ст. 3 Закона о РЦБ, а также Правилами осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 11 октября 1999 г. № 9; Положением о требованиях к разделению денежных средств брокера и денежных средств его клиентов и обеспечению прав клиентов при использовании денежных средств клиентов в собственных интересах брокера, утв. Постановлением ФКЦБ от 13 августа 2003 г. № 03-39/пс; Правилами осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств или ценных бумаг, переданных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок), утв. Постановлением ФКЦБ от 13 августа 2003 г. № 03-37/пс, Правилами осуществления брокерской деятельности при совершении некоторых сделок на рынке ценных бумаг, другими актами.
Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся дилерской деятельностью. Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное или максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные в договоре цены. Порядок ведения дилерской деятельности регламентируется ст. 4 Закона о РЦБ, а также Правилами осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.
Управляющий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами. Деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, права и обязанности управляющего определяются ст. 5 Закона о РЦБ, Положением о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги, утв. Постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г. №37, а также договором.
Клиринговая организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий клиринговую деятельность (клиринг). Клирингом признается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Порядок осуществления клиринговой деятельности регламентируется ст. 6 Закона о РЦБ, а также Положением о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ от 14 августа 2002 г. № 32/пс.
Депозитарий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность. Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету и переходу прав на ценные бумаги. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом. Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счете «Депо»). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой частью заключенного депозитарного договора. Порядок осуществления депозитарной деятельности, права и обязанности депозитария, условия депозитарного договора определяются ст. 7 Закона, а также Положением о депозитарной деятельности, утв. Постановлением ФКЦБ от 16 октября 1997 г. № 36.
Держатель реестра-(регистратор) - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению : реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признается сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Реестр представляет собой список зарегистрированных владельцев ценных бумаг с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов. Порядок осуществления деятельности держателей реестра регулируется ст. 8 Закона о РЦБ, а также Положением о ведении реестра владельцев ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997г. №27.
Организатор торговли на рынке ценных бумаг - профессиональный участник рынка ценных бумаг, предоставляющий услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Права и обязанности данного субъекта регулируются ст. 9 Закона о РЦБ, а также Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 26 декабря 2003 г. № 03-54/пс.
Возможность совмещения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг определяется Законом о РЦБ (например, установлено, что осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг) и иными нормативными правовыми актами (Положение об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию, утв. ФКЦБ, ЦБ РФ от 20, 22 января 1998 г. № 3, 16-п).
Финансовый консультант на рынке ценных бумаг - юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.
Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг как субъект рынка ценных бумаг представляет собой добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом о РЦБ и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Саморегулируемые организации учреждаются в целях обеспечения оптимальных условий для профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов - профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами организации, а также для установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.
Деятельность саморегулируемых организаций регламентируется Законом о РЦБ и Положением о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 1 июля 1997 г. № 24. Законодательством определяются условия создания саморегулируемой организации и требования, предъявляемые к ней и ее членам.
Государство как субъект рынка ценных бумаг выступает в двоякой роли. С одной стороны, государство, действуя через соответствующие компетентные государственные органы, может являться эмитентом, инвестором и даже профессиональным участником данного рынка. С другой стороны, государство осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, контроль и надзор за деятельностью его субъектов. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг имеет целью обеспечение публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка.
Назовем и кратко охарактеризуем основные направления государственного регулирования рынка ценных бумаг.
1.Нормативное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем издания компетентными государственными органами нормативных правовых актов.
2.Создание специального органа государственного регулирования, в качестве которого в настоящее время выступает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках и находящимся в ведении Правительства РФ. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основными функциями ФСФР являются:
- осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
- обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, других участников финансового рынка.
3 Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками на основании лицензии. Условия лицензирования определяются Порядком лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ от 15 августа 2000 г. № 10, другими актами, устанавливающими общие и специальные лицензионные требования и условия.
4.Лицензирование саморегулируемых организаций осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании саморегулируемых организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 1 июля 1997 г. № 24.
5.Аттестация специалистов рынка ценных бумаг проводится в целях подтверждения квалификации лиц, оказывающих профессиональные услуги на фондовом рынке. Документом, подтверждающим соответствие субъекта установленным требованиям, является квалификационный аттестат. Положение о специалистах рынка ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 24 декабря 2003 г. № 03-47/пс.
6. Регулирование информационного обеспечения рынка ценных бумаг. Законодательством устанавливаются правила раскрытия информации при эмиссии ценных бумаг, порядок использования служебной информации. Большое внимание уделяется рекламе на рынке ценных бумаг. Нормы гл. 9 Закона о РЦБ содержат требования к рекламе, основания прекращения договора на рекламу эмиссионных ценных бумаг. В частности, рекламодателям запрещается:
- указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности, о видах и характеристиках ценных бумаг, другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;
- указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
- использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции. При регулировании рекламы на рынке ценных бумаг следует также учитывать требования Закона о рекламе.
7.Регулирование отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг, осуществляется Законом о конкуренции на рынке финансовых услуг.
8.Установление мер, направленных на обеспечение государственной и общественной защиты интересов субъектов рынка ценных бумаг. Так, Федеральным законом от 5 марта 1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» введены дополнительные требования к профессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на фондовом рынке, дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, а также иные меры, направленные на защиту прав и законных интересов инвесторов как субъектов рынка ценных бумаг. Ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг. За противоправные деяния, нарушающие законодательство и иные нормативные правовые акты о рынке ценных бумаг, должностные лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, организации (их руководители) или граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность. Основания, меры ответственности и порядок ее применения определены Законом о РЦБ (ст. 51) и иными нормативными правовыми актами.
Административная ответственность за нарушения на рынке ценных бумаг предусмотрена ст. 15.17 («Недобросовестная эмиссия ценных бумаг»); ст. 15.18. («Незаконные сделки с ценными бумагами»); ст. 15.19 («Нарушение требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг»); ст. 15.21 («Использование служебной информации на рынке ценных бумаг»), ст. 15.22 («Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг»); ст. 15.23 («Уклонение от передачи регистратору ведения реестра владельцев ценных бумаг») и другими статьями КоАП РФ. Постановлением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. № 2002 г. № 33/пс утвержден перечень должностных лиц ФКЦБ России и региональных отделений ФКЦБ России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Очевидно, ныне эти полномочия перешли к должностным лицам ФСФР.
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 185 УК РФ («Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии)»); ст. 185.1. («Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах»); ст. 186 («Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»).
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |