Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Конспект лекций РПП (по желанию). Минобрнауки россии


НазваниеМинобрнауки россии
АнкорКонспект лекций РПП (по желанию).doc
Дата28.09.2017
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКонспект лекций РПП (по желанию).doc
ТипЛекция
#21103
страница9 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

Лекция№6

Правовое регулирование финансовых рынков, рынок ценных бумаг, валютный рынок.

1. Рынок ценных бумаг

Понятие и виды рынка ценных бумаг;

Правовое регулирование рынка ценных бумаг;

Объекты рынка ценных бумаг;

Эмиссия ценных бумаг;

Субъекты рынка ценных бумаг. Эмитент и инвестор как субъекты рынка ценных бумаг;

Профессиональные участники рынка ценных бумаг;

Государственное регулирование рынка ценных бумаг;

Ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.

2. Валютный рынок:

Понятие валютного рынка;

Валютный рынок и предпринимательская деятельность;

Организация и проведение операций на валютном рынка;

Государственное регулирование на валютном рынке.
1. Рынок ценных бумаг

Понятие и виды рынка ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг - это сфера обращения определенных видов ценных бумаг, осуществляемого по установленным правилам, между обладающими правами и обязанностями субъектами. В зависимости от территории выделяют национальный и международный рынки. Национальный рынок ценных бумаг, в свою очередь, может быть раз­делен на местный, региональный, общефедеральный. Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный. Первичный рынок возни­кает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансо­вые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются. Вторичный рынок, в зависимости от участия или неучастия в нем фондовой биржи в качестве посредника совершения сделок купли-продажи, подразделяется на биржевой и небиржевой.

Правовое регулирование в данной сфере осуществляется законо­дательными и подзаконными нормативными актами. Назовем основ­ные из них.

Закон о РЦБ регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных фе­деральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» регулирует отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг, за исключе­нием закладных, а также при исполнении обязательств по указанным ипотечным ценным бумагам.

Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» устанавли­вает меры, направленные на обеспечение государственной и общест­венной защиты прав и законных интересов физических и юридичес­ких лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями профес­сиональных участников рынка ценных бумаг.

Предметом регулирования Закона о конкуренции на рынке фи­нансовых услуг являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг, в том числе услуг на рынке ценных бумаг.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бу­маг» (далее - Закон № 136-ФЗ) устанавливает порядок возникновения в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бу­маг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектами РФ, муниципальными образованиями; процедуру эмиссии государст­венных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг.

В качестве примера подзаконного нормативного акта можно на­звать Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. № 2063 «О мерах по го­сударственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1210 «О ме­рах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера», Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 934 «Об утверждении порядка наложения ареста на ценные бумаги».

Особое место среди источников правового регулирования рынка ценных бумаг занимают акты, которые принимались Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ; ныне - ФСФР). Норматив­ные акты, регулирующие рынок ценных бумаг, принимаются и иными органами в пределах их компетенции: Министерством финансов РФ, Министерством юстиции РФ, Банком России.

Следует сказать и о нормативных актах, определяющих правовой режим ценных бумаг. Это в первую очередь ГК РФ, Закон об АО и др.

Некоторые отношения, возникающие при осуществлении деятель­ности в рассматриваемой сфере, регулируются актами других отраслей права, например, НК РФ
Объекты рынка ценных бумаг.

Действующее законодательство в качестве объекта рынка ценных бумаг называет эмиссионную ценную бумагу. В соответствии со ст. 2 Закона о РЦБ, эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

-закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;

- размещается выпусками;

- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Закон о РЦБ предусматривает обращение на рынке в качестве эмиссионных ценных бумаг акций, облигаций, опционов эмитента. Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предус­матривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущест­венные права. Опцион эмитента - эмиссионная ценная бумага, за­крепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок или при наступлении указанных в ней обстоятельств определен­ного количества акций эмитента такого опциона по цене, определен­ной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой.

Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными и на предъяви­теля. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться толь­ко в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмот­ренных федеральными законами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.

На каждую эмиссионную ценную бумагу на предъявителя ее вла­дельцу выдается сертификат. Сертификат - это документ, выпуска­емый эмитентом и удостоверяющий совокупность прав на указанное в нем количество ценных бумаг. Сертификат эмиссионной ценной бума­ги должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом о РЦБ.

При документарной форме эмиссионных ценных бумаг сертифи­кат и решение о выпуске ценных бумаг являются документами, удос­товеряющими права, закрепленные ценной бумагой. При бездокумен­тарной форме таким документом служит решение о выпуске.

Решением о выпуске эмиссионных ценных бумаг на предъявителя, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, решением о выпуске именных эмиссионных ценных бумаг, может быть определено, что такие бумаги подлежат обязательному хранению в указанном эми­тентом депозитарии (эмиссионные ценные бумаги с обязательным цен­трализованным хранением). Сертификат эмиссионных ценных бумаг на предъявителя с обязательным централизованным хранением не мо­жет быть выдан на руки владельцу (владельцам) таких ценных бумаг.
Эмиссия ценных бумаг.
Эмиссия ценных бумаг представляет собой установленную зако­ном последовательность действий эмитента по размещению эмисси­онных ценных бумаг. Процедура эмиссии регламентирована нормами Закона о РЦБ и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 18 июня 2003 г).

Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следую­щие этапы:

1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг. Размещение эмиссионных ценных бумаг - это отчуждение эмиссион­ных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок;

2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг - это совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную сто­имость в случае, если наличие номинальной стоимости предусмотре­но законодательством РФ. Решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг - это документ, содержащий данные, достаточные для установ­ления объема прав, закрепленных ценной бумагой. В решении о выпу­ске должны быть сведения, перечень которых приведен в ст. 17 Зако­на о РЦБ

3) государственная регистрация выпуска (дополнительного выпус­ка) эмиссионных ценных бумаг. Для регистрации выпуска эмитент обязан представить в регистрирующий орган следующие документы: заявление о регистрации; решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг; проспект эмиссии (если регистрация выпуска сопровождается регистрацией проспекта эмиссии); документы, подтверждающие со­блюдение законодательства Российской Федерации и др. Порядок ре­гистрации определен Законом о РЦБ и детализирован Распоряжени­ем ФКЦБ от 1 апреля 2003 г. № 03-606/р. Порядок государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу За­кона о РЦБ без государственной регистрации устанавливает Феде­ральный закон от 10 декабря 2003 г. № 174-ФЗ. Банк России регистри­рует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями (п. 10 ст. 4 Закона о ЦБ РФ).

При регистрации выпуску эмиссионных ценных бумаг присваива­ется государственный регистрационный номер (в соответствии с По­рядком, уст. Постановлением ФКЦБ от 1 апреля 2003 г. № 03-16/пс). Статьей 21 Закона о РЦБ определены основания для отказа в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.

4) размещение эмиссионных ценных бумаг. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено Законом о РЦБ. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать указанного в решении о выпуске. Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем ука­зано в решении о выпуске. Эмитент обязан завершить размещение вы­пускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации выпуска таких бумаг. Информация о це­не размещения эмиссионных ценных бумаг может раскрываться в день начала размещения;

5) государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополни­тельного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Отчет об итогах выпус­ка должен быть представлен эмитентом в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения их размещения. Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бу­маг в двухнедельный срок и при отсутствии нарушений, связанных с выпуском, регистрирует его. За полноту зарегистрированного отчета отвечает регистрирующий орган.

Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпус­ка) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их про­спекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем от-. крытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. В этом случае каждый этап процеду­ры эмиссии ценных бумаг сопровождается раскрытием информации (в соответствии с Постановлением ФКЦБ от 2 июля 2003 г. № 03-32/пс «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»). Особенности процедуры эмиссии облигаций Банка России опреде­ляются Положением об особенностях процедуры эмиссии облигаций ЦБ РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 799. Процедура эмиссии государственных и муниципальных цен­ных бумаг, а также условия их размещения регулируются Законом № 136-ФЗ.
Субъекты рынка ценных бумаг. Эмитент и инвестор как субъекты рынка ценных бумаг.
Субъектами рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесто­ры, профессиональные участники рынка ценных бумаг, саморегули­руемые организации, государство.

Эмитент - это субъект, несущий от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закреп­ленных ими. Согласно ст. 2 Закона № 136-ФЗ, эмитентами могут быть

юридические лица, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Эмитентами акций могут выступать только акцио­нерные общества.

Эмитентами облигаций могут быть юридические лица, органы ис­полнительной власти и органы местного самоуправления. Законода­тельство содержит некоторые ограничения по осуществлению эмис­сии облигаций (ст. 33 Закона об АО и др.).

Порядок определения эмитента государственных и муниципальных облигаций предусмотрен Законом об особенностях эмиссии ценных бу­маг, в соответствии со ст. 3 которого, решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган ис­полнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета.

Инвестор - субъект, осуществляющий вложение собственных, за­емных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бу­маги с целью получения прибыли и иного положительного экономиче­ского результата.

Инвестициями могут быть любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте в соответствии с фе­деральными законами, в том числе деньги, ценные бумаги (в иност­ранной валюте и валюте РФ), иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.

В роли инвесторов могут выступать физические, юридические ли­ца, ицые организации, государство, муниципальные образования. Правовое положение инвесторов, а.также порядок осуществления ин­вестиционной деятельности, в том числе инвестирования в ценные бу­маги, определяется Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвести­ционной деятельности в РСФСР», иными актами.

Среди субъектов, осуществляющих вложение средств в ценные бумаги, особое место занимают так называемые институциональные инвесторы, для которых осуществление инвестиций является одним из основных видов деятельности. К таким инвесторам, в частности, относятся инвестиционные фонды.

Законодательством установлены особые правила инвестирования в ценные бумаги для некоторых субъектов. В частности, предусмотре­ны особенности инвестирования в ценные бумаги пенсионных резер­вов негосударственными пенсионными фондами, формирование стра­ховых резервов страховщиками.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг - это юриди­ческие лица, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Профессиональными участниками рынка цен­ных бумаг, в соответствии с гл. 2 Закона о РЦБ, являются брокеры, ди­леры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держа­тели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

Брокер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, зани­мающийся брокерской деятельностью. Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сде­лок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эми­тента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиен­том. Порядок ведения брокерской деятельности регламентируется ст. 3 Закона о РЦБ, а также Правилами осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, утв. Постановлени­ем ФКЦБ от 11 октября 1999 г. № 9; Положением о требованиях к раз­делению денежных средств брокера и денежных средств его клиентов и обеспечению прав клиентов при использовании денежных средств клиентов в собственных интересах брокера, утв. Постановлением ФКЦБ от 13 августа 2003 г. № 03-39/пс; Правилами осуществления брокерской деятельности при совершении на рынке ценных бумаг сделок с использованием денежных средств или ценных бумаг, пере­данных брокером в заем клиенту (маржинальных сделок), утв. Поста­новлением ФКЦБ от 13 августа 2003 г. № 03-37/пс, Правилами осуще­ствления брокерской деятельности при совершении некоторых сделок на рынке ценных бумаг, другими актами.

Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, занима­ющийся дилерской деятельностью. Дилерской деятельностью призна­ется совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) про­дажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Кроме цены дилер имеет право объявить иные существенные условия договора купли-продажи ценных бумаг: минимальное или максимальное количество покупаемых и (или) про­даваемых ценных бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные в договоре цены. Порядок ведения дилерской деятельно­сти регламентируется ст. 4 Закона о РЦБ, а также Правилами осуще­ствления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бу­маг.

Управляющий - профессиональный участник рынка ценных бу­маг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумага­ми. Деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознагражде­ние в течение определенного срока доверительного управления пере­данными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бу­магами; денежными средствами, предназначенными для инвестиро­вания в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами. Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, пра­ва и обязанности управляющего определяются ст. 5 Закона о РЦБ, По­ложением о доверительном управлении ценными бумагами и средст­вами инвестирования в ценные бумаги, утв. Постановлением ФКЦБ от 17 октября 1997 г. №37, а также договором.

Клиринговая организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий клиринговую деятельность (кли­ринг). Клирингом признается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Порядок осу­ществления клиринговой деятельности регламентируется ст. 6 Зако­на о РЦБ, а также Положением о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ от 14 августа 2002 г. № 32/пс.

Депозитарий - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность. Депозитарной дея­тельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг или учету и переходу прав на ценные бумаги. Лицо, пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги, именуется депонентом. Договор между депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процессе депозитарной деятельности, именуется депозитарным до­говором (договором о счете «Депо»). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой частью заключенного депозитарного договора. Поря­док осуществления депозитарной деятельности, права и обязанности депозитария, условия депозитарного договора определяются ст. 7 За­кона, а также Положением о депозитарной деятельности, утв. Поста­новлением ФКЦБ от 16 октября 1997 г. № 36.

Держатель реестра-(регистратор) - профессиональный участ­ник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению : реестра владельцев ценных бумаг. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признается сбор, фиксация, обработка, хра­нение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Реестр представляет собой список зарегистрированных владельцев ценных бумаг с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев, количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. Договор на ведение ре­естра заключается только с одним юридическим лицом. Регистратор может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного чис­ла эмитентов. Порядок осуществления деятельности держателей рее­стра регулируется ст. 8 Закона о РЦБ, а также Положением о веде­нии реестра владельцев ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997г. №27.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг - профессиональ­ный участник рынка ценных бумаг, предоставляющий услуги, непо­средственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Права и обязанности данного субъекта регулируются ст. 9 Закона о РЦБ, а также Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ от 26 декабря 2003 г. № 03-54/пс.

Возможность совмещения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг определяется Законом о РЦБ (например, ус­тановлено, что осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной дея­тельности на рынке ценных бумаг) и иными нормативными правовы­ми актами (Положение об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверитель­ному управлению ценными бумагами с операциями по централизо­ванному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию, утв. ФКЦБ, ЦБ РФ от 20, 22 января 1998 г. № 3, 16-п).

Финансовый консультант на рынке ценных бумаг - юридичес­кое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эми­тенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг как субъект рынка ценных бумаг представляет собой добровольное объединение профессиональных участников рын­ка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом о РЦБ и функционирующее на принципах некоммерческой организации. Са­морегулируемые организации учреждаются в целях обеспечения оп­тимальных условий для профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной эти­ки на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бу­маг и иных клиентов - профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами организации, а также для установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

Деятельность саморегулируемых организаций регламентируется Законом о РЦБ и Положением о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг, утв. Постанов­лением ФКЦБ от 1 июля 1997 г. № 24. Законодательством определя­ются условия создания саморегулируемой организации и требования, предъявляемые к ней и ее членам.

Государство как субъект рынка ценных бумаг выступает в двоя­кой роли. С одной стороны, государство, действуя через соответствую­щие компетентные государственные органы, может являться эмитен­том, инвестором и даже профессиональным участником данного рынка. С другой стороны, государство осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, контроль и надзор за деятельностью его субъектов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг имеет целью обеспечение публичных интересов общества и частных интере­сов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка.

Назовем и кратко охарактеризуем основные направления государ­ственного регулирования рынка ценных бумаг.

1.Нормативное регулирование рынка ценных бумаг осуществля­ется путем издания компетентными государственными органами нор­мативных правовых актов.

2.Создание специального органа государственного регулирования, в качестве которого в настоящее время выступает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осу­ществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках и находящимся в ведении Правительства РФ. Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основными функциями ФСФР являются:

- осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистра­ции проспектов ценных бумаг;

- обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществление в рамках установленных федеральными закона­ми и иными нормативными правовыми актами РФ функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участ­ников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, других участников финансового рынка.

3 Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками на основании ли­цензии. Условия лицензирования определяются Порядком лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бу­маг Российской Федерации, утв. Постановлением ФКЦБ от 15 августа 2000 г. № 10, другими актами, устанавливающими общие и специаль­ные лицензионные требования и условия.

4.Лицензирование саморегулируемых организаций осуществля­ется в соответствии с Положением о лицензировании саморегулируе­мых организаций - профессиональных участников рынка ценных бу­маг, утв. Постановлением ФКЦБ от 1 июля 1997 г. № 24.

5.Аттестация специалистов рынка ценных бумаг проводится в це­лях подтверждения квалификации лиц, оказывающих профессио­нальные услуги на фондовом рынке. Документом, подтверждающим соответствие субъекта установленным требованиям, является квали­фикационный аттестат. Положение о специалистах рынка ценных бу­маг, утв. Постановлением ФКЦБ от 24 декабря 2003 г. № 03-47/пс.

6. Регулирование информационного обеспечения рынка ценных бумаг. Законодательством устанавливаются правила раскрытия ин­формации при эмиссии ценных бумаг, порядок использования слу­жебной информации. Большое внимание уделяется рекламе на рынке ценных бумаг. Нормы гл. 9 Закона о РЦБ содержат требования к рек­ламе, основания прекращения договора на рекламу эмиссионных цен­ных бумаг. В частности, рекламодателям запрещается:

- указывать в рекламе недостоверную информацию о своей дея­тельности, о видах и характеристиках ценных бумаг, другую инфор­мацию, направленную на обман или введение в заблуждение владель­цев и других участников рынка ценных бумаг;

- указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по цен­ным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;

- использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции. При регулировании рекламы на рынке ценных бумаг следует так­же учитывать требования Закона о рекламе.

7.Регулирование отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг, осуществляется Законом о конкуренции на рынке фи­нансовых услуг.

8.Установление мер, направленных на обеспечение государствен­ной и общественной защиты интересов субъектов рынка ценных бумаг. Так, Федеральным законом от 5 марта 1999 г. «О защите прав и закон­ных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» введены дополни­тельные требования к профессиональным участникам, предоставляю­щим услуги инвесторам на фондовом рынке, дополнительные условия размещения эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов, а также иные меры, направленные на защиту прав и за­конных интересов инвесторов как субъектов рынка ценных бумаг.
Ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.
За противоправные деяния, нарушающие законодательство и иные нормативные правовые акты о рынке ценных бумаг, должностные ли­ца органов исполнительной власти и органов местного самоуправ­ления, организации (их руководители) или граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, ад­министративную, уголовную и иную ответственность. Основания, ме­ры ответственности и порядок ее применения определены Законом о РЦБ (ст. 51) и иными нормативными правовыми актами.

Административная ответственность за нарушения на рынке цен­ных бумаг предусмотрена ст. 15.17 («Недобросовестная эмиссия цен­ных бумаг»); ст. 15.18. («Незаконные сделки с ценными бумагами»); ст. 15.19 («Нарушение требований законодательства, касающихся предоставления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг»); ст. 15.21 («Использование служебной информации на рынке ценных бумаг»), ст. 15.22 («Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг»); ст. 15.23 («Уклонение от передачи регистратору веде­ния реестра владельцев ценных бумаг») и другими статьями КоАП РФ. Постановлением ФКЦБ России от 14 августа 2002 г. № 2002 г. № 33/пс утвержден перечень должностных лиц ФКЦБ России и ре­гиональных отделений ФКЦБ России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Очевидно, ныне эти полномочия перешли к должностным лицам ФСФР.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 185 УК РФ («Злоупо­требления при выпуске ценных бумаг (эмиссии)»); ст. 185.1. («Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах»); ст. 186 («Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг»).
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей