Отрядная план-сетка
существует общелагерный план, и не нужно этим планам «конфликтовать» между собой;
праздники, которые идут один за другим, могут утомить также, как и скучные будни, и вообще, - лучший отдых - это смена деятельности;
может измениться погода, и тогда вместо «запланированного» придется проводить «резервное».
В ходе первых дел, знакомств, экскурсий, прогулок и т.п. вожатый настраивает ребят на мысль о том, что вся будущая жизнь в лагере зависит от их предложений, от того, как они смогут выбрать интересные дела.
Советы вожатому, планирующему свою работу:
- ознакомьтесь с программой данного лагеря;
- определите цели и задачи предстоящей смены;
- изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;
- изучите возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;
- отберите средства, формы и методы, которыми владеете;
- составьте модель смены с учетом возможностей лагеря;
- продумайте, как создать творческую атмосферу в отряде;
- учитывайте интересы детей.
Требования к плану работы вожатого:
направленность плана на достижение определенного педагогического результата - отражение социального заказа на формирование качеств личности;
соответствие целям и задачам программы лагеря;
полезная направленность планируемых дел;
учет возрастных особенностей, интересов и потребностей детей;
разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности;
систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;
реальность планов (по видам деятельности, по срокам);
согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря.
В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно план не перегружать.
Следует помнить, что не так важна форма плана и количество дел в нем. Важно другое: знать детей, любить их, быть терпимым. Это значит, что вожатый должен все время наблюдать их, изучать специально и в ежедневном общении.
При составлении отрядного плана также следует учитывать периодику ВДК.
Оргпериод - игры на знакомство, экскурсии по лагерю, придумывание визитки, названия, девиза отряда, подготовка к открытию смены, огонек знакомств, игры на сближение и социометрию, оформление отрядного уголка и т.д.
Основной период – КТД, КТИ, игры на сплочение, доверие, развлекательные, интеллектуальные, словесные, подвижные, спортивные соревнования, тематические огоньки и т.д.
Заключительный период–новые интересные игры, звездный поход, подготовка к закрытию, поход к дереву желаний, прощальный огонек, награждение детей.
ВАЖНО помнить!
Наличие свободного времени для отрядных мероприятий, также зависит от специфики смены. В обычном лагере – времени много, программа профильных лагерей и санаториев оставляет меньше времени на работу с отрядом и подготовку к мероприятиям.
В заключении, хотелось бы сразу предостеречь от избыточного планирования и заорганизованности.
Иногда бывает, что-то планируешь и организуешь. Особенно это касается каких-то мероприятий, где кто-то передает другому навык и ответственность. Так вот, в каждом из этих мероприятий есть некий качественный скачок, хотя бы один. И он происходит если не внутри, то по крайней мере изнутри. В этом есть что-то дикое и стихийное. Его нельзя гарантировать, его невозможно организовать или спланировать. Многие скачки происходят даже не по теме планов и в самый неожиданный момент. Иногда такие случаются как раз посередине реализации неких планов, и на поверхность реальности ты выныриваешь, как из телепорта в другой мир. С новыми целями, с перекроенными ценностями, с устремлениями, которые могут иметь мало общего с теми, которые были в начале реализации тех планов, в процессе осуществления которых был совершен скачок.
3. Дневник вожатого. Существенно облегчить работу, а также собрать всю имеющуюся информацию поможет дневник вожатого. Дневник вожатого – это рабочая тетрадь (блокнот и т.д.), в которой записывается вся необходимая в течение сезона информация для вожатого.
Ежедневно вожатый вынужден держать в голове массу информации. Необходимо помнить все, что говорят на планерке, не опаздывать в столовую, вовремя приходить на репетиции и мероприятия, не забывать про дежурство отряда и смену белья. И при этом с самого начала сезона нужно запомнить имена всех детей в отряде.
Ведение дневника существенно облегчает вожатому организацию и планирование дня. И хотя некоторые как начинающие вожатые, так и вожатые со стажем считают ведение дневника бесполезной тратой времени, именно дневник является главным помощником вожатому в работе.
Оформляется вожатский дневник в свободной форме, главное подойти к этому делу творчески и креативно. Какую информацию помещать в дневник каждый решает сам для себя, однако есть разделы, которые должны ОБЯЗАТЕЛЬНО присутствовать в дневнике:
1. Ф.И.О. вожатого, № и дата сезона, № отряда.
2. Сведения об отряде: название, девиз, список детей отряда.
3. Режим дня.
4. График работы различных служб лагеря: душ, библиотека, мед.служба и т.д.
5. План-сетка общелагерных мероприятий.
6. План-сетка отрядных мероприятий.
7. Записи с планерок.
Некоторые лагеря требуют более полных дневников вожатого со всеми целями, задачами, с прописанными психологическими особенностями и т.д. Такие дневники включают разделы:
* Цели и задачи на смену. * Воспитательные задачи: * Цели и задачи организационного периода. * Психолого-педагогическая характеристика коллектива отряда по итогам опериодов смены * Возрастные психологические особенности детей. (Чем увлекаются дети отряда, какие складываются взаимоотношения в отряде, уровень воспитанности детей, особенности темперамента и характера детей, индивидуальные особенности). * Анализ дня и проведенные мероприятия * Анализ смены * Выводы по смене и педагогической работе и т.д. (!) Дневники вожатого требуются крайне редко, данная информация представлена скорее для ознакомления, чем с образовательной целью. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |