Главная страница

Москваолма медиа Групп


Скачать 0.86 Mb.
НазваниеМоскваолма медиа Групп
АнкорBuharova_Svyatyni_Otechectva.pdf
Дата13.01.2017
Размер0.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBuharova_Svyatyni_Otechectva.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#6390
страница1 из 13
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Москва
ОЛМА Медиа Групп
2012
Святыни
Отечества
Опыт преподавания в средней общеобразовательной школе сельского региона
Святыни Отечества»
Опыт преподавания
в средней общеобразовательной
школе сельского региона
Святыни Отечества — что это Ехал как-то поездом долго, трое суток. Пустые поля, забытые деревеньки, сёла… А когда-то всё это было заполнено жизнью и не думалось, что будет иначе. Жизни не в городе, где нет шума, поисков работы и развлечений — очень мало осталось.
В сельских школах учителя знали не только своих учеников, но и их бабушек и дедушек, каждый ребёнок был на виду. Да и человек на земле — поневоле человек государственный. Нельзя этого разрушать — страны не будет.
Одной частной собственностью не удержать огромные пространства, которые всегда удерживались трудом, деревнями, сёлами, церковью и малыми школами.
А пока нам за деревьями леса не видно.
Представленная книга открывает именно эту плоскость большой проблемы, которая касается не только жителей сельских регионов. Дай Бог, на эйфории построения мегаполисов не проскочить мимо своего Отечества и своих Святынь.
Благочинный Юрьевецкого района
Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии — протоиерей Максим Верещак
Когда мне рекомендовали просмотреть эту книгу, то таки сказали Посмотри, это уникальная книга. В чём тут дело, что особенного Методическими пособиями нас уже не удивишь. Читаю и вижу — нет дидактики, нет обтекаемых фраз, общих слов, неприменимых в реальности рекомендаций а есть настоящий интерес к жизни, я бы сказал — энергия жизни — итак буквально в каждой теме, на каждом уроке. Принцип изложения — от всем известного к раскрытию тайны этого, казалось бы, известного. И постепенно происходит восстановление некой системы правильного радостного устроения жизни, которое мы как-то растеряли и растерялись сами. Перед нами явление не методического пособия, не теоретизирование сверху, а тот самый плод практики, который вырос в стороне от больших споров, вырос, потому что необходимо ему было вырасти на ниве нашего традиционного школьного образования, где воспитательная задача никогда не отделялась от образовательной и более того — всегда её предваряла. Кого вырастим Умных, алчных и
ББК 86.372
УДК 072
Б94
Бухарова НЕ. Святыни Отечества Опыт преподавания в средней общеобразовательной школе сельского региона. М ОЛМА Медиа Групп, 2012. — 136 сил Любому педагогу в первую очередь необходим опыт проведения конкретных уроков. Сейчас существует огромное количество программ по курсу Основы православной культуры, принятых на региональных уровнях, и авторских. Но большинство из них объёмными вопросами проведения уроков не занимается.
Христос с учениками притчами говорила как педагогу справиться с богословским багажом самому, да ещё и перевести его на доступный детям язык, да ещё и сделать так, чтобы ребёнок в конце концов в Церковь пришла не убежал от неё подальше, и пришёл именно в Православную Церковь, а не к протестантам или в какую-нибудь секту?
Книга адресована всем, кому небезразличны проблемы детского мировоззрения.
Своим неординарным подходом к важнейшим аспектам нашей повседневной жизни она будет интересна и широкому кругу читателей.
ББК 86.372
УДК 072
Бухарова Наталья Евгеньевна
СвятыНи ОтЕчЕСтвА
Опыт преподавания в средней общеобразовательной школе сельского региона
Ответственный за выпуск В. Г. Кузнецов

Компьютерная верстка А. В. Майоровой

Корректор Л. А. Пруткова
Подписано в печать Формат 60×90 1
/
8
. Усл. печ. л. 12,0+вкл. 5,0. Тираж 1000 экз.
Изд. № 12-10733. Заказ ЗАО «ОЛМА Медиа Групп, г. Москва, Звездный б-р, дом 21, стр. 3, помещение I, комната 5 143421, Московская область, Красногорский район, й км трассы «Балтия», бизнес-парк Рига Лэнд», стр. 3
www.olmamedia.ru
© НЕ Бухарова., 2012
© ЗАО «ОЛМА Медиа Групп, оформление, Б 94
ISBN 978-5-373-04856-9
Святыни Отечества
5
жестоких успешных менеджеров или сынов Отечества, для которых само понятие Святости не останется чужим. Ив этом ключе — эта уникальная книга, посвящающая в личный опыт летнего донесения причастности сельских школьников к русским святыням. Она принесет пользу не только учителям, но и всякому думающему нашему современнику, поскольку в обесдуховленной постмодерной реальности живое слово, воплощающее практический опыт, необходимо в той же степени как глоток чистой воды. Это как опыт солдата, который учился воевать в окружении и выстоял.
Д-р филол. н, к. пед. н, профессор, Член Союза Писателей России А. А. Калмыков
Обоснование программы. Историко-смысловой контекст программы. Актуальность и идеологическая востребованность данного направления. Соответствие задачами принципам православной педагогики.
в
опрос о том, какие, как и каким образом духовные дисциплины должны дополнять общее образование в школе, постепенно решается, однако проблем не становится меньше.
С 1995 года на базе средней школы села Костяево (Ивановская обл) читается курс Святыни Отечества. В связи со стопроцентным желанием родителей учеников, чтобы этот курс преподавался в школе, предмет Святыни Отечества (оставаясь формально факультативным) был поставлен в сетку часов, и ему уделяется необходимое учебное время.
Актуальность программы заложена уже в самом её названии. Ведь понятие Отечество не противостоит никаким национальным самоопределениям. Отечество защищал многонациональный народ.
И Отечество имеет свои Святыни. Можно и нужно изучать религии Востока и Запада, но Святыни своего Отечества гражданин этого Отечества обязан знать.
Программа Святыни Отечества в этом смысле обладает большой широтой охвата материала, возможностью его выбора и подачи.
Внутренняя динамика этой программы значительна, и программа может иметь широкое применение.
Понятие Отечество нам близко. Мы не воспринимаем его абстрактно, а вполне конкретно можем говорить о его наполнении. Говоря об Отечестве, подразумеваем Отечество и земное, и небесное. Говоря об Отечестве как земле отцов имеем ввиду корни государственные, державные, духовные, уходящие глубоко в историю. Ив этом смысле история нашей страны уникальна.
Можно сказать о создании нашей письменности как письменности церковной или просто задуматься над удивительным словосочетанием, прошедшим века крещение Руси. Нерусских, но Руси Достаточно вспомнить, каким духом были окрашены все наши боевые победы. Говоря о наших корнях, придётся обратиться к истории Византии, к истории христианства, к библейской истории, к поискам Бога как высшей Правды и Истины в мире.
Для детей, несомненно, очень интересно увидеть, как за знакомыми земными вещами, событиями открывается иное содержание, иной, более высокий смысл, отчего и смысл своей личной жизни открывается совершенно по-иному. Осмысление своего места в жизни всегда актуально.
Сейчас в мире демократических свобод различить доброе от лукавого, наверное, сложнее, чем когда-либо. Детям и подросткам необходима точка опоры
Святыни Отечества
6
Святыни Отечества
7
А что такое святыни Говоря о святынях, мы имеем ввиду не только какие-то памятные места. Ведь чувство святости даруется верой. Какая сила веры освятила эту землю так, что наши предки именовали её Святой Русью И какие же они были, наши предки, которые так увидели святость?..
То, что сейчас старательно ищут, называя национальной идеей, не один век являлось внутренним законом жизни нашего народа. Это его духовные ориентиры, тона что он надеялся, во имя чего отдавал жизнь, защищая Отечество, то, что всегда могло консолидировать весь народи то, что исчезнуть может только с исчезновением самого носителя идеи, те. всего русского народа.
И то, чему так сложно научить сейчас детей, лежит в основании национального самосознания — это Православие. Это знание и любовь к церковным службам, к внутренней сердечной тишине. Направление верующего сердца противоположно тому, куда направлен вектор развития современного общества. Именно это сейчас самое трудное в воспитании детей. На одном из уроков шестиклассница на вопрос о том, что сейчас самое страшное в мире, ответила Соблазны. Как устоять Без веры не устоять никак. С верой — по милости Божией.
Если зациклимся на формальном отношении к своей истории, на изучении и зазубривании дат и правил, тов конце концов, наскучит всё это беспочвенностью, и Отечество может оказаться не Святой Русью, а лишь территорией прожи- вания.
Очень хорошо писало России, о Святой Руси, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-
Францисский: Бедствия, неуспехи, поражения бессильны перед главной силой жизни, бессильны перед жизнью духовной… Проходит страшная буря, и снова живёт человек. Так мученики улыбались от радостного ощущения благодати Божией вовремя самых жестоких мучений. Отсюда жизненная сила России (Святая Русь. МС. Такое понимание главной силы жизни присуще не только тем, кто прославлен во святых и находится в каком-то историческом прошлом.
Хочется привести ответ на вопрос как жить дальше одной простой прихожанки нашего храма. Она сказала Взять свою веру. Думается, что в этом скромном ответе и есть самая великая духовная сила, о которой писал святитель Иоанн, которая многим помогла выстоять вовремя тяжёлых испытаний, сохранить церковь, сохранить свою душу.
Нашей конечной задачей должно являться воцерковление детей, ибо справедливо говорится Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. А нет Отца, нет и Отечества. Не будет Отечества небесного, может не оказаться и земного.
Чтобы не бояться слова «воцерковление», приведём одно очень хорошее его определение «Воцерковить — значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не цель развития личности, а цель спасения человеческой души… Воцерковить — научить не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански, те. обращаться за руководством прежде всего к учению Церкви, а не к науке. Воцерковить — это значит преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в духе истины и любви (свящ. Е. Шестун. Православная педагогика. Самара,
1998. С. Эти задачи ставит во главу угла и курс Святыни Отечества».
Основной принцип построения программы факультатива Святыни Отечества»
Ребёнок не оперирует отдельно взятыми понятиями. Передним раскрыта вся картина жизни, ион лучше, чем некоторые взрослые люди, ощущает целостность картины жизни. Она может быть искажённой, и необходимейшая задача педагога — самому иметь целостную систему этой картины жизни, по которой ребёнок может скорректировать своё видение.
Духовные истины ив душу взрослого человека, ив душу ребёнка приходят как открытие, встреча — как радость.
Что видит ребёнок вокруг себя Какую реальность он активно осваивает Дом, семья, пища, соседи, друзья, труд, отдых, праздник… Если добросовестно осваивать каждую из перечисленных реальностей, то, оказывается, что слова дом Божий, хлеб насущный, Бог Отец, Матерь Божия, братия и сестры, Отечество — сами становятся близкими и понятными, они тёплые и родные — невыдуманные.
В основу построения программы положен принцип постепенного перехода от знакомых понятий жизни к православной традиции и к обретению личного духовного опыта.
Программа факультативного курса Святыни Отечества»
Раздел I. Я дома

Моя семья. Что значит слово семья. Тепло дома. Отношения «тёплые и холодные. Из чего сделан дом. Как дом строится и как разрушается. Кто в доме живёт. Кто в доме главный. Как дом украшается и зачем. Мир в семье и мир между людьми. Когда мира нет. Кто кого слушается. Почему младшие должны слушаться старших. Послушание — основа мира в семье. Мужские дела в семье. Мамины труды. Детские труды. Какой дом называется храмом. Для кого он сделан. Как он украшен. Что у него внутри. Кто там главный. Обычаи построения дома и семьи. Дом как малая церковь.
Раздел II. Чем мы питаемся

Что мы покупаем, что нет. Кто готовит еду. Что мне нравится есть. Кто что ест. Как мы запасаем еду. Без какой еды человек может прожить, а без какой нет. Какие дни называют постными и для чего они существуют. Что ели на Руси в деревне. Что такое трапеза. Когда еда становится трапезой.
Раздел III. Что такое деревня
Что такое село. Где мой дом. Как строится деревня. Малая Родина. Почему разрушается деревня. Кто мои соседи. Семья и соседи. Соседи и друзья. Мир между соседями. Что значит всем миром. Мир в душе. Деревня и приход. Приходской храм.
Раздел IV. Улица
Улица. Как мы ведём себя дома и как на улице. На улице — на виду у других. Что такое порог. Порог как препятствие. Порог зрелости. Что интересного на улице. Куда ведёт улица, куда дорога. Кто на нас смотрит в домена улице, в храме.
Раздел V. Как мы учимся
Чему первому научается человек. Когда прекращается обучение. Почему говорят век живи, век учись. Чему нас учат дома, в школе, на улице, в храме. Церковно
Святыни Отечества
8
Святыни Отечества
9
приходская школа на Руси. Монастырь. Монастырь как источник просвещения. Что будет с человеком, если он ничему не научится в школе, дома, в храме.
Раздел VI. Будни и праздники
Работа и отдых. Крестьянский труд. Какой день недели вам больше нравится. Почему воскресенье так называется. Когда возникло воскресенье. Воскресенье — первый день недели. Какие бывают праздники. Праздники домашние, государственные, церковные. Как готовиться к праздникам. Бдение и пост как подготовка к великим церковным праздникам. Самый большой праздник на Руси — Пасха Христова.
Раздел VII. Чисто и грязно
Святость. Какая бывает грязь. Грязь невидимая — радиация, химическое загрязнение, грязное ругательство. Грязная мысль. Как загрязняется человек. Грех как грязь. Какие бывают болезни от грязи у тела, у природы, удуши. Как уберечь от грязи тело, природу, душу. Как очищаться от грязи. Кто лечит болезни души. Что такое раскаяние. Кто такой Каин. Примеры покаяния. Когда мы говорим спасибо. Что значит спасибо. Христос — Спаситель. Какой человек называется святым. Рассказы о святых. Святая Русь.
Задачи каждого раздела программы
Программа состоит из семи разделов — семи ступеней, в которых очевидна логика перехода от раздела к разделу, а именно постепенное введение в храм, вкруг православных ценностей. Приведём краткую схему задач каждого раздела.
Начинаем с самого близкого — Я дома (Раздел I). Сейчас не каждый взрослый, похоже, может определиться с этим. Что это место для хорошего помещения капитала, или строение, соответствующее престижу, или это гнездо такое человеческое, где надо вывести детей Как оно должно быть устроено Есть ли ответ на этот вопрос Может ли в наше время существовать такой дом И далее мы начинаем перепахивать эту твёрдокаменную почву привычных понятий. Что же ты дома ешь Пища-то откуда А как было Как сейчас (Раздел II) Что рядом с домом Что значит жить вместе Кто такие другие Что это — мир как общество Насколько это возможно Раздел III) Мы вырастаем, мы покидаем тёплые места детства. Куда мы идем дальше Раздел IV) Человек учится — это состояние всей его жизни, даже если есть иллюзия, что он всё уже знает. Он учится, даже если не хочет. Есть ли главная наука (Раздел V) В чем же смысл всей этой жизни, этих трудов Что такое труд Это несчастье или радость А в чём радость Возможна ли всегда праздничная жизнь В чём праздник Раздел VI) И только после того, как осмыслим эти привычные ступеньки, мы можем начать размышлять о себе кто я что такое святость почему Русь Святая имею ли як этому отношение (Раздел тематическое и поурочное планирование по разделам Поурочное планирование программы тоже должно иметь свою тематическую логику в рамках каждого раздела. Когда педагог знает, ЧТО он должен дать на уроке, надо также точно знать, КАК это сделать. И именно при обдумывании практики уроков был найден ключ, который легко открыл возможность выстроить уроки каждого раздела. Этот ключ состоит в том, что весь материал каждого раздела последовательно проводится через четыре точки зрения — четыре уровня подхода к рассматриваемой проблеме 1) реальность повседневной знакомой жизни 2) жизнь природы
3) Священное Писание 4) православная традиция.
Каждый раздел, таким образом, включает четыре темы. Для краткости способ распределения по темам обозначаем так Быт, Природа, Писание, «Церковь».
Этот способ тематического и поурочного планирования по разделам оказался очень удобным для построения уроков, так как дал возможность учителю в зависимости от уровня подготовки учеников действовать свободно, те. уделять больше внимания именно тому, что в данный момент наиболее важно проработать. При этом способе ведения уроков целостность всей программы нисколько не искажается.
Например, в каких-то классах больше внимания надо уделить реалиям повседневной жизни, в каких-то остановиться на Священном Писании. Можно ввести новые темы в раздел можно начать занятия нес первого разделано практически с любого, например, с шестого, где говорится о буднях и праздниках. Можно вообще весь год посвятить одной теме одного раздела, например, церковному календарю, или теме Великой Отечественной войны, или новомученикам. Но тем не менее программа оста-
ётся целостной, она не разрушается, так как любой поиск правды жизни приведёт к
Богу.
Согласно этому для практических уроков программа выглядит следующим образом разделов 27 тем 33 урока.
Раздел I. Я дома
I четверть Сентябрь–
октябрь
8 уроков (по 2 урока на каждую тему) Тема 1. Дом отчий (устроение, семья) Тема 2. Природа — общий дом (дом нерукотворный) Тема 3. Сотворение мира и человека (первый дом первых людей — рай) Тема 4. Храм — дом Божий (небо на земле)
Раздел II. Что мы едим
II четверть Ноябрь–декабрь
6 уроков Тема 1. Еда домашняя (откуда она берётся) Тема 2. Еда в природе (природное равновесие) Тема 3. Первая еда первых людей (первая заповедь, данная людям в раю) Тема 4. Трапеза. Молитва. Пост (духовная сила)
Раздел III. Мир деревня, поселение
III четверть Январь 3 урока Тема 1. Соседи (другой мир) Тема 2. Мир природы (гармония природы) Тема 3. Грехопадение в раю (грехи его последствия) Тема 4. Деревня. Приход. Батюшка (исповедь) (Из-за каникул тема 4 этого раздела переходит на февраль)
Раздел IV. Улица порог, дорога
III четверть Февраль 4 урока Тема 1. Выход в незнакомое (как жить, поиск смысла, правды) Тема 2. Заповеди Моисея (нравственные ориентиры) Тема 3. Бог — Любовь (Церковь — Мать) (из-за переноса одного январского урока, тему Природа в феврале приходится опустить) Раздел V. Как мы учимся
III четверть Март 4 урока Тема 1. Домашняя наука (чему и как учатся в семье) Тема 2. Книга природы (о мудрости творения) Тема 3. Священное Писание (о спасении) Тема 4. Монастырь как школа (молитва и труд
Святыни Отечества
10
Святыни Отечества
11
Раздел VI. Будни и праздники
IV четверть Апрель 4 урока Тема 1. Домашние и государственные праздники (радость праздника) Тема 2. Календарь природы (живой ритм природы) Тема 3. Воскресенье. Пасха (праздников праздник) Тема 4. Церковные посты и праздники (церковные традиции)
Раздел VII. Чисто и грязно. Святость
IV четверть Май 4 урока Тема 1. Грязный дом (человек против себя) Тема 2. Загрязнение природы (человек против творения) Тема 3. Грех как грязь души (человек против Творца почему распяли Христа) Тема 4. Церковь как лечебница, как баня, омывающая совесть (очищение совести, покаяние) Святая Русь (радость покаяния) Поездки по святым местам как обязательная составляющая программы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

перейти в каталог файлов
связь с админом