Святыни Отечества
6
Святыни Отечества
7
А что такое святыни Говоря о святынях, мы имеем ввиду не только какие-то памятные места. Ведь чувство святости даруется верой.
Какая сила веры освятила эту землю так, что наши предки именовали её Святой Русью И какие же они были, наши предки, которые так увидели святость?..
То, что сейчас старательно ищут, называя национальной идеей, не один век являлось внутренним законом жизни нашего народа. Это его духовные ориентиры, тона что он надеялся, во имя чего отдавал жизнь, защищая Отечество, то, что всегда могло консолидировать весь народи то, что исчезнуть может только с исчезновением самого носителя идеи, те. всего русского народа.
И то, чему так сложно научить сейчас детей, лежит в основании национального самосознания — это Православие. Это знание и любовь к церковным службам, к внутренней сердечной тишине. Направление верующего сердца противоположно тому, куда направлен вектор развития современного общества. Именно это сейчас самое трудное в воспитании детей. На одном из уроков шестиклассница на вопрос о том, что сейчас самое страшное в мире, ответила Соблазны. Как устоять Без веры не устоять никак. С верой — по милости Божией.
Если зациклимся на формальном отношении к своей истории, на изучении и зазубривании дат и правил, тов конце концов, наскучит всё это беспочвенностью, и Отечество может оказаться не Святой Русью, а лишь территорией прожи- вания.
Очень хорошо писало России, о Святой Руси, святитель Иоанн Шанхайский и Сан-
Францисский: Бедствия, неуспехи, поражения бессильны перед главной силой жизни, бессильны перед жизнью духовной… Проходит страшная буря, и снова живёт человек. Так мученики улыбались от радостного ощущения благодати Божией вовремя самых жестоких мучений. Отсюда жизненная сила России (Святая Русь. МС. Такое понимание
главной силы жизни присуще не только тем, кто прославлен во святых и находится в каком-то историческом прошлом.
Хочется привести ответ на вопрос как жить дальше одной простой прихожанки нашего храма. Она сказала Взять свою веру. Думается, что в этом скромном ответе и есть самая великая духовная сила, о которой писал святитель Иоанн, которая многим помогла выстоять вовремя тяжёлых испытаний, сохранить церковь, сохранить свою душу.
Нашей конечной задачей должно являться воцерковление детей, ибо справедливо говорится Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. А нет Отца, нет и Отечества. Не будет Отечества небесного, может не оказаться и земного.
Чтобы не бояться слова «воцерковление», приведём одно очень хорошее его определение «Воцерковить — значит освятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положить в основу жизни не цель развития личности, а цель спасения человеческой души… Воцерковить — научить не только жить по-христиански, но и мыслить по-христиански, те. обращаться за руководством прежде всего к учению Церкви, а не к науке. Воцерковить — это значит преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в духе истины и любви (свящ. Е. Шестун. Православная педагогика. Самара,
1998. С. Эти задачи ставит во главу угла и курс Святыни Отечества».
Основной принцип построения программы факультатива Святыни Отечества»Ребёнок не оперирует отдельно взятыми понятиями. Передним раскрыта вся картина жизни, ион лучше, чем некоторые взрослые люди, ощущает целостность картины жизни. Она может быть искажённой, и необходимейшая задача педагога — самому иметь целостную систему этой картины жизни, по которой ребёнок может скорректировать своё видение.
Духовные истины ив душу взрослого человека, ив душу ребёнка приходят как открытие, встреча — как радость.
Что видит ребёнок вокруг себя Какую реальность он активно осваивает Дом, семья, пища, соседи, друзья, труд, отдых, праздник… Если добросовестно осваивать каждую из перечисленных реальностей, то, оказывается, что
слова дом Божий, хлеб насущный, Бог Отец, Матерь Божия, братия и сестры, Отечество — сами становятся близкими и понятными, они тёплые и родные — невыдуманные.
В основу построения программы положен принцип постепенного перехода от знакомых понятий жизни к православной традиции и к обретению личного духовного опыта.Программа факультативного курса Святыни Отечества»Раздел I. Я дома
Моя семья. Что значит слово семья. Тепло дома. Отношения «тёплые и холодные. Из чего сделан дом. Как дом строится и как разрушается. Кто в доме живёт. Кто в доме главный. Как дом украшается и зачем. Мир в семье и мир между людьми. Когда мира нет. Кто кого слушается. Почему младшие должны слушаться старших. Послушание — основа мира в семье. Мужские дела в семье. Мамины труды. Детские труды. Какой дом называется храмом. Для кого он сделан. Как он украшен. Что у него внутри. Кто там главный. Обычаи построения дома и семьи. Дом как малая церковь.
Раздел II. Чем мы питаемся
Что мы покупаем, что нет. Кто готовит еду. Что мне нравится есть. Кто что ест. Как мы запасаем еду. Без какой еды человек может прожить, а без какой нет. Какие дни называют постными и для чего они существуют. Что ели на Руси в деревне. Что такое трапеза. Когда еда становится трапезой.
Раздел III. Что такое деревняЧто такое село. Где мой дом. Как строится деревня. Малая Родина. Почему разрушается деревня. Кто мои соседи. Семья и соседи. Соседи и друзья. Мир между соседями. Что значит всем миром. Мир в душе. Деревня и приход. Приходской храм.
Раздел IV. УлицаУлица. Как мы ведём себя дома и как на улице. На улице — на виду у других. Что такое порог. Порог как препятствие. Порог зрелости. Что интересного на улице. Куда ведёт улица, куда дорога. Кто на нас смотрит в домена улице, в храме.
Раздел V. Как мы учимся
Чему первому научается человек. Когда прекращается обучение. Почему говорят век живи, век учись. Чему нас учат дома, в школе, на улице, в храме. Церковно
Святыни Отечества
8
Святыни Отечества
9
приходская школа на Руси. Монастырь. Монастырь как источник просвещения. Что будет с человеком, если он ничему не научится в школе, дома, в храме.
Раздел VI. Будни и праздникиРабота и отдых. Крестьянский труд. Какой день недели вам больше нравится. Почему воскресенье так называется. Когда возникло воскресенье. Воскресенье — первый день недели. Какие бывают праздники. Праздники домашние, государственные, церковные. Как готовиться к праздникам. Бдение и пост как подготовка к великим церковным праздникам. Самый большой праздник на Руси — Пасха Христова.
Раздел VII. Чисто и грязно
Святость. Какая бывает грязь. Грязь невидимая — радиация, химическое загрязнение, грязное ругательство. Грязная мысль. Как загрязняется человек. Грех как грязь. Какие бывают болезни от грязи у тела, у природы, удуши. Как уберечь от грязи тело, природу, душу. Как очищаться от грязи. Кто лечит болезни души. Что такое раскаяние. Кто такой Каин. Примеры покаяния. Когда мы говорим спасибо. Что значит спасибо. Христос — Спаситель. Какой человек называется святым. Рассказы о святых. Святая Русь.
Задачи каждого раздела программыПрограмма состоит из семи разделов — семи ступеней, в которых очевидна логика перехода от раздела к разделу, а именно постепенное введение в храм, вкруг православных ценностей. Приведём краткую схему задач каждого раздела.
Начинаем с самого близкого — Я дома (Раздел
I). Сейчас не каждый взрослый, похоже, может определиться с этим. Что это место для хорошего помещения капитала, или строение, соответствующее престижу, или это гнездо такое человеческое, где надо вывести детей Как оно должно быть устроено Есть ли ответ на этот вопрос Может ли в наше время существовать такой дом И далее мы начинаем перепахивать эту твёрдокаменную почву привычных понятий. Что же ты дома ешь Пища-то откуда А как было Как сейчас (Раздел II) Что рядом с домом Что значит жить вместе Кто такие другие Что это — мир как общество Насколько это возможно Раздел
III) Мы вырастаем, мы покидаем тёплые места детства. Куда мы идем дальше Раздел
IV) Человек учится — это состояние всей его жизни, даже если есть иллюзия, что он всё уже знает. Он учится, даже если не хочет. Есть ли главная наука (Раздел
V) В чем же смысл всей этой жизни, этих трудов Что такое труд Это несчастье или радость А в чём радость Возможна ли всегда праздничная жизнь В чём праздник Раздел
VI) И только после того, как осмыслим эти привычные ступеньки, мы можем начать размышлять о себе кто я что такое святость почему Русь Святая имею ли як этому отношение (Раздел тематическое и поурочное планирование по разделам Поурочное планирование программы тоже должно иметь свою тематическую логику в рамках каждого раздела. Когда педагог знает, ЧТО он должен дать на уроке, надо также точно знать, КАК это сделать. И именно при обдумывании практики уроков был найден ключ, который легко открыл возможность выстроить уроки каждого раздела. Этот ключ состоит в том, что весь материал каждого раздела последовательно проводится через четыре точки зрения — четыре уровня подхода к рассматриваемой проблеме 1) реальность повседневной знакомой жизни 2) жизнь природы
3) Священное Писание 4) православная традиция.
Каждый раздел, таким образом, включает четыре темы. Для краткости способ распределения по темам обозначаем так Быт, Природа, Писание, «Церковь».
Этот способ тематического и поурочного планирования по разделам оказался очень удобным для построения уроков, так как дал возможность учителю в зависимости от уровня подготовки учеников действовать свободно, те. уделять больше внимания именно тому, что в данный момент наиболее важно проработать. При этом способе ведения уроков целостность всей программы нисколько не искажается.
Например, в каких-то классах больше внимания надо уделить реалиям повседневной жизни, в каких-то остановиться на Священном Писании. Можно ввести новые темы в раздел можно начать занятия нес первого разделано практически с любого, например, с шестого, где говорится о буднях и праздниках. Можно вообще весь год посвятить одной теме одного раздела, например, церковному календарю, или теме Великой Отечественной войны, или новомученикам. Но тем не менее программа оста-
ётся целостной, она не разрушается, так как любой поиск правды жизни приведёт к
Богу.
Согласно этому для практических уроков программа выглядит следующим образом разделов 27 тем 33 урока.
Раздел I. Я дома
I четверть Сентябрь–
октябрь
8 уроков (по 2 урока на каждую тему) Тема 1. Дом отчий (устроение, семья) Тема 2. Природа — общий дом (дом нерукотворный) Тема 3. Сотворение мира и человека (первый дом первых людей — рай) Тема 4. Храм — дом Божий (небо на земле)
Раздел II. Что мы едим
II четверть Ноябрь–декабрь
6 уроков Тема 1. Еда домашняя (откуда она берётся) Тема 2. Еда в природе (природное равновесие) Тема 3. Первая еда первых людей (первая заповедь, данная людям в раю) Тема 4. Трапеза. Молитва. Пост (духовная сила)
Раздел III. Мир деревня, поселение
III четверть Январь 3 урока Тема 1. Соседи (другой мир) Тема 2. Мир природы (гармония природы) Тема 3. Грехопадение в раю (грехи его последствия) Тема 4. Деревня. Приход. Батюшка (исповедь) (Из-за каникул тема 4 этого раздела переходит на февраль)
Раздел IV. Улица порог, дорога
III четверть Февраль 4 урока Тема 1. Выход в незнакомое (как жить, поиск смысла, правды) Тема 2. Заповеди Моисея (нравственные ориентиры) Тема 3. Бог — Любовь (Церковь — Мать) (из-за
переноса одного январского урока, тему Природа в феврале приходится опустить) Раздел V. Как мы учимся
III четверть Март 4 урока Тема 1. Домашняя наука (чему и как учатся в семье) Тема 2. Книга природы (о мудрости творения) Тема 3. Священное Писание (о спасении) Тема 4. Монастырь как школа (молитва и труд
Святыни Отечества
10
Святыни Отечества
11
Раздел VI. Будни и праздники
IV четверть Апрель 4 урока Тема 1. Домашние и государственные праздники (радость праздника) Тема 2. Календарь природы (живой ритм природы) Тема 3. Воскресенье. Пасха (праздников праздник) Тема 4. Церковные посты и праздники (церковные традиции)
Раздел VII. Чисто и грязно. Святость
IV четверть Май 4 урока Тема 1. Грязный дом (человек против себя) Тема 2. Загрязнение природы (человек против творения) Тема 3. Грех как грязь души (человек против Творца почему распяли Христа) Тема 4. Церковь как лечебница, как баня, омывающая совесть (очищение совести, покаяние) Святая Русь (радость покаяния) Поездки по святым местам как обязательная составляющая программы.