Главная страница

Ибн Усеймин- Три основы. Мухаммад С. У. Как ответить на три основных вопроса


Скачать 8.18 Mb.
НазваниеМухаммад С. У. Как ответить на три основных вопроса
АнкорИбн Усеймин- Три основы
Дата17.05.2017
Размер8.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIbn_Useymin-_Tri_osnovy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19478
страница14 из 23
Каталог
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил
вас и тех, кто был до вас, - быть может, вы устрашитесь. Он
сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с неба
воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему
никого не равняйте с Аллахом сознательно!» (Сура 2
«аль-Бакара» («Корова»), аяты 21-22).
Всевышний также сказал:
«Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно
скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины (Сура
43 «аз-Зухруф» («Украшения»), аят 87).
Всевышний также сказал:
«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто
властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в
живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет
делами?». Они скажут: «Аллах». Скажи: «Неужели вы не
устрашитесь? Таков Аллах, ваш Истинный Господь! Что может

быть за истиной, кроме заблуждения? До чего же вы
отвращены от истины» (Сура 10 «Йунус» («Иона»), аяты 31-32).
ЧЕТВЕРТАЯ СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ВЕРЫ: ВЕРА В ЕГО ИМЕНА И
АТРИБУТЫ.
Такая вера подразумевает собой подобающее подтверждение того, что Аллах обладает теми именами и атрибутами, о принад- лежности которых к Нему Он заявил посредством Корана или сунны своего посланника,
, причем это подтверждение должно исключать возможность какого бы то ни было искажения, лишения, видоизменения или уподобления. Всевышний Аллах сказал:
«У Аллаха - самые прекрасные имена. Посему взывайте к
Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от
истины в отношении Ею имен. Они непременно получат
воздаяние за то, что совершали!» (Сура 7 «аль-А'раф» («Ограды»), аят 180). Всевышний Аллах также сказал:
«Он - Тот, Кто создает творения в первый раз, а затем
воссоздает их, и сделать это для Него еще легче. Ему
принадлежат наивысшие качества на небесах и на земле. Он -
Могущественный, Мудрый!» (Сура 30 «ар-Рум» («Римляне»), аят
27). Всевышний Аллах также сказал:
«Нет никого подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий!»
(Сура 42 «аш-Шура» («Совет»), аят 1 I).
Относительно этого впали в заблуждение две группы.
Первую из них составляли собой мутазилиты, которые отрицали существование имен и атрибутов в целом и частично, утверждая, что
подтверждение того, что Аллах обладает ими, требует уподобления, то есть уподобления Аллаха Всевышнего Его творению, однако это утверждение является ложным в силу следующих причин:
Во-первых, потому, что в основе этого утверждения лежат ложные предпосылки, так как оно предполагает собой существование противоречий в словах Аллаха, слава Ему. И действительно, поскольку Аллах утверждает, что обладает определенными именами и атрибутами, и отрицает возможность существования чего-либо подобного Ему, становится ясным, что если бы подтверждение этого предполагало необходимость уподобления, то слова Аллаха противоречили бы друг другу.
Во-вторых, тот факт, что две вещи называются одинаково или обладают одинаковыми атрибутами, вовсе не означает, что они подобны друг Другу. Так, например, если ты увидишь двух людей, каждый из которых является человеком и обладает слухом, зрением и даром речи, это еще не будет означать, что они обладают и одинаковыми человеческими качествами и одинаково слышат, видят и говорят. Точно также, если ты увидишь каких-либо животных, обладающих лапами и глазами, это еще не будет означать, что их лапы, ноги и глаза одинаковы.
Однако если выяснилось, что между сотворенными существами, обладающими одинаковыми именами и атрибутами, существуют различия, то тем более ясно, что отличие Творца от сотворенного еще более велико и очевидно.
Вторую группу составляли собой мушаббихиты, (антропо- морфисты) которые подтверждали тот факт, что Аллаху Всевышнему принадлежат эти имена и атрибуты, но вместе с тем уподобляли Его людям, ссылаясь при этом на соответствующие тексты и утверждая, что Аллах Всевышний обращается к Своим рабам посредством того, что является понятным для них. Однако подобные утверждения следует считать ложными в силу следующих причин:
Во-первых, потому, что сама мысль о подобии Аллаха Всевышнего сотворенному является несостоятельной, и на несостоятельность ее указывают как разум, так и шариат, в то время как указания, которые заключают в себе Коран и сунна, не могут быть несостоятельными.
Во-вторых, потому, что Аллах Всевышний обратился к Своим рабам, использовав для этого обращения и понятные им идеи, что
же касается глубинной сути всего этого, то знанием об этом, касающемся Его сути и Его атрибутов, обладает один лишь Аллах
Всевышний.
Так, например, если Аллах утверждает, что Он - Слышащий, то по этому поводу можно сказать, что мы знаем о том, что такое слух (то есть способность к восприятию), однако неизвестно, что именно это может означать, когда речь идет о слухе Аллаха Всевышнего, ибо разной способностью к восприятию звуков обладают и сотворенные существа, различия же в этом между Творцом и сотворенным еще более велики и очевидны.
И если Аллах сообщает о Себе, что Он вознесся на троне Своем, то в связи с этим можно сказать лишь то, что нам понятна сама идея, но как именно сделал это Он нам неведомо, ибо сделать это можно по-разному, даже если речь идет о сотворенных существах. Так, например, одно дело сидеть на стуле и совсем другое - на диком верблюде, но если различия существуют, даже если речь идет о сотворенных существах, то тем более велики и очевидны они в том случае, когда Творец сопоставляется с сотворенными.
Вера в Аллаха Всевышнего в том виде, как мы ее описали, приносит верующим много важных плодов, в том числе:
1 - Она позволяет им исповедовать истинное единобожие, когда человек не связывает ни с кем, кроме Аллаха Всевышнего, свои надежды, никого не боится, кроме Него, и никому, кроме Него не поклоняется.
2
- Она приводит их к совершенной любви и почитанию Аллаха
Всевышнего, что сообразуется с Его прекрасными именами и высочайшими атрибутами.
3
- Она дает возможность поклоняться Ему посредством ис- полнения Его велений и отказа от того, что было Им запрещено.
ВЕРА В ЕГО АНГЕЛОВ,
(АНГЕЛОВ) Ангелами являются сотворенные существа, обитающие в мире сокровенного, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему и ни в коей мере не обладающие тем, что присуще только Аллаху как
Господу и Богу. Аллах Всевышний сотворил их из света, наделив их способностью полностью подчиняться Его велению и силой,
необходимой для осуществления Его велений. Всевышний Аллах сказал:
«Ему принадлежат все, кто на небесах и на земле. А те, кто
находится рядом с Ним, не превозносятся над поклонением
Ему и не устают. Они славят Его днем и ночью без устали» (Сура
21 «аль-Анбийа» («Пророки»), аяты 19-20).
Ангелов существует множество, и исчислить их может лишь Аллах
Всевышний. Можно указать лишь на то, что в «Сахих» аль-Бухари и
Муслима приводится хадис о вознесении, передаваемый со слов
Анаса в котором сообщается о том, что во время ночного путешествия перед Пророком,
, предстала небесная («аль-Бейт аль-Мамур»
19
Кааба, в которой ежедневно молилось по семьдесят тысяч ангелов.
Вера в ангелов включает в себя четыре составные части:
ПЕРВАЯ: вера в их существование.
ВТОРАЯ: вера в тех, кого из них мы знаем по именам, например, в
Джибрила, и в тех, кого мы не знаем.
ТРЕТЬЯ: вера в те их атрибуты, о которых мы знаем, например, в атрибут Джибрила, о котором Пророк,
, сообщил, что он видел его в том виде, в каком тот был сотворен, и что у него было шестьсот крыльев, закрывавших собой горизонт.
По велению Аллаха Всевышнего ангел может принимать образ человека, как это было с Джибрилом, которого Аллах Всевышний направил к Марйам и который предстал перед ней в облике, точно соответствовавшем облику человека. Когда же он явился к Пророку,
, сидевшему среди своих сподвижников, то он предстал перед ними в облике человека с черными волосами, одетого в ослепительно белые одежды, по виду которого нельзя было сказать, что он проделал большой путь и которого не знал никто из сподвижников. И он сел рядом с Пророком, да благословит его
Аллах и приветствует, так, что колени их соприкоснулись, положил
19
Храм на седьмом небе, расположенный непосредственно над Каабой. См. краткое изложение «Сахих аль-Бухари» хадис
№ 1513, и Муслим (162/259).
руки ему на ноги и стал задавать Пророку,
, вопросы об исламе, о вере, об искренности, а также о часе и его признаках, Пророк же, да
благословит его Аллах и приветствует, ответил на эти вопросы, после чего он ушел, а Пророк,
, сказал: «Это Джибрил приходил,
чтобы научить вас вашей религии».
И те ангелы, которых Аллах Всевышний посылал к Ибрахиму и
Луту, также являлись к ним в образе людей.
ЧЕТВЕРТАЯ: вера в те совершаемые ими по велению Аллаха
Всевышнего дела, о которых мы знаем, например, вера в то, что они восхваляют Аллаха и поклоняются Аллаху денно и нощно, не зная усталости.
При этом некоторые из них заняты и особыми делами.
Так, например, Джибрилу доверялась передача пророкам и посланникам тех откровений, которые передавал им Аллах Все- вышний.
Микаилу поручено следить за дождем и произрастанием растений.
Исрафилу поручено вострубить в трубу, когда наступит час и подойдет время воскресения из мертвых.
Ангелу смерти поручено принимать души умерших.
Ангелу по имени Малик поручено быть стражем ада.
Есть ангелы, которым поручено являться к зародышам, на- ходящимся в утробах матерей, по прошествии четырех месяцев с начала их формирования. Когда этот срок наступает, Аллах посылает к зародышу ангела, повелевая ему записать его удел, его срок, его дела, а также то, злосчастным он будет или счастливым.
И есть ангелы, которым поручено увековечивать дела людей, записывая то, что делает каждый человек. Один из таких ангелов находится справа, а другой - слева от каждого из нас.
И есть ангелы, которым поручено задавать вопросы покойному, когда его кладут в могилу, ибо в это время к нему являются два ангела, которые спрашивают покойного о его Господе, о его религии и о его Пророке.
Вера в ангелов приносит много важных плодов, в том числе:
1
- Знание о величии Аллаха Всевышнего, Его силе, Его власти и о том, что всё сотворенное обретает свое величие только благодаря величию Творца.

2
— Она заставляет человека выражать Аллаху Всевышнему благодарность за то внимание, которое Он проявляет к людям, ибо
Он приставил к ним ангелов, охраняющих их, записывающих их дела и занимающихся прочими делами, которые вдут на пользу людям.
3
- Она внушает им любовь к ангелам за их поклонение Аллаху
Всевышнему.
Некоторые из числа отклонившихся от пути истинного отрицали факт существования ангелов в той или иной телесной форме, утверждая, что под ангелами подразумеваются некие силы блага, скрытые в людях, однако подобные утверждения полностью противоречат Книге Аллаха Всевышнего, сунне Его посланника,
, и общему мнению всех мусульман, Аллах сказал:
«Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, Сделавшему
посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями. Он
приумножает в творении, что пожелает. Воистину, Аллах
способен на всякую вещь» (Сура 35 «Фатыр» («Творец»), аят 1).
Всевышний Аллах также сказал:
«...Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих.
Они бьют их по лицу и но спинам со словами: «Вкусите мучения
от обжигающего Огня!» (Сура 8 «аль-Анфаль» («Добыча»), аят 50),
Аллах также сказал:
«...Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются
в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки:
«Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными

мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и
превозносились над Его знамениями» (Сура 6 «Скот», аят 93).
Всевышний Аллах также сказал:
«Когда же страх покинет их (мпогобожников или ангелов)
сердца, они скажут: «Что сказал ваш Господь?». Они скажут:
«Истину, ведь Он - Возвышенный, Великий» (Сура 34 «Саба»
(«Сава»), аят 23). И Аллах Всевышний сказал об обитателях Рая:
«Ангелы будут входить к ним через любые врата» (Сура 13
«ар-Раад» («Гром»), аяты 23-24).
В одном из хадисов, передаваемых со слов Абу Хурайры со- общается, что Пророк,
, сказал: «Если Аллах полюбит кого- либо
из рабов Своих, то Джибрил возглашает:
«Поистине, Аллах любит такого-то, и я люблю его!» И
Джибрил также начинает испытывать к нему любовь и воз-
глашает среди обитателей небес:
«Поистине, Аллах любит такого-то, любите же его и вы!», и
обитатели небес также начинают любить его, а потом его
начинают хорошо принимать и на земле» (Краткое изложение
«Сахих аль-Бухари», хадис №1295).
В другом же хадисе, также передаваемом со слов Абу Хурайры сообщается, что Пророк,
, сказал:
«С
наступлением
пятницы
на
всех
дверях
мечети
располагаются ангелы, которые (по порядку) записывают (людей,
приходящих на молитву,) одного за другим', а когда имам
усаживается (на минбаре), они сворачивают (свои свитки) и
приходят
слушать
(слова)
поминания
(Аллаха)»
(Краткое изложение «Сахих аль-Бухари», хадис №1297).
Все то, что было цитировано нами выше, ясно свидетельствует о том, что ангелы обладают телесными формами, с чем согласны все мусульмане, а не являются некими идеальными силами в отличие от того, на чем настаивают люди, отклонившиеся от пути истинного.

ВЕРА В ЕГО ПИСАНИЯ.
(ПИСАНИЯ) Здесь имеются в виду те священные Писания, которые
Всевышний ниспослал Своим посланникам по милости Своей к людям и в качестве руководства для них, чтобы благодаря им они достигли счастья в этом мире и в мире ином.
Вера в эти Писания включает в себя четыре составные части:
ПЕРВАЯ: вера в то, что эти Писания действительно были ниспосланы Аллахом.
ВТОРАЯ: вера в те Писания, названия которых нам известны, например, в Коран, ниспосланный Мухаммаду, да благословит его
Аллах и приветствует, в Тору, ниспосланную Мусе, мир ему, в
Евангелие, ниспосланное Исе, мир ему, и в Псалтырь, ниспосланный
Дауду, мир ему, а также и в те, названий которых мы не знаем.
ТРЕТЬЯ: подтверждение истинности сообщений, содержащихся в этих Писаниях, например, истинности сообщаемого в Коране и истинности того, что не было подменено или искажено из предыдущих Писаний.
ЧЕТВЕРТАЯ: действия, соответствующие тем их установлениям, которые не были отменены, согласие с этими установлениями и признание их независимо от того, ясен нам их смысл или нет. При этом следует помнить о том, что все предыдущие Писания были отменены Великим Кораном, а Всевышний сказал:
«Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение
прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или
свидетельствовало о них; или возвысилось над ними)» (Сура 5
«аль-Маида» («Трапеза»), аят 48). Из этого следует, что недопустимо руководствоваться в своих действиях ни одним из установлений, содержащихся в предыдущих Писаниях, за исключением тех, которые являются истинными и подтверждаются Кораном.
Вера в Писания приносит много важных плодов, в том числе:
1
- Знание о том, что Аллах Всевышний заботится о Своих рабах, ибо каждому народу Он ниспослал Писание, посредством которого
Он ведет людей по пути истинному.

2
- Знание о мудрости Аллаха Всевышнего, проявившейся в положениях Его закона, ибо для каждого народа Он устанавливал такие законы, которые соответствовали положению этих людей, как и сказал об этом Аллах Всевышний:
«Каждому из вас Мы установили закон и путь» (Сура 5
«аль-Маида» («Трапеза»), аят 5).
3 - Такая вера побуждает людей благодарить Аллаха за Его благодеяния в том, что связано с этим.
ВЕРА В ЕГО ПОСЛАННИКОВ
(ПОСЛАННИКОВ) Под посланниками здесь подразумеваются те люди, которым путем откровения свыше ниспосылается религиозный закон вместе с повелением довести его до сведения людей.
Первым из посланников был Нух, а последним - Мухаммад, да
благословит его Аллах и приветствует, Аллах сказал:
«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как
внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него...» (Сура 4
«ан-Ниса» («Женщины»), аят 163).
В одном из хадисов о заступничестве, передаваемом со слов
Анаса бин Малика, говорится о том, что Пророк,
, упоминал о том, что люди придут к Адаму, чтобы он заступился за них, но он принесет им свои извинения и скажет: «Явитесь к Нуху, первому посланнику,
которого Аллах направил к людям» (Краткое изложение «Сахих аль-Бухари» хадис № 1670).
Что же касается Мухаммада,
, то о нем Аллах сказал так:
«Мухаммад - не отец кого-либо из ваших мужей, а
посланник Аллаха и печать пророков (или последний из
пророков)» (Сура 33 «аль-Ахзаб» («Сонмы»), аят 40).

И не было такого народа, к которому Аллах Всевышний не направил бы отдельного посланника или пророка, внушив ему, что он должен обновить действующий религиозный закон.
Всевышний Аллах сказал:
«Мы отправили к каждой общине посланника: «По-
клоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (Сура 16«ан-Нахль»
(«Пчелы»), аят 36). Всевышний также сказал:
«и нет ни одного народа, к которому не приходил бы
предостерегающий увещеватель» (Сура 35 «Фатыр» («Творец»), аят 24). Всевышний Аллах также сказал:
«Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное
руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом