Главная страница

Ибн Усеймин- Три основы. Мухаммад С. У. Как ответить на три основных вопроса


Скачать 8.18 Mb.
НазваниеМухаммад С. У. Как ответить на три основных вопроса
АнкорИбн Усеймин- Три основы
Дата17.05.2017
Размер8.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIbn_Useymin-_Tri_osnovy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19478
страница5 из 23
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
граждению)» (Сура 4 «Женщины», аят 59). Всевышний Аллах также сказал:
«Пусть же остерегаются те, которые противятся Его воле, как бы
их не постигло искушение или не постигли их мучительные
страдания» (Сура 24 «Свет», аят 63).
Имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Знаешь ли ты, что такое искушение? Искушение - это многобожие, ибо может получиться так, что в сердце человека, отвергнувшего часть из того, что Пророк говорил, возникнут отклонения, и он погибнет».
(ПОЗНАНИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕЛИГИИ) Исламом в общем смысле этого слова является поклонение Аллаху с помощью того, что было узаконено Им с тех пор, как Аллах стал направлять к людям Своих посланников, и что будет иметь силу закона до самого дня воскресения, о чем Аллах Всемогущий и Великий упоминал во многих аятах, указывающих на то, что все предыдущие законоположения вменяли людям в обязанность покорность (ислам)
Аллаху Всемогущему и Великому. Аллах Всевышний сообщил, что
Ибрахим,
, сказал:

«Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего
потомства - общину, покорившуюся Тебе...» (Сура 2 «аль-Бакара»
(«Корова»), аят 128).
Особый же смысл это слово приобрело после начала пророческой миссии Мухаммада,
, и с тех пор оно связано с тем, с чем
Мухаммад,
, был направлен к людям, ибо это отменило собой все предыдущие религии, и тот, кто последовал за ним, стал мусульманином (то есть покорившимся Аллаху), тот же, кто воспротивился ему, мусульманином не является, поскольку му- сульманами можно считать лишь тех, кто следует за посланниками своего времени. Так, иудеи были мусульманами во времена Мусы, а христиане были мусульманами во времена Исы, да благословит их
обоих Аллах и приветствует, но когда к людям был направлен пророк Мухаммад,
, они не уверовали в него, и поэтому ныне мусульманами не являются.
Однако именно эта религия будет принята Аллахом и принесет пользу тем, кто ее исповедует, ведь Всемогущий сказал:
«Воистину, религией у Аллаха является ислам» (Сура 3 «аль 'Имран» («Семейство Имрана»), аят 19). И Он сказал также:
«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда
не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди
потерпевших урон» (Сура 3 «аль 'Имран» («Семейство Имрана»), аят
85).
И это - тот ислам, который Аллах даровал Мухаммаду,
, и его общине. Всевышний Аллах сказал:

«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до
конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии
ислам» (Сура 5 «Трапеза», аят 3).
(С ПОМОЩЬЮ УКАЗАНИЙ) Указанием является то, что направляет человека к искомому. Что касается указаний на пути познания Ислам как религии, то ими являются указания, воспринятые на слух, и указания умозрительные. Указаниями, воспринятыми на слух, мы называем то, что было установлено путем откровений, то есть Коран и сунну. Что же касается умозрительных указаний, то к ним относится то, что было установлено путем рассмотрения и размышления. Аллах Всемогущий и Великий часто упоминает о подобных указаниях в Своей Книге, ибо во многих аятах Он говорит, что к числу Его знамений относится то-то и то-то, иначе говоря, приводит умозрительные указания, свидетельствующие об Аллахе
Всевышнем.
Если говорить об указаниях, воспринятых на слух и способ- ствующих познанию пророка Мухаммада, да благословит его Аллах
и приветствует, то примером их могут служить слова Всевышнего
Аллаха:
«Мухаммад - посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним,
суровы к неверующим и милостивы между собой...» (Сура 48
«Победа», аят 29), или другие слова Его:
«Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже
были посланники» (Сура 3 «аль 'Имран» («Семейство Имрана»), аят
144).
Познать же его с помощью умозрительных указаний можно путем рассмотрения и размышления о тех ясных знамениях, с которыми он пришел. Величайшим из них является Книга Аллаха, включающая в себя правдивые и ведущие к благу сообщения, а также справедливые установления, однако к числу этих знамений относятся также совершенные им чудеса и его сообщения о сокровенном,
знание о котором могло быть получено только через откровения и которое нашло свое подтверждение в реальных фактах.
ВТОРОЙ: ДЕЙСТВИЯ СОГЛАСНО ЭТОМУ ЗНАНИЮ.
(ДЕЙСТВИЯ СОГЛАСНО ЭТОМУ ЗНАНИЮ) То есть действия в соответствии с тем, чего требует это познание, а требует оно веры в
Аллаха и повиновения Ему, что должно выражаться в выполнении
Его велений и воздержании от запрещаемого Им как в области личного, так и общественного поклонения (ибадат). К области личного богослужения относятся, например, такие вещи как молитва, пост и совершение хаджа, в то время как общественное богослужение подразумевает собой веления совершать одобряемое и запрет на совершение порицаемого, борьбу на пути Аллаха и тому подобное.
По сути дела, действие является плодом знания, и поэтому действующие, но не обладающие религиозным знанием, Аллах их назвал заблудшими, а знающие, но их деяние не соответствующие знаниями, Аллах их назвал теми на кого пал Его гнев. Аллах сказал:
«Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал,
не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» (Сура 1 «аль-Фатиха», аяты
6-7).
ТРЕТИЙ: ПРИЗЫВ К ЭТОМУ ЗНАНИЮ.
(ПРИЗЫВ К ЭТОМУ) То есть призыв к тому закону (шариат) Аллаха
Всевышнего, который принес с собой Посланник,
. При этом осуществлять этот призыв необходимо сообразно с теми тремя или четырьмя его ступенями, о которых упомянул Аллах Всемогущий и
Великий, сказавший:
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым назиданием и
веди спор с ними наилучшим образом» (Сура 16 «ан-Нахль»

(«Пчелы»), аят 125). Что же касается четвертой ступени, то об этом
Он сказал так:
«Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его
наилучшим образом...» (Сура 29 «Паук», аят 46).
Для осуществления подобного призыва необходимо обладать знанием закона
Аллаха
Всемогущего, чтобы призыв этот основывался на знании и ясном представлении, ибо Аллах сказал:
«Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к
Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним
из многобожников!» (Сура 12 «Иусуф» («Иосиф»), аят 108).
Таким образом, призывающему необходимо иметь ясное представление о том, к чему он призывает, что подразумевает собой его знание установлений шариата, знание о способе осуществления своего призыва, а также знания о состоянии того, к кому обращается этот призыв.
Что же касается возможностей осуществления этого призыва, то их существует множество, в том числе - осуществление его с помощью проповедей, или проведения лекций, или написания статей, или организации кружков для стремящихся к знанию, или написания книг, призывающих к Аллаху, и распространения ис- ламской религии таким способом или же, наконец, осуществления исламского призыва во время частных встреч. Так, например, если человек принимает участие в какой-либо встрече с целью призыва людей к Аллаху Всемогущему и Великому, то это может стать одним из способов его распространения, однако заниматься этим надо так, чтобы это не вызывало у людей скуку и не было бы тягостно для них.
Призывающий людей к Аллаху может достичь этого, предложив собравшимся обсудить какой-либо теоретический вопрос, так как известно, что подобные обсуждения. связанные с вопросами и ответами, во многом способствуют пониманию того, что Аллах ниспослал Своему посланнику,ft, и объяснению этого другим, и могут
быть, как известно, более действенными, чем передача проповедей и лекций по радио.
Призыв к Аллаху Всемогущему и Великому являлся обязанностью посланников, да благословит их Аллах и приветствует, и дорогой тех, кто последовал за ними с чистыми сердцами, ибо если Аллах даровал человеку возможность познать истинность поклонения, Его
Пророка и Его религию, то ему следует стремиться и к спасению своих братьев путем призыва их к Аллаху Всемогущему и Великому, и быть для людей вестником провозглашающим благо.
Сообщается, что в день завоевания Хайбара Пророк,
, сказал
Али бин Абу Талибу, да будет доволен им Аллах:
«Двигайся не спеша, пока не [встретишься с ними], а потом
призови их к Исламу и сообщи о том, что является для них
обязательным по отношению к Аллаху, [ибо,] клянусь Аллахом,
если Аллах через тебя выведет на прямой путь [хотя бы] одного
человека, это будет для тебя лучше [обладания] рыжими
верблюдами!» (Этот хадис приводит аль-Бухари в «Сахих», хадис № 2410, 3009, 3701, и Муслим в «Сахих», хадис № 2406).
Сообщается также, что посланник Аллаха,
, сказал:
«Тот, кто призывал [других] к правильному пути, получит
награду, подобную наградам [всех людей/, которые последуют за
ним, что не уменьшит их собственных наград ни на йоту, а тот,
кто призывал [других] к заблуждению, [понесёт бремя] греха,
равное [по тяжести бремени] грехов [всех людей], которые
последуют за ним, что никак не [облегчит тяжести] их
собственных грехов»» (Краткое изложение «Сахих Муслим», хадис
№ 1880).
Сообщается также, что он, да благословит его Аллах и при-
ветствует, сказал: «Тому, кто укажет на нечто благое
[достанется/ такая же награда, как и тому, кто совершит благое
[дело]» (Этот хадис приводит Муслим
1893).

ЧЕТВЕРТЫЙ: ТЕРПЕЛИВОЕ ПЕРЕНЕСЕНИЕ, СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ
НЕПРИЯТНОСТЕЙ И СТРАДАНИЙ.
(ТЕРПЕНИЕ) Под терпением подразумевается сдерживание души в рамках повиновения Аллаху, удержание ее от ослушания Его и удержание ее от проявлений гнева по отношению к тому, что предопределено Аллахом. Кроме того, душу следует удерживать от раздражения и скуки. Таким образом, в деле призыва к религии
Аллаха человек должен проявлять постоянную активность, даже если он будет испытывать трудность, потому что подверженность трудностям призывающих к благу, одно из природных качеств человека, и это испытывают все, кроме тех, кого Аллах уже вывел на путь истинный, и поэтому Всевышний Аллах сказал Своему пророку
«До тебя посланников также считали лжецами, но они терпели
то, что их так называли и обижали, пока не являлась к ним Наша
помощь» (Сура 6 «аль-Анам» («Скот»), аят 34). При этом, чем сильнее становились притеснения, тем ближе была эта помощь, но она не обязательно приходила к тому или иному человеку при его жизни, когда видел, что его призыв возымел свое действие. Помощь эта могла прийти и после его смерти, находя свое выражение в том, что Аллах приводил сердца людей к согласию с тем, к чему призывал этот человек, в результате чего и они начинали придерживаться этого, что также следует считать оказанием ему помощи, даже если сам он к тому времени уже умирал. Вот почему человеку, занятому делом исламского призыва, следует проявлять терпение постоянно.
Он сам должен быть терпеливым в религии Аллаха Всемогущего и
Великого, к которой он призывает других, он должен проявлять терпение по отношению к тому, что мешает его призыву, и он должен терпеливо сносить обиды, которые препятствуют ему, ведь и посланникам Аллаха, мир им, наносились обиды словом и делом, и поэтому Всевышний Аллах сказал:

«Таким же образом, какой бы посланник ни приходил к их
предшественникам, они обязательно говорили: «Он - колдун или
одержимый» (Сура 51 «аз-Зарийат» («Рассеивающие прах»), аят 52).
Аллах Всемогущий также сказал:
«Так для каждого пророка Мы создали врагов из числа
грешников...» (Сура 25 «Различение», аят 31).
Однако человек, обращающийся к людям с призывом, должен противопоставлять подобным вещам свое терпение. Обратите внимание на то, что сказал Аллах Всемогущий и Великий Своему посланнику: «Поистине, Мы ниспослали тебе Коран по частям...».
Далее можно было бы ожидать слов наподобие: «...возблагодари
же Господа твоего за Его благодеяние!», однако Всемогущий и
Великий сказал: «Терпи же до решения Господа твоего...» (Сура 76
«аль-Инсан» («Человек»), аяты 23-24). В этих словах содержится указание на то, что каждого из тех, кто станет доносить слова Корана до людей, обязательно постигнет то, что потребует от него терпения.
Посмотри же на то, как вел себя Пророк,
, который после того, как его соплеменники нанесли ему удар, вытирал кровь со своего лица и говорил: «О Боже, прости моим соплеменникам, ибо, поистине, очи
не знают!» (Краткое изложение «Сахих аль-Бухари», № 1386). И поэтому человек, занимающийся исламским призывом, должен проявлять терпение в надежде на награду Аллаха.
Тремя составными частями терпения являются:
1
- Проявление терпения в повиновении Аллаху.
2
- Неуклонное воздержание от того, что было запрещено
Аллахом.
3
- Проявление терпения по отношению к тому, что было предопределено Аллахом, будь то нечто, осуществляемое Им без участия в этом рабов Его и ли же нечто, осуществляемое Им через посредство некоторых рабов Его, в том числе - нанесение ими обид и проявления враждебности с их стороны.

УКАЗАНИЕМ НА ЭТО СЛУЖАТ СЛОВА АЛЛАХА:
«КЛЯНУСЬ ПРЕДВЕЧЕРНИМ ВРЕМЕНЕМ (ИЛИ ВРЕМЕНЕМ)!
ВОИСТИНУ, КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК В УБЫТКЕ, КРОМЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ
УВЕРОВАЛИ, СОВЕРШАЛИ ПРАВЕДНЫЕ ДЕЯНИЯ, ЗАПОВЕДАЛИ ДРУГ
ДРУГУ ИСТИНУ И ЗАПОВЕДАЛИ ДРУГ ДРУГУ ТЕРПЕНИЕ!» (Сура 103
«аль-'Аср» («Предвечернее время»), аяты 1-3).
(УКАЗАНИЕМ) То есть указанием на четыре вышеупомянутых ступени служат слова Всевышнего: «Клянусь предвечерним временем ...». В этой суре Аллах Всемогущий и Великий поклялся временем, то есть большим периодом его, охватывающим собой и благо и зло. Аллах Всемогущий и Великий поклялся им в том, что человек, то есть каждый из людей, останется в убытке за исключением тех, кому присущи эти четыре качества, а именно: вера, благие дела, готовность посоветовать друг другу держаться истины и готовность советовать друг другу хранить терпение.
Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «В борьбе с собственной душой следует преодолеть четыре ступени:
ПЕРВАЯ: человеку необходимо бороться с ней с целью по- стижения правильного пути и религии истины, ибо только благодаря ей душа может познать успех и счастье в обоих мирах.
ВТОРАЯ: ему следует бороться с ней с целью практического применения того, о чем он узнал.
ТРЕТЬЯ: ему следует бороться с ней с целью призыва других к этой религии и обучения тех, кто с ней незнаком.
ЧЕТВЕРТАЯ: ему следует бороться с ней с целью терпеливого перенесения трудностей, связанных с призывом к Аллаху, и обид, наносимых призывающему людьми. Все это человеку следует претерпевать ради Аллаха, и если ему удастся преодолеть все четыре ступени, то он станет одним из тех, кто искренне поклоняется своему Господу.
В этой суре Всемогущий Аллах поклялся временем в том, что каждый человек потерпит неудачу и окажется в убытке независимо от того, насколько богатым он будет, сколько у него будет детей и
сколь великим почетом он будет пользоваться при жизни, и это коснется всех, кроме тех, кто объединит в себе нижеперечисленные четыре качества:
ПЕРВОЕ: веру, которая включает в себя правильные воззрения и полезные знания, приближающие человека к Аллаху Всевышнему.
ВТОРОЕ: благие дела, к числу которых относится всякое слово и дело, приближающее человека к Аллаху, чтобы он пришел к искреннему поклонению Аллаху и во всем следовал Му- хаммаду, да
благословит его Аплах и приветствует.
ТРЕТЬЕ: готовность советовать людям держаться истины, то есть советовать им творить благое, побуждать к этому и внушать желание к совершению благого.
ЧЕТВЕРТОЕ: готовность советовать другим хранить терпение, которое должно выражаться в том, что люди будут советовать друг другу хранить терпение в том, что касается выполнения велений
Всевышнего, отказа от того, что запрещено Аллахом, и терпеливого перенесения предопределенного Аллахом.
Советы держаться истины и хранить терпение включают в себя веления совершать одобряемое и запреты на совершение отвергаемого, благодаря чему община приобретает жизненную стойкость, приходит к благу, одерживает победу и обретает свое достоинство. Всевышний Аллах сказал:
«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся па благо
человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая ог
предосудительного и веруя в Аллаха...» (Сура 3 «аль 'Имран»
(«Семейство Имрана»), аят 110).
ИМАМ АШ-ШАФИ'И, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ, СКАЗАЛ: «ЕСЛИ
БЫ АЛЛАХ НИСПОСЛАЛ ТОЛЬКО ЭТУ СУРУ В КАЧЕСТВЕ ДОВОДА
ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ЭТОГО БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО».
АЛЬ-БУХАРИ ЖЕ, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ, СКАЗАЛ:
«ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЮ ПРЕДШЕСТВУЕТ СЛОВУ И

ДЕЛУ», НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ЗНАЙ ЖЕ, ЧТО
НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА, И ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ ЗА СВОЙ
ГРЕХ ...» (Сура 47 «Мухаммад», аят 19) (Аль-Бухари, «ас-Сахих», т. 1, с. 24).
(ИМАМ АШ-ШАФИ'И) Абу Абдуллах Мухаммад бин Идрис бин аль-Аббас бин Усман бин Шафи аль-Хашими аль- Кураши, родившийся в 150 г. хиджры (767 г. по христианскому летоисчислению) в Газзе и умерший в 204 г. хиджры (820 г. по христианскому летоисчислению) в Египте. Он, да помилует его
Аллах, являлся одним из четырех наиболее авторитетных имамов.
(ЭТОГО БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО) Под этим он подразумевал, что одной лишь суры «Предвечернее время» было бы уже достаточно, чтобы побудить людей крепко держаться религии Аллаха с помощью веры, совершения благих дел, призыва людей к Аллаху и проявления терпения во всех этих делах, но он не хотел сказать этим, что одна только эта сура могла бы заменить собой для людей все установления шариата.
Он сказал: «Если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом