Главная страница

Ибн Усеймин- Три основы. Мухаммад С. У. Как ответить на три основных вопроса


Скачать 8.18 Mb.
НазваниеМухаммад С. У. Как ответить на три основных вопроса
АнкорИбн Усеймин- Три основы
Дата17.05.2017
Размер8.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIbn_Useymin-_Tri_osnovy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19478
страница6 из 23
Каталог

С этим файлом связано 43945 файл(ов). Среди них: и ещё 43935 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
довода для людей, этого было бы достаточно» потому, что если мыслящий и разумный человек услышит слова этой суры или прочтет ее, то он обязательно станет стремиться к тому, чтобы избежать убытков, что ему удастся сделать только в том случае, если он будет обладать этими четырьмя качествами, а именно: верой, стремлением к совершению благих дел, готовностью советовать другим держаться истины и готовностью советовать другим хранить терпение, в то же время, будучи готовым и выслушивать подобные советы от других.
(АЛЬ-БУХАРИ) Абу Абдуллах Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин алъ-Мугира аль-Бухари, родившийся в Бухаре в месяце шавваль
194 г. хиджры (810 г. по христианскому летоисчислению) и росший после смерти отца под присмотром матери. Он, да полинует его
Аллах, умер в селении Хартанк, расположенном в двух фарсахах от
Самарканда, в ночь праздника разговения в 256 г. хиджры (870 г. по христианскому летоисчислению).
(«ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЮ ПРЕДШЕСТВУЕТ СЛОВУ И
ДЕЛУ», НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ЗНАЙ ЖЕ, ЧТО

НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА, И ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ ЗА СВОЙ ГРЕХ
...»)
Аль-Бухари, да помилует его Аллах, использовал этот аят как доказательство необходимости во всем начинать со знания, а потом уже обращаться к словам и делам. На это указывают источники вероучения ислама, говорящие о том, что человек сначала узнает, а потом уже действует. Существуют и умозрительные доводы, свидетельствующие о том, что знание предшествует словам и делам, ибо слова или дела не будут правильными и не будут приняты до тех пор, пока они не будут выполнены в соответствие с шариатом, человек может узнать о соответствии своих поступков шариату только благодаря знанию. Вместе с тем существуют и такие вещи, знанием о которых человек обладает от рождения, например, знание о том, что Аллах является Богом Единственным. Раб создан таковым, и поэтому ему требуется много усилий для постижения этого, в то время как частные вопросы, наоборот, требуют изучения и приложения усилий.
ЗНАЙ,
ДА
ПОМИЛУЕТ
ТЕБЯ
АЛЛАХ,
ЧТО
КАЖДЫЙ
МУСУЛЬМАНИН И КАЖДАЯ МУСУЛЬМАНКА ДОЛЖНЫ ИЗУЧИТЬ ТРИ
ЭТИХ ВОПРОСА И ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛУЧЕННЫМ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЕМ.
СУТЬ ПЕРВОГО ВОПРОСА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО АЛЛАХ СОТВОРИЛ
НАС,
(СОТВОРИЛ НАС) Среди указаний на это, что Аллах сотворил нас, имеются как указания, воспринятые на слух, так и указания умозрительные.
Указаний, воспринятых на слух (то есть откровений) существует множество. Так, например, на это указывают слова Его:
«Он - Тот, Кто сотворил вас из глины, а затем назначил срок для
вашей смерти. У Него есть также назначенный срок для
воскрешения, но после этого вы все еще сомневаетесь» (Сура 6
«Скот», аят 2), а также слова Его:

«Мы сотворили вас, потом придали вам облик...»
(Сура 7 «аль-А'раф» («Ограды»), аят 11), а также слова Всевышнего:
«Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной
из видоизмененной грязи» (Сура 15 «аль-Хиджр» аят 26), а также слова Его:
«Среди Его знамений - то, что Он сотворил вас из земли. После
этого вы стали родом человеческим и расселяетесь» (Сура 30
«Римляне», аят 20), а также слова Его:
«Он создал человека из сухой (или звенящей) глины, подобной
гончарной...» (Сура 55 «ар-Рахман» («Милосердный»), аят 14), а также слова Его:
«Скажи: «Аллах - Творец всякой вещи. Он - Единственный,
Всемогущий» (Сура 13 «ар-Раад» («Гром»), аят 16), а также слова Его:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они
поклонялись Мне» (Сура 51 «аз-Зарийат» («Рассеивающие прах»), аят 56). И можно привести в пример многие другие аяты.
Если же говорить об умозрительных указаниях на то, что Аллах сотворил нас. то об этом свидетельствуют слова Всевышнего Аллаха:
«Неужели они были сотворены сами но себе (или просто так)?
Или же они сами являются творцами?!»
(Сура 52 «ат-Тур» («Гора»), аят 35), ведь, поистине, человек не сотворил себя сам, так как до своего возникновения он был ничем, а ничто не в состоянии создать нечто. И точно также можно сказать, что не создали его ни отец, ни мать и никто из сотворенных существ, и не возник он случайно и без участия того, кто создал его, ибо
всякому явлению есть своя причина, а также потому, что само изумительное устроение и стройная гармония, присущие бытию всего сотворенного, полностью исключают всякие предположения о каких бы то ни было случайностях. И в самом деле, ведь то, что возникает случайно, является неупорядоченным в самой своей осно- ве, а если так, то о какой упорядоченности можно говорить в случае продолжения его существования и развития? А из этого необходимо следует, что Творцом является только Аллах, и не существует ни творца, ни повелителя, кроме Аллаха. Всевышний Аллах сказал:
«Несомненно, Он творит и повелевает» (Сура 7 «аль-А'раф»
(«Ограды»), аят 54). И поэтому никому неизвестны случаи, когда кто-нибудь из людей отрицал бы тот факт, что Аллах Всевышний, слава Ему, является единственным Творцом, за исключением тех случаев, когда это делалось из гордости, как было это с Фараоном.
Сообщается, что в свое время Джубайр бин Мут'им, который тогда еще был многобожником, услышал, как посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, читает суру «Гора». Потом
Джубайр говорил: «И когда он дошел до слов Всевышнего Аллаха:
«Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)?
Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили
небеса и землю? О нет! Просто они лишены убежденности.
Неужели у них находятся сокровищницы твоего Господа? Или же
они сами являются владыками?» (Сура 52 «ат-Тур» («Гора»), аяты
35-37), сердце мое чуть не вылетело из груди, и именно тогда вера утвердилась в сердце моем впервые» (Краткое изложение «Сахих аль-Бухари» на русском языке, перевод Абдуллаха Нирша, хадис № 1966).
И ДАРОВАЛ НАМ НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА К СУЩЕСТВОВАНИЮ
(И ДАРОВАЛ НАМ...) На это имеется множество указное в Коране и сунне, равно как и указаний умозрительных. Так, например, в
Коране сказано:

«Поистине, Аллах - Податель благ, Обладатель силы, Крепкий!»
(Сура 51 «аз-Зарийат» («Рассеивающие прах»), аят 58). Всевышний
Аллах также сказал:
«Скажи: «Кто наделяет вас уделом с небес и земли?». Скажи:
«Аллах!» (Сура 34 «Саба» («Сава»), аят 24).
Всевышний Аллах также сказал:
«Скажи: «Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен
над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое
превращает в мертвое? Кто управляет делами?». Они скажут:
«Аллах». Скажи: «Неужели вы не устрашитесь?»» (Сура 10 «Иона», аят 31).
И на это же указывают и многие другие аяты.
Если же обратиться к сунне, то мы увидим, что в одном из хадисов приводятся слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, сказавшего о зародыше следующее:
«И к нему посылается ангел, которому повелено записать о кем
четыре слова: его удел, его срок, его дела, а также счастлив он
будет или несчастлив» (Краткое изложение «Сахих аль-Бухари», хаднс № 1294).
Что же касается умозрительных указаний на то, что Аллах даровал нам необходимые средства к существованию, то нет необходимости доказывать, что наше существование поддерживают еда и питье, которые сотворены Аллахом Всемогущим и Великим, как сказал об этом Аллах Всевышний:

«Видели ли вы то, что вы сеете? Вы ли заставляете его
произрасти или Мы заставляем? Если Мы пожелаем, то превратим
его в труху, и тогда вы останетесь удивленными.
И скажите: «Воистину, мы потерпели убыток. Более того, мы
лишились пропитания». Видели ли вы воду, которую вы пьеге? Вы
ли ниспосылаете ее из дождевых туч или Мы ниспосылаем? Если
бы Мы пожелали, то сделали бы ее горькой. Почему же вы
неблагодарны» (Сура 56 «аль-Вакиа» («Событие»), аят 63-70). Таким образом, В ЭТИХ аятах ясно говорится о том, что наш удел в виде еды и питья посылает нам Аллах Всемогущий и Великий.
И НЕ ОСТАВИЛ НАС ПРЕДОСТАВЛЕННЫМИ САМИМ СЕБЕ, НО
НАПРАВИЛ К НАМ ПОСЛАННИКА.
(И НЕ ОСТАВИЛ НАС...) Подтверждением этого факта служат как воспринятые на слух, так и умозрительные указания.
К числу первых относятся слова Всевышнего:
«Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что
вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный
Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного
Трона!...» (Сура 23 «аль-Муминун» («Верующие»), аяты 115-116), а также слова Его:
«Неужели человек полагает, что он будет оставлен без
присмотра? Разве он не был каплей из семени источаемого? Потом
он превратился в сгусток крови, после чего Он создал его и придал
ему соразмерный облик. Он сотворил из него чету: мужчину и

женщину. Неужели Он не способен воскресить мертвых?» (Сура 75
«аль-Кийама» («Воскресение»), аяты 36-40).
Что же касается разума, то, поистине, невозможно себе пред- ставить, что люди приходят в этот мир, наслаждаются жизнью, подобно животным, а потом умирают, и при этом их не ждет ни воскресение, ни расчет, ибо подобное было бы чистой забавой, что ни в коей мере не приличествует мудрости Аллаха Всемогущего и
Великого. Не может быть такого, чтобы Аллах сотворил людей, и посылал к нам посланников и разрешил нам проливать кровь тех, кто мешает и противится пророкам, да пребудут над ними
благословение и мир, и это не имело бы никаких последствий, ибо это несовместимо с мудростью Аллаха.
(НО НАПРАВИЛ К НАМ ПОСЛАННИКА) Это значит, что Аллах
Всемогущий и Великий направил к нам, составляющим собой эту общину, общину Мухаммада, да благословит его Аллах и
приветствует, Посланника, читавшего нам аяты нашего Господа, очищавшего нас и учившего нас Писанию и мудрости, как направлял
Он посланников и к тем, кто был до нас. Аллах Всемогущий и
Великий сказал:
«Мы
послали
тебя
с
истиной
добрым
вестником
и
предостерегающим увещевателем, и нет ни одного народа, к
которому не приходил бы предостерегающий увещеватель!» (Сура
35 «Фатыр» («Творец»), аят 24). Аллах обязательно должен был направлять посланников к людям, чтобы иметь довод против них и чтобы они поклонялись Аллаху так, как Он это любит и как это Ему угодно. Аллах сказал:

«Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобно тому, как
внушили его Нуху (Ною) и пророкам после него. Мы внушили
откровение Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку
(Исааку), Йакубу (Иакову) и коленам (двенадцати сыновьям
Йакуба), Исе (Иисусу), Айюбу (Иову), Йунусу (Иоанну), Харуну
(Аарону), Сулейману (Соломону). Дауду (Давиду) же Мы даровали
Забур (Псалтырь). Мы отправили посланников, о которых Мы уже
рассказали тебе прежде, и посланников, о которых Мы тебе не
рассказывали. А с Мусой (Моисеем) Аллах вел беседу. Мы
отправили
посланников,
которые
несли
благую
весть
и
предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не
было никакого довода против Аллаха. Аллах - Могущественный,
Мудрый» (Сура 4 «Ан-Ниса» («Женщины»), аяты 163-165). И мы можем поклоняться Аллаху гак, как это угодно Ему, только следуя примеру посланников, да пребудут над ними благословение и мир, ибо это они объяснили нам, что любит Аллах, что является угодным
Ему и что приближает нас к Всемогущему и Великому. И поэтому, в соответствии с мудрым замыслом Аллаха, Он направлял к людям благо- вествующих и увещевающих их посланников, на ч то указывают слова Аллаха Всевышнего:
«Мы отправили к вам Посланника свидетелем против вас, подобно тому, как отправили посланника к Фараону. Фараон ослушался посланника, и Мы схватили его Хваткой суровой» (Сура 73
«Закутавшийся», аяты 15-16).
И ТОТ, КТО СТАНЕТ ПОВИНОВАТЬСЯ ЕМУ, ВОЙДЕТ В РАЙ, ТОТ ЖЕ,
КТО ОСЛУШАЕТСЯ ЕГО, ВОЙДЕТ В ОГОНЬ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ
СЛОВА ЕГО:
«МЫ ОТПРАВИЛИ К ВАМ ПОСЛАННИКА СВИДЕТЕЛЕМ ПРОТИВ
ВАС, ПОДОБНО ТОМУ, КАК ОТПРАВИЛИ ПОСЛАННИКА К ФАРАОНУ.
ФАРАОН ОСЛУШАЛСЯ ПОСЛАННИКА, И МЫ СХВАТИЛИ ЕГО
ХВАТКОЙ СУРОВОЙ» (Сура 73 «Закутавшийся», аяты 15-16).

(И ТОТ, КТО СТАНЕТ ПОВИНОВАТЬСЯ ЕМУ, ВОЙДЕТ В РАИ)
Подтверждением этой истины являются слова Всевышнего
Аллаха:
«...Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, - быть может, вы будете
помилованы...» (Сура 3 «аль 'Имран» («Семейство Имрана»), аяты
132-133), а также слова Всевышнего:
«Таковы ограничения Аллаха. Тех, кто повинуется Аллаху и Его
Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они
пребудут там вечно. Это и есть великое преуспеяние!» ( Сура 4
«ан-Ниса» («Женщины»), аят 13), а также слова Всевышнего:
«Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся
Аллаха и исповедуют богобоязненность, обрели успех» (Сура 24
«Свет», аят 52), а также слова Аллаха:
«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе
с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и
праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же
прекрасны эти спутники»
(Сура 4 «Ан-Ниса» («Женщины»), аят 69), а также слова Его:
«А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг
великого успеха» (Сура 33 «аль-Ахзаб» («Сонмы»), аят 71), и подобных аятов можно было бы привести еще много.
Что же касается посланника Аллаха, да благословит его Аллах и
приветствует, то сообщается, что однажды он сказал:

«Все (члены) моей общины войдут в рай, кроме тех, кто
откажется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а кто откажется?» Он сказал: «Кто будет повиноваться мне, тот
войдёт в рай, а кто ослушается меня, тот откажется» (Краткое изложение «Сахих аль-Бухари», на русском языке, перевод
Абдуллаха Нирши, хадис № 2116).
(ТОТ ЖЕ, КТО ОСЛУШАЕТСЯ ЕГО, ВОЙДЕТ В ОГОНЬ)
Подтверждением этой истины также являются слова Аллаха:
«А тех, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его
ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором они пребудут вечно.
Им угоговапы унизительные мучения» (Сура 4 «Женщины», аят 14), а также слова Его:
«А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в
очевидное заблуждение» (Сура 33 «аль-Ахзаб» («Сонмы»), аят 36), а также слова Его:
«Кто же ослушается Аллаха и Его посланника, тому уготован
огонь Геенны, в котором они пребудут вечно».
(Сура 72 «аль-Джин» («Джинны»), аят 23).
Кроме того, подтверждением этого служат и вышеупомянутые слова Пророка,
, который сказал: «...а тот, кто ослушался меня,
войдет в огонь».

СУТЬ ВТОРОГО ВОПРОСА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО АЛЛАХУ
НЕУГОДНО, ЧТОБЫ НАРЯДУ С НИМ ПОКЛОНЯЛИСЬ КОМУ-ЛИБО
ЕЩЕ, БУДЬ ТО ПРИБЛИЖЕННЫЙ АНГЕЛ ИЛИ НАПРАВЛЕННЫЙ К
ЛЮДЯМ ПРОРОК, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА АЛЛАХА:
«МЕЧЕТИ ПРИНАДЛЕЖАТ АЛЛАХУ. НЕ ВЗЫВАЙТЕ ЖЕ НИ К КОМУ
НАРЯДУ С АЛЛАХОМ!» (Сура 72 «аль-Джин» («Джинны»), аят 18).
(СУТЬ ВТОРОГО ВОПРОСА) То есть суть второго вопроса из числа тех, о которых мы должны узнать, состоит в том, что Аллаху неугодно, чтобы наряду с Ним поклонялись кому- либо еще, ибо один лишь Он достоин поклонения, а указывают на это те слова
Всевышнего, которые приводит автор, да помилует его Аллах, то есть слова Аллаха:
«Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с
Аллахом!». Аллах Всевышний запретил человеку обращаться к кому бы то ни было наряду с Аллахом, Аллах Всевышний, слава Ему, не запрещает ничего, кроме неугодного Ему. Так, например, Аллах
Всемогущий и Великий сказал:
«Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас. Он не
одобряет неверия для Своих рабов. А если вы будете благодарны,
то Он одобрит для вас это» (Сура 39 «аз-Зумар» («Толпы»), аят 7).
Всевышний Аллах также сказал:
«Но даже если вы останетесь довольными ими, Аллах все равно
не будет доволен людьми нечестивыми!»
(Сура 9 «ат-Тауба» («Покаяние»), аят 96). Неверие и многобожие просто неугодны Аллаху Всевышнему, слава Ему, ибо Он направил к людям посланников и ниспослал им Писания для борьбы с неверием и многобожием и искоренения их. Всевышний сказал:

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока
религия целиком не будет посвящена Аллаху» (Сура 2 «Аль-Бакара»
(«Корова»), аят 193). Но если Аллаху неугодны неверие и многобожие, то они должны быть и неугодны и верующему, ибо в довольстве и гневе своем верующий ориентируется на Аллаха. Его гнев вызывает то же, на что гневается Аллах, и он доволен тем, что угодно Аллаху Всемогущему и Великому, и поэтому если неверие и многобожие неугодны Аллаху, то верующему не приличествует довольствоваться подобными вещами.
Большую опасность представляет собой многобожие, ибо Аллах Всемогущий и Великий сказан:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом