Главная страница

Ибн Усеймин- Три основы. Мухаммад С. У. Как ответить на три основных вопроса


Скачать 8.18 Mb.
НазваниеМухаммад С. У. Как ответить на три основных вопроса
АнкорИбн Усеймин- Три основы
Дата17.05.2017
Размер8.18 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаIbn_Useymin-_Tri_osnovy.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#19478
страница9 из 23
Каталог

С этим файлом связано 43945 файл(ов). Среди них: и ещё 43935 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   23
«Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не
становится подобна старой пальмовой ветви»
(Сура 36 «Йа син», аят 39). И при этом луна сначала кажется маленькой, потом увеличивается до своего полного размера, а затем снова начинает уменьшаться, и в этом отношении она напоминает собой человека, который появляется на свет слабым, потом начинает набирать силу, а потом снова возвращается к слабости. Благословен
Аллах, лучший из творцов!
НА ЭТО СЛУЖАТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО:
«СРЕДИ ЕГО ЗНАМЕНИЙ — НОЧЬ И ДЕНЬ, СОЛНЦЕ И ЛУНА. НЕ
ПАДАЙТЕ НИЦ ПЕРЕД СОЛНЦЕМ И ЛУНОЙ, А ПАДАЙТЕ НИЦ ПЕРЕД
АЛЛАХОМ,
КОТОРЫЙ
СОТВОРИЛ
ИХ,
ЕСЛИ
ЕМУ
ВЫ
ПОКЛОНЯЕТЕСЬ!», А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО:

«ВОИСТИНУ, ВАШ ГОСПОДЬ — АЛЛАХ, КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ
НЕБЕСА И ЗЕМЛЮ ЗА ШЕСТЬ ДНЕЙ, А ЗАТЕМ ВОЗНЕССЯ НА ТРОН
(ИЛИ УТВЕРДИЛСЯ НА ТРОНЕ). ОН ПОКРЫВАЕТ НОЧЬЮ ДЕНЬ,
КОТОРЫЙ ПОСПЕШНО ЗА НЕЙ СЛЕДУЕТ. СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЕЗДЫ —
ВСЕ ОНИ ПОКОРНЫ ЕГО ВОЛЕ. НЕСОМНЕННО, ОН ТВОРИТ И ПОВЕЛЕ-
ВАЕТ. БЛАГОСЛОВЕН АЛЛАХ, ГОСПОДЬ МИРОВ!» (Сура 7 «Ограды», аят 54).
(УКАЗАНИЕМ) То есть указанием на то, что ночь и день, солнце и луна относятся к числу знамений Аллаха Всемогущего и Великого, являются слова Всевышнего: «Среди Его знамений - ночь и день, солнце и луна ...» Это значит, что сами по себе ночь и день и различие между ними являются явными указаниями на их смысл и ту пользу, которую они по воле Аллаха приносят рабам Его. То же самое можно сказать и об упорядоченном движении солнца и луны, что идет на пользу рабам Его и отвращает от них вред.
Далее, Аллах Всевышний запретил рабам Своим падать ниц перед солнцем или луной, несмотря на то, что значение их весьма велико, ибо они недостойны поклонения по той причине, что сами являются сотворенными, достоин же его Аллах Всевышний, который сотворил их.
(А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО) То есть: к числу указаний на то, что Аллах является Творцом небес и земли, относятся слова Всевышнего:
«Поистине, Господь ваш, который создал небеса и землю...», и в этих словах содержится целый ряд упоминаний о знамениях Аллаха:
ПЕРВОЕ: то, что Аллах создал все это великое творение за шесть дней, хотя и мог бы сделать это в течение одного мгновения, однако
Он связывал причины со следствиями, сообразуясь со Своей мудростью.
ВТОРОЕ: то, что он вознесся на троне, то есть возвысился над ним присущим лишь Ему особым образом, который соответствует Его величию, что является признаком полноты власти.
ТРЕТЬЕ: то, что Он покрывает день ночью, то есть делает ее покрывалом дня, что сродни одеванию, скрывающему собой его свет.

ЧЕТВЕРТОЕ: то, что Он подчинил солнце, и луну и звезды Своему велению, а это означает, что власть Его велика, и Он повелевает им делать то, что идет на пользу Его рабам.
ПЯТОЕ: то, что Ему принадлежит абсолютная полнота власти надо всем, ибо лишь Он является хозяином творения, и лишь Он может повелевать.
ШЕСТОЕ: то, что Он является единственным Творцом и пу- теводителем для всех миров.
ГОСПОДЬ
ЯВЛЯЕТСЯ
ОБЪЕКТОМ
ПОКЛОНЕНИЯ,
НА
ЧТО
УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО:
«О ЛЮДИ! ПОКЛОНЯЙТЕСЬ ВАШЕМУ ГОСПОДУ, КОТОРЫЙ
СОТВОРИЛ ВАС И ТЕХ, КТО БЫЛ ДО ВАС, - БЫТЬ МОЖЕТ, ВЫ
УСТРАШИТЕСЬ!» (Сура 2 «аль-Бакара» («Корова»), аят 21).
(ОБЪЕКТОМ ПОКЛОНЕНИЯ) Автор, да помилует его Аллах, указывает на слова Аллаха Всемогущего и Великого:
«Поистине, Господь ваш - Аллах, который создал небеса и землю
в шесть дней, а потом вознесся на троне. Он покрывает ночью день,
который спешит за ней. И создал Он солнце, и луну, и звезды,
подчиненные его велению. Несомненно, Он творит и повелевает.
Благословен Аллах, Господь миров!» (Сура 7 «аль-А'раф»
(«Ограды»), аят 54).
Господь является объектом поклонения, то есть тем, кто достоин того, чтобы Ему поклонялись. Иначе говоря, Ему поклоняются потому, что Он достоин поклонения, но это не значит, что каждый из тех, кому поклоняются люди, является господом, ибо те божества, которым они могут поклоняться помимо Аллаха и которых поклоняющиеся им считают господами, на самом деле таковыми не являются.
Господом же является Творец всего, Владыка всего и Управитель всего.
(УКАЗЫВАЮТ) То есть указывают на то, что Господь достоин поклонения.

(О ЛЮДИ!) Этот призыв обращен ко всем людям, которым Аллах
Всемогущий и Великий повелел поклоняться только Ему, не имеющему сотоварищей, и не приравнивать к Нему никого, разъяснив им, что Он достоин поклонения потому, что Он является единственным Творцом, не имеющим сотоварищей.
(КОТОРЫЙ СОТВОРИЛ ВАС...) Эти слова объясняют собой причину сказанного ранее и означают: поклоняйтесь Ему, ибо Он - Господь ваш, который сотворил вас, и в силу того, что Он является Господом и
Творцом, вам следует поклоняться Ему.
И поэтому мы говорим, что каждому из тех, кто признает Аллаха
Творцом, надлежит поклоняться только Ему, иначе Он вступит в противоречие с Самим Собой.
(БЫТЬ МОЖЕТ, ВЫ УСТРАШИТЕСЬ!) То есть для того, чтобы вы обрели богобоязненность, которая представляет собой соблюдение мер предосторожности, ограждающих человека от наказания Аллаха
Всемогущего и Великого и состоящих в выполнении Его велений и воздержания от всего того, что было Им запрещено.
«Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с
неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему
никого не равняйте с Аллахом сознательно!» (Сура 2 «аль-Бакара»
(«Корова»), аяты 21-22).
(ЛОЖЕМ) То есть Он сделал ее подобной ложу, и мы на- слаждаемся на ней, не испытывая затруднений или усталости, также как делает это человек, спящий на своей постели.
(КРОВЛЕЙ) То есть тем, что находится над нами. Небо является строением для живущих на земле или же «крышей хранимой», как назвал его Аллах Всевышний, Который сказал:
«И Мы сделали небо крышей хранимой, а они от знамений Его
отвращаются!» (Сура 21 «Пророки», аят 32).

(НИЗВЕЛ С НЕБА ВОДУ) То есть Он ниспослал доя вас с находящихся в вышине облаков чистую воду, которая дает вам питье и позволяет расти деревьям, как говорится об этом в суре «Пчелы»:
«Он - Тот, Кто ниспосылает с неба воду. Она служит для вас
питьем, и благодаря ей произрастают растения, среди которых вы
пасете скот» (Сура 16 «Пчелы», аят 10).
(ДЛЯ ВАШЕГО ПРОПИТАНИЯ) То есть как нечто, дарованное вам.
В другом же аяте говорится: «...для пользования вам и вашему
скоту...» (Сура 79 «Исторгающие», аят 33).
(ПОСЕМУ НИКОГО НЕ РАВНЯЙТЕ С АЛЛАХОМ) То есть не приравнивайте к тому, кто сотворил вас и тех, кто был до вас, сделал для вас землю ложем, а небо - кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно никого, поклоняясь ему, как поклоняетесь вы Аллаху, или же любя его, как любите вы Аллаха, ибо это не приличествует вам ни с точки зрения здравого смысла, ни с точки зрения шариата.
(СОЗНАТЕЛЬНО) То есть в то время как вы знаете, что нет Ему равного и что в Его руках творение, пропитание и управление, гак не придавайте же Ему сотоварищей в поклонении.
ИБН КЯСИР, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ, СКАЗАЛ: «ТВОРЕЦ ВСЕГО
ЭТОГО, ОН ДОСТОИН ПОКЛОНЕНИЯ».
(ИБН КЯСИР) Ибн Кясир - Имад ад-Дин Абу-ль-Фида Исмаил бин 'Умар ать-Кураиш ад-Димашки, толкователь Корана и историк, один из учеников шейхуль-ислама Ибн Таймийи, умерший в 774 году хиджры.
ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВИДАХ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ В СИЛУ ВЕЛЕНИЯ АЛЛАХА, ГО ИМИ ЯВЛЯЮТСЯ,
НАПРИМЕР, ИСЛАМ, ВЕРА И ИСКРЕННОСТЬ (ИХСАИ). К НИМ
ОТНОСЯТСЯ ТАКЖЕ ОБРАЩЕНИЕ К АЛЛАХУ С МОЛЬБАМИ, СТРАХ,

УПОВАНИЕ,
ЖЕЛАНИЕ,
БОЯЗНЬ,
ПОКОРНОСТЬ,
СПАСЕНИЕ,
ОБРАЩЕНИЕ.
(ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВИДАХ ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ) Указав на то, что мы должны поклоняться одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварищей, автор, да
помилует его Аллах, указывает также и на некоторые виды поклонения и говорит, что к ним относятся, например, ислам, вера и искренность (ихсан).
Эти три вида поклонения и являются тремя составляющими религии, как говорится об этом в хадисе, передаваемом со слов 'Умара бин аль-Хаттаба который сказал:
-
Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха, Ш, к нам неожиданно подошел какой-то человек в ослепительно белой одежде с иссиня черными волосами, по виду которого нельзя было предположить, что он находится в пути, и которого никто из нас не знал. И он сел рядом с Пророком, да благословит его Аллах и
приветствует, так, что колени их коснулись друг друга, положил руки ему на ноги и сказал: «О Мухаммад, скажи мне, что такое
Ислам?»
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Суть ислама в том, чтобы ты засвидетельствовал, что
нет божества (достойного для поклонения), кроме .Аллаха, и что
Мухаммад - посланник Аллаха, совершал молитвы, выплачивал
закят, постился в течение рамадана и совершил хадж к дому
Аллаха, если у тебя будут необходимые для совершения
паломничества средства и здоровье». Он сказал: «Ты сказал правду».
'Умар сказал:
-
И мы удивились тому, что он спрашивает его и подтверждает его правоту, он же сказал: «Скажи мне, а что такое вера?»
Он сказал: «Суть веры в том, чтобы ты верил в Аллаха, в Его
ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в последний день, а
также в предопределение, как в хорошее, так и в дурное».
Он сказал: «Ты сказал правду». Потом он сказал: «Скажи мне, а что такое искренность?»

Он сказал: «Суть искренности в том, чтобы ты поклонялся
Аллаху так, будто видишь Его, а если Ты Его не видишь, то помня о
том, что Он, поистине, видит тебя».
Он сказал: «Поведай мне о Часе».
Он сказал: «Тот, у кого спрашивают, знает об этом не больше
спрашивающего»
Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках».
Он сказал: «Он приблизится тогда, когда невольница породит
того, кто станет властвовать ею, и когда ты увидишь, как те,
кто раньше пасли овец и был босыми, раздетыми и нищими,
станут кичиться размерами своих жилищ». А затем он ушел, я же долгое время был в недоумении, пока Пророк не сказал мне: «О
'Умар, знаешь ли ты, кто задавал мне эти вопросы?»
Я ответил: «Аллах и посланник Его знают об этом лучше».
Он сказал: «Поистине, это Джибрил явился к вам, чтобы
научить вас вашей религии!» (Муслим в «Сахих», хадис № 8).
Таким образом, Пророк, да благословит его Аллах и привет-
ствует, указал на то, что эти вещи являются составляющими ре- лигии, ибо они включают в себя все то, что имеет к ней отношение.
ПРОСЬБЫ О ПОМОЩИ. ПРОСЬБЫ О ЗАЩИТЕ, ПРОСЬБЫ О
СПАСЕНИИ, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ, ОБЕТЫ И ПРОЧИЕ ФОРМЫ
ПОКЛОНЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ В СИЛУ ВЕЛЕНИЯ
АЛЛАХА. ВСЕ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОСВЯЩЕНЫ АЛЛАХУ
ВСЕВЫШНЕМУ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ЕГО:
«МЕЧЕТИ ПРИНАДЛЕЖАТ АЛЛАХУ. НЕ ВЗЫВАЙТЕ ЖЕ НИ К КОМУ
НАРЯДУ С АЛЛАХОМ!».
ТОТ ЖЕ, КТО ХОТЬ ЧТО-ЛИБО ИЗ ЭТОГО ПОСВЯТИТ НЕ АЛЛАХУ,
СТАНЕТ МНОГОБОЖНИКОМ И НЕВЕРНЫМ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ
СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО:

«У ТОГО, КТО МОЛИТСЯ НАРЯДУ С АЛЛАХОМ ДРУГИМ БОГАМ,
НЕТ В ПОЛЬЗУ ЭТОГО НИКАКОГО ДОВОДА ЕГО СЧЕТ ХРАНИТСЯ У ЕГО
ГОСПОДА. ВОИСТИНУ, НЕВЕРУЮЩИЕ НЕ ПРЕУСПЕЮТ!».
(ВСЕ ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОСВЯЩЕНЫ АЛЛАХУ ВСЕВЫШНЕМУ)
Это означает, что все из вышеупомянутых и прочих видов поклонения должны быть посвящены только Аллаху Всевышнему, у которого нет сотоварищей и непозволительно посвящать их кому-либо, кроме Аллаха Всевышнего.
(НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ЕГО) Автор, да помилует его Аллах, упомянул о нескольких видах поклонения, отметив, что любой из тех, кто хоть в чем-то будет посвящать его не Аллаху станет многобожником и неверным, и приведя в качестве доказательства слова Аллаха Всевышнего: «Мечети принадлежат Аллаху. Не
взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Сура 72 «аль-Джин»
(«Джинны»), аят 18), а также слова Его: «У того, кто молится наряду с
Аллахом другим богам, нет в пользу этого никакого довода. Его
счет хранится у его Господа. Воистину, неверующие не преуспеют!»
(Сура 23 «аль-Муминун» («Верующие»), аят 117).
В первом аяте Аллах Всевышний сообщает о том, что места поклонения или же те места, где совершаются земные поклоны, принадлежат Аллаху, после чего Он говорит: «...так не взывайте ни к кому наряду с Аллахом!» Это значит: не поклоняйтесь наряду с Ним никому иному и совершайте земные поклоны только перед Ним. Во втором же из приводимых автором аятов Аллах Всевышний, слава
Ему, разъясняет, что любой из тех, кто наряду с Аллахом взывает к какому-либо иному божеству, является неверным, так как Он сказал:
«Поистине, не преуспеют неверные!» Что же касается слов Его:
«...нет у него доказательств этому...», то они являются указанием на то, что нет никаких доказательств того, что существует множество богов.
В ОДНОМ ИЗ ХАДИСОВ СООБЩАЕТСЯ, ЧТО ПОСЛАННИК АЛЛАХА,
, СКАЗАЛ: «ОБРАЩЕНИЕ С МОЛЬБОЙ ЯВЛЯЕТСЯ СУТЬЮ
ПОКЛОНЕНИЯ».
УКАЗАНИЕМ
НА
ЭТО
ЯВЛЯЮТСЯ
СЛОВА
ВСЕВЫШНЕГО:

«ВАШ ГОСПОДЬ СКАЗАЛ: «ВЗЫВАЙТЕ КО МНЕ, И Я ОТВЕЧУ ВАМ.
ВОИСТИНУ, ТЕ, КОТОРЫЕ ПРЕВОЗНОСЯТСЯ НАД ПОКЛОНЕНИЕМ
МНЕ, ВОЙДУТ В ГЕЕННУ УНИЖЕННЫМИ» (Сура 40 «Прощающий»,
аят 60).
(В ОДНОМ ИЗ ХАДИСОВ) С этих слов автор, да помилует его
Аллах, начинает приводить подтверждения необходимости тех видов поклонения, о которых он упомянул, сказав: «Если говорить о видах поклонения, являющихся обязательными в силу веления
Аллаха, то к ним относятся, например, ислам, вера и искренность. К ним относятся также обращения к Аллаху с мольбами. ..» Как видно из текста, он, да помилует его Аллах, начал с цитирования подтверждений, касающихся обращений к Аллаху с мольбами, а ниже будут подробно приведены и подтверждения, касающиеся ислама, веры и искренности.
Прежде всего, в качестве доказательства, автор, да помилует его
Аллах, приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и
приветствует, который сказал: «Обращение с мольбой является
сутью поклонения», а также слова Всевышнего:
«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам.
Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне,
войдут в Геенну униженными» (Сура 40 «Гафир» («Прощающий»), аят 60). Этот аят указывает на то, что обращение к Аллаху с мольбой является частью поклонения или же одним из видов его, в противном же случае неправильно было бы говорить: «...те, которые превозносится над поклонением Мне...». Таким образом, любой из тех, кто обращается не к Аллаху Всемогущему и
Великому с мольбой о том, что по силам одному лишь Аллаху, является многобожником и неверным независимо от того, является ли тот, к кому обращены эти мольбы, живым или покойным. При этом нет ничего запретного в обращении человека с просьбой к живому и присутствующему другому человеку накормить или напоить его, но если кто-либо станет обращаться с подобными просьбами к покойному или отсутствующему, это будет означать, что
он является многобожником, поскольку ни покойный, ни отсутствующий такую просьбу выполнить не в состоянии. Обращение с такой просьбой будет означать также, что обращающийся с ней верит в то, что покойный или отсутствующий человек может управлять событиями, но именно вера в подобное и делает человека многобожником.
Знай, что есть два вида подобных обращений: обращение с просьбой и обращение как вид поклонения.
К обращению с просьбой прибегают в случае возникновения необходимости в чем-либо, и оно является одним из видов по- клонения, если раб обращает эту просьбу к своему Господу, ибо подобное обращение подразумевает собой то, что раб ощущает потребность в Аллахе и поэтому прибегает к Его помощи, будучи убежденным в том, что Он - Всемогущий и Щедрый, милость и милосердие которого широки. Обращаться с просьбами можно и в том случае, когда раб просит о чем-либо кого-нибудь из сотво- ренных, то есть подобных ему, при том условии, что другой человек понимает, о чем идет речь, и может откликнуться на просьбу, как, например, в вышеупомянутом нами примере относительно просьбы человека о том, чтобы его накормили.
Если же говорить об обращении как о виде поклонения, то к подобным обращениям прибегают в надежде на награду или из страха перед тем, кому они адресованы, и поэтому в данном случае правильным будет обращаться с подобными мольбами только к
Аллаху, в противном случае это будет уже большим многобожием, которое ставит человека вне религии и на которое распространяется угроза Аллаха Всевышнего, который сказал: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением
Мне, войдут в
Геенну униженными!»..
УКАЗАНИЕМ НА СТРАХ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА:
«ЭТО
ВСЕГО
ЛИШЬ
ДЬЯВОЛ
ПУГАЕТ
ВАС
СВОИМИ
ПОМОЩНИКАМИ. НЕ БОЙТЕСЬ ИХ, А БОЙТЕСЬ МЕНЯ, ЕСЛИ
ВЫЯВЛЯЕТЕСЬ ВЕРУЮЩИМИ!».

(СТРАХОМ) Страхом является переживание особого рода, возникающее в связи с ожиданием чего-то такого, что может повлечь за собой гибель, нанесение вреда или страдание, при этом Аллах
Всевышний, слава Ему, запретил бояться приближенных шайтана, повелев людям бояться только Его одного.
Есть три вида страха:
ВИД ПЕРВЫЙ: естественный страх, например, страх человека перед диким зверем, огнем или наводнением, за который человек порицания не заслуживает. Так, например, о Мусе, мир ему,
Всевышний Аллах сказал:
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом