Главная страница

Корзина. Основы плетения из лозы. Методическое... Муниципальное бюджетное учреждение культуры борисоглебского городского округа


НазваниеМуниципальное бюджетное учреждение культуры борисоглебского городского округа
АнкорКорзина. Основы плетения из лозы. Методическое.
Дата20.02.2017
Размер1.8 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKorzina_Osnovy_pletenia_iz_lozy_Metodicheskoe.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#9544
Каталог

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ КЛУБНАЯ СИСТЕМА»
«Корзина.
Основы плетения»
Борисоглебск – 2013

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
История возникновения плетѐных корзин ................2 2.
Подбор и заготовка материала для плетения………3 3.
Виды колунов и их использование …………………7 4.
Виды плетения корзин ………………………………9 5.
Основные приемы плетения из лозы………………10 6.
Стадии плетения корзины ………………………….15

3
История возникновения плетёных корзин
Первые плетеные корзины появились на Среднем
Востоке и в Африке восемь с половиной тысяч лет тому назад. Позднее, судя по находкам в раскопках старых цивилизаций, - в Египте, им более 5 тысяч лет. Следует отметить интересный факт: способ плетения корзин не претерпел за тысячи лет коренных изменений. Корзины, которые и сейчас плетут в Египте, мало чем отличаются от находок археологов.
На европейской территории плетеные корзины появились значительно позднее: в районе городка
Гластонберри, что в Великобритании, была найдена раритетная корзина, которой по оценкам экспертов около двух тысяч лет.
Многие считают плетение из ивового прута уходящим ремеслом, хотя число людей, увлекающихся им или работающих профессионально, сейчас меньше, чем, скажем, в 30-е годы нашего века. Обилие природного материала для плетения, с одной стороны, и повсеместно неослабевающий и, как правило, неудовлетвореннный спрос на плетеные изделия — с другой, не дают основания для пессимистических прогнозов относительно будущего плетения.
Одно из достоинств этого ремесла заключается в том, что работать приходится с чистым природным материалом, а мастерской может служить лес, берег реки, сад.
Начиная со средних веков плетеные изделия находят широкое применение. И если у крестьян это, как правило, были предметы быта (корзины, короба, люльки для младенцев), то у знати — предметы отдыха и ук- рашения интерьера (прочная и красивая плетеная мебель, изготовленная из окоренного прута).

4
Если проследить за развитием плетения в России, то можно отметить, что возникало это ремесло, прежде всего в районах рек и озер, где, с одной стороны, было много природного материала, а с другой — была велика и мно- гообразна потребность в плетеных изделиях. Это и предметы домашнего обихода, и рыболовные снасти, и плетеные ловушки для зверей и птиц, и пр.
Подбор и заготовка материала для плетения
Для плетения применяют чаще всего побеги разных ив, произрастающих по берегам рек, прудов и озѐр, в оврагах и других низких местах. Предпочтение обычно отдают так называемой ветле и корзиночной иве.
Тонким и хорошим материалом может служить бредина (козья ива). Тем более что она широко распространена, произрастает в сырых лесах. Неплох для плетения и желтолозник.
Шелюга даѐт прут среднего качества. А красная
(каспийская) верба - толста в одно- и двухлетних побегах.
Поэтому и используют последнюю в основном для мебели.

5
Заготавливать каждый из названных выше материалов можно практически в любое время года.
Однако следует учитывать, что летом в период бурного роста побегов (вегетации) древесина довольно хрупкая.
Прут не столь гибок и даѐт до 30% поломок. Поэтому лучшим для заготовки прутьев считается время с конца осени и до ранней весны, когда интенсивного движения древесного сока не наблюдается.
При заготовке лозы следует срезать по возможности более прямые побеги (длиной не менее 60 - 70 см), без болезненных наростов, повреждений и сучков.
Причѐм о качестве всей партии можно судить по срезу одного побега (ведь физико-механические свойства у веток с одного куста примерно одинаковы). Если древесина на срезе имеет красновато-коричневый оттенок, а сердцевина большая и рыхлая, то заготавливать прутья с такого куста вряд ли целесообразно по причине повышенной ломкости исходного материала.
Лозу, срезанную поздней осенью или ранней весной, до работы с ней следует в течение 3-4 часов вымочить, а затем (0,5 ч) - пропарить для облегчения снятия коры (так называемой лупки или окорки). Делать это удобно, сворачивая длинные прутья по одному (или небольшими пучками) в виде кольца вдоль боковых стенок кастрюли подходящей ѐмкости.
После проварки лозу охлаждают в холодной воде и приступают непосредственно к окорке.
Выполнять эту операцию лучше воспользовавшись щемилкой - самодельным пружинистым

6 зажимом в виде кола с отверстием.
Щемилку вбивают в землю или укрепляют в кряже со скамьѐй (станине). Комлевую часть прута вставляют в пружинящий зажим. Затем, придерживая левой рукой щемилку, правой тянут лозу «на себя». В случае, если при первом протаскивании кора отделилась не полностью, прут поворачивают вокруг его оси и пропускают через щемилку во второй раз.
Самым важным инструментом у большинства мастеров служит нож. Нож позволяет выполнить много операций и при этом привычно лежит в руке. Остается только поддерживать его достаточно острым.
Кроме ножа приходится прибегать к помощи секатора. Начиная от заготовки лозы и заканчивая нарезкой составляющих крестовины, этот предмет часто позволяет дать фору любому ножу.
Дляплетения, кроме круглых прутьев, зачастую требуются и так называемые шины (ленты). По сути своей это та же лоза, расщеплѐнная на две, три или четыре части.
Заготовку такого материала выполняют обычно с помощью колунков, сделанных из твѐрдой древесины или из кости, пластмассы, металла. На торце прута ножом производят соответствующий надрез, в который вставляют клинообразные выступы колунка.
При движении

7 последнего вдоль сердцевины пруток раскалывается на равные части. Ну а если мякоть удалить, получается ещѐ один вид материала для плетения -шов или струг.
Часть заготавливаемого материала мастера- корзинщики и опытные самодельщики подвергают окраске. Но перед этим удаляют содержащиеся в лозе мешающие равномерному впитыванию краски дубильные вещества. Достигают этого вымачиванием материала (до нескольких часов) в горячем щелочном растворе.
Вымачивание зачастую осуществляют и простым
«деревенским» способом, помещая заготовки из лозы в ведро с водой, куда предварительно опускали на 1/4 - 1/3 часа при кипении тряпичный мешочек с древесной золой.
Основательно вымочив заготавливаемый для плетения материал, щелочную воду сливают. А прутья
(равно и шины, струг) на 3 часа опускают в красящий раствор, время от времени пошевеливая их палкой для получения равномерной окраски со всех сторон.
Яркие сочные цвета дают анилиновые красители, применяемые в быту для окраски тканей. Расход в нашем случае будет таким: один пакет на 3 литра воды. А чтобы прокрашивание стало более глубоким, в красящий раствор добавляют 1 - 2 ложки уксусной кислоты.
Как уже указывалось, через 3 часа красящий раствор сливают. А сам материал прополаскивают в холодной чистой воде. Причѐм меняют еѐ до тех пор, пока сливаемая вода не перестанет окрашиваться.
Вместо анилиновых красок зачастую используют и всевозможные протравы. Ведь они не боятся влаги и не выгорают на солнце. И диапазон тональности окраски дают довольно широкий. От светло-серого или, скажем, светло- коричневого до чѐрного или тѐмно-коричневого с красноватым, зеленоватым или синеватым оттенками.

8
Хранят подготовленный для плетения материал абсолютно сухим (во влажном состоянии уже через сутки может появиться плесень на древесине и она почернеет), связанным в пучки. А перед применением - замачивают.
Эластичность же в ходе плетения поддерживают, завѐртывая временно не «задействованные» в работу прутья, ленты и струг во влажную тряпку.
Виды колунков и их использование
Колунки
- простейшие приспособления для расщепления (раскалывания) толстого прута или палок вдоль по три или четыре части в зависимости от количества режущих граней. Колунки изготавливаются из твердых пород дерева, из рога, кости либо пластмассы и виде стержня диаметром 3, а длиной 6 — 8 см. Один конец колунка скруглен, другой же имеет три или четыре глубоких выреза, образующих острые режущие грани, пересекающиеся под прямым углом или под углом 120 градусов.
Для раскалывания берут вымоченную в воде палку
(прут) и на ее комлевых концах делают ножом три или четыре глубоких крестообразных разреза, или расщепа. В них вставляют режущие грани того или иного колунка. удерживаемого левой рукой, а расщепляемый прут правой рукой направляют на колунок. Древесина прута под давлением резцов колунка раскалывается до самой вершинки на три или четыре части, то есть на всю длину.
Колунок до настоящего времени пока единственный инструмент, с помощью которого готовят наиболее качественные тины (по сравнению с лозострогальными машинками и станками).

9
Колунки делятся на:
1 - крестообразный;
2 - Y-образный;
3 - долотообразный колунки; а - выполнение надреза на торце прута; б - расщепление прута на требуемые заготовки

10
Виды плетения корзин
1.
Вид плетения - простое.
Применяется в плетении корзин и плетеных изделий таких как: кашпо, ваза, донышко для корзин, крышки сундуков. Суть этого вида плетения в том, что прут огибает нечетное количество стоячков по принципу перед - за. В плетении корзин на обруче применяется очень часто. Прут движется слева - направо, затем огибает обруч и продолжает свой путь уже справа - налево. Стыкуется или сращивается прут по принципу толстый конец с толстым, тонкий с тонким.
2.
Вид плетения – послойное.
Очень широко применяется в плетении корзин, вазочек, да и вообще любых изделий из лозы. Выполняется количеством прутьев равных количеству стоячков.
3.
Вид плетения – ажурное плетение
. Этот вид плетения придает изделиям из лозы особый художественный колорит. Огромное разнообразие видов ажурного плетения обеспечивается за счет чередования загибок, ячеек, ромбиков.
4.
Вид плетения – веревочка.
Такой вид плетения применяется во всех изделиях из лозы. Есть веревочка в
2,3,4,5 прутьев. Данный вид плетения нужен для придания изделию из лозы жесткости и прочности. Также благодаря веревочке стоячки в любом изделии из лозы находятся на одинаковом расстоянии друг от друга.
Чтобы отделить различные слои плетения в одном изделии нам опять же понадобится вид плетения – веревочка.
5.
Вид плетения – загибка.
Данный вид плетения позволяет закончит основное плетения стенки любого изделия.
Данный вид плетения имеет много разновидностей: простая загибка, ажурная, косичка и т.д.

11 6.
Вид плетения – обвивка или оплетка. В основном применяется для плетения и формирования ручки путем обвивки основания ручки несколькими прутьями по спирали.
Основные приемы плетения из лозы
Чтобы сплести самому корзину, нужно, прежде всего, освоить различные виды плетения и способы заделки борта.
Простое плетение из лозы
Наиболее распространено простое плетение. В некоторых случаях, чтобы ускорить процесс плетения, его выполняют сразу двумя-тремя рядами. Хотя простое плетение выполняется довольно быстро и легко, прочность его невысока.

12
Плетение наклонными рядами в один и три прута
Разновидностью простого плетения является плетение наклонными рядами. Чередуя ряды из разноцветных прутьев, вы можете добиться большой декоративной выразительности.
Плетение веревочкой
Плетение "веревочкой" применяют в тех случаях, когда на некоторых участках корзины хотят получить особую прочность. Например, в цветочницах "веревочкой" переплетают пересекающиеся или параллельные прутья.

13
Плетение в "шахматку"
Плетение "в шахматку" применяют в основном с декоративными целями. Прутья двух контрастных цветов поочередно укладывают как в простом плетении, только не через один стояк, а через два.
Красота и прочность корзины во многом зависят от заделки борта.
Заделка борта через один и через два прута
Наиболее простой и быстрый способ — заделка через один прут-стояк. Первый прут заводят за второй, второй за третий и так до последнего.

14
Заделка борта косичкой
Так же заделывают борт двумя прутьями, только через два прута-стояка или одним прутом через два прута-стояка.
Пользуясь этими способами, концы прутьев нужно выводить внутрь корзины, а оставшиеся концы аккуратно подрезать ножом под острым углом.
Заделка борта "косичкой" отнимает больше времени, но зато придает корзине особую красоту и выразительность.
Чтобы выплести косичку, борт вначале заделывают простым способом через один прут. При этом все прутья связывают нитками по три вместе, а затем переплетают так, как это делается при плетении обычной косы. Заплетая косичку вокруг борта, использованные прутья подрезают, заделывая их концы под косичку, последовательно включая в плетение все новые и новые группы прутьев.

15
Плетение дна корзины
Плетение корзины начинайте с каркаса дна. По длине донышка будущей корзины подберите три прута толщиной примерно около 8 мм. каждый и свяжите их тонкими прутьями с двух сторон, отступив от краев на расстояние, равное половине ширины донышка.
Связанные прутья расщепите ножом в средней части. В образовавшуюся щель вставьте поперечные стояки, длина которых должна соответствовать ширине дна корзины.
Привяжите тонкой лозой стояки к продольным прутьям, а концы двух поперечных и двух продольных стояков разведите веером. Готовый каркас дна оплетите простым плетением, а края для большей прочности — "веревочкой".
По краям дна вставьте новые прутья — по два прута около каждого стояка. Вставленные прутья согните под прямым углом к донышку. Затем вставьте у торца каждого стояка еще по пруту и оплетите ими нижнюю часть борта корзины "веревочкой", переплетая прутья через два-три стояка.
Когда будет заплетено четыре — шесть рядов, заделайте

16 борт корзины любым из известных вам способов: простым плетением, наклонными рядами или "в шахматку".
Последовательность изготовления изделий из лозы
Закончив оплетать борт, оплетите верхний ряд "веревочкой" через один прут и приступайте к заделке борта. На нашей корзинке он заделан "косичкой", поэтому стояки, заплетенные через один прут, выведены не внутрь, а на внешнюю сторону корзины.
Когда борт будет полностью заделан, прикрепите к готовой корзине ручку-дужку. Дайте корзине немного обсохнуть, и смело отправляйтесь с ней по грибы.
Стадии плетения:
Корзинаплетёнаясобруча
1 - изготовление обруча;
2 - вплетение основы (вертикальных прутьев-стоек);
3 - выполнение простого плетения на бортах корзины;
4 - сгибание прутьев-стоек, изготовление каркаса дна;
5 - оплетение дна корзины;
6 - последовательность выполнения ручки;
7 - вариант оплетения ручки корзины;

17 8 - готовое изделие
Плетение корзин с обруча используют в тех случаях, когда готовое изделие требуется получить как можно быстрее (в походе, в лесу или на берегу реки).
Первое с чего нужно начать, это изготовление обруча. Толщина прута на обруч может колебаться от 1,5 до 2 диаметров прута, который пойдѐт на стоячки. От обруча зависит, прочность изделия в целом. Обруч удобнее всего заготавливать из свежесрезанного прута в период сокодвижения, с мая по октябрь. Прут не нужно будет размачивать, можно сразу загибать его. Сухой же прут нужно долго вымачивать в воде, чтобы он вновь стал гибким.
Обруч может быть овальный и круглый. Предлагаем сделать овальный. Круглый изготавливается очень легко, прут просто закручивается внутрь кастрюли, ведра, любой тары нужного размера, с вертикально-ровными стенками.
Овальный же чуть по сложнее. Рассмотрим такой вариант:

18
Прежде чем вставить прут в шаблон, его нужно промять по всей длине на кастрюле, или на чѐм-то другом округлой формы, что есть под рукой, можно на стволе дерева. Лучше гнуть его в коре, а после установки в шаблон, снять кору.
Можно не снимать кору, а сушить неокорѐнным.
Преимущества обруча в коре: при размачиванииобруч не будет стремиться принять форму окружности. Недостатки: будет долго сохнуть, около недели с лишним.
После того как прут высох, необходимо состыковать его концы, срезаем каждый на ус, комель на внутреннюю,

19 тонкую часть - на внешнюю сторону. И связываем их проволокой, можно связать в двух местах.
Теперь необходимо приладить стоячки (согнутые прутья) на обруч. Мысленно делим его поперѐк на 2 равные части, здесь будет крепиться ручка, поэтому важно сделать это точно, может ручка получиться набекрень.
Теперь ещѐ раз, но уже вдоль, и теперь каждую четверть нужно разделить так, чтобы обеспечить необходимое расстояние между стояками (оптимальное расстояние 4-5 см друг от друга.), ставим отметки карандашом.
Далее, берѐм стоячок, в комлевой части делаем срез в полдерева, срез должен быть такой длинны, чтобы им хватило обернуть обруч два раза и оставшейся частью дотянуться до следующего стояка (см. фото). Стоячки необходимо очень хорошо размочить.

20
Если при подстановке появился излом, прут необходимо заменить. Чтобынаверняканебылоизломов, проминаемегоплоскогубцамиповсейдлинесреза.
Итаксамаподстановка, обручрасположенпараллельноземле, квнешнейчастиобручасрезомприкладываемстоячок
(комлеваячастьсверху). Делаем виток срезанной частью вокруг обруча: заводим на внутреннюю сторону, потом выводим на внешнюю. Делаем ещѐ виток, теперь при выводе на лицевую сторону, огибаем снаружи наш стоячок
(выв одим направо), и оставшийся «хвостик»прикрепляем прищепкой к обручу (на картинке получившаяся фигура перевернута).
«Хвостик» прикрепленный прищепкой, необходимо плотно прижать следующим тоячком, который подставляется по такой же схеме как первый и как все остальные. Прищепка всегда должна держать последний незакреплѐнный
«хвост», иначе всѐ конструкция развалится. Ещѐ нюанс:

21 между первым стояком и обручем закладываем щепку, чтобы оставить место под «хвост» последнего стоячка.
После этого связываем все прутья в пучок, лучше перевязать прутья в 2 местах, так легче управлять стоячками. Чтобы придать им нужное направление, используем проволоку.
Теперь нужно подтянуть
«хвостики» каждого стояка, чтобы окончательно закрепить их на месте.

22
Прежде чем начинать формировать стенки, нужно решить какой формы будет корзина. Она может быть разнообразной: пузатая (похожа на бочку), прямая (стенки изделия перпендикулярны плоскости обруча), и скошенная
(похожа на ведро).
Наша корзина в верхней части будет прямая, а в нижней - скошенная. Начинаем оплетать стенки. Схема: веревочка в 3 прута прямая и обратная, далее послойное плетение, опять 2 верѐвочки. Самое сложное в этом деле выдержать форму, поэтому лучше не плести на сухих стоячках, они должны быть достаточно увлажнены, так легче ими управлять. Нужно следить за расстоянием между стояками, чтобы они не заваливались в стороны. Ещѐ момент, в места, где будет ручка необходимо вставить по пруту, если этого не сделать очень сложно будет вставить ручку в плетение.

23
Уплотняем плетение.

24
Когда стенки сформированы, пришло время сделать дно.
Сгибаем стоячки на встречу друг друга. Места изгиба проминаем круглогубцами.
Теперь прячем стоячки в стенке изделия, достаточно завести внутрь на 5 см.

25
Начинаем штопать дно простым плетением. Лучше всего заплетать молодыми неокорѐнными прутьями. Во-первых, потому что свежесрезанными прутьями гораздо легче плести, во-вторых так как дно - слабое место корзины (оно прогнивает и изделие приходит в негодность) прутья в коре лучше переносят влажность, но дадут усадку, поэтому после высыхания дна, необходимо будет проплести ещѐ несколько рядов.
Чтобы не было «дыр» по периметру дна, нужно оплетать не только стоячки но и верѐвочку. Молодняком это сделать намного проще чем высушенным прутом, даже если его хорошо вымочить, переломаете больше чем заплетѐте.

26
Дно готово. Вот что получилось.
Пришло время ручки. Понадобится прут примерно той же толщины что и обруч, можно меньше. Сгибаем прут в дугу, заостряем концы клином, вытаскиваем прутья, которыми

27 мы забронировали место под ручку, и вставляем дугу на их место. Оптимальная длина уже вставленного прута должна быть равна половине длинны обруча. Если нет возможности использовать один толстый прут, на дугу можно взять 2 или более тонких прута.
Теперь необходимо очень хорошо размочить около десятка с запасом, длинных и тонких прутов, для оплетения ручки.
Держим прутья в чуть тѐплой воде час, потом помещаем их в полиэтиленовый мешок, и добавляем пригоршню воды, закрываем и кладѐм в тѐплое место часа на 2.
Вставляем в стенку 5-6 прутьев, начинаем огибать ими дужку

28
Вставляем прутья в противоположную стенку и делаем тоже самое. Количество вставляемых прутьев должно быть такое, чтобы они полностью закрывали дугу.
Оставшиеся концы нужно завести под обруч, вы вести на внешнюю сторону, завязать узлом и спрятать в стенку корзины.
Ручка выполняется из толстого прута-спицы, заострѐнного с двух концов, вставленного в борта корзины и оплетѐнного пучками тоненьких прутьев одним из указанных на иллюстрациях способом. Например, обвивая каждый из пучков вокруг дужки и прочно завязывая концы узлом у противоположного борта.

29

30
Корзину можно сделать и соответствующим образом украшенной. Скажем, использовав для еѐ плетения не только окорѐнные (белые) прутья, но и неочищенные.
Такое контрастное сочетание тѐмных рядов плетева со светлыми выглядит довольно эффектно и нарядно.
Изделие готово.

31
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. А.А.Бескодаров. Художественное плетение из ивового прута.
2. В.Т.Таболин. Плетение из лозы. М.Просвещение. 2002 г.
3. Г.Федотова "Дарите людям красоту"
4. Ф.Ф.Трапезников. Плетение из ивового прута и бересты.
5. Ф.К.Федотов. Волшебный мир дерева. М. Просвещение.
6. http://lubimoe-delo.ru
7. http://sarmiento.spb.su
8. http://www.lozahobby.ru/art/41
Составитель: Мягкова Т.А. методист отдела по работе с сельскими учреждениями культуры

перейти в каталог файлов
связь с админом