Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

подготовка понедельник. Муниципальное право понятие территориальных основ мсу


Скачать 41.15 Kb.
НазваниеМуниципальное право понятие территориальных основ мсу
Дата19.10.2019
Размер41.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаподготовка понедельник.docx
ТипДокументы
#64367
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

1. ПОНЯТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОСНОВ МСУ

Территориальная основа местного самоуправления как институт муниципального права представляет собой систему правовых норм, регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления. К наиболее важным вопросам, регулируемым данным институтом муниципального права, относятся:

формирование муниципального образования;

состав территории муниципального образования;

границы муниципального образования;

изменение состава территории муниципального образования;

упразднение муниципального образования.

В ст. 131 Конституции РФ сказано, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций. Эту норму можно считать территориальной основой местного самоуправления в наиболее общем виде.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. в ст. 10 положение ст. 131 Конституции РФ более конкретизировано и выглядит следующим образом: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения».

Таким образом, нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" указывают, что муниципальными образованиями в РФ являются:

сельское поселение;

городское поселение;

муниципальный район;

городской округ;

внутригородская территория города федерального значения.

Федеральный закон не дает определения муниципального образования. Закон 2003 г. просто перечисляет возможные виды муниципальных образований, и при этом как бы отходят на второй план два основных критерия, в соответствии скоторыми с 1995 г. шел процесс создания муниципальных образований:

организационный (наличие местного самоуправления, его выборных органов);

материальный (наличие муниципальной собственности и местного бюджета).

Таким образом, Федеральный закон 2003 г. исчерпывающе называет виды муниципальных единиц. Предусмотренные им муниципальные образования можно различать как муниципальные единицы, образно говоря, низового и более высокого уровня (хотя этот Федеральный закон понятие "уровни" не использует) по двум критериям:

по характеру полномочий;

по месту в системе местного самоуправления.

Первый критерий - это характер полномочий. Муниципальные образования низового уровня - сельские поселения, городские поселения, внутригородские территории городов федерального значения по изначальной редакции Закона 2003 г. разрешают только вопросы местного значения (в редакции Закона от 29 декабря 2006 г. поселения получили право с 2008 г. на осуществление некоторых, указанных в Законе, государственных полномочий и в целом на реализацию иных государственных полномочий, если они не закреплены за конкретным государственным органом). Муниципальный район и городской округ имеют статус муниципальных образований более высокого уровня в силу того, что помимо разрешения вопросов местного значения могут осуществлять и отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами или законами субъектов РФ.

Второй критерий - это место в системе местного самоуправления. Сельские поселения, городские поселения и внутригородские территории городов федерального значения могут быть названы муниципальными образованиями низового, или первичного, уровня, поскольку ниже их муниципальных образований не существует. В состав сельских поселений, городских поселений входят населенные пункты и прилегающие к ним земли, но они не являются муниципальными образованиями.

Муниципальный район в сельской местности - муниципальное образование более высокого, второго, уровня ("этажа"). В него и входят сельские поселения, городские поселения (как муниципальные образования). А городской округ - это муниципальное образование, которое корреспондирует уровню муниципального района. Иначе говоря, городским округом является территория, включающая город, прилегающие к нему иные населенные пункты и земли между ними, выделенная из муниципального района (муниципальных районов) и ставшая самостоятельным муниципальным образованием. По объему полномочий муниципальный район и городской округ почти не отличаются друг от друга. А поскольку городской округ - это, образно говоря, "вчерашнее" городское поселение, но получившее более высокий "ранг", его вопросы ведения и полномочия во многом родственны городскому поселению.

Для правильной ориентации в видах и структуре тех или иных муниципальных образований следует четко представлять структуру муниципального образования и его территории, а также понятие населенного пункта. Дело в том, что муниципальное образование может состоять из одного населенного пункта, а может включать в себя и несколько населенных пунктов. Кроме того, муниципальное образование может включать в себя помимо земель населенных пунктов и прилегающие к ним земли, а когда речь идет о муниципальном районе, в его состав включаются и так называемые межселенные территории, т.е. территории (населенные пункты или земли), не включаемые в состав низовых муниципальных образований - поселений.

С учетом сказанного Федеральный закон 2003 г. предлагает исходить из того, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с рядом требований.

Прежде всего, территория субъекта РФ разграничивается между сельскими и городскими поселениями. Каких-то жестких требований средней численности муниципального образования Закон не содержит. Он предлагает учитывать низкую или высокую плотность населения, с учетом которой территории включаются в состав указанных выше первичных муниципальных образований, а в отдельных случаях могут входить напрямую в муниципальные образования верхнего уровня. В целом вопрос решается так: по общему правилу территории включаются в состав тех или иных первичных муниципальных образований - сельских поселений или городских поселений.

Однако территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений (надо полагать, сельских поселений), за исключением:

территорий исторически сложившихся земель населенных пунктов;

прилегающих к населенным пунктам земель общего пользования;

территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения;

рекреационных земель;

земель для развития поселения;

т.е. все перечисленные объекты должны быть оставлены в поселении.

Территории с низкой плотностью населения, не входящие в состав поселений, входят в муниципальный район - это межселенные территории.

В свою очередь, территории всех сельских и городских поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории соответственно сельского или городского поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Это означает, что входящие в состав муниципального района сельские и городские поселения организационно отделены друг от друга. При этом территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ. В свою очередь, к территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории, где плотность сельского населения более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой или высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

2 ВОПРОС: ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Закон 2003 г. устанавливает, что органы местного самоуправления — это избираемые непосредственно населением и (или) формируемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В зависимости от способа формирования органы местного самоуправления делятся на выборные и создаваемые в другом (невыборном) порядке.

Выборные органы образуются в результате муниципальных выборов, проводимых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избрание в таком порядке присуще местным представительным органам, главам муниципальных образований, контрольным органам местного самоуправления (законодательство предусматривает возможность избрания последних населением непосредственно).

Другие органы местного самоуправления образуются представительными органами посредством: назначения (глава местной администрации); избрания (контрольный орган муниципального образования).

Способы функционирования и принятия решений обусловливают дифференциацию органов местного самоуправления на коллегиальные и единоличные.

Коллегиальные органы (представительные, администрации, контрольные) осуществляют деятельность в коллективном порядке. Коллегиальность как форма организации управления выражается в том, что названные органы местного самоуправления представляют собой коллегию (представительные) либо имеют в своем составе коллегию (местная администрация). По сути, представительный орган, объединяющий группу депутатов, есть коллегия лиц, совместно обсуждающих и решающих вопросы местного значения; коллегия, которая правомочна принимать решения, имеющие обязательную юридическую силу. Местная администрация, напротив, — орган управления в структуре которого есть коллегия. В состав коллегии входят как правило, руководители администраций высшего и среднего звена. Решения коллегии проводятся в жизнь актами главы муниципального образования (если он руководит администрацией) либо главы местной администрации'. Сложившаяся практика свидетельствует о наращивании коллегиальных начал в работе местных администраций.

К единоличным органам местного самоуправления в теории конституционного права относится глава муниципального образования и глава местной администрации.

Степень необходимости определяет существование обязательных и факультативных органов местного самоуправления.

Закон 2003 г. называетобязательными представительный орган, местную администрацию и главу муниципального образования. Независимо от вида самоуправляющейся единицы, ее размеров, плотности и численности проживающего в ней населения, прочих показателей наличие местной думы, администрации и главы муниципального образования является обязательным требованием.

Прочие органы местного самоуправления следует воспринимать какфакультативные. В разряд таких органов попадают глава местной администрации, контрольный орган и избирательная комиссия муниципального образования.

К числу органовобщей компетенции следует отнести представительные, исполнительные органы, глав муниципальных образований и местных администраций. В их ведении находятся все вопросы местного значения муниципальной единицы.

К органамспециальной компетенции относятся контрольные органы, избирательные комиссии муниципальных образований деятельность которых ограничена финансово-бюджетной или избирательной сферами.

З ВОПРОС: ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И УПРАЗДНЕНИЯ МУНИЦ.ОБРА-Я

Образование муниципальных образований — это процесс создания самостоятельных или внутригородских муниципальных образований.Данный процесс должен основываться на волеизъявлении населения обособляемых территорий и заключается в "закладке" на обособляемых территориях обязательных для муниципального образования признаков: самостоятельной структуры местного самоуправления (включающей выборный представительный орган местного самоуправления), муниципальной собственности, местного бюджета. Юридически создание нового образования фиксируется в его уставе,принимаемом непосредственно населением обособляемой территории или ранее избранным представительным органом местного самоуправления, и окончательно — в акте государственной регистрации этого устава. Хотя появление подлинно самостоятельного муниципального образования требует еще и включения нового образования в состав субъектов межбюджетных отношений.

Образование муниципальных образований протекает в форме: 1) объединения двух или более муниципальных образований в одно новое, 2) разделения муниципального образования на два и более новых, 3) выделения одного муниципального образования из состава другого, 4) выделения территорий из двух и более муниципальных образований с целью их последующего объединения в одно новое муниципальное образование, 5) придания статуса муниципального образования вновь возникшим населенным пунктам и вновь присоединенным к субъекту Федерации территориям.

Упразднение муниципальных образований — это процесс прекращения существования самостоятельных или внутригородских муниципальных образований.Процесс упразднения противоположен процедуре образования новых муниципальных образований; его суть — в утрате действующим муниципальным образованием конституирующих признаков: обособленной муниципальной собственности, собственного бюджета, самостоятельной структуры самоуправления, включающей представительный выборный орган. Однако порядок упразднения в принципе совпадает с порядком образования муниципальных образований и предполагает решение тех же вопросов, что решаются при образовании муниципальных образований. Здесь также необходимо первичное волеизъявление населения или учет его мнения по вопросу о возможности упразднения муниципального образования, если, конечно, последнее не упраздняется в связи с утратой признака населенности, например, по причине выезда людей в другую местность. К сожалению, демографический кризис выражается в умирании целых населенных пунктов. В Свердловской области областным Законом от 7 августа 1996 г. по этой причине упразднено 43 населенных пункта.

Упразднение муниципальных образований может быть связано: 1) с объединением двух и более муниципальных образований в одно новое, 2) разделением муниципального образования на два и более новых, 3) присоединением к муниципальному образованию новых территорий, населенных пунктов с последующим созданием на базе муниципального образования и присоединенных к нему земель нового муниципального образования, 4) с вхождением земель одного муниципального образования в состав другого, 5) прекращением существования местного сообщества, на базе которого ранее было создано муниципальное образование, 6) с утратой местным сообществом, на базе которого ранее было создано муниципальное образование, способности к самостоятельному существованию.

Юридически упразднение муниципальных образований должно завершаться процедурой их исключения из реестров муниципальных образований, один из которых ведется на федеральном уровне, а второй — на уровне субъекта Федерации. В случаях исчезновения местных сообществ или их> недееспособности (невозможность собрать сход, собрание жителей в течение длительного времени; самороспуск представительного органа местного самоуправления и т. д.) решения об упразднении соответствующих муниципальных образований, видимо, вправе принимать органы государственной власти субъектов Федерации.

Преобразование муниципальных образований — это процесс существенного изменения статуса действующих муниципальных образований без их упразднения.В широком смысле преобразование есть любое изменение статуса муниципального образования, которое влечет изменение устава последнего. В узком смысле преобразование заключается в изменении территориальных рамок муниципального образования. Здесь требуется не только изменение устава, но и обязательный предварительный учет мнения населения либо муниципального образования в целом, либо тех его территорий, чей статус подлежит непосредственному изменению.

Преобразование муниципальных образований в узком смысле может осуществляться путем: 1) изменения границ между сопредельными муниципальными образованиями, 2) выделения из преобразуемого муниципального образования вновь создаваемого муниципального образования, 3) выделения в составе города одного или более внутригородских муниципальных образований, 4) вхождения в состав города на правах внутригородских муниципальных образований новых территорий, населенных пунктов.

К существенным преобразованиям, не связанным с изменением территориальных границ муниципальных образований, относятся, например: 1) перенос их центров из одних населенных пунктов в другие, 2) смена их наименований, наименований их центров, 3) изменение административного статуса населенного пункта, в границах которого действует муниципальное образование (преобразование поселка в город и т. д.).

Любые преобразования муниципальных образований, влекущие изменения их уставов, подлежат государственной регистрации.

Своеобразно решен вопрос об образовании, преобразовании, упразднении муниципальных образований в Законе Свердловской области "О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Свердловской области" от 12 ноября 1997 г. Данные процедуры максимально приближены областным законодателем к предусматриваемым гражданским законодательством процедурам образования, реорганизации, ликвидации юридических лиц (гл. 4 ГК РФ).

Под образованиеммуниципального образования понимается создание нового муниципального образования, не сопряженное с преобразованием или упразднением других муниципальных образований. Упразднение— прекращение муниципального образования без передачи его территории, прав и обязанностей другим муниципальным образованиям в порядке правопреемства. Упразднение может иметь место только при утрате им признака населенности. Преобразование— объединение, разделение, выделение, присоединение муниципальных образований, а также приобретение или утрата ими части населенной территории. Приобретение или утрата муниципальными образованиями части ненаселенной территории не рассматриваются как формы преобразования и осуществляются в более упрощенной процедуре, чем процедура преобразования. Не рассматриваются как формы преобразования перенос центров муниципальных образований, изменения их наименований.

В условиях существования сложившейся системы районных муниципальных образований, охватывающих собой всю территорию субъекта Федерации (а именно это имеет место в Свердловской области), изложенное толкование образования и преобразования делает процедуру образования неработающей, поскольку образовать новое муниципальное образование можно только на территории субъекта Федерации, не входящей в состав действующего муниципального образования, а таких территорий просто нет! При данном положении вещей речь может идти только о процедурах преобразования существующих муниципальных образований. Однако в случае перехода субъекта Федерации к одноуровневой модели местного самоуправления, при которой в качестве муниципальных образований могут выступать исключительно городские и сельские поселения, но не районы, приведенное толкование процедуры образования окажется приемлемым. Данная процедура будет необходима, например, при создании муниципального образования во вновь возникшем населенном пункте.

Формы преобразования муниципальных образований толкуются в Законе Свердловской области следующим образом.

Объединение— слияние двух или более муниципальных образований в одно новое муниципальное образование с переходом прав и обязанностей каждого из объединяющихся муниципальных образований к вновь возникшему муниципальному образованию.

Разделение— разделение одного муниципального образования на два и более муниципальных образований. При этом разделяемое муниципальное образование прекращается с передачей его территории, прав и обязанностей вновь создаваемым муниципальным образованиям.

Выделение— создание одного или нескольких муниципальных образований путем выделения их из состава преобразуемого муниципального образования с передачей им части территории, прав и обязанностей последнего.

Присоединение— вхождение одного муниципального образования в состав другого с передачей преобразуемому муниципальному образованию своей территории, всех прав и обязанностей и прекращением своего существования.

Приобретение (утрата) части населенной территории —передача одним муниципальным образованием другому муниципальному образованию части его территории с расположенным на ней поселением (частью поселения).

Таким образом, создание и прекращение муниципальных образований в ходе объединения, разделения, присоединения, выделения не рассматривается в анализируемом Законе как образование и упразднение, видимо, потому, что при преобразовании муниципальных образований в названных формах решаются сложные вопросы правопреемства,перехода от одних муниципальных образований к другим прав, обязанностей, что исключено при образовании, упразднении муниципальных образований в том их значении, которое заложено в данном Законе.

Приведем фрагмент анализируемого Закона, где и определяются отношения правопреемства. Следует заметить, что законодатель Свердловской области одним из первых в стране попытался поставить и урегулировать вопросы правопреемства в сфере образования, преобразования, упразднения муниципальных образований, которые ранее по большей части находились вне правового пространства.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ПРИНЦИПЫ МП

Основные принципы международного права — это нормы международного права, которые в его системе занимают осо­бое место вследствие присущих им особенностей:

1) это руководящие начала (фундамент) современного между­ народного правопорядка;

2) они имеют универсальную сферу действия, ориентированы на все международное сообщество. Все субъекты междуна­родного права обязаны строго соблюдать эти принципы, по­скольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международ­ных отношений;

3) они носят императивный характер норм jus cogens («не­оспоримое право»), составляют внутреннюю основу системы международного права. Вследствие этого принципы между­
народного права являются критерием законности всей системы, критерием правомерности любой иной международно-правовой нормы и в силу этого защищаются наиболее
жесткими мерами принуждения;

4) принципы принимаются и признаются в таком качестве международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, обеспечивающим пред­ставительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира;

5) принципы в исключение из правил действия международно-правовых норм во времени имеют обратную силу, позволяющую им распространять свое действие на любую норму, возникающую ранее самого принципа, вплоть до объявления такой нормы недействительной и непризнания связанных с ней последствий;

6) все основные принципы взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принци­пов.

Императивных нормнаходятся на верхней ступени и занимают центральное положение в системе международного права! Их задача — определить основные права и обязанности государств, т.е. правовой статус членов международного сообщества и основных субъектов международного права.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей