Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Н. А. Зубченко Москва Ижевск 2002 удк 530. 092 Джон и Мэри Гриббин. Ричард Фейнман жизнь в науке. Москва-Ижевск Институт компьютерных исследований, 2002, 288 стр. Книга


НазваниеН. А. Зубченко Москва Ижевск 2002 удк 530. 092 Джон и Мэри Гриббин. Ричард Фейнман жизнь в науке. Москва-Ижевск Институт компьютерных исследований, 2002, 288 стр. Книга
АнкорRichard Feynman zhizn v nauke.pdf
Дата08.02.2017
Размер5.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRichard_Feynman_zhizn_v_nauke.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#8387
страница6 из 15
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Примечания
1.Перепечатано в книге «Вы, конечно, шутите...» из «Воспоминаний о
Лос-Аламосе, 1943-1945» (издание Лоуренса Бадоли, Джозефа
Хиршфельдера и Герберта Бройды) (Reidel, Dordrecht, 1980). Если не указан другой источник, то анекдоты о времени, которое Фейнман провел в Лос-Аламосе взяты из этого источника.

2.Scientific American, июнь 1988 г.
3.Личная переписка Арлин и Ричарда; переписано и одолжено у
Мишель Фейнман,
4.См. вклад Бете в Most of the Good Stuff.
5.См. примечание 1.
6.«Какое тебе дело... ».
7.«Какое тебе дело... ».
8.См. примечание 3.
9.«Какое тебе дело... ».
10.См. примечание 1.
11.«Роберт Оппенгеймер: письма и воспоминания», издано Элис
Кимбалл Смит и Чарльзом Вайнером (Harvard University Press, 1980).
12.Мехра.
13.Интервью с Силваном Швебером, включенное в QED and the Man
Who Made It.
14.См. примечание 3.
15.«Вы, конечно, шутите...».
16.Нобелевская лекция.
17.Нобелевская лекция.
18.Мехра.
19.Процитировано Мехрой.
20.Мехра.
21.Мехра.
22.Фейнман, процитировано Мехрой.
23.Фримен Дайсон Disturbing the Universe (Basic Books, New York,
1979).
24.CM. QED and the Men Who Made It.

25.Перепечатано в книге Фримена Дайсона From Eros to Gaia (Pantheon,
New York,1992).
26.См. примечание 23.
27.Physical Review, том 75, стр. 486, 1949 г.
28.Стивен Вайнберг «Квантовая теория полей» (Cambridge University
Press,1995).
29.См. вклад Дайсона в книгу No Ordinary Genius.
30.См. примечание 25.
31.См. No Ordinary Genius.
32.Процитировано Швебером.
6. Главная работа
Квантовая электродинамика — это теория, описывающая все взаимодействия света (фотонов) и заряженных частиц, в частности, все взаимодействия фотонов и электронов. Поскольку взаимодействия между атомами зависят от расположения электронов в облаках вокруг ядер, это означает, что, помимо всего прочего, КЭД лежит в основе всей химии. Она объясняет, как растягивается пружина и как взрывается динамит; как действует ваш глаз и почему трава зеленая (она объясняет и межатомные силы, описанные в дипломной работе Фейнмана). Короче говоря, в том, что касается повседневного мира, КЭД объясняет все, что не может объяснить гравитация. Есть еще две силы природы, действующие только в очень малом масштабе, по сути, в ядре атома, и ответственные за цельность ядер и за радиоактивность. Однако за пределами ядра, в масштабе атомов, молекул и всего остального, значение имеют только КЭД и гравитация.
И КЭД, и гравитация (в виде общей теории относительности
Эйнштейна) — чрезвычайно точные и хорошо понятые теории. Если говорить об экспериментах, проведенных в земных лабораториях, КЭД
— выдающийся пример успешной теории, т. е. теории, способной с высокой точностью предсказать результат экспериментов. Свойство, называемое магнитным моментом электрона, о котором мы упоминали
в главе 5, является, наряду с лэмбовским сдвигом, классическим примером успеха новой теории; это свойство можно полностью объяснить с помощью фейнмановской теории. Если воспользоваться электронной теорией Дирака, то можно выбрать такие единицы измерения, в которых величина магнитного момента электрона будет в точности равна 1. Однако КЭД предсказывает это значение равным
1,00115965246; а экспериментальным путем было обнаружено, что магнитный момент электрона равен 1,00115965221. Ошибка экспериментального измерения составляет около ±0,00000000004; а ошибка теоретического расчета порядка ±0,00000000020. Таким образом, теория согласуется с экспериментом с точностью
0,0000000002, или 0,00000002 процента. В своей книге QED: The
Strange Theory of Light and Matter
1*
Фейнман
*Имеется русский перевод этой книги: «КЭД: странная теория света и вещества», Москва: Наука, 1988 г. — Прим. пер.
121 объясняет, что это равносильно измерению расстояния от Лос-
Анджелеса до Нью-Йорка с точностью, равной толщине человеческого волоса, — и это лишь один пример множества точных соответствий
КЭД с экспериментом. Совсем недавно с подобной точностью была проверена общая теория относительности: этому способствовало изучение поведения астрономического объекта, известного как двойной пульсар; однако это не совсем то же, что и проведение реальных экспериментов здесь, на Земле. В этом смысле КЭД — самая успешная и точная научная теория, хотя, в действительности, и тот, и другой виды наблюдений справедливы в равной степени.
Подход Фейнмана к КЭД, задействующий интегрирование по путям, легче всего понять, если начать со знаменитого эксперимента с двумя щелями, рассмотренного в главе 2. Самое важное в этом эксперименте
(если рассматривать свет в виде волн) — то, что волны, распространяющиеся по одной траектории до детекторного экрана, могут «идти не в ногу» с волнами, распространяющимися по другой траектории. Когда две волны «идут в ногу», говорят, что они находятся в фазе; если же две волны имеют равную интенсивность и находятся в
фазе, то они объединяются и создают волну, амплитуда которой в два раза больше исходной. Но если две равные волны имеют противоположные фазы (т. е. они не в фазе), то они уничтожат друг друга. Именно это сложение и взаимное уничтожение волн объясняет появление на экране ярких и темных полос в ходе эксперимента с двумя щелями, несмотря на то, что все волны имеют равную амплитуду.
Именно разность фаз, а не разность амплитуд волн обуславливает сложение и взаимное уничтожение опережающих и запаздывающих волн в теории поглощения, что объясняет принцип взаимодействия заряженных частиц (см. рисунок 5). Безусловно, кроме полного сложения и полного взаимоуничтожения, существуют промежуточные варианты, когда две волны находятся не в фазе, но при этом они не точно противоположны друг другу, так что происходит лишь частичное взаимоуничтожение.
Все это обосновывает наш переход к альтернативной квантово- механической формулировке происходящего, где свет описывается через некоторые категории (фотоны, электроны или что-либо еще), следующие по траекториям, определяемыми квантовыми вероятностями. Эти квантовые вероятности описываются уравнением
Шредингера и ведут себя как волны со все той же фазой, которая важна для определения того, складываются ли две вероятности, определяя высокую вероятность следования фотона (или какого-то другого объекта) по определенной траектории, или они уничтожают друг друга, гарантируя, что фотон никогда не будет двигаться по второй траектории. Единственная сложность состоит в том, что реальные вероятности задаются квадратом некоторого свойства волны, называемого амплитудой: амплитуды вероятности сначала нужно сложить (как складывают векторы),
122

Рис. 7. (а) Пространственно-временной диаграммой можно воспользоваться, чтобы показать, каким образом энергетический фотон
(гамма-луч) может отдать свою энергию для образования электрона (е) и позитрона (р). Впоследствии позитрон сталкивается с другим электроном и аннигилирует, образуя гамма-луч. (Ь) Однако точно так же можно сказать, что есть всего один электрон (е), который слева начинает двигаться в будущее, затем сталкивается с энергетическим фотоном, который движется назад во времени и заставляет электрон повернуть вспять и двигаться назад во времени до столкновения с другим гамма-лучом, который вернет его к движению в будущее.
Позитрон же — это электрон, движущийся назад во времени. затем полученный ответ возвести в квадрат, что даст реальную вероятность следования фотона по конкретной траектории.
Эксперимент с двумя щелями демонстрирует, что даже в случае с объектом, который мы привыкли считать частицей (типа электрона), нечто (либо сама частица, либо вероятностная волна) проходит через обе щели и интерферирует сама с собой так, что на экране создается некоторая картина. Но предположим, что мы проводим эксперимент не с двумя, а с четырьмя щелями. В этом случае наше «нечто» должно
проходить через
123 все четыре щели, создавая соответствующую интерференционную картину, причем ее можно рассчитать по только что описанным правилам. Это справедливо и для эксперимента с тремя щелями, с сотней щелей или с любым другим их количеством. Можно вообще представлять все большее и большее количество щелей, пока не останется ничего, что мешало бы прохождению электронов или фотонов, то есть эксперимент без щелей, или с одной щелью, или с бесконечно большим количеством щелей, в зависимости от ваших предпочтений. Одна из главных идей Фейнмана заключалась в том, что, электрон или фотон (или что-то еще) можно по-прежнему считать прошедшим через каждую из бесконечного количества щелей, как обычно, складывая вероятности, связанные с каждым путем.
Интегрируя (складывая) вероятности буквально для каждого возможного пути фотонов или электронов от источника света до детекторного экрана, вы получаете, что самый вероятный путь следования частицы — это прямая линия от источника до детектора.
Для более сложных путей фазы соседних траекторий в точности противоположны друг другу (стрелки векторов указывают в противоположных направлениях), так что все они взаимоуничтожаются, оставляя только тот путь, который предсказывает классическая физика.
И только вблизи от классического пути (пути наименьшего действия) вероятности, находясь в фазе, складываются и усиливают друг друга.
Таким образом, фейнмановский подход к квантовой механике, основанный на интегрировании по путям, на самом деле также дает классическую механику и всю классическую оптику из одного и того же набора уравнений.
Это открытие настолько важно, что нам стоит поведать о том, как оно вновь приводит нас к знакомым характеристикам мира, а именно: к тому, что «свет распространяется прямолинейно». На рисунке 8 мы показываем, как, согласно классической оптике, свет отражается от зеркала. Эта картинка настолько нам знакома, что, казалось бы, мы бросим вызов здравому смыслу, если предположим, что изображение, которое мы видим в зеркале, есть результат того, что свет, исходящий
из источника во всех направлениях, отскакивает от зеркала под всевозможными углами и попадает к нам в глаз, как показано на рисунке 9. Однако, если верить Фейнману, происходит именно это. Но световые волны, которые распространяются под всевозможными углами, уничтожаются соседними световыми волнами равной амплитуды, но противоположной фазы, поэтому вы весь этот свет не видите. Из-за разности фаз складываются и усиливают друг друга только те амплитуды, которые оказываются около пути наименьшего действия, пролегающего от источника к вашему глазу: работает принцип наименьшего действия, и, как Фейнман написал в «КЭД»,
«там, где время наименьшее, время на соседние пути почти равно», вследствие чего вероятности там складываются.
На самом деле вы сами можете доказать, что свет от краев зеркала попадает в ваши глаза по очень странным траекториям, показанным на
124
Рис. 8. Здравый смысл (и школьный учебник физики) утверждает, что
«свет распространяется прямолинейно».

Рис. 9. Фейнман утверждает, что свет распространяется от источника к глазу по .каждому постижимому пути, отскакивая от зеркала под всевозможными углами (и даже движется по совсем странным траекториям, которые вообще не приводят его к зеркалу). рисунке 9. При более точном, с позиций науки, проведении такого эксперимента сначала нужно закрыть зеркало так, чтобы свет отражался только от узкой границы вблизи его края. Несмотря на взаимное уничтожение вероятностей соседних путей, в оставшейся области все равно можно найти узкие зеркальные полоски, где все вероятности суммируются. Беда в том, что эти полоски отделяются друг от друга такими же тонкими полосками, для которых вероятности точно не в фазе с первым набором полосок, поэтому от края зеркала свет не отражается. Но все, что нужно сделать, — это закрыть чередующиеся зеркальные полоски. У вас остается ровно половина рабочего зеркала, но теперь все пути находятся в фазе, и вы действительно увидите свет, идущий к вам под такими странными углами (рисунок 10).
Рис. 10. Мы не видим световые волны, которые отскакивают от зеркала под всевозможными углами, потому что они взаимоуничтожаются везде, кроме пути наименьшего времени и близлежащей к нему области.
Но если на зеркале нарисовать черные полоски, где не будет происходить взаимоуничтожение, то можно увидеть, что свет действительно отражается под всевозможными странными углами.
Такое устройство называется дифракционной решеткой, и, поскольку сам эффект в некоторой степени зависит от длины волны света, если вы проведете этот опыт с обычным светом, вы увидите радугу цветов.
Причем для этого вам даже не придется брать зеркало и покрывать его
полосками ткани определенной ширины. Чтобы добиться такого эффекта с обычным светом, достаточно использовать расстояние, равное ширине канавок обычного компакт-диска. Направьте на компакт-диск свет, и вы увидите радугу, созданную фотонами, которые отскакивают от диска под «неправильными» углами: так вы можете наблюдать квантовую электродинамику у себя дома. Возьмете ли вы путь наименьшего времени или отскакивание под «странным» углом,
«свет в действительности не распространяется только прямолинейно,
— сказал Фейнман, — он «вынюхивает» соседние траектории и использует узкую область пространства, близкую к наикратчайшему пути».
Все это приводит нас к знаменитым фейнмановским диаграммам.
Типичной фейнмановской диаграммой является пространственно- временная диаграмма, представляющая взаимодействие двух электронов, состоящее в обмене фотоном. Электроны приближаются друг к другу, обмениваются фотоном и расходятся в разные стороны
(рисунок 11). Однако в этой диаграмме содержится гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд. Для начала: обмен фотоном, представленный волнистой линией, не следует воспринимать как «классическую» частицу, движущуюся по одной траектории в пространстве-времени; его следует рассматривать как сумму историй всех возможных путей перехода фотона от одной частицы к другой.
Волнистая линия — это не путь, а сумма всех возможных путей: интеграл по путям. Во-вторых, то, что происходит в узлах фейнмановской
126

Рис. 11. Прототип диаграммы Фейнмана. Две частицы (быть может, два электрона) приближаются друг к другу, взаимодействуют, обмениваясь частицей - переносчиком взаимодействия (в данном случае фотоном), и отклоняются. диаграммы, где пересекаются различные линии, точно определяется правилами квантовой электродинамики. Каждая вершина представляет разный вид взаимодействий, каждое из которых имеет свое точное значение и свою систему уравнений, описывающих происходящее. В этом смысле несколько фейнмановских диаграмм могут описать много сотен уравнений, необходимых для подхода к КЭД Швингера или
Томонаги. В январе 1988 года Фейнман отметил, что
Диаграммы должны были представлять физические процессы и
математические выражения (курсив авторов), используемые для их описания. Каждая диаграмма соответствовала математическому выражению. Математические величины были связаны с точками в пространстве и времени. Я видел движущиеся электроны: в одной точке они рассеивались, затем перемещались в другую точку и рассеивались там, испуская фотон, который двигался дальше. Я делал маленькие картинки, изображающие все, что происходит; это были физические картинки, содержащие математические слагаемые. Эти картинки
возникали и развивались в моей голове постепенно... они стали своего рода стенографией для физического и ма-
127 тематического описания различных процессов... Я думал, что, наверное, забавно было бы увидеть эти смешные картинки в Physical Review
2
.
Эти диаграммы обладают одной очень важной характеристикой: они рассматривают частицы и античастицы на равных, что делает фейнмановскую теорию лоренц-инвариантной в соответствии с требованиями теории относительности. Поскольку частицы и античастицы рассматриваются как равные, природа бесконечностей, возникающих в КЭД, становится ясной (по крайней мере для математика), и Фримен Дайсон доказал, что бесконечности, возникающие при взаимодействиях, описываемых фейнмановскими диаграммами, — это всегда такого рода бесконечности, от которых можно избавиться с помощью перенормируемости. Это был важный результат, который весьма поспособствовал убеждению других физиков в ценности подхода Фейнмана. Сегодня одним из главных критериев, используемых для определения того, стоит ли принимать во внимание какую-то новую идею в физике частиц, является именно способность новой теории к перенормируемости, то есть возможность описать ее с помощью фейнмановских диаграмм. Если сделать это невозможно, теорию отвергают сразу.
«Смешные картинки» Фейнмана приобрели такую важность, потому что, во-первых, они действительно содержат все сложные математические правила, и, во-вторых, дают прямое практическое понимание происходящего. Чтобы использовать их по назначению (для получения из расчетов чисел, которые можно сравнить с результатами экспериментов), нужно понимать математику. Но чтобы ухватить суть происходящего, достаточно одних картинок, на которых мы и остановимся, после того как расскажем, каким образом был сделан тот фантастически точный расчет магнитного момента электрона.
Поскольку картинки дают физическое понимание, фейнмановские диаграммы способны описать даже такие процессы, которые слишком сложны для вычислений, но имеют ясный физический смысл, который
из многих страниц уравнений Швингера способен извлечь только виртуоз математики. Этому виртуозу подобная демократизация физики может показаться ненужной; много лет спустя Швингер описывал действие фейнмановских диаграмм как «принесение вычисления в массы»
3
причем это был никак не комплимент.
Простейшую разновидность взаимодействия электрона с магнитным полем можно представить в виде диаграммы, изображенной на рисунке
12. Фотон от магнита поглощается электроном. Если бы все действительно было так просто, вычисленный магнитный момент электрона равнялся бы 1. На самом же деле, как мы уже говорили, он немного больше: около 1,00116. Однако электрон также может быть вовлечен в своего рода взаимодействие с самим собой, при котором он испускает фотон, затем вновь поглощает тот же самый фотон
(называемый «виртуальным» фотоном), а в промежут-
128
Рис. 12. Фейнмановская диаграмма также может описать, как движущийся из А в В электрон отклоняется при взаимодействии с магнитным полем (когда он встречает фотон от магнита). ке взаимодействует с фотоном от магнита. Это представлено фейнмановской диаграммой, изображенной на рисунке 13. Выполнив соответствующий расчет, вы получите величину магнитного момента
(учитывающую все возможные взаимодействия такого рода), немного больше 1, но по-прежнему меньше экспериментального значения.

Именно этот вариант расчета с одним виртуальным фотоном в 1940-х годах показал физикам, что они на верном пути.
Конечно же, следующий этап процесса очевиден. Следует рассмотреть возможность испускания электроном двух фотонов (одного за другим) и последующего поглощения их. Безусловно, если провести соответствующий расчет, то получится ответ, немногим более близкий к экспериментальному значению, однако теперь расчеты усложняются, поэтому на включение всех возможностей, связанных с этими двумя виртуальными фотонами, ушло два года. И только к середине 1980-х годов был завершен расчет ситуации с тремя виртуальными фотонами, в результате которого было получено значение магнитного момента, приведенное нами в начале этой главы и очень близко согласующееся с результатами экспериментов. И, что не менее важно, мы понимаем, почему теория еще не полностью согласуется с практикой: мы пока не учли влияние четырех, пяти или еще большего количества виртуальных фотонов. К счастью, для каждого следующего фотона поправка уменьшается, и результат, полученный для трех виртуальных фотонов, достаточно хорош, чтобы удовлетворить большинство ученых.
Но дело не только в том, что для большего количества виртуальных фотонов — для более высокого «порядка» вычисления — поправка умень-
129
Рис. 13. Все не совсем так просто, как показано на рисунке 12.

Электрон может испустить виртуальный фотон, а затем поглотить его, параллельно взаимодействуя с фотоном от магнита. При этом можно добавлять все более и более сложные петли, но, к счастью, в данном случае они оказывают все меньшее и меньшее влияние на взаимодействие. шается. Кроме этого, есть еще и другие сложности, которые нужно включать если не в расчет, то, по крайней мере, в наше умственное представление того, что же происходит с электроном или с любым другим квантовым объектом. Очень легко подумать, что вы понимаете, откуда берется энергия, необходимая для создания виртуального фотона. Один фотон не переносит большого количества энергии, и электрон, несомненно, может потратить некоторую долю своей кинетической (или какой-то еще) энергии на создание фотона. Однако все происходит не совсем так.
Квантовая механика содержит еще один ключевой момент, который мы пока не обсудили, и он называется неопределенностью. Оказывается, что в квантовом мире невозможно одновременно определить все свойства квантового объекта, например фотона или электрона. Это ограничение еще в 1920-х годах открыл Вернер Гейзенберг, и оно известно как принцип неопределенности Гейзенберга, или просто принцип неопределенности. Самое важное здесь то, что этот принцип никак не связан с нашей неспособностью измерять свойства таких крошечных объектов, как электроны; эта характеристика «встроена» в саму природу этих объектов
4
. Так, например, невозможно одновременно
определить точное положение электрона в пространстве и его точный импульс (определенное направление). Электрон может иметь очень точно определенное положение (как в том случае, когда он создает световое пятно на экране детектора), но после этого сам электрон не
«знает», куда он направится дальше. Или электрон может иметь
130 четко определенный импульс (как в том случае, когда он движется по определенной траектории), но при этом сам электрон точно не «знает», в каком месте этой траектории он находится.

Неопределенность также касается и энергии, доступной для создания виртуальных частиц. Согласно специальной теории относительности, для образования электрона необходимо определенное количество энергии: тс
2
. На самом же деле, поскольку правила квантовой теории разрешают только создание электрон-позитронных пар, для образования такой пары требуется энергия, равная 2mс
2
. Однако квантовая неопределенность гласит, что в течение достаточно короткого времени
(очень короткого времени!) не может быть определенности относительно того, что такого количества энергии не содержится в любом крошечном объеме пустого пространства Вселенной. Таким образом, электрон-позитронные пары могут создаваться повсюду и где угодно при условии, что они почти немедленно собираются вместе и
аннигилируют. Чем больше энергии вы «займете», тем быстрее ее придется отдать.
Вот откуда на самом деле «берутся» виртуальные фотоны. Им не нужно занимать энергию у электронов, участвующих во взаимодействии. Они берут ее из пустого пространства — из ничего, — пока Вселенная, в некотором смысле, не видит. Поскольку фотоны переносят малую энергию, таким образом можно создать огромное количество виртуальных фотонов, которые будут жить относительно долго. Однако квантовая неопределенность утверждает, что за время своего существования низкоэнергетический фотон на очень короткий промежуток может занять гораздо большую энергию из ничего и превратиться в электрон-позитронную пару. Эта пара очень быстро возвращает потраченную на ее создание энергию и исчезает, превращаясь обратно в фотон, однако этот процесс может повторяться в течение всего времени жизни виртуального фотона. И даже эти виртуальные электроны и виртуальные позитроны могут принять участие в процессе создания фотонов и виртуальных пар. Каждый
«реальный» электрон на самом деле окружен целым облаком виртуальных фотонов и прочих объектов, которые беспрестанно рождаются и умирают.
Несмотря на всю эту сложность, КЭД настолько хороша, что ее можно использовать для вычисления (с помощью фейнмановских диаграмм) всевозможных запутанных взаимодействий, связанных с обменом
фотонами заряженных частиц. Именно облако виртуальных фотонов (и других частиц), окружающее электрон, не дает ему вести себя подобно
«голому» точечному заряду и сокращает его взаимодействие с самим собой от бесконечности до малой величины, обуславливающей лэмбовский сдвиг. Однако КЭД способна не только объяснить все, что только можно объяснить в поведении фотонов и электронов. Она стала своего рода шаблоном, по которому физики создали свои тео
131 рии действия других упомянутых нами сил: сил, действующих внутри ядра.
Одна из этих сил называется сильным взаимодействием, потому что это сильнейшее из четырех взаимодействий, существующих в природе. Это сила притяжения, благодаря которой ядро не распадается на части; она действует и на нейтроны, и на протоны, преодолевая электрическое отталкивание, существующее между всеми положительно заряженными протонами ядра и стремящееся разорвать ядро на части. Другая ядерная сила называется слабым взаимодействием, потому что она слабее сильного взаимодействия. В 1940-х годах о слабом взаимодействии было известно очень мало, но после успешного объяснения электромагнетизма квантовой электродинамикой, в 1950-х годах многие физики занялись проблемой развития более глубокого понимания этого взаимодействия. Как мы увидим в главе 8, в течение какого-то времени этим занимался и Фейнман. В 1960-х годах эту задачу одновременно решили два физика, Абдус Салам и Стивен Вайнберг, за что в 1979 году они получили Нобелевскую премию по физике. И опять мы не станем вдаваться в (порой очень трудные) математические подробности; мы лишь отметим, что окончательная теория слабых взаимодействий точно похожа на квантовую электродинамическую теорию электромагнетизма и может быть понята через фейнмановские диаграммы, содержащие еще большее количество частиц (что является одной из причин такой сложности математики).
Частицы, которые могут принять участие в слабых взаимодействиях, — это протон и нейтрон, с одной стороны, и электрон и связанная с ним частица, называемая нейтрино, с другой стороны. Протоны и нейтроны
являются членами семейства барионов, а электроны и нейтрино — это члены семейства лептонов. Между двумя этими семействами движутся так называемые промежуточные векторные бозоны, которые в слабом взаимодействии играют ту же роль, что и фотоны в электромагнетизме, только векторных бозонов существует три вида, один из них с нулевым зарядом (названный Z°), второй переносит единичный положительный заряд (названный W
+
), а третий — единичный отрицательный заряд
(названный W-). В отличие от фотонов каждый из этих бозонов имеет массу. Есть и еще одно важное правило. Общее число барионов, участвующих во взаимодействии, всегда постоянно, как и общее число лептонов.
Основной процесс радиоактивного распада видится наиболее просто, когда нейтрон находится в одиночестве, за пределами атома. В течение нескольких минут нейтрон распадается, выбросив электрон и преобразуясь в протон. Электрический заряд при этом сохраняется, потому что положительный заряд протона и отрицательный заряд электрона взаимоуничтожаются. Количество барионов также сохраняется, поскольку в начале присутствует один барион (нейтрон) и в конце тоже один (протон). На
132 первый взгляд кажется, что мир приобрел один лептон (электрон); однако оказывается, что при распаде нейтрона всегда создается также еще одна частица — антинейтрино. Так что количество лептонов по- прежнему равно нулю: частица и античастица взаимоуничтожаются подобно положительному и отрицательному зарядам.
Чтобы представить это в виде фейнмановской диаграммы, можно воспользоваться одной из его же хитростей. Античастица, покидающая нейтрон и направляющаяся в будущее, — это та же частица, прибывающаяв нейтрон из прошлого. В фейнмановском мире приставка
«анти-» в названии частицы означает «движущаяся назад во времени».
Таким образом, фундаментальный пример слабого взаимодействия «в действии» представлен диаграммой, приведенной на рисунке 14.
Ключевой момент состоит в том, что это описание слабого взаимодействия в точности соответствует КЭД, если принять во
внимание дополнительные частицы и их свойства.
Данное описание даже содержит те же бесконечности, что и КЭД, которые и устраняются точно так же — с помощью перенормируемости.
Помимо всего прочего, это также означает, что все стрелки на диаграмме (на любой фейнмановской диаграмме) можно повернуть в обратную сторону, чтобы описать в равной степени справедливое фундаментальное взаимодействие. В данном случае во взаимодействие могут вступить протон и электрон, обмениваясь частицей W-, чтобы создать нейтрон и нейтрино.
Соответствие между правилами слабого взаимодействия и КЭД настолько точно, что нет смысла притворяться и говорить, что это две разные теории. Сегодня физики говорят о теории «электрослабых» взаимодействий — одной системе уравнений, описывающей все электромагнитные и слабые взаимодействия (включая, как вы помните, и всю классическую механику в фейнмановской версии КЭД). Этот набор уравнений (и диаграмм), по сути дела, и есть сам шаблон КЭД.
Объясняя все, что можно объяснить о взаимодействиях электронов и фотонов, шаблон КЭД объясняет также и все то, что можно объяснить о слабых взаимодействиях, почти со столь же высокой точностью, которая присуща и самой КЭД.
Положение вещей далеко не так прекрасно, когда дело доходит до сильного взаимодействия, но мы уже достигли значительного прогресса в объединении описания этой фундаментальной силы с теорией электрослабых взаимодействий. К 1980-м годам, когда была прочно установлена основная кварковая модель протонов и нейтронов (и в этом успел поучаствовать Фейнман; см. главу 10), физики были настолько изумлены успехом КЭД и теории электрослабых взаимодействий, что они вознамерились объяснить и сильное взаимодействие по этому же образцу. Оказалось, что протоны и нейтроны образованы тремя фундаментальными частицами (называемыми кварками), связанными путем обмена частицами, выполняющими ту же функцию, что и фотоны в КЭД, и промежуточные векторные бозоны при
133

Рис. 14. Используя КЭД в качестве шаблона, теория электрослабых взаимодействий описывает взаимодействие, в котором нейтрон (N) взаимодействует с нейтрино (v
e
} путем обмена W--частицей, вследствие чего создается протон
+
) и электрон (е-) (сравните с рисунком 11).
Такую фейнмановскую диаграмму можно с равной обоснованностью читать и «сверху вниз». В этом случае во взаимодействие вступят электрон и протон, создавая нейтрон и нейтрино. слабых взаимодействиях. Таким образом, кварки и лептоны действительно являются фундаментальными кирпичиками, из которых состоит вся материя. Тогда сильное взаимодействие (в его проявлении между протонами и нейтронами) объясняется как остаток реального сильного взаимодействия, действующего между кварками, — воистину фундаментального четвертого взаимодействия наряду с гравитацией, электромагнетизмом и слабым ядерным взаимодействием.
Существует несколько разновидностей кварков; они были открыты в результате процессов, происходящих в ускорителях частиц типа тех, которые находятся в Лаборатории им. Ферми или в ЦЕРН. Но, к счастью для нас, для образования протонов и нейтронов нужны всего две разновидности этих частиц. Им дали весьма эксцентричные
названия: «up» и «down». Помимо всех прочих свойств каждый up-кварк переносит электрический заряд, равный +2/3 а каждый down-кварк переносит электрический заряд, равный— 1/3. Нейтрон состоит из двух down-кварков (d-кварков) и одного up-кварка
134
(u-кварка), связанных сильным взаимодействием, а протон образован двумя u-кварками и одним d-кварком, связанными опять-таки сильным взаимодействием. Согласно такому представлению, распад нейтрона действительно состоит из превращения d-кварка в u-кварк с помощью промежуточного векторного бозона (W-частицы), связывающего преобразующийся кварк с электрон-антинейтринной парой.
Частицы, которыми обмениваются кварки и которые так прочно их связывают, также получили странное, но на этот раз небессмысленное имя — глюоны . Глюоны переносят сильное взаимодействие так же, как фотоны — электромагнитное. Они могут это делать, потому что сами кварки, помимо электрического заряда, имеют еще один заряд. Чтобы не путать этот заряд с электрическим и дать ему лучшее имя, его назвали «цветом». В отличие от электрического, цветной заряд бывает не двух, а трех видов. Вместо плюса и минуса мы располагаем
«красным», «синим» и «зеленым» зарядами. Это не значит, что кварки
«окрашены» в разные цвета; это лишь своего рода ярлык. Не забывайте, что даже обозначения плюс и минус для электрического заряда — это не более чем условность, к которой мы настолько привыкли, что не считаем нужным ее комментировать. Когда были открыты две разновидности электрического заряда, их тоже могли назвать
«красным» и «синим» или (что более правдоподобно) «верхним» и
«нижним». Свойство, представленное «краснотой», «зеленью» или
«синевой» кварка, с тем же успехом можно было назвать как угодно.
Однако в названии этого свойства цветным зарядом присутствует один благоприятный момент: это означает, что теорию о том, как работает сильное взаимодействие путем обмена кварков цветным зарядом, переносимым «цветными», глюонами, можно назвать квантовой хромодинамикой, или, вкратце, КХД.

Сама по себе КХД является очень успешной теорией. Однако она более сложна и запутанна с математической точки зрения, так как в ней задействовано больше частиц и разновидностей «заряда». Главная проблема состоит в том, что слагаемые более высокого порядка в расчете разных величин типа магнитного момента (в данном случае) протона в КХД имеют гораздо большую важность, чем в КЭД. В КЭД, сделав поправку на испускание и повторное поглощение трех виртуальных фотонов, вы приближаетесь к экспериментальному значению, а в КХД, чтобы добиться подобной точности, необходимо рассчитать слагаемые с учетом шести узлов, включающих глюоны.
Эксперименты проведены с достаточно большой точностью: согласно их результатам, магнитный момент протона равен 2,79275. Но самые точные расчеты, проведенные с помощью КХД, дают «лишь» значение
2,7 с ошибкой вычисления ±0,3.
*Английский вариант «gluons»: от слова «glue» — клей, склеивать. —
Прим. перев.
135
В своей книге «КЭД» Фейнман счел этот расчет очень плохим результатом: ошибка равна 10% — точность расчета в 10 000 раз ниже точности эксперимента. На самом же деле, этот результат впечатляет: если не брать в качестве основного критерия высочайшую точность самой КЭД, мы видим, насколько хороша КХД в действительности.
Тем не менее, частично из-за этих проблем, точно подогнать КХД под шаблон КЭД оказалось трудно, поэтому мы до сих пор не смогли объединить КХД и теорию электрослабых взаимодействий в один математический пакет — так называемую «Теорию великого объединения», или GUT (Grand Unified Theory). Даже если мы сможем добиться этого, перед нами все равно останется еще одна проблема: включение в этот же пакет теории гравитации, чтобы создать единую
«Теорию всего», или TOE (Theory of Everything) [более подробно об этом в главе 14]. Но несмотря на все несовершенства, КХД — достаточно хорошая теория; просто она не так хороша, как КЭД. А успешное объяснение КХД поведения мира на уровне кварков и глюонов прямо и явно зависит от применения шаблона КЭД к этому
более глубокому уровню строения материи, причем это должна быть не просто КЭД, а именно фейнмановская формулировка КЭД и использование фейнмановских диаграмм. Инструменты, придуманные
Фейнманом полвека назад, физики-теоретики используют по сей день для самых современных исследований.
Все это не лишено некоторой доли иронии, так как сам Фейнман не был уверен в том, что сказал в квантовой электродинамике последнее слово.
В частности, подобно Дираку, он был недоволен перенормируемостью, которую в своей Нобелевской лекции он описал как «способ спрятать под плед трудности с расходимостями в квантовой электродинамике». В
«КЭД» он описал перенормируемость на более типичном для себя языке: «Это я назвал бы сумасшедшим процессом!»
Сумасшедший или нет, процесс работал. В 1949 году фейнмановская версия КЭД была последним словом в квантовой теории; этот статус она не утратила и сегодня. Две последние великие работы Фейнмана по квантовой теории были опубликованы в 1951 году, но сама теория была завершена в конце 1948 года. Как позднее сказал сам Фейнман
5
он
«сбросил с себя весь груз мыслей, связанных с квантовой электродинамикой... Я закончил проект по квантовой электродинамике.
У меня не осталось ничего, что следовало бы опубликовать. В две эти статьи я включил все, что сделал и счел необходимым опубликовать.
Это был конец моих публикаций в этой области».
К середине 1951 года Фейнману было 33 года. Он мог бы почивать на лаврах, вести размеренную жизнь профессора Корнеллского университета, не заниматься больше никакими исследованиями, и он все равно получил бы Нобелевскую премию и вошел в историю как один из величайших физиков
136 двадцатого столетия, как «второй Дирак». Но это был бы не Фейнман К тому времени он потерял покой, поняв, что Корнелл не так способствует работе, как он надеялся, и искал новые области физики, которые можно было бы покорить. Пришло время двигаться дальше как физически так и умственно.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей