Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Программа. Веселый счет. ФЭМП. Н. П. Холина Раз ступенька, два ступенька


НазваниеН. П. Холина Раз ступенька, два ступенька
АнкорПрограмма. Веселый счет. ФЭМП.pdf
Дата09.04.2019
Размер0.71 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаProgramma_Vesely_schet_FEMP.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипПротокол
#43385
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аксайского района детский сад №37 «Звездочка»
Принято на заседании
Педсовета
Протокол № 1 от
« 31» августа 2015 Г.
Утверждаю
Заведующая МБДОУ №37
____________И.И. Буткова
Приказ № 21 от «11» сентября 2015г.
Дополнительная образовательная программа
МБДОУ №37 «Звездочка»
«Весёлый счёт»
(старший дошкольный возраст 5-7 лет) составлена на основе программы «Раз ступенька, два ступенька…..» авторов
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной, изд-во
Ювента М., 2014 г. Аксай
2015г.

2
Содержание
Паспорт программы
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи
1.3.Ожидаемые результаты реализации программы
2.Содержательный раздел
2.1.Проектирование образовательной области «Познание» - «Математика»
2.2.Образовательные задачи
2.3.Методы и приемы
3.Организационный раздел
3.1.Организация занятий кружка
3.2.Календарно-тематическое планирование
3.3.Мониторинг освоения детьми программного материала
3.4.Программно-методическое обеспечение

3
Паспорт программы
Наименование
Математический кружок «Веселый счет» для детей 5-7лет
(дополнительная образовательная платная услуга)
Основание для разработки программы
Л.Г. Петерсон,
Н.П. Холина
« Раз ступенька, два ступенька…..»
Практический курс математики для дошкольников от 5 до 7 лет,
М.2011г.
Заказчики программы
Педагогический совет, родители
Основные разработчики
Программы
Педагоги МБДОУ
Сроки реализации
Программы
2 года
Цель
Программы
Формирование у детей умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств
Задачи
Программы
1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных процессов, радость творчества.
2.Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, распределение предметов в группы, синтез, конкретизация, классификация, аналогия.
3.Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Ожидаемые результаты реализации программы
1.Сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных процессов
2.Сформирован навык проведения мыслительных операций
3.Овладение умением аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4.Развито вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности.

4
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа «Весёлый счёт» разработана на основе программы «Раз ступенька, два ступенька…..» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной, изд-во
Ювента М., 2014 в соответствии с ФГОС ДО
Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 года №1155);

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций(Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин»
2.4.3049-13)

Постановление Правительства Российской Федерации 15.08 2013 года№706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

Приказ Минобразования России от10.07 2003 года № 2994 «Об утверждении
Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»

Устав МБДОУ №37 «Звездочка»
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Всем известно, что математика обладает уникаль- ными возможностями для развития детей. Занятия математикой развивают психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также формируют личностные качества учащихся: аккуратность, трудолюбие, инициативность, общительность, волевые качества и творческие способности детей Исследования психологов, многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определённым набором тех качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому
Главная цель программы
- всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к саморазвитию и само изменению, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности

5
Эта цель реализуется в соответствии с этапами познания и возрастными особенностями развития детей в системе непрерывного образования. Программа «Весёлый счёт» по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе парциальной программы Л. Г. Петерсон «Раз - ступенька, два – ступенька…», и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей. Реализация рабочей программы способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Данная образовательная программа вводится в целях обеспечения преемственности дошкольного и школьного образования
Основные задачи программы:
1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Увеличение объёма внимания и памяти.
3.Развитие мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).
4.Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5.Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
6.Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7.Формирование общеучебных умений и навыков ( умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий ит.д.).
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система
дидактических принципов:

Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической
комфортности).

Новое знание вводится не в готовом виде, а организуется самостоятельное открытие его детьми (принцип деятельности

Обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом за счет организации работы в зоне ближайшего развития возрастной группы (принцип
минимакса).

При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире).

У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности).

6

Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).

Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип
непрерывности).
Изложенные выше принципы носят здоровьесберегающий характер и интегрируют современные научные взгляды на организации развивающего личностно ориентированного обучения и воспитания детей.
Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе « Веселый счет» предполагается продвижение детей в развитии познавательных процессов (мышление, речь, память, фантазия, воображение и др.),мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), познавательного интереса, деятельностных способностей
(точное исполнение правил игры, опыт и фиксирования своего затруднения, на этой основе- опыт преобразования, самоконтроля и самооценки), в общении (умения выполнять задачу вместе с другими детьми, нацеленность на максимальный личный вклад в общее решение задачи) и коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом, обоснования своей точки зрения с использованием согласованных правил). Одновременно у детей формируются следующие
основные умения:

Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

Умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Умение находить части целого и целое по известным частям.

Умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.

Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.

Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10.

Умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

Умение определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий.

Умение соотносить цифру с количеством предметов.

Умение измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины, высоты.

Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.

Умение в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из частей.

Умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги ( вверху, внизу, справа, слева, посередине).

Умение называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
2.Содержательный раздел
Проектирование образовательной области «Познание»-«Математика»

7
Возрастные особенности детей 5-6 лет по формированию элементарных
математических представлений
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению.
Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее го в русле математического развития.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, - конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу «делай как я». На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида «сделай такой же». Четвертый этап заданий такого рода - творческий: «построй высокий дом», «построй гараж для этой машины», «сложи петуха». Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики, разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание возиться с ними.

8
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого.
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение их подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например классификации: эти - большие, эти - маленькие; эти - красные, эти - синие; эти - летают, эти - бегают и др.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе Л.Г. Петерсон, Н.П.Холиной
«Раз ступенька, два – ступенька...»
Возрастные особенности детей 6-7 лет по формированию элементарных
математических представлений

9
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше»,
«целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными.
Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.
Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах.
Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства.
Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед — назад» и т. п.
Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.
К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях

10 между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево — направо», «вперед — назад» и т. п.
Особенно важно обеспечить действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны не только определять направления и отношения между предметами, но и уметь использовать эти знания: передвигаться в указанном направлении, располагать и перемещать предметы и др.
Математические знания стимулируют интеллектуальное развитие ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Фактически, основная цель дошкольного образования в области математики - развитие интеллекта ребенка, его мышления. Полноценное развитие последнего невозможно без формирования известной логической культуры, поскольку логика - это универсальный элемент мышления. Приемы анализа и синтеза, умозаключения, полученные путем сопоставления известных фактов и явлений, искусство построения гипотез, ясных и стройных доказательств, различение известного и неизвестного и много другое человек осваивает в значительной мере именно благодаря изучению математики.
Развитию навыков рационального мышления и корректного выражения мыслей, а также интуиции способствует опыт, приобретаемый по ходу решения математических задач.
Кроме того, математика стимулирует воображение, она своего рода путь к первым опытам научного творчества. Что в конечном итоге способствует пониманию научной картины мира.
Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.
В подготовительной группе необходимо содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению, готовить детей к школе. Для этого нужно углублять и расширять знания детей о количестве, величине, форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени. И в этом большую помощь окажут развивающие занятия по дополнительной программе
Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз ступенька, два – ступенька...»
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей