Главная страница
qrcode

Н выборгский министерство культуры рсфср


НазваниеН выборгский министерство культуры рсфср
Дата12.02.2020
Размер9.43 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVyborgskiy_N_I_-_Remont_i_nastroyka_fortepiano_-_1982.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#67041
страница1 из 12
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Н ВЫБОРГСКИЙ МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР
Центральный научно-методический кабинет по учебным заведениям культуры и искусства
Н.ВЫБОРГСКИЙ
РЕМОНТ И НАСТРОЙКА
ИЗДАТЕЛЬСТВО М У 3 Ы КА Москва 1982
782 В Выборгский НИВ Ремонт и настройка фортепиано. — е изд. — M.J Музыка, 1982. — 135 с, илл.
Книга содержит теоретические и практические сведения по устройству пианино и роялей, знакомит с основными неисправностями, возникающим в клавишном и педальном механизмах инструмента, рекомендует наиболее простые способы их устранения. Знакомит с практическими приемами на­
стройки.
Предназначается для музыкантов-профессионалов и учащихся фортепианных отделений музыкальных училищ.
В
4905000000—094
026(01)—82
563—82
782
© Куйбышевское книжное издательство, 1977 г
Предисловие
Музыка прочно вошла в быт советского человека как одна из составных частей его общего культурного развития. Рост музыкального образования, открытие большого количества детских музыкальных школ и профессиональных музыкальных учебных заведений потребовали намного увеличить выпуск музыкальных инструментов и прежде всего роялей и пианино. При этом пианино, являясь основным музыкальным инструментом, помогающим приобщить наших детей к музыке, получило наибольшее распространение.
Фортепиано, имея сложную конструкцию, требует постоянного наблюдения
« ухода. К сожалению, профессиональных мастеров-настройщиков явно недостаточно. Часто за ремонт и настройку фортепиано берутся случайные люди не имеющие должного понятия обустройстве инструмента. Незнание ими правил регулировки механизма, применение неверных, непрофессиональных приемов для устранения неисправностей, неумение правильно произвести настройку нередко приводит к ухудшению игровых и звуковых качеств инструмента.
Пианисты и преподаватели музыки, как правило, не проявляют должного интереса к уходу за фортепиано, оставаясь в положении потребителя. Часто в ожидании настройщика музыкант оказывается в беспомощном положении. Незначительная поломка, ведущая к отсутствию звука при ударе по клавише, либо 8 а мети ое опускание струны уже не позволяют нормально работать на инструменте. Вместе стем пианист, преподаватель, обладающий запасом некоторых знаний и навыков, без особого труда может самостоятельно устранить эти неполадки, что сразу позволит снова пользоваться инструментом. Необходимый минимум практических сведений, способных помочь пианисту поддерживать свой инструмент в рабочем состоянии, и содержится в настоящем пособии.
Предлагаемое пособие предназначено для занятий с учащимися фортепианных отделений музыкальных училищ. Материалы, вошедшие в него, отобраны и систематизированы на основе опыта ведения практических занятий с учащимися Куйбышевского музыкального училища в соответствии с учебным планом Министерства культуры РСФСР.
В пособии главное внимание уделяется изучению пианино, так как оно является основным рабочим инструментом в музыкальных школах, особенно находящихся в сельской местности, куда направляется большинство молодых специалистов, оканчивающих музыкальные училища. Пианино — и основной домашний инструмент. Рояль же главным образом используется для концертной деятельности либо в фортепианных классах профессиональных учебных заведений
и всегда находится под наблюдением мастера-настройщика. К тому же большинство положений в устройстве и действии рояля, его настройка в принципе одинаковы с пианино. Там, где есть различия, делаются соответствующие пояс­
нения.
Наибольшее количество неисправностей, мешающих при игре на инструменте, приходится на долю клавишного и педального механизмов. В большинстве случаев это мелкие дефекты, сравнительно легко устранимые после получения основных навыков. Поэтому весь учебный материал строится главным образом на изучении клавишного и педального механизмов.
Из неисправностей, возникающих в других частях инструмента, рассматриваются только те, которые можно ликвидировать своими силами, в домашних условиях. При нарушениях, возникающих в резонансной деке, опорных конструкциях и корпусе, а также при износе либо поломке узлов и деталей клавиатуры и механики необходимо обратиться за помощью в мастерскую поре bbмонту фортепиано.
Описание рабочих операций, приемов по устранению неисправностей дается в пособии предельно подробно, с учетом того, что подавляющее большинство учащихся не имеют практических навыков в обращении с рабочим инструментом. Тоже относится и к настройке. Контрольные вопросы в конце глав помогут сконцентрировать внимание на главном. Усвоение всего материала пособия требует систематического подкрепления в практических занятиях с музыкальным
инструментом.
Существующая немецкая техническая терминология для названия частей и деталей фортепиано в целях лучшего запоминания заменена русскими наименованиями. Однако для того, чтобы музыканты могли говорить на одном языке с
практиками-настройщиками, общепринятые технические названия указаны в
скобках.
Привить будущим пианистами преподавателям музыки интерес к вопросам связанным с устройством и эксплуатацией фортепиано, научить уходу за инструментом, поддержанию его в рабочем состоянии — вот основная цель занятий по ремонту и настройке фортепиано с учащимися фортепианных отделений.
Нетрудно определить и чисто практические задачи предмета. Их можно свести к следующему. Усвоение приемов разборки и сборки фортепиано и его клавишного и педального механизмов. Умение почистить от пыли и загрязнений. Приобретение необходимых навыков в отыскании и устранении основных неисправностей в клавишном механизме. Обучение правильной регулировке клавишного и педального механизмов и устранение побочных призвуков в них. Освоение правил настройки фортепиано и приобретение навыков в работе с настроечным ключом и приспособлениями. Умение заменить оборвавшуюся струну новой.
Можно с полной уверенностью сказать, что практические занятия по ремонту и настройке фортепиано принесут большую пользу будущим пианистами музыкальным педагогам в их дальнейшей профессиональной деятельности
Введение
Рояли и пианино называют клавишными музыкальными инструментами. Это верно только отчасти. Для полной их характеристики необходимо обратиться к классификации музыкальных инструментов. В основе своей она исходит из принципа звукообразования и способа извлечения звука.
Инструменты, в которых звук возникает от колебания натянутых струн, образуют группу струнных музыкальных инструментов. Внутри группы они делятся по способу извлечения звука на четыре вида) смычковые — струны колеблются от трения волоса смычка скрипка, виолончель и т. д) щипковые — звук извлекается защипыванием (домра, балалайка, арфа и т. д) ударные — струны приводятся в колебание ударами молоточков, которые музыкант держит в руках (цимбалы) ударно-клавишные — струны колеблются от ударов молоточков, приводимых в действие при помощи клавишей.
К этому четвертому виду относятся пианино и рояли.
Следовательно, полное их название, определяемое классификацией, — струнные ударно- клавишные музыкальные инструменты Рояли и пианино не всегда имели ту форму, которую мы привыкли теперь считать обычной. Путь к ней лежал через множество изменений, экспериментирований и усовершенствований.
Роялю и пианино предшествовали клавикорды и клавесин. Оба имели горизонтально натянутые струны и клавишный механизм. У клавикордов звук извлекался ударом металлического стержня (тангента), укрепленного на заднем конце клавиши. У клавесина струны возбуждались при нажатии на клавиши полу- ударом-полузащипыванием металлического язычка либо пера.
Однако, играя на этих инструментах, можно было только вне значительной степени изменять силу звука, что лишало исполнение выразительности.
Шел к концу XVII век. Все острее ощущалась неудовлетворенность музыкантов того времени слабостью и невыразительностью звука клавикордов и клавесина. Появилась необходимость создания нового клавишного инструмента, из которого можно было бы извлекать разнообразные по силе и характеру звуки.
В 1709 году в Италии флорентийский мастер Бартоломео Кри- стофори изобрел клавишный механизм с молоточками (деревянное основание, обтянутое прочной лосиной кожей. Был создан новый музыкальный инструмент, в котором струны стали приводиться в колебание ударами молоточков с помощью клавиш. Каждый молоточек после удара отскакивал от струны, давая ей возможность свободно звучать.
Чтобы не получилось при игре беспорядочного слияния звуков, для каждой струны был предусмотрен глушитель (демпфер. При ударе по клавише он отходил от струны, не мешая ей колебаться, а при отпускании прижимался, прекращая звук.
В изобретенном механизме были предусмотрены почти все основные части, получившие впоследствии развитие в современных инструментах.
Меняя силу удара по клавишам, музыкант стал извлекать из инструмента звуки различной громкости — от очень слабых до сильных.
Изобретатель дал название своему инструменту — фортепиано громко — тихо. Это название, которым мы до сих пор пользуемся, сохранилось для общего обозначения роялей и пианино, а также стало нарицательным в таких понятиях, как фортепианная литература, фортепианное отделение в музыкальных учебных заведениях, партия фортепиано в концерте и т. д.
Благодаря ценному качеству — возможности изменять силу звука — фортепиано к началу XIX века вытеснило остальные виды струнных клавишных инструментов.
К этому времени устанавливаются три формы фортепиано горизонтальная крыловидная, горизонтальная столообразная и вертикальная пирамидальная.
К концу XIX века горизонтальное крыловидное фортепиано постепенно приняло форму современного рояля, а вертикальное — пианино. Столообразное фортепиано не получило дальнейшего развития.
На протяжении двух столетий фортепиано конструктивно совершенствовалось увеличивались прочность, выносливость и чувствительность механизма, его игровые свойства, улучшалось качество звука, в известной мере стандартизировались механизм и другие узлы конструкции.
Всему этому в большой степени способствовали технические и художественные требования пианистов и композиторов — преж-х де всего Ф. Шопена и особенно Ф. Листа.
Из бесчисленного множества изобретений и усовершенствований необходимо упомянуть четыре наиболее существенных.
1821 год. Француз Эрар улучшил клавишный механизм, введя в него дополнительный рычаг с пружинами. Это позволило осуществлять быстрый повторный удар (репетицию, избегая при
игре высокого подъема пальцев, что способствовало исполнению более сложных произведений. 1825 год. В инструменты стала вводиться чугунная рама, повысившая его опорную прочность, для натяжения более толстых струн. Увеличение силы натяжения дало возможность достичь полного и мощного звучания инструментов. 1839 год. Кожаная обтяжка молоточков была заменена материалом из специально спрессованного войлока — фальца (высококачественный технический войлок различной плотности. Это смягчило тембр звука и значительно увеличило срок службы молоточков. 1855 год. Начали получать распространение инструменты с перекрестным расположением струн. В них струны дискантового регистра натянуты в направлении к заднему левому углу корпуса инструмента, несколько веерообразно, а басовые струны — от левого переднего угла к правому заднему, над дискантовыми.
Такое расположение струн дало возможность рациональней использовать полезную площадь резонансной деки и значительно улучшить звуковые качества инструмента.
Быстро прогрессировавшее фортепианное производство к началу XIX века стало приобретать промышленный характер. Развитие капитализма в Европе наряду с сущеетвованием полукустарных предприятий создало условия для открытия и становления многих фортепианных фабрик.
В первой половине XIX века ведущее место в фортепианном производстве занимали Англия, Франция и Австрия. В Лондоне, например, работает ряд фабрик, таких, как старейшая Киркмена основана еще в 1720 г, Бродвуда (основана в 1732 г, Коллар- да (основана в 1798 г.).
Английские фирмы внесли большой вклад в разработку конструкций механизма ив улучшение акустики фортепиано.
Наиболее крупными предприятиями венского фортепианостро- ения надо считать фабрику Эрбара (основана в 1801 г) и фабрику Безендорфера (1828 г, освоивших выпуск первоклассных роя­
лей.
Французское фортепианное производство — одно из старейших в Европе. Большую роль в улучшении конструкции фортепиано сыграла известная фабрика Эрара (основана в 1776 г. Много полезных усовершенствований сделали на своих предприятиях выдающиеся французские фортепианные мастера Плейель и Папе.
Со второй половины XIX века главными производителями фортепиано становятся Германия и Соединенные Штаты Америки. В Германии первоклассные инструменты выпускают фабрики
Ибаха, Шидмайера, Штейнвега и Рениша. Мировую известность получают рояли двух крупных фортепианных предприятий Юлия
Блютнера в Лейпциге (1853 г) и Карла Бехштейна в Берлине
(1856 г. Инструменты этих фирм отличают высокое качество звука и необычайная чувствительность клавиатуры.
В США начинается производство фортепиано только в XIX веке. Оно сразу же приобретает быстрый и широкий размах. Организуется крупнейшее объединение Американская фортепианная компания, которая выпускает свыше 30000 инструментов в год. Однако исключительное значение приобретает созданная в
1853 году фабрика «Стейнвей и сыновья. Основателем ее был выходец из Германии Генрих Штейнвег. Благодаря множеству нововведений и усовершенствований инструменты с маркой «Стейн­
вей» сразу же получают мировое признание, отличаясь мощным певучим звуком и стабильностью в работе механизма.
В России первую фортепианную фабрику основал в Петербурге в 1810 году Фридрих Дидерихс. Впоследствии предприятием стали руководить его сыновья Роман и Андрей. К концу
XIX века их инструменты получили широкое распространение в России. Однако они не отличались хорошим звуком, хотя и делались добротно.
Значительно лучшую продукцию стала выпускать основанная в 1818 году фабрика И. Ф. Шредера. В 1852 году дело перешло к его сыну Карлу Ивановичу, который хорошо знал фортепианное производство и сумел намного повысить качество роялей и пиа­
нино.
Третьим заметным представителем русского фортепианострое- ния был Яков Беккер, открывший в Петербурге в 1841 году большую фабрику. Будучи отличным мастером, он ввел много усовершенствований в свои инструменты и впервые в России применил механизм с двойной репетицией. Выпускаемые им преимущественно небольшие рояли имели в то время заметный спрос.
Необходимо отметить еще одну петербургскую фабрику, которую основал в 1856 году Ф. М. Мюльбах. В 1878 году его сын значительно расширили улучшил производство. Выпускаемые фабрикой малые рояли и пианино отличались хорошим звуком и большой выносливостью основных деталей. Это обеспечило фирме всеобщее признание.
Помимо перечисленных в Петербурге работают также и другие, менее значительные фабрики и мастерские. Петербург становится центром фортепианного производства России. В Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, Риге и ряде других городов тоже существует несколько фирм, однако как по количественному выпуску, таки по качеству изготовляемых инструментов они все значительно уступают петербургским предприятиям.
После победы Октябрьской революции и окончания гражданской войны, несмотря на разруху, молодая Советская Республика уже в 1924 году организовала в Ленинграде на базе национализированных предприятий свою первую фортепианную фабрику Красный Октябрь».
Через три года, в 1928 году, было освоено производство клавишных механизмов и основное внимание обращено на расширение выпуска пианино. Рояли в то время выпускались еще вне большом количестве. Постепенно налаживалось производство отечественных материалов и полуфабрикатов. Однако намеченным
мероприятиям по расширению фортепианной промышленности помешала начавшаяся летом 1941 года Отечественная война, которая прервала развитие производства пианино и роялей.
Сразу же после окончания войны был взят курс на восстановление разрушенных предприятий, и уже в 1947 году возобновилось производство пианино. Быстрый рост в стране музыкальной культуры в послевоенный период потребовал ускоренного развития производства клавишных инструментов. К 1958 году открываются фабрики во многих городах РСФСР. Ленинград, Чернигов и Борисов специализируются на производстве клавишных механизмов. В Ленинграде выпускаются также в небольшом количестве рояли. На Таллинской фабрике музыкальных инструментов освоен первоклассный рояль Эстония, не уступающий по качеству лучшим иностранным маркам. Ему была присуждена Золотая медаль.
В течение длительного периода струнные ударно-клавишные инструменты в результате множества экспериментов и изобретений меняли форму и размеры, а также внешний вид в зависимости от эпохи и господствующего в ней стиля.
В настоящее время установилось два вида инструментов рояль, имеющий горизонтально расположенные струны, и пианино, где они натянуты вертикально.
В зависимости от размеров рояли подразделяются на четыре типа 1:
1) концертный (длина от 2,1 дом) салонный
( » от 1,6 дом) кабинетный ( » от 1,2 дом) миньон
( » менее 1,2 м)
По высоте корпуса для пианино можно определить два вида) полное (высота от 1,2 дом) уменьшенное, или малогабаритное (высота менее 1,2 м).
Пианино небольших размеров за последнее время получили большое распространение. Они дают экономию площади, хотя и уступают полным инструментам в качестве звука.
Малогабаритные пианино выпускаются сейчас всеми фабриками как в Советском Союзе, таки за рубежом.
Диапазон рояля и пианино определяет то количество звуков, которое можно извлечь из инструмента, начиная от самого низкого и кончая самым высоким. Рояль большей частью имеет
88 звуков, а пианино — Границами диапазона являются два звука, один из которых имеет самую низкую частоту колебаний, а другой — самую высокую. Самый низкий звук рояля или пианино — ля субконтроктавы
27,5 герц ( герц 1 колебание в секунду, самый высокий при Дается условно по Дьяконову. Например, фирма «Бехштейн» обозначала свои модели буквами
85 клавишах — ля й октавы — 3520 герца при 88 — до й
4186 герц.
Все звуки диапазона делятся на одинаковые группы — октавы. При 85 клавишах их 7, при 88 — 7 74. Каждая октава, таким образом, имеет 12 звуков. Они получаются отделения общего числа колебаний, соответствующих октаве, на 12 частей. При этом в ней образуются одинаковые интервалы между двумя соседними звуками. Полученный при таком делении диапазона звукоряд называется музыкальным двенадцати ступен н ы м равномерно- темперированным строем Диапазон роялей и пианино можно разделить на 3 регистра — нижний, или басовый (струны от субконтроктавы до малой октавы шт, средний (от малой до третьей — 30—38 шт) и верхний (все остальные).
Клавиатура, состоящая из 85 клавиш, имеет в своем числе
50 белых и 35 черных, а при 88 — соответственно 52 и Контрольные вопросы 1

1
1
1. Каково полное название пианино и роялей Как его определить с помощью существующей классификации музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты были предшественниками пианино и роялей В чем заключался их основной недостаток. Когда, где и кем было изобретено фортепиано Чем оно отличалось от клавикордов и клавесина. Какие изменения претерпело фортепиано к XIX веку. Какие основные усовершенствования были введены в конструкцию фортепиано впервой половине XIX века Дайте их краткую характеристику. Как происходило становление фортепианной промышленности на Западе когда ив каких странах Назовите фирмы, способствовавшие усовершенствованию роялей и пианино. Как развивалось фортепианное производство в дореволюционной России Назовите представителей русского фортепианостроения.
8. Когда началось производство пианино и роялей в Советском Союзе Каковы пути его дальнейшего развития. Как подразделяются рояли и пианино в зависимости от размеров. Что такое диапазон рояля и пианино Каковы его объем и границы На какие группы делится диапазон. Что такое музыкальный двенадцатиступенный равномерно-темперирован­
ный строй
Раздел первый
УСТРОЙСТВО И РЕМОНТ ФОРТЕПИАНО
Г ЛАВА ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПИАНИНО И РОЯЛЕЙ
Как пианино, таки рояли в своих современных конструкциях состоят из пяти основных частей 1) струнной одежды 2) резонансной деки 3) опорных конструкций 4) клавишного и педального механизмов 5) корпуса.
С тру н на я одежда это набор струн различной длины и толщины, жестко натянутых на опорах. Каждой клавише соответствует группа струн, называемая хором.
Хор может состоять из одной, двух или трех струна иногда и больше. Все струны хора обязательно колеблются с одинаковой частотой. Каждый хор в зависимости от длины и силы натяжения струны звучит стой или иной высотой тона. Назначение струнной одежды заключается в том, чтобы давать колебания определенной, частоты, соответствующие данному строю инструмента.
Материалом для струн служит специальная стальная проволока высокой прочности диаметром от 0,775 до 1,6 мм (граница между соседними размерами —
0,025 мм. Она должна быть круглой в сечении и иметь полированную поверхность. Натяжение струны в современных инструментах может достигать
180 кг/мм2. Струнная проволока, несмотря на большую упругость, должна иметь некоторую пластичность, необходимую для изготовления петли, закрепляющей струну на штифте. Чтобы удовлетворить этому требованию, проволока не должна ломаться при обертывании вокруг собственного диаметра.
Необходимость извлечения в басовом регистре звуков с низкой частотой колебаний требует значительного увеличения толщины струн. Если это сделать просто за счет большего диаметра стальной проволоки, то каждая такая струна станет чрезмерно жесткой и не сможет в достаточной мере быть приведена в колебание ударом молоточка. Поэтому басовые струны изготовляют из обычных стальных, обвивая их мягкой медной проволокой разного диаметра. Причем для получения более тонких делается одинарная навивка, а самых толстых двойная. Таким образом, обвитые струны дают толщину, нужную для получения низких звуков, и одновременно обеспечивают достаточную эластичность, необходимую для возбуждения от удара молотка.
Сама по себе струна дает очень слабый звук, так как малая ее поверхность не может привести окружающий воздух в колебание с большими амплитудами. Поэтому в роялях и пианино, как и у большинства струнных инструментов, ставится деревянный усилитель звуков струн, называемый резонансной декой Резонансная дека представляет собой большой деревянный
щит, жесткозакрепленный (вклеенный) по краями связанный со струнами через специальные подставки. По конструкции и действию дека напоминает большую мембрану и является множественным резонатором, откликающимся на разные частоты. Колеблясь стой же частотой, что и струны, она приводит в движение значительные массы воздуха, и это мы слышим как звук рояля или пианино, причем на достаточном расстоянии от инструмента. Таким образом, назначение деки заключается в том, чтобы многократно усиливать звук струн и придавать ему приятный тембр, характерный для фортепиано.
Деревянный щит для деки склеивается из отдельных дощечек. Их изготавливают из резонансной ели. Ее древесина должна быть узкослойной, прямослойной и с равными годичными слоями, без сучков и других изъянов. Толщина щита — от 8 до 11 мм.
В современных инструментах на щит наклеиваются две подставки для опоры струн одна для среднего и верхнего регистров, так называемая дискантовая другая для басового регистра — басовая дискантовый штег, басовый штег).
Для жесткости опоры их изготовляют большей частью в виде прямоугольных брусков. Для того чтобы струна хорошо закреплялась и лучше раскачивала деку, ей придается излом по плоскости подставки с помощью двух металлических штифтов, вбитых с наклоном в разные стороны.

С обратной стороны деки, перпендикулярно годичным слоям древесины наклеиваются прямоугольные планки (рипки). Их делают тоже из резонансной ели для передачи звуковых волн поперек годовых слоев резонансного щита и для придания щиту большей жесткости. Количество поперечных планок может быть в пределах от 9 до 17 — в зависимости от размеров резонансной деки В целях повышения упругости и улучшения звуковых качеств деке придается некоторая куполообразность с обращением в сторону струн, общее давление которых на щит может достигать 550 кг и более.
Качество звука пианино и рояля предопределяется конструкцией и качеством изготовления струнной одежды и резонансной деки.
Струны и дека крепятся коп о р ной конструкции третьей основной части инструмента. Опорная конструкция представляет собой две рамы, металлическую и деревянную, тщательно подогнанные друг к другу и соединенные между собой с помощью специальных шурупов и болтов.
Деревянная рама {футор) состоит из контурной обвязки, скрепленной распорными брусками, и колковой доски (вирбельбанка) . По всей площади доски в рассверленные отверстия вбиты колки
(вирбеля). К колкам одним из концов крепятся струны. Другим с помощью петель они надеваются на штифты, вклепанные в металлическую раму. Поворачиванием колков производят натяжение струн и настройку инструмента.
Металлическая рама представляет собой чугунную отливку, состоящую из двух мостиков — дискантового и басового, полкового панциря и распорных ребер. Обладая очень большой прочностью и предельно малой деформацией, рама выдерживает основ В современном производстве в большинстве случаев подбор ели для деки делается по акустической константе. Годовые слои теперь могут быть разные
ную нагрузку натянутых струн (от 14 тонну малого пианино дои более у концертного рояля) и обеспечивает стабильность строя.
Колковая доска изготовляется большей частью из древесины бука, обладающего хорошим сопротивлением сжатию, и, во избежание появления трещин или короблений, склеивается из нескольких слоев с перекрестным направлением волокон. У наиболее распространенной трехслойной доски колки получают опору на торец первого (внешнего) и третьего слоев. Второй слой колковой доски служит связкой. Каждый слой буковой древесины здесь равен
10 мм.
Колки держатся в доске за счет силы трения при сжатии древесины. Поэтому отверстия для них делаются на 1 мм меньше диаметра колков. В том случае, когда под действием натяжения струн колки хотя бы в незначительной степени проворачиваются сминают древесину, инструмент быстро расстраивается, и тогда говорят, что он не держит строй. Причиной этого является либо подбор некачественной или недостаточно высушенной древесины для колковой доски, что приводит к ее быстрой деформации, либо неправильное содержание инструмента непосредственная близость от отопительных приборов, воздействие солнца, сквозняка, а то и просто нахождение инструмента в жарко натопленной, очень сухой комнате.
В отличие от струнной одежды, резонансная дека целиком крепится к специально подргнанным по ее форме деревянным обкладкам, которые вклеиваются в деревянную раму.
Таким образом, назначение опорных конструкций в основном сводится к жесткому креплению струн и деки. Каждая струна имеет рабочую (звучащую) часть и два конечных отрезка, неуча ствующих в звукообразовании. Рабочий участок закрепляется подвижно на опорах. Одной из них является литой порожек (шта-
бик) на чугунной раме в виде трехгранного ребра, другой — прямоугольная подставка на деке (штег). Нерабочими концами струны считаются ее отрезки от порожка на раме до колка и от подставки на деке до рамного штифта. Оба конца заглушаются мягкими подушками и полосками сукна. Прочность крепления струны на опорах осуществляется за счет того, что подставка на деке выступает над рамой (по краям 2—3 мм, в средней части —,
4,5 мм) и от рамного порожка идет перелом примерно на 15°. Перегиб делается с помощью металлической планки (каподастр), которая опускается при завертывании специальных шурупов. Это наиболее распространенный способ придания излома струне, идущей от порожка к колку, применяемый в основном в пианино. В роялях для перегиба струн чаще используют так называемые аграф ы . Аграф представляет собой металлическую стоечку, ввернутую в раму отдельно для каждого хора. Струны пропускаются в нем через отверстия, в которых и получают излом, необходимый для подвижного закрепления.
В современных пианино дискантовые струны обычно крепятся
а б Рис. 1. Способы крепления концов струн » рамным штифтам:
а — отдельной петлей б — перекидной петлей одинарным оборотом в — перекидной
нетлей' двойным оборотом.
к чугунной раме оборотом вокруг штифта (оборот может быть ©ди- нарным и двойным) — то есть перекидной петлей. При этом благодаря' большой силе трения в точке соприкосновения со штифтом не происходит нарушения равновесия при переходе в соседний хор.
Каждая басовая струна у всех инструментов обязательно закрепляется с помощью отдельной петли.
Потля может быть одинарной и двойной. Этот же способ большей частью находит применение для всей' струнной одежды рояля. Способы крепления концов струн к рамному штифту изображены на рис. Общая схема крепления струны, пианино показана на рис. 2. Для рояля она в принципе такая же » лишь в деталях может иметь отличия, определяемые прежде всего горизонтальным положением струн » узлов конструкции.
Четвертой основной частью пианино и роялей являются клавишный и педальный механизмы. Клавишный механизм служит для приведения струн в колебания ударами молоточков, педальный
Рис. 2. Общая схема крепления струны — колковая доска 2 — колок 3 — струна 4 чугунная рама 5 — порожек на чугунной раме
6
— прижимная планка 7 — шуруп, опускающий планку 8 — деревянная пробка в чугунной раме
9 — рабочая часть струны 10 — нерабочие участки струны 11 — резонансная дека 12 — подставка на деке 13 — перегибающие штифты 14 рамный штифт.

механизм — для увеличения или уменьшения силы и продолжительности звука и изменения тембра. Клавишный механизм представляет собой соединение рычажных узлов, с помощью которых усилия пальцев пианиста передаются через молоточки струнам. Он делится на две основные части клавиатуру
и механику. Педальный механизм состоит из двух ножных педалей, влияющих на работу отдельных узлов механизмов. Координируя работу ног, пианист изменяет звучание инструмента по своему усмотрению. Левая педаль рояля изменяет тембровую окраску звука. Пианисты пользуются и полупедалью. В этом ее основное отличие от педали пианино.
К работе клавишного механизма предъявляются высокие требования, особенно в концертном рояле. Надо, чтобы механизм обладал хорошей чувствительностью, то есть быстрой передачей удара от клавиши к струне, причем с различной силой. Сопротивление механизма при игре не должно быть чрезмерным, определяемым понятием тяжелая клавиатура. Играна таком инструменте быстро утомляет руки. Однако и очень легкая клавиатура не является достоинством, так как не способствует укреплению мускулатуры пальцев и не приносит должного удовлетворения музыканту. Кроме того, легкая клавиатура слишком податлива, на ней труднее регулировать силу звука в пределах р — рр — ррр. Из этого следует, что сопротивление механизма должно иметь определенную меру, которая по-своему характеризует качество пианино или рояля. Сопротивление клавиатуры определяется существующим стандартом, который равен 60—65 г на клавишу при нажатой правой педали. Каждая клавиша при ударе по ней с любой силой не должна создавать ощущения неровности движения или скачка.
Необходимо, чтобы сопротивление узлов механизма походу клавиши изменялось предельно ровно.
Одним из требований, предъявляемых к работе механизма, является также его способность четко заглушать те звуки, которые становятся ненужными пианисту походу исполнения произведения. Наконец, механизм должен-работать бесшумно, не сопровождаясь никакими призвуками. Устройство и работа узлов и деталей механизма будут рассмотрены в дальнейшем.
К о р п ус пианино или рояля пятая основная часть — представляет собой деревянный ящик, облицовывающий инструмент. У пианино он состоит из двух стенок, приклеенных к опорной деревянной раме. К стенкам с помощью кронштейнов крепится стол (штульрама) для клавиатуры и' механики. Высота клавиатуры над полом диктуется высотой колен человека и находится в пределах 710—730 мм. Клавишный механизм закрывается спереди клавиатурным клапаном и верхней филенкой, а сверху крышкой. К клапану привернут пюпитр для нот. Под столом ставится нижняя филенка, которая вместе со стенками опирается на цокольный пол, имеющий ножки с четырьмя металлическими роликами. На цокольном полу посередине располагается педальный механизм.
Корпус рояля состоит из стенок, согнутых по форме опорных конструкций и приклеенных к деревянной раме. Сверху струны и дека закрыты двумя крышками задней большой и передней малой. Задняя с помощью петель крепится клевой стенке. Передняя
на ленточном шарнире откидывается на заднюю. У рояля, как и у пианино, на специальном столе располагается клавишный механизм, который закрыт спереди клавиатурным клапаном и несколькими брусками.
Рояль устанавливается на полу с помощью трех ножек, имеющих внизу ролики. Спереди, между передними ножками, к корпусу крепят педаль. Сверху, под малой крышкой, располагается выдвижной пюпитр с откидной подставкой.
Корпус пианино и рояля оклеивают фанерой разных пород дерева и затем полируют. Полировка бывает черной либо цветной. Если говорить о назначении корпуса, то прежде всего он служит для установки инструмента на полу и крепления клавишного и педального механизмов, а также для предохранения их от случайных повреждений и проникновения пыли. Ограничивая собой некоторый внутренний объем, корпус может влиять на звукообразование, действуя как резонатор. Это заметно при открывании крышки пианино и особенно рояля.
Наконец, корпус определяет внешний вид инструмента. Красивое оформление деталей корпуса, в соответствии с существующим стилем, с использованием естественного рисунка слоев дерева, полированного под цвет ансамбля мебели, радует глаз и украшает комнату. По-своему хороша отделка поверхности корпуса пианино или рояля в строгий черный цвет с зеркальной по­
лировкой.
П р им е чан и е . Рисунки общего устройства пианино и рояля здесь не приводятся. Для большей наглядности лучше изучить расположение основных частей на самих инструментах.
Контрольные вопросы. Из каких основных частей состоят рояли и пианино. Что представляет собой каждая основная часть фортепиано и каково ее назначение. Из какого материала изготовляются струны. Почему в басовом регистре применяются обвитые струны. Из какого материала делается резонансная дека Из каких частей она состоит. Из каких деталей состоит деревянная рама Как устроена и работает
колковая доска. Что представляет собой металлическая рама. Как осуществляется крепление струн на опорных конструкциях. Какие основные требования предъявляются к работе клавишного механизма. Из каких частей состоит корпус пианино и рояля. Как отделывается поверхность корпуса инструментов Бывают и сдвоенные ножки, тогда их шесть. Вместо роликов в малогабаритных роялях и пианино применяются также металлические пластины. Это предопределяет разные приемы транспортировки инструментов
ГЛАВА КЛАВИШНЫЙ МЕХАНИЗМ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

перейти в каталог файлов


связь с админом