Главная страница

Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3-х классов. На переменахдляшкольников


Скачать 2.28 Mb.
НазваниеНа переменахдляшкольников
АнкорГеллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3-х классов.pdf
Дата13.01.2017
Размер2.28 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGeller_E_M_Igry_na_peremenakh_dlya_shkolnikov_1-3-kh_klassov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#6231
страница1 из 4
Каталог

С этим файлом связано 42131 файл(ов). Среди них: Szhigaem_zhir.pdf и ещё 42121 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

<
I
дыша
Ht
МНОГИ)
нашей
Е.М. ГЕЛЛЕР
Игры
на переменах
для
школьников
Ue3 Классов св и с
Москва
«Физкультура и спорт
1985
I
*

VT
,
{
DnilftinnilTLI
1
БАРАНЦЕВ С. А. КАЧАШКИН В. M.
Геллер E. Г Игры на переменах для школьников х классов М Физкультура и спорт, 1985.— 48 с.
На основании обобщения передового опыта организации и проведения физкультурно-оздоровительных (подвижных) перемен в школах Белоруссии и проведенных исследований раскрываются методические и организационные вопросы применения подвижных игр на переменах в начальных классах общеобразовательной школы.
Пособие адресовано учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы с детьми, учителям физической культуры, пионервожатым, старшеклассникам-активистам, воспитателям групп продленного дня 0 0 0 0 0 0 -1 4 4

ББК Г
009 ( 0 1 ) - 8 5
4 4 -8 5
371 014
ББК 75.1
Г31
Содержание
От автора.
3
Организационно.-методические и педагогические требования к проведению подвижной перемены Подвижные игры как основной компонент перемены. Планирование подвижных игр на большой перемене. На свежем воздухе ив помещении. Игры и эстафеты Аттракционные игры, соревнования-поединки............................................ Зимой навоз духе. Приложения. Вам помогут этик ни г и ............................................................................................... Ефим Моисеевич Геллер
Игры на переменах для шнольнинов х нлассов
Редактор А. КГ р инке в и ч. Художник И. П. Борисов. Художественный редактор В. АЖ ига рев. Технический редактор НАС у ров ц о в а. Корректор Г. Б. Пяты ш е в а. Сдано в набор 19.04.85. Подписано к печати А 04876. Формат 60 X 9 0 / 1 6 . Бумага офсетная. Гарнитура «Акцидент гротеск. Офсетная печать. Уел. пл. Уел. кр.-отт. 10,5. Уч.-изд. л. 3,29. Тираж 100 000 экз.
Издат. № 7170. Зак. 340. Цена 15 коп. Ордена Знак Почета издательство Физкультура рт Государственного комитета СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 101421.
Каляевская ул, 27. Ярославский полиграфкомбинат Союзполиграфпрома при Государственном СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 150014, Ярославль, ул. Своб
Издательство Физкультура и спорт
Обеспечить проведение во всех общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах утренней гимнастики, подвижных игр вовремя удлиненных пере­
мен...
Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».
От автора
Все мы были школьниками. И каждый из нас хорошо помнит, с каким нетерпением мы зачастую ожидали волшебного звонка на перемену. С этим сигналом мы выбегали во двор, с веселым шумом заполняли коридоры и затевали интересные игры. Ау меня внутри есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель...» Это слова из озорной и задорной ребячьей песни. Очень точно подметил поэт в каждом ребенке таится заложенная природой неуемная потребность движения. Бегать наперегонки, толкаться, скакать на одной ножке для него столь же естественно и необходимо, как дышать.
Но, как говорится, делу время — потехр час. В семь лета для многих теперь уже ив шесть лет, для каждого юного гражданина нашей страны раздается первый школьный звонон на урок. Крепок *
гранит науки. Чтобы одолеть его, нужно трудиться. Но организм-то все же еще детский к концу урока заметно снижается внимание учащихся. Это свидетельствует о том, что наступило утомление. Развиваются процессы торможения в центральной нервной системе ребенка как защитная функция организма, направленная на предохранение нервных клеток мозга от разрушения. Заторможенные клетки отдыхают. Чем глубже торможение, тем быстрее и лучше восстанавливается работоспособность утомленных клеток. Таким образом, задача сводится в общих чертах к необходимости добиться нан можно более глубокого торможения утомленных участков коры головного мозга.
Основоположник русской физиологии ИМ. Сеченов доказал, что при переключении на другие виды работа не при полнейшей бездеятельности организм особенно быстро приходит в состояние высокой и продуктивной работоспособности. Это позволяет сделать важный вывод активный отдых как наиболее эффективный способ восстановления работоспособности организма следует использовать возможно чаще.
О том, что движение способствует мышлению, известно было в глубокой древности. Аристотель, например, создал школу так называемых перипатетиков (гуляющих, в которой проводил уроки, прогуливаясь вместе с учениками. Ж.-Ж. Руссо также считал, что ходьба и физические упражнения способствуют игре мозга и работе мысли.
Проведенные нами специальные исследования показали, что весьма важным фактором в решении задачи по обеспечению работоспособности детей начальных классов является целенаправленное использование перемен в виде игр и спортивных развлечений. Установлено, что такие перемены способствуют не только восполнению недостатка движений у учащихся, но и обеспечивают правильное протекание физиологических функций и более длительное сохранение умственной работоспособности.
Не случайно в Белоруссии в последние годы все большее распространение получает практика так называемых подвижных перемен. Однако, как показывает опыт, отсутствие конкретных методических пособий не позволяет в полной мере воплотить в жизнь требования упомянутого выше постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о внедрении подвижных игр вовремя перемен.
В этой работе на основе изучения опыта проведения подвижных перемен в школах Белоруссии автор изложил методику организации и проведения перемен с использованием подвижных игр.
Пособие адресовано учителям начальных классов, организаторам внеклассной работы с детьми, старшеклассникам-активистам, которые привлекаются к организации внеурочных физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми младшего школьного возраста, и, конечно, учителям физической культуры. Представленный практический игровой материал будет полезным воспитателям групп продленного дня, организаторам работы с детьми по месту жительства и всем, кто призван заботиться об активном отдыхе детей

Организационно-методические и педагогические требования н проведению подвижной перемены

Как правильно организовать перемену Одни специалисты считают, что перемена для того и существует, чтобы школьники побегали, размялись, а учителя отдохнули. Другие утверждают, что беготня на переменах нередко бывает причиной детского травматизма. Опыт и исследования свидетельствуют о необходимости проведения подвижных перемен.
Главное назначение перемены — приостановить развивающееся в процессе учебных занятий торможение в коре головного мозга, предотвратить развитие острого хронического умственного утомления у детей и дать разрядку умственному и эмоциональному напряжению для улучшения восприятия учебного материала. Кроме того, как показали наблюдения, хорошо организованная подвижная перемена — важный фактор улучшения двигательного режима детей в борьбе с гиподинамией.
К сожалению, нередко учителя, не успев разъяснить домашнее задание или повторить новый материал, делают это за счет перемен, сокращая тем самым время отдыха ребят. Наверное, они не отдают себе отчета в том, что удлинение урока за счет перемены не приносит желаемого результата. Как правило, объяснение проходит в шуме, при отсутствии должного внимания учащихся. Не отдохнув, школьники плохо воспринимают материал следующего урока. Мало того, систематические нарушения школьного режима, как показывают наблюдения, серьезно
отражаются на здоровье детей — накапливается утомление, изнуряется нервная система, резко снижается жизнедеятельность организма. Все это не может не сказаться на результатах обучения в целом.
Особенно недопустимо задерживать учащихся после звонка в тех случаях, когда школьникам вовремя перемены нужно перейти из кабинета в кабинет, занять свои места, подготовить все необходимое к следующему уроку.
Исследования показывают, что наибольшую оздоровительную ценность имеют подвижные игры, проводимые на свежем воздухе. Учащиеся выходят на перемену в повседневной одежде. При температуре ниже
3° мороза, они должны быть в верхней одежде. Перемены на свежем воздухе в средней полосе страны могут проводиться при температуре допри скорости ветра до 4 м/сек.
Руководят организацией и проведением подвижных игр и упражнений на переменах директор школы и его заместители. Непосредственное проведение подвижных перемен возлагается на дежурных педагогов и физкультурный актив школы из числа учащихся старших классов.
Учитель физкультуры определяет содержание подвижных перемен, подготавливает актив, оказывает помощь учителям начальных классов в подборе игр и физических упражнений.
Продолжительность удлиненной перемены устанавливается администрацией школы в соответствии с конкретными условиями. Например, в ряде школ Белоруссии с односменными полуторасменным режимом перемену проводят после третьего урока продолжительностью дои даже
40 мин. В двухсменных школах после третьего урока в каждой смене продолжительность перемен до 20—25 мин.
В некоторых школах, где невозможно вывести одновременно на площадки всех учащихся, практикуются две перемены помин, после второго и третьего уроков.
Места проведения занятий следует подготовить в соответствии с са­
нитарно-гигиеническими требованиями. Необходимо обеспечить условия безопасности учащихся.
Радиофикация мест занятий позволяет интереснее проводить подвижные перемены все учащиеся организованно выходят и возвращаются под звуки популярной мелодии. Походу перемены можно делать различные сообщения, вносить коррективы в игры.
Успешной организации подвижных перемен способствует наличие достаточного количества инвентаря и оборудования. Привлекательны стационарные аттракционы типа Набрось кольцо, «Шаронат», Охота на
/игров» и т, п.
Дети, отнесенные к специальной медицинской группе, вовремя подвижных перемен участвуют в играх, несвязанных со значительной нагрузкой (аттракционные игры) или гуляют на свежем воздухе, по своему усмотрению.
Практика показывает, что ежемесячно надо проводить методические занятия с организаторами подвижных перемен. Учитель физкультуры предлагает набор игр и игровых упражнений на будущий месяц, уточняет приемы организации ребят, оказывает методическую помощь учителям начальных классов, воспитателям, общественным инструкторам в правильном подборе игр и методике проведения игр
Медицинские работники школы должны проводить наблюдения за учащимися, помогать дозировать нагрузку по внешним признакам, по функциональным показателям, проверять пульс, кровяное давление. Особое внимание им следует обращать на детей с ослабленным здоровьем.
Очень важно накапливать и систематизировать материалы педагогических наблюдений и медицинских показателей учащихся, чтобы на конкретных цифрах (пульса, антропометрии, состояния здоровья и физического развития, умственной работоспособности и т. д) наглядно показать благотворное влияние физических упражнений и игр на переменах на здоровье, физическое развитие и работоспособность детей.
Мы уже отмечали, что в Белоруссии накоплен значительный опыт использования подвижных игр на переменах как фактора повышения умственной работоспособности и улучшения двигательного режима учащихся. Причем такие перемены получили довольно широкое распространение не только в городах, но ив сельской местности. Характерен опыт Кочищанской сельской школы Ельского района Гомельской области. Здесь сложилась своеобразная система организации перемен. Сущность ее в следующем. Организатором подвижных перемен на учебную неделю является дежурный класс. Классный руководитель распределяет среди своих учеников обязанности по организации и проведению перемены. Эти учащиеся, предварительно уточнив мнение физоргов классов, составляют план на неделю. Каждую субботу в кабинете директора школы собираются классные руководители, сдающие и принимающие дежурство, организатор внеклассной и внешкольной работы, учитель физкультуры для подведения итогов и утверждения программы наследующую неделю. На заседании совета критически анализируются проведенные перемены на прошедшей неделе и выставляется оценка классу за проведенные мероприятия. К концу четверти класс, получивший наибольшую сумму баллов, награждается однодневной экскурсионной поездкой в Гомель. Окончательные итоги подводятся в конце учебного года.
Значительную помощь в организации перемен могут оказать и кабинеты физвоспитания институтов усовершенствования учителей. Об этом свидетельствует опыт работы Брестского и Гомельского институтов усовершенствования учителей. Они снабдили школы наборами игровых карточек, разработанных кафедрой спортивных игр Белорусского института физической культуры. В игровой карточке даны рисунки, описание игр, наиболее целесообразное расположение игроков и методичёские указания (см. приложение Такие наборы игровых карточек в школах позволяют привлечь к проведению подвижных игр на переменах широкий актив, в том числе старшеклассников.
Практика показала, что в школах, где подвижные перемены проводятся систематически, значительно повысилась успеваемость учащихся и отмечаются положительные сдвиги в состоянии здоровья детей
Подвижные игры как основной компонент перемены
Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Возможно применение различных средств двигательной активности. Однако, как показала практика, наиболее эффективны перемены, в основу которых положены подвижные игры.
Чем это можно объяснить?
Игры в отличие от строго регламентированных движений всегда связаны с инициативой в решении двигательных задачи протекают в основном с эмоциональным подъемом, стимулирующим двигательную активность и отодвигающим возникновение утомления.
В процессе игры существенно повышается кровоснабжение утомленного мозга детей, усиливается дыхание, улучшается функциональная деятельность организма в целом, что способствует улучшению подготовки организма к последующей умственной деятельности.
Важнейший результат игры — радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше, чем другие средства физической культуры, отвечают задачам подвижной перемены.
Итак, подвижные игры — наиболее предпочтительное средство проведения подвижной перемены. Но, как известно, игры бывают разные по воздействию на организм, педагогической направленности и другим
признакам. Поэтому важно правильно подбирать их в определенной последовательности и уяснить методику проведения.
К подвижной перемене предъявляются те же основные требования, что и к занятиям физической культурой организованное их начало, постепенное нарастание физиологической нагрузки и снижение ее в конце занятий.
Слишком большая нагрузка вначале перемены может вызвать у ребят чувство усталости и неблагоприятно скажется на их работоспособности. В тоже время через 1—2 месяца с ростом тренированности организма этаже нагрузка может стать оптимальной.
К концу подвижной перемены нагрузка снижается. Нормальным можно считать положение, когда перед началом следующего урока показатели пульса у ребят на 15—20 ударов выше, чем были перед началом подвижной перемены. Повышение первоначальных показателей на 40 ударов свидетельствует о завышенной нагрузке, недостаточном отдыхе, слабой тренированности или недомоганиях учащихся.
Подвижные игры на переменах классифицируются по психофизической нагрузке, оказываемой игрой. Наблюдения позволили выделить три степени нагрузки малую, среднюю, большую. К первой степени отнесены игры, в процессе ноторых отмечается повышение частоты сердечных сокращений до 140% ударов в минуту от исходного, ко второй сте­
пени—до 180%, к третьей свыше 180% ударов в минуту.
Практика проведения подвижных перемени специальные исследования позволили определить следующие требования, предъявляемые к подбираемым играм все упражнения в играх должны соответствовать анатомо-физиоло­
гическим и психологическим особенностям детей, быть простыми по содержанию, доступными и вызывать интересу детей физическая и психологическая нагрузка в играх, функциональные сдвиги должны соответствовать нормальной физиологической кривой постепенное нарастание нагрузки и приближение ее в нонце к исходным величинам не рекомендуется проводить остроконфликтные игры, вызывающие слишком большой игровой азарт следует включать и такие игры, в которых предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию (аттракционные игры, конкурсы, поединки).
Прежде всего учитель объявляет название игры, напоминает учащимся ее правила. Это напоминание должно быть ясным, точными немногословным, тан как дети начальных классов не обладают необходимой выдержкой и хотят как можно быстрее начать играть. Нами установлено, что вовремя объяснения игры у ребят значительно учащается пульс. Очевидно, слушая рассказ учителя, дети уже мысленно участвуют в игре, выполняют движения и стремятся достичь цели.
Рекомендуется использовать на переменах знакомые детям игры, чтобы не терять времени на объяснение. Если все же приходится давать новую игру, целесообразно после короткого объяснения сути опробовать ее, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся все поняли. Затем следует внести поправки и по всем правилам провести игру до соответствующего результата 9
Руководящая роль старшего при этом может заключаться в контроле за соблюдением правил игры, в определении результата, разборе конфликтных ситуаций (если они возникнут, поддержании порядка. Важно вовремя игры поощрять хорошие поступки учащихся и осуждать отри­
цательные.
Руководитель должен в процессе игры дозировать физическую нагрузку, учитывая подготовленность детей, размеры площадки, длительность игры, характер упражнений, входящих в нее, количество повторений и интервалы отдыха между ними.
Как это делается, покажем на примере игры «Совушка».
Игра по своим правилами содержанию упражнений (бег, прыжни) довольно проста. Поэтому ее можно предложить сравнительно слабо физически развитым учащимся начальных классов.
Величина нагрузки в этой игре будет зависеть от двух факторов а) длительности игры б) интервалов между командами День наступает, все оживает и Ночь наступает, все замирает сова вылетает. Размеры площадки в данной игре существенно не отражаются на величине нагрузни. А в играх типа Бездомный заяц, эстафетах различного характера размеры площадки являются решающим фактором в определении нагрузки.
Варьируя величину задания (длину бега, прыжков и т. п, длительность игры и интервалы между повторениями, руководитель может сознательно уменьшать или увеличивать физическую нагрузку подвижных игр вовремя перемены.
Следует поощрять и самостоятельные, спонтанно возникающие подвижные игры детей, отвечающие требованиям подвижной перемены. Если при этой игре не потребуется прямое руководство ею, то старший должен наблюдать за игрой, иначе интересу школьников пропадет и игра быстро прекратится.
При рекомендации детям очередных игр на перемене желательно избегать предложений типа Сегодня выбудете играть в. Лучше использовать товарищескую форму общения, учитывая интерес играющих, предлагать детям игры на выбор. Например, В какую игру вы хотите поиграть сегодня, или Давайте поиграем в игру, или Знаете ли вы игру. Давайте сегодня попробуем ее провести и т. п.
Во время перемены можно использовать игротеку. В удобном месте установить небольшой ящик с мелким игровым инвентарем, который раздать играющим, находящимся под наблюдением ответственного за игротеку
Планирование подвижных игр на большой перемене
Учитель заранее составляет план-графин физкультурных мероприятий, которые намечает проводить на большой перемене в течение года. В плане-графике отражаются лишь основные разделы проводимых мероприятий, последовательность их прохождения в году. Содержание отдельных перемен в нем не раскрывается.
Для 1 -го класса можно предложить примерно таной план-график использования подвижных игр на большой перемене.
На основании плана-графика учитель составляет более подробный план игр на месяц, на неделю. План можно вывесить на видном месте в школе, чтобы с ним познакомились все ученики.
Практика показала, что на большой перемене можно провести две- три игры сначала игру средней интенсивности, затем высокой и наконец малой интенсивности. Такая схема построения перемены в наибольшей степени соответствует ее задачам.
Уточним, что включаемые в перемену игры в основном должны быть знакомы детям по урокам физической культуры. Вместе стем педагогически оправдано использование подвижных игр, выходящих за рамки школьной программы. Это способствует повышению интереса детей к проводимым оздоровительным мероприятиям на переменах.
Следует избегать крайностей необязательно каждый день проводить все новые игры. В частности, из трех включаемых игр одну можно 2‘
)
Четверти учебного года
Игра
I
II
ш
IV
С элементами общеразвивающих упражнений
+
+
+
+
С элементами равновесия
+
+
+
С элементами ориентирования в пространстве
+
+
+
С элементами ходьбы и бега
+
+
+
С элементами прыжков
+
4-
С элементами метаний
+
+
+
С катанием на санках, игры на зимней площадке
+
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом