Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Начало нового этапа развития отечественного телевидения совпадает с годом распада СССР 1991-м, а внутри этого периода применительно к телевидению выделяются два телевизионных передела


Скачать 24.25 Kb.
НазваниеНачало нового этапа развития отечественного телевидения совпадает с годом распада СССР 1991-м, а внутри этого периода применительно к телевидению выделяются два телевизионных передела
Анкорkommertsializatsia tv 1991 goda.docx
Дата16.04.2019
Размер24.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkommertsializatsia_tv_1991_goda.docx
ТипДокументы
#45206
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

начало нового этапа развития отечественного телевидения совпадает с годом распада СССР — 1991-м, а внутри этого периода применительно к телевидению выделяются два телевизионных «передела». Первый характеризуется поиском новых структурных форм и явными дезинтеграционными процессами в постсоветский период.

Лишь внешне неожиданными могут показаться перемены, ставшие особенно заметными на отечественном телевидении в условиях суверенизации, перехода к рыночным отношениям. Они зрели в недрах самой телевизионной системы и лишь совпали и были ускорены общественными катаклизмами, приведшими к беловежским соглашениям.

Итак, вместе с распадом СССР в 1991 г. автоматически распадается система Гостелерадио СССР, Центральное телевидение трансформируется в государственную телерадиокомпанию «Останкино» (ТВ «Останкино»), ставшую, по сути, чисто московской организацией, а не межгосударственным каналом СНГ. Нельзя сказать, что полная независимость от Москвы оказалась неожиданной для телевизионных организаций бывших союзных республик. «Парад суверенитетов» — явление, характерное для второй половины «перестроечной» пятилетки, — был не только осмыслен и всесторонне освещен республиканскими средствами массовой информации, но и в определенной мере подготовлен ими. Эпоха многолетнего подчинения двум «хозяевам» — союзному и республиканскому центрам — для телеорганизаций союзных республик завершилась. После декабря 1991 г. инерционные механизмы позволили на какое-то время сохранить единое

информационное пространство (или его видимость) в тех границах, в каких оно складывалось и существовало десятилетиями. Первые изменения затронули содержание программ, организационную структуру национальных телеорганизаций. Понятно, что создание новых материально-технических средств вещания — процесс куда более сложный, дорогостоящий и трудоемкий, нежели перераспределение, «передел» имеющейся телевизионной собственности. В соответствии с принятыми конституциями независимых государств, другими законодательными актами местные телецентры, ретрансляторы, радиорелейные линии и другая коммуникационная техника перешли в безраздельное владение к национальным телеорганизациям. Рано или поздно они должны были воспользоваться правом перекоммутации каналов, а потом — и отказа от трансляции программ из Москвы, так и не ставших межгосударственными.

Впрочем, на этом этапе дело было не только в содержании московских телепрограмм — значительная часть передач от новостей до телесериалов, от спортивных репортажей до телеигр вполне удовлетворяла национальную аудиторию, а русский язык, надо полагать, навсегда сохранит статус средства межнационального общения на территории бывшего СССР. Как и следовало ожидать, распад единого телепространства происходил по причинам как идеологического, так и экономического характера. Неудовлетворенность политическими акцентами при освещении текущих событий в московских телепрограммах, с одной стороны, желание расширить возможности для утверждения новой национально-государственной политики — с другой, наконец, стремление упрочить сферу употребления национального языка, еще недавно резко ограниченную, — все это относится к идеологическим факторам. Экономические разногласия начались с претензий национальных телеорганизаций на часть от рекламных прибылей, так как трансляция российских телепрограмм на территорию бывшего СССР привлекала рекламодателей к бывшим общесоюзным телеканалам. Впоследствии суверенные государства прямо поставили вопрос о том, что трансляция передач из Москвы возможна только в случае ее оплаты российской стороной.

В целом же ликвидация в 1991 г. Гостелерадио СССР и Центрального телевидения сделала

региональные студии, обретшие статус государственных телекомпаний, значительно автономней, а ослабление государственного диктата привело к тому, что в стране возникло также множество мелких полулегальных студий кабельного ТВ, представлявших собой не столько телевидение, сколько «коллективное видео» и живших за счет взымания с абонентов платы за показ «пиратских» видеозаписей. По данным немецкой газеты «Ди вельт» (10.11.1992), в СНГ насчитывалось около 500 независимых кабельных сетей, из них 400 приходилось на Россию.

При вступлении в Совет Европы Россия обязалась подписать в общей сложности около 30 конвенций, 11 из которых посвящены вопросам информации (в том числе о защите авторских прав и интеллектуальной собственности, а также конвенцию о трансграничном телевещании). Введение в 1992 г.. практики лицензирования вещания позволило хоть немного навести порядок с кабельными студиями, а главное — узаконить негосударственное (независимое, коммерческое) телевидение, существовавшее до этого без правовой основы, полулегально или в «тени» государственных студий, в симбиозе с ними, в форме дочерних предприятий.

Важнейший процесс этого периода: открывшаяся для государственных телекомпаний возможность тайно или явно (в качестве компенсации за недостаток бюджетного финансирования) продавать рекламное время в своих программах. Это привело к тому, что производители популярных программ, работавшие в тех или иных редакциях, творческих объединениях, создали собственные продюсерские фирмы, поначалу бывшие «теневыми» структурами при редакциях. «Перекачав» значительные средства на собственные счета, они смогли «автономизироваться». Так возникли «BИD», ATB (Ассоциация «Авторского телевидения») и другие известные производители телепрограмм, не имеющие своих каналов и лицензий на вещание, а продающие собственную телепродукцию вещательным компаниям.

Логика деструктуризации государственных телекомпаний была такова: обвальный рост цен на материалы и услуги, резкое снижение государственного финансирования, неоправданно громоздкий, окостеневший в своей бездеятельности центральный аппарат, отсутствие опытных кадров продюсеров привели к тому, что ни ГТРК «Останкино», ни РТР не могли самостоятельно заполнить эфирное время. Поэтому государственное телевидение в определенном смысле было заинтересовано в своей деструктуризации, так как, не вкладывая никаких средств в производство программ, оно получало от негосударственных телеструктур готовую продукцию в виде различных передач, а также отчисления от рекламы, арендную плату и т.д. Во многом этот процесс был объективен, по крайней мере, с экономической точки зрения.

Таким образом, вначале децентрализация государственного телевидения идет по принципу образования бывшими редакциями, студиями и объединениями своих фирм с приставкой «ТВ» (типа «Спорт ТВ», образовавшееся из бывшей редакции спортивных программ, или «Совершенно секретно-ТВ» — из одноименной программы Артема Боровика). Эти структуры нельзя назвать в полном смысле слова телевизионными кампаниями, так как они остаются по сути подразделениями ГТРК «Останкино» (так их и воспринимают зрители), не имея собственного эфира и собственной техники.

Однако коммерциализация в 1990-х годах государственного телевидения привела к тому, что постепенно возникают и специальные коммерческие структуры, формально независимые телекомпании типа КВТ-1 или ЦКТ (Центр коммерческого телевидения), которые нередко служат прикрытием для ведения разнообразного бизнеса.

Быстрый рост числа коммерческих телекомпаний объясняется еще и так называемым человеческим фактором — стремлением того или иного человека или группы людей реализовать свои собственные планы в сфере телевидения. И если такое стремление находит отклик у заинтересованных политических или чаще экономических структур — успех обеспечен.

«Реклама — двигатель торговли» — гласит известный девиз предпринимателей. Однако в современных российских условиях реклама послужила также «двигателем» разгосударствления телевидения. Либерализация экономических отношений, провозглашенная новым руководством России, привела к тому, что, с одной стороны, возникновение коммерческих структур на телевидении стало с экономической точки зрения возможным (появились свободные средства для покупки оборудования, эфирного времени и т.д.), а с другой стороны, и необходимым. Отечественным и иностранным коммерсантам срочно потребовалось большое количество эфирного времени для своей рекламы, но рамки государственного телевидения были для этого слишком тесны. Так возник ряд телекомпаний, ориентированных прежде всего на рекламодателей. Эпизод I. Телерадиокомпания, вернее сказать, телеканал «2x2» — первенец и наиболее яркий представитель «рекламной индустрии», само название которого в начале его деятельности объяснялось как пропорциональное предоставление эфира для рекламы и других программ (по принципу «50x50»). Телеканал «2x2» как хозрасчетное предприятие был создан в октябре 1990 г. приказом Гостелерадио СССР для заполнения эфира. Здесь реклама одновременно выступает и источником финансирования и формой функционирования телеканала. На государственном телевидении в 90-е годы XX в. начала складываться такая же ситуация, как в торговле: крупный универсам большую часть торговых площадей сдает частникам и живет за счет арендной платы, а работники универсама становятся своеобразными рантье, скучая у своих неказистых прилавков, ибо самим торговать им нет никакой нужды... Разве не та же схема действий была у молодежной редакции ГТРК «Останкино», реорганизовавшейся в студию «Эксперимент», фактически не существующую, но входящую в состав учредителей таких солидных телефирм, как «BИD», «АМИК» и др.? В этом же ряду студия «Публицист», самостоятельно не производившая ни одной телепрограммы, но «дававшая статус» таким популярным передачам, как «Час пик», «До и после», «Взгляд с...».

несомненные плюсы. Во-первых, за счет независимой успешной финансовой политики и аккумуляции лучших творческих кадров частные телекомпании производили продукцию гораздо более высокого качества, чем государственные студии. Стало быть, телезрители оказались в выигрыше. Во-вторых, финансовые вложения частных компаний в производственные мощности позволили хоть сколько-нибудь поднять технологический уровень отечественного телевидения, что было бы затруднительно для бюджетного государственного вещания в связи с урезанием в последние годы государственных дотаций на обновление технической базы практически до нуля.

Таким образом, если советское телевидение сводило все классификационное «разнообразие» к делению на центральное и местное вещание, то в середине 90-х годов российское телевидение имело значительно более сложную классификацию*:

По способу трансляции:

эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

спутниковое (например, «Космос-ТВ» — совместное российско-американское предприятие, предлагающее российскому потребителю спутниковые телепрограммы западных компаний; в России эру непосредственного спутникового телевещания в конце 1996 г. открыли четыре телеканала «НТВ+»);

кабельное (компания «КТВ-1», кабельные сети в городах России).

По типу деятельности:

вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, среди которых иногда встречаются компании, лишь ретранслирующие другие станции — та же «Космос-ТВ», но в большинстве своем это универсальные телеорганизации, имеющие и собственное телепроизводство, и доступ к эфиру);

* Кстати, именно такое деление закреплено в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» (ст. 31).

100

программопроизводящие (продюсерские фирмы, о которых сказано выше);

дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).

По принципу образования:

из старых структур («BИD», «АТВ» и т.п.);

новообразованные (канал «ТВ-6 Москва», «Русская тройка видео» и др.).

По охвату аудитории (ареал распространения):

общероссийские (РТР) — аналог Центрального телевидения (в еще большей мере это относится к следующему пункту);

межгосударственные (с некоторой натяжкой сюда можно отнести I канал);

региональные («Юг России);

местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

По способу распространения телесигнала:

общенациональные (I канал, «Россия»);

сетевые («ТВ-6 Москва»).

По специализации программ:

общие («BИD», «2X2» И Т.П.);

специализированные (Воен ТВ).

По финансированию:

бюджетные (телеканал «Россия», региональные государственные телерадиокомпании);

самофинансируемые (коммерческие) — за счет доходов от рекламы (телеканал «2x2», ВКТ), абонементной платы и рекламы («Космос-ТВ», «Марафон ТВ»), диверсификации бизнеса (создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги «нетелевизионным» путем с последующим перераспределением капитала), за счет спонсоров (подобный способ не афишируется), за счет промышленно-финансовых групп (классический пример — создание В. Гусинским телекомпании НТВ).

По форме собственности:

государственные;

негосударственные, среди которых все разнообразие дозволенных законом форм собственности:

частные (REN-TV, «Джемини фильм Интернешнл»);

акционерные общества:

открытого типа (Центр коммерческого телевидения); — закрытого типа («2x2 Телемаркет»);

000 — общества с ограниченной ответственностью («Агентство Парадиз»);

ТОО — товарищества с ограниченной ответственностью (Екатеринбург Арт Хоум Видео).

Здесь можно встретить и другие названия:

корпорация (Видеофильм);

киноассоциация (DIXI — создатель знаменитой программы «Куклы» на НТВ);

продюсерский центр (Московский стиль — производство программ «Момент истины», «Маски-Шоу», «Джентльмен-Шоу»);

концерн («Красная площадь» — основатель, продюсер и директор Валерий Комиссаров, программы «Мужские и женские истории», «Моя семья»);

независимая телестудия (ИМИ-ТВ, Уралфильм);

смешанные компании с участием зарубежных инвесторов (первый пример — канал «ТВ-6 Москва», АОЗТ Российско-Британская творческая ассоциация «Ист-Вест»).

одним из векторов современного состояния информационного вещания является регионализация. Следовательно, интерес региональной аудитории к новостям местного масштаба может быть признан определяющим. Подобное положение вещей чрезвычайно устраивало местные элиты, использовавшие региональные телекомпании как могущественные каналы влияния. Совпадение интересов «верхов» и «низов» способствовало бурному развитию местного телевидения.

Однако бурный рост регионального телевидения не привел к расширению местного информационного поля. Наоборот, новые телестанции были не в состоянии готовить собственные программы — дорого, трудно, нет техники, кадров и т.д., — они заключают договора с федеральными каналами на трансляцию центральных программ. В результате просмотровые возможности местной аудитории растут, а суммарный объем, точнее, доля местных программ в общем объеме вещания сокращается.

Этим объясняется вторая тенденция развития телевидения — централизация. Процесс децентрализации нашего телевещания шел десять постсоветских лет и дошел до того предела, после которого — снова, в который раз! — качели должны были качнуться в противоположную сторону.

Наконец, третья тенденция развития телевизионного вещания, характерная именно для данного периода, — это миграция — великое «переселении народов» — фантастическом кочевье телевизионщиков всех рангов с канала на канал. Это следствие передела телевизионной собственности и телевизионного пространства, ибо человеческий ресурс — это, может быть, важнейшая часть вышеупомянутой собственности.

День сегодняшний дает богатейший материал для исследования отечественного телевидения, влияния форм собственности на информационную политику. Возникли серьезные проблемы доступа к информации. Раньше оперативность была показателем развития материально-технической базы и организации работы. Теперь — и формы собственности.
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей